Аркады основаны на широко расставленных круглых колоннах. Средокрестие увенчано высоким куполом на гуртах, опускающихся по барабану до парусов, к-рые оформлены мотивами аркатуры и образами архангелов. Роскошный и далеко выдвинутый портал украшает зап. вход. Базиликой франц. типа (с венцом капелл вокруг апсиды) является церковь мон-ря Санта-Мария-а-Пье-ди-Кьенти близ Чивитанова-Марке (XI в., ок. 1125). Компактные пропорции плана и выделение перекрестия нефа с трансептом высоким куполом, уподобленным башне, отличают монастырскую ц. Санта-Мария-ди-Портоново близ Анконы (70-е гг. XI в.). Примером оригинального решения служит мраморный фасад ц. Санта-Мария-делла-Пьяцца в Анконе (XII в.- до 1223), на котором стоит подпись мастера Филиппо (1210). Он украшен одинаковыми рядами декоративных аркад и скульптурным порталом, импосты портала продолжены резными лентами вдоль всей стены. В поля нек-рых звеньев аркатуры вписаны рельефные образы, центральный из которых, Богоматерь Оранта, помещенный под сенью треугольной арки непосредственно над порталом, напоминает визант. образцы. В ц. Санти-Винченцо-э-Анастазио близ Асколи-Пичено (XII в.?) (не окончена?) зап. стена имеет вид экрана, расчерченного узкими вертикальными и горизонтальными тягами на квадраты. 10. Основным типом церквей, особенно соборных, во всех провинциях Сев. Италии служила базилика. Однако были широко распространены и центрические композиции, большинство к-рых восходит к раннехрист. баптистериям (круглым, октагональным или тетраконхам). Другие церкви обнаруживают композиционную связь с октагональными палестинскими храмами, на что часто указывают их посвящение либо погребальная функция, напр. ц. Сан-Пьетро в Асти (10-20-е гг. XII в.) и Сан-Сеполькро в Болонье (кон. XII - нач. XIII в.). Обычно среднее ядро, основанное на кольцевой аркаде, окружено обходом с перекрытием из крестовых сводов, над к-рым расположена внутренняя галерея, как, напр., в баптистерии Сан-Джованни в Аграте-Контурбия, к северу от Новары (ок. 930, ок. |
Ветхозаветные сюжеты расположены преимущественно вне основного пространства базилики, в ее нартексе, в то время как новозаветные помещены внутри храма. Т. о., история до прихода в мир воплотившегося Бога визуально предваряет новозаветную историю спасения. Древнейшие части мозаичной декорации базилики - изображения Богоматери с Младенцем, 8 апостолов (Петр, Павел, Иаков, Андрей, Симон, Фома, Филипп, Варфоломей) и 4 евангелистов в узких нишах по сторонам главного входа в храм. Все - ростовые; Богоматерь и евангелисты представлены фронтально, апостолы - в 3/4-ном развороте обращены к Пресв. Богородице. Богоматерь дана в типе «Воплощение» с Младенцем на лоне; Христос благословляет правой рукой, в левой держит свернутый свиток. О времени создания этих мозаик нет единого мнения: одни исследователи (О. М. Далтон, Г. Милле, Ш. Диль, О. Демус) считали их произведением посл. четв.- кон. XI в. (1071-1096), другие, напр. В. Н. Лазарев, относили их к нач. XII в. В нише над входом помещена полуфигура ап. Марка в священническом облачении (мозаика 1545 г., по картону Лоренцо Лотто или Тициана), заменившая, очевидно, предшествующее древнее изображение Христа Пантократора. Иконография апостолов традиционна для визант. памятников. Исключением является изображение ап. Петра с тонзурой на голове, с ключами в руках; эти детали характерны скорее для произведений итало-визант. круга. Стиль мозаик находит параллели в визант. искусстве сер. XI-XII в. (напр., мозаики и фрески кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Греции). Вероятно, они выполнены греч. мастерами, приглашенными из К-поля. Одновременно с мозаиками центрального портала (в 1093 или сразу после пожара 1106 г., по версии Демуса) или несколько позднее (в 1-й трети XII в., по версии Лазарева) возникли мозаики в центральной апсиде (пострадали в XV в., частично переложены). В конхе - восседающий на престоле Пантократор (1506; в оригинальном виде предположительно Богоматерь на троне или поясной образ Христа Пантократора). Ниже в апсиде, в простенках между окнами, представлены монументальные фигуры в рост 4 святых, апостолов Петра и Марка (в центре в апостольских одеждах) и свт. Николая Чудотворца и Эрмагоры, еп. Аквилеи (по бокам; в священническом облачении). Выбор этих святых для декорации главного алтаря обусловлен их особым почитанием в Венеции, присутствием здесь их мощей, а также местной традицией, в соответствии с к-рой они считались покровителями города и республики. |
К числу редких образцов раннего барокко на венецианской Терраферме можно отнести капеллу Инноченти в ц. Санто-Стефано в Вероне (1619-1621, автор неизв.); сильно вытянутое по вертикали прямоугольное пространство капеллы в верхнем ярусе превращается в цилиндрическое; стены сплошь покрыты маньеристическими стуковыми рельефами. С пребыванием в Виченце Гварини по приглашению театинцев в 1672 и 1675 гг. связана постройка по его проекту ц. Санта-Мария-ин-Арачели (1675-1680). Церковь Сан-Марко-ин-Сан-Джироламо (бывш. ц. Джезуати 1720-1727, фасад 1756) в Виченце близка к образцам рим. барокко. Черты рим. барокко и палладианства соединяются в др. вичентинской церкви - Сан-Гаэтано-Тьене (1721-1730, Джироламо Фриджимелика). В неопалладианском духе выдержаны городской собор в Кастельфранко-Венето (1720-1730, Франческо Мария Прети), ц. Падри-Филиппини в Вероне (1759-1775, Андреа Камерата) и ц. Сан-Клементе в Виченце (2-я пол. XVIII в.). III. Юж. Италия. Архитектура храмов Неаполя XVII - 1-й пол. XVIII в. развивалась от маньеризма, привнесенного флорентийскими мастерами, к неоклассицизму Луиджи Ванвителли. В нач. XVII в. в Неаполе работал Джованни Антонио Дозио. План церкви ораториан Джироламини (или Сан-Филиппо-Нери, 1586-1609, 1617-1639, совместно с Дионизио ди Бартоломео) восходит к плану ц. Санта-Мария-ин-Валличелла в Риме, также принадлежащей ораторианам (1575-1617, Маттео ди Читта-ди-Кастелло и Мартино Лонги Старший). Но Дозио придает ему флорентийский акцент: в Джироламини черты, присущие архитектуре эпохи Контрреформации (базиликальный план; большой купол над просторным средокрестием; широкий короткий неф; пилоны пресвитерия, выступающие в пространство глубже, чем ряды колонн, и тем самым зримо отделяющие зону клира от зоны прихожан, не уменьшая при этом пространства), соединяются с традиц. флорентийским чертами. Нефы разделяют не пилоны, а колонны, несущие арки, отчего внутри церковь напоминает базилики Сан-Лоренцо и Санто-Спирито Брунеллески. Первые черты раннего рим. барокко в архитектуре Неаполя связаны с именами Доменико Фонтаны, который приезжал в Неаполь в кон. |
Местная школа архитектуры сформировалась на юж. побережье М. Азии. Особенным в планировке было решение алтарной части: апсиду фланкировали пастофории, скрытые за стеной вост. фасада, иногда апсиде предшествовал трансепт (базилика А в Перге, V-VI вв.). Церквей, имевших галереи над боковыми нефами, было мало, беднее по сравнению с памятниками Эгейского побережья выглядело резное убранство, хотя отдельные образцы фасадной пластики имели высокое художественное качество, напр. рельефы на портале зап. базилики Алахан-манастыра (посл. треть V в.) со сценами Вознесения Господня, видения Иезекииля и др. Техника каменно-бетонной кладки стен с рядами крупных отесанных блоков, придававшая образу храма мощь и монументальность, развивалась в Каппадокии и странах Закавказья. Крупнейшей базиликой в регионе была ц. св. Феклы в Мериамлыке (78 ´ 39 м), возведенная при поддержке имп. Зинона (474-475, 476-491), коринфские капители, мозаичные и инкрустированные полы подтверждают предание о строительстве ее мастерами, присланными из К-поля ( Krautheimer. 1986. P. 110). К кон. V в. в Киликии и Исаврии появились короткие базилики с куполом или деревянным шатром на массивном барабане, напр. вост. церковь Алахан-манастыра (80-е гг. V в.), построенная предположительно имп. Зиноном, в центральном нефе к-рой, непосредственно перед алтарем, выделена ячейка, перекрытая деревянным шатром на кубовидном снаружи и октагональном изнутри (с нишами) барабане (6,80 ´ 6,50 м), опирающемся на столпы; боковые нефы и галереи над ними открываются в «подкупольное» пространство тройными аркадами. В этом памятнике неразрывно сочетаются смелость композиционной идеи с массивным обликом кладки и архаическими чертами конструкций. В глубинных районах М. Азии сохранились памятники 3 архитектурных центров. На западе - Иераполь (Памуккале) с мартирием ап. Филиппа, сложной центрической постройкой нач. V в., октагональное ядро к-рой с 8 глубокими прямоугольными рукавами вписано в квадрат, с рядом дополнительных помещений по периметру. Ближе к востоку, в Ликаонии, в местности Бинбир-килисе, большинство храмов - сводчатые 3-нефные базилики, с аркадами на низких колоннах или столпах и галереями над боковыми нефами, выдающими к-польское влияние. |
Мусульм. завоевание IX в. быстро уничтожило большую часть диоцезов в вост. Сицилии, на западе и северо-западе они сохранились дольше. Во время 2-го периода иконоборчества в Сиракузах был митрополит-иконоборец. 4 епископа предприняли поездку в К-поль в 869 г.; в перечне епархий в правление имп. Льва VI уже нет Катании, и в XI в. «архиепископом Сицилии» назван митрополит Реджо. Норманны, прибывшие в 1072 г. в Палермо, нашли резиденцию архиепископа в маленькой церкви, поскольку кафедральный собор был давно превращен в мечеть. В 1103 г. греч. епархия в Катании перешла под власть латинян. Норманны создавали на острове только лат. еп-ства. II. Южноитальянские мон-ри. Греч. монашество в Сицилии, Калабрии и в Базиликате известно нам по 2 различным типам источников: с одной стороны, это жития святых монахов (ок. 15), среди к-рых самым выдающимся как с исторической, так и с лит. т. зр. является Житие св. Нила Россанского; с др.- материал актов. К кон. VI в. на упомянутых территориях мон-ри еще были латинские. С VII по IX в. среди монахов Сицилии и Калабрии появляется много греков. Мон. Феофан ведет переписку с Феодором Студитом, сицилийские монахи Митрофан и Марк - с Патриархом Фотием. Первый широко известный италийский монах Илия Младший род. в Энне, возможно в 1-й пол. IX в. В течение жизни он побывал не только в Калабрии, но и на Синае, на Пелопоннесе, на Корфу, в Фессалонике, что подтверждает активные связи итало-греч. монашества с крупными религ. центрами империи. В странствиях его сопровождали ученики. Большая часть монахов сицилийского происхождения (Лев-Лука Корлеоне, Виталий из Каструм Новум, Савва, Христофор и Макарий из Коллесано, Лука из Демены) бежала от арабов через Мессинский прол. на континент. В захваченной мусульманами Сицилии самым важным греч. монашеским центром был Сан-Филиппо д " Ажира (к востоку от Энны). В сохранившемся инвентарном списке греч. митрополии Реджо упоминаются многочисленные мон-ри и подворья на юге полуострова. Но, если кто-то из подвижников и задерживался (как, напр., прп. |
Мученичество сщмч. Дионисия Ареопагита. Фрагмент алтарной картины. Худож. Ж. Малуэль. Нач. XV в. (Лувр, Париж) Мученичество сщмч. Дионисия Ареопагита. Фрагмент алтарной картины. Худож. Ж. Малуэль. Нач. XV в. (Лувр, Париж) В 1053 г. кор. Франции Генрих I приказал освидетельствовать мощи Д. А. в Сен-Дени, чтобы опровергнуть притязания монахов Санкт-Эммерама. Об этом упоминает Ригорд в соч. «Деяния Филиппа Августа» (ActaSS. T. 4. Col. 967). Ригорд сообщает, что, когда слух об обретении мощей Д. А. в Регенсбурге достиг Парижа, кор. Генрих I направил к герм. имп. Генриху III (1046-1056) послов с просьбой отложить церемонию открытия мощей до получения результатов освидетельствования святыни в Сен-Дени. Император согласился и послал во Францию представителей. В их присутствии в Сен-Дени было произведено вскрытие раки Д. А., в к-рой были обнаружены мощи святого в целости, кроме шейных костей, хранившихся в Вержи, и части руки, перенесенной папой Стефаном II в Рим. Однако немцы заявили, что в раке почивают мощи др. святого. По свидетельству «Саксонского анналиста» (нач. XII в.), в 1052 г. в Регенсбург прибыл Римский папа Лев IX , к-рый якобы признал обретенные там мощи подлинными (Ibid. Col. 973). Были составлены 2 подложных послания папы Льва IX к франц. кор. Генриху I, подтверждавшие подлинность мощей Д. А. в Регенсбурге (Ibid. Col. 975-977), а также подробное сказание франц. мон. Гаймона об открытии мощей в Сен-Дени (нач. XIII в.). Он опровергал притязания монахов Санкт-Эмме-рама на обладание мощами Д. А. и отрицал, что подлинность мощей была подтверждена папой Львом IX. Спор между мон-рями Сен-Дени и Санкт-Эммерам закончился лишь в кон. XIX в., почитание мощей в Регенсбурге прекратилось. В XII в. аббат Сен-Дени Сугерий провел полную реконструкцию монастырского комплекса. На месте старой каролингской базилики была выстроена новая церковь, в ее нижнем храме хранились мощи Д. А., Рустика и Елевферия, а также др. святых. Мощи Д. А. были положены в новую раку. Впосл. они неоднократно выставлялись для всеобщего почитания перед главным алтарем верхнего храма, а также временно переносились в Париж по просьбе короля или членов его семьи. |
С кон. VII в. усиливалось влияние лангобардов и их союзников из Центр. Европы и происходило ослабление позиций Византии. На рубеже VII и VIII вв. Равеннский Экзархат выступил против политики имп. Юстиниана II. В 692 г. руководители Экзархата воспрепятствовали аресту папы Римского Сергия I , в 695 г. участвовали в свержении имп. Юстиниана II. После возвращения на престол (705) Юстиниан II жестоко расправился с наиболее влиятельными жителями Равенны. По его приказу флот стратига Сицилии Феодора подошел к Равенне, захватил несколько десятков знатных горожан и отправил их в К-поль, где они были убиты, а архиеп. Феликс Равеннский ослеплен. Узнав о происшедшем, жители Равенны и визант. областей И. отказались подчиняться власти Юстиниана II, сформировали собственное войско и органы власти во главе с дуксом Георгием. Мятеж в визант. И. продолжался ок. года и завершился после окончательного свержения Юстиниана в 711 г., когда новый император, Вардан Филиппик, примирился с Равенной, выплатив горожанам компенсации за разграбленное имущество. Успех мятежа показал слабую зависимость визант. И. от К-поля и ограниченные возможности Вост. Римской империи принудить отдаленную провинцию к покорности. Кор. Лиутпранд (712-744) проявил себя как деятельный и успешный правитель. В первые годы правления он был занят борьбой с оппозицией среди знати и стремился сохранять мир в отношениях с Византией: когда сполетийский герц. Фароальд II захватил и разграбил Классе, Лиутпранд заставил его вернуть гавань византийцам. При Лиутпранде было принято 153 новых закона. В отличие от «Эдикта Ротари» они в основном относились к сфере гражданского и семейного права; контроль за соблюдением королевских законов был ужесточен. В преамбулах законов Лиутпранд именовался «христианским и католическим правителем», «превосходнейшим королем из счастливейшего, католического и возлюбленного Богом народа лангобардов». Стремясь представить себя как христ. государя всей И., покровителя правосл. Церкви, король предоставил привилегии Церкви, принял под особое покровительство монахов, подтвердил неприкосновенность храмов и церковного имущества. Предписывая соблюдать при заключении брака нормы канонического права, король ссылался на авторитет «папы города Рима, главы Божиих Церквей и священнослужителей всего мира» (MGH. Leges. T. 4. P. 124). В законах Лиутпранда часто упоминаются клятва на Евангелии, дарения Церкви и т. п. Отправление языческого культа и занятия колдовством были запрещены. При участии Лиутпранда велось активное строительство храмов, среди к-рых известна базилика св. Петра (ныне Сан-Пьетро-ин-Чель-д " Оро) в Тицине. В базилике хранились мощи блж. Августина, перенесенные из Каралиса по указанию Лиутпранда. |
Сантиссима-Аннунциата дель Вастато (1679). Пьола возглавил мастерскую, при к-рой имелась коллекция-музей, включавшая подлинники и копии известных произведений. Художественной монополией мастерской стало выполнение крупных заказов по декорированию интерьеров, создание алтарных образов и проектирование предметов декоративно-прикладного искусства. Пьола координировал работу живописцев и мастеров прикладного искусства, создававших проекты деревянной резьбы, включенной в единую схему декора интерьера (напр., 2 фресковых плафона «Осень» и «Зима», 1688, Палаццо Россо, Генуя). В 1695 г. Пьола с учениками и квадратуристом А. Хафнером (1654-1732) завершил фрески в ц. Сан-Лука, где в куполе представлена композиция «Коронование Мадонны», дополненная декором иллюзорной архитектуры. После смерти Пьолы мастерскую возглавил Г. де Феррари (1644-1726), фрескист-декоратор, автор станковых полотен и архитектурных проектов, первый мастер в Г., работавший в стиле рококо. Его стиль сформировался под влиянием живописи Корреджо, уроков Д. Фьязеллы, знакомства с работами Дж. Б. Карлоне, Дж. Б. Гаулли. В сотрудничестве с Хафнером он расписал неск. церквей (Сан-Сиро, Сан-Джакомо э Филиппо, Санта-Кроче э Сан-Камилло) и дворцов (Камбьязо-Чентурионе, Дураццо-Бриньоле, Бальби-Сенарега, Салуццо-Гранелло). С нач. XVIII в. искусство Г. переживало упадок. Наиболее значимые заказы получали приезжие мастера, напр. М. Франческини (1648-1729), расписавший Палаццо Дукале («Апофеоз Республики Генуи», 1702-1704, фрески уничтожены в 1777). В 1798 г. в Г. было открыто учебное заведение для художников - Лигурийская академия наук и искусств. Первые художественные музеи возникли в кон. XIX в. благодаря дарениям семьи Бриньоле-Сале и кнг. Марии Галлиера, завещавшей городу Палаццо Россо (1874) и Палаццо Бьянко (1884) с хранившимися в них коллекциями произведений искусства. Обширные градостроительные работы, проводившиеся в Г. в XIX в., привели к разрушению мн. памятников средневековья. Лит.: Виппер Б. Р. Проблема реализма в итал. живописи XVII-XVIII вв. М., 1966; он же. Статьи об искусстве. М., 1970. С. 560-566; Всеобщая история архитектуры. Л.; М., 1966. Т. 4, 7; Pesenti F. R. La pittura in Liguria: Artisti del primo seicento. [Genova, 1986]; Gavazza E. Lo spazio dipinto: Il grande affresco genovese nel " 600. Genova, 1989; Luoghi del Seicento genovese/A cura di L. Pittarello. [Bologna], 1992; Свидерская М. И. Искусство Италии XVII в. М., 1999. Ю. В. Иванова Рубрики: Ключевые слова: АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата ЛОРЕТО город в восточной части Центр. Италии, в пров. Анкона, в обл. Марке, место почитания Дома Божией Матери МАРКА АПОСТОЛА БАЗИЛИКА кафедральный собор Венеции, памятник визант. архитектуры и монументальной живописи, расположена на пл. Сан-Марко АНАСТАСИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ (до 817 - между 877 и 879), антипапа (авг.-сент. 855), церк. и полит. деятель, историк и переводчик |
Начал (Павел путешествие) с Дамаска и пришел в Иерусалим; отсюда отправился в Тарс, а из Тарса в Антиохию, и потом снова в Иерусалим, и снова во второй раз в Антиохию; отсюда, быв определен вместе с Варнавою на дело апостольства, прибыл в Селевкию, потом в Кипр, где и начал называться Павлом; далее (отправился) в Пергию, потом в Антиохию писидийскую, потом в Иконию, потом в Листру, в Дервию и Ликаонию, потом в Памфилию, потом снова в Пергию, потом в Атталию, потом снова в третий раз в Антиохию сирийскую, потом снова в третий раз в Иерусалим по поводу вопроса об обрезании, далее снова в четвертый раз в Антиохию, потом снова вторично в Дервию и Листру, потом во Фригию и страну галатийскую, потом в Мизию, потом в Троаду и оттуда в Неаполь, потом в Филиппы, город македонский; потом, пройдя Амфиполь и Аполлонию, пришел в Фессалонику, потом в Берию, потом в Афины, потом в Коринф, потом в Ефес, потом в Кесарию, потом во второй раз в Антиохию писидийскую, потом в страну галатийскую и во Фригию, потом снова во второй раз в Ефес; потом, пройдя Македонию, снова во второй раз прибыл в Филиппы и из Филипп снова в Троаду, где и воскресил упавшего Евтиха; потом прибыл в Ассон, потом в Митилену; потом пристал к берегу против Хия; потом прибыл в Самос и оттуда в Милет, куда призвал ефесских пресвитеров и беседовал с ними; потом отправился в Кон (Коос), потом в Родос, отсюда в Патару, потом в Тир, потом в Птолемаиду, и отсюда в Кесарию; откуда снова в четвертый раз возвратился во Иерусалим. Из Иерусалима послан был в Кесарию, и, наконец, быв отправлен узником в Рим, прибыл таким образом из Кесарии в Сидон, потом в Миры ликийские, потом в Книд, и отсюда, после многих лишений, прибыл на остров, на котором его ужалила ехидна, потом в Сиракузы, потом в Ригию калабрийскую, потом в Потиолы, и отсюда уже пешком пришел в Рим. Здесь у Аппиева торжища и трех корчемниц встретили его верующие. Прибыв таким образом в Рим, он учил здесь достаточное время , и наконец в самом же Риме принял мученическую смерть после доброго подвига, которым подвизался здесь. Римляне же на останках его воздвигли прекрасное здание и базилику, ежегодно празднуя день памяти его в третий день пред июльскими календами . И прежде этот блаженный муж много преподал советов относительно честности жизни и добродетели, дал также много и практических наставлений; притом же, что особенно важно, в своих четырнадцати посланиях он изложил все правила жизни человека. ГЛАВНЫЕ ПРЕДМЕТЫ КНИГИ ДЕЯНИЙ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ |
Скорее всего статуя была расчищена в нач. IV в., когда и стала объектом поклонения. Еп. Евсевий Кесарийский видел куст целебной травы, к-рый поднимался по статуе к бронзовым часам. Филосторгий же отмечал, что в одном из христ. храмов К. Ф. (о чем упоминает и Созомен) статуя находилась в «той части церкви, которая предназначалась для диаконов», т. е. скорее всего в диаконнике. В базилике, раскопанной в К. Ф. и идентифицируемой как христ. храм, есть диаконник, но в нем нет неск. входов или пьедестала для скульптуры, к-рая привлекала множество паломников и делала город одним из св. мест Палестины. Возможно, статуя находилась в другой, пока не установленной постройке. В соч. Patria Constantinopolitana, написанном в средневизант. эпоху, сохранился легендарный рассказ о том, как имп. Юлиан посещал К. Ф. Он видел статуи Христа и Вероники и целебную траву. Узнав, что чудесные исцеления людей, в т. ч. слепорожденного, были приписаны Христу, он приказал уничтожить траву огнем, а на месте статуй поставить изваяния Зевса и Афродиты. Согласно этому источнику, еп. К. Ф. Мартирий пытался сопротивляться воле императора, но был сожжен рядом с храмом в качестве жертвы богам (Patria CP. T. 1. P. 53-54). История о Мартирии неизвестна более ранним источникам и вряд ли может быть достоверной. Она напоминает Житие св. Маркелла Апамейского, пострадавшего от язычников в кон. IV в. Тем не менее факт посещения К. Ф. Юлианом может быть исторически верным. В 8 км от К. Ф., близ совр. кибуца Мааян-Барух, найдена колонна с латинской надписью, где Юлиан упоминается как победитель варваров и реставратор храма Зевса в К. Ф. ( Negev. 1969. P. 173; Bowersock. 1978. P. 123-124). Восстановленная после гибели имп. Юлиана скульптура продолжала привлекать внимание паломников на протяжении всей позднеантичной эпохи. По сообщениям Феодосия и Малалы, статуя была сделана из электра. Видимо, этот драгоценный сплав был использован христианами для воссоздания статуи. Ок. 530 г. паломник Феодосий видел статуи и Христа, и женщины, которую он назвал Марусой (Маруфой?; Theodosius. De Terra Sancta. 28//Itinera Hierosolymitana et descriptiones Terrae Sanctae. 1966r. P. 72). Малала описал свое посещение города и беседу с обращенным в христианство иудеем Бассусом, который нашел в К. Ф. книгу царей иудейских с историей о статуе Христа и женщины ( Ioan. Malal. Chron. P. 239). |
| |