Письмо вице-канцлера графа К.В. Нессельроде к поверенному в делах при Порте Оттоманской В.П. Титову 88. Рассказ схимонаха Саввы о жизни русской колонии в Иерусалиме. (Чума 1838 года) Из дневника архимандрита Порфирия (Успенского) 89. Русские монахини в Иерусалиме. Из дневника архимандрита Порфирия (Успенского) 90. Из письма генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву Русские дипломаты и Греко-Армянский кризис в Иерусалиме (1835–1837) 91. Грамата патриарха Иерусалимского Афанасия на имя посланника в Константинополе А.П. Бутенева 92. Об участии секретаря посольства в Константинополе графа А.И. Медема в разрешении конфликта в Вифлееме. Выписка из донесения Досифея, митрополита Назаретского, и Кирилла, архиепископа Лиддского, Афанасию, патриарху Иерусалимскому 93. Послание Синода Иерусалимской церкви к посланнику в Константинополе А.П. Бутеневу 94. Грамата патриарха Иерусалимского Афанасия на имя Филарета, митрополита Московского 95. Грамата патриарха Иерусалимского Афанасия на имя императора Николая I 96. Письмо архиепископа Фаворского Иерофея к А.Н. Муравьеву 97. Донесение митрополита Московского Филарета в Св. Синод 98. Предложение обер-прокурора графа Н.А. Протасова Св. Синоду 99. Предложение обер-прокурора графа Н.А. Протасова Св. Синоду 100. Из письма архиепископа Фаворского Иерофея к А.Н. Муравьеву 101. Предложение обер-прокурора графа Н.А. Протасова Св. Синоду 102. Письмо архиепископа Фаворского Иерофея к А.П. Муравьеву 103. Предложение обер-прокурора графа Н.А. Протасова Св. Синоду 104. Рапорт митрополита Московского Филарета Св. Синоду 105. Письмо архиепископа Фаворского Иерофея к А.Н. Муравьеву Генеральный консул в Бейруте К.М. Базили (1839–1853) 106. Указ императора Николая I вице-канцлеру графу К.В. Нессельроде 107. Отношение министра народного просвещения графа С.А. Уварова к губернскому секретарю К.М. Базили 108. Из письма архиепископа Фаворского Иерофея к А.Н. Муравьеву 109. О назначении консула в Яффу и о сыне коллежского асессора Мостраса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Все дела по сношению России с православным Востоком с самого начала их возникновения всегда ведались в Московском царстве исключительно Посольским приказом. В него являлись все лица, как светские, так и духовные, приезжавшие с православного Востока за чем-либо в Москву; в Посольский приказ обязательно поступали и все грамоты восточных патриархов и других духовных лиц и уже отсюда передавались нашим духовным властям, если они им были адресованы. Из Посольского же приказа посылались все грамоты, как царские, так и наших патриархов, к разным восточным иерархам и в восточные монастыри, через Посольский же приказ шла обыкновенно и царская милостыня на православный Восток. Непосредственные сношения с восточными патриархами точно также, кроме двух-трех случаев, всегда велись обыкновенно через наших послов в Турции и посольских дьяков или через особых гонцов, нарочно посылаемых из Посольского приказа. Так всегда велось дело исстари, так оно повелось и после, когда Посольский приказ превратился в Коллегию иностранных дел, а последняя в Министерство иностранных дел. Наши московские митрополиты, потом патриархи и Святейший Синод никогда не имели непосредственных прямых сношений с восточными иерархами, никогда не имели своих органов для этих сношений, все делалось и велось при посредстве Посольского приказа, Коллегии или Министерства иностранных дел. Понятно из сказанного, что наше Министерство иностранных дел исторически, так сказать, приучено было смотреть на себя, как на хозяина во всех наших сношениях с православным Востоком, привыкло, чтобы и церковные сношения происходили всегда при его посредстве, под его руководством и наблюдением. А когда в Сирии и Палестине было учреждено русское консульство, то наш консул (Базили) сделался естественным и единственным посредником во всех наших сношениях с Церквами Палестинской и Антиохийской, что создало ему особое, исключительное положение среди греческого и арабского духовенства и среди туземного народонаселения – положение не только почетное, но властное и влиятельное, так как от него зависело направить милости и милостыню России в ту или другую сторону. В своем дневнике архимандрит Порфирий замечает: «В Петербурге директор Сенявин говорил мне, что Базили (консул в Сирии и Палестине) берет на себя много лишнего, забывая, что он не министр, а второстепенный консул, и здесь (в Константинополе) уверяли меня, что он весьма гордо обращается с тамошними архиереями, будто бы они под руки водят его в церковь . Поедем, услышим, увидим». Потом Порфирий познакомился на месте с поведением и действиями нашего консула и нашел, что Базили «слишком повелителен и даже дерзок» 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Иерусалим 13 октября 1853 г. – 8 мая 1854 г. Октябрь, 13. Вторник . Наконец, сегодня в три часа пополудни австрийский консул Пиццамано 81 лично объявил мне вот что: Россия воюет с Турциею; он из Бейрута получил предписание покровительствовать русским в Иерусалиме в течение шести месяцев; консул Базили уедет в Ливорно на французском пароходе в следующее воскресенье; вице-консулу Марабути дана рассрочка на 10 дней; потом и он должен оставить Яффу и ехать в Грецию 82 . 15. Четверток. Консул Базили письмом от 10 октября, за 175-м, уведомил меня, что он по случаю войны России с Турцией удаляется в Ливорно и что все русские, проживающие в Палестине, поручены покровительству австрийского консульства. Из письма его видно, что не получил никакого особенного приказания касательно нашей Духовной Миссии в Иерусалиме. Посему я не знаю, что делать в настоящих затруднительных обстоятельствах. Мысль ехать в Грецию, по совету Базили, ослабляется мнением, как бы эта поездка не почтена была своеволием. А намерение остаться в Святом Граде уничтожается и страхом от врагов, и мучительностью от перерыва сношений с начальством, и предвидением неблагоприятного нам наушничества здесь латинских монахов и английской духовной миссии, и французского посольства, и, наконец, безденежьем. Ибо мне и сотрудникам моим высланы окладные деньги только за январскую треть сего года, которых, разумеется, недостаточно для нашего содержания не только в следующем, но и в текущем году. 18. Воскресенье. В Святогробском храме прочитан был фирман о войне России с Турцией, и здешним христианам внушено молить Бога о даровании султану победы над нами. Одначе, ничья молитва не вознеслась к небу. 31. Суббота. После вечерни я передал Архангельский монастырь в заведование патриаршего наместника. Ноябрь, 4. Середа. А моя учебная попечительская деятельность отцвела. Сегодня я в последний раз заседал в ефории и ввел преподавание географии в народном училище. По моему настоянию открыта школа в деревне Бет-Сахуре близ Вифлеема.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Вслед за помянутым предписанием Вашего Сиятельства поступил сюда новый рапорт из Бейрута, где консул Базили, после дополнительных с иерусалимским духовенством объяснений, представлял о перемене одного из определенных первоначально монастырей, извещая вместе с тем, что греческие духовные старейшины лучше желали бы принять на свое иждивение починку и что вместо турецкого контракта приличнее было бы ограничиться непосредственным на письме условием с Иерусалимским Патриаршим Престолом или Синодом. Между тем наступили прошлогодние политические в Сирии события. Они принудили миссию отсрочить до другого времени исполнение вышеписанных предначертаний министерства. Но коль скоро участь Сирии решилась, я не преминул в начале текущего года войти с Иерусалимским Патриархом в переговоры, происходившие преимущественно чрез архиепископа Фаворского Иерофея, лично известного в России. Свидетельствуя живейшую готовность содействовать без потери времени к исполнению благочестивых видов нашего правительства, с тем чтобы определяемые поклонникам нашим пристанища навсегда были отведены в исключительную их пользу, – Патриарх, однако же, убедительно настоял, чтобы расходы на починку произведены были на счет иерусалимского духовенства, желающего сею малою жертвою доказать свою признательность к многочисленным благотворениям в России. Снабжение монастыря домашней утварью он согласился оставить на попечении нашем. Патриарх отклонил равным образом заключение контракта по турецкой форме. Из числа же назначенных вначале двух монастырей: святого Феодора и святого Авраамия, Его Блаженство предложил вместо последнего монастырь святой Екатерины, с тем чтобы в нем помещать женщин. Полагая, что существенная цель Высочайшего Двора будет вполне достигнута, даже с некоторой для казны экономиею, коль скоро мы получим от Иерусалимского Престола и Синода письменное в таком смысле удостоверение, и что по сей причине бесполезно стеснять Патриарха лишнею строгостью форм, я в начале минувшего марта сообщил г-ну Базили приобщаемые здесь в копии как наши предложения, так равно и патриарший на них отзыв, и предоставил сему консулу, сообразя местные удобства, согласиться с Иерусалимским Синодом о выборе монастырей, а также и о всех прочих распоряжениях к приведению в действо обещаний Патриарха. Вместе с тем я пригласил г-на Базили сообразить наилучшие меры для закупки пожитков, необходимых для пристойного помещения наших богомольцев, и представить мне счет потребных на то расходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Приняв в руководство данные его предместнику неоднократные предписания министерства о совершенном отделении в Иерусалиме мужчин от женщин, коллежский секретарь Базили решился немедленно привести меру сию в исполнение. А как греческому духовенству принадлежат весьма многие монастыри, остающиеся незанятыми, то по его настоянию отведен для помещения поклонниц монастырь святого Авраама, смежный с храмом Гроба Господня и представляющий то важное удобство, что живущие в нем могут сообщаться с церковью и не имеют надобности проходить по улицам, весьма опасным во время заразы. Переведя в оный женщин, консул Базили оставил мужчин в монастыре святого Феодора и, избрав из среды их отставного гвардейского унтер-офицера Туманцева 34 , известного своею доброю нравственностью и благочестием, поручил ему надзирать за поведением поклонников и удерживать их от всякого предосудительного поступка. Сею благоразумною распорядительностью положена преграда существовавшим беспорядкам, и возникавшие прежде на молельщиков наших жалобы в последнее время совершенно прекратились. Свидетельствуя о том, консул Базили изъясняет, что занимаемые ныне поклонниками нашими два монастыря хотя и лучше прочих зданий, принадлежащих в Иерусалиме православному духовенству, но, тем не менее, находятся в совершенной ветхости и едва обитаемы в зимнее время. При существовавших прежде со стороны турецкого правительства строгих запрещениях производить поправки в церковных зданиях, почти все они пришли в разрушение и с трудом поддерживаются единственно для принятия поклонников, ибо число греческих иноков, в прежние годы весьма значительное, ныне очень ограничено. Не имея денежных средств, греческое духовенство, при искреннем усердии к России, не может произвести на свой счет самых необходимых поправок в монастырях святого Авраама и святого Феодора, а потому помещаемые в оных поклонники наши подвергаются влиянию неблагоприятного климата и нередко испытывают тяжкие болезни. В прошедшем несколько человек умерли, несмотря на доставленные им медицинские пособия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Пристань у Смирны. День 27-й. Я в Родосе. На этом острове, по словам здешнего митрополита Иакова, находится 18 000 православных христиан в сорока деревнях. День 30-й. Якорь брошен в пристани Бейрутской. Прощай море! Привет мой Ливану! Отсюда недалеко до Святой Земли. Бог милостив, увидим ее [паки] и водворимся на Сионе. Февраль, день 2-й. Вчера мы после пешешествия по морю у мелководного берега Бейрутского на ногах не своих, а арабских, поместились в просторной горнице архиепископского дома. Преосвященный хозяин, Вениамин, обозревал свою епархию. Но и без него нам было тепло, покойно и не голодно. Сегодня навещали меня попечитель бейрутского училища Нам-Трад и протосингел архиепископа, отец Иоаким иеромонах. От них я узнал вот что. От первого. На содержание названного училища наш консул Базили дает 4000 пиастров, архиепископ Вениамин 5000 п., из доходов кафедральной церкви уделяются 3000 пиастров, а от Иерусалимской патриархии не получается ни один грош. Назад тому полгода, хотелось Траду учредить в Бейруте особую школу для образования судей православного вероисповедания на Ливане, так как они уже допущены Портой, и на содержание сей школы жертвовал ежегодно 1000 пиастров. Но преосвященный Вениамин не согласился на это и уведомил консула Базили, что Трад под предлогом оной школы посягает на доходы ливанских монастырей. Базили сначала и ответил было его преосвященству, но впоследствии разуверился. Однако судейская школа не открыта. В Бейруте православных христиан 5000 душ, а униатов не более 1000, но и у них есть свой епископ. Так же и марониты, живущие в этом городе, имеют своего архиерея. Протестантская миссия состоит под начальством Томсона и Шмита. Шмит очень хорошо говорит и проповедует по-арабски. Протосингел Иоаким сообщил мне другие новости. В Бейруте удерживается древний обычай крестить младенцев накануне Богоявленьева дня. Ежели они родились за два месяца до сего праздника, то родители откладывают крещение их до наступления его, но слабых младенцев крестят тотчас. В сирийских церквах при освящении даров иные священники произносят моление: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа и проч., а иные не произносят. Ατ λγια, – говорил Иоаким, – δν εναι ες τν δρμον, т. е. эти слова тут некстати. Бейрутские иереи перестали брить свои головы и волосы зачесывают по-нашему. Теперь и у детей не у всех выбриваются лбы с оставлением небольшого клочка волос над челом, по подражанию-де отроку Иисусу-назарею. На Ливане уцелели те самые кедры, о которых сказано в Псалтири: их же Бог насади 177 . Стало быть, они еще допотопны.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

268 Речь идет об избрании Патриарха Иерусалимского в 1845 г., когда Константинопольский Синод предпринимал усилия провести своего кандидата на Иерусалимский престол и воспрепятствовал избранию архиепископа Фаворского Иерофея, еще при жизни патриарха Афанасия назначенного его преемником. С целью не допустить константинопольского вмешательства российские дипломаты пошли на отказ от «своего» ставленника Иерофея и согласились на выдвижение другого, но непременно иерусалимского, избранника. Им стал патриарх Кирилл II. 269 Сенявин Лев Григорьевич (1805–1861 г.) – дипломат, государственный деятель. На службе в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел с 1822 г. На протяжении почти 20 лет во многом определял политику России на Ближнем Востоке, занимая посты вице-директора Азиатского департамента (1837–1841), директора департамента (1841–1849), товарища министра иностранных дел (1850–1856). Сенатор (1850), член Гос. Совета (1856). 270 Речь идет о митрополите Бейрутском Иерофее, назначенном в Бейрут константинопольским Синодом, вопреки воле народа и самого Патриарха Антиохийского Мефодия. Это «неуместное и обидное, – по оценке Базили, – вмешательство Синода в Константинополе» имело печальные последствия: цветущая до того Бейрутская епархия пришла в полный упадок из-за конфликта ливанских горцев со своим архиереем. Более того – архиепископ Бейрутский стал добиваться избрания его на Антиохийский престол. «Долгом считаю, – писал генконсул К.М. Базили посланнику в Константинополе В.П. Титову, – довести до сведения Вашего Превосходительства, что на днях дошли до меня слухи о происках Епископа Бейрутского Иерофея, дабы стяжать Патриарший сан. Не стану судить о личных качествах сего епископа. Жалостное положение, в которое происки его и его управление ввергли Бейрутскую епархию, самую цветущую из Антиохийских епархий под незабвенным его предшественником, последовательные роковые ошибки, проступки и легкомыслие, коими вооружил против себя даже ту самую партию, которая так упрямо домогалась его назначения противу воли Патриарха, – уже достаточно изображают мужа сего. Еще недавно усталость возженных им в народе страстей внушала всем благомыслящим людям надежду, что наступала пора к примирению с ним горцев, которые доселе его не признают и не дозволяют поминовения его имени в церквах» (донесение К.М. Базили В.П. Титову. Мар-Илиас-Шуер на Ливане, 25 июля 1850 г.//АВП РИ, ф. 180 (Посольство в Константинополе), оп. 517/1, ед. хр. 743, л. 146 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Из более ранних патриархов антиохийских упомянем только о двоих – деде и внуке, Макарии и Кирилле (16481720 г.). Макарий, очень ревностно объезжал свой патриархат с целью между прочим „собрать положенные денежные взносы с своей паствы“, так однажды на такого рода объезд он употребил почти целый год 500 ; о нем известно, что он был богат. А относительно его внука, Кирилла, в одном источнике читаем: „он собрал достаточное богатство частью из доходов престола, а частью из наследства деда его Макария, а остальное из других источников“ 501 . Значит в XVII и XVIII веках Антиохийская патриархия могла быть состоятельною в материальном отношении. – Что касается века, то судя по известиям, относящимся к 40-м годам, материальное положение патриархии было очень неблестяще. Автор сочинения: „Сирия и Палестина“, Базили, утверждает, что „доходы Антиохийского патриархата (указанного времени) простирались до 3 000 рубл. в год, причем половина этой суммы поступала с двух („преклоненных“) монастырей, находившихся в Дунайских княжествах“ (Автор подробно исчисляет, из чего слагался весь доход патриарха). Базили не забывает упомянуть, что бедный патриарх от одного сельского монастыря получал ежегодного взноса по три рубля 502 . Так ли была бедна Антиохийская патриархия, в указанное время, как говорит автор – не знаем: но принимая во внимание то, что Базили – грек и желал покрыть греческих иерархов Сирии и Палестины ореолом убожества (это видно изо всей его книги), а так же и то, что имеем в виду сказать сейчас о материальном положении той же патриархии в это же время и позже, полагаем, что он говорил не всю правду. Преосвящ. Порфи- —620— рий, упоминая о состоянии патриархата того же периода времени (40-х годов), пишет, что „все сирийские монастыри имеют имения и доходы и могут содержать монахов и училища“. При существовании достаточных монастырей, из которых часть была патриаршими, антиохийский иерарх не мог испытывать скудости. Об этом ясное свидетельство находим у того же автора. Его уверяли, что патриарх (Мефодий) из 130 000 пиастров, составлявших годичный доход Белемендского монастыря, брал в свое распоряжение 100 000 503 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя падшагося многими грехи: обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй грезх, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных: очисти убо мя грехами оскверненнаго и понуди внити, аможе 26 ничто же скверно входить, в царствие небесное. Аминь (Канонник. Киев 1762 г.). 9-е число. Память Святителя Филиппа, митрополита Московского. Святитель Филипп родился в 1507 г,, происходил от знатных бояр Колычевых. Родители его были очень добры и благочестивы. Обучаясь наукам, св. Филипп полюбил чтение Свящ. писания и других душеполезных книг. Окончив образование, поступил на службу ко двору. Царь Иоанн, впоследствии Грозный, очень полюбил Филиппа. Но сердце Филиппа не лежало к земному. При дворе-то он и увидел всю суету Мира, непрочность земных благ и бушевание страстей и тайно ушел в отдаленный Соловецкий монастырь. Здесь настоятель полюбил юного инока и, приближаясь к смерти, назначил его своим преемником. Неохотно принял на себя сан игумена св. Филипп. В сане игумена он сделал весьма многое для монастыря, вполне благоустроив его. В 1566 г. царь потребовал игумена Филиппа к себе в Москву для духовного совета. В это время царь Иоанн уже изменился: сделался подозрительным и жестоким, окружил себя особенною стражею-опричниками. Филипп приготовил себя к борьбе. Иоанн просил Филиппа принять сан митрополита. Долго не соглашался Филипп на принятие сего сана – , требовал было уничтожения опричнины, которая делала много зла, но должен был уступить непреклонной воле царя, видя в ней Божие избрание. При посвящении, после литургии, на речь царя святитель, Филипп ответил трогательным словом, в котором умолял его быть отцом для подданных и не слушать льстецов. Царь был тронут, и на некоторое время в Москве водворилась тишина. Но это было не долго, и опять начались грабежи и убийство мирных граждан. Св. Филипп не один раз, наедине, вразумлял царя, но царь, не внимал его вразумлениям, и тогда Филипп решился обличить его открыто, хотя бы пришлось, самому и пострадать за это. В воскресенье Крестопоклонной недели, когда святит. Филипп служил литургию и в начале ее стоял среди храма на кафедре. (возвышении), вошел в собор царь со своими опричниками. Все они и сам царь, были в особенных одеждах. Царь подошел к святителю со стороны и наклонил свою голову для принятая благословения. Св. Филипп стоял, устремив свой взор на икону Спасителя, и как-бы не замечал царя. Тогда бояре сказали: «Владыка святый! царь требует твоего благословения». Святитель обратился к царю и, посмотрев на него пристально, как-бы не узнавая его в странном одеянии, сказал: «Благочестивый царь! кому ты поревновал, исказив себя таким образом? Мы, государь, здесь приносим Богу бескровную жертву, а за алтарем льется кровь неповинная. Хотя почтен и саном царским, однакож ты перстный человек, и Господь взыщет за все от руки твоей».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

Многие из людей истинно верующих и по христиански рассуждающих почитали Филиппа за его подвиг юродства и прозорливость, давали ему приют и питали его в страннической жизни, встречая его всегда радушно, как «человека Божьего», – и замечали, что у кого Филипп бывал, то приносил с собой счастье и удачу в делах и в семейной жизни. Так награждал Бог почитателей кроткого и смиренно юродивого. Филипп, бывая в домах, не делал различия, православное ли семейство или раскольничье, но всюду обличал неправду и, будучи православным, смело и открыто укорял раскольников за их уклонение от истинной церкви, не боясь никаких неприятностей от них, хотя однажды Филипп едва не сделался жертвой их изуверства. Было это в одном селении Шуйского уезда. Между раскольниками и православными шел спор о религиозным предметах, при чем Филипп сидел в группе раскольников и молчал. Пользуясь этим, они стали утверждать, что «Вот Филиппушка – Божий раб, и то их веры держится и между ними пребывает». Тогда Филипп стал среди толпы и в такой иносказательной форме стал укорять раскольников: «У вас ведь, как грибы, пастухи-то растут, пасут и врут, на леву руку кнут вьют, овец-то кривых да слепых пасут, прямо в пропасть ведут; посох то у них гнилой, прегнилой, – у любого, посмотри, треснуть готов и сломаться, а пастух-то в ад свалиться; попы-то у вас, молодки, все гуляют да веру разоряют; вы, ведь, жиды свежи, – стары жиды Христа продали, на Него восстали, а вы на дочку его – церковь поднялись». Не было границ озлоблению раскольников на Филиппа, так их обличившего. Они стали отгонять его от домов своих, когда он подходил к ним, и решили даже его убить, сбросив под мельничные колеса с плотины. Но один из любивших Филиппа селян известил его и Филипп в гости к мельнику, руководившему этим делом, не пошел, а на другой день, по совету доброжелательных к нему людей, совсем удалился из этого места. Не однократно также Филипп уличал раскольников в несправедливости их мнения, будто есть и пить в общей посуде с православными грех . Один раз, будучи на обеде в семье одного купца-раскольника в Москве, Филипп, молча, ел из особой небольшой чашки, пред ним поставленной, между тем как хозяева ели из общей большой миски. Съев несколько ложек из своей чашки, Филипп посмотрел в общую и зачерпнул из нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010