Тогда начал заботиться преподобный об украшении самой церкви, в которую проникала вода, так как она не была покрыта вначале свинцом. Сам он отплыл в Константинополь в 1050 году, просить помощи у Императора Константина Мономаха. С великою честью принял его Мономах, ибо знал его лично и много уважал, уповая на его молитвы. Он спросил человека Божия, о причине его пришествия и Георгий отвечал: «радуйся во Христе, светлейший между державными; повелевает тебе, чрез меня убогого, пресвятая Богородица, упование и прибежище твоего богоспасаемого царства, чтобы место постоянного ее хваления, храм ее в честной нашей обители Иверской, не был тобою допущен до совершенного разрушения, от воды в него проникающей за неимением крова. Повели отпустить свинец, чтобы могли постоянно возноситься молитвы в обновленном тобой храме, о благополучном твоем царствовании». С радостью исполнил Император прошение преподобного, и велел отпустить ему свинец с царских кораблей. Георгий, возвратясь на святую гору, благолепно покрыл храм и соорудил над ним купол в том виде, в каком еще доселе красуется, Воспользовавшись своим путешествием, он испросил у Императора новые хрисовулы, подтверждавшие древние, и тем не мало расширил владения монастырские, особенно же места пастбищные для обильных стад. Георгий вторично отплыл в Царьград, когда услышал о приезде туда Абхазского Царя Баграта III и его матери Марии, со всем двором их. Обрадовались державные, увидев святого соотечественника, о котором столько слышали, и много приобрели от него душевной пользы; со своей стороны, они осыпали щедрою милостынею его обитель и оградили ее новыми хрисовулами, от обиды местных властей. Царица Мария избрала духовным отцом своим Георгия и приняла от руки его ангельский образ; она пожертвовала в обитель Иверскую литру золота для вечного поминовения; ее примеру последовали многие другие вельможи Грузинские. Был в то время в Царьграде кудесник, славившийся волхованиями, который производил род свой от Симона волхва и умел заговаривать хищных зверей. Император Мономах и Царь Баграт дивились его обаяниям; но блаженный Георгий, скорбя духом о таком обольщении христианских Царей, знамением крестным уничтожил всю силу обаяний кудесника и тем возбудил к себе такую доверенность Царя Баграта, что он всеми силами старался привлечь его в свое отечество. Баграт предложил ему первенствовавшую епархию своего царства Чхондидскую, так названную от того дуба, близ которого проповедал просветитель Грузии, первозванный Апостол; но смиренно отклонил от себя сан святительский труженик Афонский, и поспешил возвратиться в свою лавру, где с любовью приняла его братия; вскоре опять оказал он силу свою над духами нечистыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   После того преподобный начал заботиться об украшении самой церкви, в которую тогда проникла вода, так как церковь эта вначале не была покрыта свинцом, - и для того в 1050 году отплыл в Константинополь - просить пособия у императора Константина Мономаха. Мономах принял его с великой честью, ибо знал его лично и, уповая на его молитвы, очень уважал. Он спросил человека Божия о причине его прибытия, и Георгий отвечал: «Радуйся во Христе, светлейший между державными: Пресвятая Богородица, упование и прибежище богоспасаемого твоего царства, повелевает тебе, чрез меня, убогого, чтобы место постоянного Ее хваления, храм Ее в честной нашей обители Иверской, не был допущен тобою до совершенного разрушения от воды, за неимением крова в него проникающей. Повели отпустить свинец, чтобы в обновленном тобою храме могли постоянно возноситься молитвы о благополучном твоем царствовании!» Император с радостью исполнил прошение преподобного - велел отпустить ему свинец и доставить на царских кораблях.    Возвратившись на Святую Гору, Георгий благолепно покрыл храм и соорудил над ним купол - в том виде, в каком красуется он доныне. Воспользовавшись своим путешествием, он испросил у императора новые хрисовулы, которыми подтверждались древние, и тем немало расширил владения монастырские - особенно же обильные пастбища для больших стад. Чрез некоторое время плавал он в Царьград и в другой раз, когда услышал о приезде туда абхазского царя Баграта III-ro и матери его Марии, со всем двором их. Обрадовались державные, увидев святого соотечественника, о котором столько наслышались, и много приобрели от него душевной пользы; со своей стороны, они осыпали щедрой милостыней обитель его и новыми хрисовулами оградили ее от обиды местных властей. Царица Мария избрала Георгия духовным отцом своим и от руки его приняла ангельский образ; при этом пожертвовала в Иверскую обитель для вечного поминовения литру золота, каковому примеру последовали и многие грузинские вельможи. В то время в Царьграде был кудесник, славившийся волхвованиями, производивший род свой от Симона волхва и умевший заговаривать хищных зверей. Император Мономах и царь Баграт дивились обаяниям его, но блаженный Георгий, скорбя духом о таком обольщении христианских царей, крестным знамением уничтожил всю силу обаяний кудесника и тем возбудил к себе столь великую доверенность царя Баграта, что он всеми силами старался перезвать Григория в свое отечество. Баграт предложил ему первую епархию своего царства - чхондидскую, получившую имя от того дуба, близ которого проповедовал просветитель Грузии, первозванный Апостол, но афонский труженик смиренно отклонил сан святительский и поспешил возвратиться в свою лавру, где с любовью приняла его братия. Вскоре после сего он снова явил свою силу над духами нечистыми.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В 1937-1944 гг. из 15 епархий ГПЦ действующими были только 6, в т. ч. К.-Г. е. 24 окт. 1944 г. еп. Кутаисско-Гаенатским стал вышедший из заключения Ефрем (Сидамонидзе; впосл. католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II ), 12 июля 1945 г. возведенный в сан митрополита (27 сент. 1952 переведен на Чкондидскую кафедру). При нем в 1952 г. были предприняты консервационно-реставрационные работы в храме Баграта: частично были восстановлены стены и подкупольные устои, внутренняя и внешняя облицовка. Епархия периодически вдовствовала, и управление ею брали на себя католикосы-патриархи Ефрем II (1969-1971) и Давид V (VI) ( Девдариани ; 1974-1977). В 1983 г. кафедру возглавил действующий архиерей митр. Каллистрат (Маргалиташвили). В К.-Г. е. в то время действовали 4 церкви и мон-рь Моцамета, служили 14 священников, не было ни одного духовного учебного заведения. В 1990 г. открылась Гелатская ДА (подробнее см. в ст. Кутаисская духовная семинария ), в 1995 г.- Кутаисская ДС им. свт. Гавриила (Кикодзе) и при ней - Кутаисское ДУ. В 2001 г. в Кутаиси был открыт Богословский ин-т им. царя Грузии св. Давида IV Строителя, в котором есть фак-ты искусствоведения и журналистики. В 2008 г. в Цхалтубо начала работу духовная гимназия им. свт. Гавриила (Кикодзе). В 2003-2012 гг. были предприняты работы по восстановлению исторического облика храма Баграта. С нач. XXI в. в Кутаиси выпускаются духовные печатные издания К.-Г. е.: журналы «Мермиси» (Грядущее) и «Тетри хиди» (Белый мост; на неск. языках), газ. «Квали натели» (Светлый след). В епархии действуют свыше 70 церквей и 13 мон-рей, в штат епархии входят 117 священнослужителей (архимандрит, 68 протоиереев, 6 иеромонахов, 42 иерея), 6 иеродиаконов и 16 диаконов; подвизаются 12 монахов и 12 монахинь. Архиереи Кутаисские: митр. Антоний (Гиоргадзе; сент. 1917 - 18 сент. 1918), митр. сщмч. Назарий (Лежава; 14 окт. 1918 - 27 авг. 1924), митр. Давид (Качахидзе; осень 1924 - янв. 1927); Кутаисско-Гаенатские: митр. Давид (Качахидзе; янв. 1927 - 1930), митр. Симеон (Челидзе; 1930-1935), католикос-патриарх Каллистрат (Цинцадзе; нояб. 1935 - июль 1937), митр. Варлаам (Махарадзе; 7 июля 1937 - 1943), еп. Ефрем (Сидамонидзе; 24 окт. 1944 - 27 сент. 1952; повторно, в сане католикоса-патриарха: 1969-1971), еп. Гавриил (Чачанидзе; 1953 - апр. 1957), еп. Наум (Шавианидзе; апр. 1957-1969), митр. Роман (Петриашвили; 1971-1974), католикос-патриарх Давид V (VI) (Девдариани; 1974-1977), митр. Шио (Авалишвили; 1978-1981), митр. Николай (Махарадзе; 1981-1983), митр. Каллистрат (Маргалиташвили; 25 дек. 1983-20 июня 2019), митр. Иоанн (Гамрикели; с 22 июня 2019 временно управляющий, с 31 окт. 2019 правящий) Монастыри

http://pravenc.ru/text/2462343.html

Интерес представляют описания иконы оставленные русскими послами XVII века Алексеем Иевлевым и НикифоромТолочановым . В 1651году во время посещения храма Баграта (храм, возведённый в Кутаиси в правление Баграта III как главный собор его царства и освящённый в честь Успения Богородицы в 1003 году) в Кутаиси А. Иевлев касаясь находящейся в храме иконы Пресвятой Богородицы,пишет,что священник храма монах Гавриил и его сыновья Сехний и Симон рассказали следующее: «Раньше эта икона находилась в Гурии в главном храме города-крепости Палиастоми. У главного священнослужителя этого храма Силибистро было видение. (Силибистро же в свою очередь был далеким предком и родственником священнослужителя Гавриила.) Во сне явившаяся Силибистро Божья Матерь, велела ему вынести ее икону из Палиастоми и отвезти ее в город-крепость, т.к. городу крепости Палиастоми грозило погружение в воду. Главный священнослужитель не поверил сну. После первого явления Пресвятая Богородица дважды являлась Силибистро с тем же наказом. Но он и в этот раз не поверил и никому не сообщил об этом. Сам священнослужитель жил за пределами города-крепости вблизи другого храма. Но вскоре исполнилась воля Божья и город-крепость вместе с населением погрузились в воду. Икона же Пресвятой Богородицы по Божьему указу была спасена. По Божьей воле,она свободно воспарила в небеса. Когда главный священнослужитель Силбистро увидел данное чудо, низ пал перед чудодейственной иконой и слезно просил отпущения грехов и благодати. Приблизившись к чудодейственной иконе он вознес руки, и она плавно опустилась на них. После этого Пресвятая Богородица опять явилась Силибистро и приказала ему отнести икону с ее ликом в Кутаисскую город- крепость. Он повиновался приказу. С того дня по наши дни потомки главного священнослужителя Силибистро живут вблизи этой чудодейственной иконы Божией Матери.Эта икона была доставлена в Кутаисскую город- крепость во времена царя Георгия,внука царя Давида ( А.Иевлев. Отчетное описание пребывания послом в Имеретии 1650-1652 г.г. Изд.: И.Цинцадзе 1968 г. Стр. 139).

http://pravicon.com/info-685

В каждом грузинском храме при богослужении звучит их голос – в словах Писания; ему будут с благоговением внимать потомки, пока небо и земля не предстанут на Страшный суд, пока в мире звучит грузинская речь… Вторым тысячелетием от Рожества Христова открылся новый цикл в истории Грузии. Тени грядущих бедствий нависли над землей, как тревожный колокольный звон. Народ, готовясь к войне, спешно возводит крепости, строит стены вокруг городов, чинит мосты и очищает рвы – так в начале XI столетия Грузия возводила духовные крепости. Первая из них – Светицховели, венец Грузинской Церкви, младший брат Цареградской Софии, рукотворный утес, возвышающийся над волнами времени и круговоротом истории. Кажется, что между Светицховели и Иерусалимским храмом Воскресения протянута золотая цепь. Вторая крепость – храм Алаверды, высящийся над Кавказом, кажется, воплотил собой полет в небеса и даровал крылья камню. Он похож на колонну, которая поддерживает лазурный небосвод. Алаверды лишен украшений; он прост, как одеяние аскета, его строгая красота похожа на лик пророка, вышедшего из пустыни. Третья крепость – это Кутаисский храм Баграта. Его орнамент и барельефы похожи на филигранную работу древних ювелиров; его стены из белого камня кажутся одеянием из виссона, которое можно пропустить через кольцо. Кажется, что храм Баграта строили трое братьев, из которых один был богослов, второй – мистик, а третий – поэт. Едва были докончены эти крепости, как на границах Грузии появился новый враг – турки-сельджуки, будто зловещий призрак смерти с косой. Они пришли, как гунны при Аттиле из Алтая и Турана на запад, в поисках земли и добычи. Турки вторгались в Грузию каждый год. Города и села стояли обезлюдевшие, как после чумы. Дома на пепелищах и развалинах, в которых долго не зажигались огни, казались черными памятниками на могилах. Незасеянные поля поросли кустарником и крапивой. Три апокалиптических всадника – война, голод и смерть с обнаженными мечами промчались по Грузии. Страна была подобна кораблю с поломанными мачтами, порванными парусами, с пробоинами в борту, в которые устремилась вода.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Южный фасад наиболее парадный. Фронтон читается целиком. Орнаментированы все 7 окон фасада: 6 обрамлены полуциркульными резными наличниками, верхнее окно средней арки - круглым. Над средней аркой выступающей части рукава помещен высокий процветший крест с орнаментом. Южный вход имеет богатый резной 3-уровневый портал с лапидарной надписью. На плоскости стены вырезан геометрический орнамент, обходящий проем вместе с тимпаном, в к-рый включена надпись. Выступающие пилястры состоят из парных жгутов. Капители содержат пальметты, на которые опирается арка с зубчатым орнаментом и горизонтальными отворотами. Поверх проходит еще одна профилированная арка, ее опорой служат кронштейны со сложным орнаментом (Там же. Табл. 9). В нижней части 3-го окна представлен лев, борющийся с драконом, у подножия столбов - водоплавающие птицы (Там же. Табл. 4, 7, 11). Украшения северного фасада значительно уступают южному, фактически декор присутствует только на выступающей части сев. рукава (орнаментированы все 3 окна). Из 8 капителей колоннады 2 капители с волютами восходят к ионическому ордеру и явно навеяны позднеантичными или раннехристианскими образцами, остальные 6 по форме мало связаны с античной архитектурой. Богатым рельефным декором украшены капители и базы (1 м от пола) 4 столбов И., решенных попарно одинаково: восточные - многогранные, западные - сложной формы, имеют пилястры с 4 сторон и крупные валики между ними. Базы 2-частные: нижняя часть гладкая, с горизонтальными валиками, верхняя орнаментирована. В пластике капителей встречаются такие элементы, как горизонтальные валики, жгуты, фестончики, орнаменты, еловые шишки и др. Роспись Интерьер храма был украшен фресками, по всей видимости относящимися к разным периодам ( Привалова. 1996. С. 10-11). Наиболее ранний слой живописи (роспись купола), по мнению Такаишвили и Арамишвили, можно датировать 1-й пол. IX в., временем реставрации храма свт. Саввой. Роспись стен, опираясь на ктиторские надписи, они отнесли ко 2-й пол. X в. (не позднее 966). На пилястре сев. стены зап. рукава сохранились фрагменты надписи, принадлежавшей, очевидно, живописцу: «Закончил совсем... кафолическую церковь в моленье за Баграта». Исследователи предположили, что здесь был упомянут сын куропалата Адарнасе III (958-961) эристав эриставов Баграт († 966), при к-ром был возведен и расписан кафоликон Ошки; в храме остались фрагменты фресок XII в. Г. Чубинашвили и Т. Вирсаладзе опровергли эту т. зр., они писали, что поновление И. в 1032 г. было обширным и коснулось не только фасадов, но и интерьера. Очевидно, в том же году храм был украшен заново, что доказывает стиль росписи. Упомянутого в надписи Баграта они отождествляют с царем Грузии Багратом IV ( Вирсаладзе. 2007. С. 239). Н. Тьерри датировал роспись купола и барабана 2-й пол. Х в. или нач. XI в., зап. рукава - 30-ми гг. XI в., юж. и сев. рукавов - XII в. ( Thierry. 1975. Р. 86-104).

http://pravenc.ru/text/1237981.html

Зап. и юж. части фасада храма. Фотография. 2-я треть ХХ в. Зап. и юж. части фасада храма. Фотография. 2-я треть ХХ в. 23 авг. 1872 г. Синодальная контора Грузинского Экзархата РПЦ упразднила штат священнослужителей Б. х. ввиду невозможности проведения служб в разрушенном соборе, но богослужения в храме никогда не прекращались. Дважды появлялись предложения по восстановлению Б. х. (в 1895 и 1904 по инициативе Имеретинского еп. Леонида (Окропиридзе) ), но из-за недостатка средств они не были реализованы, в 1912-1913 гг. силами прихожан была отреставрирована только ограда храма. В 1930 г. Комитет по защите памятников искусства и старины выделил небольшую сумму денег на консервацию здания собора. В ходе археологических работ, начатых в 1936 г., были найдены новые материалы по истории Кутаисской крепости и Б. х. В 1952 г. под рук. В. Цинцадзе начались консервация и реставрация собора. В наст. время восстановлены зап. портик и часть стен (реставрация продолжается). 15 янв. 1994 г. с благословения Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II (Шиолашвили) был основан Фонд восстановления Б. х., в задачи к-рого вошла реконструкция Б. х. и всего прилегающего архитектурного комплекса. 15 февр. 1993 г. в храме возобновлено богослужение. 7 мая 1994 г. Патриарх К-польский Варфоломей посетил Б. х.; 30 апр. 1996 г. совместную молитву в соборе вознесли Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Католикос-Патриарх Илия II. В 2003 г. планируется торжественное празднование 1000-летнего юбилея храма. Дж. Самушия План храма Архитектура. Б. х.- один из наиболее крупных соборов в Грузии (35×43 м без пристроек). Триконховый план храма, система декоративного украшения фасадов и ряд орнаментальных мотивов восходят к церкви в мон-ре Ошки (963-973) в Тао. В архитектурном решении крестово-купольной постройки просматривается влияние южногруз. зодчества 2-й пол. Х в. Купол опирается на 4 мощных, свободно стоящих устоя, к подкупольному квадрату с востока, юга и севера примыкают апсиды, с запада - удлиненный прямоугольный рукав. По сторонам алтарной апсиды располагаются дополнительные двухэтажные помещения. Юж. и сев. апсиды образуют рукава, выступающие из общего объема здания и имеющие снаружи прямоугольные очертания. На уровне 2-го этажа зап. трехнефного рукава устроена обширная трехсторонняя галерея, где, по свидетельству Н. Толочанова и А. Иевлева, молились женщины из царской семьи. В сев.-зап. углу Б. х. находится трехэтажная башня с жилыми помещениями. Фасады оформлены декоративной аркатурой. На капителях нек-рых колонн, как в самом храме, так и в юж. портике, высечены рельефные изображения животных. Интерьер собора был украшен мозаикой (утрачена).

http://pravenc.ru/text/77326.html

Начал он с Синаксаря, который был не полностью переведен святым Евфимием. Потом трудился над Книгой Бытия и Четвероевангелием, затем над Апостолом, Требником и, наконец, над Минеей. Спустя несколько лет он избран был настоятелем Иверской обители. Уже будучи настоятелем, преподобный собрал материалы и составил житие святого Евфимия. Построив новый храм – в честь Успения Пресвятой Богородицы, он поставил там в новой мраморной раке святые мощи Евфимия. Около него была поставлена рака с мощами святого Иоанна, отца Евфимия. В храме покоились также мощи и других грузинских подвижников. Он повесил над гробницами неугасимые лампады и святые иконы, и великой благодатью преисполнил Господь этот храм. Крышу этого храма нужно было покрыть свинцом. Не зная где его взять, Георгий, игумен обители, поехал в Константинополь и явился прямо во дворец. К нему вышел сам император Константин Мономах. – По какому случаю пришел ты к нам, человек Божий? – спросил он с радушием. – Радуйся о Христе, самодержавный государь! – отвечал Георгий. – Я, один из твоих слуг, осмеливаюсь просить тебя дать нам свинец на покрытие соборного храма Пресвятой Богородицы, чтобы он от дождей не пришел в разрушение, и да приносится в нем молитва о здравии и благополучии твоего величества и всего дома твоего. Свинец был отправлен на Афон вместе с мастерами. Кроме того, император дал Иверской обители новые грамоты на ее владения. Спустя годы святой Георгий снова побывал в Царьграде. Он с некоторой братией представился иверскому царю Баграту IV и его матери, царице Марии, которые встретили его с радостью, так как знали его еще отроком. При этом царица Мария приняла от рук блаженного иноческое пострижение и послала в Иверскую обитель богатые дары. Святого Георгия она избрала своим духовником. Царь же предложил ему епископскую кафедру в Чкондийской епархии, где в соборном храме он приготовил для себя царскую усыпальницу. Но святой сумел отклонить от себя это предложение и вернулся на Афон. Собираясь приступить к книжным трудам, он сделал несколько попыток отказаться от игуменства. Наконец ему удалось взять увольнительную грамоту от царя Баграта. Он ушел на Черную гору близ Антиохии. А около 1056 года царица-инокиня Мария попросила его, своего духовного отца, отвезти в Иерусалим пожертвования от иверского царского двора. Самой ей нельзя было ехать, так как Иерусалим находился тогда под властью сарацин, и это было опасно. Для святого Георгия это тоже было небезопасно, но он, взяв с собой двух братий, отправился в путь. Он все исполнил, а также помог иверскому иерею Прохору, строившему в Святой Земле храм в честь Животворящего Креста Господня. А потом прислал сюда и богослужебные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Храм в честь свв. муч. Давида и Константина (см. 2 окт.), мощи которых покоятся здесь, построен в XI в.; обновлен в 1863 г. Здесь же чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы X в. Намарневский Иоанно-Крестителев , 2 кл., в Лечхумском y., в 85 в. от г. Кутаиса. Основан в 1822 г. К нему приписан Цагерский , в с. Цагери, Лечхумского y.; здесь хранится серебряный крест Георгия, царя Грузинского (921 – 956 г.); к Намарневскому же мон. приписан Цаишский , в с. Цаиши, Зугдидского y.; здесь хранится крест царя Абхазии и Карталинии Баграта III (980–1014 г.). Челишский Успенский , 2 кл., общ., в с. Никорцминда, Рачинского y., в 60 в. от г. Кутаиса. К нему приписан Схавский мон., известный с XVII в. Женские: Мгвимский Спасский , 3 кл., общ., в Шаропанском y., в 85 в. от г. Кутаиса, близ ж.-д. ст. Чиатуры. Основан в XII в. Здесь находится древняя икона Спасителя (XI–XII в.) и двери, сделанные из цельной виноградной лозы, с резными изображениями и надписями. При мон. школа. Иркутская епархия Мужские: В. Вознесенский , 1 кл., общ., в 5 в. от г. Иркутска. Основан в 1672 г. старцем Герасимом († 20 ян. 1676 г.). В соборном храме Вознесения (постр. в 1860–1870 г.) почивают открыто в серебряной раке мощи св. Иннокентия (см. 26 нояб.). Над могилой старца Герасима устроена часовня. При мон. школа, больница и странноприимный дом. Мон. принадлежит Михаило-Архангельский скит, в 2 в. от мон., при ж.-д. ст. Иннокентиевской. Князе-Владимирский , общ., зашт., в г. Иркутске. Учрежден в 1903 г. Св.-Троицкий , 2 кл., общ., в г. Киренске Основан в 1663 г. игуменом Гермогеном, который и погребен здесь. В храме Св. Троицы находится весьма чтимый образ Нерукотворенного Спаса, принесенный Гермогеном. Мон. владеет библиотекой, в которой, между прочим, хранится до 1400 томов рукописей. Турано-Нило-Столбенская пуст., зашт., в 257 в. от г. Иркутска в 7 вер. от Туранских минеральных вод. Существует с 1845 г. Ныне приписана к архиерейскому дому. Женские: Знаменский , 2 кл., общ., в 1 в. от г. Иркутска.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

св. блгв. Андрея Юрьевича Боголюбского. Вельможи Зап. и Юж. Грузии восстали против св. Тамары и намеревались возвести рус. княжича на престол. Из влиятельных лиц Зап. Грузии верность царице сохранил лишь архиеп. Антоний. Католикос-патриарх Грузии Феодор II и архиеп. Антоний вели переговоры с заговорщиками; летописец так писал об этом: «Она (царица Тамара.- Авт.) посылала узнать эту причину даже патриарха Феодора и Антония Кутатели, который, не без пролития своей крови, сумел остаться верным ей по ту сторону Лихских гор» (История и восхваление венценосцев. 2008. С. 264). В Книге агап Иверского мон-ря (агапа 156; пам. 15 янв.) упомянут еще один кутатели - архиеп. Павел (90-е гг. XII в.), пожертвовавший мон-рю 40 монет ( Метревели. 1998. С. 223). Он считается преемником архиеп. Антония. В 20-х гг. XIII в. в Закавказье вторглись монголы. В 1259 г. царь Давид VI Нарин перенес столицу царства в Кутаиси, перестал платить дань монголам и объявил Зап. Грузию независимой. Усиление роли Кутаиси стало положительным явлением для К. е. Интересные сведения о роли кутатели сохранились в памятнике XIV в. «Распорядок царского двора», где упоминается, что «посюсторонний Бедийский» и Кутаисский архиереи получили должности царских «могильничих» (т. е. имели право хоронить груз. царей и представителей царского дома в кафедральных соборах своих епархий), поэтому царь Грузии Георгий I (1014-1027) был упокоен в храме Баграта. Также эти архиереи получили право благословлять царей на царство. Когда они «благословили сперва Вахтанга (царь Грузии Вахтанг II (1289-1292).- Авт.), а потом Константина (царь Зап. Грузии (1293-1327).- Авт.), католикос Абхазии и Кутаисский [архиепископ] Иоанн стали тягаться. Кутаисский сказал так: «Коль ныне два-три раза в моем храме приняли благословение два царя, не имеете права не класть на хранение в моей церкви корону или скипетр»». Везири и «сплошь все воинство» поддержали кутатели, в результате чего «католикос Абхазии уступил ему» царские регалии (венец и скипетр), которые были перенесены из кафедрального собора в Бичвинте (центр Абхазского Католикосата, совр.

http://pravenc.ru/text/2462339.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010