Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ашот I Великий. Барельеф. 1-я четв. IX в. Мон-рь Опиза [Груз. I ] (Багратиони; † 826 или 829), св. блгв. царь (пам. 29 янв.) Грузинской Православной Церкви, эрисмтавар Картли (кон. VIII в.- ок. 809), куропалат Тао-Кларджети (возможно, с 809) и основатель династии Багратиони в Тао-Кларджети. О происхождении А. В. существует 2 версии. Первая опирается на свидетельство арм. историка X в. Вардана Великого, по к-рому А. В.- внук Васака и сын кн. Адарнасе из рода Багратидов арм. ветви ( Вардан Великий. Всеобщая история/Пер. Н. Эмин. М., 1861. С. 106). По второй, А. В.- прямой потомок картлийского эрисмтавара Гуарама Куропалата (2-я пол. VI в.) из рода груз. Багратидов ( Сумбат Давитисдзе. КЦ. Т. 1. С. 376). В кон. VIII - нач. IX в. А. В. находился на службе у арабов, получил от них Картлийское эрисмтаварство ( Вардан Великий. С. 106) и распространил свою власть на центральные районы Грузии, стремясь освободить их население от араб. зависимости. Местом пребывания А. В. были Бардави (Партав, совр. Азербайджан), Тбилиси и области вокруг них. Однако он был вынужден бежать в Кларджети, на родину груз. Багратидов, находившуюся под властью Византии. А. В. намеревался с помощью Византии сформировать здесь мощный форпост в борьбе против арабов. Его резиденцией был Артануджи, где он обновил городскую крепость, возведенную еще блгв. царем Вахтангом Горгасали , отстроил город, дворец, придворный храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Постепенно власть А. В. распространилась на всю Юго-Зап. Грузию: часть земель он занял с помощью своего отряда, часть скупил - в результате в состав Кларджетского куропалатства вошли провинции Шавшети, Кларджети, Нигали, Аджара, Тао, Самцхе, Джавахети, Артаани, Спети. В нач. IX в., воспользовавшись ослаблением Арабского халифата, А. В. захватил часть Шида-Картли и стал владельцем земель «от Кларджети до Ксани» (Матиане Картлиса. С. 29). Сумбат Давитисдзе неправильно считает, что граница его земель доходила до Бардави.

http://pravenc.ru/text/77252.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ашот Великий, Куропалат, св. - житие АШОТ КУРОПАЛАТ основоположник царской династии Багратионов, святой благоверный. Память 29 января О его происхождении существует 2 версии. Первая опирается на свидетельство армянского историка X века Вардана Великого, по которому Ашот - внук Васака и сын князя Адарнаса из рода Багратидов армянской ветви По второй - прямой потомок картлийского эрисмтавара Гуарама Куропалата (2-я пол. VI в.) из рода грузинских Багратидов В конце VIII - начале IX в. Ашот находился на службе у арабов, получил от них Картлийское эрисмтаварство и распространил свою власть на центральные районы Грузии, стремясь освободить их население от арабской зависимости. Местом его пребывания были Бардави (Партав, совр. Азербайджан), Тбилиси и области вокруг них. Воспользовавшись ослаблением арабского халифата, он изгнал из Тбилиси неверных. Через три года, при новом правителе халифата агрессия по отношению к Грузии усилилась. Новый правитель приказал арестовать Ашота. Ашот был вынужден скрыться, а затем, с семьей и малочисленной свитой, отправился искать покровительства в Византии. На беженцев напали у озера Паравани в Джавахети. Малочисленный отряд грузинских воинов был обречён, но они одержали победу. В этой победе Ашот узрел Знамение Божие и решил остаться в Кларджети, на родине грузинских Багратидов, находившейся под властью Византии. В это время южная Грузия была в тяжелейшем положении: к другим бедствиям добавилась холера и вымерло почти всё население. Потерявший надежду и изнеможенный от несчастий народ с радостью принял Ашота, и он приступил к восстановлению разрушенной страны. Ашот I намеревался с помощью Византии сформировать здесь мощный форпост в борьбе против арабов. Его резиденцией был Артануджи, где он обновил городскую крепость, возведенную еще блгв. царем Вахтангом Горгасали, отстроил город, дворец, придворный храм во имя святых апостолов Петра и Павла, и объявил город резиденцией рода Багратионов, столицей Клареджети. Постепенно его власть распространилась на всю юго-западную Грузию: часть земель он занял с помощью своего отряда, часть скупил - в результате в состав Кларджетского куропалатства вошли провинции Шавшети, Кларджети, Нигали, Аджара, Тао, Самцхе, Джавахети, Артаани, Спети.

http://pravicon.com/info-1870

Афинаида (Евдокия), жена имп. Феодосия II – 121, 155, 187 Ахилл , герой «Илиады» – 149 Ашот I Багратид (Асотий Великий Багратуни), армянский царь в 885–890 гг. – 403 Ашот II Железный (Асотий Вагратуни), армянский царь в 913–929 гг. – 414, 416 Ашот III Милостивый (Асотий), армянский царь в 958–977 гг. – 410, 416 Байе Шарль (Bayet), французский искусствовед и византинист – 91 Байи Огюст (Baiiy), французский византинист – 75 Байрон P. (Byron), английский византинист – 75 Барденхевер Отто (Bardenhewer), немецкий византинист – 77 Бартольд Василий Владимирович (1869–1930), востоковед-арабист, исламовед, историк Средней Азии и историограф Востока –319 Бассел Ф. В. (Bussel), английский византинист – 67 Баттифоль П. (Battifol), французский историк – 99 Бейнз Норман X. (Baynes), английский византинист – 62, 91, 162, 186, 187 Белазури (Ал-Балазури, Баладзори, Ахмед ибн Йахйа ибн Джабир ал-Балазури, ум. 892 г.), арабский историк – 287 Белл Харолд Идрис (Bell, 1879–1967), английский филолог-классик и папиролог, хранитель и издатель папирусов Британского музея – 92, 287 Безобразов Павел Владимирович (1859–1918), историк-византинист – 61, 88, 89 Бенешевич Владимир Николаевич (1874–1938), историк церковного права и византинист – 461 Бобчев Стефан Савов (1853–1940), болгарский историк права и политический деятель – 161 Богишич В. (Bogisic), хорватский историк – 161 Болотов Василий Васильевич (18531854–1900), крупнейший русский историк древней Церкви – 98 Боран, персидская царица VII в. – 272 Борис I , болгарский царь в 852–888 гг. – 161, 376, 377, 388, 417 Брайс Дж. (Bryce), английский византинист – 191, 355, 432 Брейе Луи (Brdhier), французский византинист – 34, 72, 92, 291, 340, 444 Бриллиантов Александр Иванович (1867–1933 или 1934), русский византинист и церковный историк – 104 Броссэ Марий Иванович (Marie-Xavier F. Brosset, 1802–1880), востоковед, специалист по грузинской и армянской словесности, ученик Ж .-А. Сен-Мартена и С. де Саси, с 1836 г. жил в С.-Петербурге, сотрудничал в Азиатском музее АН, исполнял должность непременного секретаря и вице-президента АН, служил в Имп. Публичной библиотеке и Эрмитаже – 51

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

9 бил. А. Лев III Исавр. Характеристика. Большая победа над арабами Законодательство. Фемная организация. Финансы. Иконоборчество (Мотивы. Начало борьбы. Италия). Константин V Копроним. Борьба с арабами, с болгарами. Вопрос о славянизации балканского п-ва. Борьба с иконопочитанием. Собор в Иерии. Лев IV. Константин VI. Ирина. Собор в Никее. Интриги и борьба Ирины и Константина. Карл Великий. Никифор I. Церковная и финансовая политика. Арабы. Славяне. Ставракий. Михаил I Рангави. Лев V Армянин. Ликвидация войны с Болгарией. Борьба против иконопочитания (63–71). B. Религиозное значение императорского сана. Православие, как политический фактор. Император – распространитель православия. Борьба с персами, исламом. Искоренение ересей (36–38). C. Иосиф Генесий. Его история царей. Иоанн Камениат. Лев Диакон. История времени 959–75 гг. Михаил Атталиат. 10 бил. А. Михаил VI из Амория. Фома – претендент. Крит. Сицилия. Феофил. Характеристика. Хазарские дела. Херсон. Борьба с арабами. Церковные дела. Михаил III Пьяница. Феодора. Конец иконоборчества. Сицилия. Борьба со славянством, с халифатом. Павликиане. Варда и Михаил. Россы Кирилл и Мефодий. Борис. Фотиев раскол. Гибель Варды и Михаила. Василий I. Характеристика. Развитие дела Фотия. Успехи в Италии и Сицилии. Война с павликианами (71–82). B. Значение церемониала. Его современные пережитки. Два донесения Лиутпранда. Современный церемониал КП. патриарха. (39– 42). C. Никифор Вриенний. Анна Комнина. Иоанн Киннам. 11 бил. А. Лев VI Философ и Александр. Характеристика. Отношение к Риму и низложение Фотия. Законодательство. Лев Триполийский. Сарацины. Царь Симеон. Семейные дела Льва. Александр. Константин VII Порфирородный. Борьба с Симеоном. Роман Лекапин. Мир с Болгарией. Петр. Критские корсары. Борьба на юге. Борьба с халифатом. Армянская держава. Ашот Смбат. Игорь Киевский. Аграрный вопрос. Соправители. Церковные дела. Падение Лекапинов. Крещение Ольги. Роман II. Семейные дела и характеристика. Внешние успехи. Никифор Фока и завоевание Крита (82–92).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Барабан и купол кафоликона мон-ря Ишхани В VIII в. княжество Тао перешло под власть груз. Багратидов (Багратиони). Восстановив Ишхани и Бана из руин, Багратиони закрепили за ними церковную юрисдикцию ГПЦ ( Чеишвили. 2007. С. 113-114). Возрождение церковной жизни в Тао-Кларджети и, в частности, основание И. е. связано с деятельностью прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели) и свт. Саввы Ишхнели (в источнике - Саба, Сабан) в 30-х гг. IX в. Эти события описываются в соч. Георгия Мерчуле «Житие Григола Ханцтели» (951 г.; Hieros. Patr. 2, XI в.- Георгий Мерчуле. 1911; Он же. 1963. Т. 1. С. 248-319; Он же. 1982. С. 107-204; Он же. 1999. С. 253-324). Однажды, когда святые возвращались из К-поля, куда ездили поклониться св. местам, им «от Бога открылась прежняя слава Ишхани, святые церкви в селе при нем, и было им возвещено, что Ишхани опять обновится рукою Сабана». Также им был указан путь к заброшенной церкви, поскольку «место это было недоступно для людей того времени». Добравшись, святые «были обрадованы обретением славного места, так как в нем имелось и духовное, и телесное утешение». Прп. Григорий остался в мон-ре Хандзта , а свт. Савву благословил на возрождение храма и «дал двух учеников». В Житии также указано, что, когда святые прибыли в Тао, был убит царь Тао-Кларджети св. Ашот I Великий Куропалат. Позже при участии прп. Григория и царя Баграта I Куропалата (826-876), сына св. Ашота I, свт. Савва «Божьею волею сделался епископом в Ишхани, построенном блаженным католикосом Нерсесом, в соборной церкви и на кафедре его, которая многие годы была во вдовстве» и возобновил храм. Эти сведения позволяют уточнить, что вторично И. е. была основана после 826 г. ( Георгий Мерчуле. 1911. С. 87, 98, 105, 107; Он же. 1963. Т. 1. С. 252, 264, 265, 272, 274). Фрагмент декора базы колонны кафоликона мон-ря Ишхани Фрагмент декора базы колонны кафоликона мон-ря Ишхани Царь Баграт I содействовал развитию монашества и церковной жизни в Тао-Кларджети. По просьбе прп. Григория он жертвовал земли и средства на постройку церквей и основание монастырей. В Житии цитируется беседа свт. Саввы и царя Баграта I. Акад. Груз. АН, прот. Корнелий Кекелидзе , опираясь на сведения Мерчуле о том, что свт. Савва занимался литературно-переводческой деятельностью, отождествил ответ свт. Саввы царю с соч. «О Давиде и Голиафе» христ. историка Ипполита Римского (III в.) и, найдя мн. параллелей, сделал вывод, что, очевидно, свт. Савва в 831-842 гг. перевел это сочинение на груз. язык ( Кекелидзе. 1943. С. 296-272; Он же. Этюды. 1956. Т. 1. С. 231-234; Он же. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 156, 459). Сохранился груз. перевод, оканчивающийся словами, аналогичными ответу царю свт. Саввы, и внесенный в Шатбердский сборник (X в.). В одном из колофонов переписчик Иоанн-Бераи указывает: «Труд сей переписан с подлинника Ишхани, кто будет читать, молитесь за переписчика» (Шатбердский сб. X в. 1979. С. 20, 249).

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Царь мч. Ашот I Великий подносит мон-рь Опиза Христу. Ктиторский фриз кафоликона мон-ря Опиза. XI в. (ГМИГ) Царь мч. Ашот I Великий подносит мон-рь Опиза Христу. Ктиторский фриз кафоликона мон-ря Опиза. XI в. (ГМИГ) Помимо основателя монашества в Кларджетской пуст. прп. Григория Ханцтели в число К. п. входят: св. Амона, «искуснейший строитель» новой церкви в Хандзте, возведенной при игум. прп. Арсении; отшельник Анатолий (Антоний), который удостоился вместе с деканиссой прп. Феместией (Теместией) видения о кончине чудотворца прп. Матоя; прп. Андрей, 2-й настоятель мон-ря Опиза; прп. Анастасия (в миру Бюрила), дочь местного властителя Баграта Шароели, которая монашеским подвигом «совершенно осрамила дьявола» и исцеляла страждущих; свт. Арсений I Великий, сын властителя Мириана, католикоса Картли, сподвижника свт. Ефрема Великого, митр. Ацкурского; прп. Арсений, настоятель Хандзты; прп. Василий III Кларджетский, настоятель Хандзты, сын служанки матери прп. Григория Ханцтели, в Житии описано его чудесное исцеление прп. Григорием; св. Гавриил (Габриел) Дапанчули, азнаур царя св. Ашота I, сделавший значительные пожертвования на монастырское строительство прп. Григория, благодаря ему в т. ч. был основан жен. мон-рь Гунатле; прп. Гавриил, «учитель, большой подвижник, блаженный святой отец», насельник Хандзты, рассказавший составителям Жития прп. Григория о прп. Василии III; свт. Георгий, еп. Ацкурский; прп. Георгий Мерчуле , один из составителей Жития прп. Григория; прп. Георгий Опизели , 3-й настоятель мон-ря Опиза (после преподобных Самуила и Андрея), при нем прп. Григорий пришел в Кларджети и поселился в Опизе; свт. Георгий, еп. Ацкурский; прп. Григорий Хандзтийский , сын Липарита, настоятель монастыря Шатберди; прп. Давид, игум. монастыря Мидзнадзори (Миджнадзори), «строитель монастырей»; прп. Димитрий, ученик прп. Февронии, один из первых учеников прп. Григория, назван в Житии «Христоносцем»: его ученики неоднократно видели над ним столп света, поскольку «на нем постоянно покоился Святой Дух»; прп.

http://pravenc.ru/text/1841257.html

Центр католикасата находился в Аване. Православный католикосат должен был противостоять влиянию монофизитского католикосата в Двине. Вот как описывает эту коллизию армянский историк католикос Ованнес Драсханакертци (840(?) – 925): «После этого некто Иован из гюха Багаран в гаваре Ког был посажен по приказанию императора Маврикия католикосом греческой стороны с местопребыванием в кахакагюхе Аван, где сам же Иован построил великолепную святую церковь, вокруг которой раскинулись владения его резиденции. Меж тем великий патриарх Абраам пребывал, согласно вышесказанному, в персидском уделе, в городе Двине, ибо река Азат служила границей между обоими уделами. И хотя Иован был мужем правдивым и справедливым и добродетельной жизни, однако, будучи противопрестольным [патриархом], он расколол твердое единство патриаршего престола, и посему немало раздоров претерпели обе стороны» («История Армении», гл. 11, стр. 82). Строителсьтво собора продолжалось несколько лет, начавшись, по разным источникам, между 588 и 595 г. и закончившись между 598 и 602 г. В 602 г. военные действия между Византией и Персией возобновились, положив начало длительной войне (602-629). Часть населения с византийской стороны под натиском наступавших персидских отрядов бежала вглубь страны. Католикос Ованнес Багаранци нашел убежище в городе Карине (Эрзерум). Дальнейшие события Драсханакертци описывает так: «Меж тем войска Маврикия, взбунтовавшись против него и убив его во дворце, поставили вместо него Фоку. Фока с многочисленным войском прибыл в Басен, чтобы покорить Армению. Тогда некий Ашот достиг по приказанию Хосрова Армении и, устремившись на него, разгромил греческое войско, так что не было числа убитым на поле [битвы]; он же, начав сражение против города Карин, овладел им. Спустя каких-нибудь два года он переправил жителей города в Ахмадан. И так как старый католикос Иован скрывался там (в Карине), то, будучи захвачен вместе с ними, и он был угнан в полон, умер там, и [тело его], перевезенное в гюх Аван, было погребено рядом с церковью, которую он сам и построил.

http://sobory.ru/article/?object=11270

Это будет важнейший исторический факт для Грузии, репортаж с церемониала бракосочетания будет передаваться в прямом эфире по телевидению Патриархии. За информацией о том, к каким именно ветвям царской фамилии Багратиони принадлежат Давид и Анна, «Квирис палитра» обратилась к историку, академику Роину Метревели. — Багратиони родом из древней грузинской провинции Спери. Первые упоминания о них относятся к 6-7 вв. В Грузии они начали выдвигаться в конце VIII века. Великий князь Картли Ашот из рода Багратиони, носивший титул Куропалата, известен в истории под именем Ашот Великий. Он стал основателем Тао-Кларджетской династии Багратионов. Титул царя Грузии (Тао-Кларджети) первым (в 888г.) получил Адарнас Багратиони. После него титул царя грузин получали только представители ветви Багратионов из Тао. К этой ветви принадлежал и первый царь всея Грузии Баграт III. Зенита своей мощи Грузия достигла во время правления блистательных представителей династии Багратионов — Давида Агмашенебели (Строителя) и царицы Тамар. Со второй половины XV века единое грузинское государство разделилось. В это время в Картлийском, Кахетинском и Имеретинском царствах продолжали царствовать Багратиони, вплоть до 1801 года, когда указом императора Российского было упразднено Картл-кахетинское царство. А последним царем Имеретии был Соломон II, потерявший престол в 1810 году после объединения с Россией. Династия Багратиони положила начало фамилиям Имеретинские и Грузинские в России. Анна — из фамилии Грузинские. Есть также ветвь Багратион-Мухранские, это Картлийские Багратиони. Представители этой ветви обосновались на какое-то время в Италии, затем проживали в Испании. В Италии жил Ираклий Багратиони, которого грузинская эмиграция помазала на царство. После смерти Ираклия Багратиони семья переехала на жительство в Испанию. Ираклий был женат на сестре отца нынешнего короля Испании Хуана Карлоса. Сыном Ираклия был Георгий (Хорхе), скончавшийся в прошлом году. Его наследник — Давид, за которого в феврале выходит замуж Анна Багратион-Грузинская.

http://patriarchia.ru/db/text/525372.htm...

В начале IX в., воспользовавшись ослаблением Арабского халифата, он захватил часть Шида-Картли и стал владельцем земель «от Кларджети до Ксани» Сумбат Давитисдзе неправильно считает, что граница его земель доходила до Бардави. Тао-Кларджетское царство Ашота приобретало новую силу. Правители разрозненных частей Грузии, прилагая немалые усилия для объединения страны, стали собираться под его предводительством. В Кларджети возрождалась прерванная церковно-монастырская жизнь, инициатором которой был святой Григорий Хандзтийский со сподвижниками, которых благоверный царь приблизил к себе. Благодаря их усилиям строились церкви и монастыри, формировались литературные школы. Царь Ашот даровал лучшие земли царства, включая Шарбети, подвижникам Хандзтийского монастыря. Впоследствии, его дети и наследники Адарнерсе, Баграт и Гуарам пожертвовали немало богатств для восстановления монастырей Кларджетийской пустыни. Спустя некоторое время царь Ашот уклонился от своей праведной жизни и, полюбив некую женщину, презрел законы и приличия, поселив её в Артануджи в покоях для царицы. Узнав об этом, святой Григорий призвал царя одуматься, и тот обещал разорвать порочную связь, но не мог заставить себя. Тогда святой Григорий, не сказав об этом Ашоту, сам увел женщину в монастырь в Мере и передал её настоятельнице игуменье Февроньи. Когда Ашот обнаружил это, он долго упрашивал настоятельницу вернуть женщину, но та отказалась, после чего Ашот наконец смирился, раскаялся и вернулся к богобоязненному житию. Был убит в 826 или 829 году. Похоронен в придворной церкви святых апостолов Петра и Павла в Артануджи. Его могила упоминается среди имущества Светицховели Обстоятельства смерти Ашота Куропалата источники передают по-разному. Сумбат Давитисдзе сообщает, что царь Ашот намеревался вернуть себе власть в Картли, но мусульманский предводитель Халиль опередил его, вторгнувшись в этот край. Готовясь к битве царь разослал гонцов для сбора воинов, но арабы напали до того как войско было собрано, и царь направился в долину Нигали, надеясь собрать вокруг себя силы грузин. Но среди пришедших под его знамена нашлись изменники, и царь слишком поздно догадался об этом. Царь бежал в Артануджи, но преследователи настигли его в церкви святых апостолов Петра и Павла и закололи мечом пред алтарем По другим сведениям, царя убили арабы в церкви в Гардабани на юго-востоке Грузии (Там же. С. 253). Н. Бердзенишвили, проанализировав эти данные, считает, что убийцами были азнауры из левобережья р. Чорохи, недовольные чрезмерным усилением власти царя.

http://pravicon.com/info-1870

А. В. много сделал для духовного просвещения своего края. По его приглашению прп. Григорий Хандзойский был принят с большими почестями во дворце куропалата: приветствуя его, А. В. поднялся с трона и стоя испросил благословение для своего дома и семьи, что святой и исполнил ( Георгий Мерчул. Житие. С. 96). Из того же источника известно, что А. В. пожертвовал мон-рю Хандзта «хорошие места», и в т. ч. местность Шатберди с пахотной землей. В надписи в мон-ре Опиза говорится, что А. В. был строителем этого мон-ря. Там же сохранилось его барельефное изображение. Обстоятельства смерти А. В. источники передают по-разному. Сумбат Давитисдзе пишет, что царь собирал отряд в мест. Долискана, чтобы отразить нападение арабов. Догадавшись, что его собираются убить, царь бежал в Артануджи, но преследователи настигли его в ц. святых апостолов Петра и Павла и закололи мечом пред алтарем (КЦ. Т. 1. С. 377). По др. сведениям, царя убили арабы в церкви в Гардабани на юго-востоке Грузии (Там же. С. 253). Н. Бердзенишвили, проанализировав эти данные, считает, что убийцами А. В. были азнауры из левобережья р. Чорохи, недовольные чрезмерным усилением власти царя. Прп. Григорий Хандзойский, возвратившись из К-поля, с большой скорбью оплакивал А. В., называя его «могущественнейшим из царей», «крепостью Церквей», «оградой христиан» и т. д. ( Георгий Мерчул. Житие. С. 98). Похоронен А. В. в придворной ц. святых апостолов Петра и Павла в Артануджи. Его могила упоминается среди имущества Светицховели (Пожертвовательные акты, отданные Светицховели в сер. XVI в.//ЦГАГ. 1449-1588. ИР Hd-8712). Время и место канонизации А. В. неизвестны. В богослужебных книгах, а также в агиографиях Католикосов-Патриархов Грузии Виссариона (Бараташвили-Орбелишвили) и Антония I (Багратиони) его имя не упоминается вплоть до кон. XVIII в. Возможно, оно было внесено в календарь без канонизации вместе с еще нек-рыми именами в 60-х гг. ХХ в. при Католикосе-Патриархе Грузии Ефреме II (Сидамонидзе) . Ист.: /, . // . ,1897. С. 195-198; Георгий Мерчул. Житие св. Григория Хандзтийскаго/Груз. текст, введ., изд., пер. Н. Марра//ТРАГФ. Кн. 7. С. 92-100, 128-130; //КЦ. Т. 1. С. 252-253 (рус. яз.: Матиане Картлиса/Пер., введ. и примеч. М. Д. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1976. С. 28-29); . //Там же. Т. 4. С. 128-129; . //Там же. С. 376-377 (рус. яз. Сумбат Давитисдзе. История и повествование о Багратионах/Пер., введ. и примеч. М. Ю. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1979. С. 30-33); // / I . . , 1980. С. 285-287.

http://pravenc.ru/text/77252.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010