Вахтанг V ( ? -1658) - сын грузинского царевича Теймураза (? - 1625), стал Царём Картли. В 1611 году Теймураз (? - 1625) Багратион получили удел Мухрань в Карталинии, Темураз Багратион - сын грузинского царевича Вахтанга( ? -1580), Вахтанг - Сын грузинского царевича Баграта(? -1539), Баграт[Царевич] - Сын грузинского царя Константина II] (? -1505):- , Константин II - Сын грузинского царевича Дмитрия, Царь Грузии с 1478, Царь Картли с 1490, родоначальник царей Картли. Источник:- http://bagratuni-1.blogspot.ru - Багратиды Багратиони Багратуни От Князя Теймураза, владетеля (батони) Мухранского, происходящего от Грузинского царского рода Багратидов, ведет свое родословие и ветвь Князей Багратионов-Мухранских. Старинный удел князей Мухранских находился в Карталинии. От царей Кахетии] происходят: - цари и царевичи Грузинские (Картли-Кахетинского царства); - светлейшие князья Грузинские (младшей ветви, предки которых царствовали в Кахетии до 1744 г., потом в Кахетии и Карталинии вместе, с 1744 по 1800 год; - князья Давыдовы и Багратионы-Давыдовы (кахетинская ветвь). Грузинский царский дом разделяется на 4 ветви: 1) старшая ветвь, предки коей царствовали в Карталинии до 1724 года; 2) князья Багратионы, младшая отрасль предыдущей ветви; 3) князья Багратион-Мухранские - ветвь, отделившаяся от общего корня в XVII веке и до начала XIX века владевшая уделом Мухранским; 4) младшая ветвь, предки коей царствовали в Кахетии и Карталинии до 1800 года. Царственное происхождения Ветви Картлинских-Багратион (Грузинских и Мухранских Князей одинаково) Багратионы не приняли титул " светлейших князей Багратионов " , продолжают считать себя Царским Родом и желают сами регулировать правила своего титулования, принцип, который не зависит от Основных Законов Российской Империи или норм титулирования Английской Короны или Прусского Рода Гогенцоллерн. Д. Саргис пишет, что он, будучи грузином по происхождению, не может не возразить на утверждение Н. Р. Романова, что род Багратионов не является царствовавшим или владетельным домом.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/11/03/v_...

Среди названных респондентами общеабхазских святилищ фигурировали Дыдрыпш-ныха, Лашкендар-ныха, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха, входящие в число семи главных святилищ, оберегающих Абхазию, а также не входящие в это число Ебыр-ныха и Аергъ-Лапыр-ныха. Некоторые из респондентов назвали святилищем своего рода, фамилии священный кувшин " ахапщщьа " ( " апща хапщьа " ), традиционное место моления рода " рныхрртаа " ( " рныхварта " ), или святыню, название которой определялось ее географическим местоположением в определенном селе (например " Кланурхувская аныха " ). Респондент из фамилии Эбжноу, ныне проживающий в городе Гудаута, в качестве фамильной святыни назвал аныху Бытха – святилище, находившееся в окрестностях современного города Сочи. Оно получило широкую известность благодаря популярному роману Баграта Шинкуба " Последний из ушедших " , в котором неоднократно упоминалось это святилище убыхов – родственного абхазам народа, проживавшего до своего выселения в Турцию в XIX в. в окрестностях современного Сочи. Скорее всего данное упоминание в анкете о Бытхе связано с тем, что, как считается, современная абхазская фамилия Эбжноу происходит именно из убыхов. Часть опрошенных указала, что имеет фамильные святилища (например, Ахба-ныха в селе Ачандара у фамилии Ахба). Некоторые представители семей, известных в истории своей связью с морем, отметили, что у них есть " святилище на берегу моря " (такова, например, аныха Ряпш фамилии Ампар). Своеобразие религиозных представлений современных абхазов наглядно иллюстрируется следующим рассуждением проживающего в селе Ачандара Л. Хагба, считающего себя мусульманином: " Аллах – это Бог для всех людей, для нас же главный Бог – Дыдрыпш, который обитает рядом, на горе Дыдрыпш-ныха " . Другой наш собеседник, Золотинска Цымцба из села Бармыш, являющийся жрецом святилища Аергъ-Лапыр-ныха, заявил: " я – мусульманин, но никаких обрядов типа " байрам-майрам " не делаю, а следую только традициям своих предков " . Во время традиционных молений лишь некоторые из людей преклонного возраста продолжают обращаться к Аллаху, однако это имя (наряду с Хазшаз – Творец и другими) используется ими в качестве одного из названий Бога-Творца Анцэа.

http://religare.ru/2_26838_1_21.html

Среди названных респондентами общеабхазских святилищ фигурировали Дыдрыпш-ныха, Лашкендар-ныха, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха, входящие в число семи главных святилищ, оберегающих Абхазию, а также не входящие в это число Ебыр-ныха и Аергъ-Лапыр-ныха. Некоторые из респондентов назвали святилищем своего рода, фамилии священный кувшин " ахапщщьа " ( " апща хапщьа " ), традиционное место моления рода " рныхрртаа " ( " рныхварта " ), или святыню, название которой определялось ее географическим местоположением в определенном селе (например " Кланурхувская аныха " ). Респондент из фамилии Эбжноу, ныне проживающий в городе Гудаута, в качестве фамильной святыни назвал аныху Бытха – святилище, находившееся в окрестностях современного города Сочи. Оно получило широкую известность благодаря популярному роману Баграта Шинкуба " Последний из ушедших " , в котором неоднократно упоминалось это святилище убыхов – родственного абхазам народа, проживавшего до своего выселения в Турцию в XIX в. в окрестностях современного Сочи. Скорее всего данное упоминание в анкете о Бытхе связано с тем, что, как считается, современная абхазская фамилия Эбжноу происходит именно из убыхов. Часть опрошенных указала, что имеет фамильные святилища (например, Ахба-ныха в селе Ачандара у фамилии Ахба). Некоторые представители семей, известных в истории своей связью с морем, отметили, что у них есть " святилище на берегу моря " (такова, например, аныха Ряпш фамилии Ампар). Своеобразие религиозных представлений современных абхазов наглядно иллюстрируется следующим рассуждением проживающего в селе Ачандара Л. Хагба, считающего себя мусульманином: " Аллах – это Бог для всех людей, для нас же главный Бог – Дыдрыпш, который обитает рядом, на горе Дыдрыпш-ныха " . Другой наш собеседник, Золотинска Цымцба из села Бармыш, являющийся жрецом святилища Аергъ-Лапыр-ныха, заявил: " я – мусульманин, но никаких обрядов типа " байрам-майрам " не делаю, а следую только традициям своих предков " . Во время традиционных молений лишь некоторые из людей преклонного возраста продолжают обращаться к Аллаху, однако это имя (наряду с Хазшаз – Творец и другими) используется ими в качестве одного из названий Бога-Творца Анцэа.

http://religare.ru/2_26838.html

У Толи Солоницына рак легкого. Была операция, и ему вырезали часть легкого. Попробовать похлопотать о государственной квартире для него. Сегодня был у англичан на приеме в надежде получить свое кольцо, которое я оставил в Лондоне, но, к сожалению, Гордон не принес его сегодня. Вечером ужин у Гавронского — в четверг едет в Рим. NB. Не забыть позвонить Тонино 27-го в три часа дня от Гавронского. Работаем с Аркадием над «Ведьмой». Получается неплохо. 18 марта Да, забыл вчера записать: два дня тому назад умер Грасси. В Лондоне после операции на сердце. Ларисе надо ложиться в клинику. Она очень нездорова. Николаев говорит, что единственное место — Кунцево (IV Упр[авление]), отделение функциональной диагностики. А как туда попасть? Просить Колю? А он сможет ли? Господи, как трудно у нас жить. Звонили из Мосэнерго: требовали уплаты денег за электричество. А то, мол, будем обращаться в дирекцию студии. Смотрел вчера последний фильм Куросавы, который получил Гран-при на Каннском фестивале. Это плохой фильм. Такое впечатление, что весьма посредственный режиссер очень посредственно подражает Куросаве. Какая-то автопародия. Звонил Ясь Гавронский. Сообщил, что консульт. совет утвердил постановку «Ностальгии». Есть телекс на имя Ермаша. Это телекс из Рима [Перевод с итал., см. Приложение ]: «Sig. F. T. Ermash, Presidente del Comitato Statale per la Cinematografia dell’URSS Mosca; p.c. Jas Gawronsky — telex 413218 — RA1 Mosca La rete TV 2 della RAI mi assicura oggi di voler continuare a lavorare sul progetto ottenendo alcuni positivi risultati che spero consentiranno il consiglio d’amministrazione di deliberare favorevolmente. In caso di approvazione, la Rete conta di effettuare con voi e con il regista le piii tempestive, opportune verifiche produttive. Cordiali saluti, Presidente della RAI» Был Баграт О[ганесян]. Проездом в Италию — на фестиваль в Сан-Ремо с «Осенним солнцем». Это замечательно. Правда, армяне очень этому сопротивлялись. Даже были доносы в КГБ о том, что мать его живет за границей, хотя все знают, что она живет в Баку. А девять дней тому назад умер отец Баграта.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

21 сентября Москва Райком возможен без Ларисы. Костиков сказал, что контракт у Павлёнка, но скоро будет отправлен. Когда? 22/23 сентября Видел Толю Солоницына с женой. Он, конечно, слаб, тяжело дышит. Но выглядит хорошо. Были с ним в райкоме. В столе, в деревне, нашел обрывок бумаги: «Может быть, не нужно начинать с Тени отца . Один раз будет сильнее»; «Если найти способ выразить в фильме идею преемственности и благодарности ( 4 капитана ), то можно было бы выбросить всю линию Фортинбраса »; « Могильщики должны работать, сменяя друг друга, и произносить свои слова, тяжело дыша». Эта записка относится ко времени постановки «Гамлета». Последнее соображение не так уж дурно. У Баграта все плохо: никто из начальства не воспринимает сочинение Матевосяна как сценарий. Но самое ужасное, что они правы. Араик полностью провалился. Он надеется сделать какие-то поправки, чтобы сдать картину телевидению. Думаю, это не удастся. Надеюсь, Араик понял, что режиссура не его планида. До сих пор не послан контракт итальянцам. Завтра напомнить об этом Костикову (Госкино). Дозвониться Нехорошеву, которого из-за болезни нет на работе (м. б. запил?). Звонила Марина Бейку (она в СССР сейчас) от Ирины. Просила интервью. Не хочется обижать старую однокашницу, но интервью не хочу. Боже — 20 лет, нет, больше, не виделись! 23 сентября Контракт будет послан к концу месяца. Сегодня еще раз пришлось объяснять, что консультативный совет соберется только после того, как RAI получит наш проект контракта. Завтра хочу поехать в деревню сделать навес над крыльцом бани, наметить, как заказать крюки для ставен. 26 сентября Мясное Как здесь хорошо! И дожди, и пасмурная погода — но все равно замечательно! Сегодня надо придумать крепления для оконных щитов, которые остались бы и после ремонта. Затем надо сделать навес над крыльцом бани. Сегодня всю ночь был туман, сейчас уже десять часов утра, а туман продолжает лежать, густой и непроницаемый. А ночью были видны звезды. Неужели они все же хотят затянуть и тем самым разрушить всякую возможность контракта с итальянцами? Или это моя воспитанная в вечных стычках с начальством недоверчивость?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Чик налегал и на салат. Вернее, на огурцы. Помидоры он терпеть не мог. Но огурцы любил. Тем более, думал Чик, раз огуречный сок через лоб успокаивает маму, то, скорее всего, он, и Чика будет успокаивать через желудок. После обеда Чик, предупредив маму, что идет на море, воровато, стараясь не привлекать внимания, вышел во двор и, незамеченный, выскочил на улицу. Он был сердит на свою дворовую команду, потому что кто-нибудь из них, наверное, и рассказал в школе о белой курице, хотя это могли сделать и ребята из соседнего двора. Во всяком случае, сейчас Чик ни с кем не хотел иметь дела. Чик любил море. Ничего в мире он так не любил, как море. Все больше и больше волнуясь, он приближался к нему. Белая курица его теперь совсем не беспокоила. Возможно, это огурцы уже действовали на его нервы. Он много огуречных пятачков съел за обедом. А может, и близость моря его успокаивала. Вернее, и то, и другое, подумал Чик. Он нарочно, для проверки себя, вспоминал о белой курице и почти ничего не чувствовал. «Ну и что? Ну и что?» – говорил он сам себе, гордясь своим бесчувствием. Уже на Портовой улице вдруг рядом с ним остановился грузовик, и оттуда выглянул его троюродный брат Сафар. У него был орлиный нос и горящие глаза. Это был, честно говоря, довольно вздорный человек с невероятно развитым чувством фамильной гордости. Казалось, на своей полуторке он преследует всех, кто, по его мнению, оскорбил их фамильную честь. Вечно он своим орлиным носом вынюхивал оскорбление фамильной чести. – Чик, поди сюда! – крикнул он, выглядывая в окошко. Чик подошел. – Что это у вас там за история приключилась? – раздраженно спросил Сафар. Чику и в голову не пришла белая курица. Он думал, Сафар имеет в виду, что тетушка несколько дней назад выставила из дому Баграта за то, что тот продолжает якшаться с уголовниками. Баграт был Сафару двоюродным братом. Сафар мог увидеть оскорбление чести рода и в том, что Баграт продолжает якшаться с уголовниками, и, наоборот, в том, что его выставили из дома. До того вздорным был Сафар.

http://azbyka.ru/fiction/detstvo-chika-f...

Для основания царства Комнинов в Трапезунте, пережившего даже взятие Константинополя несколькими годами, события 1204 г. послужили лишь внешним толчком: и ранее, при Комнинах, Трапезунтское побережье жило своими интересами и назревало образование независимого политического центра. Этим Трапезунтская империя отличается от Никейской, которая была бы немыслима без взятия Константинополя латинянами и жила идеей восстановления греческого царства в Константинополе, доколе ее не осуществила и тем самым прекратила свое существование. Трапезунтская история местная, и, хотя культура и высший класс были греческие, силы и интересы Трапезунтского царства коренились в политических связях и торговле с Кавказом, Арменией, Хорасаном и турками. Плоскогорье над Черноморским побережьем в стороне Трапезунта, византийская фема Халдия, и во времена могущества Константинополя было малодоступно и, будучи населено православными лазами, управлялось местными князьями, получившими обличье византийских архонтов и сановников: в этом отношении она являлась авангардом Армении. Плодородное лесистое побережье было искони богато, и нужны перо и краски Фалльмерайера, мастера слова, чтобы описать его природные красоты. Сам город Трапезунт являлся конечным пунктом караванного пути на Восток и вместе с тем стоянкой военного флота и армии, сдерживавших кавказские племена. Его акрополь был расположен на четырехугольной скалистой террасе, господствующей над гаванью, и был с двух сторон защищен крутыми и глубокими оврагами; узкий перешеек, соединявший акрополь с высоким берегом, был укреплен башнями и стенами. Внизу, в гавани, устроенной еще императором Адрианом, тянулись богатые склады товаров из Персии, Месопотамии, Крыма, Кавказа и еще более далеких стран. Походы Василия Болгаробойцы против грузинского царя Георгия, подступившего к Трапезунту, подчинение армянских князей Васпурахана и наследников Баграта были кратковременным успехом византийского оружия в этих местах. Ослабление, унижение армянских княжеств вызвало, наоборот, гибельные последствия для Византии при слабых преемниках Василия. Был разрушен предохранительный барьер, защищавший Малую Азию от турок, которые уже нахлынули в Северную Персию. В 1049 г. Тогрул-бег завоевал Арзен (Эрзерум) и отрезал Трапезунт от торговых сообщений с Персией; но сам Трапезунт был охраняем дружиною варягов, и Исаак Комнин оттеснил турок-сельджуков к югу. Известно, какую роковую роль в успехах турок в XI в. сыграли константинопольский двор и легитимисты партии Дук. При султане Альп-Арслане Трапезунт еще держался, но после катастрофы императора Романа Диогена при Манцикерте Трапезунт, по-видимому, попал в руки турок (1074), хотя на короткое время. Город был у них отнят Феодором Гавра. Турки пробились к Черному морю в Самсуне и Синопе на два с половиной века раньше, чем взяли Трапезунт.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

По нем царь Георгий III с 1150 года прославился также многими победами над персианами и турками и многие завоевавший области. Престол Грузинского царства наследствен бывал и женскому поколению царей. В летописях грузинских славны наипаче две царицы, Тамарь и дочь ее Рус-Удан. Тамарь царствовала с 1171 по 1198-й год 2 , и прославилась знатными победами над персианами, турками и многими окрестными народами. Она завоевала многие города и земли у персиан и турок до Анатолии. Царствование ее притом замечательно самыми превосходнейшими произведениями грузинской литературы. По смерти ее с 1198 царствовал до 1211 года сын ее Георгий Лаша, а по нем сестра его Рус-Удан, при которой случились две несчастные эпохи Грузинского царства, т. е. внешнее разорение и внутреннее разделение. Первое произошло от нашествия на Грузию славного восточного завоевателя Чингис-Хана, которой в одно царствование Рус-Уданы три раза разорял Грузию; а второе от самое же царицы, которая разделила Грузию по половине на два княжества, из коих одно отдала она племяннику своему Давиду Сослану, а другое сыну своему Давиду Нарину, положившему с тех пор основание Имеретинского царства. Правда, разделение это не предполагало еще взаимной независимости князей; потому что Карталинский удерживал право старшинства и титло царя. Да и вскоре за этим соединены были паки оба царства. Но оно соделалось в последствии семенем раздоров. К этому присовокуплялись беспрестанные почти нападения со стороны персиан. В начале XIV столетия один из владевших в Персии арабских шахов хотел обратить всю Грузию насильно в магометанскую веру и за то до смерти замучил Грузинского царя Вахтанга III в 1З04 году. Гонение на христиан распространялось по всей Грузии. Однако ж Грузинский царь Давид VI, собрав последние силы, свергнул с себя иго Персидского тиранства, хотя и не на долго. Ибо около половины того же столетия напал на Грузию славный восточный завоеватель Тамерлан, взял в плен Грузинского царя Баграта со всею семьей, и принудил его принять магометанство.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Нашествие Тамерлана. Баграт IV Казалось, многострадальной Грузии дано было отдохнуть от ее зол не более как на два человеческих возраста только для того, чтобы собраться с силами для перенесения новых испытаний, ибо ей готовилось нашествие страшнее монгольского: Тамерлан явился па горизонте испуганной Азии (1360г.). Протекло более двадцати лет царствования Баграта, который твердо сидел па престоле отеческом, назначая по произволу покорных ему удельных властителей; он старался изгладить следы морового поветрия, опустошившего его державу, и вот внезапно настигло его иное бедствие. Издали приближалась гроза, сокрушавшая дальние и ближние царства, Индию, Персию, Оттоманов; уже султан их Баязид сидел в клетке Тимура: наконец он наступил и на Грузию (1387г.). Баграт приготовился к сильному отпору и, отпустив сына Георгия в Имеретию, сам заключился в Тифлисе. Кровопролитна была полугодовая осада, но сила наконец одолела мужество; Царь со своим семейством пленником был приведен в стан Тимура; милостиво принял его победитель; но, несмотря на все убеждения и угрозы, не хотел отречься Баграт от Господа своего и Спаса и узником последовал за станом ратных, разорявших его достояние. Пройдя с огнем и мечом весь Дагестан, Тимур покорил Лезгин и поселил у подножия Кавказа магометанские племена, чтобы их влиянием удержать в зависимости обширный край; с тех пор стало угасать там Христианство, с таким успехом проповеданное при Давиде и Тамаре. Георгий основался в Имеретии, всегдашнем убежище царей при нашествии завоевателей, и покорил там возмутившегося Эристава от племени Давида Нарина. Наконец Баграт, наскучив долгим пленом, притворно принял Магометанство и испросил себе дружину у Тамерлана, будто бы для того, чтобы проповедовать Исламизм в своем царстве; навстречу ему вышел сын Георгий, и общими силами истребили они Татарских пришельцев. Раздраженный Тимур вторично наступил на Грузию со всеми своими полчищами; в окрестностях Тифлиса закипела опять жестокая битва, которая стоила много крови обеим сторонам, ибо отчаяние заменяло силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Не это ли послужило основанием для сочинения баснословного перехода князей из Новгорода в Киев? Легенда о призвании варяжских князей из-за моря имеет все признаки сказочного свойства: самое число три бесспорно, имеет баснословный характер,-это число общая мифическая принадлежность преданий и о пришествии варяжских князей не только не говорят, но даже и намека не делают никакие летописи скандинавские, немецкие и греческие. Кроме того ни Илларион («похвала когану Володимиру»), ни Даниил Заточник в своем слове, ни Сказание о Борисе и Глебе, предков Владимира не водят дальше Игоря. Картлис Цховреба о царе Фарсмане III Квели (146–182 г.) говорит, что он был Голиафом, победил персидские войска и внес огонь и меч в самую Персию. Персы подослали к нему повара с ядом, чтобы он вошел в доверие Фарсмана и отравил его, отчего последний и умер 572 . Хокан Хозарский, по свидетельству той же летописи, обиженный правителем Грузии Джуаншером (718–787), отказавшем ему в руке младшей своей сестры красавицы Шушаны, отправил громадные войска в Грузию с главнокомандующим Блучарем, которому удалось в одной крепости пленить Джуаншера и Шушану, но последняя, не желая отдаться в руки язычника, высосала из перстня своего, хранившийся под драгоценным камнем яд, и скончалась 573 . Под влиянием приведенных свидетельств русский летописец сочинил рассказ о геройских подвигах Ростислава, о захвате Тмутараки, дани на Косогов и об стравлении его Котопаном, подосланным греками. Под 1066 годом летописец говорит: «Ростиславу сущу Тмутаракани и емлющю дань у Косог и у инех стран, сего же убояшася Греци, послаша с лестью котопана; оному же пришедшю к Ростиславу и вверившюся ему, чтяшеть и Ростислав. Единою же пющю, Ростиславу с дружиною своею, рече котопан: «княже! хощю на тя пити»; оному же рекшю: «пий». Он же испив половину, а половину даст князю пити, дотиснувся палцемь в чашю, бе бо имея под ногтем растворенье смертное». От яда князь скончался. Думаем, что и название «Котопан» (о соторапр-областные правители в Византии) русский летописец заимствовал из грузинских аннал, в которых упоминается «Катабан Востока», сопровождавший 1025 году царевича Баграта, возвращавшегося из Константинополя в Грузию, (..

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010