Схвавский монастырь в Рачинском уезде. Схвавский монастырь находится при селении Схвави. Он существовал уже в XVII веке. В 1872 г. приписан к Челишскому монастырю. Хопский Успенский Богородичный монастырь в Зугдидском уезде. Эта второклассная необщительная обитель расположена на левом берегу р. Хоти, в 30 в. от уезд. г. Зугдиди. Храм его освящен в честь Успения Богоматери. Управляется архимандритом. Цагерский монастырь в Лечхумском уезде. Цагерский монастырь находится в селении Цагери, на правом берегу р. Цхенисцхали. Прежде он был кафедральным епископов сванетских, а с 1884 г. приписан к Намарневскому монастырю. В храме этого монастыря хранится серебряный крест грузинского царя Георгия I (921–956) и находится гробница Григория Дадиани, скончавшегося в 1804 году. Цаишский монастырь в Зугдидском уезде. Цаишская обитель находится при р. Джуме, в селении Цаиши, недалеко от местечка Зугдиди. С 1884 г. она приписана к Намарневскому монастырю. В храме ее сохраняется крест Баграта III, царя Абхазии и Карталинии (980–1014). Челишский монастырь в Рачинском уезде. Этот второклассный общежительный монастырь находится в селении Никорцминда, в 45 в. от селения Они, являющегося главным пунктом уезда. Его храм освящен в честь Успения Богоматери. Управляется архимандритом. Шемокмедский Спасский монастырь в Озургетском уезде. Второклассный Шемокмедский необщежительный монастырь находится в селении Шемокмеди, в 5 в. от своего уездн. г. Озургети. Управляет им архимандрит. Женские обители Василиско-Златоустовский монастырь в Сухумском округе. Эта общежительная обитель находится в 12 в. от г. Сухума и в стольких же верстах от берега Черного       моря, близ селения Михайловского, на берегу р. Гумисты. Монастырь основан в 1898 году на месте, где был, по преданию, погребен Иоанн Златоуст . Здесь были развалины древнего храма. Он был восстановлен сестрами и в 1900 г. освящен во им св. Иоанна Златоуста . Возле этого храма и была в 1901 г. открыта Василиско-Златоустовская обитель. За алтарем храма стоит высеченный из камня гроб значительных размеров, извлечённый при раскопках.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Затем предстоятели Церквей посетили кафедральный собор Св. Троицы, строящийся на горе пророка Илии. Патриарх Варфоломей благословил архитектора и строителей. Он сказал, что возносит молитвы ко Господу, чтобы как можно скорее строительство было завершено и в храме отслужена первая литургия. Журналистам, ожидавшим его во дворе храма, Патриарх Варфоломей сказал: «Это церковь увенчает патриаршеское служение Его Святейшества и Блаженства Католикоса-Патриарха Илии, который очень многое сделал за последние двадцать пять лет на благо Грузинской Церкви и грузинского народа, в сердцах которого он возродил храмы духа. Я благодарю государство за помощь православию. Желаю, чтобы Церковь и люди шли в Грузии по одному пути и к одной цели». В кафедральном соборе Мцхеты Светицховели Патриарх Варфоломей передал грузинскому народу икону великомученика Георгия со словами, что добро всегда побеждает зло. Там же он благословил три пары молодоженов. Вечернюю службу Патриархи отслужили в кафедральном Сионском соборе Тбилиси. После службы Патриарх всея Грузии Илия напомнил о богоизбранности Грузии, о том, что в этом уделе Богородицы грузины всегда ощущали особую благодать. Он благодарил Бога за то, что сегодня люди возвращаются в Церковь не только в Грузии, но и во всем мире. От имени Священного Синода и всей православной Грузии он пожелал Вселенскому Патриарху еще долгие годы служить благу православия во всем мире. Патриарх Варфоломей выступил с ответной речью и сказал, что сегодня воюют друг против друга в Грузии люди, ушедшие из Церкви. «Они сироты, потерявшие Отца. От этого случаются конфликты, стрессы, депрессии. Я прошу Бога, чтобы Он дал силы грузинам вернуться к Нему, любить друг друга и жить мирно». Константинопольский Патриарх вручил настоятелю Сионского собора отцу Георгию (Гамрекели) наперсный крест. 21 сентября, в день открытия торжеств, посвященных храму Баграта в Кутаиси, Патриархи отслужили торжественную воскресную литургию в соборном храме монастыря в честь Пресвятой Богородицы в Гелати. На литургии присутствовал президент Грузии Эдуард Шеварнадзе.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМ I [Груз. ] (Мачутадзе), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) (1639-1657) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Представитель одного из феодальных родов западногруз. княжества Гурия; с XVI в. среди Мачутадзе были известные духовные лица: митр. Шемокмедский Виссарион (XVI-XVII вв.), насельник мон-ря Давидгареджи прп. Онуфрий Гареджели (XVIII) и др. До 1639 г. М. занимал Шемокмедскую кафедру Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ. Во время предстоятельства М. были полностью описаны поместья Абхазского Католикосата (Церковные док-ты. 1921. Т. 1. С. 53-54). По его просьбе мегрельский кн. Леван II Дадиани (1611-1657) возобновил пожертвования монастырю Хоби в честь Успения Пресв. Богородицы. Также М. изменил фискальную политику Католикосата, связанную с мегрельским дворянством (Там же. С. 26). Сведения о М. сохранились в записях послов и католич. миссионеров. Так, в дневниках дьяка Ф. Ельчина и свящ. П. Захарьева описывается их встреча с католикосом-патриархом в 1640 г. при дворе кн. Левана II. 8 февр. (по Захарьеву) или 9 февр. (по Ельчину) послы посетили монастырь Мокви и М. показал им церковные святыни; 23 апр. он сопровождал их к церкви Илори во имя вмч. Георгия (Посольство дьяка Федота Елчина. 1887. С. 316, 325, 330). В 1651-1652 гг. при дворе имеретинского царя Александра III (1639-1660) М. вместе с царем неоднократно принимал рус. послов диак. А. И. Иевлева и Н. М. Толочанова ( Иевлев. 1969. С. 114-115, 118-119; Толочанов. 1970. С. 106). Особенное впечатление на послов произвела литургия, к-рую М. отслужил в кутаисском кафедральном соборе в честь Успения Пресв. Богородицы ( Баграта храме ) 29 июня 1651 г. Они подробно описали и служение М., и богатство его облачения ( Иевлев. 1969. С. 122-126; Толочанов. 1970. С. 103-104). 9 окт. 1651 г. М. вслед за царем принял клятву о подданстве России, его имя упоминается в тексте «Книги клятвы», однако подпись отсутствует ( Иевлев. 1969. С.173, 175). В 1655 г. М. при дворе мегрельского князя встречался с итал. миссионерами Андреа Борромео, Иоанном Монти и Иосифом Цампом, которые направили коллективное письмо в Рим, где упомянули о М. ( Тамарашвили. Католичество. С. 199-200).

http://pravenc.ru/text/2561630.html

О последующей судьбе пояса Богоматери сообщают предания следующее. Пояс, сопутствовавший в походах императоров греческих, взят был у греков победоносным царем болгарским Коломаном и принесен в дар обители Ватопеда на Афоне сербским князем Лазарем в ΧΙV веке. Пояс разделен на две части, из коих одна постоянно пребывает в обители, запечатанная двумя царскими печатями, вероятно – Аркадия и Льва Философа, а другая носится по селениям Румелии. Во время страшной холеры, опустошавшей Адрианополь, спасительно было таи появление части пояса. В 1387 году русский митрополит Пимен видел во Влахернском храме ковчег, в котором лежали риза и пояс Богородицы. Часть пояса Богородицы находится также в пределах наших, в домовой церкви владетелей мингрельских, куда пожертвовал император Роман, выдавший в исходе X века дочь свою Аргиру, получившую исцеление от этого пояса, за знаменитого царя Абхазии и Грузии, – Баграта Куропалата. Аргира умоляла отца отпустить с нею в дальнюю страну часть чудотворного пояса. Эта часть ныне находится в Мингрелии, в Зугдиде, где, по повелению Российского Императора Александра I выстроена церковь для охранения святыни. Св. свмч. Киприана, епископа Карфагенского Уроженец Карфагена, воспитанный в язычестве, Киприан в очень молодых летах сделался преподавателем философии и красноречия в своем городе, жил весело и роскошно. Ему случилось познакомиться с христианским священником Цецилианом, который убедил его, что только христианское учение ведет к истине и спасению. Киприан уверовал и крестился, пробывши немалое время в разряде оглашаемых, в 246 году, а скоро рукоположен и во пресвитера. «Узнал я», – писал он другу по обращении – «что прежняя жизнь для плоти и греха есть жизнь земная и гибнущая, а жизнь по заповедям Христовым есть жизнь божественная». В 248 году, по смерти епископа Доната, карфагенские христиане избрали его во епископа. Киприан был ревностным пастырем Церкви, учил словом и писаниями, назидал примером собственной жизни. В гонение Декия укрылся от преследователей, но при Валериане сперва подвергся изгнанию (257 г.), а потом осужден на смерть. Он был обезглавлен 14 сент. 258 года. Св. Геннадия, патриарха Константинопольского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В летний период реставрационные работы прошли также в крае Рача, в храмах Никорцминда XI в., Мравалдзали XI в., Квирикецминда XVI-XVII вв. и Верхний Крихи X-XI вв. Землетрясение 1991 года нанесло особый урон храмам Никорцминда и Мравалдзали. На основании архивных материалов были проведены реабилитационные работы, и по окончании первого этапа специалисты гарантируют, что зимой опасность памятникам не угрожает. С будущего сезона работы будут продолжены. Разработаны проекты, согласно которым всем храмам будет возвращён первозданный вид. Идет работа над реставрацией уникальных фресок в храме Богоматери в Зарзма, основанного в эпоху раннего средневековья, но построенного в своем окончательном облике в XVI в. Этим же периодом датируются фрески, некогда обновлённые русским художником Славцевым, а на закате советской эпохи варварски изувеченные. Реставраторам удалось найти необходимые материалы в фотоархиве Славцева, благодаря которым удалось провести точное зондирование и обнаружить первозданный слой живописи. На днях заместитель министра культуры провёл мониторинг реставрационных работ в Мегрелии, женского монастыря в Хоби и монастыря 40 мучеников в Нокалакеви. Сообщается, что они будут завершены до наступления зимнего периода. Главная проблема монастыря в Хоби — серьезный урон, нанесённый осадками фрескам XII-XVII вв. В других храмах также имеется множество повреждений конструкционного характера, однако, по поступившей информации, главные трудности уже преодолены. Готовится полная опись всех заброшенных и не действующих монастырей и храмов на территории Грузии, и разрабатывается программа их реабилитации. Публикуется также список памятников, реабилитационные работы в которых уже завершены. Это — монастырский комплекс в Убиси, церковь святой Марины в Тмогви, храм Баграта в Самтависи, церковь Богородицы в Манави, церковь Иоанна Кретителя в Ахатени, Троицкий храм в Гергети, церковь Воздвижения Креста в Шиомгвиме, монастырь Галае на Кипре, мужской монастырь святого Стефана Хирсельского, церковь Фомина воскресенья в Патардзеули, церковь Богородицы и церковь Иоанна Крестителя в Хашми, церковь святого Георгия в Атени, церковь Богородицы в Вани, монастырский комплекс в Кинцвиси, церковь Архангела в Хеити, церковь Богородицы в Патара Гомарети.

http://patriarchia.ru/db/text/320934.htm...

В XII веке во время охоты царя Баграта Великого (1072–1117) нетленные мощи святых братьев были обретены в пещере, осиянной светом. Царь выстроил в их честь церковь Мучеников (Моцамети) и основал Моцаметский монастырь. Мощи святых братьев прославились многочисленными исцелениями. Октябрь 3 Дионисий Затворник, в Дальних Пещерах почивающий, преподобный Преподобный Дионисий, по прозванию Щепа, — пресвитер и затворник Печерский. При нем в 1463 г. в княжение киевского князя Симеона Александровича, при митрополите св. Ионе и Печерском архимандрите Николае, было следующее событие в Антониевой пещере. В день св. Пасхи, во время пасхальной утрени, когда Дионисий обходил с каждением мощи святых угодников, то в избытке духовной радости и любви к ним воскликнул: «Святые отцы и братие! Сегодня есть великий день. Христос Воскресе!» Как гром, прозвучал ответ от святых мощей: «Воистину Воскресе!» С того дня преподобный Дионисий ушел в затвор и после многих трудов отошел ко Господу. Это дивное событие с преподобным Дионисием увековечено в 8–й песни канона Киево–Печерским святым. Преподобный погребен в Дальних пещерах. Память преподобному Дионисию совершается 3/16 октября, также 28 августа/10 сентября и во 2–ю Неделю Великого Поста. Октябрь 4 Иона и Нектарий Казанские, преподобные Преподобные Иона и Нектарий Казанские — в миру Иоанн и Нестор Застольские. Когда святитель Гурий († 1563 г.; память 5/18 декабря) отправлялся в новоучрежденную Казанскую епархию, то царь Иоанн Грозный дал ему для забот о житейских делах боярина Иоанна Застольского. Под духовным руководством святителя Гурия Иоанн вел добродетельную, благочестивую жизнь. Он боялся греха, любил правду и был строго честен. В страхе Божием воспитал Иоанн своего сына Нестора. Кроткий юноша с детства был аскетом: носил власяницу, соблюдал пост. Он любил молиться в храме. С согласия отца Нестор принял монашеский постриг с именем Нектарий. Скончался он в молодых годах. Отец Нестора Иоанн постригся в монашество с именем Иона. Перед кончиной он завещал похоронить его рядом со святителем Гурием, около могилы которого был погребен Нектарий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Честный пояс, сопутствовавший в походах греческим императорам, взят был у греков болгарским царём Коломаном и в 1151 году принесён в дар Ватопедской обители на Афоне сербским князем Лазарем. В 1387 году русский митрополит Пимен видел во Влахернском храме ковчег, в котором лежали риза и пояс Пресвятой Богородицы. В настоящее же время одна значительная часть пояса находится в Ватопедском монастыре, вложенная в драгоценный ковчег, запечатанный двумя царскими печатями Аркадия и Льва Философа, и помещается в алтаре соборного храма; другая же часть его хранится в Грузии, в Зугдидской церкви, куда пожертвовал её греческий император Роман, выдавший в исходе X века дочь свою Аргиру за знаменитого царя Абхазии и Грузии, Баграта Куропалата. Аргира, получившая исцеление от этого пояса, упросила отца отпустить с нею в дальнюю страну часть его. По повелению императора Александра I выстроен каменный храм в Зугдиди (в Мингрелии), где доныне святыня хранится пред иконостасом в драгоценном киоте. На верхней части пояса, который походит на диаконский орарь, сложенный вместе, виден древний лик Богоматери; нижняя часть его совершенно ветха. Бывшая правительница Мингрелии Нина, дочь царя Георгия, при вступлении в подданство России, принесла этот чудотворный пояс в дар императору Александру I; но он, украсив пояс Богоматери драгоценными камнями, возвратил правительнице и тогда же повелел воздвигнуть каменную церковь для хранения сей святыни. Нельзя также умолчать об открытии Живоносного Источника в Балаклии, в окрестностях Константинополя. Церковный историк Никифор Каллист сообщает о нём следующие сведения. Некогда в окрестностях столицы, недалеко от земляных стен и на расстоянии одной стадии от так называемых Златых врат, было прекрасное, осенённое кипарисами и платанами место, с древних времён посвящённое Пресвятой Богородице. Посреди него находился источник, при котором благодатью Божией совершалось с давнего времени много чудес; но так как это место оставалось долгое время неустроенным, то от времени источник засорился от множества кустарников и накопившейся тины, препятствовавшей течению воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

от г. Селенгинска, при с. Посольском, на южн. бер. оз. Байкала. Основан в 1681 г. на месте убиения в 1650 г. бурятами московского посла Заболоцкого. Сначала был мужским; в 1902 г. обращен в женский. Над могилой содействовавшего первоначальному устроению обители купца Григория Осколкова (скончавшегося 10 дек. 1714 г.) устроена часовня. При мон. школа. Успенская Мысовская община, в г. Мысовске, учрежденная в 1911 г. Имеретинская епархия Мужские: Гаенатский или Гелатский Рождество-Богородицкий , 1 кл., в 8 в. от г. Кутаиса, в 3 в. от ж.-д. ст. Гелати. Основан в нач. XII в. грузинским царем Давидом III (см. 26 янв.). В соборном храме Рождества Богородицы сохранились древние фрески. Здесь покоятся мощи св. царя Давида III и правнучки его царицы св. Тамары (см. 1 мая). В мон. находится Хахульская чудотворная икона Божией Матери, по преданию написанная св. ев. Лукою; украшения иконы – XII, XI и даже VIII в.; некоторые из них – жертвы св. Тамары; эта св. икона представляет собою складень, на котором изображение Богоматери поясное, в молитвенном положении, без Богомладенца; празднование ей бывает 15 авг. Тогда же совершается празднование и имеющихся в мон. чтимых свв. икон Богоматери, пожертвованных мон. царем Багратом III (в конце X в.) – Ацкурской, по преданию, принесенной в Грузию ап. Андреем и находившейся в г. Ацкуре, и Гелатской (вычеканенной из серебра), называемой также Пицундской, по имени г. Пицунды (в Абхазии), где она прежде находилась. Ризница мон. представляет собою хранилище весьма древних и весьма ценных предметов. Здесь находится Евангелие, писанное на пергаменте в IX в., корона царя Баграта III, перстень царя Давида III, облачения патриархов и проч. Джручский Георгиевский , 1 кл., в Шаропанском y., в с. Мохва, в 114 в. от г. Кутаиса. Основан в V в. Кацхский Спасо-Вознесенский , 3 кл., в с. Кацхи, в Шаропанском y., в 50 в. от г. Кутаиса. Основан в 1027–1073 г. Моцаметский Давидо-Константинов , 2 кл., в с. Моцамети, в 5 в. от г. Кутаиса. Основан в XI в. Багратом IV, царем Грузинским.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

После кончины игумена Иверского монастыря Стефана Хартуляри преподобный Георгий был в 1044 году избран новым игуменом (трижды жребий указал на него). Попечением нового настоятеля был перестроен и укреплен соборный храм обители в честь Успения Пресвятой Богородицы и подтверждены права грузин на Иверский монастырь. С этой целью преподобный Георгий посетил Константинополь , где был принят императором Константином IX Мономахом (1042–1055) и получил от него жалованную грамоту. Вернувшись в Иверскую обитель, преподобный оставил после себя настоятелем Георгия Олтисели и отправился на Черную гору , близ Антиохии. Вероятно, он вынужден был это сделать, чтобы оправдать перед патриархом Антиохийским Феодосием III (1057-1076) братию Иверского монастыря, заподозренную греками в неправославии. Преподобному Георгию удалось справиться не только с этой задачей, но и убедить Антиохийского Первосвятителя в канонической законности автокефалии Грузинской Православной Церкви . Из Антиохии, по приглашению грузинского царя Баграта IV (1027–1072), преподобный Георгий отправился в Грузию . В Грузии он провел пять лет: учил народ словом и делом, помогал благоустроению церковной жизни и внедрял свои переводческие труды. Благодаря их высоким научным и литературным достоинствам, они были признаны Грузинской Церковью образцовыми. Заботясь о духовном просвещении страны, преподобный Георгий отобрал 80 грузинских юношей и отправился с ними на Афон , чтобы отдать их в основанное им же училище. По дороге он посетил Константинополь . Несмотря на уговоры учеников отложить посещение императора, поскольку преподобный Георгий занемог, он, будучи извещен свыше о своей предстоящей кончине, поторопился представить императору Константину Х Дуке (1059-1067) своих учеников и получил грамоту на их обучение в афонском училище . На следующий день, 29 июня 1065 года, святой Георгий мирно отошел ко Господу. Тело преподобного было с честью перевезено на Афон , прославленное на пути очевидными знамениями милости Божией. Оно год пролежало в гробе без погребения в храме Всех Святых. Когда гроб был открыт, тело святого оказалось совершенно нетленным: ни один волос не упал с его головы и бороды. Гроб святого Георгия был установлен близ раки святого Евфимия 24 мая 1066 года. С согласия католикоса-патриарха всей Грузии Иоанна IV (1110-1142) ежегодно в этот день совершалась память святого Георгия, приуроченная впоследствии к дню его блаженной кончины, и совершаемая ныне 27 июня.

http://drevo-info.ru/articles/13301.html

В VII в. на месте большой базилики, разрушенной, очевидно, во время византийско-персид. войн персидским полководцем Мермероем в 50-х гг. VI в., была выстроена новая церковь с выступающей апсидой. Эта церковь упомянута в груз. летописи «Мокцеваи Картлисай» как «Кутаисский храм» (28,3×15,8 м) (КЦ. 1955. Т. 1. С. 241), фундамент части ее стен был использован в качестве фундамента храма Баграта. На основании того, что в раннехрист. эпоху в Кутаиси сооружались столь значительные храмы, часть ученых допускает возможность существования в то время епархиального центра в городе. Однако, по мнению Г. Мчедлидзе, основывающегося на отсутствии упоминания кафедры в Кутаиси в исторических источниках или преданиях, строительство большой базилики может говорить лишь о многочисленности города, в к-ром укрепилось христианство. В Кутаисском храме был похоронен Картлийский эрисмтавар (князь) Стефаноз, укрывавшийся от преследования арабов в Зап. Грузии: выявленное близ церкви малое здание квадратной формы, построенное тесаным камнем, предположительно является его гробницей. В нач. 30-х гг. VIII в. Кутаиси вместе с др. поселениями Эгриси стал жертвой карательного похода араб. полководца Марвана ибн Мухаммада (Мервана Глухого). Западногруз. (абхазский) эристав Леон II (758-798), воспользовавшись ослаблением Византии, распространил власть на Зап. Грузию, создал Эгрис-Абхазское царство со столицей в Кутаиси и принял титул царя. Кутаиси пережил очередное возрождение: были основательно обновлены фортификационная и водопроводная системы, в цитадели были выстроены украшенный арочными окнами 2-этажный кирпичный дворец и баня, перекинут мост через р. Риони, на развалинах церкви VII в. выстроена новая 3-нефная базилика, в воротах к-рой в 2009 г. было обнаружено богатое захоронение молодой женщины (до 25 лет) предположительно царского рода, сходное с могилами хазар. Могила царя Грузии св. Давида IV Строителя. Кафоликон мон-ря Гелати Могила царя Грузии св. Давида IV Строителя. Кафоликон мон-ря Гелати Новый этап строительства города начался в кон.

http://pravenc.ru/text/2462339.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010