По берегу оз. Преспа сохранились пещерные храмы: арх. Михаила в местности Трстенике к востоку от с. Пустеци (Ликенаси) (фрески XIV в., ктитор - иером. Виссарион; в алтаре изображены Богоматерь с Младенцем Христом и «Поклонение Агнцу»; рядом - первомч. Стефан и прп. Симеон Столпник); Пресв. Богородицы Елеусы к востоку от с. Туминец (фрески XIV в., художник - Алексий, ученик изографа Иоанна, ктитор - иером. Паисий; рядом со входом находится фреска с изображением Божией Матери с Младенцем типа «Умиление», внутри - сцены праздничного цикла и фигуры святителей; рядом расположен ансамбль бывшего мон-ря вмц. Марины, 1888); Благовещения Пресв. Богородицы в Црнапеше (фрески кон. XIV в.); свт. Николая Чудотворца в местности Накол к северу от с. Пустеци (остатки росписей предположительно XIV в., записаны в 1840). К памятникам поствизант. периода относятся базилика Пресв. Богородицы в с. Душари (росписи 1610); мон-рь св. Иоанна Предтечи (храм 1632-1634) и 5 церквей с фресками (XVIII в.) - в Воскопое; в совр. с. Виткуки - мон-рь апостолов Петра и Павла (основан в 1708) с ц. св. бессребреников Космы и Дамиана (1736, росписи 1748) и с купольной базиликой апостолов Петра и Павла (1759, фрески 1763-1764, худож. Константин и Афанасий Зографы), а также 5 церквей XVII-XVIII вв., в т. ч. ц. Пресв. Богородицы (XVII в.), базилика арх. Михаила с 9 скрытыми сферическими сводами (1682, росписи 1728), базилики с юж. открытой галереей (вмч. Мины, Благовещения Пресв. Богородицы и вмч. Георгия Победоносца, все XVIII в.); базилика вмч. Георгия Победоносца в с. Шипска (XVIII в.), церкви св. Параскевы и свт. Афанасия Великого в с. Полена; действующие мон-ри свт. Николая Чудотворца в с. Каменица (церковь XVIII в.; новый келейный корпус) и Успения Пресв. Богородицы в с. Бобоштица (реконструкция в нач. XXI в.). Иконописание В музеях К. м. хранятся редкие визант. иконы, ранее находившиеся в храмах на территории епархии. К классическому направлению палеологовской живописи можно отнести образ Божией Матери «Одигитрия» (XIV в.) из пещерной ц. Благовещения Пресв. Богородицы близ c. Голомбочи (Глобочени) (НМСИК). Неск. икон выполнены мастерами касторийской школы («Арх. Михаил», XIV-XV вв.; царские врата с композицией «Благовещение» из ц. Благовещения Пресв. Богородицы близ c. Голомбочи, XV в., обе в НМСИК) и представителями т. н. местного (далекого от столичных принципов) художественного направления («Свт. Спиридон Тримифунтский» из Мборьи, XIV-XVI вв., Нац. худож. галерея, Тирана; икона Божией Матери «Одигитрия» из Малиграда, XV в., НМСИК). Традиционны по стилю иконы XVI - 1-й пол. XVII в. из ц. свт. Николая Чудотворца в с. Бобоштица: Божия Матерь «Одигитрия» (XVI в.), «Вмч. Георгий на троне, коронуемый Христом» (1-я пол. XVII в.; обе в НМСИК). Повышенно экспрессивны иконы из Виткуки «Св. Иоанн Предтеча» (1685; там же) и района Бобоштицы «Прор. Илия на колеснице» (1686; там же).

http://pravenc.ru/text/2458763.html

Как и в ц. Пресв. Богородицы Афендрики, центральный неф был выше боковых, но не имел окон. Целиком сохранился юж. неф с полуциркульным сводом, юж. аркада, частично - центральная апсида, большая часть сев. аркады, часть зап. стены, нижние ряды кладки сев. стены и сев. апсиды. Эта базилика, как и базилики свт. Филона и Пресв. Богородицы Афендрики, имела арочные проемы между 3 апсидами, которые были сохранены после ремонта церкви. Алтарь выступает в центральный наос на одну травею; от алтарной преграды сохранились остатки колонн. Полуразрушенная однонефная церковь Пресв. Богородицы Афендрики, или Хрисиотиссы, франко-визант. стиля XVI в. с остроконечным цилиндрическим сводом воздвигнута над зап. частью центрального нефа 3-нефной базилики VI в., перестроенной в VIII в. (согласно Папагеоргиу - Π[απαγεωργου] Α. Αφντρικα//ΜΚΕ. 1985. Τ. 3. Σ. 79) или в кон. Х в. (по мнению Миго - Megaw. 1946. P. 54, 56). От первоначальной постройки до времени тур. вторжения на Сев. Кипр (1974) сохранялись части апсиды, зап. и юж. стены, зап. полуколонна и 1-я с запада колонна юж. колоннады. Колонны были вытесаны из туфа. Центральная и боковые апсиды базилики VI в. были соединены между собой проемами. В центральной апсиде был устроен полукруглый синтрон. Обнаружены фрагменты мраморного амвона. В VIII (X?) в. сев. и юж. стены базилики были укреплены пристенными арками, колонны заменены столбами, а деревянная крыша - каменным сводом. В руинированном состоянии находится 3-нефная церковь Пресв. Богородицы Сики (или Сикады) (Συκ, Συκδα) в местности Сикада. Как и в двух вышеупомянутых базиликах, после реконструкции в VIII в. (или в кон. Х в., согласно Миго - Ibid. P. 56) 3-нефной базилики VI в. с колоннами и деревянной крышей в ней появились столбы и полуциркульные своды. От первоначальной постройки сохранились зап. стена и нижняя часть апсид. Хотя данная базилика меньше по размеру, чем базилики Афендрики, у нее в отличие от них есть нартекс, но отсутствуют арочные ниши в юж. и сев. стенах; в нефах использованы кронштейны для поддержки поперечных арок. В центральной апсиде был устроен простой синтрон. Найдены фрагменты мраморного амвона и иконостаса. Незначительные остатки фресок на сев. стене и на некоторых столбах не поддаются датировке (Ibid. 1946. P. 52-53). Церковь Пресв. Богородицы Киры близ дер. Ливадия. VII (?), X–XI вв. Церковь Пресв. Богородицы Киры близ дер. Ливадия. VII (?), X–XI вв. Церковь Пресв. Богородицы Киры близ дер. Ливадия. В средневизант. постройку (X-XI вв.- Papageorghiou. 1965. P. 40; XII в.- Megaw, Hawkins. 1974. P. 364) типа свободного креста включена апсида ранневизант. базилики (VII в.?) с фрагментарно сохранившейся мозаикой (до 1982). Купол отличается необычной яйцевидной формой. Высокий барабан с 4 окнами имеет квадратную форму с закругленными углами и сужается сверху вниз. В кладке стен использованы мраморные колонки раннехристианского темплона. Позднее с юж. стороны к церкви была сделана пристройка для паломников.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

К промежуточному варианту типа храма с купольным залом и вписанного креста принадлежит ц. вмч. Феодора близ Сотиры (нач. XI в.), где с юж. стороны купол опирается на развитые пилястры, а с северной - на колонну и столб. В XII в. ц. Пресв. Богородицы Канакарии в Литрангоми перестроили в купольную базилику. В качестве особых, поздних вариантов крестово-купольного храма можно отметить типы, известные также в греч. провинции и на о-вах Эгейского м.: «вписанный крест» без зап. столбов (ц. Пресв. Богородицы Хрисалиниотиссы в Никосии, сер. XI в.) или без вост. столбов (ц. вмч. Евстафия Плакиды в Колоси, кон. XII в.), церковь с 3 куполами по центральной оси (прав. Лазаря в Ларнаке, кон. XI - нач. XII в.), церковь с куполами над рукавами креста (преподобных Варнавы и Илариона в Перистероне). Реже встречается тип свободного креста в виде греческого креста с удлиненными зап. и вост. рукавами (церкви Пресв. Богородицы Киры близ Ливадии, перестроена, XII в. (?); прп. Феодосия Великого в Ахелии; Пресв. Богородицы Хриселеусы в Хлоракасе; прп. Евфимиана в Лиси и Честного Креста в Месокипу, кон. XII в.) или латинского креста (церкви Пресв. Богородицы Хриселеусы в Эмбе и Честного Креста в Куке, XII (?) в., свт. Епифания в Лурукине). Собор груз. мон-ря Жалия (Ялья) (1184-1207) имеет уникальную для К. форму триконха. Этот тип в простом варианте (без обхода) начинают строить на К. только в кон. XI в.; вероятно, он был заимствован с Хиоса и распространился на Сев. и Сев.-Вост. К. ( Papageorghiou. 2010). С. Чурчич ( ur i . 2000) называет ранним примером средневизантийского октагона на тромпах ц. прп. Илариона (кон. Х в.) в замке св. Илариона. К 1090 г. относится строительство храма свт. Иоанна Златоуста в одноименном мон-ре близ Куцовендиса, ц. Пресв. Богородицы Марги в Мирту. В храмах святых Варнавы и Илариона (нач. XII в.) и Христа Антифонита близ Калогреи (кон. XII в.) вост. и зап. пары столбов (полукруглые или колоннообразные) смещены к западу, что придает куполу яйцевидную форму. Из данного типа храма развился его гексагональный вариант (ц. Пресв. Богородицы Апсинфиотиссы), имеющий отдаленную параллель только с храмом в Като-Пендели близ Афин.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Лит.: Darrouzès. Notitiae. P. 222, 235, 325, 362. N 2, 3, 10, 13; Καλοκρης Κ. Δ. Λμπης, Μητρπολις//ΘΗΕ. Τ. 8. Σ. 105-108; Fedalto. Hierarchia. P. 544-545; Ανδρας (Νανκης), μητρ. Αρχιερες τς Κρτης κατ τν 20 ανα//Οκουμενικο Πατριαρχεου νετερα στορικ. Θεσ., 2004. Τ. 2. Σ. 230, 241-242; Δπτυχα. 2014. Σ. 921-925; Η επαρχα Αμαρου απ την αρχαιτητα μχρι σμερα: Πρακτικ του Διεθνος επιστημονικο Συνεδρου. Αθνα, 2014. Τ. 1; Η πρην επαρχα του Αγου Βασιλεου απ την αρχαιτητα μχρι σμερα: Πρακτικ του Διεθνος επιστημονικο Συνεδρου. Ρθυμνο, 2014. Τ. 2; users.sch.gr/markmarkou/katalog/ecp/lambi.htm [Электр. ресурс]. О. В. Л. Архитектура и изобразительное искусство В митрополии сохранилось более 150 церквей и часовен X-XVII вв. Стены многих из них покрыты фресками XII-XVI вв. разной степени сохранности. Большая часть росписей относится к XIV-XV вв., из них более 10 фресковых ансамблей точно датированы по надписям. Основание базилики (V–VI вв.) и ц. Успения Пресв. Богородицы (кон. XIV — нач. XV в.) в с. Тронос Основание базилики (V–VI вв.) и ц. Успения Пресв. Богородицы (кон. XIV — нач. XV в.) в с. Тронос От храмов IV-VIII вв., разрушенных в т. ч. во время араб. (IX в.) и венецианского (XIII в.) завоеваний, сохранились лишь основания, часто с напольными мозаиками. Таковы руины базилики на месте античного г. Сибрит (Сиврит). Храм (20,9×12,6 м; обнаружен в 1983) с напольными мозаиками, возможно, был основан в V-VI вв. Руины 3-нефной кафедральной базилики Пресв. Богородицы предположительно 2-й пол. VII в. сохранились близ с. Визари (34×17,3 м; перестроена в VIII-IX вв.). Храмы XIII-XVI вв. часто строились на месте древних, напр. ц. Успения Пресв. Богородицы кон. XIII-XIV в. над сев.-вост. частью базилики близ с. Тронос (в церкви сохр. ансамбль фресок кон. XIII - XV в.). Прп. Андрей Критский. Роспись апсиды ц. св. Анны близ с. Амари. 1225 г. Прп. Андрей Критский. Роспись апсиды ц. св. Анны близ с. Амари. 1225 г. Часто строили небольшие однонефные церкви (более 130), значительное количество таких храмов расположено в диме Амари и украшено фресками разных веков и стилевых направлений (классицизирующего и провинциального, линеарного и экспрессивного).

http://pravenc.ru/text/2462595.html

Г. являлась центром антитур. восстаний (1847), Албанской лиги (с 1880). В 1914 и 1922 гг.- столица автономного Сев. Эпира. В 1961 г. Г. объявлена городом-музеем (378 памятников архитектуры), в 2005 г. ее исторический центр внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Впечатления о Г. оставили Дж. Байрон, Дж. Хобхауз, Э. Лир; здесь род. албан. писатель И. Кадари. В номе Гирокастра сохранились: остатки иллирийской крепости Антигония (основана в 295 г. до Р. Х. царем Эпира Пирром; упом. Титом Ливием в «Истории Рима от основания города» (Кн. 32. Гл. 5)) с фундаментами базилики VI в. (сохр. напольная мозаика) и церкви X в.; предполагаемые остатки античного г. Адрианополе (раннехрист. центр епископии) напротив пос. Софратика; руины античной крепости Палеокастра (313-311 гг. до Р. Х.) с фундаментами базилики V-VI вв. К нач. ХХ в. в округе находилось ок. 180 церквей и часовен (всего на территории совр. епархии - ок. 600). Наибольший интерес представляют сохранившиеся храмы: Пресв. Богородицы в Пешкепия-э-Сиперме (X в., перестроена в 1111, обновлена в 1831; сохр. синтрон; предполагаемый кафедральный собор Дриинопольской епархии, известной с 429); Пресв. Богородицы в Лабове-э-Крюки (основана в 551, перестроена в XII-XIII вв., нартекс и апсиды 1776, юж. придел и галерея XIX в., в 2004 открыта фреска «Деисус», предположительно XII в.); св. Афанасия в Поличане (1513); Пресв. Богородицы в Зервате (XI-XII вв., перестроена с сохранением центральной части в 1585-1605, росписи 1606, архитекторы влахи Николай и Михаил); собор (1588) мон-ря святых Кирика и Иулиты в Дувьяне - все типа вписанного креста; храмы мон-ря Пресв. Богородицы в Кошовице (1669), прор. Илии в Стегопуле (1624, фрески 1653), Успенская ц. в Дервичане (1870-1871) - все триконхи. Высокое мастерство и традиционализм в иконописи и деревянной резьбе сохранялись до сер. XIX в. (напр., резной иконостас из ц. Пресв. Богородицы в Шкоре близ Г., 1832, Национальная галерея изобразительных искусств в Тиране). Церковь Пресв. Богородицы в Лабове-э-Крюки. Основана в 551 г., перестроена в XII–XIII вв. Фотография. 2005 г.

http://pravenc.ru/text/165035.html

Другая группа памятников расположена в Кардамене: базилика Агия-Феотис (3-нефная с атриумом и мозаичными полами), базилика пресв. Фотина (сер. или 2-я пол. V в.; 3-нефная с нартексом, атриумом, баптистерием (с 2 купелями) и др. пристройками, украшена мозаиками), неисследованная базилика вмц. Варвары. В Зипари находятся 3-нефная базилика ап. Павла с баптистерием и фрагментами мозаик (кон. V в.) и 3-нефная базилика Капама (V-VI вв.) со вспомогательными помещениями с сев. стороны и с баптистерием. Она имела амвон, синтрон и мозаики высокого качества. Большинство церковных сооружений этого периода на Косе - небольшие по размеру 3-нефные стандартные базилики (напр., базилика св. Бессребреников в Андимахии, нач. VI в.). На Косе сформировалась местная мастерская мозаичистов. Наиболее хорошо сохранился мозаичный ансамбль 3-нефной базилики ап. Иоанна Богослова в Мастихари (ок. 500). Поверхность ее мозаичных полов составляет ок. 400 кв. м. Из-за отсутствия атриума 2 фонтана расположены в нартексе. С сев.-вост. стороны базилики находился баптистерий, с южной - диаконник, состоявший из 3 помещений. В алтаре сохранился синтрон и базы колонн кивория над трапезой. Фрагменты лестницы показывают, что существовали хоры. Поздневизантийская ц. Воздвижения Честного Креста Господня близ Пили построена над могилой героя Хармила (III в. до Р. Х.). Фрагменты мраморной стои, существовавшей у входа в гробницу, теперь включены в кладку ц. Воздвижения. От средневизант. и поздневизант. периодов сохранилось незначительное число памятников. Однонефный сводчатый собор монастыря Пресв. Богородицы «тон Кастрианон» кон. XI в. украшен высококачественными фресками (1080-1120). В ц. Пресв. Богородицы Фанеромени в местности Кардья на Нисиросе уцелели фрагменты росписей кон. XI - нач. XII в. В XIII в. был построен крестово-купольный собор мон-ря Спондон. Однонефная сводчатая ц. вмч. Георгия Победоносца в с. Зия расписана в кон. XIII в. Освященный в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» храм XI-XII вв. в местности Монагри относится к архитектурному типу вписанного креста и имеет росписи 1-й трети XIII и XV в.

http://pravenc.ru/text/2458857.html

Л. был погребен в Ватиканской базилике св. Петра. День его памяти внесен в Римский мартиролог. В Liber Pontificalis папа представлен как чудотворец. С помощью крестного знамения он остановил пожар, начавшийся в англосакс. квартале в «городе Льва». Л. приписывается также изгнание василиска, обитавшего в пещерах близ ц. св. Луции в Орфее (ныне Санта-Лучия-ин-Сельчи), который убивал людей и скот смертоносным дыханием. В день Вознесения Пресв. Богородицы Л. прибыл к логову чудовища в сопровождении клириков, которые исполняли священные песнопения и несли изображения Христа. После молитвы Л. василиск исчез и более не появлялся в Риме. Сходная легенда была связана с папой Римским Сильвестром I (314-335), который якобы уничтожил дракона, обитавшего в пещерах Тарпейской скалы. Возможно, предание об изгнании василиска было связано с учреждением процессии к ц. св. Луции по указанию Л. (в годы его понтификата Вознесение Пресв. Богородицы в Риме стали праздновать с октавой; на связь Л. с этим установлением указывает фреска в базилике Сан-Клементе: на ней папа изображен вместе со св. Витом перед пещерой, где была погребена Пресв. Богородица; фреска выполнена по указанию пресв. Льва, к-рого можно отождествить с Л.). Понтифик установил обычай совершать вечерню в базилике св. Павла 30 июня в присутствии всего рим. духовенства. Он уделял внимание распространению рим. (григорианского) пения, в пренебрежении которым он упрекал Гонората, аббата Фарфы. Автор жизнеописания папы также подчеркивал проповеднический талант Л. Однако приписываемые ему гомилии принадлежат Ратгеру Веронскому; из гомилетического наследия Л. ничего не сохранилось. При папе Пасхалии II (1099-1118) мощи Л. вместе с мощами Римских пап Льва II (682-683) и Льва III (795-816) были перенесены в ораторий при базилике св. Петра. Согласно распространенной в средние века легенде, мифическая Иоанна Папесса была преемницей Л., который якобы и приблизил ее к себе. Ист.: ActaSS. Iul. T. 4. P. 302-326; Mansi. T. 14. Col. 853-1052; LP. T. 2. P. 106-139, 148; MGH. Epist. T. 3. P. 585-612; MartRom. Comment. P. 292-293.

http://pravenc.ru/text/2463259.html

Иисус Христос. Фрагмент композиции «Богоматерь с Младенцем на троне». Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в. Иисус Христос. Фрагмент композиции «Богоматерь с Младенцем на троне». Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в. Центральную часть конхи занимало изображение Богоматери с Младенцем на троне, в мандорле славы, с 2 архангелами по сторонам, на фоне райского пейзажа. Изображение правого архангела почти полностью утрачено, левая часть фигуры Богородицы и голова тоже не сохранились. Трон имеет спинку в виде лиры. Младенец с крещатым нимбом, одетый в синий хитон и кремовый гиматий, восседает на коленях Богоматери строго фронтально и держит в руках свиток. Архангел. Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в. Архангел. Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в. Изображение Богоматери с Младенцем как символ Боговоплощения было излюбленной темой визант. храмовой декорации в доиконоборческое время и часто помещалось в конхе апсиды. Оно фигурирует во всех 3 кипрских мозаичных ансамблях этого периода - в Ангелоктисты Панагии церкви , в ц. Панагии Киры в сел. Ливади и в К. ц. Иконография Богоматери с Младенцем на троне и с архангелами, вероятно, имела к-польское происхождение и к VI в. получила повсеместное распространение (напр., энкаустическая икона из Екатерины великомученицы монастыря на Синае , мозаика ц. Сант-Аполлинаре-Нуово (см. Аполлинария священномученика базилики в Равенне ), мозаика базилики Евфрасия в Порече и др.). Евангелист Матфей. Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в. Евангелист Матфей. Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в. Особенностью мозаики К. ц. является мандорла, окружающая не только Младенца, но и Богородицу. Мандорла является знаком Божественной сущности Христа. Как полагает М. Сакопуло, появление в мозаике К. ц. мандорлы, включающей фигуру Богоматери, является отражением борьбы с монофизитством, распространенным на близких к Кипру территориях Сирии и Египта. Еще один элемент композиции, обычно сопровождавший изображения Христа во славе в апсидах раннехрист. церквей,- райский пейзаж (фигуры архангелов фланкируют деревья, напоминающие пальмы).

http://pravenc.ru/text/1470187.html

Хотя храм Протата в К. посвящен Пресв. Богородице, Богородичный цикл состоит только из 4 композиций (тогда как в др. фресковых ансамблях той эпохи их значительно больше: 10 - в кафоликоне монастыря Хиландар, 11 - в ц. вмч. Георгия Победоносца в Старо-Нагоричино, 12 - в ц. Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде, по 15 - в мон-ре Хора в К-поле и в ц. св. Апостолов в Фессалонике (Ibid. Σ. 27)). «Благовещение» (сохр. роспись 1686 г.) расположено на вост. стене сев. трансепта; «Успение Пресв. Богородицы» (строго говоря, относящееся к числу двунадесятых праздников) - в 3-м регистре сверху на зап. стене во всю ее ширину; «Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы» изображены напротив друг друга в юж. рукаве трансепта под сценами Страстного цикла. «Успение Пресв. Богородицы» - самая большая по размеру и числу персонажей композиция в храме Протата. На сев. и юж. стенах к ней примыкают фигуры преподобных Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского - гимнографов, к-рым принадлежат главные песнопения этого праздника. Отличия от большинства композиций этого извода XIII-XIV вв. в том, что ложе Богоматери обращено головой вправо, а не влево; апостолы и святители изображены справа, а ангелы и группа жителей, мужей и жен,- слева. Последняя композиционная особенность встречается в росписях парекклисиона прп. Евфимия Великого базилики вмч. Димитрия Солунского в Фессалонике и ц. праведных Иоакима и Анны в мон-ре Студеница (1314). Над зап. входом под сценой «Успение Пресв. Богородицы» помещена композиция «Спас Недреманное Око». Композиция «Введение во храм Пресв. Богородицы» многофигурная и включает неск. эпизодов: Богоматерь отроковица уходит от праведных Иоакима и Анны, иерусалимские девы подводят Ее к прав. Захарии, рядом в Святая святых показан ангел, к-рый приносит пищу Богоматери. Тематически к Богородичному циклу примыкают прообразовательные сюжеты «Лестница Иакова», «Скиния Завета» и «Видение прор. Моисею Неопалимой Купины», к-рые впервые в визант. искусстве расположены не в нартексе или юж. помещениях храма, а в алтаре - виме и жертвеннике ( Луковникова Е. А. Циклы ветхозаветных прообразов Богоматери в визант. монументальной живописи XIII-XIV вв.//ИХМ. 2003. Вып. 7. С. 38); рядом с ними изображен прп. Андрей Критский, в песнопениях которого встречаются эти символические образы. Интересны и др. композиции, прообразующие Воскресение, напр. «Вавилонские отроки в печи огненной» на зап. стене сев.-зап. компартимента.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

1965/1966. Σ. 160). К зап. и юж. портикам были пристроены комнаты. В середине зап. портика находился вход, оформленный 2 каменными колоннами. Др. вход был устроен в вост. углу юж. портика. К югу от диаконника начиналась лестница, к-рая вела на хоры. Базилика была разрушена во время араб. набегов в сер. VII в. После этого была воздвигнута апсида в вост. конце прохода, к-рый вел в баптистерий, и это помещение было превращено в парекклисион. Первоначально парекклисион имел деревянную крышу, а затем был сооружен свод. Для св. престола была приспособлена перевернутая база одной из колонн базилики. При устройстве темплона были использованы фрагменты темплона разрушенной базилики. Парекклисион действовал до IX в., а затем был заброшен. Базилика Пресв. Богородицы Канакарии. Кон. V в., кон. XV — нач. XVI в. Базилика Пресв. Богородицы Канакарии. Кон. V в., кон. XV — нач. XVI в. Возведенная из крупных квадров 3-нефная базилика Пресв. Богородицы Канакарии кон. V в. (см. подробнее в ст. Канакарии Пресв. Богородицы церковь ) перестраивалась неск. раз: ок. 526-530 гг. здание отремонтировано после землетрясения, неф отделен от вимы триумфальной аркой; в нач. VIII в. колоннады были заменены аркадами на столбах с пилястрами, над вимой было возведено высокое перекрытие - либо стропильное, либо купольное; в XII в. был пристроен нартекс, храм получил сводчатые перекрытия над вимой (низкий купол неправильной формы на парусах) и нефами (цилиндрические своды), над центральной частью главного нефа был возведен купол на парусах; в кон. XV - нач. XVI в. переделаны главный купол, барабан и подпружные арки; в 1779 г. возведен новый купол, заштукатурены части стен и отремонтирована зап. стена с главным порталом ( Megaw, Hawkins. 1977. P. 11-36). В результате церковь приобрела форму крестово-купольного храма с 3-сторонним обходом, перекрытым цилиндрическими сводами, крыльцом с южной стороны и маленькой звонницей над сев.-зап. углом. Эта церковь знаменита мозаикой (ок. 526-530) в конхе, от которой частично сохранилось изображение Богоматери с Младенцем и предстоящего архангела и орнаментальный пояс с погрудными образами апостолов (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010