Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРЕЦИЯ ЧАСТЬ II Архитектура Рассмотрение процесса развития греч. церковного зодчества по территориальному признаку достаточно условно и не учитывает целого ряда не только периферийных, но и центральных явлений. Для Г., с ее богатой античной и средневек. культурной традицией, это существенно, поскольку окончательное формирование границ этой страны произошло только в сер. XX в. Раннехристианский и ранневизантийский периоды Известны лишь 2 христ. памятника, дошедшие от первых веков: катакомбы Милоса (Плаки) на о-ве Милос (III-V вв.) и крипта под Димитрия вмч. базиликой в Фессалонике (2-я пол. V в.). Катакомбы высечены в вулканической скальной породе и содержат коридоры общей протяженностью ок. 200 м, со множеством захоронений в аркосолиях, стены и потолки украшены росписью с геометрическим орнаментом, в к-рый включены изображения монограммы Иисуса Христа. Крипта под базиликой вмч. Димитрия - сводчатая субструкция, фрагмент древних бань, где в 303 г. был замучен и, согласно преданию, захоронен вмч. Димитрий. Маленьких размеров церковь, возведенная над криптой после Миланского эдикта (313), и ряд небольших храмов, построенных в этот период, впосл. были заменены крупномасштабными торжественными постройками. Базилика А в Филиппах. Кон. VI - VII в. Базилика А в Филиппах. Кон. VI - VII в. Развитие христ. зодчества в Г. началось преимущественно с V в. В Центр. Греции более раннему строительству церквей препятствовали устойчивые языческие традиции, а также завоевание материковой Г. герулами. В IV в. интенсивно развивались лишь города Македонии, особенно Фессалоника , расположенная на Эгнатиевой дороге (Via Egnatia), связывающей Рим с К-полем. В нач. IV в. в К-поле императоры Галерий и Константин Великий вели крупное строительство (дворец, триумфальная арка, ротонда, термы, ипподром); в кон. IV в., при имп. Феодосии I, этот город стал одним из центров империи. С кон. IV по VII в.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Атени Сиони. 2-я пол. VII в. [Груз. ], храм в честь Успения Пресв. Богородицы. Расположен в c. Атени к югу от г. Гори, в ущелье р. Тана (груз. историческая пров. Шида-Картли). Возведен во 2-й пол. VII в. в правление эрисмтавара Картли Нерсе (682/86-689), относится к кругу архитектурных памятников т. н. переходного периода типа Джвари . Из сир. послания VI в., в к-ром еп. Симеон из мон-ря Бейт-Мар (Сирия) угрожает анафемой епископам Картли, собравшимся в Атени, известно о существовании здесь церкви еще до VII в. (Draguet R. P. 59-89). Археологические раскопки 1969-1970 гг. на площадке (24 ´ 19 м; высота 22 м), где находится А. С., показали наличие под его основанием остатков базилики V в. (фрагменты барабанов, баз, капителей, четырехгранных колонок от амвона или алтарной преграды из проконесского мрамора, обломки каменных крестов). Факт возведения ныне стоящего центральнокупольного храма отмечен в однострочной арм. эпиграфической надписи на юж. фасаде, относимой по палеографическим признакам к VII в. В ней указано имя строителя А. С.- зодчего Тодосака, вместе с к-рым трудились упомянутые также в арм. надписях мастера Аарон, Гиорг, Григор, Дапс. Согласно др. концепции, надписи на арм. языке и ряд рельефных композиций, сопровожденных надписями на арм., были созданы при восстановительных работах кон. X в. На стенах юго-вост. и сев.-зап. угловых помещений в 80-х гг. VII в. высечены надписи с перечнем пожертвований эрисмтавара Нерсе I на строительство храма. Среди множества др. груз. надписей на асомтаврули (в т. ч. греч. и евр. тексты), нусхури и мхедрули - надпись 711 г., к-рая повествует о восшествии на престол Степаноза Мампала, сына эрисмтавара Нерсе I, и о посылке ему короны визант. кесарем Филиппиком (Варданом). Там же находится надпись об установлении поминального дня Нерсе и десятистрочная фресковая надпись, сделанная Георгием, сыном Степанозы, о кончине Степаноза Мампала 14 окт. 739 г. Рядом находятся эпитафии царице Гуарамавр (837) и феодалу Сумбату (885). В юж. апсиде - рифмованные стихи на груз. языке 1-й пол. IX в. и надпись 835 г., повествующая о нашествии Буги Турка. Из надписи 980 г. в зап. апсиде известно об облицовочных работах, проведенных в интерьере храма при царе Баграте III; в пространной надписи на юж. фасаде храма зафиксировано, что в строительстве г. Атени (1060-1068) по распоряжению царя Баграта IV принимали участие Мириан, сын Тархуна, и глава атенской крепости Гурганели. На фасадах храма сохранились также сир., греч., араб., персид., церковнослав. надписи, множество надписей паломников и надписи офиц. характера.

http://pravenc.ru/text/76764.html

В раннехрист. эпоху в М. была образована епископская кафедра, которая подчинялась митрополии Аназарва. Уже во 2-й пол. III в. она занимала значительное положение в Антиохийской Церкви. Первый известный епископ М. принимал участие в Антиохийских Соборах, на которых было осуждено учение Павла Самосатского († 275), еп. Антиохийского ( Euseb. Hist. eccl. VII 30). В 20-40-х гг. IV в. кафедру занимал Македоний, который известен гл. обр. по трудам свт. Афанасия I Великого как один из сторонников арианства . В 325 г. Македоний принял участие во Вселенском I Соборе в Никее, однако позднее уклонился в ересь. Участвовал в Тирском Соборе 335 г., осудившем свт. Афанасия. Позднее с др. участниками Собора подписал послания к еп. (папе) Римскому Юлию I (337-352) и имп. Константу I . Ок. 343 г. Македоний присутствовал на Сардикийско-Филиппопольском Соборе и вновь поддержал антиникейскую партию. В кон. 50-х или в 60-х гг. IV в. стараниями еп. Авксентия в М. была построена кафедральная базилика. В нее были помещены мощи мучеников Тараха, Прова и Андроника, перенесенные еп. Авксентием в М. из Аназарва. Впосл. эти мученики почитались как защитники христиан Киликии. Среди древних епископов М. наиболее известен в истории вост. христианства Феодор , родом из Антиохии, знаменитый ритор и богослов Антиохийской школы (см. также статьи Богословские школы древней Церкви , Несторианство ), ученик Ливания и близкий друг свт. Иоанна Златоуста и блж. Феодорита , архиеп. Кирского. Феодор занимал кафедру с 392 по 428 г. и был учителем Нестория († ок. 451), архиеп. К-польского (428-431). Преемник Феодора еп. Мелетий участвовал во Вселенском III Соборе в Эфесе 431 г. и проявил себя как твердый сторонник Нестория. Из-за осуждения последнего Мелетий даже вступил в конфликт с архиеп. Иоанном I († 441/2) и большинством иерархов Антиохийской Церкви. В 433 г. был низложен и заменен еп. Фомой (Хоматием). С этого времени община М. в основном придерживалась Православия, однако архиеп. Иоанн Антиохийский в письме к свт. Проклу , архиеп. Константинопольскому (434-447), в нач. 40-х гг. V в. отмечал, что в Киликии сохраняют большое влияние сторонники Нестория. В 490 г. по приказу имп. Зинона (474-475, 476-491) был низложен епископ М. Иулиан как сторонник антихалкидонита Петра Гнафевса , патриарха Антиохийского, отказавшийся подписывать «Энотикон» .

http://pravenc.ru/text/2564148.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИТОЛА Бúтола [македон.; болг. Битоля, Манастир; серб. греч. Μοναστριον], второй по величине город Республики Македонии, находится на Пелагонийской равнине у подножия горы Пелистер (2601 м). Древнейшее поселение на этом месте датируется сер. V тыс. до Р. Х. Б. возникла как крепость рядом с развалинами античного г. Гераклея Линкестидская (Heraclea Lyncestis, Heraclea Pelagoniae; основана в 359 г. до Р. Х. македон. царем Филиппом II), расположенной на рим. дороге Виа Эгнатия. Из общественных сооружений сохранились театр (II в.), термы (нач. IV в.), форум и портик дикастирия (нач. II в.). В ряде рим. и визант. источников город также называется Пелагония (Πελαγονα) и Бутелион (Butelion). Битола. Малая базилика. Кон. IV в. Битола. Малая базилика. Кон. IV в. В IV в. по Р. Х. Гераклея становится епископской кафедрой (первое упоминание Евагрия, епископа Гераклеи, встречается в актах Сардикийского Собора 343 г.). Гераклея (Ираклия, Пелагония) находилась в подчинении архиепископа Фессалоники, центра епархии Первая Македония ( Darrouz è s. Notitiae. N 3). Археологами открыты остатки епископской резиденции (IV в.), Малой базилики (кон. IV в.) и Большой базилики (кон. V в.), украшенные напольными мозаиками. Мозаики Большой базилики (V-VI вв.) являются уникальными: они покрывают площадь ок. 100 кв. м, композиция в нартексе изображает христ. модель мироздания (Царство Небесное, рай, земля и вода). Город был разграблен в 472 и 479 гг. Теодорихом, но затем восстановлен. В правление визант. имп. Юстиниана I вне городских стен была воздвигнута огромная церковь, названная археологами Кладбищенской базиликой, т. к. рядом были обнаружены раннехрист. захоронения. После нашествия аваров и заселения этой местности в кон. VI-VII в. слав. племенами драгувитов и верзитов Гераклея приходит в запустение. Первое упоминание Б. относится к X в. По одной версии, название происходит от старослав. слова «обитель», по др.- от древнего названия этого города Бутелион. При царе Самуиле (997-1014) Б. становится важным стратегическим центром Болгарской державы и епископской кафедрой. В конхе алтаря базилики св. Ахиллия, возведенной в столице Самуила Преспе, помещены изображения 18 «тронов» (кафедр) Болгарского Патриархата, в т. ч. и Битольской епархии. Сын Самуила Гавриил Радомир перенес свою резиденцию в Б. В 1015-1016 гг. болг. царем Иваном Владиславом там была воздвигнута новая крепость.

http://pravenc.ru/text/149239.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БРЕСТСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Литовской и Виленской (1840-1900), Гродненской и Барановичской (1941-1944) епархий. Учреждение Б. в. Литовской епархии указом Святейшего Синода РПЦ от 22 янв. 1840 г. стало результатом церковно-адм. изменений, происшедших после воссоединения униатов с Православием на Полоцком Соборе . В состав Б. в. вошло 16 благочиний, расположенных на территории Гродненской губ. (совр. Брестская и Гродненская области Белоруссии) и Белостокской обл. (совр. Польша). Первоначально резиденцией Брестских епископов являлся Жировицкий в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь , с 1848 г.- гродненский во имя мучеников Бориса и Глеба муж. мон-рь . Церковь во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Пружанах. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) Церковь во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Пружанах. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) 28 янв. 1840 г. на Б. в. был назначен еп. Михаил (Голубович) , с 1 марта 1848 г. еп. Минский. Первоочередной задачей викарного Брестского епископа стало обустройство и обеспечение правосл. храмов, создание необходимых условий для деятельности духовенства. В 1842 г. на территории Б. в. существовали 304 церкви и 6 мон-рей, действовали духовные уч-ща в Жировицах (Жировичах), Кобрине и Супрасле (в 1853 переведено в Гродно). Восстановлены брестское Николаевское и слонимское Преображенское правосл. братства. 20 мая 1848 г. во епископа Брестского был хиротонисан Игнатий (Желязовский), 22 года возглавлявший Б. в. (уволен на покой 27 июня 1870). При нем на территории Б. в. велось активное строительство храмов. В 1865 г. в Бресте был освящен (после сноса старой одноименной церкви) новый Симеоновский собор, куда перенесли мощи прмч. Афанасия (Филипповича) . Были освящены также храмы в Слониме, Пружанах, Кобрине, Высоком, Берёзе и др. С 1863 г. под председательством еп. Игнатия началась деятельность присутствия по улучшению быта правосл. духовенства. Церковная жизнь на Брестщине в 40-60-х гг. XIX в. осложнялась оппозиционными выступлениями части монахов-базилиан (см. Василиане ), фактами перехода униатов в католичество, случаями преследования и убийства правосл. священников во время польского восстания 1863-1864 гг.

http://pravenc.ru/text/153427.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь Пресв. Богоматери. Кон. XIV — нач. XV в. [португ. Batalha - битва, офиц. название Санта-Мария да Витория, Santa Maria da Vitória], город и мон-рь в Португалии (окр. Лейрия), усыпальница королей Авишской династии. Мон-рь, посвященный Богоматери, был построен по обету португ. кор. Жуаном I (1385-1433) после победы над кастильскими войсками в битве при Алжубарроте (14 авг. 1385). По настоянию Жуана даж Рейраша, имевшего влияние на короля, и королевского духовника мон-рь был отдан ордену доминиканцев . В 1388 г. под рук. А. Домингиша было начато строительство базилики, в 1402 г. работами стал руководить мастер Хью, прозванный Уге, вероятно англичанин, к-рому принадлежат надстройка сводов и зап. фасад, а также Королевский клуатр и зал капитула. Королевский клуатр мон-ря. XIV–XVI вв. Королевский клуатр мон-ря. XIV–XVI вв. В 1426-1434 гг. была сооружена капелла Основателя (Capela do Fundador), ставшая усыпальницей кор. Жуана и его супруги Филиппы Ланкастерской, в 1435 г. Уге начал возводить усыпальницу кор. Дуарти I (1433-1438), сына и наследника Жуана I, но в 1439 г. работы были прерваны. При кор. Афонсу V (1438-1481) был возведен 2-й готический клуатр. Работы над усыпальницей Дуарти возобновились в стиле «мануэлино» (в 1490-1516 работами руководил Матеуш Фернандиш, в 1528-1533 - Жуан ди Каштилью), но свод так и не был возведен, отсюда название Capelas Imperfeitas (Незаконченные капеллы). Тогда же галерея Королевского клуатра была украшена резными мраморными решетками (1516-1522, мастер Бойтак). В результате за полтора века сложился цельный ансамбль, соединивший в себе черты европ. (англ.) готики с декоративным богатством (позднеготические, ренессансные, мавританские мотивы) стиля «мануэлино». В 1901 г. останки Афонсу V и Жуана II (1481-1495) были перенесены из зала капитула в капеллу Основателя, в зале капитула в 1918 г. устроена могила Неизвестного солдата. В 1887 г. Б. объявлена национальным памятником, в 1983 г. внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Лит.: Correia V. Batalha. Lisboa, 1929; Chicó M. T. Dois Estudios acerca da Igreja do Mosteiro da Batalha. Lisboa, 1944; Barros C. V. Mosteiro da Batalha. Lisboa, 1964; Каптерева Т. П. Искусство Португалии. М., 1990. С. 79-95. Л. К. Масиель Санчес Рубрики: Ключевые слова: ГРОТТАФЕРРАТА греч. мон-рь в во имя Пресв. Богородицы Гроттаферратской, в наст. время греко-католич. аббатство ордена василиан ИЛИ средневек. бенедиктинский мон-рь, с XII в. кафедра еп-ства и кафедральный приорат в графстве Кембриджшир (Великобритания), с 1541 г. англикан. еп-ство

http://pravenc.ru/text/77664.html

в разных областях Г. строилось множество т. н. стандартных базилик - небольших, с мраморными колоннами в аркадах (у дер. Мастихари на о-ве Кос - 2, спаренные друг с другом базилики; в дер. Алики на о-ве Тасос; в Трис-Эклисиес на о-ве Парос; в Бравроне (совр. Враврон) в Аттике; базилика А в Амфиполе в Македонии и др.) или с нефами, разделенными столбами (в Элефтерне на Крите). Раскопки свидетельствуют о былом существовании сотен таких церквей. Как правило, они имели полуциркульную, как изнутри, так и снаружи, апсиду (в отличие от граненой к-польской), в ряде случаев осложненную внешними контрфорсами (в Никополе и Филиппах). Нефы базилик разделялись рядами мраморных колонн, поставленных на приподнятые, продольно направленные ленты оснований, межколонные промежутки закрывались мраморными плитами. Нартекс и центральный неф разделялись трибелоном - 3-пролетной аркадой на колоннах. При этом по оси фасада во внешней стене нартекса дверной проем не оставлялся, а стена между парой симметричных входов прикрывала вид в пространство храма через трибелон. Мн. базилики имели и внешний нартекс (экзонартекс) и атрий. Базилика в дер. Алики на о-ве Тасос. 2-я пол. V в. Базилика в дер. Алики на о-ве Тасос. 2-я пол. V в. Наиболее ярким примером простой по структуре, но крупной и торжественно оформленной базилики является ц. Богородицы Ахиропиитос в Фессалонике (450-470). Из нартекса через тройную аркаду открывается перспектива на широкий центральный неф, перекрытый стропильной конструкцией, к-рый замыкается высокой апсидой. Средняя зона апсиды прорезана сплошным рядом разделенных колоннами окон. Над боковыми нефами устроены галереи. Над 2 рядами аркад с каждой стороны нефа - вереница окон. Льющийся через них свет дополняют отраженные потоки, проникающие в центральное пространство посредством боковых нефов и галерей. Ясную композицию храма обогащают ритмически сгруппированные колонны в аркадах и окнах. С кон. IV в. и во 2-й пол. V в. строятся особо крупные базилики. Так, длина базилики св.

http://pravenc.ru/text/166461.html

«Еще одним свидетельством того, что найденная стена служила священной реликвией базилики, было то, что церковь не была ориентирована точно на восток/запад, как это было с большинством византийских церквей. Вместо этого ее слегка перекошенная ориентация совпадает с любовно сохраненной “почитаемой стеной”», — объясняет Нотли. Столетия спустя, когда память о местонахождении Вифсаиды уже померкла – и, по-видимому, находясь в блаженном неведении относительно того, что они делали, – крестоносцы построили на том же месте сахарный завод. Они даже переделали некоторые древние церковные стены. Археологи раскапывают и руины сахарного завода. «Крестоносцы, по-видимому, были бы огорчены, осознав, что их предприятие по производству сахара не только разрезало части забытой древней базилики, расположенной всего в нескольких футах от ее баптистерия, но, возможно, располагалось буквально на вершине того, что раннехристианская традиция считала домом Петра и Андрея», — отмечают археологи. «Имейте в виду, что всем этим могли управлять мусульмане», — говорит археолог Ачиа Кон-Тавор. — «Мы не знаем, что сахарным заводом управляли живущие здесь христиане. Вероятно, он принадлежал крестоносцу, франку, но это не значит, что они управляли им». «Зачем крестоносцам было построено одно из десятков сахарных предприятий именно здесь? Не из-за местных традиций, а потому, что жаркая погода и много воды необходимы для выращивания сахарного тростника», — предполагает Кон-Тавор. Сегодня это место находится в заповеднике Бетеха, и раскопки ведутся при содействии Управления природы и парков Израиля и Управления древностей Израиля. Вифсаида упоминается в Евангелии и по другому поводу: «Они пришли в Вифсаиду, и некоторые люди привели слепого и умоляли Иисуса прикоснуться к нему», и его зрение восстановилось (Евангелие от Марка 8:22 ). Эль-Араж на северном берегу Галилейского моря — один из двух археологических памятников, претендующих на звание «настоящей Вифсаиды», отмеченной в Новом Завете как родной город Петра и Андрея, а также Филиппа, именем которого надписано гностическое Евангелие. Раскопки здесь начались в 2016 году, почти через столетие после того, как Рудольф де Хаас заметил древние мозаичные плитки рядом с разрушенным османским особняком.

http://azbyka.ru/news/v-izraile-najdeny-...

В эпоху поздней Римской империи Иллирик и Греция входили в самоуправляемый Фессалоникийский викариат, подчиненный Риму. Из 9 епископов викариата митрополит Диррахия занимал 5-е место. В «Синекдиме Иерокла» (VI в.) приводятся города, к-рые сегодня географически принадлежат А. Нов. Эпир: Диррахий, Скампа (совр. Эльбасан), Аполлония (к западу от совр. Фиери), Бюлис (возле совр. Балши), Амантия (близ совр. Плёча), Пульхериополь (совр. Берат), Авлон (совр. Влёра), Листрон и Скипон. Ст. Эпир: Эврия, Финики, Адрианополь (совр. Либохова), Анхиазм (совр. Саранда), Бутрот (совр. Бутринти). На территории совр. Юж. Албании с 429 г. существовала Дриинопольская епископия. Мон-рь Месопотам. 1041-1052 гг. Мон-рь Месопотам. 1041-1052 гг. С кон. VI в. в ходе продвижения слав. племен на Балканский п-ов происходили значительные изменения в составе населения территории А. В то же время из-за военной и политической обстановки греко-рим. города переживали упадок; большинство из них опустели; многие епископские кафедры были перенесены в др. города либо упразднены. Когда, напр., Анхиазм и Финики были разрушены готами (552), Анхиазмская кафедра была перенесена в Химару, а Финикская - временно в Месопотамский мон-рь (близ Дельвины), затем - в Дельвину. Кафедра Эврии сначала была в обители Соронья, позже слилась с епископией Бутрота. Дополнительные свидетельства о жизни христиан на территории А. дают имена раннехрист. святых епископов и археологические находки. Известны мученики первых веков христианства: святые еп. Елевферий Иллирийский († 120), его мать Анфия, Донат и Ферин († 250, в Бутроте), Данакс (III в.), Исавр диакон, Иннокентий, Феликс, Ермий, Василий, Перегрин, Руф и Руфин (из Аполлонии, кон. III - нач. IV в.; пам. 6 июля), Трифон (из Секисты Бератской, † 313), еп. Донат Эврийский († 387) и др. Христ. захоронения за стенами Бутрота (ок. II в.) - самое древнее археологическое свидетельство наличия христ. общины в регионе совр. А. В различных районах А. найдены христ. базилики V-VI вв. Из актов Вселенских и Поместных Соборов известны епископы в А.: Евхарий Диррахийский, Феликс, еп. Аполлонии и Бюлиса,- участвовали в Всел. III Соборе 431 г.; Лука Диррахийский, Евсевий Аполлонийский, Перегрин Финикский, Клавдий Анхиазмский, Евтихий Адрианопольский - в Всел. IV Соборе 451 г.; еп. Сотир Авлонский - в Всел. V Соборе 553 г.; еп. Сисинний Диррахийский - в Трул. Соборе 691-692 гг.; епископы Ипатий и Филипп были на Поместном Соборе 516 г. в Эпире (в Никополе). В источниках упоминаются Валериан, еп. Финикский при визант. имп. Льве I , еп. Константин (523-539), еп. Евстафий (586).

http://pravenc.ru/text/Албания.html

13 февр. 1690 г. папа Римский Александр VIII возвел Альбани в достоинство кардинала. 10 апр. Альбани получил титул кардинала-диакона рим. диаконии св. Марии (S. Mariae in Aquiro), 22 мая был переведен на диаконию св. Адриана. По распоряжению папы включен в состав комиссии, работавшей над составлением текста папской буллы «Inter multiplices» (от 4 авг. 1690; обнародована 30 янв. 1691) с осуждением «Декларации четырех статей» (принята в 1682 ассамблеей франц. духовенства и стала манифестом галликанизма ). После восшествия на Римский престол папа Иннокентий XII доверил Альбани работу над текстом буллы «Romanum decet Pontificem» (обнародована 22 июня 1692), официально упразднявшей систему непотизма в управлении католич. Церковью. Кардинал участвовал в работе над текстом бреве «Cum alias ad apostolatus» (обнародовано 12 марта 1699); этим бреве папа по просьбе французского кор. Людовика XIV осудил положения соч. «Explication des maximes des saints sur la vie interieure» (Объяснение высказываний святых о духовной жизни), написанного в защиту квиетизма Франсуа Фенелоном , архиеп. Камбре. В июне 1700 г. по поручению папы кард. Дж. Ф. Альбани составил текст письма, адресованного испан. кор. Карлу II, о престолонаследии в Испании: папа советовал бездетному монарху сделать своим наследником герц. Анжуйского Филиппа, внука французского кор. Людовика XIV, что впосл. стало одной из причин войны за «испанское наследство» (1701-1714). 30 марта 1700 г. Альбани был возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Сильвестра, а в кон. сент. рукоположен в сан пресвитера. На конклаве, открывшемся 9 окт., после кончины папы Иннокентия XII (27 сент. 1700), кандидатура 51-летнего кард. Дж. Ф. Альбани вначале не получила одобрения из-за возраста кандидата, однако затем ее поддержала фракция итал. кардиналов «ревнителей» (zelanti), выступавших за независимость политики Папского престола от давления светских властей европ. стран. Процедуру избрания ускорило пришедшее в Рим 19 нояб. известие о смерти испан. кор. Карла II, и 20 нояб., на очередном туре конклава, кандидатура кард. Дж. Ф. Альбани получила большинство голосов. Сам он сначала отказался принять избрание и лишь после долгих уговоров кардиналов и консультаций с теологами 23 нояб. согласился признать свое избрание на Папский престол. Принял имя Климент в честь почитавшегося в этот день сщмч. Климента , еп. (папы) Римского. 30 нояб. в базилике св. Петра состоялось епископское рукоположение К., которое возглавил субдекан коллегии кардиналов Эммануэль Теодоз де ла Тур д " Овернь де Буйон, кард.-еп. Порто и Санта-Руфины. 8 дек. прошла церемония папской коронации. Исход конклава стал триумфом для фракции итал. кардиналов «ревнителей», представители к-рой заняли ключевые позиции в Римской курии и оказывали влияние на папу: К. назначил кард. Фабрицио Паолуччи гос. секретарем Папского престола, кард. Джузеппе Ренато Империали поручил управление Папским государством. Папское государство

http://pravenc.ru/text/Климент XI.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010