Помимо фундаментальных многотомных изданий в XX в. выходили научные издания отдельных трудов И. Д. С.: «Трактата о Первоначале», «Вопросов на произвольные темы» и др. сочинений. Однако, несмотря на значительные успехи в деле издания полного корпуса сочинений И. Д. С., эта задача еще далека от завершения, поэтому исследователям философии и теологии И. Д. С. нередко приходится обращаться к старым изданиям, а в нек-рых случаях - к рукописям. Жанровые особенности Все сочинения И. Д. С. (за исключением 2 небольших трактатов: «De primo principio» и «Theoremata») с т. зр. жанра имеют получившую к кон. XIII в. весьма широкое распространение форму «вопросов». Этот жанр тесно связан с особенностями университетского образования того времени и отражает схему преподавания в университетах и структуру учебных диспутов. Если учитель хотел представить собственное мнение относительно некой спорной и допускающей различные решения проблемы, он организовывал обсуждение (диспут, disputatio), в процессе которого интересующая его проблема формулировалась в виде вопроса (quaestio). Такие «вопросы» в XIII в. получили особое наименование: «вопросы для обсуждения» или «спорные вопросы» (quaestiones disputatae). В этот период «вопросы» уже не обязательно отражали реальные университетские дискуссии, но повторяли их структуру. В наиболее общем виде «вопрос» строится следующим образом: вначале формулируется некая проблема, имеющая по крайней мере два (чаще - больше) различных варианта решения. Далее предлагается решение проблемы, либо принимаемое автором, либо (гораздо чаще) противоположное принимаемому им. После этого предлагаются подтверждения этого решения, основывающиеся на Свящ. Писании, на сочинениях авторитетных философов или теологов либо на логическом рассуждении. Затем автор предлагает собственный ответ на поставленный основной вопрос. Наконец, исходя из этого ответа, он анализирует те доводы, к-рые приводились в пользу противоположного решения, и показывает, что они не противоречат предложенному им решению и могут быть с ним согласованы (см.: Bataillon L. J. Quaestio//Encyclopedia of the Middle Ages/Ed. A. Vauchez e. a. Chicago, 2000. Vol. 2. P. 1203). В такой форме жанр «вопросов» получил широкое распространение у предшественников и современников И. Д. С., напр., у Фомы Аквинского («Сумма теологии», «Вопросы о душе», «Вопросы об истине», «Вопросы о зле», «Вопросы о духовных творениях» и т. д.), Генриха Гентского («Вопросы на произвольные темы», «Сумма») и мн. др.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Дунс ...

С 1892 года анархистские злодеяния учащаются, в течение 2 лет (с 1892 – 1894 гг.) произведено было около 40 динамитных взрывов или покушений на взрыв во всех почти странах западной Европы, преимущественно же во Франции и Испании. «Мы пожинаем плоды той крайней свободы слова и пера, которую у нас терпели в течение нескольких лет», – выразился в 1892 году французский министр-президент Лубэ в беседе с сотрудником газеты «Figaro». Всякий, конечно, признает справедливость этого замечания. 10) К проявлениям того же духа времени следует отнести и заимствованный недавно от древних язычников антихристианский обычай сжигать трупы умерших, вопреки повелению Божию, данному праотцу нашему Адаму: «В поте лица... будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» ( Быт. 3, 19 ). Языческий обычай этот быстро распространяется. Так, в Берлине в первые три месяца 1891 года сожжено было 1788 человеческих трупов. У нас в Финляндии существует «общество сжигания трупов». В одном из его заседаний, в 1895 году, председатель, ввиду значительного числа записавшихся в члены этого общества, указал на необходимость и своевременность обращения к правительственным учреждениям о введении обязательного сожжения трупов 21 . Религиозно-нравственное состояние современного нам образованного мира, преимущественно Запада, невольно напоминает подобное же состояние западной Римской империи в эпоху ее падения. Та же разнузданность страстей, та же гнетущая неизвестность будущего, тот же упадок религиозного чувства и то же извращенное направление науки. Люди всегда те же, и развитие общественной жизни их сходно, только лишь формы проявления ее в разное время различны. 1 И едва ли могут быть научно построены доказательства бытия Божия, ибо Бог есть высшая очевидность, которую трудно чем-либо иным доказать. 10 Неудивительно, что книга американца Инезднирба «Как разбогатеть» выдержала 48 изданий и разошлась в количестве 430 000 экземпляров. Она переведена недавно и на русский язык. 11 В 1893 и 1894 годах обнаружена в Бельгии подделка дипломов школ гражданских инженеров искусств и мануфактур, состоящих при Гентском университете, о чем бельгийский посланник уведомил наше правительство, так как наши фабриканты и заводчики приглашают гражданских инженеров из Бельгии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Дворжак. Фотография. 20-е гг. XX в. Дворжак [чеш. Dvoák] Макс (24.06.1874, Раудниц, ныне Роуднице-над-Лабем, Чехия - 8.02.1921, Грушовани-над-Евишовкоу (Грусбах), там же), историк искусства, представитель венской школы искусствознания. Сын архивиста и библиотекаря замка Раудниц, богатая художественная коллекция к-рого содержала полотна П. Брейгеля и портретную живопись испан. мастеров, повлиявшие на художественные пристрастия Д. Обучение, начатое в Праге (1895) у проф. истории Й. Голля, Д. продолжил в Венском ун-те и завершил (1901) его защитой диссертации. Приглашен в австр. Ин-т исторических исследований. В период становления Д. испытывал влияние А. Ригля и Ф. Викхоффа (Die Illuminatoren d. Johann von Neumarkt. W., 1901 и др.), ассистентом к-рого был с 1902 г., занимая в этот период должность приват-доцента Венского ун-та, а с 1909 г.- профессора. Переломные периоды в истории искусства (поздняя античность, творчество Эль Греко , А. Дюрера , М. Шонгауэра, Брейгеля, Тинторетто) неизменно оказывались в сфере внимания Д. В 1904 г. он опубликовал основополагающую работу по истории нидерланд. искусства - «Загадка искусства братьев ван Эйк» (Das Rätsel d. Kunst d. Brüder van Eyck). Предметом исследования стал не столько вопрос об авторах Гентского алтаря, сколько проблема зарождения стиля, намеченного в картинах треченто и во франц. книжной миниатюре ок. 1400 г. В работе также была введена методологическая проблематика последующих изысканий Д., связанная с философией В. Дильтея и формальным методом Ригля, его представлением о континууме извечных вопросов-ответов. Д. выявлял связь искусства с мировоззрением и духовной атмосферой эпохи и видел залог развития искусства в разнонаправленности и многочисленности его течений, а также в индивидуальности художника; на этих принципах основана работа «Идеализм и натурализм в готической скульптуре и живописи» (Idealismus und Naturalismus in d. gotischen Skulptur und Malerei. 1918), построение к-рой обнаружило концептуальную цельность видения Д. исторического развития западноевроп. искусства.

http://pravenc.ru/text/171513.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Друзий. Гравюра. 1-я пол. XVII в. [лат. Drusius; наст. имя Йоханнес ван ден Дриссе; нидерланд. Driessche] (28.06.1550, Ауденарде, совр. пров. Вост. Фландрия, Бельгия - 12.02.1616, Франекер, совр. пров. Фрисландия, Нидерланды), голл. кальвинист. (реформатский) богослов, ориенталист, гебраист и экзегет. Изучал богословие, философию, древнегреч., евр. и лат. языки, греч. классическую лит-ру в Гентском, Лувенском (Лёвенском) и Кембриджском ун-тах. Профессор вост. (евр., арам., сир.) языков в Оксфордском (1572-1576), Лейденском (1577-1585) и Франекерском (1585-1616) ун-тах. Д. поддерживал дружеские отношения с основателем арминианства Я. Арминием , за что подвергся критике со стороны консервативных кругов голл. кальвинизма и не был привлечен, несмотря на научный авторитет, к подготовке Staatenbejbel - офиц. перевода Свящ. Писания на нидерланд. язык (см. разд. о нидерланд. переводах в ст. Библия ). Д.- автор исследований по библейской экзегезе, грамматике древнеевр. языка, сравнительному языкознанию (вост. языки). В 1600 г. по поручению Генеральных штатов Нидерландов составил комментарии на наиболее сложные места из ВЗ, впосл. также и на НЗ. Как представитель позднего гуманизма Д. придавал большое значение изучению филологии и часто в толкованиях приходил к выводам, к-рые противоречили нек-рым традиц. богословским представлениям (напр., Д. не считал LXX богодухновенным источником). Тем не менее Д. был убежден в том, что он служит реформатской церкви, считая филологическое изучение Библии твердым основанием для систематического богословия и искоренения ересей. Комментируя текст Свящ. Писания, Д. использовал различные переводы одного и того же текста, древние и средневек. источники, в т. ч. и иудейский экзегетический материал ( таргумы ), сочинения античных авторов (Цицерон, Еврипид, Гомер, Полибий, Сенека, Плавт и др.), творения древних христ. писателей и отцов Церкви (в первую очередь блж. Иеронима Стридонского), сочинения средневек. гуманистов и совр. ему богословов (Эразм Роттердамский, Т. Беза , И. Ю. Скалигер ). Полностью сочинения Д. были опубликованы в 1622-1636 гг. его учеником Сикстинусом Амамой. Большая часть трудов Д., его биография и библиография его сочинений были включены в собрание экзегетических сочинений крупнейших христ. гебраистов и ученых эпохи гуманизма XVI-XVII вв. (см.: Critici sacri, sive annotata doctissimorum virorum in Vetus ac Novum Testamentum: Quibus accedunt tractatus varii theologico-philologici/Ed. Pearson J. et al. Amst., 16983. 9 t.).

http://pravenc.ru/text/180493.html

Отчасти непревзойденное мастерство младшего ван Эйка можно было бы объяснить тем, что еще в юности он проявил себя в искусстве миниатюры. До создания Гентского алтаря он прославился своими иллюстрациями к Туринскому часослову. Искусство миниатюры было не просто вершиной средневековой живописи. Это было пространство смелых экспериментов и новых открытий. Мастера могли себе позволить высокую степень свободы, которая затем явится миру на полотнах титанов Возрождения. Если в Средние века искусство было подчинено Слову, живопись оставалась в подчинении у архитектуры, то в XV веке, как мы увидим, живописное полотно создает собственное архитектурное пространство и собственную реальность. Двадцать панно на дубовых досках Гентский алтарь был создан по частному заказу на деньги феноменально богатого человека по имени Йодокус Вейдт. Работу в 1420 году начал Губерт, старший из братьев, но в 1426 г. он скончался. Завершил работу Ян ван Эйк, и 6 мая 1432 года, в праздник святого Иоанна, пред изумленными взорами толпы состоялась инаугурация знаменитого шедевра. Алтарь представляет собой запрестольный складень, две его боковые створки открываются и закрываются. Центральная часть расписана с одной стороны, а боковые – с обеих. Таким образом, он состоит из 20 живописных панно, написанных на дубовых досках. Когда створки открыты, боковые изображения дополняют центральную композицию, когда закрыты – образуют собственную композицию. В размере полиптих достигает 3,5 м в высоту и 5 м в ширину. О поэтическом великолепии шедевра прекрасно сказал один современный искусствовед: «Это воплощение духа музыки, это высочайшая нота органа, исполняющего торжественную мессу в величественном соборе, наполненном верными. Удивительно, что ритуальность изображений, исполненная в традиционной стилистике средних веков, не отталкивает, но напротив, возвышает сердца и по-настоящему ведет нас в земной рай, в новый рай». Может показаться странным, что ван Эйк небесные реальности облекает в реалии своего времени. Тем самым ему удается глубже выразить тайну брачного союза неба и земли, взаимопроникновение Божественного и человеческого. Словно сама вечность просвечивает сквозь истончившееся время. Алтарь нередко сравнивают с магическим кристаллом, в котором земная реальность предстает в ослепительном сиянии, преломляясь в лучах внутреннего света. Каждый зритель найдет здесь именно то, что утолит его жажду.

http://blog.predanie.ru/article/tajna-mi...

В стране развернулась гражданская война: дворянство стремилось образовать аристократическую республику, но богатое купечество не соглашалось уступать ему первенство. Мелкие торговцы и городская беднота действовали самостоятельно. Практически повсеместно развернулось мощное крестьянское движение (особенно в Оверэйсселе, Гронингене и Дренте). Вильгельм Оранский, которого осенью 1577 г. штаты Брабанта избрали статхаудером провинции, пытался лавировать между разными силами. В июне 1578 г. в Дордрехте состоялся 1-й общенациональный синод НРЦ, поднявший вопрос о политическом статусе новой Церкви: он попросил Генеральные штаты утвердить его резолюцию, но получил отказ. Со своей стороны католич. партия дворян призвала в качестве суверена страны эрцгерц. Матиаса, брата имп. Рудольфа II. Генеральные штаты признали эрцгерцога временным правителем страны, а Вильгельм Оранский был назначен его заместителем. В июле 1578 г. Вильгельму Оранскому с большим трудом удалось договориться с эрцгерц. Матиасом о подписании т. н. Религиозного мира; в этом документе была обещана свобода кальвинист. богослужения наряду с католическим. Но протестанты остались недовольны незначительными уступками, и по стране прокатилась новая волна иконоборческих и антикатолич. выступлений. Нидерланды в XVI-XVII вв. Нидерланды в XVI-XVII вв. В окт. 1578 г. скончавшегося дона Хуана Австрийского сменил А. Фарнезе, герцог Пармский, талантливый полководец и искусный политик. Испан. войска, остававшиеся лишь в юж. франкоговорящих провинциях, начали наступление на север. Фарнезе, используя разногласия между провинциями, городами и различными слоями нидерланд. общества, сумел договориться с католич. дворянством юга и разрушить союз между южными и северными провинциями. 6 янв. 1579 г. валлонские провинции Геннегау, Артуа, Дуэ заключили с Фарнезе т. н. Аррасскую унию - сепаратный союз, в течение 1579 г. к нему присоединились Лилль, Орши, Мехелен, Валансьен и нек-рые др. города. Аррасская уния предусматривала соблюдение статей «Гентского умиротворения» и «Вечного эдикта», неприкосновенность католицизма, признание суверенитета Филиппа II при условии сохранения привилегий нидерланд.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

433. Точка зрения аль-Газали здесь напоминает и, бесспорно, отражает влияние «Никомаховой этики» Аристотеля (1121b): раз деньги — это социальная условность, призванная облегчить обмен, то ростовщичество противоречит их цели; но его окончательный вывод сильно отличается и приближается к доводу Фомы Аквинского о том, что деньги — это прежде всего средство и что ростовщичество искажает это их назначение, и к доводу Генриха Гентского, будто «деньги — это средство обмена, а не цель», — что неудивительно, поскольку он оказал прямое влияние на Фому Аквинского (Ghazanfar 2000). 434. Это не преувеличение. Даже знаменитую «кривую Лаффера», при помощи которой администрация Рейгана в 1980-е годы пыталась доказать, что снижение налогов увеличит доходы правительства за счет стимулирования экономической активности, часто называют кривой Халдуна — Лаффера, так как впервые в виде общего принципа она была изложена в книге Ибн Халдуна «Мукаддима» в 1377 году. 435. «Ослабление» фактически действовало как увеличение налогов, поскольку заставляло людей выкладывать больше экю для уплаты налоговой ставки, выраженной в шиллингах. Поскольку зарплаты устанавливались в фунтах, шиллингах и пенсах, такая мера также приводила к повышению их стоимости, а значит, обычно пользовалась популярностью. «Усиление», напротив, приводило к снижению реальной стоимости единиц учета. Это могло быть полезно для уменьшения личных долгов короля или его союзников, выраженных в таких единицах, но это также снижало доходы наемных работников и всех тех, чей доход был фиксирован, а значит, приводило к протестам. 436. Хотя и не сказать, чтобы их вообще не было. Важно отметить, что в те времена главными поставщиками рабов были германцы, жившие за пределами империи: их приобретали либо военным путем, либо через долг. 437. «Если бы каждый, — писал он, — брал из своего состояния столько, сколько нужно для удовлетворения его личных потребностей, и отдавал все лишнее тем, кто нуждается во всем, то не было бы ни бедных, ни богатых» (In Illiud Lucae 49D) — сам Василий родился аристократом, но распродал все свои земельные владения, а полученные средства раздал бедным.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

Сводя воедино смысл всех свидетельств из блж. Августина в пользу концепции божественного озарения, Иоанн Дунс Скот формулирует основную идею блж. Августина так: «Безошибочные истины познаются в вечных законах» 278 . Поскольку эта же формулировка использовалась Генрихом Гентским, объясняя ее, Иоанн Дунс Скот стремился показать, что одинаковым тезисам в ходе проясняющей интерпретации может быть придан различный смысл. По его мнению, это положение вовсе не означает того, что для познания истины требуется обращение к самим пребывающим в Божественном уме идеям и их «излияние» в ум человека. Вещи познаются «в вечных законах» в том смысле, что Божественный ум, создавший вещи и ум человека, изначально сделал вещи познаваемыми, а ум – познающим; таким образом, Он есть предельная причина всякого акта познания, но не в силу того, что Он соединяется с разумом человека в каждом акте, а в силу того, что Он делает возможным сам этот акт и задает его базовые законы 279 . При этом Иоанн Дунс Скот обращает внимание на то, что этот естественный процесс познания является общим для всех людей и принципиально отличается от того познания, которое Бог подает в откровении избранным как особый дар, т. е. от познания, требующего веры. Если верить Генриху Гентскому, в рамках августиновской теологии вообще невозможно говорить о естественном познании истины, однако Иоанн Дунс Скот тем не менее находит подтверждение такой возможности в трактате «О Троице», где блж. Августин говорит о языческих философах: «Некоторые из них смогли благодаря остроте ума подняться превыше всякой твари и отчасти достичь неизменного света истины, из-за чего они насмехаются над тем, что многие христиане, живущие только верою, пока не достигли такого» 280 . Здесь уже не свет изливается в разум, но разум возвышается до света, находя в себе самом силы для познания истины. Иоанн Дунс Скот соглашается с блж. Августином в том, что у философов нет права считать богооткровенную веру более низкой, чем имеющееся у них отвлеченное истинное знание; вместе с тем, по его убеждению, слова блж. Августина ясно свидетельствуют о том, что познание естественной истины о тварном мире вполне доступно даже нечестивым язычникам, о просвещении которых специальным божественным озарением говорить странно.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Структурно учение И. Д. С. о Боге, едином в Своей сущности, может быть представлено следующим образом: И. Д. С. предлагал логико-философское обоснование существования Единого Бога; он выводил свойства Божии и разъяснял их соотношение друг с другом и с Божественной сущностью; рассматривал разум и волю Бога как сами по себе, так и в их отношении к творению. I. Доказательство бытия Бога. По твердому убеждению И. Д. С., существование Бога может быть постигнуто естественным разумом человека, а значит, может быть рационально обосновано. И. Д. С. неоднократно предпринимал попытки построить доказательства бытия Божия: наиболее ранние, чисто метафизические аргументы в пользу существования Бога как первого и необходимого Сущего встречаются уже в трактате «Вопросы по книгам «Метафизики» Аристотеля» (см.: B é rub é . 1972. P. 19-21). В «Lectura» предлагается доказательство бытия Божия, тесно связанное с обоснованием существования Бога в сочинениях Генриха Гентского (Ibid. P. 24-27). Наиболее подробное и логически строгое доказательство бытия Божия было изложено И. Д. С. в «Ordinatio», а затем с нек-рыми изменениями представлено либо им самим, либо его ближайшими учениками в специально посвященном обоснованию существования Бога и философскому анализу свойств Бога «Трактате о Первоначале». С т. зр. структуры доказательство бытия Бога, предлагаемое И. Д. С. в «Трактате о Первоначале» и в «Ordinatio», подразделяется на несколько смысловых блоков (см.: Alluntis. 1965. P. 152; ср.: Апполонов. 2001. С. XVIII-XXIX). Во-первых, И. Д. С. доказывает, что существует первая действующая причина, последняя целевая причина и наиболее совершенная природа; во-вторых, он обосновывает, что все три выделенные превосходства относятся к одной природе, к-рая в силу обладания определенными свойствами должна именоваться Богом (ср.: Cross. 1999. P. 15); в-третьих, доказывается бесконечность (infinitas) этой природы; в-четвертых, демонстрируются ее единство (unitas) и простота (simplicitas). Доказательство существования первой производящей причины строится у И. Д. С. следующим образом: прежде всего обосновывается возможность существования некой производящей природы. Как показывает повседневный опыт, нечто может возникать, т. е. переходить от небытия к бытию. Такое возникновение не может быть беспричинным; также невозможно, чтобы любое сущее само было своей причиной; следов., может существовать некая природа, к-рая может быть причиненной (natura effectibilis), и может существовать некая природа, которая может быть причиной (natura effectiva). Если согласиться с возможностью существования причины и результата, то придется признать, что любая причина должна либо зависеть от другой причины, либо быть первой причиной. Т. о., либо возможно существование первой действующей причины, либо ряд причин должен уходить в бесконечность.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Дунс ...

В перспективе личного опыта человека эта «память о рае» связана с памятью о собственном младенчестве, с первоначальным восприятием мира как бессмертного и великолепного пространства-события и себя самого как помещенного в самый центр этого бытия, к которому со всех сторон направлена любовь. К опыту младенчества и раннего детства как рая – опыту, несомненно, универсальному, но во многих случаях совершенно вытесненному – обратилось искусство двух последних веков; русской литературе, создавшей своего рода «роман детства», сопоставимый с европейским «романом воспитания», принадлежит здесь особое место. То, что психология и философия двадцатого века характерным образом «отменила» этот младенческий рай, в начале истории личности помещая «ранние травмы», «руины», входит в общую историю «борьбы с раем» (см. ниже). Наша тема – христианский символ рая – естественным образом связана с тем представлением о рае, которое заключает в себе Св.Писание, ветхозаветный рассказ о сотворении мира, завершенном созданием «в начале/на востоке» сада Эдема как изначального места, предназначенного человеку, и утраченного им вследствие грехопадения. Новый Завет отвечает этой истории, утверждая, что потерянный Адамом и недоступный его потомкам рай вновь открыт человеку через Воплощение, Крестную Жертву и Воскресение Христа. Человеческая история с этого момента предстает как история спасения, как движение к раю; она уже внутренне пронизана его присутствием. Древо Жизни — апсида Сан Клементе Еще живее, чем словесные произведения, этот образ рая с его Древом Жизни – Жертвой Христовой – в центре человеческой истории передают многочисленные пластические образы, среди которых можно назвать знаменитое мозаичное изображение в алтарной апсиде римского Сан Клементе 8 или более позднее «Поклонение Агнцу» на Гентском алтаре Ван Эйка 9. «Поклонение Агнцу» Ван Эйк Интересны здесь мозаичные полы ранних византийских базилик, изображающие первый рай (см. исследования О.С.Поповой): каждый входящий в храм, таким образом, сознает себя ступающим по земному раю, в то время как литургические песнопения присоединяются к ангельским хвалам, звучащим в рае небесном..

http://pravmir.ru/raj-tema-xristianskoj-...

   001    002    003    004   005     006    007    008