Антоний послал из своей обители святому Георгию богатые дары за его труды и впредь положил до своей смерти посылать их блаженному каждый год, и всячески содействовал его трудам, понимая великую их пользу. Кроме того, Антоний писал много похвальных речей и отзывов о трудах святого Георгия. Через некоторое время все храмы и монастыри Грузии украсились и обогатились книгами, переведенными преподобным, в каждой обители и в каждом храме старались иметь списки книг блаженного Георгия и даже считали это своей обязанностью. Прежде же в таких переводах чувствовалась во всей Грузии самая крайняя нужда. Царь Баграт со своим наследником Георгием, вдовствующая царица Мария и Католикос со всеми епископами единодушно положили вызвать блаженного из Антиохийской области в Грузию, желая лицезреть украшение и утверждение их Церкви, принять от святого благословение и получить назидание. Царица Мария, духовная дочь преподобного Георгия, убеждала его в письме от лица своего сына. царя Баграта: " Святой отец! На Дивной горе обители наши малы, и страна эта нам чуждая. Наше же царство обширно и славно среди других государств, и епископских кафедр, храмов и монастырей в нем много. Господь Бог да умилит святость Вашу прибыть к нам, чтобы благословить нас и просветить наши души. Святой отец, пусть не только трудами Ваших рук будут украшены наши храмы, хотим и сами просветиться и вверить Вам нашего наследника и все наше семейство, чтобы его руководила и наставляла святыня Ваша " . Получив это письмо, блаженный Георгий смутился духом. Он не хотел соглашаться, всячески избегая славы человеческой и житейских забот. Кроме того, святой боялся, что на него возложат епископский сап и тем лишат сладостного монашеского уединения. Поэтому блаженный старец написал царю, что не желает оставить своего уединения и не знает, есть ли па то воля Божия. Тогда благочестивый царь Баграт собственноручно удостоверил святого, что не будет ничего сделано вопреки его воле. Георгий по долгом размышлении решил бросить жребий, как он и всегда поступал перед началом какого-либо предприятия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

В песнопениях богослужебных в этот день Церковь прославляет пояс Богоматери, как кивот освящения верующим, священное ограждение, источник исцелений. Апостол и Евангелие на литургии в день Положения пояса Богороднцы те же, что и в день Положения ризы Ее. И вообще песнопения в честь пояса Богородицы во многом очень сходны с песнопениями в честь ризы. Примеч. О последующей судьбе пояса Богоматери сообщают предания следующее. Пояс, сопутствовавший в походах императоров греческих, взят был у греков победоносным царем болгарским Коломаном и принесен в дар обители Ватопеда на Афоне сербским князем Лазарем в 1151 году. Пояс разделен на две части, из коих одна постоянно пребывает в обители, запечатанная двумя царскими печатями, – вероятно, Аркадия и Льва Философа, – а другая носится по селениям Румелии. Во время страшной холеры, опустошавшей Адрианополь, спасительно было там появление части пояса 481 . В 1387 году Русский митрополит Пимен видел во Влахернском храме ковчег, в котором лежали риза и пояс Богородицы 482 . Часть пояса Богородицы находится также в пределах наших, в домовой церкви владетелей мингрельских, куда пожертвовал ее император Роман, выдавший на исходе X века дочь свою Аргиру, получившую исцеление от этого пояса, за знаменитого царя Абхазии и Грузии – Баграта Куропалата. Аргира умоляла отца отпустить с нею в дальнюю страну часть чудотворного пояса. Эта часгь ныне находится в Мннгрелии, в Зугдиде, где по повелению российского императора Александра I выстроена церковь для хранения святыни 483 . Дни Пресвятой Богородицы в честь Ее явлений, чудотворений и икон, повсюдно и некоторые местно чтимые Прав. Церковью, по течению древле церковного года День образа Богородицы в Миасинах 1 (14) сентября Во время гонения, воздвигнутого на св. иконы греческим императором Львом III Исавром (717–741), чудотворный образ Богоматери, стоявший во храме Миасинской обители в Армении, близ города Мелитина, ввержен был в озеро. По прошествии более 100 лет, в царствование Михаила III и Феодоры, когда иконоборчество в 742 году совсем прекратилось на Востоке, сей св. образ из глубины озера поднялся на верх воды и обретен был верующими нимало не поврежденным от мокроты и долговременного пребывания в воде 484 . В воспоминание этого чудесного явления, бывшего в первый день сентября в Миасинах, установлено в Миасинской обители, а потом и во всех христианских странах на Востоке ежегодно совершать в этот день собор, или собрание верующих, для поклонения чудотворной иконе Богоматери 485 . При этом праздновании в песнопениях своих Церковь . скорбя о неистовстве иконоборчества, молит Пресв. Деву, как Небесную Предстательницу, даровать мир всей вселенной 486 . Дни Калужской иконы Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

31. В. + Положение честного пояса Пресвятой Богородицы. Кроме ризы Пресвятой Богородицы (см. 2 июля), сохранился между христианами и честный пояс Ее, который по одному сказанию, Ею Самой вверен был апостолу Фоме, и потом преемственно был передаваем верующими от одного к другому. Впоследствии он был принесен в Царьград и хранился в драгоценном ковчеге за царской печатью в построенном Пульхерией, дочерью имп. Аркадия, храме Богоматери в Халкопратиях (на медном торжище). В X в. царица Зоя, супруга Льва Мудрого , страдавшая продолжительной болезнью, получила исцеление чрез возложение на нее честного пояса Богоматери, после чего пояс был торжественно снова положен в ковчег. Чудесное исцеление царицы Зои усугубило настоящий праздник, установление которого относят ко времени имп. Аркадия. Дочь греческого императора Романа Аргира (XI века), вышедшая в замужество за царя Грузии – Баграта, принесла с собой часть св. пояса, которая ныне находится в Мингрелии, в местечке Зугдиди (иначе Зугдичи), в храме, построенном имп. Александром I. Другая часть пояса хранится в Афонском Ватопедском монастыре, в кресте, пожертвованном св. князем Сербским Лазарем (см. 15 июня). Тропарь, гл. 8. Богородице Прснодево, человеков покрове, ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, бессеменным рождеством Твоим, нетленна пребывающи, о Тебе бо и естество обновляется и время; темже молим Тя: мир граду Твоему даровати, и душам нашим велию милость. Кондак, гл. 2. Богоприятное Твое чрево Богородице, объемший пояс Твой честный, держава граду Твоему необорима, и сокровище есть благих неоскудно, едина рождшая Приснодево. Ап. ( Евр.9:1–7; 320 зач.; Ев. Лк.10:38–42; 11:27–28; 54 зач.). См. Если это празднество случится «в субботу и прочее дни седмицы, кроме недели (воскресенья), Октоих не поется, разве догматика на Господи воззвах, в пяток вечера» (Октоих, Ук. о храм., зри; см. 2 июля). Настоящий праздник относится к великим (см. Уст. 47 гл.) и имеет один день попразднства: в положенной по Уставу рядовой службе свв. патриархов, воспоминавших 30 авг., указаны и песнопения в честь Предтечи Господня (см. Уст. 30 авг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

После того преподобный начал заботиться об украшении самой церкви, в которую тогда проникла вода, так как церковь эта вначале не была покрыта свинцом, — и для того в 1050 году отплыл в Константинополь — просить пособия у императора Константина Мономаха. Мономах принял его с великой честью, ибо знал его лично и, уповая на его молитвы, очень уважал. Он спросил человека Божия о причине его прибытия, и Георгий отвечал: «Радуйся во Христе, светлейший между державными: Пресвятая Богородица, упование и прибежище богоспасаемого твоего царства, повелевает тебе, чрез меня, убогого, чтобы место постоянного Ее хваления, храм Ее в честной нашей обители Иверской, не был допущен тобою до совершенного разрушения от воды, за неимением крова в него проникающей. Повели отпустить свинец, чтобы в обновленном тобою храме могли постоянно возноситься молитвы о благополучном твоем царствовании!» Император с радостью исполнил прошение преподобного — велел отпустить ему свинец и доставить на царских кораблях. Возвратившись на Святую Гору, Георгий благолепно покрыл храм и соорудил над ним купол — в том виде, в каком красуется он доныне. Воспользовавшись своим путешествием, он испросил у императора новые хрисовулы, которыми подтверждались древние, и тем немало расширил владения монастырские — особенно же обильные пастбища для больших стад. Чрез некоторое время плавал он в Царьград и в другой раз, когда услышал о приезде туда абхазского царя Баграта III-ro и матери его Марии, со всем двором их. Обрадовались державные, увидев святого соотечественника, о котором столько наслышались, и много приобрели от него душевной пользы; со своей стороны, они осыпали щедрой милостыней обитель его и новыми хрисовулами оградили ее от обиды местных властей. Царица Мария избрала Георгия духовным отцом своим и от руки его приняла ангельский образ; при этом пожертвовала в Иверскую обитель для вечного поминовения литру золота, каковому примеру последовали и многие грузинские вельможи. В то время в Царьграде был кудесник, славившийся волхвованиями, производивший род свой от Симона волхва и умевший заговаривать хищных зверей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Изображения идут в следующем порядке: на щипце Успение Богородицы и вверху Деисус; на левой (от зрителя) створке: Благовещение, Рождество, Сретение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Сошествие во ад. На правом крыле порядок перебит: Вознесение, Сошествие Св. Духа, Древо Иессеево, Иоаким и Анна в храме, Явление ангела Анне и Иоакиму у стад, Рождество Богородицы, жезл Иосифа. 12. «Гелатская» икона Богоматери 4 . Икона Божией Матери «Гелатская» (рис. 12), серебряная, чеканная, позолоченная, в окладе в виде большого тройного складня, крытого чеканным серебром. Складень или триптих имеет в вышину 1,30 м., ширину 1,70 м., ширина среднего тябла 0,95 м. Богородица представлена сидящею на престоле, с Младенцем на коленях перед собою, по сторонам два архангела и внизу царь Баграт и царица Елена. На среднем тябле, в кивории представлено: Крещение и Распятие и 2 святых воина; внутри арки Рождество Христово, ниже сошествие в ад и Сретение и внизу царь Александр, и царица Мария в характерных костюмах. На створках: Благовещение, расположенное на обеих, далее слева Успение и Воскрешение Лазаря, Вознесение Господне и Преображение. Надписи иконы см. в сочинении Voyage archéol., XI Rapp., 22–23, в котором Бросс совершенно основательно отвергает свое прежнее мнение, по которому он относил эту икону к Баграту III (980–1014), ибо, независимо от поздней грубой работы чеканных изображений ее, полиграфический характере письма в надписи, несомненно, показывает, что под Багратом и Еленою, которых фигуры в царских костюмах и коронах в молитвенном положении помещены по сторонам Божией Матери, суть имеретинский царь Баграт II и жена его Елена, жившие в XI в. Другие фигуры мужчины и женщины в интересных национальных костюмах ниже иконы, по сторонам «Вшествия в Иерусалим», – это, конечно, царь Александр V (1720–173) и жена его Мария дочь дадиани Бежана I (H. De La G., II, I liv., – Addit. IX, 644). 13. Икона «Моления» Баграта в Гелати 5 . Икона Божией Матери (рис. 13), так наз.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

33. Крест в монастыре Никорцминда В Рачинском округе горной Имеретии, в древнем храме XI века, существующем со времен Баграта IV и посвященном имени св. Николая Чудотворца, и ныне известном под именем Никорцминды (вместо Николоз-цминда «Святитель Николай»), находится, среди немногих полуразрушенных остатков древности: 1 . Замечательный по своим эмалям крест 11 . По обычному типу грузинских выносных крестов, его длинное древко обито серебром и оканчивается яблоком, на котором утвержден серебряный же чеканный ковчег или сион, с изображениями свв. Георгия и Димитрия, двух святителей, двух святых воинов и Благовещения. Надпись на яблоке (см. ниже), от имени жертвователей князей Рачинского округа Цулукидзе, относить все устройство креста к XVII или даже к XVIII веку. Но на кресте укреплены по концам рукавов три эмалевые медальона евангелистов, отличной византийской техники XI века, хотя более грубого рисунка, чем подобные им медальоны собрания А.В. Звенигородского. Лука и Марк представлены прямо на одно лицо и разнятся только складом бороды; Лука, кроме того, представляет небольшую лысину (любопытную деталь в типе этого евангелиста). Не будь Матфей седым, его лик был бы тождествен с двумя остальными. Все это указывает, конечно, на ремесленную работу, но не составляет черты византийского искусства, в каком бы то ни было периоде. Наиболее любопытны, поэтому, эмалевые краски. Между ними видную роль играет изумрудно-прозрачная эмаль: она составляет фоны нимбов, она же является цветом хитонов у двух апостолов. Далее употреблены: пепельно-голубая эмаль, бирюзовая для седины, яркая синяя и хром для золотых предметов, напр. окладов евангелия. Оторвавшиеся куски позволяют далее видеть, что темнокаштановый цвет, почти черный, для волос составляет сам по себе темногранатовую эмалевую краску, похожую на густое красное вино. Равно, насыщенный (розоватый) телесный цвет зависит от соединения рефлексов золота через полупрозрачную эмаль с легкой желтоватостью лесной краски. На разрушенных частях нимба изумрудного цвета можно наблюдать, что для укрепления этой эмали устроен ряд кружочков, залитых потом с верхом эмалью. Наконец, различный изменений в тонах эмали, явно, зависят здесь от толщины ее слоя: так, особенно мелкий слой дает оливковые оттенки по краям и сильно розовый тон посередине.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Писания. После новых подвигов в Сирии в борьбе с латинами, по зову царя Баграта IV, он отправился в Грузию и здесь много потрудился по исправлению нравов духовенства и упорядочению церковных правил. Возвратясь из Грузии, пр. Георгий скоро скончался в Константинополе, на 52 г. жизни, в 1066 г. (или в 1067 г.), и через год был причислен к лику святых. Св. мощи его находятся в Иверском Афонском монастыре. Память его празднуется 27 июня – в день открытия его мощей. Ему есть особая бденная служба. 28 . В. Пренесение мощей святых и чудотворцев бессребреников Кра и в 412 г. из Канопа в селение Мануфин, недалеко (около 175 саж.) от Канопа, в Египте. В селении Мануфин было языческое капище, и это место было очень стужаемо от злых духов. Св. Кирилл, архиепископ Александрийский (см. 9 июня), молился Богу об изгнании оттуда злых духов; ему явился ангел Господень и приказал перенести туда св. мощи безмездных врачей, Кира и Иоанна, и положить в храме свв. Евангелистов, который создан был здесь патриархом Феофилом. Как только перенесены были сюда свв. мощи мучеников, страхования и вреждения демонов исчезли, а напротив, потекли исцеления от мощей страстотерпцев. Это исполнило радостью сердца христиан Александрийской церкви, которая стала торжественно праздновать день перенесения мощей свв. Кира и Иоанна. Вскоре этот день сделался праздником и всей Православной Церкви, тем более, что многие чудеса мучеников и в последующие века разительно говорили о великом предстательстве их пред Богом. Впоследствии мощи свв. бессребреников были перенесены в Рим, а отсюда в Мюнхен. См. 31 янв. Кондак, Ап. и Ев. см. 31 янв. Препп. отцов и Германа, Валаамских чудотворцев. Они своими наставлениями и жизнью много способствовали распространению и утверждению Православной веры в Карелии, которая сильно страдала от притеснений шведских папистов. Устроенная ими на острове Валааме общежительная обитель (Финл. еп.), привлекавшая множество иноков, существует до сих пор. Препп. Сергий и Герман скончались около 1353 г. Мощи их под спудом в их обители. См. 11 сент. Пр. Пала врача. Родом из Коринфа, он с юности проводил строгую иноческую жизнь. Оклеветанный одной женщиной в любодеянии, он был чудесно оправдан самим младенцем, которого полагали плодом его беззаконий. Он имел дар врачевать болезни. Скончался преподобный в семидесятилетней старости. Пр. Ксенофонта Робейского, ученика пр. Варлаама Хутынского и основателя Троицкого монастыря, на берегу Робейки, в 25 верстах от Новгорода, скончавшегося в 1262 г. (по другим, – не позднее 1245 г., по иным, – в 1268 г.); мощи его под спудом в часовне, упраздненной (в 1764 г.) обители его. См. 26 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН V ОКРОПИРИ [Златоуст; Иоанн Окропири II] (ок. 1033-1049), католикос-патриарх всей Грузии в период царствования в Грузии Баграта IV (1027-1072). И. О. занял Патриарший престол после смерти католикоса-патриарха всей Грузии Мелхиседека I (ок. 1010-1033), воспитанником к-рого, согласно груз. хронике «Матиане Картлисай» (Летопись Картли), он был (КЦ. 1955. Т. 1. С. 296). Сохранилась подпись И. О. под «Мцхетским писанием» 1031/33 г., составленным католикосом-патриархом Мелхиседеком I мцхетскому кафедральному собору Светицховели ( Бердзенишвили Н. 1929/1930. С. 251-254; Мусхелишвили. 1942. С. 133-137; Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 30-31), где И. О. называет католикоса-патриарха Мелхиседека I своим отцом. И. О. был ктитором церкви в с. Пока (ныне Ниноцминдский р-н), его имя упомянуто в 2 надписях в храме. В 1-й он назван «Иоанном Окропири, католикосом Картли», во 2-й - «католикосом Картли Окропири» ( Цискаришвили. 1959. С. 32-33; Бердзенишвили Н. 1964. С. 94; Бердзенишвили Д. 2000. С. 14). В колофоне Гефсиманского Четвероевангелия (НЦРГ. Н 1741, 1048 г. Л. 296 об.- 297) сохранились сведения о том, что уроженец Мцхеты свящ. Степане, служивший ранее в мон-ре Палавра на Чёрной Горе (Сирия), был определен духовником «католикосу Окропири» в ц. Снятия с Креста на Голгофе (Описание груз. рукописей. 1950. С. 173-174), на основании чего можно сделать вывод о паломничестве И. О. в Иерусалим. Ист.: Бердзенишвили Н. Мцхетский док-т XI в.//Бюл. Музея Грузии. Тифлис, 1929/1930. Вып. 6. С. 229-296 (на груз. яз.); Мусхелишвили Л. Древнейшие надписи Мцхетского храма Светицховели и их отношение к завещанию католикоса Мелхиседека//Картули хеловнеба (Груз. искусство). Тбилиси, 1942. Вып. 1. С. 133-142 (на груз. яз., рез. на франц. яз.); Описание груз. рукописей Гос. музея Грузии: Колл. Н/Сост.: Е. Метревели и др. Тбилиси, 1950. Т. 4. С. 173-174 (на груз. яз.); Корпус груз. ист. док-тов. Тбилиси, 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв./Ред.: Т. Енукидзе, В. Силогава, Н. Шошиашвили. С. 30-31 (на груз. яз.). Лит.: Цискаришвили В. Г. Эпиграфика Джавахети как ист. источник. Тбилиси, 1959. С. 32-33 (на груз. яз.); Бердзенишвили Н. Дневник Джавахетской экспедиции 1933 г.: Отчетный доклад// Он же. Вопросы истории Грузии. Тбилиси, 1964. Т. 1: Историческая география. С. 45-173 (на груз. яз.); Бердзенишвили Д. Джавахети: Ист.-архит. путев. Тбилиси, 2000. С. 14 (на груз. яз.); Абашидзе З. Иоане V (Окропири)//Католикосы-патриархи Грузии. Тбилиси, 2000. С. 45 (на груз. яз.). В. И. Силогава Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/469656.html

Авторская атрибуция публикуемого нами " Мученичества Давида и Константина " , как и ряда других письменных памятников грузин домонгольского периода, не установлена. В самом произведении нет даже косвенного намека, способствующего решению этого вопроса. Памятник посвящен наиболее драматической эпохе в истории Грузии, как и Кавказа в целом,- времени арабских завоеваний с середины VII в. (после покорения халифатом Сасанидского Ирана), особенно обострившихся с конца того же столетия. Арабские завоевания указанного периода в Закавказье, бывшим одним из объектов всеобщей арабской экспансии, оставили глубокий след в жизни местных народов и надолго сохранились в народной памяти. Как свидетельствует публикуемое произведение, даже в эпоху расцвета феодального Грузинского царства память об арабах и их мероприятиях в завоеванной ими стране все еще переживалась как недавнее прошлое, в значительной степени отражала этноконфессиональную ментальность местного населения и, таким образом, не теряла общественной актуальности. По замечанию К. С. Кекелидзе, дошедшая до нас версия " Мученичества Давида и Константина " является метафрасной и создана не ранее первой половины XII в. [Кекелидзе К. С. История грузинской литературы. Т. 1. Тбилиси. 1960. С. 538 (на груз. яз.)] . На наш взгляд, эта датировка произвольна. В самом памятнике говорится, что погребенные под церковью в разрушенном арабским полководцем Мерваном ибн Мухаммадом городе тела святых Давида и Константина оставались " неведомы и скрыты до дней великого царя Баграта, и побудил его Святой Дух устроить на том пустынном и укромном месте монастырь, и возвел для поминания сих святых мучеников прекрасный храм, и сделал доступными народу тела сих святых мучеников, и упокоил их в прекрасном гробе в им же возведенном храме " . Данное свидетельство вполне вероятно и потому может служить ориентиром времени написания " Мученичества Давида и Константина " . Известно, что в 1040 г. Багратом IV (1027-1072) был возведен храм Мотцамета - " Святых свидетелей " . (Русским агиографическим термином " мученик " мы переводим древнегрузинское " мотцаме " - " свидетель " , вместе с другими формами этого слова в восточной агиографии восходящее к труднопереводимому греч. martyros. Прекрасное исследование этого термина, воспринятого в литературе восточного христианства, см.: Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 2. М., 1994. С. 2-3 (репринт изд. 1907 г.).)

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В Иерусалиме паломники посетили греческие монастыри Святого Креста и праведного Симеона Богоприимца. Первая обитель была основана на месте, где, по преданию, произросло трехсоставное дерево Креста Господня. Монастырь называют обителью грузинской славы. В нем жил грузинский поэт Шота Руставели, улица рядом названа в его честь. Есть множество легенд об основании обители Святого Креста. Первоначально ее строили греки. В XI веке он был опустошен и восстановлен на средства грузинского царя Баграта IV по благословению преподобного Евфимия Святогорца стараниями грузинского монаха Георгия-Прохора. Под управлением иберийцев обитель оказалась в долгах и в XVIII веке перешла под юрисдикцию Иерусалимского Патриархата. В монастыре подвизалось много монахов, хотя им постоянно угрожали мусульмане. Иерусалимский Патриарх Кирилл II создал при обители богословскую школу для подготовки духовенства. Она просуществовала до начала XX века. После монастырь пришел в упадок. Многие десятилетия здесь не было других насельников, кроме настоятеля. В середине XX века Иерусалимская Патриархия восстановила здания обители, провела частичную консервацию настенных росписей. Фрески, сохранившиеся до наших дней, относят к концу XII - началу XIII веков. В главном храме паломники пропели тропарь и величание Святому Кресту, приложились к месту, где произрастало дерево Креста Господня. Последним местом посещения стал монастырь праведного Симеона Богоприимца, расположенный в районе Катамон, что означает " рядом с монастырем " . Обитель основана в конце XIX века греческим монахом Авраамием. Он знал, что, по преданию, в евангельские времена здесь располагался дом старца Симеона, а рядом должен находиться семейный склеп, в котором был погребен Богоприимец. Отец Авраамий начал раскопки и обнаружил в скале погребальные пещеры с вытесанными из камня могилами и человеческими останками в них. Позднее ученые нашли наскальную надпись, которая подтвердила, что захоронение принадлежит священническому роду праведного Симеона. Мощи Богоприимца находятся в Хорватии. В монастыре хранится лишь частица его останков. Она находится в алтаре храма, который возведен над могилой праведника.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010