См. также груз. пер.: 14 .313, 337). Григорий Кипрский Малоизв. несторианский писатель VII в., родом с о. Кипр. Подвизался в монастыре на горе Изла, бывшей важным очагом монашества; был другом знаменитейшего сир. богослова Бабая Великого († 628). Перед смертью совершил поездку на Кипр, затем возвратился на Излу. Автор трактата «О священном умозрении», евагрианского направления. Не путать со св. Григорием Кипрским , Патр. Константинопольским в 1283–89 и одним из «духонных предков» св. Григория Паламы (см. Разд. 6 ). 220 . Gregorii Monachi Cyprii De theoria sancta quae Syriace interpretata dicitur visio divina/Ed Hausherr I. Roma 1937. (OCA 110). 221 . Hausherr I. Aux origins de la mystique syriennë Grégoire de Chypre ou Jean de Lycopolis?//OCP 1938. 4. 497–520. 222 . Mingana A. A new document on Christian monasticism. (An essay on Gregory the Monk of Cyprus and his ascetic works). L. 1915. Исаак Нинивийский (Сирин) BHO 540–541; CPG 7868–7870; PG 86 Несторианский монах VII в.; в течение краткого времени епископ г. Нинивии. Оставил кафедру (возможно, из-за несогласия с укрепившимся несторианством) и удалился в горы Бет-Хузайе. Автор самого значительного (традиционная цифра – 7 томов) корпуса сирийских аскетических произведений, переведенных потом на греческий, арабский и др. яз., а также вошедших в русское «Добротолюбие». Житие 223 . ВНО 540/Ign. Ephraem II Rahmani. Sharfe in Monte Libano 1904· (Studia syriaca. 33)· 224 . BHO 541 [арабское резюме]/Assemani J. 5 .1). 1. 444–445. Сочинения Слова (Logoi, CPG 7868; 2 ч. обозначены VI, V2) 225 . Bedjan P. (ed.) Mar Isaacus Ninivita. De Perfectione religiosa. P.; Leipzig 1909. [ Cup. VI . Осн. публикация ч. I]. 226 . Brock S. (ed.) Isaak of Nineveh (Isaak the Syrian). «The Second Part», Chapters IV-XLI. Louvain 1995. (CSCO 554–555, Syr. 224–225). [Сир. V2. Осн. публикация ч. II]. 227 . Sanders J. Une prière inédite d’Isaak de Ninive//Von Kanaan bis Keralä Festschrift J. P. M. van der Ploeg. Alte Orient und Altes Testament. 1982. 211. 499–511. [Сир.].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

и послесл. епископа [ныне — митрополита] Илариона (Алфеева). СПб., 2006. С. 81-82. Баранов В.А. «Ангелы в облике святых»: сирийская традиция в Константинополе//Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2014. С. 326. Не вполне очевидно, можно ли отнести к психопаннихистам Бабая Великого, утверждавшего, что души праведников будут продолжать молиться и славить Бога после смерти. Комментарии ( 3): Виталий Мигузов, Воронеж 30 января 2020г. 14:18 Благодарю автора за эти две статьи. Очень важно сказанное в самом начале, что исследуется то,//что происходит с душой после смерти до дня Страшного Суда и всеобщего Воскресения из мертвых//. Часто идет путаница с высказываниями святых о состоянии души сказанными для первой смерти, которые вдруг начинают относить к состоянию души после Страшного Суда. -- Об этом писал ещё блаженный Августин «Оставляю в стороне такие изречения о последнем суде, которые при внимательном рассмотрении представляются сомнительными или, скорее, относящимися к другому предмету, как то: к тому пришествию Спасителя, которое все это время Он являет в Своей церкви, т. е. в ее членах, частным образом и в известной доле, так как вся она – тело Его; или к разрушению земного Иерусалима, так как и при речи об этом предмете говорится по большей части так, будто речь идет о конце века и о том последнем и великом суде». -- -- К. Льюис высказал поразившую меня мысль, что на Страшном Суде судят не за то, что сделал " козлище " , а за то, что не сделал. Это действительно страшно для нас всех. Лариса, г. Минск 30 января 2020г. 17:36 Для меня познавательно. Дмитрий, Спб 27 мая 2020г. 01:37 Спасибо, очень интересная статья. Однако есть серьёзная натяжка. Автор не знает иных состояний, кроме сна и бодрствования, поэтому неизвестное ему третье состояние называет сном. Но, это совсем не сон. Напротив, испытавший это состояние, считает такое пребывание в Духе настоящей жизнью, а нашу жизнь считает после этого сном.

http://bogoslov.ru/article/6021704

Главной же целью культа было побуждение верующих к подражанию их подвигам. Католикос Тимофей I считал, что молитвы и приношения за умерших небесполезны, но их результат проявится только в день всеобщего воскресения . Таким образом, благодаря проведенному исследованию учение Церкви Востока первого тысячелетия о загробной участи души можно классифицировать как психопаннихизм.   Источники   Литература Учение о загробной участи души Феодора было рассмотрено по изданию «Огласительных гомилий», подготовленному А. Минганой. Цитаты были переведены с сирийского языка с опорой на английский перевод, выполненный издателем сирийского текста. Theodore, bishop of Mopsuestia . Commentary on the Lord " s prayer and on the sacraments of baptism and the Eucharist//Woodbrooke studies: Christian documents in Syriac, Arabic, and Garshuni. Mingana A., ed. Vol. VI. Cambridge, 1933. P. 188. Пешитта=Синод. пер.: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15:20). Слово κεκοιμημνων, переведенное в Синодальном переводе как «умерших», буквально переводится как «спящих» (от глаг. κοιμω — «спать», который может употребляться в переносном смысле как «почить»/«умереть»). Буквально перевели это слово и переводчики «Библии короля Иакова»: « Of them that slept». Учение Нарсая о загробной участи души было изучено мной по его цитатам, приведенным в статье Эдварда Валтерса (Walters. Op. cit.). Их перевод в настоящем исследовании был сделан с сирийского языка с опорой на английский перевод. Цитаты Бабая Великого были идентифицированы мной благодаря статье Гэвина (Gavin. Op. cit. P. 107.), найдены в издании сирийского текста его творений и переведены с сирийского языка с опорой на немецкий перевод, выполненный издателем В. Франкенбергом (Frankenberg W. Evagrius Ponticus Berlin, 1912). Св. Исаак говорит о загробной участи души в 75-й главе «Третьего слова о Знании». Его текст приводится по переводу епископа [ныне — митрополита] Илариона (Алфеева). Исаак Сирин, прп. О божественных тайнах и о духовной жизни: Новооткрытые тексты/Пер., прим., предисл.

http://bogoslov.ru/article/6021704

В конце VI века Энана, возглавивший «школу персов» в 572 году, предпринял попытку заменить библейские толкования Феодора на свои собственные. Эта попытка не увенчалась успехом: Собор 585 года подтвердил незыблемый авторитет Феодора, запретив кому-либо «явно или скрыто порицать этого Учителя Церкви или отвергать его святые книги». Впоследствии два Собора, в 596 и 605 годах, осудили толкования Энаны и повторили анафемы против «отвергаю­щих комментарии, толкования и учения верного учителя, блаженного Феодора-Толкователя, и пытаю­щихся ввести новые и странные толкования, испол­ненные безумия и Рубеж VI и VII веков ознаменован богословской деятельностью Бабая Великого, который много писал на христологические темы. Его христология является продолжением и своего рода синтезом христологий Феодора Мопсуестийского и Диодора Будучи лидером партии, ратовавшей за строгое следование учению Феодора, Бабай возглавил оппозицию Халкидонскому Собору. Развивая христологические воззрения Феодора, Бабай пользовался «Книгой Гераклида», написанной Несторием в качестве апологии после его осуждения III Вселенским Собором и переведенной на сирийский язык в середине VI К середине VII века в диптихах Церкви Востока поминались уже «три учителя» — Диодор, Феодор и Политические обстоятельства VII века не способствовали сближению Персии с Византией. Напротив, первые десятилетия этого века ознаменовались серией вооруженных конфликтов между двумя великими империями. В конце 627 года византийский император Ираклий одержал победу над персидскими войсками у Ниневии. Впрочем, византийское присутствие в Персии было недолгим. Уже в 30-х годах VII века началось массовое вторжение в Персию арабских мусульманских полчищ. В 637 году пала столица империи Сасанидов Ктесифон, и последний шах Ездегерд III бежал в Загрос. К середине VII века Персия была в руках арабов. Окончательная утрата политических связей с византийской экуменой и начавшаяся с приходом арабов постепенная исламизация Персии и Сирии не привели в VII и VIII веках к кризису христианства в этих регионах, упадку в богословии и церковной жизни. Совсем напротив, именно эти два столетия являются периодом наивысшего расцвета сироязычного богословия: в это время жили и творили выдающиеся писатели, такие как Мартирий-Сахдона (ставший на сторону Халкидонского Собора), Дадишо Катрайе, Симеон д-Тайбуте (Милостивый), Иосиф Хаззайа (Прозорли­вый) и Иоанн Дальятский. Все они были писателями по преимуществу мистического направления. Малоизвестные за пределами восточно-сирийской традиции, они, тем не менее, ознаменовали собой «золотой век сирийской христианской литературы». Единственным представителем этого золотого века, которому суждено было приобрести мировую известность, стал преподобный Исаак Сирин.

http://patriarchia.ru/db/text/3299510.ht...

Д.С. Бирюков Бабай Великий Бабай Великий (ум. ок. 628)- – известнейший несторианский писатель и представитель Церкви Востока; родился в селении Бет-Айната, принял монашество на горе Изле, около Нисибина. Бабаем было написано более 83 книг, среди которых творения экзегетического, гимнографического, догматического, исторического, канонического содержания. Следуя Несторию, Бабай учит о двух ипостасях ) во Христе; он делает акцент на постоянстве во Христе двух природ, а значит, и ипостасей, которые пребывают вместе постоянно и прочно, будучи вольно соединенными в одно лицо («литургическое лицо»). De Unione 313 . Церковь Христова основана на твердом камне Петровом, и она исповедует таким образом: от благовещения ангела Гавриила к блаженной Мариам было соединение, которое не является природным и ипостасным, но вольным и личным в единении [двух природ во Христе без смешения] в постоянном пребывании 314 . Как открывается в нем [единении] Бог-Слово, и исполнится все предведение о Нем, и откроется в Нем начало нового века, и в нем [единении] будет Он поклоняемым вовек. И нет того, кто соделается Ему [Божеству] соприсущным или кто будет с Ним одной природой и одной ипостасью безначальной и бесконечной, ибо все это невозможно. Но будет Ему жилище и храм, соединенный в откровении величия Его, посредством силы, славы и поклонения. Явится же «во плоти и так далее». И искупит грех рода человеческого именно через восприятие единения. А с восприятием и единением совершится помазание. Таким образом, формируется в единении посредством Духа Святого. И Дух Святой вместо масла помазания был на Нем, с тем чтобы Он соединился с Богом-Словом. И пребудет с Ним Сын в единении и вовеки. Таково церковное правоверие. То, что святые отцы называют лицом природным и ипостасным, не означает, что они провозгласили одну ипостась. Но в этом одном лице Единого Господа Иисуса Христа признаются две природы и две ипостаси, а именно Божества и человечества во Христе; и они не пребывают в разделении, но Господь Иисус Христос есть неограниченная [временем] ипостась в единственном своем роде с их соединением. 313 Перевод И. Ф. Шаненко; текст приводится по изд.: Шанен-ко И. Ф. Христологическая формула Нестория в богословии Бабая Великого//XI Ежегодная богословская конференция. М., 2001. С. 19 – 21. 314 Акцент, характерный и для Нестория, – на том, что природы во Христе соединились одна с другой не в силу природной необходимости, а вольно и лично, т. е. имеет место противопоставление в контексте учения о соединении природ Христа, вследствие Его воплощения, «природного» и «свободного». Читать далее Источник: Книга еретиков/[сост., предисл., коммент. Д. С. Бирюкова]. - Санкт-Петербург : РХГА : Амфора, 2011. - 474 с. - (Александрийская библиотека). ISBN 978-5-88812-440-6 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

«Церковная история» (в рукописях этот текст обычно приписывается свт. Василию Великому или - в поздней редакции - свт. Герману К-польскому; см.: Красносельцев. Рукописи. С. 315-375; Brightman. 1908; Bornert. 1966. P. 128-160) является первым к-польским толкованием, интерпретирующим литургию как символическую репрезентацию земной жизни Спасителя, тогда как в сир. традиции в целом и в антиохийской в частности такая интерпретация, восходящая к сочинениям Феодора Мопсуестийского и Бабая Великого, к VIII в. уже стала традиционной. Более того, именно палестинский литургический комментарий был одним из источников при создании «Церковной истории» (см.: Красносельцев. 1894. С. 226-228). Но все же богословие противников иконопочитания является самостоятельной системой, созданной самими иконоборцами. Исследователи высказывали предположения, что на их богословие Е. оказали прямое влияние идеи авторов IV в.- Феодора Мопсуестийского ( Baranov V. The Theological Background of Iconoclastic Church Programmes//StPatr. 2006. Vol. 40. P. 165-176) или Евсевия Кесарийского ( Gero. 1975; Idem. 1981). Однако более вероятно, что оно явилось оригинальным к-польским синтезом, восходящим к неск. разнородным источникам: к нек-рым богословским и экзегетическим традициям сир. происхождения; к традиции проводить аналогию между неизобразимостью Бога и образа Божия и евхаристическим Хлебом (к-рый, будучи Телом Христовым, сохраняет внешний вид хлеба), отраженной у свт. Епифания Кипрского (на творения к-рого иконоборцы ссылались с самого начала) и у автора, писавшего под именем Кесария Назианзского (и тот и др., используя этот образ, мыслили совершенно православно, однако внешнее сходство иконоборческих евхаристических формулировок с их высказываниями несомненно, на что, впрочем, исследователи до наст. времени не обращали внимания); и, наконец, к той близкой к оригенизму линии развития к-польского богословия, к-рая, вероятно, отражена в сочинениях свт. Евтихия К-польского и Леонтия Иерусалимского. Исследователи указывали на связь иконоборческого богословия с оригенизмом через посредство отраженной у свт.

http://pravenc.ru/text/348067.html

Слава о высокой духовной жизни преп. Исаака распространилась среди христиан. Жители Ниневии стали упрашивать его занять епископскую кафедру их города. Католикос Георгий (управлявший с 660 по 680 годы) рукоположил в монастыре Бет-Абэ преп. Исаака во епископа Ниневии. Богословская и церковная позиция этого католикоса Востока была весьма близка Православию. Так, в 680 году он писал: «Наша вера... есть вера великого Рима и всей Италии, также Константинополя, Иерусалима и всех славных городов римлян и Церквей, входящих во Вселенскую Церковь , которые не осквернены грязной тиной еретиков (монофизитов –ред.)... ибо они придерживаются истинного исповедания двух природ со свойствами и действиями в одном единстве (в едином союзе) во Христе» («The Ascelical Homilies of Saint Isaac the Syrian», Boston, 1984. «Translator " s Epilogue»). Преп. Исаак пробыл на Ниневийской кафедре всего пять месяцев. Основными причинами оставления епископства явились, как нам представляется, его пустыннолюбие и желание всецело жить по евангельским заповедям. Епископство же в крупном городе было связано с многопопечительностью. администрированием и интригами. Существует гипотеза, что преп. Исаак оставил кафедру по догматическим причинам. И, действительно, как мы увидим ниже, есть основания предполагать, что преп. Исаак принадлежал к проправославному течению внутри Персидской Церкви и, следовательно, находился в оппозиции к побеждающему несторианскому течению. Но и католикос Георгий также принадлежал к проправославному течению, и в его правление преп. Исаак не мог бы оставить кафедру по догматическим причинам. Другое дело, если предположить, что преп. Исаак был рукоположен во епископа в последний год правления католикоса Георгия (680 год). Тогда его уход с кафедры совпал бы с началом правления главы несторианского течения, католикоса Бабая Великого, и здесь вероучительные разногласия вполне могли стать причиной оставления преп. Исааком епископства в Персидской Церкви. Повод к оставлению епископства был следующим. Преп. Исаак на епископском суде указал некоему нетерпеливому заимодавцу на евангельскую заповедь о прощении долгов и попросил проявить великодушие к должнику, обещавшему заплатить долг вскоре. Заимодавец с гневом возразил епископу: «Евангельскую заповедь оставь теперь в стороне». На это преп. Исаак кротко заметил: «Если они не повинуются Евангельским повелениям Господа, то что остается мне делать здесь?» («Добротолюбие». Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1986 г., т. II.. «Святый Исаак Сирианин . Краткое сведение о нем»).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

752 Отдельные положения учения мессалиан, опущенные Гийомоном, нами восполнены. Ради полноты картины мы учитываем также, в отличие от Гийомона, и свидетельства Епифания, иногда стоящие особняком. Ссылки на Тимофея Константинопольского (Тим.) и Иоанна Дамаскина (Дам.) даются с указанием номеров «тезисов» (отсутствие номера при цитате из Иоанна Дамаскина отсылает ко второй части его изложения ереси мессалиан). Для остальных источников просто указываются авторы (тексты у Кмошко, о свидетельствах Бабая Великого см. Guillaumont 1978). Книгу степеней и Макариевский корпус (за исключением «пунктов» Дамаскина, хотя и здесь необходима осторожность), мессалианский характер которых весьма сомнителен для многих ученых, Гийомон справедливо не учитывает. 753 Корни этого учения могут восходить не только к гностицизму, но и к (талмудическому) иудаизму – см. развернутое примечание у Kmosko 1926, p. CXLI-CXLII, nota 1. 759 Докетизм, впервые обнаруживаемый у гностиков, наряду с дуализмом оказался наиболее «живучим» в ересях (ср., например, павликианскую и богомильскую «догматику»). 763 Епифаний Саламинский (Кипрский) (далее – Епиф.). Kmosko 1926, CXVII настаивает, что эти «сатанисты» не имеют отношения к мессалианам, поскольку сам Епифаний четко разделяет 3 группы еретиков: «иудействующие», «сатанисты» и мессалиане. Но даже если считать это свидетельство Епифания преувеличением или относящимся к какому-то другому течению (только почему в таком случае Епифаний говорит о нем именно здесь?), в принципе оно не противоречит основным положениям мессалиан. Явное почитание Сатаниила будет введено у богомилов, и, если предполагать какие-то генетические связи между мессалианами и богомилами (против чего выступает М. Кмошко), свидетельство Епифания дает нам ценную информацию о давнем зарождении в среде, близкой к мессалианам, подобных взглядов. 765 Максим Исповедник =Иоанн Скифопольский. Ср. с практикой богомилов, которые, после предварительного посвящения и до окончательного принятия накладывали на прозелита трехлетний пост с воздержанием от мясо-молочных продуктов и постоянным чтением «Отче наш», причем надежные свидетели должны были подтвердить, что новый член секты действительно исполнял все предписания.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Исаев Д. В . К вопросу о понимании термина «ипостась» в сирийской традиции в соотношении с его православной интерпретацией//Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2023. Вып. 3 (28). С. 12–27. В статье анализируется понимание термина «ипостась» в сирийской традиции, рассматриваются «монофизитский» и «несторианский» подходы к его пониманию, примеры интерпретации этого термина в трудах богословов. Рассмотрены позиции прп. Анастасия Синаита, Бабая Великого, Феодора Абу Курры, Севира Антиохийского. По словам автора, проблемы разделения Церкви во многом определяются различными подходами к интерпретации традиционной терминологии, и изучение истории этой интерпретации позволяет не только определить расхождения, но и лучше раскрыть особенности православной традиции. Автор приходит к выводу, что в различных христианских традициях имеются существенные расхождения в понимании термина «ипостась», что привело (вместе с другими факторами) к последующим догматическим расхождениям. Сергунин В. А., прот . Краткий обзор истории и современного состояния Древних Восточных (Нехалкидонских) Церквей//Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2023. 3 (24). С. 118–132. В статье представлен краткий обзор истории, современного состояния и богословия восточных нехалкидонских церквей: Коптской, Эфиопской, Эритрейской, Сиро-Яковитской, Маланкарской церкви Индии, Армянской церкви. Автор отмечает наличие у нехалкидонских церквей особенностей, сближающих их с православием, которые оставляют пространство для богословской дискуссии. Прочее Конь Р. М . Научно-богословская конференция «Пятидесятничество и неопятидесятничество» (с международным участием)//Сретенское слово. 2023. 2 (6). С. 177–191. Р. М. Конь дает описание докладов на Второй сектоведческой конференции, организованной кафедрой богословия Сретенской духовной академии и посвященной теме пятидесятничества и неопятидесятничества. Среди прочего, доклады затрагивают темы триадологии, христологии и эсхатологии в неопятидесятничестве, соотношения вероучения и духовного опыта в неопятидесятничестве, природы глоссолалии и практики инкаунтера.

http://bogoslov.ru/article/6194745

Отвегнув Халкидон, сирийские богословы — как диофизиты («несториане»), так и монофизиты («севириане») — оказались в оппозиции к официальной Церкви Византии. Во 2–й половине V века участились случаи давления на богословские центры Церкви Востока со стороны византийских императоров. Так в 489 году по приказу императора Зенона была закрыта эдесская «школа персов». За несколько лет до этого ее руководитель Нарсай вместе с учениками переселился в Нисибин, что было важным событием для будущего развития Персидской Церкви. К концу V века Нисибийская школа становится одним из главных духовных и богословских центров сиро–персидской Церкви. В конце VI века Энана, возглавивший эту школу в 572 году, предпринял попытку заменить библейские толкования Феодора на свои собственные, в которых использовался аллегорический метод Оригена. Эта попытка не увенчалась успехом: Собор 585 года подтвердил незыблемый авторитет Феодора, запретив кому–либо «явно или скрыто порицать этого Учителя Церкви или отвергать его святые книги». Впоследствии два Собора, в 596 и 605 годах, осудили толкования Энаны и повторили анафемы против «отвергающих комментарии, толкования и учения верного учителя, блаженного Феодора–Толкователя, и пытающихся ввести новые и странные толкования, исполненные безумия и злохуления»  . Вероучение Церкви Персии стало «верой Феодора», или «верой Феодора и Диодора»: имя Диодора Тарсийского в восточно–сирийской традиции было также окружено ореолом святости и непререкаемого богословского авторитета. Рубеж VI и VII веков ознаменован богословской деятельностью Бабая Великого, который много писал на христологические темы. Его христология является продолжением и своего рода синтезом христологий Феодора Мопсуестийского и Диодора Тарсийского  . Будучи лидером консервативной партии, ратовавшей за строгое следование учению Феодора, Бабай возглавил оппозицию Халкидонскому Собору. Развивая христологические воззрения Феодора, Бабай пользовался «Книгой Гераклида», написанной Несторием в качестве апологии после его осуждения III Вселенским Собором и переведенной на сирийский язык в середине VI века  . К середине VII века в диптихах Церкви Востока поминались уже «три учителя» — Диодор, Феодор и Несторий  . Политические обстоятельства VII века не способствовали сближению Персии с Византией. Напротив, первые десятилетия этого века ознаменовались серией вооруженных конфликтов между двумя великими империями. В конце 627 года византийский император Ираклий одержал победу над персидскими войсками у Ниневии. Впрочем, византийское присутствие в Персии было недолгим. Уже в 30–х годах VII века началось массовое вторжение в Персию арабских мусульманских полчищ. В 637 году пала столица империи Сасанидов Ктесифон, и последний шах Ездегерд III бежал в Загрос. К середине VII века Персия была в руках арабов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010