Павел IV некогда замышлял увеличить число кардиналов до 100. В состав нормального (70) числа входят 6 подгородных епископов, 50 пресвитеров и 14 диаконов. Однако же свящ. коллегия почти никогда не имела такого количества своих членов, за исключением 1853 г. 26 Паллиум или омофор, изготовляемый обыкновенно монахинями св. Агнессы в Риме, составляет с XII века украшение, посылаемое папою вновь посвященному епископу, и имеет форму воротника из белой шерсти с красными крестами. Со времени Латеранского собора в 1215 г. паллиум признан необходимым атрибутом епископского сана и на него епископы обязаны платить папе до 30 тысяч флоринов, несмотря на то, что базельский собор отверг плату за него. При погребении паллиум клался вместе с лицом, которому был дарован. 27 Так Бенедикт XIV в 1749 г пожаловал португальскому королю титул fidelissimo (вернейшего), а Пий IX дал титул piissimo (благочестивейшего) бывшему королю неаполитанскому. 28 О них см. кроме сочинения Филлипса, Real-encyklopadie, -Herzog′a II t. 580–582 стр.; Ветцера Энциклоп. 344–345 стр.; Lerbuch Kirchenrechts Вальтера, 292–294 стр. Ср. «Устройство церковного управления в папской области» в «Дух. Беседа» за 1870г. I т. 29 В первоначальном своем виде она учреждена в XIII в. Папою Иннокентием XIII для истребления во Франции ереси альбигойцев; сначала члены ее действовали на еретиков дружескими увещаниями, потом в случае сопротивления подвергали упрямых обыкновенному суду, впоследствии же, во времена пап Григория IX, Иннокентия IX и Климента IV, жестокость членов ее возросла до того, что инквизиция превратилась в страшное учреждение производившее казни. 31 Название свое этот трибунал получил от того, что судьи размещались в зале собрания на своих местах так, что образовали форму колеса (rota – колесо) 32 «Современный вопрос о папстве» в журнале «Руководство для сельских пастырей» за 1864 г. 14–15. Читать далее Источник: Баженов И.В. Римские кардиналы, их права и положение в римской церкви//Христианское чтение. 1895. 1-2. С. 57-99. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Именно в этом новом варианте, как справедливо заметил А.И. Михайлов, их верхние объемы становятся близки казаковской церкви в Петровском–Алабине, а в декоративное решение вносится характерный для Казакова мотив сочетания в одной композиции двойной арки с гирькой и килевидного кокошника над ней. 4). Рисунок шпиля в первоначальном варианте совпадает с характером шпиля баженовской церкви села Знаменского, а в осуществленной постройке близок завершению одной из башен казаковской ограды Старо–Голутвинского монастыря близ Коломны, а по наблюдению Михайлова, и шпилю церкви Вознесения на Гороховом поле. 5). Ротонда над трапезной – поздняя, возведена в XIX в. Передача Казакову работы, начатой Баженовым, вполне логична для ситуации, сложившейся для этих зодчих в 80–е годы XVIII века. Баженов впал в немилость у Екатерины II и был отстранен от возведения дворца в Царицыно. Маловероятно, что при таких условиях Баженов смог быпродолжить работу над сооружением церкви в усадьбе Измайлова – такая открытая поддержка опального зодчего могла повредить ему самому. Еще менее вероятно, чтобы Измайлов, имевший возможность выбрать для продолжения работы лучшего архитектора Москвы, мог обратиться к кому–нибудь, кроме Казакова, уже завоевавшего непререкаемый авторитет. Кроме того, кандидатура Казакова была идеальной и с точки зрения придворной дипломатии. Он был в милости у двора, и именно ему было поручено продолжить строительство в Царицыно, отнятое у Баженова». «Анализ стилистических черт церкви в Быкове, а также время ее создания, совпадающее с периодом резкого изменения в положении Баженова и Казакова, привели к убеждению, что именно Казаков был автором окончательного варианта этого памятника…Это сооружение явилось результатом своеобразного сотрудничества двух великих зодчих. М.Ф. Казаков, изменивший художественный образ первоначального замысла В.И Баженова, создал замечательное и самобытное произведение архитектуры», –делает вывод А.Г. Борис. Недавно обнаруженные «Записки» В.А. Бакарева, сына казаковского ученика (собрание М.Н.

http://sobory.ru/article/?object=01404

Конечно, столь выдающееся благорасположение и весьма ценное внимание к Ипатиеву монастырю оказывается по живому представлению того, что в нем именно в начале 1613 года пребывал родоначальник царствующего Дома, в нем от злодейства поляков спасена жизнь целой династии Романовых; отсюда очевидно великое значение Ипатиева монастыря. Так, в виду обрисованных положений Костромского кремля и Ипатиева монастыря, равно из самых обстоятельств и отношений фамилии Романовых к Годуновым, также в виду согласного удостоверения авторитетных историков России и соответственно несумнительным местным традициям вообще и в частности Ипатьевского монастыря, следует признать истинным лишь то издавна усвоенное во всей России представление, что шестнадцатилетний Михаил Феодорович Романов с матерью инокиней Марфой в конце февраля и в начале марта 1613 года нашли и имели для себя вполне безопасное убежище действительно в Ипатьевском монастыре, в котором тогда отведены были для их помещения келарские или наместничьи кельи как более удобные и благоустроенные – почему этим историческим кельям уже с конца XVII века усвоены названия «царских теремов» и «дворца Михаила Феодоровича». а. В тексте статьи встречаются различные варианты написания отчества царя (Федорович и Феодорович), нами же при публикации выбрано единое традиционное написание – Феодорович. b. Возможно, опечатка и должно быть – возражение. c. Исправлена опечатка – 1517, см. авторское примечание 2. d. Из противоположностей рождается истина (лат.). e. По видимому– здесь в значении «будто бы». f. Отчество Осипович у Ивана Сусанина появилось лишь в текстах XIX века и никак не обосновывается историческими документами. По сути, это – курьезная ошибка, получившая, однако, весьма широкое распространение. g. Мартиролог – здесь в значении «описание страданий». h. Его – видимо, подразумевается принадлежность деревни к приходу села Домнино. i. Видимо, И.В. Баженов имеет в виду книгу В.В. Беляева «История города Макарьева на Унже…» (см. Приложение). j. Исправлена опечатка – 13 века. k. В действительности И.М. Глинский был двоюродным братом царя. l. Для духовного сословия того времени разные фамилии родных братьев – явление вполне обычное. m. Правильно – «Древняя Русь в великие дни», см. Приложение Приложение Библиография Поскольку ссылки автора на упоминаемые им издания не всегда исчерпывающе ясны, приводим здесь список полных названий указываемой И.В. Баженовым литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

1891. С. 3, 15, 58). На его средства из драгоценного металла был сделан оклад на икону мучеников с частицами мощей, присланную из Москвы. Оклад был украшен виршами, возможно сочиненными иером. Стефаном. В них прославлялись Пресв. Богородица и Кизические мученики как Ее служители. Др. вклады иером. Стефана - драгоценный ковчег для частиц мощей Кизических мучеников; неск. напрестольных крестов, в т. ч. крест с частицей Креста Господня, частицами мощей св. Стефана, греч. и рус. святых и вкладной надписью, к-рый хранился за престолом в футляре (Там же. С. 41, 47; упоминания о кресте см.: Дульский. 1917. С. 20), напрестольный крест средней величины с частицами мощей и вкладной надписью о ктиторстве иером. Стефана и вкладе в марте 1694 г., малый крест (без мощей) в серебряном окладе, вложенный им в сент. 7201(1692) г. ( Никанор (Каменский). 1891. С. 47-48); сосуды с вкладными надписями, серебряное кадило (1693) (Там же. С. 49; опубл.: Дульский. 1917. С. 19, 24), серебряный ковш для теплоты с надписью о вкладе иером. Стефана (Сахарова); по работе ему соответствуют другие серебряные сосуды и еще одно кадило без подписей ( Никанор (Каменский). 1891. С. 49); дароносица ( Дульский. 1917. С. 19). Другие вклады - напрестольное Евангелие, вложенное 1 февр. 1695 г. ( Никанор (Каменский). 1891. С. 16, 48), с упоминанием в записи цесаревича Алексея Петровича. Иером. Стефан, видимо, вложил также часть личных сокровищ и свой портрет (персону). Среди достопримечательностей монастыря в 1833 г. упоминается священнический пояс, сотканный из шелка, с греч. надписью и пришитым к нему ремнем, надпись на к-ром сообщала: «Сий пояс - мера Гроба Господня из святого града Иерусалима, при первом игумене Ипатии прислан в Кизицы. Стефан писал» (пояса не было уже в 1891; см.: Там же. С. 50. Примеч. 1; возможно, на основании надписей с этого пояса казанский историк Н. Баженов полагал, что иером. Стефан (Сахаров) совершил паломничество в Св. землю - см.: Баженов. 1847. Ч. 2. С. 50). Портрет иером. Стефана (Сахарова) ( Никанор (Каменский).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Более крупные пожертвования поступили: от преосвященного Тихона 100 рублей; от протоиерея, пожелавшего обозначить себя под инициалами, 50 рублей; игумении Марии 50 рублей; вице-губернатора 25 рублей; священника К. Андреевского 20 рублей; священника В. Березовского 15 рублей; прочие же пожертвования состоят из взносов часто в 5, преимущественно в 3 рубля и менее. Церковно-историческое общество питает надежду на то, что и в последующее время оно не будет оставлено сочувствием просвещенных деятелей и епархиального духовенства как доставлением старинных церковных предметов, рукописей и так далее, равно сообщениями из области местной церковной истории и археологии, так и посильными денежными взносами, особенно потребными для начальной надлежащей организации и установки многосложных дел общества . a. Епископ, впоследствии архиепископ Тихон (Василевский) управлял Костромской епархией в 1905–1914 годах. b. 1912 года. c. Цитата скорректирована по традиционному церковнославянскому тексту. d. Вероятно, пропущено слово и следует читать – об утверждении устава. e. Видимо, здесь упоминается протоиерей Вячеслав Корнильевич Магнитский, настоятель церкви во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских при Александровском кадетском корпусе (Санкт-Петербург) в 1911–1918 годах. f. В тексте вместо этого слова – знак параграфа. g. Цитата из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», слова летописца Пимена (сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре»). h. Так в тексте. i. По контексту вероятнее – Желая. j. По контексту вероятнее – сочувствую. k. По контексту вероятнее – благопожеланиями. l. Статья подписана инициалами: И.Б. m. Текст реферата был опубликован в 14 и 15 журнала за 1912 год. 1 От ректора Московской духовной академии преосвященного Феодора: «К сожалению, служебные обстоятельства решительно не позволяют мне принять участие в торжестве открытия Костромского церковно-исторического общества. Принося Вашему преосвященству глубокую благодарность за любезное приглашение на означенное торжество, прошу передать вновь открываемому обществу мои искреннейшие пожелания процветания под просвещенным руководством Вашего преосвященства и успеха в исследовании и изучении местных памятников церковной старины». 2 От исполняющего должность костромского губернатора, вице-губернатора И.В. Хозикова: «Очень сожалею, что служебные обязанности лишают меня возможности быть на открытии церковно-исторического общества. В 10[-м] параграфе устава общества значится, что желающие быть действительными членами общества должны сделать денежный взнос, и посему, прилагая 25 рублей, прошу Вас, владыко, зачислить меня действительным членом». Читать далее Источник: Баженов И.В. Открытие Костромского церковно-исторического общества//Костромские епархиальные ведомости (Отдел неофициальный). 1912. 13. С. 372-382. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Особый интерес во внутреннем интерьере храма представляет несколько пар больших дореволюционных хоругвей, на удивление хорошо переживших бурный ХХ век. На фоне иконостаса выделяются огромные хоругви с двуглавыми орлами, прсвящённые бракосочетанию императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. Их удалось отреставрировать в 2015-16 годах мастерам Александру и Алексею Винниковым. Особое внимание привлекает большой образ Святителя Николая Чудотворца в недавно отреставрированной богато вышитой ризе. Художественную ценность интерьера дополняют иконы рубежа XIX-XX веков в больших вызолоченных киотах. Это позволяет восхищаться торжественностью и великолепием внутреннего убранства Троицкого храма, которые захватывают с первых минут пребывания в нём. Из журнала: " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2019 Повышенное внимание исследователей всегда привлекала наиболее ранняя из румянцевских церквей – Троицкая в подмосковном селе Троицкое-Кайнарджи. И по дате закладки (1778 г.), и по аналогичному посвящению она - прямая реакция на собор Александро-Невского монастыря. Давнее включение храма в круг произведений Баженова внесло путаницу в строительную историю памятника, затруднив его объективную оценку. Сохранившееся в архиве письмо В.И. Баженова к Г.А. Потемкину 1774 г., где упоминается о посылке архитектором через П.А. Румянцева выполненного им плана церкви, было неверно истолковано многими исследователями. Этот факт рассматривался как подтверждение баженовского авторства в отношении задуманной Румянцевым церкви в подмосковной усадьбе Троицкое-Кайнарджи. При этом правильное прочтение письма доказывает, что Баженов посылал через Румянцева чертеж, предназначавшийся для Потемкина. Тем не менее, в публикациях утвердилась датировка Троицкой церкви 1774 г. На самом деле Румянцев тогда еще не владел подмосковным селом Троицким и не мог вести там какое-либо строительство. Документальные подтверждения начала строительных работ в Троицком датированы 1776 г., а закладка храма состоялась только весной 1778 г. Проект, вероятно, разрабатывался с конца 1777 г., о чем свидетельствует ряд писем, в которых упоминаются привлеченные заказчиком архитекторы К.И. Бланк и Ю.М. Фельтен. Баженов в этой связи в источниках не фигурирует, и, по всей видимости, проектирование Троицкой церкви никак с ним не связано.

http://sobory.ru/article/?object=01145

Примыенение этого символа к св. Иоанну обусловливается особенным характером его Евангелия. Составляя повествование о Господе Иисусе в восполнение первых трех Евангелий, в которых передается по преимуществу деятельность Его как Богочеловека, Иоанн поставил своею задачею привести верующих к познанию Его высшого божественного происхождения (20, 31) и передать нам историю не столько великих Его дел, совершенных на земле, сколько возвышенное учение Его о Господе Отце, о Себе Самом, как истинном Мессии, о Духе Святом, о Церкви и пр. Поэтому то Евангелие Иоанна за его возвышенный характер древние Отцы Церкви называли духовным. В четвертом Евангелии преимущественно пред первыми тремя Евангелиями – речь о недосягаемой высоте Слова – содержатся те возвышенные беседы Господа, в которых излагается учение Его о всей тайне искупления мира смертью Его (5, 14–47; 6, 25–71; 8, 12–59; 10, 22–39; 14–17 гл.). Уже в начале своего Евангелия, изображая божество Иисуса Христа (1, 1–18), Иоанн, подобно орлу, воспарил к Солнцу правды и с орлиною острозоркостью проникнул в недоступныя для естественного ума небесные высоты боговеденья. В Евангелии Сийского Антониева монастыря об этом читаем на 11 л. следующее: «Ум Иоанна получил высшее просвещение от Самого Источника света, перо его нравонеуклонного ума простирается на небесную высоту и невозбранно пролетает чрез все девять небес, выше всех чинов ангельских до самого предела неприступного Света. Своим гласом, изрекшим высокую истину: «в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово», он просветил всю церковь . Сего ради не престаю на московском толковании, ибо неправо Иоанна львом пишут, паче же приемлю Златоустого, толкование Иеронимово, иже его нарекоша орлом высокопарным от действа его высокой богословии» (см. в книге Н. Покровского XXXIII-XXXIV стр.). Для означения этого-то отличительного характера четвертого Евангелия и усвоено св. Иоанну изображение орла, который является прекрасным символом возвышенного его учения о Боге Слове. 2 В Остромировом Евангелии XI в. возле тельца, символа Евангелиста Луки, написано: «сим образом тельчим Дух Святый явися Луце»; значит в символе Евангелистов изъяснитель видит формы явления Святого Духа Евангелистам. Читать далее Источник: Баженов И.В. Символы св. Евангелистов//Приходское чтение. 1915. 15. С. 521-526. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

265. Из почты Патриарха//Комсомольская правда. 31.03.1998. 266. Соколов Н. " Следствие не питает сомнения, что погибших сжигали на кострах... "http://Комсомольская правда. 31.03.1998. 267. Истину откроет Бог//Приморский Благовест (Владивосток). 1998, март, 3 (32). 268. Яковин Анатолий, протоиерей, Палладий (Отрошко), игумен, Сергий (Баженов), иеромонах, Трусов Александр, иерей, Травин Яков, иерей, Ястребов Александр, иерей, Баженов Иннокентий, иерей, Некрасов Андрей, иерей, Аникин Олег, иерей. Не допустить кощунства! Демократы под руководством молодого реформатора Немцова пытаются еще раз обмануть Русский народ: под видом Царя и Его Семьи будут хоронить останки неизвестных людей! Открытое письмо священников Bлaдuмipckoй Епархии (от 22.02.1998)//Черная Сотня. 1998, март, 2. 269. Коваленко Юрий. Царские долги – через французский суд//Новые известия.01.04.1998. 270. Священный Синод отказался признать подлинность " Екатеринбургских останков "http://Русь Православная. 02.04.1998, 3 (9). 271. [Душенов К.Ю.] Агония фальсификаторов//Русь Православная. 02.04.1998, 3 (9). 272. Григорьев Сергей. Како веруеши?//Русь Православная. 02.04.1998, 3 (9). 273. Буркин А.И.Подлог//Русь Православная. 02.04.1998, 3 (9). 274. Селищев Николай. Провокация против России//Русь Православная. 02.04.1998, 3 (9). 275. Адамов В.А. Легко ли быть двуликим?//Советская Россия. 1998, март. 276. Миронова Татьяна. По слову Святого Завета. Государь Николай II не отрекался от Престола//Русь Державная. 03.04.1998, 3 (47). 277. Саулкин Виктор. Знамение Божией Матери в Москве//Русь Державная. 03.04.1998, 3 (47). 278. Резолюция Bceмiphoro Русского народного Собора 18-20 марта 1998 г. по проблеме Екатеринбургских останков//Русь Державная. 03.04.1998, 3 (47). 279. Харитонов Сергей. Под Державным Покровом. Заметки об иконографии " Державной " иконы Божией Матери//Русь Державная. 03.04.1998, 3 (47). 280. Иванов Николай. ЛДПР ищет останки Михаила Романова и намерена провести в Перми вторую конференцию, посвященную памяти брата последнего российского императора//Независимая газета. НГ-регионы. 07.04.1998, 6.

http://religare.ru/2_47504.html

24 марта 1797 года император Павел получил прошение жены священника воронежского Покровского женского монастыря, Феодосии Баженовой, жаловавшейся, что ее муж, священник Петр Баженов, перенес много притеснений от преосвященного воронежского Мефодия и, наконец, был отослан им в монастырь «за несоблюдение будто бы учиненного от преосвященного запрещения». Когда ее муж, по словам Феодосии Баженовой, зная свою невинность, просил у архиерея позволения перенести дело в Синод, преосвященный не дал ему «ни апелляции, ни паспорта на проход в св. Синод», а вместо того, отрешив священника от места и не сняв с него запрещения, отослал Баженова в монастырь на работу, не назначив даже и времени его освобождению 518 . По поручению государя, Мусин-Пушкин 24 апреля 1797 года предложил поступившую жалобу на обсуждение св. Синода 519 , и последний постановил потребовать от епископа Мефодия соответствующих объяснений 520 . Мефодий написал в своем объяснении, что он говорил Баженову о синодальных указах, предписывавших, в случае неудовольствия на распоряжения епархиального начальства, обязательно пересылать прошения в св. Синод по почте и никого из духовных лиц не отпускать в столицы «без законно правильных причин». И хотя преосвященный оправдывал себя в невыдаче священнику паспорта и просимой им копии с дела, для перенесения его в св. Синод, – оправдывал тем, что «поп» Баженов был замешан в производившемся в то время и еще не решенном деле девицы Екатерины Бехтеевой, находившейся в преступной связи с подсудимым священником 521 , но Синод, рассмотрев все обстоятельства, обнаруженные начавшимся следствием, без всякого влияния прокуратуры, постановил дело Баженова, как «произведенное не на законном основании, а по одному точию мнимому его епископа подозрению, уничтожить во вся», пострадавшего священника, посланного в монастырь неправильно и противозаконно, немедленно освободить из заключения, возвратить на старое место и обязательно выдать ему жалованье и все доходы за все время со дня его отрешения от должности, преосвященному же воронежскому подтвердить. чтобы он на будущее время поступал осторожнее в производстве и решении различных дел, сообразуясь с точным смыслом церковных и государственных законов, а не подвергая истязаниям и штрафам безвинных священнослужителей 522 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

Икона Божией Матери «Игумения Всечестнейшая обителей иноческих», с предстоящими преподобными Никитой Боровским, Сергием Радонежским, Афанасием Высоцким Старшим и Афанасием Высоцким Младшим. Кон. ХХ — нач. XXI в. (серпуховской Высоцкий мон-рь) Сам старец скорее всего начинал свой монашеский путь в Троице-Сергиевом мон-ре и был пострижен в монашество прп. Сергием Радонежским. По позднему преданию, существовавшему в костромском Богоявленско-Анастасиином монастыре , Н., почитавшийся основателем этой обители, приходился сродником прп. Сергию Радонежскому. «На родственное отношение старца Никиты к преподобному Сергию может отчасти указывать то обстоятельство, что в синодике Богоявленской обители записан для поминовения род преподобного Сергия Радонежского» ( Баженов. 1895. С. 4). И. В. Баженов описал 2 синодика Богоявленского мон-ря. В древнейшем списке кон. XVI - нач. XVII в. род прп. Сергия не упоминается, отсутствует и имя основателя обители Никиты. Данные о них содержались в более позднем списке - XVII-XVIII вв. Упоминание рода прп. Сергия в монастырском синодике не может служить доказательством родства преподобного с основателем обители. Так, напр., род Сергия Радонежского записан в синодике новгородского Вяжицкого во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря, к созданию к-рого, как хорошо известно, не имел отношения ни прп. Сергий, ни его ученики. Упоминание прп. Сергия в синодике говорит скорее о распространении почитания Сергия Радонежского в Новгородской земле после ее присоединения к Московскому княжеству. После Смутного времени на костромских землях, сильно пострадавших от польско-литов. интервенции, так же значительно возросло почитание прп. Сергия, чей мон-рь стал символом сопротивления в годы интервенции. В древнейшей сохранившейся писцовой книге города за 1627/28 - 1629/30 гг. перечисляются церкви, расположенные на территории старого городища Костромы и ее посада, приделы к-рых были посвящены прп. Сергию Радонежскому: ц. вмч. Димитрия Солунского «у Нового города против Благовещенских ворот», ц. во имя свт. Николая Чудотворца в посаде на Дебре, ц. Рождества Пресв. Богородицы «у Волги», соборная Троицкая ц. В самом Богоявленском мон-ре в 20-х гг. XVII в. была построена столпообразная звонница с храмом во имя прп. Сергия Радонежского в нижнем ярусе (Писцовая книга г. Костромы. 2004. С. 314). Вероятно, в это же время род прп. Сергия был вписан в синодик Богоявленского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2565350.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010