«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Бабочка в ладони Однажды ученик великого мудреца решил испытать своего учителя. Он поймал бабочку и подумал: «Вот мой учитель все знает сейчас подойду к нему и спрошу: в моей руке бабочка, как ты думаешь, живая она или мертвая? Если скажет что живая — я сожму кулак, и она умрет, если скажет что мертвая — я разожму кулак, и она улетит». — Учитель, в моей руке бабочка, как ты думаешь, живая она или мертвая? —Все в твоих руках, — ответил учитель. Спор о бытии Божием чем-то напоминает эту притчу. Одни и те же факты и знания о мире, словно бабочку в ладони, можно использовать в качестве аргумента как со стороны веры так и со стороны безверия. Все за.висит от нашего желания, все в наших руках. Но вот почему человеку хочется, чтобы Бога не было? Ответ на этот вопрос не нужно искать слишком далеко. Достаточно просто внимательнее заглянуть в собственную душу. Книга Александра Ткаченко ориентирована на читателя, который, не удовлетворяясь общими рассуждениями, стремится понять — что же такое Православие применительно к его жизни? Что оно может дать ему лично? От чего защитить? В чем помочь? Автор открыто ставит эти вопросы, которые мучают множество искренне ищущих, и часто уже верующих людей. Александр Ткаченко обладает счастливой способностью говорить о сложных вещах просто и доходчиво. Благодаря такой подаче материала, серьезная книга читается легко и интересно. Книга предоставлена издательством «Никея», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://nikeabooks.ru/ . Однажды ученик великого мудреца решил испытать своего учителя. Он поймал бабочку и подумал: «Вот мой учитель все знает сейчас подойду к нему и спрошу: в моей руке бабочка, как ты думаешь, живая она или мертвая? Если скажет что живая — я сожму кулак, и она умрет, если скажет что мертвая — я разожму кулак, и она улетит». — Учитель, в моей руке бабочка, как ты думаешь, живая она или мертвая?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

  БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - январь 2009 г.   Снова скоро все начнут поздравлять друг друга: «С новым годом, с новым счастьем!» «Что такое счастье - это каждый понимает по-своему», - помним мы изречение советского классика. Равно как и пушкинское: «На свете счастья нет». Наверное, потому так поэт и сказал, что сознавал: жизнь каждого кончается смертью. Но все, наверное, в том числе, конечно же, поэты, согласны в одном, что счастье - в любви. Хотя понимание любви у каждого тоже свое. А у христиан - особенно свое. И христиане ни за что не желают допустить, чтобы их христианскую любовь кто-то путал с другой любовью. О каком счастье, о какой любви говорят христиане? И. Безруких, г. Подольск   Что такое христианская любовь? Мы предстоим перед рождественской и пасхальной тайной. Это не только центральная тема христианства, это намного больше. По существу это само христианство. Это означает, что не следует никогда повторять вслед за святыми отцами: «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом», не добавляя тотчас же, что это «обожение» предполагает полное изменение того, чем мы являемся. Тайна смерти и воскресения Господа означает, что нельзя стать Богом, нельзя уподобиться Богу, разделить жизнь Бога, невозможно жить Божественной жизнью, спокойно продвигаясь вперед по наклонной плоскости. Бог не находится в конце пути как цветущий сад в конце пустыни, по которой к нему идут. Верить в такое было бы наивно. Это было бы абсурдом. Бог есть Бог. И между Ним и нами - бездна. Мы не можем стать тем, чем является Бог, стать участниками Божественной жизни, жить Его жизнью, мы этого достигнуть абсолютно не можем ничем, кроме как коренным изменением нас самих, что означает не что иное как смерть. Стать причастником Божественной жизни, причастником Божественного естества? Возьмите классический пример - бабочка не есть выросшая гусеница, но если спросить гусеницу, чего бы больше всего на свете она хотела, она несомненно ответит, что хотела бы стать самой лучшей гусеницей, чтобы стать царицей гусениц, царствовать над всеми гусеницами. Она думает о великом, в то время как ей надо умереть, чтобы стать тем, чем она является, потому что гусеница - это бабочка в становлении. Но ей надо умереть как гусенице. А смерть - это то, что всегда отвергают с ужасом.

http://moral.ru/dom_0109.html

Преображение Христово, гусеницы, бабочки и птица Феникс Есть в той стране роща, где растут высокие деревья, приносящие сочные плоды, которые не гниют и не падают на землю. В этой чудесной роще живет всего одна птица — Феникс. Живет Феникс один, не оставляя после себя потомства иначе как только посредством смерти… 20 августа, 2013 Есть в той стране роща, где растут высокие деревья, приносящие сочные плоды, которые не гниют и не падают на землю. В этой чудесной роще живет всего одна птица — Феникс. Живет Феникс один, не оставляя после себя потомства иначе как только посредством смерти… Слово «бабочка» какое-то несерьезное. Когда следишь за неуловимым порхающим полетом легкого создания, чьи прекрасные крылья так огромны, а тельце так мало, то хочется назвать его как-то иначе. У крылатого создания жизнь проходит уже не на земле — она неземная, и только прекрасных цветов едва касается оно, чтобы отдохнуть и вкусить их нектар, и лепестки не шелохнуться под невесомым и крылатым гостем. Греки называли бабочку — «псюхе», душа. Гусеница бабочки живет на земле и знает только земное, потом словно умирает, прикрепляясь тончайшей ниткой к стеблю травинки, чтобы из кокона вылетела прекрасная, как нетленная душа, бабочка-псюхе. Кокон останется на травинке, как опустелый дом, а новым домом души станет надземный прекрасный мир. Античное противопоставление тела и души было неприемлемо для христиан, считавших, что душа без тела не есть человек, как и тело без души есть не человек, а бездушный труп. Поэтому проповедь Воскресения Христова и грядущего воскресения всех людей казалась эллинам странной и кощунственной — как же восстанут из могил уродливые, изможденные предсмертными болезнями тела? С насмешкой сказали философы апостолу Павлу  — «об этом послушаем тебя в другой раз». Христианская проповедь продолжалась и после Павла, и проповедники следовали его совету — быть с эллинами как эллины, чтобы приобрести эллинов. Надо было найти в многовековой античной культуре образ, который донесет до античного, не-библейского сознания образ воскресения человека, чтобы человек античный, увидев этот образ, проникся красотой великой надежды, принесенной Сыном Божиим.

http://pravmir.ru/preobrazhenie-xristovo...

Александр Ткаченко Скачать epub pdf Об авторе Александр Ткаченко – талантливый и самобытный публицист, постоянный сотрудник и обозреватель журнала «Фома». Кроме многочисленных очерков и эссе публикует свои рассказы в популярной детской литературной серии «Настя и Никита», главным редактором которой является также сам Александр. Лауреат IV международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово» 2010 года, где был награжден за яркую и апологетику христианства и описание основ духовной жизни, в образах, понятных и близких современному человеку. Александр – многодетный отец, живет вместе со своей семьей в городе Жиздра Калужской Области, куда когда-то приехал для участия в восстановлении храма Покрова Пресвятой Богородицы. Предисловие Психология современного человека такова, что он во всем ищет некий практический смысл, прежде всего, задаваясь вопросом: «А зачем мне это нужно?» Предлагаемая книга Александра Ткаченко ориентирована именно на такого читателя, который не удовлетворяясь общими рассуждениями, стремится понять – что же такое Православие применительно к его жизни? Что оно может дать ему лично? От чего защитить? В чем помочь? Автор открыто ставит эти вопросы, которые мучают множество искренне ищущих, и часто уже верующих людей. Он не боится затрагивать самые неудобные из них, часто специально заостряя их еще сильнее, вплоть до того предела, за которым, казалось бы, ответ на них уже невозможен. «...Предположим, что Бог действительно есть любовь». Но тогда «как Бог-Любовь допустил весь этот кошмар человеческой истории с ее войнами, насилием, реками пролитой крови? Куда Он глядел, когда любимые Им люди так жестоко страдали и мучились? И самое главное: зачем любящий Бог сотворил человека, зная, какая печальная судьба его ожидает?». Многие материалы этого сборника отвечают на подобные вопросы читателей журнала «Фома». Автор дает логически обоснованные и святоотечески укорененные ответы без уверток, ясные, внушающие уважение своим подстрочным призывом к читателю принять участие в дискуссии. И это единственно возможный сегодня подход к проповеди христианства. К сожалению, в современном мире сильно распространены неправильные, а подчас и вовсе ложные представления об основополагающих истинах христианского вероучения и основ духовной жизни в Православии. Кто есть Бог? Что такое – спасение, каков его путь? По таким важнейшим вопросам на страницах популярных журналов можно встретить немало общих слов. В книге эти темы не просто затронуты, и по ним Александр Ткаченко высказывает не какие-то личные гадания (по образу и подобию древних и новых афинян, вечно ищущих чего-либо новенького), но предлагает, как правило, святоотеческое учение – единственно твердый критерий в уяснении основополагающих истин человеческой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Александр Ткаченко Скачать epub pdf Предисловие У каждого человека есть вопросы к христианскому вероучению, на которые трудно найти ответ самостоятельно. Ну, например: кто такие бесы, откуда они взялись, и как человеку следует к ним относиться? Почему Иуда сначала предал Христа ради денег, а после казни Учителя, вдруг – вернул эти деньги и повесился? Как понимать слова Библии о сотворении жены из ребра Адама? Что происходит с нашими близкими после смерти, и можем ли мы как-либо поучаствовать в их посмертной судьбе? В своей книге Александр Ткаченко отвечает на эти и многие другие вопросы. Кому-то из читателей этот автор уже знаком по статьям в православном журнале «Фома», где он является редактором раздела «Вера». Безусловным достоинством книги «Слезы, летящие к небу» является язык, которым она написана. Вот что говорит об этом профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов : «Александр Ткаченко обладает счастливой способностью говорить о сложных вещах просто и доходчиво, иллюстрируя свои мысли яркими образами и сравнениями. Серьезность изложения материала он сочетает с тонким юмором, которым удачно растворяет свое повествование. Благодаря такой подаче, серьезная книга не становится скучной, читается легко и интересно». Правда, эти слова были написаны о предыдущей книге Александра Ткаченко «Бабочка в ладони», но в полной мере их можно отнести и к «Слезам, летящим к небу». Также, в книге представлены размышления автора о путях развития современной культуры, о христианском прочтении литературного наследия таких, казалось бы, далеких от веры авторов, как братья Стругацкие, и о подлинных обстоятельствах отлучения Льва Николаевича Толстого от Церкви. Христианам покажутся интересными одни статьи, людям светским, но интересующимся религией – другие. Но с уверенностью можно сказать: равнодушным эта книга не оставит никого. Во что и как верят христиане Ребро Адама В известном художественном фильме «Москва слезам не верит» есть эпизод, положивший начало полемике, которая плавно перекочевала из советских кухонь в современные интернет-блоги и не прекращается по сей день. Главный герой кинокартины – великолепный слесарь-интеллигент Гоша, выясняя отношения с любимой женщиной, в ультимативной форме говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Уроки Ливадии 11.02.2023 656 Время на чтение 8 минут Фото: Ред.РНЛ Журнал «Мир музея», 2023 Ливадийский дворец, ялтинская набережная придворного архитектора Николая Краснова, царский дворец в Верхней Массандре, церковь на скале в Форосе, построенная в честь чудесного спасения в железнодорожной катастрофе императора Александра III и его семьи... Экскурсия по Крыму — как падение с высоты, которое переживаешь во сне: летишь с огромной скоростью, но, сам себе удивляясь, все равно успеваешь фиксировать отдельные виды. Когда головокружение проходит, впечатления сопрягаются, уплотняются, выстраиваются по тропинкам особенно настойчивых мыслей. Здесь, в прекрасной Ливадии, на руках Иоанна Кронштадтского умирал Александр III . Здесь в Итальянском дворике Николай II христосовался на Пасху с солдатами, после чего у него несколько дней не проходила опухоль на щеке. А летом 1914 года семья последнего императора покинула Крым навсегда. Дальше была война, революция, тобольская ссылка и расстрел в подвале Ипатьевского дома. Забыть об этом невозможно, и потому переживание ливадийского чуда неотделимо от скорби. Святые царственные страстотерпцы жили здесь, они гуляли в этом парке, эти дорожки и беседки еще помнят голоса императора, им ператрицы, цесаревича и великих княжон. Но они ушли. Бабочка улетела, оставив на земле свой кокон. Этим коконом можно восхищаться, его можно изучать и хранить. Но никуда не деться от ощущения оставленности и сиротства. Изгнав императора из Ливадии, мы не просто осиротели. Мы обокрали самих себя. В Ялте не покидает ощущение насилия над побе режьем, природой, Божьим миром. Именно здесь ты особенно остро понимаешь, что когда-то во главе нашей жизни стояло высокое. Оно вело за собой, направляло, выстраивало все под себя. В мире — Бог, в государстве — монарх, в обществе — идеал служения. И культура народа, сами его представления о пространстве принимали надлежащую форму — это можно сравнить с раствором, в который падала единственная, но необходимая для кристаллизации крупинка. Разве не пронзает нас каким-то давно забытым ощущением нормальности вид любой дореволюционной улицы? И разве наши нынешние представления о пространстве, принявшие вид современной застройки (взять хоть новые здания в центре Москвы или Петербурга, хоть виллы вдоль пригородных «руб лёвок») , — разве не свидетельствуют они об эпохе нового, какого-то особенно гнусного варварства?..

http://ruskline.ru/opp/2023/02/11/uroki_...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 7  голосов:  5.0 из  5) Оглавление В Новый год, Рождество и Святки  дарим читателям сердечные стихи и рассказы Сергея Крестьянкина, в которых свежо и ярко присутствует настроение этих дней и между строк звучит праздничное славление. Рождение сверхновой? Детская литература изначально создавалась для взрослых. Пушкин, Андерсен, братья Гримм сами с упоением погружались в мир сказки и старались тронуть им взрослые сердца. И только потом сказки находили отклик у детей. Значительно позже, в ХХ веке, появились книги и произведения в прозе и стихах, создаваемые для детей специально. А затем и собственно детское творчество  привилось к ветке детской литературы. Что происходит сегодня? Проза  и стихи редких талантливых современных авторов предлагают совершенно новый взгляд на детскую литературу. Да, эти поэты и писатели творят для детей или о детях, ноэто творчество вызывает отклик в первую очередь у взрослых. Современные литературоведы замечают –  такая необычная тенденция не просто наметилась, но ярко проявилась. Возможно, мы с вами присутствуем  при  историческом моменте – рождении нового вида литературы, который условно можно обозначить, как детская литература… для взрослых. Или, как сказал один хороший современный поэт, «как будто детская» литература. Сайт «Азбука воспитания» не без волнения следит за происходящим, приглашая  к диалогу и размышлению авторов, в творчестве которых можно проследить рождение сверхновой взросло-детской литературы. Игумен Варлаам Борин и сказки-притчи «Кампан» , Николай Забелкин и его поэтическая подборка «Как будто детские стихи» , Дмитрий Шеваров и его книга «Огонёк в золотой шапочке» , Андрей Коровин и « Жук, Поющее Дерево и зеленая Звезда Рождества» ; Евгений Водолазкин и необычайный взгляд писателя из детства в романах «Лавр»,«Авиатор» и “Брисбен” , ( а также го товящийся к печати сборник рассказов и эссе «Идти бестрепетно», отчасти посвященный воспоминаниям детства и детскому мировосприятию автора), – эти имена и названия знакомы нашим постоянным читателям.

http://azbyka.ru/deti/sergej-krestjankin...

Разделы портала «Азбука веры» Я понимаю, что я перестала любить себя и нравиться себе, как женщина, чувствую себя серой мышкой, в зеркало не хочется смотреть, еще пол года назад мои самоощущения были другими. Мне хотелось бы обрести эту гармонию внутри себя и нравиться себе, но мне кажется, что само понятие любви к себе противоречит христианству. Я ошибаюсь? Может ли христианин любить себя и как это проявляется? Думаю, что человек, который не любит себя и других любить не умеет. Но пример святых говорит об обратном, это очень самоотверженные люди, отреченные от себя. Один только Серафим Саровский чего стоит, любил своих обидчиков. Но мы-то не святые. В общем, возникает некоторый диссонанс в голове, когда пытаюсь размышлять на эту тему. Помогите разобраться в этом вопросе. 8 Ответов Может ли христианин любить себя? Обязан! … Люби ближнего  твоего, как  самого себя ( Лев.19:18 ; Мф.22:37–39 ). Но мы-то не святые. Цель жизни любого христианина — святость. Мы стремимся к ней всеми силами. По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках.  ( 1Пет.1:15 ) Святость христиан – не в безгрешности, а в стойком и последовательном отвращении к греху. «Каждый христианин должен находить для себя закон, обязанность и побуждение непременно сделаться святым. Если же вы живете без старания и без надежды быть святыми – вы христиане лишь по имени, а не по существу, а без святости никто не увидит Господа, то есть не достигнет вечного блаженства… Верно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников. Но мы обманываемся, если думаем, что спасемся, оставаясь грешниками. Спасает Христос грешников тем, что дает им средство сделаться святыми». свт.  Филарет Московский Вчера вечером я был в бассейне и обратил внимание на девушку в ярком оранжевом, почти люминисцентном купальнике. Почти всё время, что я плавал, она фотографировала себя с разных ракурсов на бортике и в воде. При этом у неё была фигура крайне тощего мальчика, женского там не было ничего от слова “совсем”. Она упорно мелькала перед глазами и мне подумалось, что сколько же девушек с несравнимо лучшими фигурами сидят дома, измождённые комплексом неполноценности и в страшном сне не могут себя представить в общественном месте даже в закрытом купальнике. А эта девушка, как бабочка, носилась по спа-центру, ничуть не сомневаясь, что её кости — произведение искусства и их нужно обязательно продемонстрировать не только присутствующим, но и запечатлеть на память.

http://azbyka.ru/vopros/mozhet-li-hristi...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – октябрь 2023 28 мин., 31.10.2023 Содержание номера – «Фома». Православный журнал для сомневающихся. - – 2023.  FOMA.RU Обложка : На коричневом фоне изображены красно-желтые бабочки в виде кленовых листьев. В середине обложки — белая надпись: НАС ОСЕНИЛО КРАСОТОЙ. Причем в слове «ОСЕНИЛО» выделено «ОСЕНИ». Рисунок Анны Тененбаум. Пролог : Марина Бирюкова . Бабочка. Стихотворение. Фото Dmitriy Belenovsky/Unsplash//Фома. - – октябрь 2023. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: октябрь //Фома. - – октябрь 2023. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 14 октября. Покров Пресвятой Богородицы. [В 910 году Богородица явилась юродивому Андрею, который молился с другими горожанами во Влахернском храме в осажденном врагами Константинополе. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми. Чудо стало для всех последующих поколений христиан знаком Ее заступничества и утешения. Одно лишь воспоминание об этом чудесном Ее Покрове, спасающем отчаявшихся, может дать силы на обращение к Богородице и ко Христу. А это уже первый шаг к спасению, к свету и надежде на милость Божию]. Ил.: Покров Богородицы. Иконопись. - С.4; 30 октября. День поминовения всех православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении. [Принимая в 2021 году решение об установлении ежегодного дня заупокойных богослужений о безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении, члены Священного Синода подчеркнули, что Русская Православная Церковь «помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории»]. Фото Владимира Ештокина. - С.4;     23 октября. День памяти прп. Амвросия Оптинского. [«Нет выше добродетели, как любовь; и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажной, а по духовному значению уподобляется убийству» (см. 1 Ин 3:15). Преподобный Амвросий Оптинский ]. Ил.: Преподобный Амвросий Оптинский. Фото. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-10-246...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – январь 2014 16 мин., 15.01.2014 1-я страница обложки – коллаж с Рождественской елкой, верхушка которой украшена звездой (в коллаже фото PhotoXPess). См. материалы рубрики «Тема номера: Украденное Рождество» (С.18-31). Пролог : (на заставке – фото Максима Самовича) Дмитрий Кленовский . «Елочка с пятью свечами…». Стихотворение, 1947//Фома. - – январь 2014. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Письма:   Чудесные рождественские истории . Подборка рассказов читателей о событиях, связанных с любимым зимним праздником. Фото PhotoXрress//Фома. - – январь 2014. – С.4-8. – (рубрика « Письма »). В рубрике представлены: Епископ Пантелеимон ( Шатов ). Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Дубленки – С.4-5; Источник публикации – личная страничка владыки Пантелеимона в социальной сети facebook (деятельность организации запрещена в Российской Федерации): facebook.com (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)/pantalеon 177. См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Юрий Кублановский , поэт, публицист, искусствовед//Фома. - – январь 2014. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Елена Седова , жена священника, село Медное, Тверская область. Бабочка . – С.5; Протоиерей Александр Авдюгин , г. Луганск. Птица-малиновка и холодный вертеп. – С.6-7; Владимир Гурболиков , г. Москва. Черепашка . – С.7; Вера Евтухова , г. Саки, Крым. Голуби . – С.8. Реклама : С.9. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Поделитесь радостью Рождества с теми, у кого ее нет . Из рождественского послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 2014 год. PhotoXpress//Фома. - – январь 2014. – С.10-11. – (рубрика « Письма »). Интервью номера: Алёна Биккулова « Настоящая вера без боли не рождается ». Подготовила Валерия Посашко. Фото из архива Алёны Биккуловой//Фома. – январь 2014. – С.12-17. - (рубрика « Интервью номера »). Имеется биографическая справка « Алёна Биккулова » (С.13).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-129-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010