Храмовый праздник Сретения Господня в Костромской духовной семинарии и ныне совершен был с подобающим торжеством. По издавна установившемуся обычаю, накануне праздника в 2 ½ часа пополудни в семинарскую церковь была из кафедрального собора принесена местная святыня – чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, которая, по принятии ее начальствующими и служащими в семинарии лицами в своих квартирах, была поставлена в киоте при левом клиросе храма. В 6 часов началось и продолжалось до 9 часов всенощное бдение – при столь значительном количестве сторонних богомольцев, что ими был занят почти весь поместительный семинарский храм и вся обширная паперть, и многим воспитанникам пришлось тесниться на хорах. Пред величанием чудотворный образ был изнесен на аналой среди храма для последовавшего в обычное время поклонения и лобзания верующими. В самый праздник с 9 часов Божественная литургия была совершена преосвященнейшим Виссарионом в сослужении отца ректора, двух протоиереев и двух иереев – при 3 диаконах и 2 иподиаконах. За литургией, равно и как и на всенощном бдении, богослужебные песнопения исполнял семинарский хор, при чем некоторые из песнопений за литургией были исполнены всеми воспитанниками семинарии весьма стройно и величественно. Пред отпустом архипастырь по обычаю сказал поучение на текст: «Се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо» ( Лк. 2, 34 ). Торжество в храме завершено в 12 часов 20 минут молебном Спасителю и Божией Матери. Окончив благословение многочисленных присутствовавших в храме, архипастырь зашел для небольшого отдохновения в квартиру отца ректора, куда прибыли также почетные посетители торжества, все преподаватели и должностные лица семинарии. Почти в час пополудни преосвященный Виссарион, сопровождаемый всеми означенными лицами, прибыл на акт в семинарский рекреационный обширный зал, где, кроме 500 с лишком воспитанников семинарии, присутствовали уже посторонние посетители. Акт начался общим пением «Царю Небесный»; вслед за тем, по благословению владыки, преподаватель греческого языка протоиерей Н. Вертоградский произнес речь «О христианском воспитании как основе благосостояния семейного и государственного». По окончании речи отца Вертоградского хором воспитанников исполнен концерт «Блажен муж, бояйся Господа». Затем секретарь семинарского правления И. Баженов сообщил с кафедры следующие краткие отчетные сведения о состоянии Костромской духовной семинарии за 1900–1901 учебный год.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

XVII в. И. м. играл значительную роль в Смутное время. В 1608 г. архим. Феодосий приезжал «бить челом» к Лжедмитрию II (Тушинскому вору) в связи с тем, что Кострома перешла под власть тушинцев. В 1609 г. в И. м. укрывались войска Лжедмитрия II во главе с воеводой Никитой Вельяминовым, разбитые у Галича и в Костроме ополчением сев. городов (Вологда, Вел. Устюг, Тотьма, Солигалич). В течение 5 месяцев И. м. осаждало ополчение во главе с воеводой Давидом Жеребцовым. В ночь на 25 сент. 1609 г. костромские служилые люди Костюша Мезенцев и Николай Костыгин сделали подкоп под монастырскую стену, взорвали бочонок с порохом, но сами погибли. Часть стены рухнула, осаждающие ворвались в мон-рь. По преданию, тушинцы и поляки бежали из И. м. в сторону Святого оз., на берегу к-рого их окончательно разбили ( Генкин. 1939). Впосл. в память о сражении на берегу озера была поставлена деревянная, а в кон. XVII в. каменная часовня (сохр.). Царь Михаил Феодорович Романов. Гравюра А. Мариева. 1993 г. Царь Михаил Феодорович Романов. Гравюра А. Мариева. 1993 г. 21 февр. 1613 г. Земский собор избрал государем Михаила Феодоровича Романова, укрывавшегося в здании наместнических (бывш. келарских) келий монастыря. Существует несколько версий, объясняющих пребывание избранного царя в обители. Так, И. В. Баженов отмечал, что 21 февр. 1613 г. начался Великий пост, когда «цари и бояре, по благочестивому древнему обычаю, нередко помещались в монастырях для душеспасения, для сохранения или поддержания доброго христианского настроения» ( Баженов. 1911. С. 15). Для офиц. приглашения в Москву к нему направилось «великое посольство», состоявшее из «всех чинов людей», принимавших участие в работе собора,- бояр, дворян, стрелецких голов, казачьих атаманов, посадских людей. В состав посольства входили настоятели московских Чудова Новоспасского и Симонова мон-рей, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля, келарь Троице-Сергиева мон-ря Авраамий (Палицын) и др. Возглавляли посольство боярин Ф.

http://pravenc.ru/text/673737.html

Лит.: Бондаренко И. Е. Архит. М. Ф. Казаков, 1738-1812. М., 1912, 1938 2; Проекты и рисунки архит. М. Ф. Казакова, 1738-1813: Альбом фототипий. М., 1938; Ильин М. А. Казаков. М., 1955; он же. [М. Ф. Казаков и его школа]//История рус. искусства/Ред.: И. Э. Грабарь. М., 1961. Т. 6. С. 130-159; Архитектурные альбомы М. Ф. Казакова/Коммент.: Е. А. Белецкая. М., 1956; Власюк А. И., Каплун А. И., Кипарисова А. А. Казаков. М., 1957; Николаев Е. В. Классическая Москва. М., 1975; Дьяконов М. В. К биогр. словарю моск. зодчих XVIII-XIX вв.//Рус. город. М., 1980. Вып. 3. С. 239-269; Выголов В. П. Неизвестная постройка В. И. Баженова в Белозёрске//Памятники рус. архитектуры и монументального искусства: Стиль, атрибуции, датировки. М., 1983. С. 131-156; Сорок сороков/Авт.-сост.: П. Г. Паламарчук. М., 1992-1996. 4 т.; Борис А. Г. К вопросу об авторстве церкви в Быкове//Архит. наследство. 1995. Вып. 38. С. 389-395; М. Ф. Казаков и архитектура классицизма: [Сб. ст.]. М., 1996; В. И. Баженов и М. Ф. Казаков: Проблемы творческого наследия. М., 1997. (Сб. науч. тр. ГНИМА; Вып. 5); Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Моск. Кремля: Святыни и древности. М., 1997; В. И. Баженов: Письма. Пояснения к проектам. Свидетельства современников. Биогр. док-ты/Сост.: Ю. Я. Герчук. М., 2001; Зодчие Москвы времени барокко и классицизма: 1700-1820-е гг./Ред.-сост.: А. Ф. Крашенинников. М., 2004; Чекмарёв А. В. Двухколоколенные храмы в усадьбах гр. П. А. Румянцева-Задунайского//Рус. усадьба. М., 2006. Вып. 12(28). С. 537-563; он же. Троицкий собор Александро-Невской лавры как иконографический образец//С.-Петербург и архитектура России. М., 2007. С. 317-362. (Архитектура в истории рус. культуры; Вып. 7); он же. О судьбе забытой копии Чесменской церкви//Рус. усадьба. 2009. Вып. 15(31). С. 386-399; Клименко Ю. Г. Петербург и моск. двухбашенные храмы посл. трети XVIII в.//С.-Петербург и архитектура России. 2007. С. 363-408; Церковная археология Москвы: Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек/Ред.: А. Л. Баталов. М., 2007; Путятин И. Е. Образ рус. храма и эпоха Просвещения. М., 2009; Яковлев А. Н. Церковь Косьмы и Дамиана на Маросейке: Прототипы и повторения//Архит. наследство. 2009. Вып. 51. С. 228-251; Павлова А. Л., Смирнов Г. К. Церковь Рождества Богородицы в с. Салтыково//ПРАМИ. М., 2010. Вып. 8: XVI-XX вв. С. 484-500; Шорбан Е. А. Неизвестный памятник моск. архит. школы кон. XVIII в.- церковь с. Растворово в Калужской губ.//Там же. С. 465-483; Щёболева Е. Г. Центрические храмы с треугольным планом в Костромской и Ярославской областях//Там же. С. 509-524.

http://pravenc.ru/text/1319792.html

В настоящее время готовится к изданию, и отчасти публикуется у нас на сайте, монография проф. Дмитриевского «Архим. Макарий (Сушкин). Очерк жизни и деятельности». Несомненно, при многих достоинствах это повествование имеет и некоторые недостатки, а именно – недостаток точной исторической информации. Дело в том, что автор не имел всех желаемых первоисточников, более того, не мог работать ни в российских архивах – ни в библиотеках Афона . Предлагаемая ниже статья позволяет уточнить и дополнить историческую правду. Новые материалы из архива г. Тулы об отце Макарии, в миру - Михаиле Ивановиче Сушкине. Архим. Макарий (Сушкин) родился 17 октября 1820 года в семье тульского купца первой гильдии, почетного гражданина города Ивана Денисовича Сушкина и его супруги Феодосия Петровны. В метрической книге тульской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что в Павшинской слободе сохранилась запись о его рождении и крещении. «17 октября 1820 года у купца Ивана Денисова Сушкина родился сын Михаил. Молитвословие родильнице читал и младенца имя рек священник Баженов. Крещен младенец 18 октября. Крещение совершали: священник Василий Баженов, дьякон Емельян Гастев, дьячок Терентий Феодоров, пономарь Павел Лукин. Восприемниками были мещанин Петр Петров Сушкин и мещанская вдова Авдотья Яковлева Сушкина». (1) Семья Михаила Ивановича относилась к числу самых зажиточных в Туле. Его дед Денис Осипович Сушкин владел крупной щетинной фабрикой – предприятием по производству сортированной щетины, которая шла только на экспорт – в Санкт-Петербургский порт и приносила владельцу десятки тысяч рублей чистой прибыли в год. Помимо этого семье принадлежал еще и воскобельный завод. По сохранившимся историко-статистическим исследованиям того времени известно, что здесь ежегодно выбеливалось воска на 150 тысяч рублей.   Патоку и вощину Сушкины скупали в Курской и Тамбовской губерниях, чистый мед продавали в Москву, а выбеленный воск к Санкт-Петербургскому порту». В начале 1830-х годов Денис Осипович вместе с сыновьями Иваном и Кондратом открыли Торговый дом, который вел все торговые операции тульских купцов в Санкт-Петербурге, совершая сделок на 10 миллионов рублей в год. Все это состояние по наследству перешло к старшему сыну – Ивану Денисовичу Сушкину. (2)

http://isihazm.ru/?id=379

Чернавское. Церковь Прокопия и Иоанна Устюжских. Карта и ближайшие объекты Село Чернавское образовалось в 1752 году. Находилось оно на коммерческом тракте из города Кургана в станицу Звериноголовскую, на берегу речки Верхне-Черной. 11 июля 1852 года священник Викентий Баженов и священник Пресногорьковской Станицы пишут рапорт «на место сгоревшей церкви 8 июля, заложена новая каменная, во имя святых Прокопия и Иоанна Устюжского, с приделом во имя святых Афанасия и Кирилла Патриарха, по плану и фасаду выданному в 1851 году с благословения покойного Преосвященного Архиепископа Георгия. Строил церковь крестьянин Илья Васильевич Варапаев, о чем сказано в расписке «строение каменной церкви окончил в надлежащем виде, получил деньги сполна сколько было прописано по контракту». Расписка была написана сыновьями при свидетелях, деньги были получены после смерти отца, 18 декабря в 1859 году. Церковь построена стараниями прихожан. Церковь каменная в одной связи с колокольней, обшита листовым железом, окрашена краской, огорожена железной оградой на каменном фундаменте, по углам каменная караулка и усыпальница. Престолов два: первый – Прокопия и Иоанна Устюжских; второй – Афанасия и Кирилла Александрийских. Первым священником был Викентий Иоаннович Баженов – дьяконский сын по окончании курса в Тобольской семинарии в 1832 году был уволен с аттестатом 3-го разряда, произведен в Градо-Курганской Троицкой Церкви во дьякона, а 1 августа 1834 году преосвященным Афонасием в священники. В 1862 году был награжден наперсным бронзовым крестом на Владимирской ленте в память о бывшей войне в 1853–1856 года. Имеет грамоту. Храм возведен в честь святого Прокопия Устюжского и святителя Афанасия Александрийского, что достаточно редко не только для Зауралья, но и Сибири в целом. Московский Собор 1547 года причислил праведного Прокопия к лику святых. Первопроходцы, основавшие село Чернавское, были родом с русского Севера, где находится и город Великий Устюг. Конечно, они знали о своем святом Прокопии Устюжском, в честь которого и возвели храм.

http://sobory.ru/article/?object=25068

34. Арсений=Арсений [Стадницкий], архиеп. Архипастырское воззвание//Новгородские ЕВ. 1911. 50. С. 1615–1620. 35. Артемьев=Артемьев И., свящ. Миссионерский съезд в Нижнем Новгороде//Донские ЕВ. 1907. 30. С. 911–914; 31. С. 937–939. 36. Археология или жизнь?=Археология или жизнь? (Мысли по вопросу о богослужении)//ЦТ. 1906. 27. С. 745–749. 37. Архиерейский Собор 1994=Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 29 ноября – 2 декабря 1994 г. Москва. Документы, доклады. М., 1995. 38. Афанасий= Афанасий (Сахаров) , еп. О празднике Всех святых, в земле Русской просиявших, и о службе на сей праздник/Публ. А.Г. Кравецкого//УЗ РПУ. 1995. Вып. 1. С. 91–101. 39. Афанасьев – Афанасьев И. Церковнославянский богослужебный язык//Вятские ЕВ. 1906. 24. С. 853–857. 40. Ахматов=Ахматов Д.[П.], свящ. К вопросу о замене богослужебного церковнославянского языка русским//МО. 1911. 1. С. 13–29. 41. Баженов=Баженов И. К вопросу о богослужебной реформе//ВЦОВ. 1917. 138. С. 2–3. 42. Балабуха=Балабуха Н. Современные вопросы//ЦиН. 1907. 22. С. 8–12. Перепечатка: Астраханские ЕВ. 1907. 14. С. 662. 43. Балашов (1997)=Балашов Н., свящ. История предсоборного движения: Вопросы упорядочения и развития литургической жизни Русской Православной Церкви по материалам церковно-общественной дискуссии 1905–1917 годов. СПб., 1997 (машинопись в библиотеке СПб ДА). 44. Балашов (1998) – Балашов Н., свящ. Язык богослужения: Из истории церковной дискуссии в России//Континент. М., 1998. 98. С. 247–279. 45. Балтский уезд=Систематический свод постановлений благочиннических собраний всех восьми округов Балтского уезда//ОСП. 1906. Июнь. С. 485–490. 46. Б-в – Б-в Н., свящ. По поводу реформы духовного ведомства и духовных семинарий.//Смоленские ЕВ. 1905. 22. С. 1127–1135. 47. Белкин=Белкин Б., свящ. Из «Великого канона». Во вторник на повечерии//Хр. 1909. Февраль. С. 225–227. 48. Бердега – Бердега Е., свящ. Мысли сельского священника по поводу предстоящего Всероссийского Собора и церковных реформ//ЦВк. 1906. 23. С. 753–755.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И нельзя не признать, что избрание Михаила Феодоровича на царство было истинно благодатным даром Провидения, ибо сосредоточением власти в его лице прекратились волнения, безначалия; партии примирились, самостоятельность России после бурной эпохи московской смуты утвердилась. Пламенным желанием царя Михаила было возвратить России отторгнутые соседними королями области, но все усилия его к достижению цели не увенчались успехом. Михаил Феодорович был тверд в намерениях, чрезвычайно деятелен и оказал большие услуги отечеству умиротворением и улучшением внутреннего устройства. В 16 лет своего возраста возложивши на себя шапку и бармы Мономаха, царь Михаил вначале, конечно, не обладал ни правительственной опытностью Бориса Годунова, ни волей и умом своего внука Петра I, между тем Московское государство получил в полном разорении. Принявши под свою державу государство и самую Москву разоренными и разрушенными почти до основания, Михаил Феодорович совместно с опытным в управлении своим родителем патриархом Филаретом ввел государство на свой исторический путь, поставил в колею государственного порядка, восстановил или даже вновь создал Русское государство, и за это принадлежит ему величайшая слава, и историки с большим правом называют царя Михаила вторым основателем Русского государства, а не одной первопрестольной Москвы. С чувством самого глубокого уважения мы должны относиться к Михаилу Феодоровичу Романову как родоначальнику одной из самых могущественных династий во всемирной истории, как основателю той новой национальной ныне трехсотлетней династии, которая довела Россию до теперешнего императорского величия и могущества, державно представляемого нашим возлюбленным монархом, царем самодержцем Николаем Александровичем Романовым. а. Некоторые свои статьи И.В. Баженов предварял кратким изложением их содержания. b. В тексте – из, очевидная опечатка. c. В смысле – окраине. d. Имеется в виду Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы. e. Жолнер – солдат-пехотинец в польской армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

С близостью царицына двора связано второе прозвание Вознесенского храма - " что в Царицыной улице " . Сочетавшись браком с Екатериной Скавронской, Пётр I поселил близ церкви Вознесения жениных родственников. Здесь они жили и умирали. В частности, у церкви Вознесения была погребена родная сестра Екатерины I, о чём долгое время напоминала могильная плита с надписью: " 1729 года, Апреля 14, представися раба Божия благоверные великие Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны сестра ея родная Крестина Самойлова дочь Скавронских, а тезоименитство ея Июля 24 дня; а жития ея было 42 года, а прежде ея тогда же года, Декабря 25 представился супруг ея Симон Леонтьев сын Гендриков, поживе 56 лет, да 1731 года Февраля в 6 день представися дщерь их Агафья Симонова дочь, жена Григорья Петрова Соловова, поживе 16 лет и погребена против сей таблицы на сем месте " . Плита сохранялась вплоть до разрушения старой Вознесенской церкви в 1831 году; дальнейшая судьба её неизвестна. Приход Вознесенской церкви был в значительной степени аристократическим. В этом районе жили Дурново, Ромодановские, Львовы, Голицыны, Гагарины и другие обладатели звучных фамилий. Начиная с 1740-х годов в приходе церкви Вознесения числился двор майора А.В. Потёмкина. В семье Потёмкиных родился мальчик, которого назвали Григорием. Прошли годы. Григорий Потёмкин сделался светлейшим князем Потёмкиным-Таврическим, и, как шептались придворные сплетники, морганическим супругом императрицы Екатерины Алексеевны. Согласно московской легенде, не потускневшей с летами, венчание императрицы и её фаворита происходило в Вознесенском храме. И, возможно, именно в память об этом событии, имевшем место в 1774 или в 1775 году, Потёмкин в 1781 году, когда его матримониальные отношения с государыней оказались в прошлом, распорядился построить несколько восточнее старого храма новый - монументальный и великолепный. Формально он предназначался для чинов лейб-гвардии Преображенского полка, которого подполковником был сам Г.А. Потёмкин, а полковником - сама Екатерина II. В будущем храме, мыслившемся как собор лейб-гвардии Преображенского полка, предполагалось " Во время прибытия Ея Императорского Величества полковую чинить присягу, венчать браки, исповедовать и святых тайн приобщать " . Благословил строительство митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин). Первым архитектором храма стал В.И. Баженов. Работы шли медленно, так как Баженов в то время был занят постройкой дома Пашкова на Моховой и дворцового ансамбля в Царицыне под Москвой. К тому же в 1791 году Г.А. Потёмкин умер, " соборная идея " постепенно сошла на нет, и на строительной площадке воцарилась тишина.

http://sobory.ru/article/?object=02267

Альбицкий Дмитрий Никит. Поступил в семинарию 1763г. В 1774 г. из философии священ, в с. Мыть, (Арх. Суз. кон. 1774 г. Альбицкий Петр.1778 г. из аналогии пономарём к Вознесенской церкви г. Суздаля (Арх. Суз. кон, 1778 г., Альбицкий Пётр. В ведомости за 1781 г. означен в школе грамматики малоуспешным. (М. б. одно лицо с предыдущим?). Альбицкий Стефан. 1776 г. дьячком в с. Ельни Юр. у. (Арх. Суз. кон. 1776 г., 424). Аменицкий Иван. Никит. Поступил в семинарию 1759 г. В 1769 г. обучался в философии. Аменицкий Трофим. В 1788 г. обучался в поэзии. 1797 г. из богословии–диаконом в Гаврилову пахотную слободу (Семинар, ведомости 1797 г.). Андреевский Алексей Андреев. Поступил в семинарию 1763 г. 1764 г. исключён «за неспособностью», так как «находился всегда в бегах». Андреевский Семен Андреевич. 1767 г. поступил в семинарию, 1769 г. помечен в классе аналогии. Андреев Иван. 1771 г. обозначен в классе аналогии. Анисов Алексей. 1788 г. был в классе грамматики. Анисов Дмитрий. 1788 г. был в классе риторики. Афинов Андрей. В 1788 г. обучался в философии. В 1791 г. из богословии назначен свящ. в с. Нижний Ландех (Арх. Суз. кон. 1791 г. Оп. 1, 198). Афинов Иван. В 1777 г. был в философии. 1777 г. на светскую службу. 1781 г. определён па штатное место в Суздальский уездный суд (Арх. Суз. кон. 1781 г., 334). Афинов Иван, В 1786 г. обучался в классе богословии. Афинов Пётр, В 1777 г. учился в философии. 1778 г., кажется, поступил на светскую службу. _________________________ Бавленский Василий Серг. В 1771 г. в с. Жирославское, Юр. Ок. дьячком (Арх. Суз. кон. 1771 г., Баженов Иван. 1788 г. обучался в школе инфнмы. Баженов Николай Васил. 1771 г. из аналогии пономарём в с. Лобцово, Зарецкой десятины (Арх. Суз. кон. 1771 г., 56). Базилевич Василий Вас. Поступил в семинарию в 1762 г. В 1769 г. был в классе философии и исправлял должность пономаря в Предтеченской г. Суздаля церкви. Барановский Григории Ив. В 1766 г. обучался в классе грамматики. Башилов Иван. В 1770 г. поступил в семинарию. 1778 г. из поэзии увалень на службу во Владимирское наместничество (Арх. Суз. кон. 1778 г., 435).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Через сто лет, во времена правления Екатерины Великой, рядом с этой церковью расположился двор фаворита императрицы, светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического, а неподалеку стоял Преображенский полк, находившийся под его командованием. Потемкин решил перестроить Вознесенский храм и превратить его в собор Преображенского полка. Для работы был тогда приглашен архитектор Василий Баженов, в ту пору возводивший дворец Пашкова на Моховой. Так получилось, что в крайне долголетнем строительстве этого храма приняли участие самые знаменитые русские архитекторы. С самого начала строительство храма сопровождали почти мистические трудности. Сразу же выяснилось, что фундамент нарышкинской церкви был уже непрочен, и надо строить новое здание храма – величественное и просторное. Тогда Потемкин решил действительно возвести новый храм и даже отдал под него собственный двор, но увидеть свое детище ему не удалось – он умер в 1791 году. А через несколько лет скончался и сам Баженов, к тому времени уже отозванный в Петербург. По завещанию Потемкина его душеприказчики продолжили возведение московского храма и спроектировать его поручили Матвею Казакову. Но строительство прервала Отечественная война 1812 года, и в том же году Казаков умер. Только в 1827 году за строительство Вознесенского храма принялся архитектор Ф. Шестаков, предложивший его новый проект, который и был в основном осуществлен. В работах участвовал также Осип Бове, пытавшийся придать новому храму вид наподобие величественного собора Преображенского полка в Петербурге. Только в 1831 году была разобрана старая нарышкинская церковь, и началось возведение исполинского храма в стиле московского классицизма. Оно растянулось опять намного лет, и когда в 1848 году умер архитектор Шестаков, работы заканчивали другие мастера, имевшие опыт в церковном зодчестве. В их числе историки и искусствоведы называют имена Афанасия Григорьева, уже построившего к тому времени Словущенскую церковь на Ваганьковском кладбище, и Евграфа Тюрина, подарившего Москве Елоховский собор и Татьянинскую церковь Московского университета на Моховой.

http://pravoslavie.ru/133.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010