Раздраженный архиерей в гневе бросился на апостола, желая убить его, но в ту же минуту ослеп. Присутствующие обвинили апостола Филиппа в чародействе. Разгневанная толпа набросилась на него, но всех их постигло то же наказание, как и архиерея. Кроме того, началось землетрясение. Апостол Филипп, видя их слепоту душевную и телесную, обратился с молитвой к Богу, прося просветить их. И вот, по молитве святого, свыше было послано исцеление всем пострадавшим. Это чудо заставило многих обратиться ко Христу и уверовать в Него. Но архиерей, все еще ослепленный злобой, не только не хотел после постигшего его наказания исправиться и познать истину, но вновь стал произносить многие хулы на Господа Иисуса Христа. Тогда его поразила еще большая казнь – во время землетрясения в земле образовалась трещина, куда он и провалился. После гибели архиерея апостол Филипп многих крестил там и поставил им епископом Наркисса, согласно Преданию Церкви – апостола от семидесяти; сам же ушел в Парфию. От Парфии до Сирии Направляясь в Парфию, апостол Филипп просил у Бога помощи в трудах своих. И вот во время молитвы явилось ему знамение – орел с золотыми крыльями, распростертыми наподобие распятого Христа. Укрепленный этим явлением, апостол Филипп отправился на проповедь. Сначала он проповедовал в Аравии и окрестных землях. Подробности этого периода жизни апостола почти не известны. Оттуда апостол Филипп отправился морем в Сирию. Местом назначения корабля, на котором он плыл, был город Азот. Как-то ночью во время плавания на море поднялась сильная буря. Все находящиеся на корабле готовились к смерти. Апостол же Филипп молился – в ответ на его молитву явилось на небе знамение светоносного креста, и море внезапно утихло, и волны его улеглись. Высадившись в Азоте, апостол Филипп остановился в доме некоего Никоклида, у которого была дочь Харитина, страдавшая болезнью глаза. Там же в доме Никоклида Филипп и проповедовал. В числе слушающих апостола присутствовала и Харитина; она объята была таким духовным восторгом от учения апостола, что забыла даже о болезни своей. Апостол Филипп, видя такое усердие ее к слову Божиему, повелел ей призвать имя Иисуса Христа и приложить руку к болевшему глазу. Как только Харитина исполнила это, в ту же минуту исцелился глаз ее, и весь дом Никоклидов уверовал во Христа и принял святое крещение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Филимон, обн. епископ Рыбинский 310 Филимонов Анатолий, протопресвитер см. Анатолий (Филимонов), обн. епископ Филимонова Антонина Михайловна, жена обн. епископа Анатолия (Филимонова) 551 Филипп (Власов), обн. архиепископ 36, 420, 532, 975–976, 1011 Филипп (Гумилевский), архиепископ 42 Филипп (Ставицкий), митрополит 255, 450, 593 Филипп, архиепископ Астраханский см. Филипп (Ставицкий), архиепископ Филипп, архиепископ Иркутский см. Филипп (Ставицкий), митрополит Филипп, епископ Рыбинский см. Филипп (Власов), обн. архиепископ Флавиан (Городецкий), митрополит 147, 178 Флавиан (он же Владимир) (Иванов), архиепископ 55, 56, 60, 61, 531, 532, 555, 587, 592, 599, 976–977 Флавиан, митрополит Киевский см. Флавиан (Городецкий), митрополит Флеров, протоиерей, осужденный по петроградскому процессу 251 Фотий (Маньковский), обн. епископ 977 Фотий (Топиро), обн. епископ 499, 978–979 Фотий II, Вселенский патриарх 565, 854 Фруктовский Павел Павлович, Ленинградский священник СпасоПреображенского храма 54, 996 Харитонов, обновленческий деятель 75 Херимон Египетский 453 Холопов, проф. 170, 171, 363, 454 Хризостом, архиепископ Афинский и всея Эллады 91, 491 Христофор (Сокольский), обн. архиепископ 979 Христофор II, архиепископ Мцхетский и Тифлисский, католикос-патриарх всей Грузии 479, 490, 491 Христофор, Урбнисский см. Христофор II, архиепископ Мцхетский и Тифлисский, католикос-патриарх всей Грузии Христофор, греческий архиепископ 565 Хрусталев, обн. священник Ярославской епархии 286 Цан 119 Цветкова, врач 575 Цендровский К, обн. священник г. Астрахани 245, 303 Цепляк Ян Г., католический архиепископ, глава католической церкви в России 122 Цоликошвили, врач 575 Цыпин Владислав , проф.-прот., доктор церковной истории 18, 22, 24 Чанцев Иван Иванович, протоиерей см. Иоанникий (Чанцев), епископ Чегодаев Андрей Георгиевич, князь, член Собора 1917–1918 гг. 192 Чеканов, обн. протоиерей Курской епархии 242 Чельцов Михаил, протоиерей 167, 168, 185, 250, 251, 253, 1002 Чепурин Николай, протоиерей 191, 1005

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Несколько лет пустынничал Филипп. Затем вернулся он в обитель и скоро сделался помощником старенького игумена Алексия. Тот желал отойти от дел по ветхости лет своих. Алексий со всею братией принялся просить Филиппа, чтобы он взял на себя игуменство. Тот долго отказывался. Потом его все же умолили сделаться настоятелем. Но вскоре Филипп вновь ушел из монастыря и стал, как прежде, пустынничать… Не хотел он власти над людьми, а хотел тишины для своей души. Лишь на смертном одре Алексий уговорил Филиппа вновь принять бразды правления монастырем. И лишь тогда открылась тайна Филиппа. Он происходил из богатого боярского семейства Колычёвых. Его родичи сидели у государей московских в Думе и водили полки на неприятеля. Филипп же избрал монашеский путь против семейного обычая. С детства он одевался в богатые наряды, ездил на дорогих конях, кушал за столом, ломившимся от яств. А потом, по зову Бога, совершенно переменил свою жизнь. Сделавшись игуменом на Соловках, Филипп не перестал быть молитвенником, но по хозяйству развернулся как большой боярин. Он затеял великое строительство. При нем на Соловках появляются две больших каменных церкви — Успенская и Спасо-Преображенская. Рядом с ними поднимается каменная трапезная палата, новые мельницы. Обитель обретает новую удобную гавань и гостиницу. По всему Большому Соловецкому острову мостят дороги. Десятки озер соловецких в ту пору были соединены каналами. Монастырские каналы, много раз обновленные и перестроенные, сохранились до сих пор. И ныне по тихой воде, меж низких берегов, на лодочке, можно пройти долгий путь, каким пользовался четыреста пятьдесят лет назад игумен Филипп… Филипп строго следил за тем, чтобы братия не отставала от трудов, молилась, пребывала во взаимной любви. Никогда он не хотел быть наставником монахов. Ему больше нравилось жить в молчании и одиночестве. Но, став игуменом, Филипп устроил «общежитие» иноков так, что со всей Руси люди стекались на Соловки. Все они желали войти в тамошнюю братию. Явившись в обитель бедствующую, обезлюдевшую, пламенем обезображенную, Филипп оставил после себя благоустроенный монастырь, самый крупный на Русском Севере. При начале игуменства Филипп управлял сотней иноков. Был настоятелем двадцать лет. Ушел с Соловков, оставив там двести монахов…

http://foma.ru/tri-istorii-o-solovkax.ht...

Вообще, евангелистами в обширном смысле могли называться все те лица, которые возвещали о жизни и учении Спасителя, а по преимуществу те, кому повелевалось возвещать о Нем, но только и непосредственно возвещать, а не путешествовать для предварительного собирания Ев. повествований о Нем, и пр. Так было повелено возвещать Евангелие о Христе и ап. Филиппу. Следовательно, исторический факт, как такой, точно содержит только то, что ап. Филипп благовествовал по поручению и назначению от Двенадцати апостолов или от Духа Святого, но не путешествовал в качестве собирателя сказаний о Христе. Так же и в 8:4–40 Книги Деяний апостольских только и прямо повествует: «рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Так Филипп пришел в город Самарийский, и проповедовать им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, (ст. 4, 5, 6)... Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божьем и об имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины (ст. 12).... Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания (т. е. книги пророка Исаии), благовествовал ему (каженнику) об Иисусе (ст. 35)... Филипп оказался в Азоте, и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию (40 ст.)». Из этих свидетельств видно, что ап. Филипп благовествовал о Христе с целью крестить потом верующих во имя Его, при своей проповеди он толковал пророчества, относящиеся к Христу, и только. Поэтому и только в таком смысле он назван «благовестником». Ап. Филипп был, по мнению Эвальда, первым евангелистом, значит, из числа многих или нескольких. Кто же были эти несколькие и были ли? «Многие, говорит он, которых ев. Лука причисляет к ученикам Христа, избранным после Двенадцати апостолов ( Лк. 10:1–17 ; Деян. 1:21  и сл.); они и могли быть Евангелистами» 207 . Следовательно, ап. Филипп опять был первым из могущих быть многих евангелистов. Но были ли эти многие на самом деле такими, как ап. Филипп, евангелистами в смысле Эвальда? Ев. Лука говорит: «избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти ( Лк. 10:1–17 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Филипп I, святитель, митрополит Московский и всея Руси † 1473; память 5/18 апреля, 27мая/9 июня, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых В 1452 году хиротонисан во епископа Суздальского. В феврале 1459 года был участником хиротонии Новгородского архиепископа Ионы († 1470; память 5/18 ноября). В 1461 году участвовал в возведении на Московскую митрополию архиепископа Ростовского Феодосия (Бывальцева; † 1475, память в Соборе Московских святых). В числе русских архиереев, участвовавших в посвящении архиепископа Феодосия, епископ Филипп упоминается одним из первых. В 1464 году митрополит Феодосий (Бывальцев), вынужденный покинуть митрополичий престол, благословил на своё место преосвященного Филиппа. Иван III и Собор единодушно избрали его митрополитом Московским и всея Руси. 11 ноября 1464 года Филипп был возведён на митрополичью кафедру. Как первое лицо на Руси после великого князя и первое лицо в русской духовной иерархии, митрополит Филипп принимал участие не только в церковных делах, но и в делах внутренней политики великого князя Московского. В 1471 году Филипп выступил на борьбу с усилившимся в Новгороде польско-литовским влиянием. Он увещевал новгородцев не отдаваться под покровительство Польского короля Казимира и не признавать над Новгородскою архиепископией власти западно-русского митрополита Киевского Григория (Болгарина; † 1473). В конце концов, Новгород остался верен Московской митрополии. Когда состоялся первый поход князя Uoahha III на Новгород после заключения новгородцами договора с Польским королём, митрополит Филипп, перед битвою при реке Шелони, ходатайствовал перед князем о помиловании новгородцев, если они принесут повинную. С апреля 1472 года заботы митрополита сосредоточились главным образом на сооружении главного храма страны Успенского собора, который митрополит хотел построить таким же величественным, как собор Успения во Владимире. Однако святитель не успел осуществить своё желание. 4 апреля 1473 года в Кремле начался пожар, который истребил и митрополичий дом. Во время пожара митрополит Филипп удалился в монастырь Николы Старого. На другой день, когда огонь стал утихать, он пришёл во временно построенную церковь Успения и пел молебны у гроба святителя Петра. Прибывший туда же великий князь, желая утешить владыку Филиппа, говорил: «Бери у меня, отче, сколько хочешь хором и запасов». Но митрополит, изнемогая телом и почувствовав, что у него ослабела одна рука и нога, сказал князю: «Богу так угодно, отпусти меня в монастырь». Но великий князь не согласился, а приказал перевезти святителя на время болезни в Богоявленское подворье Троице-Сергиева монастыря. Прибыв туда, митрополит Филипп позвал к себе духовника, приобщился Святых Тайн, попросил соборовать себя. Великого князя просил только об одном – достроить соборную церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Схимонах Филипп, основатель Пещерной обители и Киновии Боголюбивой Богоматери, при Гефсиманском скиту близ Свято-Троицкой Сергиевой лавры (Память 18 мая) Родина схимонаха Филиппа деревня Стряпкова, Вязниковского уезда, Владимирской губернии. Родился он 9 ноября 1802 года. Родители его крестьяне Андрей и Феврония Хоревы, были крепостными помещицы Варвары Борисовны Баженовой. Раньше Филиппа у них было еще два сына: Козьма и Феодор. Все семейство Хоревых отличалось набожностью и благочестием; но из детей преимущественно пред другими братьями религиозностью и усердием к посещению храма Божия отличался с раннего возраста меньшой – Филипп. Когда Филипп подрос и стал, как крепостной, значиться работником на «барщине», это усердие к храму сделалось для него источником неприятностей, так как иногда ради храма он оставлял неисполненными работы; но это опущение он всегда старался вознаградить потом, так как он был трудолюбив, и никакой тяжелый труд деревенской жизни не пугал его. И в детстве, и в отрочестве он наряду со старшими братьями исполнял все крестьянские работы по дому, заменяя родителей, работавших на «барщине». На 22 году, по настойчивому убеждению родителей и вопреки собственному желанно, Филипп вступил в брак с девицею-крестьянкой Евдокией Степановой. В скором времени у них один за другим родилось четверо детей: три сына – Игнатий, Порфирий и Василий и дочь Синклитикия. Более десяти лет Филипп прожил с женою, – в 1836 году она умерла. Сильно скорбел Филипп, оставшись вдовым с маленькими еще детьми. Вскоре к этой скорби присоединилась другая – сильнейшая: господа отдали среднего сына его в приданое за дочерью. С этого времени и всегда-то тихий, богомольный и не любивший веселья и празднословия, Филипп стал еще более замкнутым в себя, избегал сношений с соседями, сделался еще набожнее, усиленно постился и посещал храм Божий. Родители его, бывшие еще в живых, приписывали все это единственно тому, что Филипп грустил вследствие потери жены, и употребляли все меры, чтобы опять женить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Филипп из Вифсаиды Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Симоном, и был призван вскоре после них, а затем привел к Иисусу Нафанаила. На страницах Евангелия от Иоанна Филипп появляется еще трижды. Именно его спрашивал Иисус, где достать хлеб для великого множества народа. Вместе с Андреем он привел к Иисусу неких эллинов, положив тем самым начало проповеди среди неевреев. Другие евангелисты ничего не говорят отдельно о Филиппе – видимо, Иоанн знал о нем больше, возможно, в силу личного знакомства. Особенно интересен третий из упомянутых им эпизодов. На Тайной вечери Филипп попросил Иисуса: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас». Другим апостолам хотелось устанавливать Царство Божие, садиться по обе стороны от Учителя-Царя, наказывать зло и устанавливать торжество справедливости и добродетели. Филиппу было довольно малого: пережить некий уникальный мистический опыт, узреть Невидимого Бога. Но Иисус ответил: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца?» Оказалось, ему уже было дано все, чего он хотел, а он этого как-то и не заметил. Предание рассказывает, что Филипп проповедовал Евангелие в Галилее, а затем в Скифии и Фригии. В 80-х годах он был распят вниз головой в Иераполе Фригийском (нынешняя Турция), рядом со знаменитыми источниками, названными сегодня Памук-Кале. Варфоломей-Нафанаил Евангелист Иоанн рассказывает еще об одном эпизоде, связанном с апостолом Филиппом: «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: “Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета”. Но Нафанаил сказал ему: “Из Назарета может ли быть что доброе?” Филипп говорит ему: “Пойди и посмотри”. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: “Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства”. Нафанаил говорит Ему: “Почему Ты знаешь меня?” Иисус сказал ему в ответ: “Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя”. Нафанаил отвечал Ему: “Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев”».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

С таким необыкновенным терпением нес подвиг юродства Филипп. III. Монашество. Основание пещер. Покойный святитель Московский митрополит Филарет, как известно, смотрел на юродивых глазами большинства хороших христиан, т.е. как на «людей Божьих». Филипп во время своего десятилетнего юродства неоднократно бывал в Москве и был известен лично владыке Филарету. В начале 1847 года Филипп, будучи в Москве, получил благословение от владыка пойти на поклонение в Сергиево-Троицкую Лавру и остаться там пожить. Нужно думать, что по поводу этого-то и упоминает в первый раз о Филиппе святитель Филарет в письме 6 к наместнику Лавры архимандриту Антонию: «Бог благословит раба своего Филиппа, и да сотворит благое душе его» 7 , и этими словами указывает, что Филипп может быть принят в число братии Лавры. Чувствуя ли утомление от долговременной страннической жизни, или же повинуясь благословению уважаемого святителя, Филипп изъявил согласие отправиться на жительство в Лавру, куда и явился вскоре прямо к наместнику архимандриту Антонию, ныне уже умершему. Рассказывают, что, входя в келью о.наместника в своем костюме юродивого с босыми ногами и сумкой через плечо, Филипп держал в одной руке посох, а в другой несколько луковиц. – Зачем это ты, раб Божий, луку-то принес? – спросил о.наместник, благословляя пришельца. – Да так, широкий! 8 Хорошие христиане всегда лук медом поливали, – заговорил иносказательно Филипп: – поливали и здравы бывали; на полосу свою часто посматривали, себя узнавали и поверяли, за то и к Царю небесному часто ходили и свет имели. А я вот век гуляю, да своими грехами людей соблазняю; дурака то потерял, а умного не нашел. Вот, белый ангел (митрополит) и послал меня сюда: молитесь, широкий, чтобы Бог меня на разум наставил. – Так ты в Лавре останешься? – спросил о. наместник. – Да походил, сокола половил, все думал поймаю, чтобы легче с ним в Иерусалим идти, – продолжал Филипп: – да вместо сокола-то все пса ловил; говорят, и плохо бы было, если б пса-то я в Иерусалим принес. Вот я и пришел сокола ловить у Сергия под крылышком.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ст. 45–46. Обрете Филипп Нафанаила и глагола ему: егоже писа Моисей в законе и пророцы, обретохом Иисуса, сына Иосифова, иже от Назарета. Не случайно встретил Филипп Нафанаила, но искал и нашел его. Нафанаил известен ему был как ожидавший утехи Израилевой. А эти ожидания были очень живы в душе Филиппа, ими заняты были думы его. И вот он спешит поделиться новостью о Мессии с Нафанаилом. По такому направлению сердец Филиппа и Нафанаила вероятно, что Филипп и Нафанаил, также как Андрей, Петр и Иоанн, были учениками Предтечи. Вместо того, чтобы сказать просто: нашли мы Мессию, Филипп говорит: нашли мы Того, о Ком пишут Моисей в законе и пророки в своих книгах. Это значит, что Филипп и Нафанаил изучали Св. Писание. Высокое учение Иисуса, святая жизнь Его, сердцеведение и чудеса восхитили Филиппа; это – пророк великий, о котором говорил Моисей с другими пророками, так думал и так говорил Филипп Нафанаилу. Филипп считает Иисуса сыном Иосифа, происшедшим от Назарета. Видно, что ему неизвестны были чудесные обстоятельства рождения сына Марии в Вифлееме ( Мф.1:18 сл.; Лк.1:26 сл.); он по голосу народному ( Лк.3:25 ) называет Иисуса только сыном Иосифа, Назарянином. Многие знали, что Иисус воспитывался в Назарете ( Лк.4:16 ); оттоле ходил с родителями в Иерусалим ( Лк.2:41 сл.). Назарет считался отечественным городом Иисуса ( Лк.4:24 ; Мф.13:57 ). Так думал о происхождении Иисуса и Филипп. Нафанаил, друг Филиппа, знающий писание, должен быть признан за одно и то же лицо с Варфоломеем апостолом. Еванг. Иоанн называет сего Нафанаила апостолом ( Ин.21:2 ) и не поминает между апостолами Варфоломея; другие евангелисты ( Мф.10:3 ; Мк.3:18 ; Лк.6:14 ), считая между апостолами Варфоломея, не говорят о Нафанаиле, и Варфоломея ставят после Филиппа, как у Иоанна Нафанаил призван после Филиппа. От Назарета может ли что добро быти? – говорит Нафанаил. Назарет был малый городок, недалекий от Каны Галилейской. По общему мнению иудеев, из Галилеи не может быть пророка ( Ин.7:52 ). В Галилее жили большей частью язычники, люди темные ( Мф.4:13–16, 26:7 ). Жители Каны Галилейской, довольно богатые и промышленные, прибавляли еще от себя довольно приятного для соседнего городка, отзывались о бедных жителях Назарета презрительно. Филипп, не вступая в спор с Нафанаилом о Назарете, говорит: прииди и виждь. Учение и дела Иисуса сами могут сказать, кто таков Иисус: пусть Нафанаил посмотрит на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

За добродетельную жизнь игумен монастыря готовил его себе в преемники. В 1545 г. инок Филипп ездил в Великий Новгород и был поставлен архиепископом Феодосием в иеромонахи. Очевидно, в то время состоялось его возведение в игумены обители. Известно, что в 1545 г. был отлит «Благовестный» колокол в связи с избранием его игуменом. Игуменом он называется и в надписи на иконе 1545 г., так называемой «Соловецкой Боголюбской», которая находится ныне в Успенском соборе Московского Кремля 613 . Существует и другая дата начала его игуменства – 1548 г. Очевидно, ухудшившееся здоровье игумена Алексия поправилось, и он опять смог приступить к исполнению своих обязанностей до своей кончины в 1548 г. После этого продолжилось настоятельское служение игумена Филиппа в Соловецкой обители, продолжавшееся почти 20 лет. «Во всей истории русского монашества нет другого лица, которое бы, при обычном благочестии, столько же помнило обязанность заботиться о счастии и благосостоянии ближних и умело соединять с примерною набожностью практические цели в пользу других. Филипп был образцовый хозяин, не было ему равного в Русской Земле в его время. Дикие, неприступные острова Белого моря сделались в его время благоустроенными и плодородными», писал историк Н. Костомаров . Стремясь поддержать в обители молитвенный дух первых соловецких подвижников, игумен Филипп разыскал чудотворный образ Богоматери, принесенный на Соловки преподобным Савватием, и поставил его над гробницей святого. Своими руками игумен Филипп починил книгу Псалтирь и ризы преподобного Зосимы. Во время праздничных богослужений он возлагал на себя эти священные ризы. По его благословению было дополнено описание чудес в Житии Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Игумен Филипп начал свою неутомимую деятельность в трудное для Соловецкого монастыря время – после опустошительного пожара 1538 г., нанесшего обители серьезный ущерб. При игумене Алексии монастырь начал восстанавливаться, стали строиться деревянные храмы и помещения. Но святой Филипп решил заменить деревянные храмы каменными, для чего нужны были немалые финансовые средства. Хозяйственные преобразования в обители игумен Филипп начал с увеличения числа соляных варниц, так как солеварение являлось источником материального содержание монастыря. По благословению архиепископа Новгородского Пимена (1552–1570) игумен Филипп устроил на Большом Муксоломском острове скотный двор, стал разводить лапландских оленей, была устроена мастерская по производству кож, обуви из кожи для братии. В монастыре были созданы различные мастерские: среди них, в частности, иконописная.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010