Николай передал мешок жене и решительно шагнул вслед за Ашотом. Надо сказать, что наш герой обладал неплохим природным артистизмом. В школьные годы играл в самодеятельности, а потом до самого развала СССР – в народном театре при клубе железнодорожников. И когда он вошел в просторный, по-новогоднему украшенный зал и увидел сидящих за столиками людей, недавний гнев вдруг мгновенно оставил его, а вместо гнева старого актера (хоть и не профессионального) охватило давно забытое чувство. Это было волнение и особого рода восторг. На него смотрело множество глаз. Правда, не столько с ожиданием и интересом, сколько с нетерпением и любопытством. Хозяин гостиницы вместе с женой Николая сели за первый столик. Николай приблизился к ним и некоторое время стоял молча, глядя на Ашота. Тот кивал и крутил головой, что нужно было принять за знак поддержки. Николай не представлял с чего начать. Он вздохнул, развел руками и медленно с нарочитой угрозой произнес: «Ну что? Так-то вы встречаете Деда Мороза? А где ваше “Здравствуй, Дедушка Мороз?!”» В задних рядах вразнобой несколько голосов закричали: «Здравствуй, здравствуй!» Гости, сидевшие за ближними к нему столами, настороженно молчали. – А где же моя Снегурочка? – вопросил Николай. Публика стала оглядываться, явно ожидая, что Снегурочка откуда-нибудь выйдет. Шумно задвигали стульями. Кто-то крикнул: «Снегурочка, ау!». Ашот сделал круглые глаза – явно боялся, что дело уйдет не туда, куда следовало бы. Но поскольку он и сам не знал, куда следует, то приложил ладонь ко рту и тихо произнес: «Фиг с ней, со Снегурочкой. Про астрологию давай!» Но Дед Мороз пошел между рядами и неожиданно запел: «В лесу родилась елочка…». Пел он так замечательно, что ему стали подпевать: сначала послышались женские голоса, потом присоединились и мужские. Подойдя к даме с самыми выразительными формами, он остановился, и, поглядев по сторонам, обратился к ней: «Пропала Снегурочка. Может, ваши джигиты увезли ее в горы. Придется вам побыть Снегурочкой вместо нее».

http://radonezh.ru/2021/12/30/aleksandr-...

1001 Покорение Византией области Тайк в Армении. Примирение арабов (Фатитмидов) с Византией Василий II  начал планомерную войну с  болгарами . Поражение болгар от Василия II. Зять Самуила византиец Ашот предал болгар и сдал крепость Драч, бежал с женой в  Константинополь . В Бари восстание против Византии, поддержанное норманнской эскадрой. 1014.07.29 Василий II разбил болгарскую армию. Всех пленных он велел ослепить. За это получил прозвище Болгаробойца (Булгароктон). Смерть болгарского царя Симеона I.  1014.10.06 Смерть Симеона I. Новым царем стал Гавриил Радомир. Царя Болгарии Гавриила Радомира убил двоюродный брат Иван Владислав, который захватил трон Иван Владислав погиб при осаде болгарами Драча. Феодалы Болгарии решили покориться Византии. Захват Охрида. Василий II окончательно покорил болгар. Падение первого Болгарского царства. Границы Византии начали проходить по реке Дунай. Византийцы разбили лангобардов и норманнов при Каннах. Сербия  вошла в состав Византии. Успешное наступление византийцев на Грузию и Армению. Покорение Византией Абхазии и Армении. 1025.12.15 Смерть Василия II. Новый правитель — его брат  Константин VIII . Константин потребовал от болгар все налоги за три года. Страшная засуха. Восстание славян и греков в г. Навпакте. Гибель урожая и скота из – за сильных дождей 1028.11 Смерть Константина VIII. Новым императором стал Роман III Аргир, зять Константина. Победа арабов над византийцами при Алеппо. Империатрица Зоя приказала сослать свою сестру и соправительницу Феодору, и постричь в монахи. Голод, моровая язва в Армениаке, Пафлогонии. Набег  печенегов  на Византию. 1032–1034 Саранча опустошила Фракиисийские фемы, жители спасались бегством во Фракию. Сильнейший град в отдельных областях империи. 1034.04.11 Убийство Романа III. Императором стал  Михаил IV Пафлагон . Начало воссоздания Сербии, часть ее отложилась от Византии. Голод охватил балканские фемы империи в результате засухи и града. Засуха в империи. Восстание сербов против Византии. Увеличение налогов в Болгарии. Восстание в Болгарии в районе Драч, в области Моравы и Белграда. Бегство Михаила IV от восставших. Подавление восстания. 

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

В самом начале VIII века арабы окончательно подчинили Армению, однако ее зависимость носила вассальный характер. Армения с Картлией и Каспийской Албанией составляла наместничество (эмират) с центром в Двине. Благодаря этому Армения почти двести лет (до 859 г.) наслаждалась покоем, в результате чего развивались ремесла и торговля. Одновременно крупный княжеский род Багратидов постепенно закрепил за собой огромные области в центре страны и, почувствовав себя достаточно сильным, возглавил народно-освободительное движение, которое увенчалось победой (862) над арабами. Ашот Багратуни был провозглашен “князем князей армянских”, а затем и царем Армении (885). Свою столицу он основал в Ани (100 км от Эчмиадзина). Династия Багратидов управляла Арменией и Грузией в течение двух столетий (856–1071), после чего разделенная на мелкие княжества Армения перешла под власть турок-сельджуков во главе с Альп-Арсланом, который опустошил страну, превратив кафедральный собор Ани в мечеть. Таким образом, Великая Армения, исконный очаг армянской нации, прекратила свое существование как политическое единство 21 . Местоположение Армянской Церкви оказывало влияние и на ее дочерние Церкви Иверии и Каспийской Албании. Армянский католикос Вертанес, сын святителя Григория Просветителя, сделал своего старшего сына Григория “Католикосом Иверии”, в результате чего начались тесные отношения обеих Церквей, прервавшееся при католикосе Иверии Кирионе (608). Нижняя Иверия, признав IV Вселенский собор, стала независимой в этот период, а Верхняя Иверия, находившаяся в юрисдикции Антиохийского Патриарха, получила независимость в следующий период, а именно при императоре Константине IX Мономахе (1042–1055). В этот период наблюдаются попытки со стороны армянских католикосов сообразовать догматическую позицию своей Церкви с Православной. Наиболее выдающимся архипастырем Армянской Церкви был католикос Иоанн III Философ (719–729) 22 , который в своей переписке с Константинопольским патриархом ГepмahoмI (715–730) поддерживал учение святителя Кирилла Александрийского и папы Льва Великого, а на Моназкертском соборе в 719 (или 726) принял Халкидонский собор, хотя и ограничился выражением святителя Кирилла Александрийского “одна воплотившаяся природа Бога Слова” ввиду трудности в лексической формулировке догмата. Католикос HepcecIV (1166–1173) впоследствии писал о нем: “Он, ревностью божественной преисполненный, выступал против монофизитов”. Тот же католикос, выражая в вопросе христологии точку зрения Армянской Церкви, говорил: “Признавать, что во Христе Иисусе существуют две природы в одном Лице— не противоречит истине, при условии, чтобы это единство не было разделено на два” 23 .

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

197 Шах-Аббас 1 (1571–1629) – шах Ирана (с 1587 г.) из династии Сефевидов. Перевел столицу в Исфаган. Успешно завершил войны с Бухарой и Турцией, восстановив иранское господство в Закавказье. При нем Иран достиг наибольшего политического могущества. 198 Иов – ветхозаветный благочестивый страдалец, в Библии характеризуется как непорочный, справедливый, богобоязненный и удалявшийся от зла ( Иов.1:1 ), твердый и непоколебимый в вере в Бога. В страданиях Иова Церковь видела прообраз страждущего Господа и издревле постановила читать его книгу в первые четыре дня Страстной седмицы. Память многострадального Иова 6 (19) мая. 199 Георгий Саакадзе (ок. 1580–1629) – политический и военный деятель, менявший свои ориентации: боролся на стороне Ирана против грузинских царей, а затем на стороне Грузии против Персии. Принял мусульманство шиитского толка, потом возвратился к христианству, а затем снова принял ислам суннитского толка. Бежал в Турцию, где был казнен по распоряжению паши. 200 Давид VII Улу (монгольск. «улу» – старший) – грузинский царь (1247–1270) из рода Багратиони, сын царя Георгия IV Лаши (1213–1222). 204 Святой царь Ашот I Куропалат из рода Багратиони († 826) после завоевания Картли арабами образовал грузинское царство в южной провинции Грузии – Тао-Кларджети (787 г.). Царь в союзе с Византией боролся против арабов и постепенно распространил свою власть над всей Южной Грузией, а затем присоединил значительную часть Картли; Получил от византийского Императора высокий титул «кЛ ропалата». В одном из походов против арабов был изменнически убит в храме. Грузинская Православная Церковь отмечает день памяти мученика Ашота Куропалата 29 января (11 февраля). 205 Преподобный Григорий Хандзтели и его ученики в широких масштабах осуществляли храмостроительство, основывали новые монастыри и восстанавливали старые. В монастырях Юго-Западной Грузии, называемых «грузинским Синаем», переводились святоотеческие творения и богослужебные книги, литургическая гимнография достигла большого расцвета. Сам преподобный переписал весь свод богослужебных Миной. Преподобный Григорий был поставлен архимандритом всех монастырей Тао-Кларджети. Преподобный Григорий преставился в 861 г. Память преподобного Григория Хандзтели, архимандрита, – 5 (18) октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

НОЯБРЬ 3 Николай Мнатоби, прп., +1308 4 Иоанн, Стефан и Исаия Грузины (Иерусалимские), прп., + 846 10 Колесование вмч. Георгия Победоносца, + 303 Константи-Кахи, кн., вмч., + 852 17 Гоброн-Михаил и 133 воина, пострадавшие с ним, + 914 г. 19 Иларион Грузин (Картвели), прп., + 875 г. 23 Григорий (Перадзе), сщмч. архим., теолог, + 1942 г. 29 Авив Некресели (Некресский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 30 Вахтанг Горгасали, св. царь Картли, +502 Петр I, свт., 1-й католикос Картли (Мцхетский), V в. Самуил I, свт. католикос Картли (Мцхетский), V в. ДЕКАБРЬ 2 Иессей (Иесе) Цилкнели, свт., еп. Цилканский, один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 10 Вахтанг III Тавдадебули (Самопожертвователь) царь-мч., + 1302/08 11 Собор святых ГПЦ 12 Иоанн Зедазнели, прпмч., IX в. 19 Георгий и Савва Хахулели (Хахульские), братья, прпп., сер. XI в. 21 Макарий Хахулели (Постник), прп., настоятель мон-ря Хахули, XI в. 27 Стефан Хирсели (Хирсский), один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, прп., VI в. 31 Сабиана, прп., игумения, воспитательница вмч. Георгия и его сестры Феклы ЯНВАРЬ 2 Георгий Ивериели, мч. + 1770/1777 3 Иоанн Чкондидели, архиеп. Чкондидский, + XI в. Евфимий Такаишвили, прав., историк + 1953 4 Шио Мгвимели и его ученики и сподвижники Евагрий Шиомгвимский и Илия Диакон, прпп., VI в. 8 Або Тбилели, мч., VIII в. 14 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии, + 335 15 Саломея Уджармская и Перожавра Сивнийская, прав., IV в. 18 Алексий (Шушания), прп., иером. + 1923 Ефрем Мцире (Малый, Философ), прп., игум. Кастанского мон-ря, богослов, филолог, XI в. 19 Антоний Марткопели (Марткопский), прп., столпник, один из Сирийских отцов, сер. VI в. 20 Евфимий (Кереселидзе), исп., игум., (в святцах РПЦ - 19 янв.), + 1944 25 Гавриил (Кикодзе), свт., еп. Имеретинский, + 1896 26 Давид (III) IV Строитель (Возобновитель, Агмашенебели), св. царь единой Грузии, + 1125 29 Ашот Куропалат, св. царь, + 829 31 Тамара (Тамар), св. царица единой Грузии, + 1213

http://pravoslavie.ru/41585.html

Александр Аннинский Третий период XVIII. Армянская церковь после восстановления Армянского царства. Патриаршествование кат. Захарии. Новая попытка к примирению церквей Общая характеристика периода. Отражение бурного времени на состоянии церкви. Упадок духовного просвещения. Приверженность к старине. Католикос Захария и его богословский образ мыслей. Обращение Захарии к патр. константиноп. Фотию. Письма патр. Фотия к кат. Захарии и князю Ашоту о соединении церквей. Собор в Ширакаване. Ответ армян грекам С восстановлением армянского царства снова выступают в Армении три главных исторических фактора, из взаимодействия которых слагалась жизнь армянского народа в период его политической независимости. Факторы эти: 1) стремление греков, – которые, расширяя свои владения, снова приблизились к армянам, – привлечь армян на свою сторону, 2) противоположное тому желание арабов отвлечь их от греков и удержать под своим влиянием, и 3) стремление армян достигнуть полной независимости, пользуясь соперничеством греков и арабов и эксплуатируя тех и других. К этим трем старым факторам теперь присоединился еще четвертый – зависть армянских князей к возвышению одного из них на степень армянского царя. Пока царем был Ашот, мир царствовал в Армении, но при сыне Ашота Сенбате, который не имел авторитета своего отца, между армянскими князьями начались кровопролитные междуусобия. Едва ли арабы могли бы придумать другое средство более действительное для ослабления Армении, чем награждение одного из князей ее царских титулом. Князья, привыкшие подчиняться власти чужестранца, не могли равнодушно переносить теперь власть одного из своих собратьев: каждый считал себя не ниже другого и не считал нужным повиноваться главному князю, или царю; не разбирая средств, каждый домогался царского титула. В пылу вражды спорящие стороны ищут опоры и у греков, и у арабов, иногда одни и те же то у тех, то у других попеременно. Пользуясь смутами в Армении, арабы часто появлялись здесь и помимо приглашения арм. князей, под предлогом водворения нарушенного порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

А что же низвергнутый патриарх и «фотиане»? Святой Фотий не признал полномочий митрополита Фомы и синкелла Илии: «Никогда не бывало, чтобы посланники нечестивых измаильтян преобразовались в мужей священноначальных, чтобы им предоставлялись патриаршие права и объявлялись они представителями Собора». Не признал он и самого Собора, который назвал «варварской засадой», «комедией», «покрывалом стыда». Действительно, Собор, весь сотканный из политического полотна, имевший для императора Василия I значение только в части примирения с Римским епископом и объединения сил для борьбы с арабами, едва ли можно отнести к жемчужинам соборного творчества. Ценой унижения св. Фотия и всей Восточной Церкви царь решил конкретную задачу, но плата за этот мимолетный успех оказалась слишком высока. Константинопольский клир, и так до сих пор без особого восторга наблюдавший за попытками понтификов узурпировать власть в Кафолической Церкви, теперь окончательно убедился, что Запад и Восток разъединяет гораздо большее, чем сближает. Именно эта пиррова победа папы Адриана II предопределила последующий раскол Церквей, ставший уже почти неизбежным. И император понял – правда, довольно поздно, – что попытки расплатиться за политические успехи головой Константинопольского патриарха ведут к умалению достоинства самого Римского царя. Разве кто-нибудь мог себе представить перед началом Собора, что его каноны так унизят императора? Неужели когда-нибудь позволялось так откровенно и публично «ставить на место» главу Вселенной, наследника Римских владык? Неудивительно, что вскоре симпатии императора Василия I резко изменятся. И время, как мы увидим, расставит все на свои места. Глава 3. Война с арабами. Девальвация императорства на Западе Внешнее положение Римской империи в те годы было далеко не однозначным. На время болгарская и восточная границы оставались спокойными, и правитель Армении Ашот Багратуни (859–891), добившийся в 859 г. независимости от арабов, выступал своего рода буфером между двумя народами, получая, как нейтральная сторона, царский венец и от арабов, и от Византийского императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но царь Абхазии, возлагая много надежды на свое войско и на обещание помощи со стороны соседей, не уступил увещаниям Василия и пошел против него с вооруженной силой. Оба войска сошлись у верховьев Аракса. Зимой, во время пребывания царя в Трапезунте, прибыл к нему послом от царя царей Армении Иоанна Сембата католикос Ведрос I, принесший письмо, на которое национальный историк смотрит как на причину близкой погибели этой несчастной страны. После продолжительной усобицы с братом своим Ашотом III из-за власти Иоанн Сембат при помощи Сеннахариба, царя Васпурахана, утвердился в части Армении со столицей в Ани, между тем как Ашот вступил в сношения с Василием и признан им в достоинстве царя царей. По-видимому, он принимал участие во враждебных действиях против империи Георгия Грузинского и, обманутый тем, что тот заключил с Василием отдельный мир, спешил в настоящее время заявить свою преданность и готовность быть верным вассалом царя. Возможно, что для него служил побуждением заручиться расположением восточного императора и весьма естественный страх перед турками-сельджуками, которые в то время сделали свое первое большое и опустошительное нападение на Васпурахан и соседние области Армении. Иоанн Сембат посылал ключи от Ани и передавал царю все свои земли и города в вечное владение. Вследствие переговоров, происходивших в Трапезунте, Иоанн удостоен звания магистра и оставлен во главе своих владений пожизненным правителем Ани и Великой Армении. Когда он умер, в 1040 г., племянник его, сын Ашота Какиг II, последний из Багратидов, возбудил сомнение относительно акта передачи Армении византийскому царству, и лишь после продолжительной войны при Константине Мономахе город Ани подпал под власть империи. Нельзя сомневаться, что успех в переговорах с Иоанном Сембатом имел весьма важное значение для царя Василия. Прежде всего его примеру последовал владетель Васпурахана из династии Ардзруни Иоанн Сеннахариб, который также совершил акт передачи своего царства императору. Особенностью соглашения с этим владетелем было то, что вся царская семья переселилась из Васпурахана в границы империи, получив для поселения, на правах помещичьего владения, область в Сивасе, между тем уступленная империи страна входила в границы Византийского государства и получала имперское управление. Когда были окончены все формальности передачи, было предоставлено желающим присоединиться к царской семье, и при этом оказалось, что из Васпурахана переселилось в Сивас до 40 тысяч.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Наконец, путь заблуждения уклоняется вправо или влево, а истина и правда выступает по средней дороге. Так Савелий, Петр Валяльщик и Иоанн Майрагомский уклонились в правую сторону; они сообразно с одним Божественным естеством Святой Троицы смешали лица и ипостаси и от этого злого смешения погибли во зле и сверзлись в глубокую яму. С другой стороны Арий, Евномий и Македоний столкнулись с ними лицом к лицу подобно вепрю, сшиблись доспехами с натиском, вызвавшим разрыв печени, и, уклоняясь в левую сторону, разделили нераздельное естество на различные и чуждые друг другу по [числу] трех ипостасей Святой Троицы и от этого ложного и ошибочного деления, охваченные языческим лжеучением о многобожии, они сверзлись в яму язычества. Что же касается Богоносных Святых Отцев, собиравшихся в Никее, Константинополе и Ефессе, то они идя по древним стезям доказали, что Он – Один и Три, Один – по Божественному естеству и Три – по ипостасям, образующим Троицу, завещали нам этот правый путь спасения и погубили во зле злых правой и левой сторон, побивая их словами истины, как каменьями. Между тем Феодор, Феодосий, Несторий, Барцума и Акакий, исповедники человечества, уклонились влево, отвергли Божество Единородного, признали в Христе два лица по числу двух естеств Его и Рожденного от Девы исповедали лишь человеком, признавая двух сыновей, одного по естеству и другого по благодати, Манес же и Манихейцы признали во Христе одно слитное естество, как сказано в его слове 33 . (пер. Г. С. Дестуниса и Н. Марра) К князю князей Великой Армении Ашоту Препрославленный благочестием, сильнейший могугуществом, высочайший между одноплеменниками, князь Великой Армении Ашот! Милостию Божию, Глава епископов Нового Рима и вселенски Патриарх, мы проникнуты заботою поучать вас истиной, особенно зная, что ваша страна охраняема Высшею Благостию и была союзницею вселенской католической церкви, за исключением того только, что вы определили противным Богу и истине четвертый Собор, постановивши низвергнуть Нестория и уничтожить мерзкое его исповедание.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Что же касается Богоносных Святых Отцев, собиравшихся в Никее, Константинополе и Ефессе, то они идя по древним стезям доказали, что Он — Один и Три, Один — по Божественному естеству и Три — по ипостасям, образующим Троицу, завещали нам этот правый путь спасения и погубили во зле злых правой и левой сторон, побивая их словами истины, как каменьями. Между тем Феодор, Феодосий, Несторий, Барцума и Акакий, исповедники человечества, уклонились влево, отвергли Божество Единородного, признали в Христе два лица по числу двух естеств Его и Рожденного от Девы исповедали лишь человеком, признавая двух сыновей, одного по естеству и другого по благодати, Манес же и Манихейцы признали во Христе одно слитное естество, как сказано в его слове  . (пер. Г. С. Дестуниса и Н. Марра) Текст воспроизведен по изданию: Фотия, святейшего архиепископа константинопольского. О гробе Господа нашего Иисуса Христа и другие малые творения//Православный палестинский сборник. Т. 31. СПб. 1892 Письмо великого константинопольского Патриарха Фотия к князю князей Ашоту Препрославленный благочестием, сильнейший могугуществом, высочайший между одноплеменниками, князь Великой Армении Ашот! Милостию Божию, Глава епископов Нового Рима и вселенски Патриарх, мы проникнуты заботою поучать вас истиной, особенно зная, что ваша страна охраняема Высшею Благостию и была союзницею вселенской католической церкви, за исключением того только, что вы определили противным Богу и истине четвертый Собор, постановивши низвергнуть Нестория и уничтожить мерзкое его исповедание. Но кто в сущности не поймет, что непринимающие Халкидонского Собора — безумцы и сообщники поносителей Господа Нашего и Спасителя, надругавшихся над Тем, Который изгонял бесов, ибо нет разницы между вождями бесов и между хулителями Того, Который изгонял бесов из людей. Или так как Нестория вместе с его последователями проклял и отлучил этот Святой Халкидонский Собор, может быть кто–либо будет отрицать, что Несторий был слугою сатаны, возбудившим вражду против Святого Собора, собравшегося в Ефесе, и увлекшим за собою некоторых из участников этого Собора! Как решаетесь поносить и злословить четвертый Собор, когда он присоединился к третьему? Впрочем, так как мы вполне уверены, что у вас имеется богопознание, охраняемое высшими силами, и соплеменники ваши — народ Божий и выше неподобающих мыслей, доводы же [в объяснение] сказанного нами [по спорному вопросу] получились письменно от вас неуважительные, то все ложные мысли, присущие вам, исчезнут после того, как вы отречетесь от своего мнения [о Халкидонском Соборе], и этот четвертый Собор будет вами прославляем, признанный наравне с тремя [предшествовавшими].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=685...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010