Саркофаги раннехрист. некрополя в Салоне (совр. Солин. Хорватия). IV–V вв. Саркофаги раннехрист. некрополя в Салоне (совр. Солин. Хорватия). IV–V вв. С кон. XIX в. зона открытий распространилась на территорию Греции и Балкан. Комплексы базилик и некрополей IV-V вв. были изучены в Фессалонике, Софии, Никополисе-на-Истре (Болгария) и др. городах. Решающим для развития А. х. в Греции был период массовых раскопок базилик в сер. 20-70-х гг. XX в. под рук. А. Орландоса , Г. Сотириу . К 1929 г. было изучено ок. 40 базилик, к 40-м гг.- 75, к 1954 г.- ок. 100, а к нач. 70-х гг.- ок. 300, что позволило приступить к разработке типологии храмов (Ш. Дельвуа, П. Лемерль ). Гигантские размеры и роскошь базилик Греции кон. IV - нач. V в. в Коринфе, Филиппах, Никополе (Эпир), в Фессалии (Неа-Анхиалос), Македонии (Стоби) представили особый стиль церковной архитектуры, ориентированной на Сирию и зап. провинции. Были изучены перестроенные в христ. церкви языческие храмы (Гефеста на агоре, Парфенон и Эрехтейон на акрополе Афин; ротонда-мавзолей имп. Галерия в Фессалонике). А. х. дала также представление о процессе христианизации Балкан и островов архипелага (Кипр, Лесбос, Делос, Крит) кон. IV - сер. V в. Коринф. Руины визант. Базилики в Коринфе на месте проповеди ап. Павла. Вима алтаря. Коринф. Руины визант. Базилики в Коринфе на месте проповеди ап. Павла. Вима алтаря. Удалось проследить распространение раннего христианства из Средиземноморья на запад (Испания, Португалия), север (Британия, Шотландия, Исландия, Ирландия) и юг (Сев. Африка, Египет, Нубия, Эфиопия). В 60-80-х гг. XX в. активизировалось изучение копт. древностей. В Н. Египте открыли первые обители кон. IV - сер. V в. антониевой и пахомиевой традиций, сотни скитов отшельников ( Келлии ), мон-ри пещерного типа (Эсна, VI в.). В Нубии раскопана столица митрополии Фарас (Пахорас) (К. Михаловский ) и собор Ст. Донголы (630) с портретами епископов и точными датами эпитафий (первый храм на месте собора был построен в сер.- 2-й пол. V в.; христианство сохранялось в течение 900 лет в исламском окружении: титулатура и формуляры остались визант., сохранялся греч. язык богослужения). Собираются сведения о зарождении христианства в Эфиопии (экспедиция Д. У. Филлипсона 1993-1994; Аксум ).

http://pravenc.ru/text/археологии ...

Согласно 31-й новелле, архиепископия Юстинианы Первой подчинялась папе Римскому. В кон. VI в. в результате нападений аваров и начавшейся славянской колонизации Балканского п-ова перенесенный в Юстиниану Первую центр префектуры Иллирик был возвращен в Фессалонику. Префектура окончательно исчезает в сер. VII в. в результате захвата большей части Иллирика славянами и изменения адм. устройства Византийской империи. Ранневизантийские памятники М. История Сосанны. Роспись восточного кладбища в Фессалонике. 2-я пол. IV в. История Сосанны. Роспись восточного кладбища в Фессалонике. 2-я пол. IV в. Октагон в Филиппах. IV в. Число храмов IV-VI вв., сохранившихся на территории М., весьма значительно. В основном они сосредоточены в митрополии - в Фессалонике: 11 базилик, ротонда, 2 октагональных храма (один из них устроен в октагоне дворца Галерия), 2 крестово-купольных (собор монастыря Осиос Давид и постройка между улицами Айиас-Софиас, Эврипиду и Иасониду), триконх в пригороде Калитея, 10 отдельно стоящих мартириев и евктирий, построенный на месте римских терм ( Καζαμα-Τσρνου Μ. Ι. Μνημειακ Τοπογραφα της χριστιανικς Θεσσαλονκης: Οι ναο 4ος - 8ος αινας. Θεσ., 2009. Τ. 1). Христ. гробницы зап. и вост. некрополей Фессалоники украшены фресками не только с растительным орнаментом и изображениями крестов, но и со сценами из ВЗ и НЗ (напр., гробницы Евсторгия и Сосанны). Древнейшие из них датируются III в., но большинство относится к IV в. В крупных городских центрах Эгейской М. также обнаружено по неск. церковных строений: в Веррии - 5 базилик, в Амфиполе - 4 базилики V-VI вв. и гексагональный храм VI в., в Филиппах - 3 базилики V-VI вв. и октагон, посвященный ап. Павлу, IV в., в Эдессе, Дионе, Никити на п-ове Ситония - 3 базилики и т. д. В Пиринской М. на территории Болгарии начиная с 90-х гг. ХХ в. ведутся интенсивные раскопки, в результате к-рых выявлен ряд важных раннехрист. памятников. Наиболее значительным церковным центром в этом регионе был Партикополь, где обнаружены 9 базилик (из них древнейшие - базилика I (сер. IV в., перестроена в V в.) и базилика IV (базилика Анфима) с баптистерием (2-я пол. IV в., атриум, V в.)), а также раннехристианский некрополь IV-VI вв. с гробницами, которые украшены изображениями крестов и растительным орнаментом, выполненными в технике фрески и сходными с росписями раннехрист. гробниц в Фессалонике и Сердике ( Petrova S. On Early Christianity and Early Christian Basilicas of Parthicopolis//Studi sull " Oriente Christiano. R., 2012. T. 16. N 2. P. 100). Раннехристианские базилики находятся также в местности Долно-Градиште близ с. Микрево (3 строительные фазы IV-VI вв.), в Гераклее Синтике (близ Петрича), в Елешнице близ Разлога, в с. Ореша и др. Одноапсидная церковь VI в. обнаружена в с. Дебрен. Города Никополь-на-Несте (близ совр. с. Гырмена; 2 базилики IV в.) и Скаптопара (ныне Благоевград; базилика в квартале Струмско) административно входили в состав пров. Фракия, но географически относятся к Пиринской М.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Сведения о почитании Н. в итало-греч. традиции относятся в основном к XI в., хотя канон в честь святого составил еще визант. гимнограф Георгий Сикелиот , работавший на о-ве Сицилия предположительно в VIII в. Храмы, освященные во имя Н. в Юж. Италии, упоминаются в документах XI-XII вв. из крупных лат. мон-рей Монте-Кассино и Кава-де-Тиррени. Так, в грамоте 1029 г. говорится о мон-ре святых Филиппа и Н. в Таранто (Syllabus Graecarum membranarum/Ed. F. Trinchera. Neapoli, 1865. P. 23-24). В 1054 г. визант. катепан Аргир даровал привилегии мон-рю Н. в Монополи (ныне ц. Сан-Никола-ин-Пинна) (Ibid. P. 53-55). В том же году упоминается ц. Н. «in portu Aspero», также находившаяся в Монополи (см.: Rescio P. La Cattedrale di Conversano. Soveria Mannelli, 2001. P. 15). В грамоте 1050 г. из архива аббатства Кава-де-Тиррени упоминается «церковь архимандрита» во имя Н., находившаяся в греч. монастыре Кир-Зосим (ныне сел. Черсозимо, пров. Потенца), к-рый, однако, был посвящен Пресв. Деве Марии (Codex diplomaticus Cavensis. Neapoli, 1888. T. 7. P. 122-123; см.: Visentin B. Fondazioni cavensi nell " Italia meridionale (sec. XI-XV). Battipaglia, 2012. P. 263-275). Особенно много храмов и мон-рей во имя Н. было построено после завоевания Юж. Италии норманнами в XI в. Так, в 1098-1099 гг. греч. мон. Иосиф при поддержке кн. Боэмунда Тарентского основал монастырь во имя Н. в Казоле близ Отранто, который впосл. стал важнейшим центром греч. культуры в Апулии. Обитель пришла в упадок после разорения турками в 1480 г. В Калабрии св. Киприан (XII-XIII вв.) основал мон-рь во имя Н. в Каламицци (не сохр.; ныне в черте г. Реджо-ди-Калабрия). Гробница свт. Николая Чудотворца в крипте базилики в Бари Гробница свт. Николая Чудотворца в крипте базилики в Бари Норманнские правители посвящали Н. и лат. храмы. Так, вскоре после завоевания Мессины (1061) гр. Рожер I построил церковь во имя Н. (Сан-Николо-аль-Арчивесковадо), в к-рой первоначально размещалась кафедра лат. архиепископа. По указанию кор. Рожера II была возведена ц. Сан-Николо-Регале в Мадзара-дель-Валло (пров. Трапани, Сицилия). В 1181 г. гр. Танкред (впосл. король Сицилии) основал бенедиктинский мон-рь во имя святых Н. и Катальда в Лечче. Среди основных иконографических свидетельств почитания Н. в Апулии - фрески ц. св. Марины в Муро-Леччесе, предположительно созданные в сер. XI в. (включают сцены жизни и чудес святого). Сцена помощи Н. 3 девушкам представлена в росписях пещерной ц. св. Маргариты в Моттоле (XII в.). Из ц. св. Маргариты в Бишелье происходит житийная икона Н., выполненная в визант. стиле в кон. XII-XIII в. (Провинциальная пинакотека в Бари) (см.: Milella Lovecchio M. S. Nicola nell " arte in Puglia tra XI e XIII secolo//San Nicola di Bari. 1987. P. 81-97).

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Существенно обогатилась и общая картина развития средневизант. архитектуры. Было установлено, что в эпоху Палеологов в К-поле достраивали и трансформировали старые храмы, а новые возводили в основном в провинциальных столицах (Трапезунд, Месемврия, Фессалоника, Арта, Мистра), т. о. была объяснена «иррегулярность» средневизант. композиций, возникавшая от постоянных перестроек. Христ. базилика на месте мастерской Фидия в Олимпии. VII в. Христ. базилика на месте мастерской Фидия в Олимпии. VII в. Иначе выглядит сегодня и проблема обращения визант. мастеров к наследию античности. К древним памятникам с целью добычи строительных деталей часто обращались уже в ранневизант. эпоху (их собирали из др. городов при строительстве К-поля; имп. Юстиниан вывез из Афин колонны для постройки Св. Софии; после полного разрушения Филипп землетрясением VII в. колонны и иные детали были собраны для вторичного использования). Практическая потребность сочеталась со стремлением подчеркнуть преемство от классического прошлого, что выразилось в переустройстве древних храмов (Парфенон и Эрехтейон на Акрополе; храм Гефеста на Агоре в Афинах; мавзолей имп. Галерия в Фессалонике, мастерская Фидия в Олимпии) в церкви (VII в.). В ср. века та же цель достигалась использованием мраморных деталей древних построек в новых, кирпичных зданиях (напр., ц. Богородицы в Орхомене; М. Митрополия в Афинах, XII (?) в.). II. Археология мон-рей. Существенную часть археологии В. и. составляет комплексное изучение визант. мон-рей, прежде всего древнейших и мало известных общин нач. IV-VI в. Они были обнаружены в Египте и на Ближ. Востоке (особенно между Хевроном и Иерихоном, включая Иудейскую пустыню и район Иерусалима; мон-рь в Скифополе и на горе Нево). В Египте работали с кон. XIX в. франц., затем амер., польск. и др. археологи; систематические исследования в Сиро-Палестинском регионе осуществлены только в посл. трети ХХ в., когда были изучены десятки памятников на юге Синайского п-ова (с 70-х гг.- израильский Департамент древностей) и в Иудейской пустыне (с 80-х гг.). Они дали возможность судить о реальном устройстве древних монастырских комплексов.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Вмч. Димитрий с ангелом. Мозаика. Базилика вмч. Димитрия в Фессалонике. V–VI вв. Вмч. Димитрий с префектом Леонтием и архиеп. Иоанном. Мозаика базилики вмч. Димитрия в Фессалонике. VII в. Вмч. Димитрий с префектом Леонтием и архиеп. Иоанном. Мозаика базилики вмч. Димитрия в Фессалонике. VII в. Частицы мощей Д. С., миро от них и кровь великомученика неоднократно приносились на Русь церковными иерархами в разное время. Кровь Д. С. значится среди реликвий драгоценного креста прп. Евфросинии Полоцкой (1161) ( Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи XI-XIV вв. М., 1964. Табл. XXXI). Мощи Д. С. находились в серебряном новгородском мощевике рубежа XIII и XIV вв. и в 2 суздальско-нижегородских княжеских нач. XV в.- кнг. Марии 1409/10 г. и кн. Иоанна Даниловича 1413/14 г. (Там же. С. 53-56. 4, 5), миро - в мощевике новгородской работы 1561/62 г., подаренном Семеном Трусовым, игум. Соловецкого мон-ря (впосл. митрополит), свт. Филиппу (Колычеву) (Там же. С. 59-63. 12) и в кресте-мощевике 2-й трети XVII в. из с. Большие Вязёмы (Христианские реликвии. 2000. С. 136-137. 37). В ризнице Благовещенского собора Кремля хранится ампула рус. работы кон. XVII - нач. XVIII в. для мира Д. С. (Царский храм. 2003. С. 296-297. 107). В XVII - 1-й пол. XVIII в. частицы мощей Д. С. находились помимо Благовещенского собора также в Образной палате (опись 1669) и в ризнице новгородского Софийского собора (опись 1736 - Христианские реликвии. 2000. С. 34, 114-115). В 1369 г. свт. Алексий Московский установил в числе новых седмичных постов Димитриевский в память избавления Москвы от осады вел. кн. Литовским Ольгердом: «...положили есмо пост неделю Дмитрову дни, а заговети октябра 19 день» ( Бенешевич В. Н. Митр. Алексия «Слово о новых постах»//Библиогр. летопись. Пг., 1917. Вып. 3. С. 105-110; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 543-544. Коммент. 160; ПЭ. Т. 1. С. 642). Этот пост не укоренился в рус. церковной практике, но, возможно, повлиял на установление в скором времени (после Куликовской битвы 1380) празднования Димитриевской родительской субботы . В 1627 г. в Новгороде митр. Киприан по благословению патриарха Филарета установил особое празднование Д. С. в 4-ю Неделю Великого поста с крестным ходом в ц. во имя Д. С. на Славкове ул. по случаю бывшего там чуда, когда в храме слышались церковное пение и колокольный звон ( Бегунов. 1998; СККДР. Вып. 3. Ч. 4).

http://pravenc.ru/text/178231.html

«C’est honteux cependant pour nous (рукою К. М. Базили рядом с текстом на французском написано им по-турецки « resil. », что в переводе означает «стыдно»)». Донесение К. М. Базили А.П.Озерову (на фр. яз.) из Бейрута, 24 декабря 1852 г./5 января 1853 г. АВП РИ, ф. 161 (1) СПб ГА V – А2, оп. 181, 1852, д. 100, л. 7. Часовня Вознесения, где находится Святой Камень, на котором отпечаталась стопа возносящегося Спасителя. Одновременно является мечетью для мусульман. Согласно оглашенному Афиф-беем статус-кво часовни Вознесения, католики, получившие видимое преимущество перед прочими вероисповеданиями, служат там один раз в год, в свой день Вознесения. Только они имеют право служить в этот день одну или несколько литургий внутри мечети, украсив ее внутри тканями и принеся свой алтарь. Прочие служат ее вне мечети в своих шатрах. В случае совпадения их дня Вознесения с таким же праздником у православных, армян, коптов и сириян они совершают несколько литургий подряд прежде прочих. Православные служат здесь дважды в год. Один раз – вместе с остальными в день Вознесения, а другой раз служат одни, в Субботу Св. Лазаря. Армяне совершают здесь церковную службу также 2 раза в году: вместе с прочими в день Вознесения, и одни – в Воскресенье 3-й недели (крестопоклонной) Великого Поста. Копты и сирияне совершают богослужение только раз в году, в день Вознесения (Из донесения генконсула в Иерусалиме А. Г.Я ковлева послу в Константинополе И. А. Зиновьеву. Иерусалим, 22 июня 1901 г. Россия в Святой Земле. Т. I. С. 112-113. Копия с донесения К. М. Базили А. П. Озерову за 121 из Бейрута, 24 декабря 1852 г./5 января 1853 г. (на фр. яз.) АВП РИ, ф. 161 (1) СПб ГА V- А2, оп. 181, 1852, д. 100, л. 7. Там же. Там же. Вифлеем расположен в 9-10 км от Иерусалима и до оккупации Восточного Иерусалима в 1967 г. входил в его административно-территориальный округ. Копия с донесения К. М. Базили А. П. Озерову за 121… л. 3-8 об. В Константинополе патриарху Кириллу был сделан «выговор» от Порты за попытки оспорить и опротестовать решения Порты, да еще в присутствии консула иностранной державы. Более дипломатичные, но аналогичные по содержанию намеки делались в османской столице и А. П. Озерову по поводу «советов» К. М. Базили патриарху Кириллу в Иерусалиме. Копия с письма К. М. Базили А. П. Озерову из Бейрута, 25 декабря1852 г./6 января 1853 г. (Прил. к 1) (на фр. яз.) АВП РИ, ф. 161 (1) СПб ГА V- А2, оп. 181, 1852, д. 100, л. 15-17 об. Послание Вселенского Патриарха Германа к Святейшему Правительствующему Синоду от 29 ноября 1852 г. (в «точном» переводе с греч. на рус. яз.) АВП РИ, Ф.161(1), СПб ГА V-A2, оп. 181, 1852, д. 522, л. 686-690. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5226.html

Вот, я говорю от искреннего сердца, потому что Вы сами у меня просили совета, не прогневайтесь на мою искренность и примите ее как знак уважения и преданности. ОР РГБ, ф. 188, картон 2, ед. хр. 9, л. 7–8. 117. О коллежском асессоре Базили. Всеподданнейший доклад вице-канцлера графа К.В. Нессельроде С.-Петербург 14 декабря 1843 г. Подлинник Резолюция императора Николая I: Исполнить. Коллежский асессор Базили в течение пятилетнего управления консульством в Бейруте оказал многие опыты усердия к пользам службы и благоразумной распорядительности как во время политических событий 1840 г. в Сербии, так и по делам православного восточного духовенства. Находя справедливым поощрить консула Базили к дальнейшему служению с таким же рвением, приемлю смелость ходатайствовать о Высочайшем повелении предоставить ему звание и права генерального консула в Сирии и Палестине и назначить прибавленного жалованья по тысяче рублей серебром в год, доколе он будет находиться при настоящем посте, с отнесением сего прибавочного оклада на счет вакантных сумм по штату миссии и консульств в Турции. Сверх того, так как коллежский асессор Базили вступает ныне в брак с дочерью умершего гетмана Молдавии Дросина, то осмелюсь испрашивать Всемилостивейшего пожалования ему, в единовременное по сему случаю пособие, 2500 рублей серебром, кои равномерно могут быть отнесены на счет остатка от тех же штатных сумм за истекающий год. АВПРИ, ф. СПб ГА 1–1, оп. 781, д. 19, л. 84–85. 118. Отношение посланника в Константинополе В.П. Титова к генеральному консулу в Бейруте К.М. Базили Константинополь, Пера 24 февраля 1845 г. Доверительно Черновик Милостивый государь Константин Михайлович! Неделю тому назад, 17-го февраля, Порта отправила султанский берат, подтверждающий бывшего архиепископа Лиддского в достоинстве Иерусалимского Патриарха. С бератом сим послан в Иерусалим нарочный чиновник Рашид-ефенди. Ныне отъезжает на австрийском пароходе архидиакон Иерусалимской Патриаршей Церкви Кесарий. Из Бейрута он продолжит путь свой в Иерусалим для передачи новому Патриарху находившейся здесь доселе ризницы ценою на несколько сот тысяч пиастров. Архидиакон Кесарий назначен к посвящению в архимандриты и к отъезду потом в Грузию для управления одним из монастырей, приклоненных к Святому Гробу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Говорено было о поддержании православия в Сирии и Палестине. «Как бы не поддержать православной церкви, – говорил консул, – если бы были средства к тому? Я знаю, что протестантское общество издерживает около 500000 ежегодно для своих целей. Где нам взять золото?» – «Есть и золото, есть и средства к поддержанию православия, – сказал я. Я укажу вам на одно, главное и обширное средство, – единодушие православных церквей и монастырей. Пусть например, Афонская гора поделится своими богатыми доходами с антиохийским и александрийским престолами, пусть иерусалимский патриарх помогает им, как ему помогает Россия: тогда дела церкви нашей пойдут лучше. Почему одна российская церковь благотворит всем? Почему её пример не увлекает других к работам о благе общем? Хотите ли, я укажу вам и другое средство? По моему мнению, нужно установить, где бы то ни было, центр соединяющий все частные православные церкви и одушевляющий их примерами благими» (под этим центром я разумел российскую миссию, но не обнаружил этой мысли консулу). – «Ваша теория хороша, отвечал Базили, но трудно выполнение оной». – «Надобно же как-нибудь приняться работать дружными силами и отстоять православие». От Базили узнал я, что алеппский архидиакон Кирилл вызван в Царь-град для посвящения в архиереи и что бывший белемеидский игумен Афанасий выслан из монастыря за долги (80000 т. пиастров) монастырские и за то, что он рассорился с арабами. Апреля 28 , Пятница. Утром я приготовлял письма к друзьям своим. Ровно в полдень посетил меня консул Базили. На этот раз мы оба говорили тише и осторожнее. Замечаю для памяти содержание разговора. 1) Консул сказал мне, что армянский патриарх не принял от него пожалованной драгоценной панагии, единственно потому, что она прислана без рескрипта Государя. Базили старался вразумить его, но патриарх не слушал и консул взял назад панагию и обещался патриарху писать о рескрипте в константинопольскую миссию. При этом рассказе я внушил консулу, что министерство нехорошо поступило, что отправило панагию не чрез эчмиадзинского патриарха, яко главу всех армян. Эта мысль понравилась ему и он решился сообщить ее миссии. Кстати сказать, что и архиепископ лидский Кирилл получил панагию мимо ведома иерусалимского патриарха; ни синод наш, ни министерство внутренних дел не уведомили его о награде лидскому архиепископу. Я говорил Базили, что министерство, поступая таким образом, дает соблазнительный пример приучения младших к неповиновению старшим, или по крайней мере пример неуважения высшей власти духовной.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

– 4. Губернатор Хасбеи, который благоприятствовал американским миссионерам завести там училище и уговорить православных принять протестантство, сменен сераскиром Асад-пашею по просьбе консула Базили. На место его поставлен другой правитель, который из благодарности к консулу, будет держать сторону православных. – 5. Жители Хасбеи отреклись от протестантства, но не все. Семейств 16 ушло в Захле и там упорствуют. Впрочем, есть надежда возвратить и их в лоно церкви. – 6. В посягательстве на обращение православных жителей Хасбеи в протестантство замешался и генеральный консул Пруссии (побочный родной брат императрицы Александры Феодоровны). Г. Базили перехватил подлинное письмо его, из которого видно его злоумышление и обличить его письменно. «Прусский консул никогда не простит мне этой проделки моей», – прибавил г. Базили. – 7. Русскую духовную миссию всего бы лучше устроить на Ливане, откуда она могла бы действовать и на Палестину. Ибо по правам Ливанского княжества русские монахи могли бы купить себе землю и построить монастырь, где угодно, без позволения Порты, как это сделали иезуиты и лазаристы. Ливан есть горнило проповеди и действий религиозных для католиков и протестантов. Здесь же должен быть утвержден центр деятельности и православной миссии. Я просил консула Базили ходатайствовать пред нашим посольством в Константинополе об учреждении русского агентства в Газе для поддержания там православия и для защиты русских поклонников, идущих на Синай и возвращающихся оттуда, и вверить агентство тамошнему православному христианину Аврааму Джегшену. Базили слышать не хотел об этом. «Арабы всегда причиняют нам большие беспокойства и хлопоты, – говорил он, – когда мы вручаем им какую-либо власть». – Однако агент ваш в Сидоне араб при­родный и римско-католик, не беспокоит вас – возразил я. – Он не похож на других арабов, – отвечал консул. Притом я долго испытывал его, прежде нежели решил вверить ему агентство. – А Джегшена нечего испытывать, потому что за него ручается его старческая опытность, благоразумие ревность по вере, преданность России и выгодное мнение о нем всех иерусалимских архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Записи путевого дневника архимандрита Софонии наполнены живыми картинами событий на Святой Земле в годы, предшествовавшие Восточной войне. Во многих поездках архимандрита Софонию сопровождали офицеры и матросы русского брига «Неарх», на котором он плыл от Константинополя до Яффы и обратно, – более 25 человек; «по прибытии в Иерусалим вместе со мною говели, и потом все у меня исповедались и приобщались Св. Таин на Гробе Господнем», – вспоминал архимандрит Софония. Командир брига Н.Е. Рябинин, впоследствии контр-адмирал русского флота, спустя пять лет после паломничества в Иерусалим был тяжело ранен на Малаховом кургане при героической обороне Севастополя. Авторами путевых заметок о паломничестве на Святую Землю в начале 1850-х гг. были и менее известные современники, например, тульская дворянка Екатерина Волкова или петербуржец, скрывшийся за инициалами Н.Щ. В их дорожных записях – малоизвестные и трудно представляемые сегодня подробности жизни русских паломников на Святой Земле, куда они отправлялись на несколько месяцев, преимущественно с осени и до весны, чтобы встретить Пасху у Гроба Господня. «Краткое описание путешествия в Палестину» Н.Щ. – вышло в Москве в 1851 г. Цензором книжки выступил архимандрит Леонид (Краснопевков) , впоследствии архиепископ Ярославский и Ростовский. Паломничество Н.Щ. относится к 1847 – 1848 гг.; он буквально на месяцы опередил прибытие в Иерусалим Русской Духовной миссии, таким образом, оставленные им натуралистические зарисовки дают редкую возможность представить, каким увидели русские миссионеры Святой Град, дополняют достоверными подробностями и яркими бытовыми деталями официальные документы Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Исключительно важным источником сведений о Сирии и Палестине стала в середине XIX в. книга К.М. Базили «Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях». Базили с ноября 1839 г. состоял российским консулом в Бейруте и Палестине. После преобразования в 1843 г. бейрутского консулата в генеральное консульство в подчинении Базили оказалась консульская служба всей Сирии. Неудивительно, что первые сотрудники Русской Духовной миссии в Иерусалиме обрели в лице Базили надёжного и верного помощника.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010