Да и как часто встречается в разбитом болезнью, расслабленном теле могучий, крепкий, непобедимый дух, силу которого не могут сломить самые отчаянные обстоятельства, как говорит об этом и Апостол: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» ( 2Кор.4:8–9 ); «нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» ( 2Кор.6:10 ). Невольно вспоминается здесь художественный образ русской женщины-страдалицы, в дивном рассказе нашего родного, великого писателя земли русской, Ивана Сергеевича Тургенева. Рассказ переносит нас в один из отдаленных русских хуторов. Пасека. Здесь, в плетеном сарайчике, куда на зиму убирают ульи, в углу устроены подмостки, на которых прикрытая одеялом лежит какая-то маленькая фигура. Это – несчастная, разбитая параличом, молодая женщина. Болезнь положительно приковала ее к постели. Как евангельский расслабленный, она не может двинуться с места. И, однако, в этом крошечном, больном, неподвижном теле раскрывается перед нами богатый, внутренний мир... Насколько убого тело, настолько, напротив, велика душа. «Вот, – рассказывает больная случайно заглянувшему к ней посетителю, – лежу я себе, лежу – полеживаю и не думаю: чую, что жива, дышу, и вся я тут. Смотрю, слушаю: пчелы на пасеке жужжат да гудят, голубь на крышу сядет и заворкует, курочка-наседочка зайдет с цыплятами крошек поклевать, а то воробей залетит или бабочка, – мне очень приятно. А то я молитвы читаю... Прочту Отче наш , Богородицу, акафист Всем Скорбящим, – да и опять полеживаю себе без всякой думочки. И ничего»... В самом деле, какое богатство внутренней жизни в этом крошечном изможденном теле! И оно не пропадает даром, оно, прежде всего, дает внутреннее удовлетворение самой больной: «Мне, говорит она, очень приятно». Но этого мало. Посетитель спрашивает больную; не нужно ли ей чего? «Нет, – отвечает больная, – слава Богу, всем довольна». И так отвечает она не потому, что в ней притупилась всякая восприимчивость к впечатлениям жизни: мы видим из дальнейшего разговора ее с зашедшим в этот уголок запущенного сада барином, какой отзывчивой натурой обладала эта простая женщина. «А вот вам бы, барин,– продолжает она, – матушку вашу уговорить, – крестьяне здешние бедные – хоть бы малость оброку с них сбавила! Они бы за вас Богу помолились».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/na...

Дорогие братия и сестры! Так ныне торжественно воспевает Святая Церковь. Раздавая каждому из нас ваий, она всем говорит: «Смотрите, эта ветвь неделю назад была мертва, а теперь ожила, уже распустились почки; так оживут и ваши мертвецы. Воскреснут мертвые, воскреснут матери, жены и дети, братья и сестры, сродники и знакомые». Какая отрадная истина! Этой истиной утешал себя Иов, когда страдал на гноищи. Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Ею воодушевляется святой пророк Исайя, когда восклицает: «Воскреснут мертвии и востанут иже во гробех». Ею укрепляют себя мученики во время страшных мучений. «Ты, мучитель, — говорили они, — лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной… умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит». Ею ободряют себя святые апостолы к перенесению трудных апостольских подвигов. «Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков», — говорит святой апостол Павел. Вот основание нашей веры. Этой истиной мы веруем, живем и спасаемся. Эту истину многочастно и многообразно проповедовал Сам Господь наш Иисус Христос: «Грядет час, в оньже вал сущий во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут… из гробов своих», «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день». Воскресив сына вдовы Наинской, дочь Иаира и даже четверодневного Лазаря, Он показал наглядный пример воскресения мертвых. Эту истину исповедовала всегда, исповедует ежедневно Святая Церковь в Символе веры: «Чаю (то есть ожидаю) воскресения мертвых». «Тот нехристианин, кто не верит воскресению мертвых», — говорят святые отцы. Наконец, эту истину возвещает нам видимая природа: весь мир растений, умирающих осенью и воскресающих весной, проповедует ее; каждая травинка, каждая былинка, прозябающая из земли, говорит нам: «Воскреснут мертвые». Каждая бабочка, пригретая светом солнечным и ожившая от благодетельной теплоты, говорит нам: «Подождите немного, явится Солнце правды, и воскреснут ваши мертвецы».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Есть в мифологии «умирающие и воскресающие боги». Они рождаются, живут на Земле среди людей, потом умирают, как правило, насильственной смертью , потом воскресают. Кажется, вот она – прямая аналогия Евангельским событиям! Но различие есть, и различие – кардинальное. Дело в том, что смерть языческих богов бессмысленна, случайна, и уж никак не добровольна. Обычно, они даже не подозревают о своей грядущей гибели, как, например, египетский бог Осирис, которого хитростью заманивает в ловушку и убивает его злой брат Сет. В Евангелии мы видим совершенно иную ситуацию. Христос всегда знал, что родился для принятия страшной смерти на кресте. Он осознанно идет на страдания и смерть, вынеся всю муку понимания того, на что Себя обрекает. Этой мукой были исполнены слова Христа, когда Он молился в Гефсиманском саду и просил любимых учеников побыть с Ним рядом: «И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» ( Мф.26:37–39 ). После этой молитвы становится понятен смысл слов Эпикура о богах, которые никогда не пойдут на то, чтобы сделаться «людьми действительными». Просто ни один язычник не может увидеть в своих божествах такого мужества и силы духа. Бог. Человек. Космос Языческие боги всегда проводили четкую границу между собой и смертными. Даже полубоги, рожденные от союзов богов с людьми, становились для олимпийцев врагами и конкурентами. В христианстве, напротив, Бог настолько приблизился к людям, что стал одним из них. И тут встает самый важный вопрос: а зачем все это было нужно? Максим Исповедник пишет об этом так: «Бог слово, сын Бога Отца для того и стал человеком и сыном человеческим, чтобы соделать человеков богами и сынами Божиими». Или в другом месте: «чтобы человека соделать богом, через соединение с Собой». Ни больше, ни меньше! И мы видим в истории христианства множество людей, которые смогли воспринять этот бесценный дар Бога человечеству. Церковь именует их – святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И если христианская государственность, согласно святоотеческому учению, имея способ удерживать движения голоса в пользу отречения от Христа, – является силой, препятствующей свершению тайны беззакония ( 2Фес. 2:7 ), то навязывание пацифизма Церкви имеет одну единственную цель – разрушение начал такой государственности. О рождении свыше Должно вам родиться свыше» ( Ин. 3:7 ). «Кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия» ( Ин. 3:3 ) «Всякий дар совершенный нисходит свыше» ( Иак. 1:17 ). Баптисты объясняют, ссылаясь на стих: «Рожденный от Бога не делает греха» ( 1Ин. 3:9 ), что рождение свыше – это определяющий или доминирующий фактор христианской веры, где «если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» ( Ин. 3:3 ), ибо «рожденное от плоти – есть плоть, а рожденное от Духа – есть дух» ( Ин. 3:6 ). Поэтому, делают вывод протестанты, нельзя допускать до крещения взрослого человека, не имеющего рождения свыше, а тем более – допускать детей. Баптисты объясняют, что члены их общин, имеющие «рождение свыше», не грешат (?!), и «лукавый не прикасается к ним» ( 1Ин. 5:18 ). Соответствует ли такое их мнение действительности? И тождественно ли их понятие в этом вопросе учению св. отцов? Допустим, что кто-то из них посмотрел на женщину с вожделением и, тем самым, «прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф. 5:28 ), но в этот момент попадает под машину, где и погибает. Куда же он идет? Да, по милосердию Божьему он может быть и спасен, но не следует говорить, что это спасение (если таковое и осуществится) достигнуто, благодаря «рождению свыше». Объясняя, что такое рождение свыше, ЕХБ приводят пример превращения некрасивой и противной с виду гусеницы в чудесную бабочку. Усиливает эту иллюстрацию и то, что в оригинале Слова Божия тоже встречается слово «метаморфозис» – «превращение», но только в глагольной его форме – «метаморфо». Греческое слово «метаморфоза» состоит из двух слов, означающий рождение свыше. Сделаем это на примере гусеницы, куколки и бабочки. Вот гусеница превращается в куколку (прообраз Церкви). Из куколки выйдет уже не прежнее ползающее противное существо, а прекрасная бабочка. Гусеница (прообраз грешника и неверующего человека) – существо некрасивое, волосатое, гадкое. Гусеницу можно обработать дезодорантом или подстричь ей волосяной покров, – но она остается гусеницей. Грешника можно тоже «обработать» различными философскими теориями, дать ему образование, улучшить его внешность, – но он все равно остается грешником. Ему надо войти в Церковь , уверовать в Иисуса Христа и стать новой личностью.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

И там, в раю, вкушая плоды древа жизни, первозданный человек мог жить и наслаждаться бесконечно. Но было там и другое древо, от которого человеку вкушать было запрещено, – древо познания добра и зла. Бог не просто запретил человеку вкушать от него, но объяснил причину этого запрета: ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт.2:17 ). Нас всегда удивляет такая странная формулировка – смертию умрешь , то есть как бы дважды говорится об одном и том же. Смерть этим как бы удваивается. Вся история грехопадения это подтверждает, потому что первая смерть при отпадении от Бога – это смерть духовная – прекращение в человеке благодатной жизни души, ведущей к вечности. Это та жизнь, которая есть не просто нервно-психическая деятельность, а высшая жизнь духа человеческого, связанная с его Богоподобием. И сейчас-то мы еще в большей степени страдаем именно от смерти духовной, своей и наших близких, когда, будучи живыми, мы фактически становимся духовными мертвецами. Так что же такое жизнь настоящая, для чего же она Богом нам дана? Чтоб просто, как бабочка, попорхать денек и стать потом навозом для земли, чтобы земля лучше рожала? Ведь Бог есть жизнь, Бог есть источник жизни. И вот, несколько строк из Евангелия нам приоткрывают тайну жизни настоящей. Сын Божий, молясь Отцу, говорит о Себе, о Своем служении в этом мире так: «Так как Ты дал Мне власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Мне, дам Жизнь Вечную» (см. Ин.17:2 ). Человек своей волей остался без этой Вечной Жизни, потеряв этот Божественный Дух в своей душе. И ее, эту Жизнь Вечную, Вечного Бога в душе, и даст Божий Сын, но даст тем, которых Бог Отец дал Ему, которые стали Его чадами в Вечной Жизни. Нам кажется: сейчас мы живем во времени, а вот когда умрем, тогда настанет какая-то там вечность непонятная. Однако Христос говорит совсем не об этом; не о том, что потом Он нам что-то даст, когда мы уже умрем. Нет, Он говорит о том, что всему, что Бог Отец дал Ему, Он даст Жизнь Вечную сейчас. Так в чем же состоит эта Вечная Жизнь? Вот земная жизнь по сути заключается в химических процессах, которые совершаются в человеческом организме.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Изгонять из рая такого несчастного, умирающего, отвергшего любовь Божию, человека не было особой нужды – ему и самому стало там неуютно. В сущности, рай – это место особого, максимального присутствия Бога в сотворенном мире. Но что же было делать в таком благодатном месте тому, кто стал тяготиться такой близостью Бога и пытался спрятаться от Него между райскими деревьями? Бог выслал первых людей из Едемского сада, потому что оставаться там далее стало мучительно для них самих. Это тягота присутствием Божиим, желание укрыться от Него, будет преследовать падшего человека до самого окончания земной истории: ...цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле... ( Откр. 6; 15–16 ) Но не гнев и не месть Бога являются причиной этого бегства падших людей от своего Создателя, а чувство собственной нераскаянной вины перед Любовью Божией, всегда готовой простить того, кто нуждается в этом прощении. И слова Библии о «вооруженной охране» у входа в рай, тоже можно понимать по-разному. Вот очень интересное и неожиданное толкование святителя Игнатия (Брянчанинова) , в котором он объясняет – кто же преградил падшему человеку путь в рай и каким оружием этот страшный страж отсекает людей от возвращения к Богу: «Как стоял в раю, так и ныне стоит против человека убийца его, падший херувим со своим вращающимся пламенным оружием, непримиримо борется с человеком, старается вовлечь его в нарушение заповеди Божией и в более тяжкую погибель, нежели какою погибли наши прародители. К несчастью, успех более и более ободряет врага. Вращающееся оружие в руках воздушного князя, по объяснению величайших святых отцов, есть власть демонов вращать умом и сердцем человека, колебля и разжигая их различными страстями». Сто лет ожидания И увидел Господь, что велико развращение человеков наземле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. ( Быт 6:5–7 )

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Любовь-эмоция почти не отличается от рефлексов животного. Поэтому, нормой человеческой любви Христос объявляет нечто неизмеримо более высокое и требующее от людей существенного волевого и нравственного усилия: Вы слышали, что сказано; люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам; любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф 5:43–45 ). Но любить своего врага, руководствуясь эмоциями, уже не получится, поскольку эмоции эти будут прямо противоположными любви. И здесь кроется одно из главных отличий любви христианской от всех прочих ее пониманий и трактовок: евангельская любовь обязательно предполагает жертвенность. А жертвой в данном случае может стать сознательный отказ как раз от тех самых, естественных человеческих чувств неприязни и отвращения, которые мы обычно испытываем к своим врагам. Занятие это нелегкое и даже болезненное, но ведь и цель его безмерно высока: уподобиться в любви уже не животному, но – Богу. Синдром расширенного эгоизма Ну вот, похоже, и найдены нужные слова: любовь – как жертвенность, способность к самоотдаче. Казалось бы – вот оно, христианское понимание любви! Но и тут нас подстерегают скрытые опасности. Оказывается, жертвенность вполне возможна и при отсутствии любви к ближнему. Не зря ведь апостол Павел предостерегает христиан от подобного перекоса в восприятии Евангелия: ...если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. ( 1Кор. 13:3 ) Возникает закономерный вопрос: а что же, собственно, может стать для меня причиной самопожертвования, если не моя любовь к ближнему? Ответ на это – тема для отдельного большого разговора, поэтому ограничимся здесь лишь одним его аспектом, который можно было бы условно назвать – синдромом расширенного эгоизма.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Наступление конца этого творения, за которым совершается преображение мира, ведомо одному Богу и есть новое действие Божие над миром, аналогичное самому его творению. 219 Это созревание мира для своего конца описывается в Слове Божием на языке апокалиптических образов, выражающих идею мировой катастрофы, пожара мироздания. Разумеется, эти образы одинаково не допускают ни буквального истолкования в их конкретности, ни полного небрежения в отношении их насыщенности реальным содержанием. Они относятся к тому, что еще является трансцендентным для нас, остается запредельным для жизни мира. Но в то же время они выражают это видение грядущего еще отсюда, вернее, в них созерцается самый трансценз нынешнего века в будущий. Обширный материал для этих образов имеется в пророческих видениях как Ветхого, так и Нового завета (а также в неканонических апокалипсисах). В нем указуются разные космические потрясения, как бы онтологические судороги мира перед его концом: «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и силы небесные поколеблются» ( Мф. 24, 29 ; ср. Ис. 13, 10 ; Иез. 32, 7–8 ; Иоил 2, 31 ). Этот мировой пожар, в огне которого совершится переплавка старого мира в новый, составляет нарочитый предмет пророчества ап. Петра, 3, 3: «нынешние небеса и земля, содержимые тем же словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков (7). Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись разрушатся, земля и (все) дела на ней сгорят» (10, ср. 12). «Небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрут» ( Ис. 51, 6 ). Конец этого мира и его преображение изображается одновременно и как действие Божие над миром, и как зрелый плод его жизни, подобно тому, как бабочка вылетает из кокона, или птенец разбивает свою скорлупу. Здесь нет несовместимости ни противоречия. Действия Божии отвечают возрасту самого мира, временам и срокам его органического бытия. Но история мира и созревание ее для своего конца не определяется только его органическим развитием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Оплакивающие гробы своих дорогих усопших испытывают скорбь. Но эта скорбь смягчается верой в свидание. “ идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам ” (ст. 7) “Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я” (Иоан. 14:l3). Спаситель опять увидел своих учеников, a они опять увидели Его. Следовательно, есть свидание за гробом! Чем доказывается бессмертие человеческой души “ Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите ” (ст. 6–7). Ангел возвещает святым женам мироносицам, что Христос восстал из мертвых и что они опять увидят Его живым. Если есть в другом мире свидание, то есть и бессмертие. 1. Творением и внешней природой. а)  Тело составлено из земли, a душа есть непосредственное дуновение Божье , следовательно, она не земная и тленная. После греха тело подверглось смерти, но не душа; она следовательно, продолжает жить и по смерти тела. Душа создана по образу Божьему, следовательно бессмертна. “ И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его ” (Еккл. 12:7). Бог создал человека в нетление, и “ соделал его образом вечного бытия Своего ” (Прем. 2:23). б)  Во всей природе ничто не умирает и не уничтожается а только изменяется и переходит в другие виды и явления, например, если раздробляется камень, сжигается дерево, высыхает ручей и прочее. Тем более не может умереть душа. в)  Все в природе обновляется . Что растения зимой и что весной? Из истлевшего, например, зерна возникает жизнь, следовательно, из нашей смерти — высшая жизнь. Из умершего червячка выходит бабочка, a из высиженного яйца — птица. г)  Земные блага не распределяются так, чтобы люди добрые всегда и более имели их, чем злые . A так как Бог правосуден, то должно быть непременно уравнение благ где-либо, а именно в другом мире; поэтому душа бессмертна. “Кто утверждает, что Бог по своему свойству правосуден, тот должен также верить и в бессмертие души. Иначе, где будет тогда правосудие Его, когда мы видим, что человек благочестивый терпит гонения и оканчивает жизнь от руки насилия, a порочный благоденствует и умирает естественной смертью? Если Бог благ, то он должен быть и праведен, a таким Он может быть только в таком случае, если душа бессмертна, если зло по ту сторону накажется, a добро вознаградится.”

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

«...плат, который был на голове Его, не с пеленами... но... на другом месте». Вряд ли это означает, что платок был свернут и брошен в угол. Он до сих пор лежал на каменной плите, но был отделён от пелен заметным расстоянием. Наконец, тот же платок был «особо свит», а не лежал вместе с пеленами. ...Это слово хорошо передаёт округлую форму, которую сохранял пустой платок. Нетрудно представить сцену, которую увидели пришедшие к гробнице апостолы: каменная плита, осевшие погребальные пелены, пустой свёрток на месте головы и на некотором расстоянии от пелен. Немудрено, что они «увидели и уверовали». Одного взгляда на эти пелены было достаточно, чтобы убедиться в подлинности и чудесной природе воскресения. Ни одно человеческое существо не трогало, не перемещало и не складывало этих пелен. Они напоминали сброшенную оболочку куколки, из которой вышла бабочка. Погребальные пелены остались в таком виде именно для того, чтобы свидетельствовать о воскресении. Дальнейшие доказательства этой их роли находим в рассказе о том, как Мария Магдалина (вернувшаяся к гробнице после того, как известила о случившемся Петра и Иоанна) «...наклонилась во гроб и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы, и другого у ног, где лежало Тело Иисуса». Очевидно, они сидели на каменной плите, разделённые погребальной одеждой Христа. И Матфей, и Марк приводят слова одного из ангелов: «...Его нет здесь: Он воскрес, как сказал; подойдите, посмотрите место, где лежал Господь...». Верит читатель в ангелов, или не верит, но эти косвенные описания места, где лежал Христос, усиленные как положением, таки словами ангелов, во всяком случае подтверждают взгляд евангелистов, а именно: расположение погребальных одежд и отсутствие Тела были одновременными свидетельствами Его воскресения». «Мне представляется вполне ясно из Евангелия от Иоанна, – пишет Генри Лейтем, – что благодаря увиденному в гробнице с обоими учениками произошла внезапная перемена...» Почему? Лейтем описывает увиденное учениками:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010