Базилика Рождества Христова в Вифлееме. 30-е гг. VI в. Базилика Рождества Христова в Вифлееме. 30-е гг. VI в. После победы православия, в к-рой столь большую роль сыграли иерархи и монашество ИПЦ, получила новый импульс традиция тесного сотрудничества христиан Палестины и гос. власти Вост. Римской империи. Визант. императоры Юстин I (518-527) и Юстиниан I (527-565) на протяжении десятилетий уделяли большое внимание взаимоотношениям с ИПЦ, неизменно поддерживали св. места, строительство и проведение ремонта зданий для паломников. В кон. 20-х гг. имп. Феодора прислала в дар храму Гроба Господня золотой крест, украшенный драгоценностями ( Ioan. Malal. Chron. P. 423). В 534 г., после освобождения ромеями Сев. Африки от вандалов, в Иерусалим были отосланы т. н. реликвии храма Соломона, к-рые, как считалось, были увезены в Рим имп. Титом после разрушения Иерусалима в 70 г., а в 455 г. попали к разграбившим Рим вандалам ( Ios. Flav. De bell. VII 5; Procop. Bella. II 9; Ioan. Malal. Chron. P. 478-479; Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 17). Преемником патриарха Иоанна III на Иерусалимском престоле стал Петр (524-552), происходивший из Элевтерополя. В 528-529 гг. Палестину потрясло крупнейшее восстание иудеев и самаритян. Подстрекаемые персами, к-рые в то время вели войну против Византии, восставшие обрушили свой гнев на мн. храмы и мон-ри. После того как восстание было подавлено, в 531 г. по поручению патриарха Петра прп. Савва Освященный, уже глубокий старец, отправился в К-поль ходатайствовать перед имп. Юстинианом о денежной помощи для восстановления пострадавших святынь. Император поддержал реставрационную деятельность ИПЦ, а также распорядился выделить средства на укрепление важнейших палестинских мон-рей стенами и на завершение строительства большой базилики Пресв. Богородицы, к-рая была заложена в центре Иерусалима еще патриархом Илией I в нач. VI в. Базилика, получившая наименование «Новая», была освящена в 543 г. ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. S. 173-179, 187-188; Procop. De aedificiis. V 6). В это же время в числе проч. зданий была перестроена и базилика Рождества в Вифлееме, сильно пострадавшая от пожара в ходе восстания.

http://pravenc.ru/text/293788.html

В 1932 г. права на изучение ипподрома получила англо-турецкая группа исследователей (Мамбури, Ф. Диримтекин). Их работы 1935-1938 гг. дали возможность составить керамическую и вещевую хронологию К. и разработать строго датированную стратиграфию (особенно с IX в. и позже). Отчет о работах был издан в 1947 г.; они широко освящались в периодике и до наст. времени представляют основу для описания археологии города. В числе прочего были открыты главные части храма Пресв. Богородицы: крытая колоннада вокруг большого прямоугольного двора, окруженного помещениями, в числе к-рых богато украшенный мозаикой, резьбой и полированным мрамором «Золотой» зал. В 1951 г. раскопки возобновились под рук. Д. Толбота Райса и его супруги Т. Толбот Райс (позже также участвовали Д. Оутс, С. Корбетт, с 1953 руководителем работ был Дж. Уорд-Перкинс ). На этом этапе раскопок методика была менее строгой, первоначальные принципы фиксации нарушались, однако 2-й том отчета содержит много дополнительной информации ( Wiegand. 1934; The Great Palace. 1958; Bardill. 1999). Чрезвычайно важными оказались также открытия церкви-мартирия св. Евфимии западнее ипподрома и зап. части «старой» базилики Св. Софии IV-V вв. В 1939 г. в руинах вблизи ипподрома специалисты Германского археологического ин-та (DAI) обнаружили на стене фресковый цикл XIII в. «Мученичество св. Евфимии»; археологическая находка живописного памятника уникальна для К. Памятник идентифицировали с храмом св. Евфимии, к-рый был оборудован из главного зала дворца предположительно Антиоха (1-я треть V в.). Роскошный гексагональный дворцовый триклиний был композиционным центром большой полукруглой колоннады; в стенах были помещены большие ниши и 5 входов. В VI - нач. VII в. в нише зала, ориентированной на восток, построили синтрон, алтарь с оградой и солею, а по их оси с запада пробили новый входной проем, что позволило превратить зал дворца в церковь. До нач. ХХ в. собор Св. Софии служил мечетью. В кон. 20-х гг. к его изучению приступил А. М. Шнайдер (DAI), начав раскопки с запада и севера от храма, и открыл ниже полов собора эпохи Юстиниана части более ранней базилики Св. Софии. Западнее и существенно ниже уровня совр. экзонартекса были раскрыты остатки колоннады (ступени, базы колонн, капители и куски фриза, сегменты арок, части потолков и фронтонов), покрытые резьбой очень высокого художественного уровня. Шнайдер доказал, что при императорах Аркадии и Феодосии II (нач. V в.) у базилики были построены огромные пропилеи: очень длинный, приподнятый на неск. ступеней над улицей портик. Внутренний двор-атриум храма находился к востоку от него, уходя под нартекс совр. храма. Сам храм Св. Софии был 3- или 5-нефной базиликой с галереями и хорами над ними. Однако этапы строительства комплекса полностью не установлены и наряду с планом и даже размерами «старой» базилики Св. Софии являются предметом споров ( Schneider. 1936; Idem. Die Grabung. 1941).

http://pravenc.ru/text/2057122.html

P., 1985. Vol. 1: Des origines au milieu du XIe siècle/Par J. Lefort, H. Métrévéli et al. (ArAth; 14). Лит.: Порфирий (Успенский), еп. История Афона. К., 1877. Ч. 3/1. С. 300; Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. Τ Αγιον Ορος. Αθναι, 1903. Καρυς, 1988 2; Svoronos N. Chronologie de Lavra des origines a 1204//Actes de Lavra. 1970. Pt. 1. P. 13-55; Papachryssanthou D. Le monachisme athonite: Ses origines, son organisation//Actes du Prôtaton. 1975. P. 111-129; T[albot] A.-M. Karyes//ODB. 1991. Vol. 2. Col. 1108; Χρισοχοδης Κ. Πρωττο: Κντρο του Αθωνικο μοναχισμο//Μανουλ Πανσληνος: εκ του Ιερο Ναο του Πρωττου. Θεσσαλονκη, 2003. Σ. 67-70 (англ. пер.: Chryssochoidis K. The Protaton: The Centre of Athonite Monasticism//Manuel Panselinos from the Holy Church of the Protaton. Thessal., 2003. P. 65-68); Mossay J. Karyes//DHGE. 2003. T. 28. Col. 1013-1015. Ф. М. Панфилов Храм Протата был возведен между 964 и 969 гг. прп. Афанасием Афонским на средства стратига Льва, брата имп. Никифора II Фоки, и сохранился до наст. времени, хотя и претерпел ряд существенных перестроек. Для этого храма характерно уникальное соединение черт крестово-купольного храма и базилики. Предложенное П. Милонасом объяснение этого феномена как результата перестройки из более ранней 3-нефной базилики ( Mylonas. 1979; Он же. 1995) в наст. время опровергнуто в ходе натурных исследований ( Θουντς. 1999; Αμπνης. 2003). Храм Протата в честь Успения Пресв. Богородицы. 964–969, XVI в. Храм Протата в честь Успения Пресв. Богородицы. 964–969, XVI в. Предполагают, что храм Протата упоминается в Житии прп. Петра Афонского, написанном афонским мон. Николаем. В нем говорится о перенесении мощей этого святого «в притвор всечестного храма Всепетой Богородицы, где обычно совершаются ежегодные собрания» (Житие преподобного и богоносного отца нашего Петра Афонского// Григорий Палама, свт. Слово на Житие прп. Петра Афонского. Св. Гора Афон, 2007. С. 170). Папахрисанфу датирует это Житие 980 г., А. Ю. Виноградов предлагает более широкую датировку - в пределах Х в.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Успения Пресв. Богородицы на Покровке (1696-1699; не сохр.) восьмерик звона завершался 5 шатрами с главками. Пятиглавое завершение имеет К. новгородского Вяжищского мон-ря во имя свт. Николая Чудотворца (90-е гг. XVII в.). В Ярославле при ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове (1663-1687) в нач. XVIII в. выстроили отдельно стоящую 6-ярусную К. с равномерно убывающими ярусами звонов, имитирующими традиц. форму шатра. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы с колокольней на Покровке в Москве. 1696–1699 гг. Литография. Кон. XIX в. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы с колокольней на Покровке в Москве. 1696–1699 гг. Литография. Кон. XIX в. Уникальный памятник раннепетровского зодчества - ц. арх. Гавриила «под звоном», или т. н. Меншикова башня (1701-1707),- повлиял на распространение ярусных К. Сложная композиция 3-частного храма «кораблем» с возвышающимся средним четвериком, увенчанным полуглавиями, завершается 2 восьмериками звонов; изначально были еще 3-й восьмерик и высокий шпиль (уничтожены молнией). Башня была самым высоким сооружением Москвы (до утраты шпиля высота 84 м); она стала одним из прототипов К. Петропавловского собора в С.-Петербурге (другим считается башня собора в Риге). Колокольня Троице-Сергиевой лавры. 1741–1770 гг. Архитекторы И. Я. Шумахер, И. Ф. Мичурин, Д. В. Ухтомский Колокольня Троице-Сергиевой лавры. 1741–1770 гг. Архитекторы И. Я. Шумахер, И. Ф. Мичурин, Д. В. Ухтомский Петропавловский собор (1712-1733; архит. Д. Трезини; К. перестроена от нижнего яруса в 1766-70-х гг. XVIII в.; архит. С. А. Волков) был первой в России базиликой европейского образца. В архитектуре храма проявились черты барокко. Переход от фасада собора к К. оформлен волютами, придающими объему пластичность. Четыре квадратных в плане яруса К. имеют ордерный декор, завершаются куполом, несущим 2 малых восьмерика и шпиль. Необычно устройство курантов (1757-1764; мастер Б. Орт Красс). Механизм и циферблаты расположены над колоколами. Помимо муз. вала здесь устроен карильон - клавишно-педальный муз.

http://pravenc.ru/text/1841778.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вачнадзиани. Рисунок и план вост. фасада ц. Пресв. Богородицы [груз. ], мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, расположен в горах Кахети (Вост. Грузия), в 6 км от с. Вачнадзиани (Гурджаанский р-н). В письменных источниках не упоминается, но, судя по сохранившимся сооружениям (большая трапезная, стены к-рой украшены нишами, квадратное в плане здание, возможно б-ка, архитектурно оформленный источник, высокая каменная ограда с входом на западе), был крупным и богатым мон-рем. фрагмент надписи на фреске в ц. Св. Троицы позволяет предположить, что в XV в. он был действующим; вероятно, заброшен после нашествий войск иран. шаха Аббаса I в 1614-1617 гг. В наст. время не действует. Древнейшее сооружение на территории мон-ря - большая пятинефная базилика (VII в., сохр. только вост. часть), построенная на склоне горы. Ее нефы были разделены сплошными стенами. На рубеже VIII-IX вв. к востоку от базилики была построена ц. во имя Пресв. Богородицы. Здание сложено из булыжника и тесаного камня, не имеет резного декора, главный зап. вход оформлен выступом на фасаде. центральное пространство представляет собой большой зал, удлиненный по оси запад-восток, увенчанный куполом, к-рый опирается на мощные выступы продольных стен, для перехода от центрального квадрата к основанию купола использованы паруса. к центральной части примыкает двухъярусный обход с приделами. помещения по сторонам алтаря, каждое с куполом на тромпах без барабана и 3 апсидами, служили диаконником и жертвенником. К XV-XVI вв. относится небольшая однонефная ц. во имя Св. Троицы, в к-рой уцелели фрагменты настенной росписи. В кон. 90-х гг. XX в. Фондом сохранения культурного наследия Грузии были произведены работы по консервации базилики (реставрировалась в 1979-1988), ц. Св. Троицы и реставрации фресок. Лит.: Северов Н. П. Памятники груз. зодчества. М., 1947. С. 202-203; Чубинашвили Г. Н. Архитектура Кахетии. Тбилиси, 1959. С. 181-184, 287-320; Beridse W. , Neubauer E. Die Baukunst des Mittelalters in Georgien. B., 1980. S. 82-83. Д. Хоштария Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149969.html

В монументальной живописи размещение сцены «Прор. Илия в пустыне» могло быть различным. Ранние примеры ее расположения как отдельного эпизода в алтаре (ц. Спаса на Нередице, 1199) или на столбе (базилика Рождества Христова в Вифлееме, до 1187), так и в составе житийного цикла (ц. Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Морача, XIII в., с поновлениями XVI в.) подчеркивают литургический характер иконографии как прообраза Евхаристии. В ц. Сорока мучеников в Тырнове (Болгария, ок. 1230) фреска с этой композицией находилась на внешней стороне притвора (ныне в Региональном историческом музее, Велико-Тырново). Эта сцена представлена также в росписях ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Косово и Метохия, ок. 1320), собора мон-ря св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе) (Греция, 1358-1364). В программе росписи притвора ц. Успения Пресв. Богородицы Драгалевского монастыря, Болгария (1469), где доминирует тема Страшного Суда, «Прор. Илия в пустыне» изображен под ветхозаветной же сценой «Жертвоприношение Авраама». В поствизант. живописи иконография сюжета не претерпела существенных изменений. Бытует палеологовская схема с разворотом фигуры пророка влево (икона 2-й пол. XVI в. из мон-ря Ставроникита на Афоне, мастер Михаил Дамаскин - см.: Θησαυρο το Αγου Ορους. Θεσσαλονκη, 1997. Σ. 138-139) или вправо (икона XVI в. из с. Пендалия (Византийский музей митрополии Пафоса)). Актуальность прообразовательной тематики сохранилась и в этот период, о чем свидетельствует изображение креста на хлебе, к-рый держит ворон (икона XVI в. из кипрской ц. Панагии в Палехори (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макария III, Никосия)). Многочисленные памятники со сценой «Огненное восхождение» Э. С. Смирнова предложила разделить на 2 варианта: фронтальный, когда лошади изображены по обе стороны колесницы, и профильный, когда колесница развернута боком и лошади изображены с одной стороны. И. одной рукой держит вожжи, другой бросает милоть; из небесного сегмента видна благословляющая десница. Примерами 1-го типа среди ранних памятников являются синайская икона «Вознесение прор. Илии» (XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае - см.: Росси К. Сокровища мон-ря св. Екатерины. М., 2007. С. 71), новгородская икона (2-я пол. XIII в., собрание банка «Интеза», Италия - см.: Смирнова Э. С. «Вознесение прор. Илии» - новгородская икона 2-й пол. XIII в. в собр. банка «Intesa»: Визант. традиция и ее рус. вариант//ИХМ. 2004. 8. С. 66-76), а примерами 2-го - икона из кипрской ц. Панагии в с. Айос-Теодорос-Агру (1-я пол. XIII в., Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макария III, Никосия), икона рубежа XVII и XVIII вв. (Иконная галерея, Охрид) и др.

http://pravenc.ru/text/389301.html

Фортификации Ангелокастро относятся к XI-XII вв., находящаяся там ц. арх. Михаила сооружена в правление имп. Мануила I Комнина и перестроена в 1733-1734 гг. Церковь Пресв. Богородицы «Одигитрия» (Нерадзиха) возведена на стенах древнего г. Керкира классического периода (V в. до Р. Х.). Крепостная башня в XI-XII вв. была преобразована в небольшую однонефную базилику. От визант. постройки сохранилась часть сев. стены. На фотографиях XIX в. виден ступенчатый выступ 3-гранной апсиды. Собор Пантократора на островке Пондикониси XI-XII вв. представляет собой триконх с 8-гранным барабаном и 3-гранной апсидой. Зап. компартименты перекрыты крестовыми сводами, а восточные - выполнены кладкой. Церковь сщмч. Власия близ с. Камара была основана в XIII в. и затем перестроена. Фрагменты древнейшего слоя живописи, видимо, также относятся к XIII в. Основные росписи выполнены в нач. XVII в. Остатки фресок XIV в. (на сев. стене) сохранились в ц. свт. Афанасия Великого в Ано-Коракьяне (здание XVII в. с фрагментами визант. постройки). Поствизантийская живопись Несмотря на многовековое господство зап. династий, на Керкире не сохранилось памятников, подобных ц. Пресв. Богородицы Одигитрии в Апоплене на о-ве Лефкада (1449/50), к-рая сочетает палеологовский стиль с элементами позднеготической живописи. Голова ангела. Фрагмент росписи свода ц. свт. Спиридона Тримифунтского, о-в Корфу. 1727 г. Мастер П. Доксарас Голова ангела. Фрагмент росписи свода ц. свт. Спиридона Тримифунтского, о-в Корфу. 1727 г. Мастер П. Доксарас Тесные культурные связи между Керкирой и Критом во многом обусловлены тем, что оба острова являлись венецианскими владениями. Одно из ранних свидетельств - упоминание в 1491 г. в архивных источниках об обучении живописи в Кандии (ныне Ираклио) уроженца Керкиры Димитрия Миланиса. Влияние критской школы отразилось в росписях нескольких храмов кон. XV-XVII в.: ц. вмц. Екатерины в с. Карусадес, собора мон-ря Пантократора близ с. Хломос, ц. великомучеников Феодоров близ с. Зигос, ц. Пресв. Богородицы Кассопитры и др. Влияние ренессансной живописи особенно сильно прослеживается во фресках ц. вмц. Екатерины в Карусадесе (кон. XVI в., по мнению Д. Триандафиллопулоса, или кон. XV в., по мнению В. Н. Пападопулу). Одновременно на Керкире работали художники, опиравшиеся на византийскую традицию: напр., мон. Иоанникий Богданос расписал собор монастыря Пантократора близ дер. Айос-Маркос (1577), подражая стилю македонской школы. При этом не сохранилось сведений о деятельности на Керкире эпирских мастеров.

http://pravenc.ru/text/1684241.html

В период тур. владычества (1669-1898) все епископы были православными. Тогда выделились Иерская и Ситийская епархии, к-рые в 1832 г. объединились в Иероситийскую. Первым епископом Иероситийским при турках был Герасим (Манганарис) (1832-1841). Его преемниками стали Каллиник (1841-1845), Иларион (Кацулис) (1846-1869), Неофит (1869-1878), Григорий (Пападопетракис) (1880-1889) и Амвросий (Сфакианакис) (1890-1929). С 1932 по 1936 г. Иероситийская и Петрская епархия именовалась Неапольской с Петрским еп. Дионисием (Маранкудакисом) во главе. В 1936 г. епархии, к-рую возглавил еп. Филофей (Мазокопакис) (1936-1960), было возвращено название Иерская и Ситийская. В 1962 г. К-польский патриарх возвел епископию в ранг митрополии с официальным названием И. и С. м., и 1-м митрополитом стал Филофей (Вузунеракис) (1961-1993). С 14 июня 1994 г. И. и С. м. возглавляет митр. Евгений (Политис), ипертим и экзарх Вост. Крита. Древнейшим храмом Иерапетры считается ц. Христа Спасителя (XIV в.). К визант. периоду также относится ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в венецианской крепости, перестроенная в XIX в. На месте античного г. Итан обнаружены руины 3 раннехрист. базилик, фундаменты др. базилики были найдены в порту Ситии. В наст. время И. и С. м. насчитывает 86 приходских, 70 кладбищенских и 11 монастырских храмов, 210 парекклисионов и 408 экзокклисионов (сельских часовен). Действуют 3 муж. мон-ря: во имя Пресв. Богородицы Акротириани и ап. Иоанна Богослова (Топлу; см. в ст. Акротирианис Топлу, в честь Рождества Богородицы и Иоанна Богослова, мужской монастырь ), Богородицы Фанеромени, св. Иоанна Предтечи ( Капса ) - и 2 женских: во имя Пресв. Богородицы Эксакусти близ городка Малес и исихастирий в честь Воскресения Христова и Богородицы «Достойно есть». Строится женский мон-рь во имя Всех святых. Лит.: Τωμαδκης Ν. Β. Ιεραπτνης, Μητρπολις//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 769-770; Aubert R. Hierapetra ou Hierapydna//DHGE. Т. 24. Col. 1443-1444; πτυχα. 2009. Σ. 879-883; http://www.imis.gr [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/293601.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛУКСТСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Латвийская Православная Церковь), в г. Илуксте (Латвия). Основан в 1839 г. как мужской третьеклассный на территории существовавшего в Илуксте с 1692 г. униат. базилианского монастыря. С 1839 г. входил в состав Полоцкой епархии, с 1840 г.- Рижского вик-ства Псковской епархии, с 1850 г.- Рижской епархии. Первым настоятелем правосл. мон-ря стал архим. Иосиф, по просьбе к-рого обители выделили 244 дес. земли. Поскольку население на данной территории было инославным, И. м. испытывал материальные трудности, количество насельников не превышало 10 чел. Так, в 1852 г. в И. м. проживали 7 монашествующих и 2 послушника, в 60-70-х гг. XIX в.- не более 4 монашествующих, к 80-м гг. XIX в.- 2 инока. С 1851 г. обитель стала ежегодно получать пособие Синода в размере 1540 р., ее положение несколько улучшилось. По ходатайству еп. Рижского и Митавского Филарета (Филаретова) указом Синода от 1 янв. 1881 г. И. м. был преобразован в женский с учреждением при нем епархиального 3-классного уч-ща и приюта для девочек-сирот. Первой настоятельницей мон-ря и начальницей уч-ща стала игум. Агния, ранее возглавлявшая псковскую Иоанно-Илиинскую общину сестер милосердия. 20 воспитанниц могли обучаться бесплатно, остальные - за плату, причем прием в уч-ще ограничивался только вместительностью помещений. Занятия начались 2 окт. 1881 г.; в 1-й год обучалось 12 чел., в 1887/88 уч. г.- 63 чел. Указом Синода от 8 июля 1889 г. Илукстскому уч-щу было разрешено выдавать выпускницам аттестат учительниц начальных городских уч-щ. В И. м. находился каменный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы (1806), который в 1895 г. был капитально отремонтирован и 10 дек. 1895 г. освящен архиеп. Рижским Арсением (Брянцевым) . На церковь поставлен новый купол, к храму пристроена каменная колокольня. Для нужд ЕУ были возведены 2 каменных 2-этажных здания (в 1889 и 1912) с домовой ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (до первой мировой войны не успели освятить), а также неск. деревянных домиков для воспитательниц уч-ща. К обители была приписана ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1783-1787) в г. Якобштадт (ныне Екабпилс). Мон-рь посещало множество паломников, особенно в те дни, когда из Якобштадта приносили чудотворную Якобштадтскую икону Божией Матери. Обычно икона оставалась в обители неск. дней и в один из них из И. м. совершался многолюдный крестный ход со святыней в ц. во имя свт. Николая Чудотворца, к-рая находилась в сел. Альт-Грюнвальд (в 7 км от Илуксте). В 1912 г. из Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря был прислан точный список Толгской иконы. Украшенный серебряной ризой, этот список стал чтимой святыней обители.

http://pravenc.ru/text/389443.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИДОНИЙСКАЯ И АПОКОРОНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Κυδωνας κα Αποκορνου], епархия полуавтономной Критской Православной Церкви (в составе К-польского Патриархата), охватывает сев.-вост. часть нома Ханья; кафедра расположена в г. Ханья, в древности на этом месте находился г. Кидония, основание к-рого древнегреч. мифология связывает с именем царя Миноса или его внука Кидона. Археологические раскопки подтвердили, что город существовал в минойский период. Первое поселение на холме Кастели, возвышающемся над портом, относится к 2900-2600 гг. до Р. Х. Мозаичный пол базилики в Алмириде, о-в Крит. 2-я пол. VI в. Мозаичный пол базилики в Алмириде, о-в Крит. 2-я пол. VI в. В 524 г. до Р. Х., при тиране Поликрате, самосцы изгнали из Кидонии владевших ею жителей о-ва Закинф, но уже в 520 г. до Р. Х. эгинцы и критяне отвоевали у них этот город. В классический и эллинистический периоды Кидония являлась одним из 3 важнейших критских городов. В 69 г. до Р. Х. она была разрушена римлянами, но при Августе Октавиане была восстановлена и провозглашена свободным городом Римской империи. В ранневизант. период Кидония являлась епископской кафедрой, подчиненной Гортинской митрополии (архиепископии). Один из пострадавших при имп. Деции (ок. 250 г.) 10 Критских мучеников (пам. 23 дек.), Василид, происходил из Кидонии. Епископ Кидонийский участвовал в Сардикийском Соборе (343) ( Mansi. T. 3. Col. 45). В числе архиереев, подписавших в 457/458 г. письмо имп. Льву I, был Сивон Кидонийский (ACO. T. 2. Vol. 5. P. 98). До Трулльского (Пято-Шестого) Собора (691-692) Кидонийские епископы не участвовали во Вселенских Соборах ( Mansi. T. 11. Col. 996), что, видимо, было связано с угрозой пиратства и др. опасностями путешествий, а не с отсутствием архиерея на кафедре ( Τωμαδκης. 1957. Σ. 4). Развалины собора Пресв. Богородицы в сел. Агия, о-в Крит. XI–XII вв. Развалины собора Пресв. Богородицы в сел. Агия, о-в Крит. XI–XII вв.

http://pravenc.ru/text/1684323.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010