Норовка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:приблизительно 1995 - 2005. Адрес: Россия, Ульяновская область, Цильнинский район, с.Норовка Координаты: 54.515279, 47.91902 Вопрос модератора :уточнить датировку. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 2011 году крестный ход впервые пришел в село Норовка. Посреди села небольшой молитвенный дом, который сельчане называют церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Построил его на свои личные средства бывший житель села Анатолий Саломадин, как сказали жители, - в первые годы перестройки. «Здесь была большая чудесная церковь, а какие иконы старинные, красивые. Приехали, помню с красными галстуками, молодежь науськали, они лазили, все ломали, иконы топтали " . Статья с сайта http://www.eparhia.ru/simbirsk_news/?ID=29624 с. Норовка (Петровское), при рч. Бирюче и Тимерсянке. Храм каменный, построен в 1863 г. помещ. Алек. Вас. Новосельцевым; обнесен деревянной оградой. Престол в честь Покрова Пресвятые Богородицы. Церковной земли: 1 дес. усадебной, 33 дес. пахотной. Причт состоит из священника и псаломщика. Дом для священника общественный, на церк. земле, надворное строение при нем церковное; у псаломщика Дом собственный на церк. земли. Жалованья от казны: священнику 300 руб. и псаломщику 100 руб. Капитал Причт 100 руб. Прихожан: в с. Норовке (н. р.) в 95 дв. 286 м. и 289 ж.; в д. Прибрежной (Матюнинка, в 2 вер.; н. р.) в 22 дв. 54 м. и 69 ж.; в д. Репьевке (Петровке, в 7« в.; н. р.) в 84 дв. 283 м. и 279 ж.; в д. Овражках (Новой Бестужевке, в 5 в.; н. р.) в 55 дв. 158 м. и 167 ж.; всего в 256 дв. 781 м. и 804 ж.; сверх того раскольников в 1 дв. 3 м. и 1 ж. В с. Норовке нач. земск. школа (с 1878 г). Ближайшие села: Большое Нагаткино в 2 вер. и Чириково в 10 вер. Расстояние от Симбирска 39 вер., от Нагаткинского вол. правл. 2 вер. Источник: Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год)» Симбирск, Типо-литография А.Т. Токарева. 1903) Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=28532

Сурское. Церковь Николая Чудотворца. Никольский храм Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:приблизительно 1990 - 2010. Ссылки:   Адрес: Ульяновская область, Сурский район, п. Сурское, угол ул. Советской и Октябрьской Координаты: 54.48239, 46.724734 Проезд: Из Ульяновска на автомобиле: выезд из города в сторону Саранска по трассе Р-178, двигаться по ней никуда не сворачивая до поворота на п. Сурское. После моста через Суру и АЗС справа повернуть с трассы направо на Алатырь, затем сразу направо в Сурское на ул. Хазина. По ней ехать прямо до центра посел ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Ульяновска на автомобиле: выезд из города в сторону Саранска по трассе Р-178, двигаться по ней никуда не сворачивая до поворота на п. Сурское. После моста через Суру и АЗС справа повернуть с трассы направо на Алатырь, затем сразу направо в Сурское на ул. Хазина. По ней ехать прямо до центра поселка, там напротив магазина (по состоянию на 2014 год - " Магнит " ) повернуть налево на ул. Октябрьскую, церковь будет справа прямо у дороги Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1990-х гг. выстроен новый храм путем реконструкции кирпичного одноэтажного здания нач. ХХ в., надстроенного куполом и колокольней. http://svyatayarus.su/church/detail/53084/ О существовавшей ранее церкви с. Сурское (Промзино). Церковь Николая Чудотворца в с. Промзино Храм каменный, теплый, построен прихожанами в 1820 г. Престолов в нем три: главный в честь Казанской иконы Божией Матери, в правом приделе во имя Святителя и Чудотворца Николая и в левом во имя св. великомученика Георгия Победоносца. Святыни храма: чудотворная икона Святителя Николая и Казанская икона Божией Матери. Приписной храм в дер. Студенце деревянный, построен в 1834 г. Престол в нем в честь Вознесения Господня. Часовен три: каменная близ села, на Белой горе, в месте явления чудотворной иконы Святителя и Чудотворца Николая, каменная же среди села, построенная крестьянами в память освобождения крестьян от крепостной зависимости, и деревянная на кладбище». Н. Баженов. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии. По данным 1900 года. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=29961

Богадельня, кон. 19 - нач. 20 в. Один из характерных для застройки больших торговых сел в нач. 20 в. вариантов крупного жилого здания с огрубленным эклектичным декором, тяготеющим к формам позднего классицизма. Расположен через дорогу от храмового комплекса, несколько изолировано от основного массива сельской застройки. Двухэтажное кирпичное здание покрыто снаружи известковой обмазкой и побелено. Крупный прямоугольный в плане объем завершен четырехскатной вальмовой крышей. Первоначально по сторонам заднего фасада его дополняли две одинаковые деревянные пристройки, одна из которых в настоящее время утрачена. Горизонтальную протяженность объема подчеркивают полочки, объединяющие подоконники прямоугольных окон, расположенных в мерном ритме по одиннадцати осям на протяженных фасадах и пяти на торцовых, а также венчающий карниз с деревянной выносной плитой. Прямоугольные окна заключены в рамочные наличники, расширенные в верхней части и завершенные профилированными сандриками. Поклонный столб, нач. 20 в. Кирпичный оштукатуренный в верхней части поклонный столб — оригинальный пример архитектуры малых форм нач. 20 в., имеющий, видимо, мемориальное значение. Не превышающее в высоту двух метров, квадратное в плане сооружение с глубокими арочными киотами на всех фасадах и металлическим четырехскатным завершением выдержано в духе эклектики. Перемычки киотов обработаны профилированными штукатурными архивольтами с покрытием из кровельного железа, опирающимися на деревянные колонки (две из них утрачены). В нижней части столба, отделенной поясом поребрика, помещены лежачие филенки. Библиография: Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб, 1909. Вып. 31. С. 198; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 310; Дозорная книга г. Солигалича 1614 г.//Костромская земля: Краеведческий альманах Костромского фонда культуры. Кострома, 1992. Вып. II. С. 38; Солдовская Т. Провинциальный фотограф//Солигаличские вести. Солигалич, 1999. 21 февраля; Белоруков Д. Деревни, села и города Костромского края: Материалы для истории. Кострома, 2000. С. 396-397; Пушкарев А. Родина царицы//Солигаличские вести. Солигалич, 2001. 31 июля; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 4: г. Солигалич и Солигаличский район. Кострома, 2002. С. 173-179. Архивные источники: ГАКО. Ф. 130. Оп. 2. Д. 123, 480; Там же. Оп. 3. Д. 2255; Там же. Оп. 4. Д. 2111. Лл. 1-9; Ф. 137. Оп. 2. Д. 4839; Ф. 176. Оп. 1. Д. 685, 874. РГИА. Ф. 797. Оп. 25. От. II. Ст. II. Д. 81; Ф. 218. Оп. 4. Д. 541.

http://sobory.ru/article/?object=15764

Фасад собора. Чертеж Г. Макарова. 80-е гг. XVIII в. Фасад собора. Чертеж Г. Макарова. 80-е гг. XVIII в. По преданию, возможность постройки в С.-Петербурге каменного морского храма по образцу Успенского собора в Астрахани обсуждал еще имп. Петр I в 1721 г. 16 июня 1752 г. имп. Елизавета Петровна подписала указ о возведении каменного собора, к-рый стал главным храмом российского флота. Проект собора в Морских слободах исполнил архитектор Адмиралтейств-коллегии С. И. Чевакинский. Строительством церкви, к-рая должна была стать доминантой нового района Коломны, занималась подрядная контора Адмиралтейств-коллегии, куда Чевакинский 20 мая 1752 г. представил проект и смету. Однако проект пришлось корректировать в связи с рядом наводнений 1752 г.: здание решено было построить более высоким, чтобы избежать возможного затопления нижнего этажа. Чевакинский в проекте нач. 1753 г. увеличил длину и ширину здания на 7,2 м. Закладку храма 15 июня 1753 г. совершил архиеп. Сильвестр (Кулябка) в присутствии президента Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирала кн. М. М. Голицына, который в дальнейшем наблюдал за строительством. Руководил работами Чевакинский вместе с каменных дел мастером М. А. Башмаковым и подрядчиком М. Соболевым, мастером кн. Голицына из Ярославского у. В команде зодчего трудились В. И. Баженов и И. Е. Старов. В 1754 г. построили нижний этаж, осенью 1755 г. здание было выведено под кровлю, в 1759 г. были обиты медными золочеными листами главы собора, к-рый был рассчитан на 5 тыс. чел. Строительство обошлось в 129 987 р., всю утварь приобрела Адмиралтейств-коллегия. Предполагалось сооружение отдельно стоящей колокольни. Летом 1756 г. под ее фундаменты были забиты сваи; основные работы были завершены в течение строительного сезона 1757 г., отделка - в 1759 г. Вид на собор и колокольню с набережной Крюкова канала. Фотография. 10-е гг. XXI в. Вид на собор и колокольню с набережной Крюкова канала. Фотография. 10-е гг. XXI в. Нижний теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца был освящен 5 дек.

http://pravenc.ru/text/2566170.html

Во 2-й пол. XVII в. вместо деревянного Георгиевского придела возвели каменный 2-столпный храм, вероятно, с шатровой колокольней. На рубеже XVIII и XIX вв. Георгиевский храм был перестроен в стиле елизаветинского барокко: четверик, увенчанный 8-гранной ротондой с одной главой. В 1801 г. в ходе перестройки колокольню разобрали, и в 1802 г. возвели новую, 4-ярусную (архит. С. А. Воротилов). В 1802 г. Георгиевский храм был переосвящен в честь иконы Божией Матери «Знамение». В XIX - нач. XX в. Воскресенский храм воспринимался как один из важнейших памятников церковной старины Костромы. При визитах в город его обычно посещали представители Дома Романовых: 8 авг. 1850 г.- вел. князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич, 1 июля 1863 г.- наследник престола цесаревич Николай Александрович, 3 июня 1908 г.- королева Греции Ольга Константиновна с детьми и братом вел. кн. Константином Константиновичем. 20 мая 1913 г., во время торжеств в честь 300-летия Дома Романовых, храм посетили имп. св. Николай II Александрович с великими княжнами святыми Ольгой Николаевной, Татианой Николаевной, Марией Николаевной и Анастасией Николаевной. О Воскресенской ц. писали исследователи и историки И. В. Баженов , Н. В. Покровский, И. А. Шляков, Г. К. Лукомский, ее изображали художники Н. К. Рерих , Б. М. Кустодиев, Н. Г. Чернецов. 26 июня 1909 г. храм посетили участники проходившего в Костроме IV областного историко-археологического съезда, пояснения им давал Н. В. Покровский, директор С.-Петербургского археологического ин-та. Св. ворота Знаменского мон-ря. Фотография Г. М. Прокудина-Горского. 1911 г. Св. ворота Знаменского мон-ря. Фотография Г. М. Прокудина-Горского. 1911 г. В 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей, из Воскресенского и Знаменского храмов были вывезены серебряные изделия общим весом 9 пудов 35 фунтов (ок. 158 кг). Оба храма были закрыты в нач. 30-х гг. XX в. Воскресенская ц., формально переданная городскому музею, долгое время использовалась под склад ячменя пивоваренного завода. В 1936 г. была разрушена колокольня, а строительный материал использован Костромским спиртзаводом, затем в полуразрушенном здании Знаменского храма был гараж. В 1937 г. приняли решение в Воскресенской ц. устроить филиал музея «Раннее зодчество и его социальные корни», но фактически до 1941 г. в храме находился склад ячменя. Во время Великой Отечественной войны в Воскресенской ц. размещался военный склад.

http://pravenc.ru/text/2458883.html

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Елисаветграде. 1812 г. Фотография. Нач. XX в. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Елисаветграде. 1812 г. Фотография. Нач. XX в. 6 авг. 1883 г. еп. Неофит был перемещен на Туркестанскую кафедру, 22 янв. следующего года Елисаветградское вик-ство возглавил еп. Мемнон (Вишневский). Архиерей совершал частые поездки по Херсонской епархии, служил в сельских приходах. В 1891 г. еп. Мемнон был переведен на Новомиргородское викариатство Херсонской епархии, Елисаветградским епископом стал Акакий (Заклинский). В течение 7 лет Елисаветградское вик-ство возглавлял еп. Тихон (Морошкин; 1895-1903). Ок. месяца в 1905 г. епископом Елисаветградским был духовный писатель Алексий (Дородницын) . 27 авг. 1905 г. он оставил кафедру в связи с переводом на должность ректора Казанской ДА. На вик-ство был назначен бывш. руководитель правосл. миссии в Корее тяжелобольной Хрисанф (Щетковский) , который скончался в Одессе 22 окт. 1906 г. Священнослужители Херсонской епархии не приняли участия в революционных событиях 1905-1907 гг., но среди них в эти годы широко распространились идеи «обновления» Церкви, что отразилось на страницах «Херсонских епархиальных ведомостей» . 10 дек. 1906 г. Елисаветградское вик-ство возглавил Анатолий (Каменский) . Епископ активно участвовал в монархическом движении, вошел в руководящие органы всех монархических организаций в Елисаветграде и Одессе, был избран депутатом Гос. думы 4-го созыва от Херсонской губ. При нем в Елисаветградском и Александрийском уездах начали создаваться приходские общества трезвости, в 1911 г. они действовали в Ольшанке, Ровном, Мартоноше, Панчеве Елисаветградского у., Новогеоргиевске, Знаменке, Аджамке Александрийского у. 30 авг. 1914 г. владыку Анатолия на кафедре сменил еп. сщмч. Прокопий (Титов) . После Февральской революции 1917 г. большинство клириков Елисаветградского у. приветствовали новую власть. Еп. Прокопий на собрании духовенства Одессы 9 апр. 1917 г. отметил: «Духовенство признает новый строй и повинуется властям» (Биржевые ведомости. Пг., 1917. 82. С. 5). Весной-летом 1917 г. прошли епархиальные съезды духовенства и мирян в Одессе, на которых были высказаны призыв к широкому участию мирян и низшего духовенства в церковной жизни через систему приходских и епархиальных советов, требование выборности духовенства (включая епископов). Также обсуждался вопрос о возможности использования укр. языка в богослужении. Съезды утвердили выборность духовенства. В отношении укр. языка первоначально было принято решение, что он непригоден для богослужения, но 2-й съезд Херсонско-Одесской епархии, состоявшийся летом 1917 г., признал возможным использование укр. языка в церковной жизни и духовном образовании. 26 янв. (8 февр.) 1918 г. епископом Елисаветградским был назначен Алексий (Баженов) , официально занимавший кафедру до 26 июня 1921 г. Из-за отсутствия в епархии Херсонского архиеп. Платона (Рождественского) еп. Алексий вел общеепархиальные дела. 1920-1941 гг.

http://pravenc.ru/text/1841109.html

К. Павлиашвили Экзархи Г. Э. РПЦ Церковь св. Давида Гареджийского на горе Мтацминда в Тифлисе. Фотография. Кон. XIX - нач. XX в. Церковь св. Давида Гареджийского на горе Мтацминда в Тифлисе. Фотография. Кон. XIX - нач. XX в. Варлаам (Эристави; 30 авг. 1814 - 14 мая 1817), митр. Мцхетский, Тифлисский и Карталинский, бывш. архиеп. Ахтальский (ГПЦ), по увольнении введен в Синод; Феофилакт (Русанов; 14 мая 1817 - † 19 июля 1821), архиеп. Мцхетский, Тифлисский и Карталинский, с 28 дек. 1818 г. архиеп. Карталинский и Кахетинский, с 1 февр. 1819 г. митр. Карталинский и Кахетинский, бывш. архиеп. Рязанский и Зарайский; Иона (Василевский (Васильевский); 1 окт. 1821 - 5 марта 1832), архиеп. Карталинский и Кахетинский, с 22 авг. 1828 г. митр. Карталинский и Кахетинский, бывш. архиеп. Астраханский и Кавказский, по увольнении введен в Синод; Моисей (Богданов-Платонов-Антипов; 12 марта 1832 - † 13 июля 1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. еп. Саратовский и Царицынский; Евгений (Бажанов, Баженов, Божанов; 1 сент. 1834 - 12 нояб. 1844), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. еп. Минский и Туровский, переведен на Астраханскую и Енотаевскую кафедру; Исидор (Никольский; 12 нояб. 1844 - 1 марта 1858), архиеп. Карталинский и Кахетинский, с 26 авг. 1856 г. митр. Карталинский и Кахетинский, бывш. архиеп. Могилёвский и Мстиславский, переведен на Киевскую и Галицкую кафедру; Евсевий (Ильинский; 1 марта 1858 - 8 дек. 1877), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. еп. Подольский и Брацлавский, переведен на Тверскую и Кашинскую кафедру; Иоанникий (Руднев; 8 дек. 1877 - 27 июня 1882), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. архиеп. Нижегородский и Арзамасский, переведен на Московскую и Коломенскую кафедру с посвящением в сан митрополита; Павел (Лебедев; 16 июля 1882 - 29 сент. 1887), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. архиеп. Кишинёвский и Хотинский, переведен на Казанскую и Свияжскую кафедру; Палладий (Раев; 29 сент. 1887 - 18 окт. 1892), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш.

http://pravenc.ru/text/168201.html

В. Я. Баженов ( 25 янв. 1831), кн. В. Б. Болховский ( 5 нояб. 1801), ген.-майоры Е. И. Великопольский ( 4 авг. 1802), В. А. Глухов ( 1 мая 1835), С. Н. Кастелий ( 23 дек. 1803), А. П. Лецкой (5 мая 1800), А. А. Растовский ( 20 авг. 1830), вице-адмирал А. И. Де-Траверсе ( 18 февр. 1850), казанский гражданский губернатор И. Г. Жеванов (21 окт. 1830), многие купцы и почетные горожане. Совр. архитектурный ансамбль К. З. м. включает 2 отреставрированные постройки (бывшие настоятельский корпус (1808-1809) и Всехсвятский храм, в 2000 освященный архиеп. Казанским и Татарстанским Анастасием (Меткиным) в честь Успения Пресв. Богородицы), а также ряд построек кон. XX - нач. XXI в., в стиле древнерусской архитектуры. Успенская (Всехсвятская) ц.- храм XVII в., почти полностью перестроенный в рус. стиле в кон. XIX в. по проекту епархиального архит. Ф. Н. Малиновского. Возможно, от храма 1681 г. сохранились подклет и нижние части - 3 апсиды вытянутого в ширину четверика и широкой трапезной. В XIX в. были надстроены центральная апсида и трапезная, а четверик получил 2-скатную поперечно ориентированную кровлю с 4 небольшими главками по углам и небольшим шатром по центру. Троицкий собор Зилантова мон-ря. 2000-е гг. Фотография. 2011 г. Троицкий собор Зилантова мон-ря. 2000-е гг. Фотография. 2011 г. В центре К. З. м. построен Троицкий собор (по образцу собора Троице-Сергиевой лавры ), внутренние росписи к-рого выполнила артель из Сергиева Посада. На месте бывш. Алексиевской ц. возведен шатровый храм во имя св. кн. Владимира (2002-2006), эклектично сочетающий формы XVII и кон. XIX в. с некоторыми современными деталями. Близ К. З. м. построены часовни во имя прп. Серафима Саровского и в честь Казанской иконы Божией Матери. Колокольня (2005) обители, одна из самых высоких в Казани, представляет собой удачную стилизацию под характерные для Казани ярусные нарышкинские колокольни 1-й пол. XVIII в., но при этом никак не соответствует формам снесенного в советское время надвратного Алексиевского храма, недалеко от места расположения к-рого она построена.

http://pravenc.ru/text/1319824.html

В 1853 г. имп. Николай I «в память мученической смерти Ивана Сусанина» повелел построить за счет казны в дер. Коробово Костромского у., где с 1633 г. жили потомки Ивана Сусанина, ц. во имя св. Иоанна Предтечи, в к-рой во время литургии должно было «на вечные времена» поминаться имя Сусанина. Закладку деревянного храма (25 мая 1854) и его освящение 11 дек. 1885 г. в присутствии всего губ. руководства совершил еп. Филофей (Успенский) . Храм в Коробове относился к числу дворцовых, т. е. был приравнен к соборам Московского Кремля и Петропавловскому собору С.-Петербурга, а его причт вплоть до революции находился в ведении Мин-ва Двора. В храме хранились жалованные царские грамоты потомкам Ивана Сусанина, начиная с грамоты Михаила Феодоровича от 1619 г. Посещение Ипатиевского мон-ря имп. Николаем II с семьей. Фотография. 1913 г. Посещение Ипатиевского мон-ря имп. Николаем II с семьей. Фотография. 1913 г. Яркий след в истории К. и Г. е. в XIX в. оставили: архиеп. Филофей (Успенский; впосл. митрополит Киевский и Галицкий); архиеп. Платон (Фивейский) , по инициативе которого 28 дек. 1869 г. произошло 2-е освящение Богоявленско-Анастасиина женского мон-ря в Костроме и обустройство Костромской ДС; еп. Александр (Кульчицкий), ученый-китаевед, долгое время служивший в Русской духовной миссии в Пекине; еп. Виссарион (Нечаев) , выдающийся проповедник и богослов. В 1866 г. в епархии было учреждено Кинешемское викариатство во главе с епископом Кинешемским. Офиц. резиденция епископа Кинешемского находилась в Богородицко-Игрицком в честь Смоленской иконы Божией Матери мужском монастыре неподалеку от Костромы. Вторая резиденция викариев размещалась в юж. крыле архиерейского корпуса Ипатиевского мон-ря. С 1885 г. выходили «Костромские ЕВ» - печатный орган К. и Г. е. В XIX - нач. XX в. в епархии работали церковные историки, напр. прот. М. Я. Диев (1794-1866), прот. П. Ф. Островский (1807-1876), прот. И. Я. Сырцов (1837 - после 1917), И. В. Баженов (1855-1920), свящ. А. А. Воскресенский (1856-1921). В 1912 г. было образовано Костромское церковно-историческое об-во (председатель Баженов), создавшее в мае 1913 г. в Ипатиевском мон-ре церковно-археологический музей.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

С 1863 г. в Грузии по примеру внутренних областей России правительство осуществляло программу помощи бедным священно- и церковнослужителям. При мон-рях были основаны т. н. попечительства (), работа к-рых была направлена на улучшение условий жизни сельского духовенства. При церквах появились кассы помощи, к-рые собирали пожертвования. При Тифлисском Сиони функционировало братство Пресв. Богородицы, в Кутаиси - братство святых Давида и Константина Аргветских ( Хуцишвили. 1987. С. 26). Возобновление храмов и спасение святынь во 2-й пол. XIX - нач. XX в. Дабский мон-рь. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. Дабский мон-рь. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. В 1-й пол. XIX в. приходили в упадок храмы и монастыри К.-К. е., в т. ч. действующие. В особенно тяжелом положении оказался мцхетский кафедральный патриарший собор Светицховели , после упразднения Патриаршества в Грузии лишившийся своего статуса (главным собором Грузинского Экзархата стал Тифлисский Сиони). В 20-х гг. XIX в. разрушились ограда и колокольня Светицховели, под угрозой оказалось здание храма. Экзарх Грузии архиеп. Евгений (Баженов) (1 сент. 1834 - 12 нояб. 1844) выделил на восстановление ограды и колокольни Светицховели 30 тыс. р., но проблему решить не удалось. Светицховели реставрировали еще 2 раза: в 1860-1874 и 1891-1900 гг., но храм постоянно требовал внимания ( Натроев. 1900. С. 221, 310-312). В 1897 г. экзарх Грузии архиеп. сщмч. Владимир (Богоявленский) (18 окт. 1892 - 21 февр. 1898) основал и возглавил Комитет обновления храма Двенадцати апостолов Мцхетского Патриархата. В разное время председателями Комитета были епископы Леонид (Окропиридзе ; впосл. католикос-патриарх всей Грузии), Кирион (Садзаглишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии Кирион III ) и др. «Развалины монастыря Квели-Цминда-Мхтис-Ашо-Бем в Большисском ущелье». Фотография И. П. Рауля. 70-е гг. XIX в. (частное собрание) «Развалины монастыря Квели-Цминда-Мхтис-Ашо-Бем в Большисском ущелье». Фотография И. П. Рауля. 70-е гг. XIX в. (частное собрание) При экзархе Грузии архиеп. Исидоре (Никольском) (12 нояб. 1844 - 1 марта 1858) был отреставрирован Тифлисский Сиони, а также мон-ри Алаверди, Самтавро, Марткопи, Кватахеви. В 1889 г. по распоряжению российского имп. Александра III был возобновлен и восстановлен мон-рь Бодбе, где покоились мощи просветительницы Грузии св. равноап. Нины.

http://pravenc.ru/text/1681175.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010