По смерти Георгия Карталинского царя, поставлен был от персиан Карталинским ханом Хозрой, племянник Георгиев, а по нем с 170З года Вахтанг V. Этот царь за не принятие магометанской религии семь лет был содержим под стражею в Испагане, а между тем в Карталинии царствовали брат его Иессей два года, да сын Бакар пять лет. По освобождении своем с 1719 года он принял было опять правление; но персиане выгнав его, отдали Карталинию Константину царю Кахетинскому. Частые перемены тогдашних персидских шахов, внутренние бунты самих персиан и нападения со всех сторон от афганского народа, не подавали никакой надежды Вахтангу оставаться спокойным в Грузии. А притом с 172З года напали на Грузию еще и турки, завладели всеми ее землями и везде поставляли своих пашей. В этих обстоятельствах Вахтанг, считая государство свое уже в конец погибшим, решился с детьми и с пятью епископами, пятью архимандритами, шестью игуменами и многими низшего класса духовными в 1724 году переселиться навсегда в Россию. Бедствия их отечества не прежде кончились как в 1729 году трактатом между Персией и Россией, или лучше сказать в 17З6 с восшествием на Персидский престол шаха Надира, прозванного Тахмас-Кулыханом. Ибо он-то уже совершенно освободил Карталинию и Кахетию от турецкого порабощения и хищничества. А при том сама Россия, чувствуя великие затруднения в защите этой отдаленной земли, союзными с Персией в 17З2 году трактатом уступила ей все владения свои от реки Терека до реки Куры. Да и Турция в 1735 году на уступку Грузии персианам согласилась, отказавшись сама от всех впредь притязаний по крайней мере на восточные оной области. С тех пор грузинские князья и войска действовали совокупно с персианами, и грузинская конница, славная издревле по всему востоку, первое имела участие во всех Надировых завоеваниях. Надир при самом восшествии своем на Персидский престол пожаловал многих грузин, особенно к себе приверженных, князьями, роздал им лучшие в Грузии области и наградил еще деньгами. Он отменил давний персидский закон, повелевавший грузин при вступлении в персидскую службу приневоливать к принятию магометанства. В Индейский свой поход брал он с собою все почти грузинское знатнейшее дворянство. В отсутствие свое поставила для управления Грузиею несколько ханов по разным провинциям из Персиан, а потом Кахетинского царя Теймураза сделал вместе Карталинским и Кахетинским, и сверх того отдал ему во владение две небольшие области, Борчал и Козах. Особенно любил он и часто при себе держал сына Теймуразова, царевича Ираклия. Некоторые грузинские князья восставали было против Теймураза, защищая права жившего в России царя Вахтанга и других ближайших к наследству Карталинского престола. Но власть шаха Надира и храбрость сына Теймуразова Ираклия, царствовавшего тогда уже в Кахетии, удерживали их в границах.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В начале зимы добровольческий фронт на Перекопе был прорван Красной Армией, началась тяжелая эвакуация. Нам с Олей с трудом, с одним чемоданчиком в руках, удалось погрузиться на старый угольщик «Аскольд», где целую первую ночь пришлось просто стоять на ногах в сбитой массе уставших до изнеможения офицеров и добровольцев... через несколько дней мы доплыли до Константинополя... Вернемся ли?.. Когда?.. Куда едем?.. Зачем?.. Оля плакала. Молодежь бодро стремилась к новому будущему, весело утверждала: «Через год дома будем!» Я знал, что не скоро. Может быть – никогда. Может быть, лет через пять, когда перемелется, новая жизнь позовет нас, вероятнее – много позже... [...] В декабре месяце доплыли до Которской бухты, но там не задержались, а повезли нас в Бакар, крайнюю северную пристань на хорватском побережье Адриатического моря. Здесь простояли недели две – до нового 1921 г., и 3 января спустили нас на берег и посадили в поезд, который отвез нас в Копривницу, маленький чистенький хорватский город на венгерской границе. Здесь осела наша группа из 50-ти человек, которых разместили семьями или одиночками по отдельным хорватским домам, а меня с Олей и еще одну брачную пару... в гостиницах. Как и всем русским эмигрантам, была определена денежная помощь по 400 тогдашних динаров на человека. В то время довольно большая сумма, поскольку наш полный пансион в лучшей местной гостинице стоил по 300 динаров на человека. [...] В соответствии с общим правительственным положением о русских беженцах было организовано управление колонии, ведавшее как вопросами отношений с местными властями и центральными учреждениями в Белграде, так и внутренней жизни колонии... Благодаря гостеприимному отношению всего местного общества, и в особенности местных домов, оказавших приют как русским семьям, так и холостым беженцам-одиночкам, очень быстро все мы живо вошли в местную среду, где культурное хорватское общество, семьи тамошних сербов и богатые еврейские дома соперничали между собой в размерах внимания к нам и посильной помощи особо нуждающимся беженцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На грузинский престол вступил теперь сын его Бакар I, главной заботой которого было исполнение отцовского завещания; для этого взяв священников, отправился вглубь Кавказа, принес Евангелие диким народам, которые вскоре обращены были в христианство. От них Евангелие проникло дальше; кроме долин и нагорных возвышенностей Кавказа, теперь самые угрюмые горы были уже во власти Св. Церкви. Царь, видя, что Церковь христианская довольно широко раскинулась на Кавказском перешейке, а епископ Мцхетский не мог так близко стоять к этим отдаленным провинциям, учредил новую епископию для горских народов, занимающих местность к северу от Мцхета – Цилканскую 63 . Для этого ранее заложил в городе Цилкани довольно большой каменный храм в честь Пресвятой Богородицы, в котором поставил храмовой иконой образ Пресвятой Богородицы, привезенный им из Палестины во время своего путешествия по св. местам ее 64 . Этот образ, по свидетельству древнейшего предания, писан на доске из яслей Вифлеемского Младенца-Спасителя и тщательно хранится до сих пор в упомянутом храме. Со вступлением Бакара на престол Грузинская Церковь простерла свои пределы теперь на юг. Около 348 года возгорелась жестокая борьба между грузинами и армянами, в которой по необходимости должен был принять участие персидский царь Ормизд. Дабы приобрести к себе расположение Ормизда, Бакар предложил ему мир, нарушенный грузинами принятием христианства 65 . Для закрепления же мирного договора Бакар уступил Ормизду всю Ранскую область, на которую персы давно претендовали. Тогда ее правитель Фероз, зять Мириана, не захотев оставаться во власти Ормизда, немедленно принял от Бакара христианство со всеми жителями своей области и выселился в свободную область Грузинского царства, лежащую между реками Храми и Алгети, выше крепости Самшвилде. Персы по соглашению, заключенному с грузинами, обязывались вступиться за права Бакара и удержать всю Грузию за ним. Грузия одержала над армянами блистательную победу, Бакар при посредничестве императора Констанция и шаха заключил с армянами договор, по которому потомки Рева, зятя армянского царя Тиридата, навсегда устранялись от грузинского престола и не имели прав изъявлять претензий на него, пока оставался в живых кто-нибудь из потомков Бакара.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После смерти Маиумского епископа евтихианствующие 68 греки, зная святость жизни Петра, против его воли выпросили знаменитого инока на Маиумскую кафедру. После долгого управления Церковью блаженный Петр скончался 2 декабря 474 года, и Церковь Иверская за великие подвиги и святую жизнь причислила его к лику своих святых 69 . Бакар, зная давнишнее желание Византии с самого начала водворения в Грузии христианства во что бы то ни стало подчинить эту последнюю своей власти, стал весьма неприязненно относиться к христианам, которым давал ясные намеки на свое нерасположение к Константинополю. Церковная иерархия, состоящая в то время большей частью исключительно из греков с верховным правителем ее во главе, служила видам и целям константинопольского двора. По ее принуждению Бакар лишился горячо любимого своего сына, испрошенного у Бога, и многих знатных юношей вместе с ним. Как человек, весьма любящий свою родину и Церковь , он с горестью смотрел, как из-за бездетности его престолом должны были завладеть ненавистные ему потомки Рева. Чтобы избежать этого, не спрашивая уже согласия греческого духовенства и вопреки тогдашним церковным канонам, запрещавшим окончательно второй брак при жизни первой жены, он женился на другой, взяв в супруги внучку Фероза, бывшего правителя Рани. Живя таким образом с обеими женами, своим поступком царь подавал немало соблазна всем своим подданным. Но раздраженный и вместе с тем скрытный Вараз-Бакар не обращал на это никакого внимания, оправдывая свой поступок действием греческих властей и верховных правителей своей Церкви. Брак его со второй женой был гораздо счастливее, чем с первой. От второй жены родился у него сын, по имени Парсман; вслед за Парсманом, к удивлению всех, первая жена его родила ему двух сыновей – Мир дата и Тиридата. Царь, видя хитрые проделки греков, поневоле склонился на сторону персов, имевших на него огромное влияние и по политическим расчетам оказывавших ему притворную дружбу и защиту от греков и их притязаний. По натуре трусливый и легковерный, он невольно предался гнусной и вероломной политике персидского двора. Роскошная жизнь, вторая жена и огромное влияние на него персов, врагов его Церкви и государства с их магами, окончательно затмили в нем все христианское чувство. Он сделался даже врагом Грузинской Церкви. Но эта вражда не могла высказаться ни в чем, так как вся остальная власть, дворяне и народ, по выражению летописи, были весьма тверды в христианстве, и, в случае серьезного сопротивления с его стороны, он мог лишиться престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Только с пересечением этих последних предоставлялись им все права на грузинский престол. Скрепив таким образом договор с согласия двух властелинов, царь ограничил навсегда притязание армянской власти на грузинский престол, а вместе с тем и пресек навсегда возможность вмешательства в дела Грузинской Церкви армянскому духовенству. Бакар же, в свою очередь, зная кичливый и неспокойный характер армянского народа и желая навсегда пресечь возможность пользоваться именем его племянников как предлогом к занятию Грузии инородцами, немедленно вытребовал из Армении своих племянников и дал им в вечное владение область Кухетию 66 , сначала сделав их правителями Руставской области и поставив в полную зависимость от грузинского престола. Таким образом, Бакар навсегда оградил царство и Грузинскую Церковь от иноземного владычества. Снова занялся устройством внутренних дел: по всем областям воздвигал новые храмы, из числа которых особенно замечателен Урбнисский, сделавшийся впоследствии кафедральным в Верхней Карталинии; умножил число священно- и церковнослужителей, повсюду ввел тогдашний устав Греческой Церкви. Желая наряду с христианским благочестием ввести в Грузии современное ему образование – немедленно вызвал из Константинополя образованных греков, известных ему в бытность его там, и с их помощью впоследствии велел перевести на грузинский язык некоторые богослужебные книги; завел при новых церквах училища, в которых обучали будущих служителей Церкви языкам грузинскому, греческому и ассирийскому; они в то же время приготовлялись к миссионерской деятельности в горах. При нем скончался первый архиепископ грузинский Иоанн I и на место его возведен, по завещанию св. Нины, бывший при ней иерей Иаков, крестивший кахетинцев. Остальное время своей жизни Бакар провел в благочестии христианском, как и отец его св. Мириан, мирно скончался в 364 году и был погребен вместе с братом своим Ревом (вероятно, в Самтаврском же храме). На престол вступил теперь сын его Мирдат III, достойный преемник отца, просветитель страны и человек очень благочестивой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начало самостоятельности грузинской церкви. Христианство в Грузии, как это можно видеть по историческим её памятникам, утвердилось не сразу, но постепенно, шаг за шагом отвоёвывая себе преимущественное господство над сердцами языческих племён величественного Кавказа. Преемник св. царя Мириана, Бакар (342–364 г.), поставив себе задачей смягчить путём христианского просвещения и притом без всяких насильственных мер грубые нравы обитателей скал и ущелий, старается завести школы, для которых вызывает наставников из Греции и Персии. В этих школах положено было начало переводу богослужебных книг с греческого языка на грузинский; причём, так как ещё не было грузинского алфавита, переводчики употребляли греческие и персидские буквы. Затем Бакар вводит церковное пение греческого напева; основывает, с согласия константинопольского архиепископа, как верховного правителя грузинской церкви, епархию Цилканскую, где строит величественный храм во имя Пресвятой Богородицы, столь прославленный в позднейшие времена чудесами и могилой св. Иессея (Исе), епископа Цилканского, одного из 13 сирийских подвижников, о которых будет сказано в своём месте; деятельно заботится о распространении Христовой веры среди кавказских горцев, особенно хевсур, живущих по южному и северному склонам кавказского хребта и занимающих ущелья рек: хевсурской Арагвы, Аргуна и Ассы. Хотя они, как сообщает «Картлис-Цховреба», и слышали из уст св. равноапостольной Нины учение Христа, но эта первая проповедь не имела между ними никакого успеха: хевсуры наотрез отказались от принятия христианства, введение которого, впрочем, не повсеместное, и выпало на долю второго по счёту христианского царя Грузии Бакара; просвещение же всей Хевсуретии, сохранившей даже до наших дней, вместе с христианством, и языческие верования и обряды, принадлежит трудам св. Авива, епископа Некресского, подвижника VI века 28 . Но особенно много заботился о крещении кавказских горцев византийский император Юстиниан (537–565 г.), который в 541 году к покорённым его войсками абхазцам посылает священников, строит церкви и учреждает архиепископскую кафедру в Пицунде, подчинив её юрисдикции константинопольского патриарха 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В селе Воскресенском до появления там грузин жили и армяне. В 1716–1719 гг. для них была построена первая в Москве армянская церковь. Небольшое ее здание в классическом стиле было снесено в советское время [liii] . За современным Зоопарком на бывшей Георгиевской площади (ныне Грузинской) находился деревянный дворец грузинского царя. При нем в 1720-х годах была построена церковь, которая спустя некоторое время сгорела. В 1750 г. вблизи того места царевич Георгий, генерал-поручик российской армии, построил деревянную церковь Св. великомученика Георгия Победоносца, которая по решению церковного начальства была предназначена быть не домовой, а приходской, «понеже при оном доме (грузинского царевича. — П.Г.) имеется построенных несколько домов, в которых живут грузинские князья, дворяне и служители, дворов 50». Поскольку эта церковь тоже сгорела, в 1788 г. было разрешено построить каменную церковь, строительство которой завершилось в 1792 г. В 1870 г. она была расширена, и по проекту архитектора Н.Н. Васильева к ней была пристроена колокольня [liv] . В 1895–1899 гг. по проекту архитектора В.Е. Сретенского из красного кирпича было построено новое здание церкви, а старое здание стало ее трапезной. Этот комплекс, несмотря на то, что церковь была закрыта в 1928 г., сохранился до наших дней [lv] . В 1731 г. царю Вахтангу был также пожалован на Арбате дом, который ранее принадлежал князю Василию Лукичу Долгорукому. В 1741 г. этот дом перешел к царевичу Георгию Вахтанговичу [lvi] . Приняв российское подданство, царевич Бакар 30 ноября 1729 г. в чине генерал-лейтенанта был зачислен на службу в артиллерию и назначен начальником Артиллерийской конторы в Москве и расположенных вблизи нее артиллерийских команд. Бакар Вахтангович служил в Москве до своей кончины в 1750 г. [lvii] . Он сыграл огромную роль в развитии грузинского книгопечатания: в 1737 г. по его прошению Священный Синод Русской Православной Церкви разрешил печатать на грузинском языке Библию и богослужебные книги. Большая заслуга в печатании грузинских книг и организации грузинской типографии в Москве принадлежит Христофору Георгиевичу Гурамишвили, который выехал в Россию в 1731 г.

http://bogoslov.ru/article/3382618

Смерть за имя Христово да будет тебе дороже жизни твоей, такой смертью обретешь нескончаемую жизнь. Где только найдешь огнепоклонство - уничтожь его, а идолов предавай огню и золу их, смешав с водой, дай испить поклоняющимся им. То же самое передай и детям твоим. Я надеюсь, что кавказские горцы перестанут противиться вере нашей; ты же с усердием следуй во всем сказанному мной всем сердцем твоим, и предай себя Сыну Божию, рожденному прежде век, вочеловечившемуся в последние дни для нашего искупления. Силой Честного Креста ты победишь врагов твоих. С великой честью храни мироточивый столп, да будет всегда и во всем надежда твоя на Господа, и во время отшествия твоего в вечный покой да пребудешь непоколебимо в исповедании Святой Троицы " . Затем царь Мириан велел принести к нему крест св. Нины, полученный им из рук блаженной, надел на него корону царскую и велел приблизиться к себе сыну своему Бакару, перекрестил его, снял с креста корону и возложил ее на голову сына своего. Потом, приобщившись Св. Тайн, св. царь Мириан мирно отошел в вечный покой ко Христу Богу. Бакар похоронил его в верхней церкви Самтаврской, с южной стороны от главной колонны храма, у стены, под частицей св. мироточивого столпа, которую царь Мириан заложил в стене во время освящения храма. Через два года скончалась и блаженная царица Нана, ее похоронили там же, вместе с ее супругом, по левую сторону его гроба . Спустя много времени умер также царь Бакар, и его похоронили близ его матери - святой Наны, с левой стороны. МОЛИТВА СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ НИНЕ, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦЕ ГРУЗИИ О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистину велие украшение Церкве Православный и изрядное похвало народу ивериискому, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног! Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила есй драгами власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов святыя Церкве Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстойши, да дарует благочестивеишему Императору нашему мир, дол годенствие и во всяком добром начинании поспешение, да приведет Господь нас в небесное Свое царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя ныне и присно и во веки веков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Креста, есть еще одна латинская, прочие же все армянские. Подворье Иерусалимское основано было Вахтангом Гург-асланом и носило громкое имя Голгофы; уже около трехсот лет как оно пожертвовано, благочестием царей грузинских, святому гробу, вероятно Георгием IX, после его похода в Иерусалим. В числе замечательных церквей армянских: Крестная, близ площади дворцовой, сохраняющая в ризнице своей часть главы первозванного апостола, и недалеко от нее Могни или св. Георгия. Гораздо выше в полугоре, на которой крепость, стоят древний храм Божией матери, основанный в XI веке, вероятно при Давиде возобновителе, после освобождения им Тифлиса, и так называемый Петхаимский, бывший Вифлеем, который соорудил благочестивый царь Вахтанг, для воспоминания священной местности Палестинской. Несколько ниже Вифлеемского собора, устроен недавно девичий монастырь армянский, а на одной высоте с собором сохранились остатки древнего языческого капища огнепоклонников. Оно четвероугольное с куполом, в вид храма, и сложено из кирпича; по красному цвету издали можно отличить его от массы белых зданий, живописно подымающихся с подошвы горы почти до её вершины, где нависли над ними голые скалы, увенчанные вышгородом. Крутыми уступами восходит на сию вершину древняя городская стена, укрепленная башнями, и упирается в самый вышгород, испытанный столькими приступами. Сооружение его предшествовало основанию самого Тифлиса, но он был укреплен Вахтангом Гург-асланом в V веке, и Бакар, сын его, построил в нем церковь святителя Николая, обновленную вместе с крепостью, при магометанском царе Ростоме; доселе существуют её развалины. Император Ираклий взял приступом крепость, в VII веке, и это было первое её падение; завоеватели арабские, овладев столицею, укрепились в вышгороде. Во время нашествия сельджуков Альп-арслан, разоривший город, не пощадил и его твердыни, и больших усилий стоило Давиду возобновителю, исторгнуть ее из рук турков. На краткое время овладел ею султан хорасанский Джелал-эддин, ознаменовавший столькими ужасами свое владычество, и вскоре царица Русудань должна была уступить монголам развалины вышгорода и столицы; но хотя и под игом монгольским, заветная твердыня перешла опять в руки природных царей, ибо орда, тяготевшая всею массою своею на их земле, не нуждалась в сторожевых бойницах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Георгий XI, Царь Карталинский † 1709. Женат 1) на княжне Тамари Элисбари; 2) на княжне Хорашане Микеладзе Леван, Царь Карталинский Царевич Александр-Луарсаб Царевич Соломон Царевна NN, за князем Зурабом Эристовым Царевна Анаки, 1) за Шахом Персидским; 2) за Ханом Гюлистанским Князь Теймураз Мухранский, родоначальник нынешних князей Багратионов-Мухранских Князь Ираклий Мухранский Князь Иессей Мухранский Князь Баграт Мухранский Царевич Георгий Кахетинский † 1561 Александр II, Царь Кахетинский † 1605 Царевич Николозо, католикос Иессей, Царь Кахетинский Царевич Вахтанг КОЛЕНО XXXII: Царевич Александр Арчилович (в России называемый: «Царевичем Имеретинским»); первый российский генерал-фельдцейхмейстер, рождение 1674 † в плену в Стокгольме 1710 Царевич Мамука Арчилович, рождение 1676 † 1693 Царевич Давыд Арчилович, рождение 1681 † 1695 Царевна Дареджана Арчиловна † 1740 Царевич Кайхосро Царевич Баграт Царевич Иессей Царевич Симон в Петербурге 27 января 1740 Кайхосро, Царь Карталинский, рождение 1674 † 1711 Вахтанг VI, Царь Карталинский, рождение 15 сентября 1675 † 27 марта 1737 Царевич Теймураз Царевич Симон Иессей, Царь Карталинский, принял исламизм под именем Али-Кули-Хана † 1727. Женат на Царевне Кахетинской Елене Царевич Доментий, Католикос † 1744 Царевич Константин Ираклий, Царевич Кахетинский Царевич Давыд † 1603. Женат на Княжне Кетевани Мухранской Царевич Георгий † 1605 Константин I, Царь Кахетинский Царевна NN, за Манучаром, Дадианом Мингрельским Царевич Баграт КОЛЕНО XXXIII: Царевич Давыд Кайхосрович † в Москве 28 октября 1732 Царевна Хорашана Кайхосровна Царевна Анна Кайхосровна Царевич Ростом Вахтангеевич † 1689 Бакар Вахтангеевич, Царь Карталинский, потом российский генерал-поручик и святого Андрея кавалер, рождение 1699 † 1750, родоначальник старшей ветви нынешних Князей Грузинских Царевич Егор Вахтангеевич, российский генерал-аншеф и святого Александра Невского кавалер, рождение 1702 † 1785. Женат на Княжне Марие Яковлевне Долгоруковой Царевич Паата Вахтангеевич † 1765

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003   004     005    006    007    008