Мы бросили рюкзак, туфли – все, что было в руках, и с плачем от страха бросились бежать обратно. На следующий день пришла бабушка, все забрала из церкви и принесла домой». Складывалось такое ощущение, что разрушающаяся церковь , святой преподобный Никандр, души живших и погребенных здесь монахов (об этом свидетельствуют особые, вытесанные из камня, со знаком схимы, надгробия) и православных предков наших взывают к нам: «Проснитесь!» Как сказал Господь: «И сбывáется в них прорóчество Исáиино, глагóлющее: слýхом услышите, и не имате разумети: и зряще ýзрите, и не имате видети. Отолсте бо сéрдце людий сих, и ушима тяжко слышаша, и óчи свои смежиша, да не когдá ýзрят очима, и ушима услышат, и сéрдцем уразумеют, и обратятся, и исцелю их» ( Мф.13:14–15 ). (И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «Слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите; Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Мф.13:14–15 ). Это о нас. – Сост. Ураган июля 1997 года значительно повредил старую кровлю храма, что ускорило процесс ее разрушения. Обвалилась маковка церкви, дожди размывали росписи. Особым повреждениям подверглись западная стена храма и ризница. Росписи купола и изображения евангелистов Луки и Марка были навсегда утрачены. В августе 2000 г. в день канонизации Новомучеников Российских было обнаружено мироточение стоявшего в алтарной части храма литографического изображения иконы Владимирской Божией Матери. Крупные капли появлялись вновь и вновь, источая временами аромат. Чтобы исключить сомнения, салфетка, лежащая под иконой, была заменена на совершенно новую чистую ткань – через некоторое время и она начала источать тот же запах. Вечером при чтении акафиста типографские краски иконы стали ярче, проступил розовый цвет края рукава одеяния Богородицы и хитона Богомладенца Иисуса. Икона «плакала» в рушившемся храме, повергая приходящих в изумление и священный трепет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На другой же день после моего прибытия в глухое Гижигинское селение пришел ко мне камчадал и радостно встретил меня со словами: – Наконец у нас свой священник, батюска, я просу тебя, доделай моей бабе ребенка! Недоумевая, я спросил, чего он хочет. Но он в ответ мне возразил: «Какой же я батюшка, если не знаю своей обязанности?!» И уже в гневе повторил свою просьбу, а в заключение сказал: – Такого батюску нам не надо! На мое счастье услышала наш разговор старушка, жена камчатского казака Падерина, у которых я остановился, и пояснила: – Не сердитесь, батюшка, этот камчадал по своему понятию просит вас о следующем: за время долгого отсутствия священника родившийся в его семье ребенок был окрещен повивальной бабкой с наречением ему имени, а ваш приезд обрадовал его, и по своеобразному понятию он просит вас закончить крещение младенца миропомазанием. Конечно, для меня было очень трудно расшифровать его просьбу без пояснения доброй старухи. Второй подобный случай меня уже научил понимать ясную только для них просьбу. Пришедший ко мне на другой день камчадал обратился ко мне: – Батюшка, дай моей бабе сорок! Я уже понял, что он просит дать в сороковой день матери младенца положенную молитву. Впоследствии я научился понимать их оригинальный разговор. Вставай, взывай ночью, при начале каждой стражи; изливай, как воду, сердце твое пред лицем Господа; простирай к Нему руки твои о душе детей твоих, издыхающих от голода... Плач.2:19 Благо человеку, когда он несет иго в юности своей. Плач.3:27 Печальны и унылы были мои первые впечатления в Гижиге, хотя я и силился внушить себе, что мое место прекрасно во всех отношениях. Вокруг поселка расстилалась печальная безлесная равнина, местами с откосами к речке Гижиге. Селение расположено на одном из откосов, против которого верстах в трех поднимается высокая гора, называемая Бабушка, так как облака, часто окутывающие ее вершину, образуют подобие бабушкиного чепчика. На вершине горы в ясную погоду виден большой крест, который водрузил проездом митрополит Иннокентий в бытность свою Аляскинским и Камчатским епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 21), — учит Апостол. Не подбрасывать поленья ненависти в костер вражды подобает нам, а гасить его личным примером добра и беззлобия. Станем надеяться и на совесть противника. Потому что совесть есть общий Божественный закон, данный при рождении каждому человеку. «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим. 12, 20), — советует апостол Павел, сравнивая пробудившуюся совесть человека с горящими угольями. Знакомая маленькая девочка из православной семьи как-то подверглась враждебным нападкам и обидам со стороны своей одноклассницы. Обидчица толкала, щипала и словесно выражала свою неприязнь. Бабушка юной христианки советовала ей отстаивать себя ответными толчками, остроумными замечаниями или, в конце концов, жалобой учительнице. Но девочка отвечала: «Ничего, я потерплю, а она привыкнет ко мне и полюбит». Действительно, в скором времени ее противница не только отказалась от вражды, но из обидчицы превратилась в лучшую защитницу. Так беззлобие и терпение маленькой первоклассницы пробудили совесть подруги и заставили девочку отказаться от дурных действий и даже загладить их добрыми делами. В нашем отношении к обидчику, злобствующему на нас, пусть примером послужит Сам Спаситель, молившийся на Кресте о распинающих Его, да не вменит им Господь вины, «не ведают бо что творят». Будучи всемогущим Богом, он не карает зломыслящих, предающих и распинающих Его. «Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 44 – 45). В книге Деяний святых апостолов мы читаем о мученической кончине архидиакона Стефана: «…и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил. Савл же одобрял убиение его» (Деян. 7, 58 – 60; 8, 1). Не отомстить, а простить молит праведник Господа. И случается, казалось, невозможное. Савл, дышавший «угрозами и убийством на учеников Господа» (Деян. 9, 1), становится апостолом Христа. Первоверховным апостолом Павлом.

http://pravmir.ru/esli-tebya-obideli/

Немая сцена. Три головы склонились над картиной, пожирая ее глазами. – Видите, на город течет огненная лава, сыпется пепел, рушатся дома, – подбрасываю я дров и в без того раскаленную, как огнедышащая печь, атмосферу. – А что может означать на этой картине сверкающая молния, как вы думаете? – Боженька сердится, - догадывается самый маленький из всех – Ваня. – Да, Он сокрушает статуи ложных богов, которым поклонялись жители Помпеи. Они сами их выдумали, а настоящего, истинного Бога забыли. Грехи их множились, и Господь покарал этих людей. – И все-все умерли? – трагическим голосом спрашивает Коля. – Однажды вопрос, похожий на Колин, решился задать Самому Господу Богу один праведный человек по имени Авраам . Было это очень давно, – начинаю я сказочным голосом свое повествование, – тогда Господь решил уничтожить город под названием Содом, населенный нечестивыми людьми. Авраам сказал Богу: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников?» Господь сказал: «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие». Авраам опять спрашивает: «Может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти?» Бог сказал: «Не истреблю, если найду там сорок пять». Авраам продолжал говорить: «Может быть, найдется там сорок?» – Как вы думаете, – обращаюсь я к своим слушателям, – что ответил Бог Аврааму? Коля не очень уверенно произносит: – Не истреблю… – Правильно, – киваю я Коле. – И сказал Авраам снова: «Может быть, найдется там тридцать праведников?» Что ответил Господь? Радостные голоса вразнобой: – Не истреблю! – Авраам сказал: «Может быть, найдется там двадцать?» Что сказал Бог Аврааму? Дружный хор из трех детских голосов: – Не истреблю! – Авраам сказал: «Может быть, там найдется десять?» Что сказал Господь? Ликующее: – Не истреблю! – Но в городе Содоме не нашлось даже десяти праведников, – развожу я руками, – их осталось всего четыре. Это была семья праведного Лота. Бог вывел их из опасного места и истребил города Содом и Гоморру. Вот и в Помпее, видно, не осталось ни одного праведника, если Бог уничтожил этот город. А теперь – спать! Уже поздно.

http://pravoslavie.ru/63787.html

Но кто воззовет к Тебе, не зная Тебя? Воззвать не к Тебе, а к кому-то другому может незнающий. Или, чтобы познать Тебя, и надо " воззвать к Тебе? " Как воззовут к Тому, в Кого не уверовали? и как поверят Тебе без проповедника? Ищущие найдут Его, и нашедшие восхвалят Его. Я буду искать Тебя, Господи, взывая к Тебе, и воззову к Тебе, веруя в Тебя. Взывает к Тебе, Господи, вера моя, которую дал Ты мне. Но как воззову я к Богу моему, к Богу и Господу моему? Когда я воззову к Нему, я призову Его в самого себя. Где же есть во мне место, куда пришел бы Господь мой? Куда придет в меня Господь, Господь, Который создал небо и землю? Господи, Боже мой! ужели есть во мне нечто, что может вместить Тебя? Разве небо и земля, которые Ты создал и на которой создал и меня, вмещают Тебя? Но без Тебя не было бы ничего, что существует — значит, все, что существует, вмещает Тебя? Но ведь и я существую; зачем прошу я Тебя прийти ко мне: меня бы не было, если бы Ты не был во мне. Меня не было бы, Боже мой, вообще меня не было бы, если бы Ты не был во мне. Нет, вернее: меня не было бы, не будь я в Тебе, " от Которого все, чрез Которого все, в Котором все " . Куда звать мне Тебя, если я в Тебе? и откуда придешь Ты ко мне? Куда, за пределы земли и неба, уйти мне, чтобы оттуда пришел ко мне Господь мой, Который сказал: " Небо и земля полны Мною " ?»… А еще хорошо бы сделать дайджест писем святителя Феофана Затворника для молодежи. Феофан Затворник — довольно хулиганистый писатель, но мало кто об этом знает. Понимаете, если бы я сегодня сказал, что «я кайфую» — сами понимаете, какой хай поднялся бы по всему православному интернету. А святитель Феофан так именно и пишет. — Жаль, что мы не знаем о таких местах. — Поэтому для меня очень дороги именно исповеди и письма святых. Когда они открываются как люди, они становятся близкими и понятными. Нужно понять, что святой — это не «карма». А то когда читаешь жития — складывается впечатление, что все святые уже во утробе матери кричат «аллилуйя», по средам и пятницам грудь у матери не берут с первых же дней своей жизни… А дальше срабатывает ассоциация: мне бабушка рассказывала, что у меня всегда аппетит был хороший, и, значит, мне уже не стать святым, святость — не для меня, буду жить как все и т. д.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Но так говорить можно с детьми постарше, а совсем маленькие дети убеждены, что ответы есть на все вопросы, и если мы не дадим ответа, то они придумают его сами. Помню, как мой трехлетний внук спросил меня: «Бабушка, Бог Отец — это я понимаю, Бог Сын — это я тоже понимаю, а вот Бог Дух Святой — не понимаю…» И пришлось бабушкиному богословию давать ответ на таком неожиданном экзамене: «Ну как же. Вот ты, Иван, — Иван. Ты говоришь слова, и вот Иисус Христос — это Слово Бога, через Него Он говорит с нами. Ты живешь и дышишь — так и Дух Святой это Дыхание и Жизнь Бога…» Вряд ли из моих слов приобрел Иван богословские понятия о Боге, но он получил ответ. Реальность веры в Бога была подтверждена. Святой Кирилл, который с братом своим Мефодием составил славянскую азбуку, чтобы проповедовать христианство нашим предкам–славянам, так объяснял тайну Святой Троицы беседовавшим с ним арабам–мусульманам. Арабы сказали ему: «Мы верим в Единого Бога и не понимаем, как вы можете верить в Единого Бога и в то же время говорить, что Он — Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой». Святой Кирилл ответил им: «Разве вы не видите солнца? На небе светит только одно солнце, дающее жизнь всему на земле. Солнце одно, но мы говорим о его форме, о его тепле и о свете, который оно дает. Солнце одно. Форма, свет и тепло — это все единое солнце». Есть еще и другое толкование тайны Святой Троицы. Бог — это Любовь. Любовь никогда не бывает одинока. Любовь всегда связывает одного с другим. Мы чувствуем это в счастливой семейной любви. Любящая семья чувствует свое единство. А если вообразить себе самую совершенную любовь, которая гораздо выше, сильнее и чище, чем может быть любовь человеческая, это поможет нам понять единство Святой Троицы. Три Лица — Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой — в Своей совершенной любви — Единый Бог. Но иногда дети спрашивают дальше: «А откуда люди узнали про Святую Троицу? Кто это придумал?». Самое первое упоминание о Боге как о Святой Троице мы находим в ветхозаветном повествовании о сотворении мира. В первых трех стихах Священного Писания (в книге Бытие) говорится: « В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и ДУХ БОЖИЙ носился над водою. И СКАЗАЛ БОГ: да будет свет. И стал свет ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Но уныние есть грех, противоположный добродетели терпения. Что пишет об унынии преподобный Иоанн Лествичник? «Уныние есть расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение иноческого подвига, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив». Мы с вами не иноки. Мы те самые мирские, которых уныние может ублажать, сообщая: да ладно уже, что толку так переживать, все эти духовные труды – они вообще не для нас, они для монахов. Но, как писал в своей работе «Единство идеала Христова. Письмо другу» (1915) священномученик Иларион (Троицкий), христианство не знает двух идеалов жизни: один, больший, высший – для монахов; другой, пониже, поменьше – для мирян. Слова Христа «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48) обращены ко всем Его ученикам, тем более что никаких монахов в те времена не было. Одно из значений церковнославянского глагола «терпети» – надеяться Что же касается этой мучительной малоуспешности нашего труда над собой, даже нашего бессилия в нем, с этим сталкиваются все – и миряне, и монахи. И здесь-то как раз и надо вспомнить, что одно из значений церковнославянского глагола «терпети» – надеяться: «ибо вси терпящие Тя не постыдятся, да постыдятся беззаконнующии вотще» (Пс. 24: 2–3). Наше бессилие – не путать с безволием – учит нас терпению как надежде и надежде – как терпению: мы призваны терпеливо, изо дня в день делать всё зависящее от нас и твердо надеяться на то, что Бог сделает остальное. Каждому из нас необходимо пройти ту цепочку, которую показывает нам апостол Павел (Рим. 5: 3–5): «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Возможно ли терпение без надежды? Да, то, что без надежды, тоже обозначается этим словом, и весьма часто встречается. Но это терпение по принципу «Никуда не денешься»; оно непредосудительно, конечно, оно в чисто житейском смысле когда-то необходимо, но духовного плода оно не приносит. Бабушка моя, вздыхая, повторяла поговорку: «Христос терпел и нам велел». В этой поговорке есть доля правды – Он для нас действительно пример терпения! Но – какого? Христос, Сын Божий, в отличие от нас, был всесилен и бессильного терпения не знал. Страдание Свое Он претерпел добровольно; Его человеческая воля сделал выбор великой силы. В нашу жизнь беды и скорби вторгаются, нас не спрашивая: весь вопрос в том, как мы к ним отнесемся, как мы их претерпим. Терпение, к которому каждый из нас призван, – осмысленное и творческое принятие лишений и скорбей, замена отчаянно-безнадежного вопроса «За что?..» вопросом «Для чего?» Святитель Феофан Затворник пишет:

http://pravoslavie.ru/158149.html

Но что же значат для православия слова Христа «никого не называйте себе отцом»? Не о внешнем говорит Христос, а о внутреннем. Осуждает Он не само обращение, а то внутреннее состояние души, которое может сказаться в таком обращении. И осуждается не тот, кто говорит «отец», а тот, кто требует такого обращения к себе. Есть похоть тщеславия, есть похотливая тяга к председательствованию на собраниях и к знакам почтения — и именно это осуждается Христом. Вспомним контекст: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель, учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится»(Мф. 23, 2,5-12). Осуждается не то, что в любом обществе действительно есть наставники и есть ученики, не то, что в любом собрании действительно есть и должен быть старший и те, что уступили ему первенство, но осуждается та суетно-горделивая тяга, что в каждом встречном выискивает прежде всего подобострастное уважение к себе как к «наставнику», «учителю», «старейшине», «отцу». Осуждается стремление человека стать «учителем», «наставником», «б о льшим», стремление к возвышению себя. Это не просто грех духовенства, это гораздо более распространенный грех. Бабушка-прихожанка, авторитетно поясняющая зашедшей девушке, как ставить свечку, а как не ставить, зачастую вся прямо-таки радиирует гордым фарисейством, хотя и не называет себя ни «батюшкой», ни «учителем». А в сердцах юных протестантов разве не шевелилось нечто подобное перед лицом неофита: «Вот, я-то уже полтора года в нашей замечательной общине, я уже все знаю, я даже в недельном богословском семинаре участвовал, а ты еще не знаешь, сколько книг входит в Священное Писание. Ну, ничего, приходи, я тебя научу!».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но что же значат для православия слова Христа «никого не называйте себе отцом»? Не о внешнем говорит Христос, а о внутреннем. Осуждает Он не само обращение, а то внутреннее состояние души, которое может сказаться в таком обращении. И осуждается не тот, кто говорит «отец», а тот, кто требует такого обращения к себе. Есть похоть тщеславия, есть похотливая тяга к председательствованию на собраниях и к знакам почтения – и именно это осуждается Христом. Вспомним контекст: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи [...] все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди [...] также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель, учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится»( Мф. 23, 2,5–12 ). Осуждается не то, что в любом обществе действительно есть наставники и есть ученики, не то, что в любом собрании действительно есть и должен быть старший и те, что уступили ему первенство, но осуждается та суетно-горделивая тяга, что в каждом встречном выискивает прежде всего подобострастное уважение к себе как к «наставнику», «учителю», «старейшине», «отцу». Осуждается стремление человека стать «учителем», «наставником», «большим», стремление к возвышению себя. Это не просто грех духовенства, это гораздо более распространенный грех. Бабушка-прихожанка, авторитетно поясняющая зашедшей девушке, как ставить свечку, а как не ставить, зачастую вся прямо-таки радиирует гордым фарисейством, хотя и не называет себя ни «батюшкой», ни «учителем». А в сердцах юных протестантов разве не шевелилось нечто подобное перед лицом неофита: «Вот, я-то уже полтора года в нашей замечательной общине, я уже все знаю, я даже в недельном богословском семинаре участвовал, а ты еще не знаешь, сколько книг входит в Священное Писание . Ну, ничего, приходи, я тебя научу!».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

Она возмущенно на него поглядела и объявила, нарочито громко, чтобы все слышали: – И ноги здесь моей не будет, могу вам это твердо обещать. Какой-то вы… слишком правильный! Знаю я таких! Я человек спокойный, Телец, но вы и не таких доведете! Женщина удалилась. «Свое маленькое кладбище, – подумал отец Андрей ей вслед, – есть не только у врачей, но у всех, в том числе у нас, священников…» Что ж, дело житейское, потом она съездит в другой храм, где найдет более покладистого и “удобного” батюшку. И всё будет как прежде». Слушатели ждали, довольно было уже их томить. Священник подошел к ним: – Простите за задержку, вы сами всё видели. Священник открыл книгу: – В прошлый раз мы остановились на 21-й главе Евангелия от Матфея, сегодня мы надеемся с Божией помощью ее завершить. Итак, продолжаем: «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца?» Отец Андрей на миг запнулся и продолжил чтение. Рейтинг: 9.9 Голосов: 1051 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Светлана 9 февраля 2024, 00:56 Ничего удивительного. Его поведение идёт вразрез с общепринятым. Поэтому развязка для меня была ожидаема. Эта Алла ещё долго держалась. Светлана 4 февраля 2024, 09:34 Меня крестили в 1988 , вместе с моими детьми. Бабушка мужа настояла, а мне было все равно, лишь бы отстала).Разумеется я ничего не знала о православии, мы жили в Средней Азии, храм один на весь город, для бабушек, я так считала. После крещения вдруг решила поститься, потом удалось купить Библию на рынке. Постепенно пришла в Храм. Все-таки я считаю крестить нужно, а дальше Богу виднее . Мало того меня причастили без исповеди, без веры практически. И было нас человек 100, никого не окунали. Порой думаю крещеная ли я.Но на Святой земле побывала не один раз. Слава Богу!

http://pravoslavie.ru/158435.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010