и Н. м. С 2009 г. епархией управляет митр. Нафанаил (Диакопанайотис). Он полностью отреставрировал митрополичью резиденцию и дом престарелых «Святой Нектарий», организовал сбор одежды и раздачу бесплатных обедов для нуждающихся. Была создана мастерская визант. иконописания (Кос) и благотворительные жен. об-ва «Иоанн Навклир» (Кос) и «Святой Никита Нисирский» (Нисирос). Реконструируется здание для размещения Митрополичьего церковного музея. Вместе с археологической службой о-вов Додеканес был отреставрирован ряд памятников: церкви Пресв. Богородицы Синтриани, вмч. Пантелеимона, прав. Анны, свт. Николая Чудотворца «Бедного» (Αγιος Νικλαος Θτωχς), старый кафедральный собор вмч. Георгия Победоносца. В 2009-2011 гг. был построен собор исихастирия Пресв. Богородицы «Грозное предстательство», основаны экзокклисионы во имя Додеканесских святых, прп. Антония Великого в Мармари и св. Ипомоны. В наст. время в епархии действуют 26 приходских храмов, 100 парекклисионов, 16 кладбищенских церквей, 6 церквей при учреждениях, 8 церквей в воинских частях, 4 муж. мон-ря на Косе (Пресв. Богородицы «тон Кастрианон», св. Иоанна Предтечи, Пресв. Богородицы «Грозное Предстательство» и вмч. Мины, прп. Мело), 3 муж. монастыря на Нисиросе (Пресв. Богородицы Спилиани, Пресв. Богородицы Киры, ап. Иоанна Богослова), кафизма в честь Додеканесских святых и женский монастырь свт. Нектария Эгинского на Косе. Христианские памятники Баптистерий св. Иоанна Предтечи в Эпта-Вимата на о-ве Кос. V–VI вв. Баптистерий св. Иоанна Предтечи в Эпта-Вимата на о-ве Кос. V–VI вв. На Косе сохранилось значительное число раннехрист. базилик; в 18 проведены раскопки, еще 16 обнаружены археологами. Время их строительства относится к V-VI вв., периоду расцвета острова. Крупнейшей из них является портовая базилика (V-VI вв.) в Косе: 3-нефная (35×22,5 м) с атриумом и баптистерием. К западу от портовой базилики обнаружено, но пока не исследовано здание с апсидой. На фундаментах зап. терм было построено 2 церковных сооружения: базилика А (кон.

http://pravenc.ru/text/2458857.html

Центральный алтарь украшен деревянной преградой с инкрустациями из слоновой кости и эбенового дерева в виде крестов. Надпрестольная сень выполнена из дерева и украшена изображением Христа Пантократора, которое приписывается кисти иконописцев Ибрахима ан-Насиха и Юханны аль-Армани (XVIII в.). В сев. части нефа находится амвон из мрамора на 12 небольших колонках. План ц. Пресв. Богородицы и ц. св. Меркурия в Харат-Зувайла План ц. Пресв. Богородицы и ц. св. Меркурия в Харат-Зувайла Храм и монастырь Пресв. Богородицы в Харат-Зувайла (в р-не Эль-Хурунфиш, близ Эль-Муски). Храм Пресв. Богородицы основан в X в., но в источниках впервые упоминается в XII в. в связи с состоявшимся здесь рукоположением патриарха Макария (1102-1128). Согласно копт. традиции, церковь построена на месте, где отдыхало Св. Семейство во время путешествия в Египет; при ней существует целебный источник, к-рый благословил Христос. Здесь находилась резиденция патриархов Коптской Церкви с Иоанна VII (1300-1320) до Матфея IV, который в 1660 г. перенес ее в храм в Харат-эр-Рум. Церковь была разрушена в 1321 г., во время антихрист. погромов, затем отстроена заново. Несмотря на большое число перестроек, в совр. здании все еще прослеживается план первоначальной базилики с нартексом и трансептом и 1 апсидой вытянутой формы (размер совр. храма 28×19 м, высота 11,5 м). Ближайший архитектурный прототип этой конструкции - храм св. Мины (Абу-Мина) под Александрией (кон. V в.). Как и в Абу-Мина, в храме Харат-Зувайла создана обходная галерея вокруг центрального нефа и трансепта с помощью системы продольных и поперечных нефов. В этом храме, так же как и в большинстве других в К., колонны и капители являются сполиями. В среднем нефе разместился амвон, претерпевший неоднократные переделки. Деревянная алтарная преграда создана в XIV в.; ее верх украшен иконами 7 праздников визант. работы (XIII в.; Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Вход в Иерусалим, Сошествие во ад, Вознесение и Сошествие Св. Духа на апостолов). Над иконами помещено большое резное Распятие, на подножии к-рого изображение борющихся орла и льва. По сторонам от Распятия установлены иконы Божией Матери и ап. Иоанна Богослова. В храме много икон; среди них - «Благовещение» с датированной надписью 1355 г. С сев. стороны к ц. Пресв. Богородицы в 1773-1774 гг. пристроен большой храм св. Меркурия (зодчий Ибрахим аль-Гухари), также 3-нефный с апсидой. До возведения храма св. Меркурия на этом месте находилась арм. ц. св. Иоанна Крестителя (упоминается Абу-ль-Макаримом, к-рый жил поблизости от нее). На верхнем этаже ц. Пресв. Богородицы находится храм св. Георгия Победоносца. Комплекс расположен во владениях жен. мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

Портал ц. Пресв. Богородицы «Одигитрии» в Никосии. Кон. XII в. Портал ц. Пресв. Богородицы «Одигитрии» в Никосии. Кон. XII в. Карнизы в интерьере встречаются крайне редко (в церквах вмч. Георгия Победоносца в Сотире, вмч. Георгия в Киринии, свт. Николая Чудотворца в Хлоракасе, свт. Синесия в Ризокарпасо); декорация сводится преимущественно к фресковой. Все купольные храмы имеют паруса, в нек-рых храмах под куполом расположены одноступенчатые (в церквах вмч. Георгия в Афендрике, вмч. Георгия в Киринии, вмч. Прокопия в Синграсисе, Панагии Ангелоктисты в Кити, прп. Андроника во Френаросе и Св. Софии в Тими) или 2-ступенчатые (в ц. Пресв. Богородицы Канакарии) повышающиеся подпружные арки. Пещерные (или устроенные в римских каменоломнях или гробницах) храмы достаточно редки: в мон-ре прп. Неофита Затворника, «катакомбы» св. Соломонии в Пафосе, храмы свт. Евлампия и Пресв. Богородицы Галатерусы в Каравасе, мц. Мавры (Хрисокава) в Киринии. Особенностью кипрской архитектуры являются 2-скатные покрытые черепицей деревянные крыши храмов в горном массиве Троодос. Они имеют функциональное назначение - защищают постройки от дождя и снега в зимний период. А. Папагеоргиу приводит 127 таких храмов, самые ранние из к-рых относятся к XII в. Данные позволили исследователю опровергнуть мнение Г. Сотириу о зап. влиянии и доказать, что при внешнем сходстве с деревянными крышами церковных построек Центр. и Сев.-Зап. Европы крыши кипрских храмов имеют оригинальные черты. Стропильная конструкция опирается на несущие стены основного объема храма, перекрывая его внутреннее пространство, иногда крыша устанавливалась на каменный свод, служа дополнительной защитой сооружения (как, напр., в церквах Панагии Аракос и Панагии Асину). С кон. XII в., в период правления династии Лузиньянов, а затем венецианцев, архитектура развивалась вне тенденций поздневизант. зодчества, но так же, как зодчество на греч. островах, находившихся под лат. властью (Родос, Крит и др.). Огромное влияние оказала зап. традиция, пришедшая на К. с крестоносцами и воплотившаяся в строительстве в Фамагусте, Никосии и нек-рых мон-рях больших соборов в духе северофранц. готики. Оно выразилось в появлении стрельчатых арок (напр., в перестроенной ц. Пресв. Богородицы Галактотрофусы в Фасури, ап. Фомы в Айос-Томасе, Панагии Трапезы, Пресв. Богородицы Авгасиды близ Алоа), «франко-византийских» купольных базилик на колоннах, обычно со смещенным к востоку куполом (перестроенный храм мч. Маманта в Морфу, собор мон-ря прп. Неофита Затворника, ц. арх. Михаила Трипиотиса в Никосии) и других архитектурных элементов. В этот период на К. начинается строительство монументальных правосл. храмов в чистых готических формах, иногда в соединении со старой традицией купольной архитектуры (церкви св. Симеона, арх. Михаила, вмч. Георгия «Греческого» и свт. Николая Чудотворца «Греческого» в Фамагусте, Пресв. Богородицы «Одигитрии» в Никосии).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Церковь и монастырь св. Феодора Стратилата в Харат-эр-Рум (близ р-на Эль-Гурия); внутри совр. жен. монастыря находятся храмы Пресв. Богородицы и св. Георгия Победоносца. Храм Пресв. Богородицы был построен, вероятно, в X в., но несколько раз перестраивался после этого. В 1660-1800 гг. здесь размещалась резиденция патриархов Коптской Церкви. Совр. здания храмов построены в нач. XIX в. и представляют собой 3-нефные базилики с нартексами и 3 апсидами. Мощи св. Феодора почивают в храме св. Георгия. Церковь Пресв. Богородицы в Бабальюн-эд-Дараг («Вавилон ступеней»), в 0,5 км к югу от Ст. Каира; аль-Макризи называл ее «церковь Вавилона». Впервые упоминается в эпоху Патриаршества Захарии (1004-1032). Скорее всего храм был основан незадолго до этого времени. Здесь были погребены патриарх Захария и др. коптские патриархи XI-XV вв. План ц. Пресв. Богородицы в Баблун-эд-Дараг План ц. Пресв. Богородицы в Баблун-эд-Дараг При патриархе Кирилле II (1078-1092) возникла традиция почитать этот храм как место пребывания Св. Семейства во время путешествия в Египет, а также как место проповеди апостолов Марка и Петра. В 1991 г., во время реставрации храма, по версии коптов, в храме были обнаружены мощи копт. св. Симеона Кожевника (X в.), передвинувшего гору Эль-Мукаттам при халифе аль-Муиззе. Мощи были идентифицированы на основе сходства найденного тела с изображениями святого на иконах. Здание храма окружено кирпичной стеной 10-метровой высоты. Его план близок к квадрату со стороной 18 м. Однако в основе лежит план не крестово-купольного храма, а 3-нефной базилики, внутреннее пространство которой было со временем сильно укорочено за счет строительства перегородок в зап. части. Сохранилась часть колоннады из 6 колонн и 2 столбов, поддерживающих своды в середине храма. Алтарь состоит из небольшой апсиды и 2 боковых пастофориев. В помещения нартекса включены 2 баптистерия, перекрытые кирпичным сводом. Монастырь св. Феодора (Эль-Амир-Тадрос) в Бабальюн-эд-Дараг, близ храма Пресв. Богородицы. Церковь св. Феодора известна со времени Патриаршества Христодула (1047-1077). От древнего здания остались лишь фрагменты. Совр. постройка возникла в XVIII в. В храме отсутствует алтарная преграда. В сев. части алтаря находятся частицы мощей св. Феодора. Второй монастырский храм, посвященный мученикам Киру и Иоанну, известен с рубежа XIV и XV вв.; затем был полностью перестроен, в наст. время представляет собой несимметричное помещение со сводами на 2 столбах и 3 апсидами.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

В 1397 г. Феофилакт был назначен митрополитом Атталии, проэдром Сиды и экзархом всей П. (Ibid. N 3042-3043). К этому времени кроме самой Атталии иных постоянно действующих епархий в П. уже не было. Памятники В П. известно много визант. памятников, но они изучены неравномерно: лучше всего исследованы крупные города - Перга, Атталия, Сида с ранне- и средневизант. гражданской и оборонительной архитектурой. Оборонительных сооружений в П. строилось немного в ранневизант. и в Македонский период (перестройка стен Атталии в нач. Х в.); известна крепость Калон-Орос XII в. П. богата памятниками церковной архитектуры. В городах ранневизант. базилики возводили на старых античных застройках (напр., базилики А и В в Перге), вначале на периферии, а затем в центре, в т. ч. на античной агоре (напр., в Атталии). Случаи перестройки античных храмов и общественных зданий в базилики довольно немногочисленны (храм Зевса на акрополе Селги, храмы Афины и Аполлона в гавани Сиды, храм в Коливрассе, одеон в Селге). Церковь Пресв. Богородицы (Св. Ирины) (Джуманын-джами) в Атталии. Ок. сер. VI в. Фото: А. Ю. Виноградов Церковь Пресв. Богородицы (Св. Ирины) (Джуманын-джами) в Атталии. Ок. сер. VI в. Фото: А. Ю. Виноградов Основной тип ранневизант. церквей в П.- 3-нефные базилики с колоннами, с широким центральным нефом, мощными стилобатами между нефами и балочно-стропильными перекрытиями. Для колонн использовались сполии (колонны из античных зданий), в отдаленных районах вместо них строили столпы (Максимианополь, базилика на Кисвелии в Селге, базилика А в Кримне). В наиболее крупных базиликах интерьер алтарной части был оформлен триумфальной аркой на колоннах перед апсидой (собор и базилика в порту Сиды) и многоступенчатым синтроном (там же, Селга), по сторонам апсиды расположены пастофории, с запада находился атриум (Сида, базилики А и В в Перге). В крупных городах встречаются базилики с трансептом (базилики А и В в Перге, собор и базилика BB в Сиде, базилика в Кызыллы). В базилике в порту Сиды был купольный скевофилакий (компактно вписанный крест) с юга.

http://pravenc.ru/text/2578772.html

с Ее гробницей, одна из главных правосл. святынь, сохранилась лучше по сравнению с базиликой на месте Гефсиманской молитвы. Существуют 2 традиции, связывающие Успение Пресв. Богородицы с Эфесом и с Иерусалимом (подробнее см. в ст. Успение Пресв. Богородицы ). Почитание гробницы Пресв. Богородицы в Г. впервые фиксирует апокриф «Transitus Mariae» (ок. 400). Гробница Пресв. Богородицы в Г. неизвестна ранним авторам (Евсевию, блж. Иерониму, свт. Кириллу Иерусалимскому) и пилигримам до VI в. Впервые храм Пресв. Богородицы в долине Иосафата упоминается Феодосием (ок. 530), затем Анонимом из Пьяченцы (ок. 570) и Аркульфом (ок. 670), описавшим его как 2-этажную ротонду, в нижней части к-рой имеется пустая гробница, вырубленная в скале, и алтарь, а в верхней части - 4 алтаря ( Adamn. De locis sanctis. 12, 1-5). А. Овадия считал, что церковь была октагональной, но эта гипотеза не принята большинством археологов. Церковь могла пережить персид. нашествие или быть вновь отстроена вскоре после него (т. к. ее упом. Аркульф), но к нач. XII в. верхний храм находился в руинах (вероятно, разрушен при аль-Хакиме в 1009), а гробница оставалась сохранной. Ее подробное описание дает игум. Даниил (1106-1108): «...была высечена в камне небольшая пещерка с маленькими дверьми... а в глубине той пещеры, напротив дверец, как бы скамья высечена в том же пещерном камне,- на той скамье и было положено тело Пречистой Владычицы нашей Богородицы... По высоте пещерка та повыше человеческого роста, а в ширину 4 локтя так и так; снаружи она, как терем, красиво отделана мраморными плитами. А сверху над гробом Святой Богородицы была выстроена очень большая клетская церковь во имя Святой Богородицы Успения; ныне же разорено погаными то место. Расположен гроб Святой Богородицы внизу под великим алтарем этой церкви» (БЛДР. Т. 4. С. 48-49). Крестоносцы перестроили поврежденное здание вновь как 2-этажное, с храмами на обоих уровнях. Фасад церкви с большим порталом, оформленным в романском стиле, сохранился до наст.

http://pravenc.ru/text/164923.html

На холме Кастели располагалась большая раннехрист. базилика, на развалинах к-рой впосл. венецианцы построили кафедральный собор Пресв. Богородицы (Дуомо). Ее апсида была обстроена прямоугольными пастофориями, а боковые нефы разделены на 4 парекклисиона. В Мескле рядом с ц. Успения Пресв. Богородицы расположена базилика с мозаичными полами V-VI вв. Между Куфосом и с. Аликианос, на месте ц. Живоносного Источника (или во имя прп. Иоанна Отшельника), находилась базилика нач. VI в., от к-рой сохранились мозаичные полы с изображениями оленей, павлинов и амфор. В Алмириде обнаружены фундаменты 3-нефной базилики 2-й пол. VI в. с поперечным нефом и нартексом, в центральном нефе сохранились мозаики. Раннехристианские базилики также находились в Армени рядом с ц. Пресв. Богородицы, во Врисесе на месте совр. ц. св. Фанурия, в Панохори, где в наст. время построена ц. св. Параскевы. В XV в. близ Вафеса на фундаменте однонефного храма VI в. была возведена ц. св. Бесплотных сил. В VII в. Кидония считалась 16-м из 22 городов Крита ( Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum/Ed. G. Parthey. Berolini, 1866. Р. 14). Критские епископии, входившие в диоцез Иллирик и вместе с ним в церковном отношении подчиненные Риму, в 731/2 г. перешли в юрисдикцию К-польского патриарха. В нотициях (списках епархий) К-польского Патриархата Кидонийская епископия занимает 11-е (или 9-е) место среди 12 критских епархий ( Darrouzès. Notitiae. Р. 235, 362. N 3, 13) или 7-е место среди 10 епархий (Ibid. Р. 325. N 10). Во время араб. завоевания Крита (824) Кидония получила название Эль-Ханим (грецизированные формы Αλχανα, Λαχανα) и служила одной из важнейших араб. гаваней. По мнению Н. Томадакиса, в этот период на Крите не было епископов, поэтому религ. жизнь пришла в упадок ( Τωμαδκης. 1957. Σ. 6). Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» между Куфосом и Алихиамосом, о-в Крит. Ок. 1030 г. Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» между Куфосом и Алихиамосом, о-в Крит. Ок. 1030 г.

http://pravenc.ru/text/1684323.html

П. Ю. Лебедев, Е. Н. Мещерская, Н. С. Смелова Почитание в православной традиции Центром почитания И. и А. является Палестина: в Иерусалиме близ купальни Вифезда , к западу от Львиных ворот, находился дом И. и А., где, согласно местному преданию, они скончались. По сообщению игум. Даниила (нач. XII в.), на этом месте была построена церковь, под ее алтарем была пещера, где хранился их гроб («Хожение» игумена Даниила в Святую Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 37). Здесь расположена правосл. ц. Рождества Пресв. Богородицы с криптой (пещерой). В эпоху крестоносцев в Иерусалиме появились храмы, посвященные А. и сохранившиеся до наст. времени: рядом с домом И. и А. была построена базилика прав. А. (восходящая к XII в.), а в ц. Гроба Богородицы (Успения Богородицы) в Гефсимании была устроена часовня И. и А. на месте захоронения кор. Мелисенды (подробнее см. в ст. Иерусалим ). В этой часовне, расположенной на месте родовой усыпальницы семейства Пресв. Богородицы, находятся гробницы И. и А. Почитание И. и А. на Св. земле было также связано с мон-рем Хозива (V в.): согласно местному преданию, И. молился о даровании ему потомства в пещере прор. Илии на территории мон-ря. К востоку от монастыря находится пещера прп. Георгия Хозевита , где, по преданию, некоторое время жила А. Обе пещеры называются скитом прав. Анны. В К-поле известны неск. храмов, освященных во имя А., самым древним из к-рых является церковь в Девтероне, построенная, как сообщает Прокопий Кесарийский, имп. Юстинианом I ок. 550 г. ( Procop. De aedificiis. I 3). Церковь пострадала во время землетрясения 16 мая 865 г. и была восстановлена имп. Василием I Македонянином (867-886); при вдове имп. Алексея I Комнина Ирине (нач. XII в.) эта церковь еще существовала ( Janin. Églises et monastères. P. 35-37). Церковь в Дигистеях построена, по сообщению патриографов, св. Феодорой (842-856), супругой имп. Феофила, на месте, где ее лошадь дважды споткнулась по пути во Влахерну и обратно. В эпиграмме Антиохийского патриарха Феодора IV Вальсамона (XII в.) содержится упоминание о ц. во имя А. в мон-ре Пресв. Богородицы Одигитрии. В Палатии церковь была построена имп. Львом VI Мудрым (886-912) недалеко от дворца императрицы. В мон-ре Пресв. Богородицы в Пиги (см. ст. «Живоносный Источник» иконы Божией Матери мон-рь ) находилась часовня во имя Анны. Храм или часовня в Халкопратиях, по мнению Р. Жанена, могли находиться на территории храма Пресв. Богородицы (Ibid.). По сообщению Псевдо-Кодина (сер. XIV в.), Анна, супруга имп. Льва III Исавра (717-741), построила мон-рь во имя Анны, известный также как мон-рь Спуда ( Preger T. Scriptores originum Constantinopolitanarum. Lpz., 1907, 1975r. Vol. 2. P. 251; Janin. P. 38).

http://pravenc.ru/text/468935.html

В соч. «О Божественных именах» (Areop. DN. III 2-3) автор от имени Д. А. называет своим наставником в богословии сщмч. Иерофея , еп. Афинского, с к-рым они якобы присутствовали при Успении Пресв. Богородицы. Эти сведения нашли отражение в рассказе Синаксаря К-польской Церкви (кон. X в.) о сщмч. Иерофее (SynCP. Col. 103), где этот святой представлен как член Ареопага и 1-й епископ Афин (что противоречит сведениям Евсевия Кесарийского). Представление о присутствии Д. А. при Успении Пресв. Богородицы отразилось также в сочинениях более поздних авторов. Об этом сообщается в проповеди прп. Иоанна Дамаскина на праздник Успения, в которой приведена речь свт. Ювеналия , архиеп. Иерусалимского (422-458), обращенная к имп. св. Пульхерии в ответ на ее просьбу передать часть реликвий Пресв. Богородицы из Иерусалима в К-поль. Свт. Ювеналий упоминает Д. А., к-рый якобы лично присутствовал при погребении Пресв. Богородицы, и цитирует соч. «О Божественных именах», появившееся не ранее 480 г. (ср.: BHG, N 1097; CPG, N 8062; Ioan. Damasc. In Dorm.//PG. 96. Col. 748-753). Источником для прп. Иоанна Дамаскина послужила «Евфимиевская история» - рассказ о Вселенском IV Соборе , составленный не ранее кон. VI в. (не сохр.). Речь свт. Ювеналия основана на апокрифе об Успении Богородицы, имевшем хождение в V в. (CANT. P. 77, N 100; ср.: P. 79, N 104). Этот текст приведен также в «Церковной истории» Никифора Каллиста Ксанфопула (нач. XIV в.; Niceph. Callist. Hist. eccl. II 23//PG. 145. Col. 812-817). В зап. традиции предание о присутствии Д. А. на погребении Пресв. Богородицы оставалось неизвестным. Гилдуин понял фразу из соч. «О Божественных именах» как указание на то, что Д. А. побывал в Иерусалиме и видел гробницу Спасителя. В IX в. Иоанн Скотт Эриугена при переводе «Ареопагитик» на латынь исправил ошибку Гилдуина, к-рая, однако, закрепилась в зап. традиции ( Hincmarus. Ep. 23//PL. 126. Col. 153-154). Почитание св. Дионисия в Паризиях в VI-VIII вв. Самые ранние сведения содержатся в Житии прп. Геновефы (Женевьевы; древнейшая сохранившаяся версия - редакция B, нач. VII в.). В Житии сообщается, что в кон. V в. по инициативе прп. Геновефы была построена базилика в сел. Катуллиак (на месте позднейшего мон-ря Сен-Дени ), где пострадал и был погребен некий св. Дионисий с товарищами Рустиком и Елевферием, жителями Паризиев (Vita Genovefae. 16//ActaSS. Ian. T. 1. Col. 139). В Житии св. Дионисий не назван епископом Паризиев; священнический сан его спутников не уточнен. В Галльской редакции Мартиролога блж. Иеронима (ок. 595) св. Елевферий назван пресвитером, а Рустик - диаконом (MartHieron. Comment. P. 547).

http://pravenc.ru/text/178443.html

Южная пристройка - зальная церковь (6,9×3,6 м), выложена из битого камня, в кладку во время позднего ремонта вставлены квадратные кирпичи. Вход расположен с юга. С той же стороны находится полукруглая апсида с широким окном, с нишами с каждой стороны и пристроенным прямоугольным престолом. На зап. стенах и с вост. края юж. стены находятся прямоугольные окна. В интерьере частично сохранилась роспись XVI в. На своде выделяются нимб Спасителя и часть строения. На зап. стене помещены фигуры 2 ктиторов и поясное изображение Спасителя. Из надписи на асомтаврули, относящейся к фигуре стоящего мужчины на сев. стороне, сохранен фрагмент «асдан». На сев. и юж. сторонах арки в 2 регистра размещены изображения 4 святых. В верхнем регистре, в медальонах, на фоне беловатых, желтых и красновато-коричневых концентрических кругов изображены 2 святые жены с крестами в руках. Роспись базилики и церкви, пристроенной с юга, вероятно, выполнена одновременно. Кирпичная алтарная преграда (более поздняя, чем пристройка) также расписана. На ней представлена композиция «Деисус и 12 апостолов». Слева от царских врат помещены изображения Пресв. Богородицы, ап. Петра (подписаны асомтаврули) и 2 апостолов, справа - поясные изображения 4 апостолов на темно-синем фоне. Роспись алтарной преграды отличается миниатюрными размерами фигур, что указывает на руку др. мастера. Северная пристройка Северная пристройка - зальная церковь (8,2×5,3 м), выстроена из битого камня, на внешних углах и на откосах входа использован обработанный травертин. Вход расположен с запада. С востока находится полукруглая апсида с одним окном и маленькими нишами с обеих сторон. В алтаре стоит каменный престол. Свод зала полукруглый. На зап. и сев. стенах имеется по окну, на юж. стене - широкая и высокая арка, в которую выходит сев. дверь базилики. Под полом церкви - 2 сводчатых помещения, отделенные друг от друга стеной. Лестница, ведущая в эти помещения, находится в зап. части зала. Другие пристройки Восьмигранная колокольня, выложенная из квадратного кирпича, возведена над помещением, обустроенным на крыше сев. нефа базилики. Сохранилась плохо. В вост. фасад среднего нефа базилики упирается прямоугольное сооружение (6,6×5,7 м): это нераздробленная сводчатая комната, с востока открытая аркой; отделана хорошо обработанным травертином. Свод и арка обрушены. С востока от юж. нефа базилики находятся руины квадратного зала (7,6×7,5), построенного из кирпича. Вход с юга, с востока он открыт 3 широкими и одной высокой стрельчатыми арками, опирающимися на два 8-гранных столба. Зал был перекрыт сводом.

http://pravenc.ru/text/2562558.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010