В XVIII в. в России стали возводить 2-колоколенные храмы западноевропейского типа. Первым был Троицкий собор Александро-Невской лавры в С.-Петербурге (20-30-е гг. XVIII в.; архит. Л. Т. Швертфегер; разрушен и выстроен заново в 1774-1790 архит. Старовым в стиле раннего классицизма) в виде базилики с куполом наподобие собора св. Петра в Риме с 2 квадратными башнями на зап. фасаде. Двубашенные храмы были особенно популярны в усадьбах. Самые известные памятники этого типа построили близ Москвы: ц. в Троицком-Кайнарджи (1778; архит. К. И. Бланк по проекту архитекторов Ю. М. Фельтена, Ж. Б. Валлен-Деламота); Спасский храм-ротонда в с. Пехра-Яковлевском (1777-1782; архит. Бланк, по проекту архит. В. И. Баженова (?)); псевдоготическая Владимирская ц. в с. Быкове (1783-1789; архитекторы Баженов, М. Ф. Казаков), а также базилика в с. Баловневе Липецкой обл. (1789-1799; архит. Баженов (?)) и др. В небольших приходских храмах эпохи барокко и классицизма К., как правило, располагалась с запада по продольной оси и имела 2 или 3 яруса. Напр., в Москве барочные храмы святых Бориса и Глеба на Арбате, святых Кира и Иоанна на Солянке (оба 60-е гг. XVIII в.; архит. Бланк; не сохр.) имели небольшие квадратные К. Классицизм принес моду на цилиндрические ярусы звона. Такие К. можно видеть в храмах святых Космы и Дамиана на Маросейке (1790-1803; архит. Казаков), Рождества Богородицы на Кулишках (Стрелке) (1800-1802; архит. Д. Балашов) в Москве. В Скорбященском храме на Ордынке в Москве в 1783-1791 гг. архит. Баженовым была построена элегантная 3-ярусная цилиндрическая К. В эпоху ампира и эклектики архитекторы меняли в основном количество ярусов, увеличивали размер и масштаб построек, что не всегда способствовало цельности художественного облика К. Характерна в этом отношении гигантская К. Успенского собора в Харькове (1821-1848; архитекторы Е. А. Васильев, А. А. Тон; высота 89,5 м) и квадратная в суховатых формах ампира К. ц. ап. Иоанна Богослова в Коломне (1826-1846). К. при Успенском соборе во Владимире (10-е гг. XIX в.; архит. А. Н. Вершинский) в смешанных формах классицизма и псевдоготики сама по себе гармонична, но ее колоссальный размер подавляет древний собор.

http://pravenc.ru/text/1841778.html

539 (Дюльбер (тюрк.) – прекрасный, великолепный. Дворцово-парковый ансамбль, принадлежавший Великому князю Петру Николаевичу, был построен в Мисхоре в 1895–1897 гг. ялтинским архитектором Н.П. Красновым, впоследствии академиком. Орнаментация Дюльбера выполнена в строгом вкусе лучших памятников Египта X–XII вв. По оценке специалистов: «...здание столь же удачное, сколь и необычное, в высшей степени истинно-изящное и целесообразное» (Калинин Н., Земляниченко М. Романовы и Крым: «У всех нас осталась тоска по Крыму...». Симферополь, 2002. С. 157–161).) 540 (...переход ее сестры Елены, королевы итальянской, в католичество. – Княжна Елена Черногорская после помолвки в сентябре 1896 г. с итальянским наследным принцем, впоследствии королем, Виктором Эммануилом III незадолго до обручения приняла католическую веру в г. Бари. В дальнейшем Елена Савойская, королева итальянская, подробнее о ней см. Примеч. к л. 32.) 541 (Благочинный о. Владимир БаженовБаженов Владимир Дмитриевич, протоиерей. Окончил Тульскую ДС. В 1871 г. рукоположен во иерея. В 1887 г. возведен в сан протоиерея. С 1892 г. законоучитель казенной женской гимназии. С 1894 г. настоятель Свято-Владимирского Херсонесского и Климента сщмч. Инкерманского монастырей, благочинный севастопольских церквей. С 1905 г. настоятель Покровского собора в Севастополе.) 542 (Игумен Георгиевского монастыря о. Феодосий – священноисповедник Феодосий (Ганицкий Иван Федорович, 1858(60?)–03.05.1937) – епископ Коломенский и Бронницкий, викарий Московской епархии. Родился в семье диакона с. Руда Васильковского уезда Киевской губернии. Окончил Киевскую ДС (1881); преподавал Закон Божий в Ак-Шенхском народном училище Перекопского уезда Таврической губернии, затем работал бухгалтером в Казенной палате. 17.04.1899 г. пострижен в монашество, 19.04.1899 г. рукоположен во иеродиакона, 20.04.1899 г. рукоположен во иеромонаха, назначен настоятелем церкви при Таврическом епархиальном свечном заводе. С 05.05.1899 г. эконом Таврического архиерейского дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

  [ Церковь во имя великомученика Феодора Стратилата – с. 282] На Суле у Мшанские улицы. Церковь стоит без пенья Федора Стратилата древяна, клецки.   [Троицкий собор и церковь во имя святителей Московских – с. 268] В Старом же городе. Церковь была каменая другаго собора Живоначалные Троицы да предел был преподобного чюдотворца Сергия. И та каменая церковь розва[лял]ась. Другая церковь с трапезою [древена] клецки московских чюдо­творцов Петра и Алексея, Ионы.   [Крестовоздвиженский монастырь и Введенская церковь – с. 269–270] В Старом же городе в осыпи монастырь Здвиженской. А на монастыре церковь Здвижения Чеснаго Креста древяна, вет[ха] шатровая. (…) Да другая церковь теплая с трапезою Введение Пречистые Богородицы древяна, клецки.   [Новый город – с. 17] А поставлен был тот Новый город для осаднова времени во 127-м году, а ставили посадцкие люди собою. Орублен тарасы косые, как ставитца острог лежачей. А около ево веден был ров. И город во многих местех розвалялся и ров поосыпался.   [Осадный двор великой государыни инокини Марфы Ивановны – с. 17, 20–21] В Старом же городе дворы осадные. (…) Переулок на Болшую улицу к Водяным воротам. (…) Двор осадной великие государыни иноки Марфы Ивановны. Двора в длину семь сажен без четверти, поперег полсемы сажени, опричь спорные земли Здвиженским монастырем. В длину полдевяты сажени, поперег пять сажен с четвертью.   Приложение 2 Библиография Поскольку ссылки автора на упоминаемые им издания не всегда исчерпывающе ясны, приводим здесь список полных названий указываемой И.В. Баженовым литературы.   – Баженов И.В. Костромской кремль. Историко-археологический очерк//Костромская старина. Издание Костромской ученой архивной комиссии. Выпуск 6. Кострома, 1905, с. 90–116. – Полное собрание русских летописей (ПСРЛ), том VII. Летопись по Воскресенскому списку. СПб., 1856. – Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. Часть I. Доисторическое время Руси. М., 1876. – Русская летопись по Никонову списку. Часть 5 с 1407 года по 1462 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

(XV в.?), прп. (пам. 23 янв.- в Соборе Костромских святых), Костромской. В несохранившемся синодике костромского Богоявленского мон-ря XVII в. в списке настоятелей обители первым было указано имя «строителя месту сему преподобнаго старца Никиты» ( Афанасий (Дроздов), архим. 1837. С. 43). В описи имущества мон-ря, составленной для Коллегии экономии в 1764 г., кратко излагалось содержание 3 древних монастырских грамот: две из них были пожалованы вел. кн. Московским Василием II Васильевичем Тёмным, одна - вел. кн. Иоанном III Васильевичем (опись 1764 г. и грамоты до настоящего времени также не сохр.). В тексте жалованной грамоты вел. кн. Василия II костромскому наместнику Ивану Ивановичу о расчистке в Волге тони для рыбной ловли упоминался чернец Богоявленского монастыря Никита, «бивший челом» великому князю. Однако в писцовой выписи 1594/95 г. О. Т. Плещеева, М. И. Протопопова и дьяка Посника Шепилова, где перечислялись все известные к тому времени пожалования и документы Богоявленского мон-ря, грамоты великих князей Василия II и Иоанна III не значатся. Не указаны они и среди неатрибутированных документов в описи архива обители 1701 г., в которой названы лишь «одна несудимая, а другая на соловарницу у Большие Соли» грамоты; о рыбной тоне на р. Волге в документах ничего не говорится ( Антонов. 1997. С. 139-143). Возможно, «несудимой грамотой» в описи 1701 г. названа 2-я грамота вел. кн. Василия Васильевича из описи 1764 г., адресованная игум. Иову, по к-рой было «велено костромским наместникам и их тиунам не требовать с монастырских волостей и людей, опричь посильной дани, ни подвод, ни белки, ни тамги, ни мыту и вообще никаких пошлин, и не звать слуг и людей монастырских к суду наместничьему» ( Афанасий (Дроздов), архим. 1837. С. 4). Поскольку надежно идентифицировать грамоты не представляется возможным, датировать основание Богоявленского мон-ря временем княжения Василия II (1425-1462) можно только условно. Костромской краевед И. В. Баженов считал, что Богоявленский мон-рь был устроен в Костроме «в память и вскоре по великом опустошении этого города татарами в 1429 г. в день Богоявления Господня» ( Баженов. 1913. С. 7). Однако самые ранние сохранившиеся акты обители относятся к 1500-1520-м гг.

http://pravenc.ru/text/2565360.html

И вот древнейший город Кашин (уже под 1237 годом упоминаемый в Никоновой летописи), издавна в ряду 11 городов Тверской губернии отличающийся обилием храмов Божиих (коих в нем при осьмитысячном населении 31, при чем три монастыря древних), снова сделался местом притечения верующих всей обширной России для достодолжного поклонения честным мощам преподобной Анны. Паломничеству к новопрославленной преподобной много благоприятствует удобное ныне сообщение по Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге, от которой со станции Сонково имеется ветвь (в 53 версты) к городу Кашину 13 . a. Некоторые свои статьи И.В. Баженов предварял кратким изложением их содержания. b. Здесь и далее княжеские отчества, указываемые автором различно – Ярославич и Ярославович – приведены к единому написанию: Ярославич. c. Здесь и далее написание отчества Михаилович, используемое автором, заменено на традиционное Михайлович. d. Исправлена опечатка – 1469. e. Подразумевается, что одежды также не истлели. f. В тексте – отпусках. g. Полное название – «Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских». h. Возможно, имеется в виду книга: Вельтман А.Ф. Московская Оружейная палата. М., 1844. i. Видимо, подразумевается книга: Повседневных дворцовых времени государей царей и великих князей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича записок часть вторая, М., 1769. j. Видимо, подразумевается издание: Сводный иконописный подлинник XVIII в./По списку Г. Филимонова . М., 1874. k. Так в тексте. 1 Автору настоящего эскиза, уже 18 лет назад напечатавшему очерки о благоверной княгине Анне Кашинской в журнале «Русский паломник» (1890 года 39 и 40) и затем подробное исследование в журнале «Странник» (1900 года 6 и 7) на основании впервые исследованных им в архиве Святейшего Синода дел под 80 от 1855–1860 годов и под 458 от 1859–1862 годов, достаточно известна вся русская литература о трактуемом предмете. Таковы (кроме многих рукописей в Императорской Публичной библиотеке и у кашинских именитых старожилов) книги и статьи: священника А. Соколова «Святой благоверный князь Михаил Ярославич», 1864 год, Тверь; Прудникова «Исторические сведения о благоверной княгине Анне Кашинской», 1859 год, Петербург; В. Васильева «История канонизации русских святых», 1893 год; Е. Голубинского «История канонизации святых Русской Церкви», издание 2[-е], 1903 [год], Москва; В. Колосова «Благоверная великая княгиня Анна Кашинская», в «Трудах Тверского областного археологического съезда», 1906 год, Тверь; архиепископа Димитрия «Тверской патерик», 1907 год, Казань; Вл. Кисловского «Святая благоверная и преподобная княгиня Анна Кашинская», 1908 год, Ярославль; священника С. Архангелова «Памяти благоверной великой княгини Анны Кашинской», в «Церковных ведомостях» за 1908 год 40–43 и 46–47, и другие пособия, как статьи А. Иноземцева в «Чтениях Общества истории и древностей России» , 1871 года книга 4 и 1873 года книга 4; «Выпись из лицевого летописца», издание В. Успенского и Л. Целепи 1904 года, и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Именовалась: Сарапульская; Упразднена в 1943 г. с 05.10.1916 – Сарапульская и Елабужская. Викарные кафедры: Воткинская, Ижевская, Елабужская, Малмыжская. 22.09.1868 24.06.1872 Геннадий Левицкий 24.06.1872 28.02.1877 Палладий Пьянков (Опьянков) 08.01.1878 04.02.1878 Павел Вильчинский 01.10.1878 05.04.1882 Нафанаил Леандров 18.07.1882 08.03.1886 Тихон Донебин-Троицкий 10.04.1888 04.03.1889 Никон Богоявленский 04.03.1889 08.11.1891 Афанасий Пархомович 17.11.1891 15.05.1893 Анастасий Опоцкий 06.06.1893 12.06.1895 Алексий Соболев 23.07.1895 17.12.1900 04.02.1901 05.04.1902 Владимир Благоразумов 19.05.1902 25.08.1906 Михей Алексеев 25.08.1906 16.01.1909 12.04.1909 23.01.1914 14.02.1914 18.03.1917 20.03.1917 23.08(05.09)1918 Алексий II Кузнецов 23.08(05.09)1918 20.05(02.06)1919 07(20).05.1919 09(22)11.1933 27.06(10.07)1932 09(22)11.1933 09(22)11.1933 14(27)05.1934 Симеон Михайлов 10(23)08.1934 04(17)01.1935 Варлаам Козуля 04(17)01.1935 09(22)10.1935 Владимир II Горьковский 01(14)05.1934 02(15)11.1937 Симеон Михайлов, паки 08(21)06.1943 06(19)11.1943 Сарапульская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Сарапуль (Сарапул, Удмуртская АССР). Упразднена в 1937 г. 25.04(08.05)1924 05(18)07.1924 Симеон Канарский 20.09(03.10)1924 02(15)09.1925 27.09(10.10)1925 01.1927 Симеон Канарский, паки 07.1927 28.07(10.08)1927 в/у Феодор Баженов 28.07(10.08)1927 22.02(07.03)1930 Феодор Баженов 19.09(02.10)1930 Петр Горбатов 25.12.1931(07.01.1932) 14(27)01.1932 в/у Серафим Андриевский 11.1933 01(14)12.1937 Саратовская Основана 21.10.1828 (до того входила в состав Пензенской и Саратовской епархии, разделенной на две). Упразднена 08(21)10.1949 (присоединена к Астраханской епархии). Возобновлена 15(28)01.1953. Именовалась: Саратовская и Царицынская; с 15(18)09.1918 – Саратовская и Петровская; Саратовская и Астраханская; в 1942 г. – Саратовская и Сталинградская; с 31.12.1944 (13.01.1945) – Саратовская и Вольская; с 15(28)01.1953 – Саратовская и Сталинградская, паки; с 22.05(04.06)1953 – Саратовская и Вольская, паки;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крестный ход выступает из кафедрального собора (сейчас – Богоявленско-Анастасииного) после Божественной литургии, выходит на центральную площадь Костромы, где совершается молебен, а затем направляется на Запрудню, где у Спасо-Запрудненской церкви также служится молебен. q. Надо полагать, ошибка набора, должно быть – мать его Елена. r. То есть Небесного. s. Имеется в виду каждение. t. И.В. Баженов , видимо, намеренно употребил здесь архаичное слово. Приложение Библиография Поскольку ссылки автора на упоминаемые им издания не всегда исчерпывающе ясны, приводим здесь список полных названий указываемой И.В. Баженовым литературы. – Служба Пресвятыя Богородице, совершаемая марта в 14 день, в празднование явления чудотворныя Ея иконы, нарицаемыя Феодоровския, яже во граде Костроме. М., 1778. – Арсеньев Иаков, протоиерей. Описание костромского Успенского собора, учрежденного по высочайшему повелению в 1835 году кафедральным, составленное в 1829 году протоиереем оного собора и кавалером Иаковом Арсеньевым, а ныне вновь исправленное. М., 1837. – Карамзин Н.М. История государства Российского. Том IV. (Разные издания). – Хилков А.Я., князь. Ядро российской истории. М., 1770. – Софийский Временник, или Русская летопись с 862 по 1534 год. Часть 1. М., 1820. – Выходы государей царей и великих князей, Михаила Феодоровича, Алексия Михаиловича, Феодора Алексиевича, всея Русии самодержцев. (С 1632 по 1682 год). М., 1844. – Островский Павел, протоиерей. Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора. М., 1855. – Островский Павел, протоиерей. Исторические записки о Костроме и ее святыне, благочестно-чтимой в императорском Доме Романовых. Кострома, 1864. 1 История представляет немало примеров того, что русские князья и цари при основании новых городов сооружали церкви во имя ангела своего, например, Юрий Долгорукий – во Владимире на Клязьме, Юрий Всеволодович – в Юрьевце Поволжском, князь тверской Михаил Александрович – в Твери, и другие, также царь Петр Великий – в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Этот именно способ крещения ясно предполагается самыми выражениями: нисхождение в воду и выхождение из воды ( Деян. 8, 39 ). Одинаково на полное погружение крещаемого в воду как на самую естественную форму телесного омовения указывают как на еврейском и греческом языке понятия «крещения», так и все те образы, с которыми оно в Писании сравнивается, например, с потопом ( 1Пет. 3, 21 ), воды которого покрыли всю землю; или с погребением Христовым ( Рим. 6, 4 ; Кол. 2, 12 ), при чем в акте положения в землю происходит как бы погружение; или же – с переходом евреев чрез Чермное море ( 1Кор. 10, 2 и другие; ср. Еф. 5, 25–26 ). Все эти уподобления, выражая основную идею христианского крещения, ясно предполагают погружение в воду как форму наиболее ей соответствующую. Наконец, если признается справедливым уверение древних отцов и учителей Церкви, что Иоанн совершал свое крещение покаяния с произнесением известной нам формулы, то акт крещения христианского, как следует решительно утверждать, уже от времен апостольской Церкви был совершаем с произнесением выражения, заимствованного из заповеди Христа Спасителя апостолам крестить «во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28, 19 ). Что в апостольской практике крещения были употребляемы известные эти или подобные слова, намек на это имеется в речи апостола Павла о том, что Иисус Христос освятил Свою Церковь «банею водною в глаголе» ( Еф. 5, 25–26 ). Лучшие литургисты под этим выражением разумеют не учение веры или оглашение, которое всегда предшествовало крещению, а именно произнесение содержащей в себе Божественное право и власть формулы во имя Трех Лиц Божества 2 . Без сомнения, только эта формула и придавала решительное и окончательное значение крещению христианскому как священному таинству; иначе оно само в себе, в форме простого омовения или погружения в воду, имело бы не большее значение, чем какое имел обряд крещения Иоаннова. а. То есть писателя Деяний святых апостолов. b. Исправлена опечатка в тексте статьи: крещение. c. Цитируется близко к тексту. d. Ссылка исправлена (в тексте статьи ошибочно дано указание на послание к Титу). e. Цитируется близко к тексту. 1 В отношении к грешным иудеям быв действительно крещением покаяния, Иоанново крещение не было таковым в отношении к безгрешному Иисусу Христу, Который без обычного для других исповедания грехов при стоянии в воде крестился и вышел из нее немедленно ( Мф. 3, 16 ). При совершении крещения над Ним Иоанн вместо обычной своей формулы только выразительно указал стоявшим при реке Иордане иудеям на явление в Иисусе Того Самого Мессии, о пришествии Которого доселе предвозвещал. Читать далее Источник: Баженов И.В. Крещение Иоанново и христианское//Костромские епархиальные ведомости (Прибавление к отделу неофициальному). 1914. 1. С. 8-15; 2. С. 36-45. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

После сего они во главе с попечителем церковно-исторического общества преосвященным Тихоном и преосвященным викарием проследовали в обширный актовый зал училища – который оказался весь наполненным просвещенным собранием, на хорах же его поместились воспитанницы двух выпускных классов, оставшиеся в училище для сдачи последних экзаменов. После пения тропаря «Днесь благодать Святаго Духа нас собра…», по благословению преосвященного попечителя общества, секретарем духовной консистории Л. Шавельским прочитан указ Святейшего Синода об утверждении Костромского церковно-исторического общества по определению от 24 ноября – 22 декабря 1911 года за 9105, и Его преосвященство изволил объявить общество открытым. Затем, с благословения Его преосвященства, преподавателем духовной семинарии И. Баженовым прочитан реферат 2 на тему «Данные относительно пребывания царя Михаила Феодоровича Романова в Ипатьевском монастыре в начале 1613 года». По прочтении выражена референту благодарность всего просвещенного собрания. Его преосвященству угодно было при этом отметить, что представленные положительные данные доказательно удостоверяют, что, вопреки появившемуся в последнее время частному предположению, боярин Михаил Феодорович с матерью инокиней Марфой, по удалении своем из села Домнино, в начале 1613 года проживал в безопасности действительно в Ипатьевском монастыре, а не в Костромском кремле. Далее, по предложению преосвященного попечителя общества, избран почетным членом его директор Императорского Санкт-Петербургского археологического института Николай Васильевич Покровский и предложено было собранию избрать председателя общества и совета и членов совета общества. Избраны председателем преподаватель И. Баженов и членами совета: отец ректор семинарии протоиерей В. Чекан, директор народных училищ И. Виноградов , начальница епархиального женского училища Л. Поспелова, инспектор классов того же училища священник Н. Виноградов , смотрители духовных училищ – Костромского П. Виноградов и Кинешемского священник Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Архимандрит Иосиф (Баженов) как редактор " Вятских епархиальных ведомостей " обратился в связи с обвинениями " Голоса " с запросом к великорецкому причту. В результате настоятель прихода села Великорецкое, благочинный местного округа священник Иоанн Сычугов составил подробный отчет, помещенный в том же 1869 году в " Вятских епархиальных ведомостях " Отчет был подписан всеми членами причта прихода. На следующий год архимандрит Иосиф (Баженов) в официальном губернском издании " Памятная книжка Вятской губернии " подробно разобрал историю " жертвоприношения " баранов в ходе Великорецкого крестного хода с. 55–74]. Он указывал, что явление иконы святителя Николая произошло в 1383 году, крестный ход в честь него ежегодно совершается с 21 мая ст. ст. с. 59]. Крестный ход совершался неопустительно на протяжении столетий: " Пред 1551 годом замечено в летописи, что хлыновцы почему-то в этот год не носили иконы святителя Николая Чудотворца в село Великорецкое, но быв вразумлены явным наказанием Божиим – появлением во время лета страшного холода (с 1 июня по 12-е), угрожавшего неурожаем и голодом, " паки обещашася по вся лета ходить неотложно " " с. 60]. В XVIII веке управляющие Вятской епархией принимают ряд решений, регламентирующих этот крестный ход (раньше он совершался водным путем на стругах, теперь стал пешим) с. 61–62]. Однако вернемся в 1839 год. Своей резолюцией на рапорте губернатора император Николай I потребовал разъяснений от епископа Вятского Неофита. При этом император повелел " не нарушая при сем случае древних и укоренившихся в народе обычаев, поколику оные не противны правилам Церкви, учинить распоряжение, дабы тщательно устранено было все, что не сообразно с достоинством богослужения и со святостью места, и дабы обычай, соединенный с набожностью, не был в то же время соединен с беспорядками, нечистотой и корыстными видами " с. 64–65]. Святейший Правительствующий Синод изучил объяснения епископа Неофита и 17 мая 1840 года издал указ 5690, в котором объявил, что " нашел основательным доказательство

http://religare.ru/2_116547.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010