Так, однажды, по совершении полуночных молитв, святая Нина видела: вот из всех окрестных стран слетались к царскому саду стаи черных птиц, отсюда же они полетели к реке Арагве [ 14 ] и омывались в водах ее. Спустя немного, они поднялись вверх, но — уже белыми как снег, и потом, опустившись на ветви кедра, они огласили сад райскими песнями. Это было ясным знамением, что окрестные народы просветятся водами святого крещения, а на месте кедра будет храм в честь истинного Бога, и в сем храме имя Господне будет славимо во веки. Еще видела святая Нина, что, будто, горы, стоявшие одна против другой, Армаза и Задена, потряслись и пали. Слышала она также звуки битвы и вопли бесовских полчищ, как будто бы вторгшихся, в образе персидских воинов, в столичный город, и страшный голос, подобный голосу царя Хозроя, повелевающий предать все уничтожению. Но все сие страшное видение исчезло, лишь только святая Нина, подняв крест, начертала им в воздухе знамение креста и сказала: — Умолкните, бесы! настал конец вашей власти: ибо вот Победитель! Будучи уверяема сими знамениями, что близко Царство Божие и спасение Иберийского народа, святая Нина непрестанно проповедовала народу слово Божие. Вместе с нею трудились в благовестии Христовом и ученики ее, — особенно же Сидония и отец ее Авиафар. Последний настолько ревностно и настойчиво спорил с прежними своими единоверцами-иудеями об Иисусе Христе, что потерпел от них даже гонение и был осужден на побиение камнями; только царь Мириан спас его от смерти. И сам царь начал размышлять в своем сердце о Христовой вере, ибо он знал, что эта вера не только распространилась в соседнем Армянском царстве, но что и в Римской Империи царь Константин, победив именем Христа и силою креста Его всех своих врагов, сделался христианином и покровителем христиан [ 15 ]. Иберия находилась тогда под властью римлян, и сын Мириана Бакар был в то время заложником в Риме; поэтому Мириан не препятствовал святой Нине проповедовать Христа и в своем городе. Питала злобу против христиан лишь супруга Мириана, царица Нана, женщина жестокая и усердная почитательница бездушных идолов, которая поставила в Иберии статую богини Венеры [ 16 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛЫСКОВО Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Старая часть Лыскова с видом Оленьей горы, на которой находилась Лысковская Крепость. Лысково , город в России , административный центр Лысковского района Нижегородской области, кафедральный город Лысковской епархии . Население 30 тыс. человек. Впервые упоминается в Патриаршей (Никоновской) летописи под 1410 годом. Входил первоначально в Нижегородское княжество , но примерно к 1420 году был уже в составе Московского княжества . Хотя по раскопкам нижегородских историков И.Кирьянова и В.Черникова известно, что на месте Лысковской крепости еще в XII - XIII столетиях было русско-мордовское поселение. На протяжении нескольких веков был форпостом на Волге - самой восточной границе Руси. Боевую службу несли в Лысковской крепости на современной территории Оленьей (Олениной) горы. К XVII веку от нее оставался деревянный острог, периметр, впрочем, которого был равен периметру Нижегородскго Кремля. Поэтому, по мнению лысковского краеведа В.Щанова, Лысково было изначально городом с таковым именем и только со временем ему был присвоен статут села. В Лыскове начинал свою священническую деятельность будущий Патриарх Никон в храме святого великого Иоанна пророка и Предтечи Господня (на месте этой церкви впоследствие был построен Преображенский собор ). С 1700 года по указу Петра Алексеевича Лысково с волостью стало собственностью Имеретинских царей, нашедших убежище в России. Царь Арчил Вахтангеевич заложил, а царь Бакар Вахтангеевич закончил строительство каменного собора во имя Святого Преображения Господня, который стал и усыпальницей потомков грузинских царей. Село Лысково принадлежало грузинским князьям вплоть до отмены крепостного права. Лысковский собор Святого Преображения Господня Вместе с беженцами с Кавказа в Лыскове обрели свое место и великие православные святыни. 50 лет в имении князя Грузинского и в соборе Святого Преображения Господня находился крест святой равноапостольной Нины , гвоздь от Креста Господня , посох святого пророка и Предтечи Иоанна , Оконская икона Божией Матери ( VI века) и другие ценности. Поэтому по праву Лысково подчас именуют частицей Первого Удела Пресвятой Богородицы. К XIX веку в Лыскове с населением в несколько тысяч человек было 9 храмов и соборов.

http://drevo-info.ru/articles/12923.html

Их охотно принимали там, и так начали создаваться «Русский Берлин», «Русский Париж», «Русская Прага». А Сербия (вернее, новосозданное Королевство сербов, хорватов и словенцев), благодаря людям, знавшим, что Россия сделала в 1914 году для маленькой Сербии, благодаря людям, которые учились в России (среди них, прежде всего, выпускник пажеского корпуса регент-королевич Александр Карагеоргиевич, затем сам король Петр, патриарх Димитрий, выпускник Петербургской духовной академии митрополит Скоплянский (будущий сербский патриарх) Варнава, епископ Нишский Досифей (будущий митрополит Загребский, канонизированный Сербской Церковью как священномученик), академик Александр Иванович Белич, генералы Хаджич, Бошкович и многие другие) считали своим моральным долгом дать приют всем русским беженцам, частям врангелевской Белой армии и его штабу, а главное – Высшему церковному управлению за границей, во главе с митрополитом Киевским и Галицким Антонием (Храповицким). Королевство приняло 40–50 тысяч русских беженцев. И свободно можно сказать, что приняла их Сербия. Дело в том, что хорваты и словенцы еще за несколько лет до этого служили в австро-венгерской армии, воевавшей с Россией. Значит, русские были их врагами. Многие лишь недавно вернулись из русского плена (где, кстати, выдавали себя за сербов, насильно мобилизованных австрийцами), многие сочувствовали большевикам и враждебно относились к белогвардейцам. И, несомненно, самое главное – они были ярыми католиками, враждебно настроенными (как и, например, поляки) по отношению к православным. Так несколько кораблей с русскими беженцами, дошедших до Северной Адриатики, до порта Бакар (Хорватия), были вынуждены вернуться в Черногорию. Благодаря заботам сербского правительства, Сербской Церкви и королевского дома Карагеоргиевичей, а также радушию всего сербского народа, русские беженцы стали обживаться, работать, создавать свои колонии и правления, школы, объединения, рабочие артели. И все это – на «временных началах», до «возвращения домой», ведь каждую Пасху и каждое Рождество русские встречали тостом: «Следующий праздник – на Родине!».

http://pravoslavie.ru/28637.html

– Равноапостольный царь Мириан, при котором произошло крещение Грузии (IV в.), умирая, заповедовал своему сыну Бакару окончить то, что не успела совершить святая Нина, – проповедовать христианство среди горцев-язычников Кавказа. Это завещание царь Бакар исполнял на протяжении всей своей жизни и просветил светом Евангелия многие племена Кавказа. Этот поход царя Вахтанга напоминал крестный ход вокруг Кавказа как нерукотворного храма В V веке святой царь Вахтанг Горгасал в ответ на вторжение в Грузию горцев и пленение его сестры предпринял военный поход на север Кавказа, который завершился блистательной победой. Это была необычная война, в которой победитель не облагал побежденных данью и пленных не обращал в рабство. Царь Вахтанг своей доблестью и великодушием умел превращать прежних врагов в своих друзей. Он взял с собой в поход зодчих, которые строили христианские храмы и часовни на пути, и священников, проповедовавших Евангелие и крестивших горцев, обращенных в христианство. Этот поход напоминал крестный ход вокруг Кавказа как нерукотворного храма. Святой благоверный царь Давид Строитель (XI–XII вв.) крестил несколько тысяч половцев, которые служили в его войске, а затем вернулись на Кавказ. Царица Тамар. Фреска из монастыря Вардзиа. Широкое просветительство на севере Кавказа также происходило во время царствования царицы Тамар (XII–XIII вв.), которая строила храмы и часовни и воздвигала каменные кресты на вершинах и скалах Кавказа. В некоторых древних храмах Северного Кавказа сохранялись надписи на грузинском языке. Знаменательно, что самый высокий купольный храм Грузии, построенный в XI веке в южных предгорьях Кавказа, носит имя Георгия Победоносца. Этот собор пользовался глубоким почитанием не только христиан, но даже иноверцев-горцев, которые посещали его в праздник святого Георгия и приносили жертвы по своему обычаю. В начале XVIII века великим просветителем кавказских племен и народов, особенно дагестанцев, ингушей и осетин, стал святитель и чудотворец Иоанн, митрополит Манглисский, который взял на себя апостольский подвиг, чтобы восстановить христианство на севере Кавказа. Он построил храмы в Дербенте, Астрахани и Кизляре, а также основал миссионерскую школу, где подготавливались будущие проповедники Евангелия для этого региона. В те времена на севере Кавказа проживало немало грузин, а в Астрахани находился царь Вахтанг VI со свитой. Естественно, что свое особое почитание и любовь к святым равноапостольной Нине и великомученику Георгию они передали горцам-христианам Кавказа.

http://pravoslavie.ru/87984.html

Его родителями были царевич Александр Бакарович и графиня Дарья Александровна Меньшикова. Дед – грузинский царь Бакар Вахтангович, прадед - царь Вахтанг VI. Воспитывался он у благочестивой своей бабушки Анны Георгиевны Арагвис-Эристави. Георгий получил прекрасное образование, знал много языков, изучал историю, географию, артиллерию, архитектуру, постоянно читал Евангелие, Псалтирь. Одно время князь жил в столице того времени – в Санкт-Петербурге, где его воспитанием занималась тётка Елизавета Бакаровна, блестяще образованная и глубоко верующая. В юные годы Георгий Александрович также жил в богатом подмосковном селе Всехсвятском во дворце своих знатных родственников. Но когда через село провели Санкт-Петербургское шоссе, князь Георгий Александрович уехал в село Лысково Нижегородской губернии, которое князьям Грузинским было пожаловано Царём Петром в 1700 году. В Лыскове князь Г.А. Грузинский прожил большую часть своей жизни. В Лыскове было более тысячи домов, добротных, двухэтажных с кладовыми. Около Волги – громадная пристань, где останавливались пароходы и баржи с хлебом. На холмах возвышалось более сотни крылатых мельниц. В селе расцветали различные ремёсла: кожевенное, гончарное, столярное, плотницкое, ткацкое, замочное, жестяное, кузнечное. Князь Грузинский был человеком деятельным, живым по характеру, православным по сути, хранителем многих святынь: частиц Животворящего Креста Господня, Креста Святой Нины, Креста Святого Пророка Иоанна Предтечи, руки святой Анастасии Римляныни и других святынь, приносимых в Россию царственными предками Князя. Дворец Князя в Лыскове был построен по проекту Растрелли. Он был окружён огромным садом с теплицами и оранжереями. Рядом с дворцом располагались различные склады, людские, конюшни и каретники. Живя роскошно и богато, князь не забывал молитв ко Господу. На его средства в центре села вознесён архитектурный ансамбль, состоящий из красивой Вознесенской церкви и четырёх г-образных построек вокруг неё: здания духовного училища, колокольного корпуса и торговых рядов. Ансамбль строился в честь победы Русской Армии над Наполеоном.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/15/iz...

Говорить ли о всех именитых усопших, которыми устлан помост Мцхетского храма? Но кто укажет летописный ряд их после стольких разорений святилища. Особенно пострадал помост его, потому что Персы и Лезгины искали под ним удовлетворить своей хищности и поруганием праха Царей, оскорбить подданных. Из всей династии Сассанидов указывают только место могилы первого Христианского Царя Мириана, который велел положить себя подле священного столба основателя храма, Вахтанга Гург-Аслана, недалеко от царского места подле столба, на коем был написан портрет его, теперь уже стертый, но никогда не сотрется слава Царя-завоевателя и учредителя гражданского быта своего царства. Династия Багратидов, начавшаяся в Абхазии, там собирала кости свои подле костей своих предков, а с тех пор, как великий возобновитель Давид основал обитель Гелатскую, большая часть из его преемников избрала себе сию славную обитель местом упокоения. Однако в замогильных списках Царей, погребенных в соборе Мцхетском, вспоминается целый ряд их, начиная от Георгия VI или Блистательного, который озарил последними лучами славы царство Иверское: но где искать их прах после разорения Тамерланова? Обновитель собора Александр в XV веке по глубокому смирению не смел возлечь на покой под его сенью; он соорудил для себя малый отдельный придел во имя Архангелов с северной стороны храма. Это видно из его завещательной грамоты, в которой, учреждая вечное по себе поминовение, говорит, что не хотел по примеру своих предков избрать себе усыпальницей самый храм. Но при последнем обновлении придел Архангелов, равно как и пять других, пристроенных к собору, был уничтожен. Без сомнения, по примеру великого Александра, Карталинские его преемники до Луарсаба устроили себе такие же надгробные церкви по сторонам собора. Сын Луарсаба, Симон Великий скончался в плену Турецком, а внук его Св. Мученик Луарсаб в плену Персов, однако первый перенесен в Мцхет; цари же Магометанские, хотя из той же династии, увозились для погребения в Ардебиль. Еще два Христианских Царя, уже из последних, Вахтанг Летописец и Бакар, низложенный Теймуразом, скончались в России. Таким образом, много праздных мест царственных осталось в соборе Мцхетском и многие надписи стерты.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

3346 . – 23 января. О бытии Троицкому Сергиеву монастырю первым между всеми прочими монастырями По именному Её Императорского Величества за собственноручным Её Императорского Величества подписанием состоявшемуся сего генваря 10 дня указу повелено Троицкому Сергиеву монастырю пред прочими всеми монастырями иметь первенство по-прежнему, а Троицкий же Александро-Невский монастырь по степени считать вторым, и во исполнение оного Её Императорского Величества высокоповелительного указа Святейший Правительствующий Синод приказали : Об оном Её Императорского Величества высокомонаршем повелении для надлежащего ведома в Правительствующий Сенат сообщить ведение, Святейшего же Синода к членам, в Московскую синодального правления Канцелярию, в Духовную Дикастерию, в епархии к архиереям, во означенный Троицкий Сергиев монастырь и в ставропигиальные монастыри ко властям и в прочие места, куда надлежит, из Святейшего Синода послать указы, а в Кабинет Её Императорского Величества о том сообщить по обыкновению. 3347 . – 24 января. О воспрещении находящемуся при грузинской царевне архимандриту Пахомию служить в архимандричьей шапке По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по ведению Правительствующего Сената о решении по предложению вдовствующей грузинской царицы Русудан о позволении обретающемуся при ней грузинскому архимандриту Пахомию служить везде, где случай допустит, в шапке. О чём-де сын Её, артиллерии генерал-лейтенант и кавалер грузинский царевич Бакар, в Святейшем Синоде доношением требовал, на что-де в Святейшем Синоде объявлено, что по состоявшемуся Её Императорского Величества именному указу Коллегия Экономии состоит в ведомстве Правительствующего Сената, а грузинские духовные персоны жалованье получают из той Коллегии, и затем-де о служении оному архимандриту в шапке позволения дать не можно. А в Святейшем Синоде по справке по вышеозначенному генерала-лейтенанта и кавалера грузинского царевича Бакара доношению, присланному от него, царевича, требующему по тому доношению резолюции переводчику Вениамину Ахшарумову, в Святейшем Синоде по протокольной Святейшего Правительствующего Синода мемории мая 15-го дня прошлого 738-го года объявлено, что о даче таковым грузинским архимандритам шапок Святейший Синод Её Императорского Величества указу не имеет, а таковой весьма неприличной резолюции (как в Сенатском ведении написано), якобы тому архимандриту о служении в шапке позволения Святейший Синод дать не может, затем что он жалованье получает от Коллегии Экономии, а та Коллегия состоит в ведомстве Сенатском, от Святейшего Синода отнюдь не следовало и не было, того ради приказали : на оное Правительствующему Сенату для надлежащего известия сообщить по обыкновению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скоро получил он доверие всех, как сын и ученик кафолической Церкви и будущий поборник Православия. Как один Бог и один Господь, так и истинное достоинство выражается единством во образ Единого Начала. Итак, единая Церковь, которую ереси усиливаются рассечь на многие, уподобляется единством природе Единого. Мы называем древнюю кафолическую Церковь единой по ее существу, по понятию о ней, по ее началу и превосходству. Святитель Климент Александрийский Кроме Церкви негде взять святыни. Когда веруем в Церковь, во что веруем? Веруем во Христа - Главу Церкви, в учение Христово евангельское и апостольское, в Святые Тайны, переданные Церкви Христом. Святитель Димитрий Ростовский Глава X Официальное объявление халкидонского Православия в Грузии господствующим Кирион, взошедший на Мцхетскую кафедру, имея от роду 25 лет, немедленно созвал в Мцхете собор из всех епископов иверских, на котором присутствовал и царь Бакар. На соборе католикос раскрыл всему духовенству нечестивое заблуждение Армянской Церкви и вообще всех еретичествующих сирийцев и строго наказал всем грузинам хранить отечественные предания и Пр авославие своей Церкви, избегать вообще несторианствующих и не иметь с ними никакого общения. Подобного рода предостережение еще более возвысило его в глазах своих сослуживцев. В то время, как угрожала Иверской Церкви опасность со стороны монофизитов, на помощь и защиту явился теперь неустрашимый защитник Православия Кирион. В продолжение двухлетнего своего правления Церковью он не выказывал своей неприязни к Армянской Церкви, занимаясь исключительно устройством своей паствы. На помощь себе выписал Кирион из Греции своих сотоварищей по учению и раздал им приличные должности. Одного из них, по имени Кис, своего земляка, человека весьма ученого и строго православного, на третьем году своего правления Грузинской Церковью, именно в 578 году, возвел в сан епископа. По свидетельству армянского историка X века, последний стал опорой и правой рукой католикоса. Кис своей ученостью и строгим Пр авославием известен был католикосу Моисею и другим епископам его партии и ненавидим ими за его православные мысли и откровенность характера, за то, что стоял твердо за Халкидонский Собор и открыто осуждал вообще действия армян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2333...

По окончанию постройки храма Свэти-Цховели, в Грузии, по воле византийского императора Константина Великого , согласно просьбе царя Мириана, прибыл епископ Иоанн с некоторыми священниками и диаконами, посланный сюда патриархом Евстафием из Антиохии. Нельзя сомневаться, что и из соседней Армении прибыли тогда же в Грузию некоторые пастыри и проповедники св. христианской веры. Наступил, наконец, торжественный знаменательный момент в исторической жизни народа грузинского – его крещение водой и духом. Св. Нина осенила крестным знамением быстро текущие волны двух сестёр – Куры и Арагвы, и в них крестился царь и народ иверийский, за исключением некоторых упорных евреев, твёрдо стоявших за свой ветхий закон. Не принял св. крещения также и зять царя Мириана Фероз, владевший местностями Грузии от Рани до Бардовани (ныне Сигнахский уезд со степями Ширакской и Ганджинской). Это происходило в 326 году по Рождеству Христову. По крещению жителей города Мцхета, царь Мириан пожелал для окончательного обращения в христианство всех без исключения своих подданных иметь для этого дела наибольшее число священников, а также и опытных в своём искусстве строителей каменных храмов, и с этой целью отправил вторичное посольство к императору Константину, во главе которого находился сам епископ Иоанн. Исполнив свою миссию, посольство возвратилось обратно в Грузию, принеся сюда подножие 23 св. креста, гвоздь 24 Спасителя, весьма много церковной утвари, свв. иконы 25 и большие денежный суммы, пожертвованные самим императором Константином, на предмет постройки в ново-просвещённой стране свв. храмов. С посольством этим вернулся на родину и наследник грузинского престола Бакар (Вакурий), бывший до этого времени заложником в Византии. На пути из Константинополя в Грузию епископ Иоанн заложил первый храм в селении Эрушети 26 , на границе Карталинской земли, причём оставил здесь гвоздь от креста Господня. Оттуда с проповедью слова Божия прибыл в Манглис, находящийся в 60 вёрстах к югу от г. Тифлиса. Здесь, освятив место, положил основание другому храму в честь Животворящего Креста Господня и оставил подножие св. креста. Царь Мириан, узнав о том, что послы его, прежде чем явиться в столицу, занялись постройкой храмов и оставили при них дары императора, предназначенные для мцхетской столицы, сильно опечалился, но был утешен св. Ниной: «Не печалься, царь, – говорила святая, – так и должно быть, так как через это вера Христова более утвердится в пределах твоею царства, для столицы же довольно и того, что в ней находится славный хитон Господень».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Царь Мириан скончался в 347 году восьмидесяти девяти лет. Перед смертью он сказал сыну своему Бакару: – Возвращаясь туда, откуда и пришел я, благодарю милостивого Господа, Создателя неба и земли, избавившего меня от работы диаволу и от пасти адовой. Половину царских сокровищ, сын мой, передай на содержание гроба святой Нины, дабы не был забыт в течение веков подвиг просветительницы нашей. Оставляю тебе мой венец и молю Создателя утвердить тебя в вере истинной. Он взял крест, из виноградных лоз свитый, данный святой Нине Самой Богоматерью, повесил на него свой венец, сотворил молитву, потом осенил этим крестом сына и возложил венец на его главу. И затем царь Бакар I мудро и кротко правил Иверией и заслужил славу доброго христианина и миротворца. По благословению Антиохийского Патриарха просветительница Иверии Нина была канонизирована как святая равноапостольная, и ей была составлена служба на грузинском языке. И Русская Православная Церковь , принявшая к себе, как в спасительный ковчег, Иверийскую, спасшая ее от многих и жестоких посягательств от иноверных, признала великую святую, и служба ей была переведена на церковнославянский язык и издана для употребления при богослужении в 1860 году. Есть на русском языке и акафист великой святой, в котором читаем следующие слова: «О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистину великое украшение Церкве Православныя и изрядная похвало народу иверийскому, просветившая всю страну грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног!». Память святой Нины празднуется 14 января. Прославлен был в Грузинской Православной Церкви и благочестивый царь Мириан с его супругой царицей Наной – память их празднуется 1 октября. Церковь вспоминает их и вместе со святой Ниной в ее праздник, причем царь Мириан почитается так же, как и святая Нина, – равноапостольным. Богу нашему слава! Часть II. По стопам святой Нины Сирские отцы

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008