Во время обхода маститый профессор-кардиолог, демонстрируя Ашота студентам, всегда говорил открытым текстом: Вот, перед вами больной, умышленно погубивший свое сердце непомерной выпивкой и разгульной жизнью. Ашот же в это время подмигивал хорошеньким медичкам и в кровати изображал, что танцует лезгинку. По всем расчетам врачей Ашот должен был умереть в ближайшие дни и выйти из больницы ногами вперед, но он не умер, а пошел на поправку и вышел из больницы своими веселыми ногами – вероятно, Божиим Промыслом ему была уготована другая смерть. Мы с ним часто вели разговор о вере, о Боге и он мне сказал: – Что ты говоришь, генацвале, что у нас в Грузии вера ослабла. Нет. У нас в Грузии все верующие. Если бы ты мог понимать разговор наших людей, то у них Бог не сходит с языка. Клянусь Богом! – говорят они. Когда подходит праздник, или болеет кто, так сразу покупают барана и тащат к церкви. Там его режут во дворе и кушают шашлык, пьют вино и говорят: Бог! Ты видишь, как мы Тебя любим, даже не пожалели такого прекрасного барана, поэтому сделай так, чтобы наш маленький бичо Зурико поправился и больше не болел. Поп, как свидетель, тоже с нами кушает шашлык и пьет вино. Шкуру с собой не берем, а вешаем на дереве, чтобы Бог не забывал, что раз баран съеден, значит маленькому Зурико надо помочь. Да наш народ самый верующий на земле! Если бы ты видел, что творится на Георгобу – праздник в честь святого Георгия. Всю неделю подряд в Кахетию ко храму Алла Верды съезжает народ. Кто на машине, кто на арбе. Все везут баранов и бурдюки с вином. Десятки тысяч окружают этот большой храм. Темная ночь, горят костры, на них кипят громадные котлы. Всю ночь трудятся мясники, режут баранов, кровь льется рекой, громоздятся горы бараньих голов, горы потрохов. Кипят котлы, варится мясо, жарятся шашлыки. В храме Алла Верды, таком большом, что туда может въехать грузовая машина и, сделав круг, выехать обратно – так там идет богослужение при участии целых полков попов, архиереев и двадцати трех митрополитов. Они одеты, как цари. Золото на них так и сверкает. Клубами к куполу поднимается кадильный дым иерусалимского ладана. Громадный хор ревет так, что стены дрожат и его слышно за километр. Несколько дней мы так пребываем, едим мясо, выпиваем целый океан вина, грузинским многоголосьем поем наши песни. Так мы прославляем святого Георгия. Вот такая наша вера. Это не то, что у вас, когда поставив в церкви копеечную свечку, вы думаете, что Бог вам все устроит. К примеру, возьми целого барана, возьми тысячу баранов, и что Бог скорее увидит: тысячу баранов или копеечную свечку?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2083...

Покаяние Багратуни было щедро вознаграждено привилегиями, которые привели к тому, что к концу столетия этот род стал контролировать весь север и большую часть остальной территории страны: за пределами их владений остался только расположенный на юге Васпуракан, где продолжали править князья Арцруни. С середины IX в. халифат утратил былое могущество и начал распадаться на отдельные эмираты. Возвышение двух княжеских родов позволило Армении воспользоваться распадом халифата, с одной стороны, и ослаблением Византии – с другой, чтобы добиться относительной независимости как от арабов, так и от византийцев. В 862 г. Ашот I Багратуни, получив от халифа титул «князя князей», стал править государством как царь, поскольку в 885 г. халиф пожаловал ему царскую корону, что было признано даже византийским императором Василием I. Ашот состоял в переписке с патриархом Константинопольским Фотием, который поддерживал отношения с двинским католикосом Захарией (855­-876), созвавшим в 862 г. в Ширакаване собор, утвердивший 15 канонов Армянской церкви. Усилиями Фотия Константинопольского , а также харранского епископа Феодора Абу Курры на Ширакаванском соборе Армянская церковь вновь вернулась в православие, однако спустя тридцать лет по решению нового католикоса Ованеса VI Историка (898–929) опять склонилась к монофизитству. Наследником Ашота I стал Смбат Багратуни (890–914). В 908 г. арабский эмир Атропатены Юсуф именем халифа пожаловал правителю Васпуракана Гагику Арцруни корону «царя Армении», а после вторгся в земли Багратуни, убил Смбата и, разорив область, на протяжении ряда лет держал в страхе ее жителей. Однако, потерпев в 922 г. поражение от Ашота II Багратуни Железного (сына Смбата I и внука Ашота I), халиф был вынужден послать ему в дар корону и присвоить титул «царя царей». Таким образом, в X в. Армения, будучи разделенной на два основных царства 44 , получила относительную независимость от халифата и с 30-х годов вступила в столетие мира и процветания, ознаменовавшееся подъемом и Армянского царства Багратуни, и Васпуракана. Начался период нового возвышения древнеармянских городов Двина, Карса, Нахичевана, Вана и др., были основаны монастыри Санахин и Ахпат, сыгравшие впоследствии важную роль в духовном и культурном развитии армянского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь св. апостолов в Карсе. 931 г. К. основан в древности; в «Географии» Страбона (I в. до Р. Х.) упоминается область Армении под названием Хорзена (Χορζην; Strabo. Geogr. XI 14), вероятно имеющая отношение к К. Название К. происходит скорее всего от арм. термина «крепкий город». О древнейшей истории К. надежных сведений нет. Возможно, в эпоху поздней античности здесь правила фамилия нахараров, владевшая обл. Вананд. С распространением христианства в Армении в К. была создана Карсская (Ванандская) епархия Армянской Апостольской Церкви. В средние века К.- крупный торговый центр на пути между Ани и Феодосиополем (арм. Карин, впосл. Эрзурум), в регионе, к-рый связывал торговыми путями Анатолию и Причерноморье с Закавказьем и Ираном. В 888 г. вместе со всем Ванандом К. был присоединен к владениям арм. царя Ашота I Багратуни и вошел в состав Армянского царства Багратидов. В X в. значение К. постепенно росло. Когда на арм. трон взошел царь Абас (928-953), ранее владевший Ванандом и К. как своим уделом, в К. была перенесена царская резиденция. Здесь были построены цитадель, царский дворец, кафедральный собор св. Апостолов. По сообщению арм. историка Степаноса Таронеци, ок. 937 г. князь Абхазии Бер предпринял поход против Армении и через своего посла передал Абасу требование не освящать собор в К., пока он не захватит город, желая освятить храм по обычаю своей, халкидонской (православной), веры. Князь вскоре был взят в плен и казнен в К. В 961 г. преемник Абаса Ашот III (953-977) перенес столицу из К. в Ани. При этом на территории Армении сохранялась и развивалась система уделов под властью различных представителей правящего дома, и с 962 г. в К. также складывается Карсское (Ванандское) царство, находившееся в вассальной зависимости от Ани. В 962 г. Ашот III передал Вананд своему брату Мушегу, основавшему в К. отдельную ветвь династии Багратидов. В XII-XIII вв. население города составляло ок.

http://pravenc.ru/text/1681163.html

Христиане Тбилиси должны были рядами переходить по мосту на другую сторону реки и в знак отречения от Христа плевать на лики икон, которые они всю жизнь почитали благоговейным лобызанием, перед которыми с детских лет молились и просили у Бога благословения. Христиане шли по мосту, как мученики – по арене Колизея, окруженные стаей голодных зверей, которые бросались на них и разрывали на части их тела. Хорезмийцы рубили христиан мечами и сбрасывали с моста раненых и мертвых. Иконы были залиты кровью мучеников. По трупам можно было перейти с одного берега на другой, не замочив ног в воде. Воевода Шалва был захвачен в плен. Джалал-эд-дин уговаривал его принять ислам, обещая большее богатство и славу, чем он имел в своей молодости. Но получив отказ, приказал пытать его и бросить в темницу. Князя заключили в подземелье, как в волчье логово, – там не было ни тепла, ни света, – подвергали побоям, морили голодом, а затем задушили веревкой [ 2 ]. Месяц находился Джалал-эд-дин в Тбилиси, месяц продолжалось побоище, превосходящее жестокость ассирийских царей, которые писали число убитых пленников на скалах, как бы в назидание потомкам. Волны Куры были алыми от крови. В истории имеются поразительные совпадения: таковы судьбы Ашота Куропалата и царя Димитрия Самопожертвователя. Один управлял страной после арабского нашествия, другой – после вторжения монголов. Оба подняли из руин и пожарищ Грузию, как Зоровавель после вавилонского плена – Иерусалим и его святыню – Храм. Оба кротко терпели обличения от своих духовных отцов: Ашот Куропалат – от святого Григория Хандзойского – мужа пророческого духа, а Димитрий Самопожертвователь – от преподобного Пимена юродивого, названного «Нафаном Грузинской Церкви». Ашот Куропалат был изменнически убит в храме, как пророк Захария, между жертвенником и алтарем, а царь Димитрий – самого себя принес, словно жертву за Грузию, монголам, чтобы своей кровью утолить их ярость, как голод волчьей стаи. Народ назвал его Самопожертвователем, самым прекрасным из имен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2180...

Посреди ее разгрома явились новые завоеватели Арабские, которые с огнем и мечом проповедали Коран там, где еще дымились следы губительного огнепоклонства. Стефан, сын Адарнасиев, принужден был удалиться в Мингрелию; сыновья его, Мир и Арчил, остались охранителями царства и горько запечатлели именами своими бедственную сию годину на будущие времена. Родственный Магомету, халиф Мурван, прозванный глухим оттого, что не внимал никакому прекословию, одним опустошительным нашествием разорил всю Иверию, Имеретию и Черное поморье. Напрасно воспротивились ему князья витязи Аргветские, Давид и Константин: мучениками пали они в Кутаиси. Напрасно державный Мир хотел с ним бороться слабыми своими силами; он получил в битве смертельную рану и поручил царство свое брату Арчилу, под покровительством Императора Константина, который прислал ему за подвиги венец царский. Но Арчила ожидал после многих испытаний иной, более светлый венец мученический. Несколько лет спустя наместник Халифа, взяв его в плен, отсек голову за мужественное исповедание имени Христова; церковь Грузинская совершает память мученика царя 21 июня. Дети его, Иоанн и Джуаншир, остались слабыми правителями слабой державы (718г.), отовсюду обуреваемой врагами внешними и внутри еще разделившейся на уделы. Различные отрасли Багратидов властвовали в южных пределах Таосских, около Ахалциха и Карса; Абхазия повиновалась наследственным воеводам Греческим, утверждаемым от императоров, с титлами Патрициев и Куропалатов; в Кахетии были свои особые властители из племени Сассанидов, между коими более всех прославился Кирион, основатель Алавердского собора. Тифлис сделался на четыреста лет местом пребывания наместников Арабских, которые иногда отлагались от верховной власти Халифов и тем навлекали новые опустошительные нашествия, на страждущую от них страну; совершенное ее безначалие отзывалось всеми ужасами междоусобий. Династия Багратидов. Ашот Тогда опять возникает могущественный род Багратидов (786г.). В исходе VIII века Ашот Куропалат, владетель Кларджетский, правнук Царя Гурама Багратиона и сам женатый на дочери слабого Джуаншира, с помощью зятя своего Феодосия, властителя Абхазского, изгнал Эмира Сарацынского из Тифлиса и победил союзного ему владетеля Кахетии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Ее лидер, Ашот Навасардян, – депутат парламента, всемерно использует свое положение для нападок на христианство и пропаганды армянского язычества в средствах массовой информации. Но и эта партия не пользуется серьезным влиянием в массах. Летом 1992 г. в Армении была зарегистрирована неполитическая неоязыческая организация Языческие сыновья солнца, которая ежегодно в дни солнцестояния устраивает ритуалы и обряды в эллинистическом храме Гарни. Другая неоязыческая организация Эуцюн  (Сущность) стремится придать своей идеологии элементы наукообразия. Ее идеолог архитектор Александр Варпетян горит желанием наделить армянскую идентичность особым блеском, доказывая ее индоарийскую основу и прибегая при этом к псевдонаучным построениям. Любопытно, что в поисках своей оригинальной идеологии Республиканская партия пыталась одно время влиться в состав «Эуцюна» 355 . Возникновению армянского неоязычества способствовала и большая укорененность в Армении языческих верований и обрядов. Например, все большие праздники у армян до сих пор сопровождаются обрядом жертвоприношения – матахом. Забивают нескольких баранов или одного-двух быков. Перед этим их украшают цветами и три раза обводят вокруг церкви. Раньше мясо раздавали всем поселянам и присутствующим в этот момент странникам. Шкуру отдавали церкви. Забой происходил в священном месте: это могли быть церковь , часовня, хачкар, а также камень, дерево, родник, гора. Матах сохраняется и ныне. Особенно массовый характер он приобрел в окрестностях Эчмиадзина, главного армянского храма. Там для него даже отведено специальное место. В связи с большой популярностью в народе этого языческого обряда церковь вынуждена признать его. Священник участвует в обряде, кормя солью жертвенное животное 356 . В Армении сохраняются и другие языческие обычаи, связанные с магией плодородия. В отличие от русских и украинских неоязычников, армянские убеждены в том, что исход арийцев начался именно с территории Великой Армении, где армяне якобы обитали уже в III–II тыс. до н. э. Об этом с конца 1980-х гг. писала газета «Цегакрон», развивавшая неонацистские идеи, объединявшие арийство с армянским язычеством. Иными словами, армянские неоязычники настаивают на том, что из всех индоевропейских народов именно они живут в области исконной прародины и, тем самым, являются как бы прямыми наследниками праиндоевропейцев и их древней духовности. Здесь уместно отметить, что, исходя из научных данных, говорить об армянах до наступления раннего железного века всерьез не приходится. Тем самым, вышеупомянутая неоязыческая версия не только значительно и неоправданно углубляет историю армян, но и делает их фактически бессмертным народом. Симптоматично, что, обсуждая проблемы язычества, руководитель армянских неоязычников постоянно обращался к иранским и индийским параллелям, но ни разу не вспомнил о славянах 357 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neojazyc...

Два естесва они признали соединенными в одной ипостаси и в одном лице; чтобы замкнуть уста Нестория, Феодора и Диоскора. Из двух же естеств признали Его, чтобы заставить замолкнуть тех, которые отрицают Божество или человечество и признают одно естество; так Арий назвал Сына творением и только плотью, взятой от Девы и признал [в Нем] одно естество сотворенного и сделанного. Савеллий утверждал, что явление Бога кажущееся, и что Он не принимал истинного тела в мире, вследствие чего и признавал одно естество. Петр думал, что Слово преложилось в плоть, почему и признавал одно естество. Фотин и Павел Самосатский говорили, что Христос принял начало от Марии, почему и признавали одно естество. Евтихий и Диоскор думали, что Христос принял подобие человека и прошел через Деву, как вода через трубу, почему и признавали Христа с одним естеством. Юлиан Галикарнасский говорил, что „Тело Христа без страстей и без человеческого ума», и признал одно естество. Иоанн Майрагомский и Петр Валяльщик говорили, что единение тела (произошло) прежде веков, почему признали одно естество. Аполлинарий говорил, что Христос не принимал человеческой души, а вместо души (имел) Божество, почему и признал одно естество. Софроний и Евномий говорили, что Христос не имел человеческого ума, и признавали одно естество. Манес называет тело Спасителя кажущимся, почему признавал одно естество; ибо некогда Манес написал скифу, что Вечный Сын показывает на горе естество Своего света, как имеющий не два естества, а одно [,сложившееся] из видимого и невидимого. Письмо Великого Константинопольского Патриарха Фотия к князю князей Ашоту 93 Препрославленный благочестием, сильнейший могуществом, высочайший между одноплеменниками, князь Великой Армении Ашот! Милостию Божиею, Глава епископов Нового Рима и вселенский Патриарх, мы проникнуты заботою поучать вас истине, особенно зная, что ваша страна охраняема Высшею Благостию и была союзницею вселенской Кафолической Церкви, за исключением того только, что вы определили противным Богу и истине четвертый Собор, постановивший низвергнуть Нестория и уничтожить мерзкое его исповедание, Но кто в сущности не поймет, что не принимающие Халкидонского Собора – безумцы и сообщники поносителей Господа Нашего и Спасителя, надругавшихся над Тем, Который изгонял бесов, ибо нет разницы между вождями бесов и между хулителями Того, Который изгонял бесов из людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/j...

В 996 году возгорелась вторая война. Самуил победил греческого полководца Григория из армянского рода Тарон и двинулся, разоряя всё на пути, на юг в Пелопоннес. Однако при его возвращении на Сперхии расположился лагеретем Никифор Уран. Ночью греки переправились через поток и устроили среди болгар ужасную резню. Самуил с большим трудом спасся в свой островной замок. Его собственный зять, армянин Ашот изменнически сдал грекам вверенный ему Диррахий. После безуспешного вторжения императора в область Средца полководцы его подчинили окончательно придунайскую Болгарию (1000 г.); год спустя греки утвердились в Нижней Македонии; Веррия, Сервия, Водена подпали их власти. В 1002 году Василий завладел важным Бдином, в то время, как разграбление Самуилом Адрианополя было лишь преходящим успехом. Император завоевал также и важную Скопье. Но крепкий Перник в Стримонском ущелье оказался неприступным. Лишь осложнения на Востоке помешали императору нанести последний удар царству. В 1014 году началась последняя война. Борьба с переменным счастьем сосредоточилась вокруг крепких горных замков. Один за другим они брались и занимались гарнизоном. Живущие вокруг болгары были по древне-ассирийскому обычаю переселяемы далее в Армению. Особенно славен был воинский подвиг Никифора Ксифия (1014 г.); он обошёл гору Белазику (Балатиста) и напал на болгар с тылу. Всё болгарское войско было уничтожено после отчаянного сопротивления. Царь с трудом бежал в Прилеп. 15 000 пленных были ослеплены по приказу Василия, таким образом, что каждые сто слепцов получили одноглазого поводыря. Когда эта масса несчастных появилась перед Самуилом, он упал, подобно Илию, без сознания на землю. Уже через два дня, 15 сентября 1014 года несчастный монарх скончался в ужасных сердечных судорогах. Сын Самуила Гавриил–Роман (Радомир), храбрый воин, при котором в руки греков перешли Витоль, Прилеп, Стип, Водена и Моглена, безуспешно предлагал мир; он пал в 1015 году жертвой своего коварного двоюродного брата Иоанна–Владислава, сына Аарона. Расположенный к грекам узурпатор, принуждённый боярами к продолжению национальной войны, счастливо сражался в 1016 и 1017 году. Но бдительность греческих комендантов дунайских крепостей помешала осуществлению проектированного союза с печенегами. В 1018 году Иоанн–Владислав, последний царь Охриды, пал при осаде болгарами Диррахия. Могущественная боярская партия, с патриархом Давидом, царицей Марией и великим воеводой Богданом во главе, просила о мире под условием подтверждения их привилегий. Василий выступил из столицы. В Адрианополе к нему явились болгарские послы с донесением о подчинении Перника и тридцати пяти окружных замков. В Струмице патриарх передал ему письмо царицы. При его появлении под Охридой навстречу ему вышли некоторые из «графских сыновей». В горах Албании держались ещё короткое время Фружин и храбрый Ивац. Римский меч и византийское коварство сломили и это последнее сопротивление.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

КАРИНА 2012/09/19, 11:04:24 СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ ПРОСТИ МНЕ ГРЕХИ МОИ ИЗБАВЬ МЕНЯ ОТ ЗЛЫХ ЛЮДЕЙ БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ ЗА ВСЕ БЛАГОДЕЯНИЯ КО МНЕ ОТЧЕ НАШ МОЛЮ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ УМОЛЯЮ СЖАЛЬСЯ НАДО МНОЙ ПОМОЛИСЬ ЗА МЕНЯ ХРИСТУ БОГУ НАШЕМУ ВЫМОЛИ У НЕГО 5000000ДРАМ ДЛЯ МОЕГО УЧАСТИЯ В АУКЦИОНЕ УМОЛЯЮ СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ ЗАСТУПИСЬ ЗА МЕНЯ ПЕРЕД ГОСПОДОМ БОГОМ НАШИМ ПОМОГИ МНЕ ПУСТЬ АРМИНЕ ПОЙМЕТ МЕНЯ ПРАВИЛЬНО РАЗРЕШИ ЭТОТ ВОПРОС В ПОЛЬЗУ МЕНЯ МОЛЮ СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ ПОМОГИ МНЕ КУПИТЬ ДЛЯ АРКАДИЯ КВАРТИРУ НА В САРКИСЯНА 16 ЧЕРЕЗ АУКЦИОН МОЛЮ ТЕБЯ ПОМОГИ МНЕ УМОЛЯЮ СЖАЛЬСЯ ХАДАТАЙСТВУЙ ПЕРЕД ХРИСТОМ БОГОМ НАШИМ МОЛЮ ТЕБЯ ПОМОГИ МНЕ ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА АМИНЬ КАРИНА 2012/09/18, 15:00:13 Святитель отче Николае ! За все благодарю тебя ! Не отступись от меня и моих родных ! Прости наши грехи ! Исцели от недугов !Умоли Господа об исцелении души и тела нашего! Не оставь без помощи своей ! Помоги решить вопрос с жильем! Помоги мужу найти хорошую работу!Не оставь нас без своей помощи ! Дай силы , дай терпения справиться со всеми трудностями! Спасибо за все ! 2012/09/18, 13:28:56 Отче Николае!Помоги мне грешному р.Б.Николаю,умолить Господа вернуть жену мою любимую Татьяну!Люблю я её!Помоги мне грешному!!!! николай 2012/09/18, 11:31:26 СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ МОЛЮ ТЕБЯ ПОМОГИ МНЕ СЖАЛЬСЯ НАДО МНОЙ УМОЛЯЮ ПОМОЛИСЬ ЗА МЕНЯ ХРИСТУ БОГУ НАШЕМУ ВЫМОЛИ У НЕГО ДЛЯ МЕНЯ ДЕНЬГИ НА АУКЦИОН ПУСТЬ ОН ПОШЛЕТ ДЛЯ МЕНЯ 5000000ДРАМ ПУСТЬ ПОМОЖЕТ МНЕ КУПИТЬ ДЛЯ РАБА БОЖЬЕГО АРКАДИЯ КВАРТИРУ НА В САРКИСЯНА 16 ЧЕРЕЗ АУКЦИОН МОЛЮ ПУСТЬ ВСЕЛИТ В ДУШУ АШОТА АБРАМЯНА ЛЮБОВЬ И БЛАГОСКЛОННОСТЬ КО МНЕ И ПУСТЬ СДЕЛАЕТ ТАК ЧТОБЫ АШОТ ПОМОГ МНЕ В ЭТОМ ДЕЛЕ С АРКАДИЕМ МОЛЮ ТЕБЯ СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТОВРЕЦ УМОЛЯЮ ЗАСТУПИСЬ ЗА МЕНЯ ПЕРЕД ГОСПОДОМ НАШИМ > ПОМОГИ МНЕ СКРОЫЙ НАШ ПОМОШНИЧЕ ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА АМИНЬ КАРИНА 2012/09/17, 17:53:17 Батюшка Николушка Чудотворче, покровителюшка мой, благослови меня, помоги мне в работе моей, управь мои дела, мои дороги! р.Б. елена 2012/09/17, 14:58:03

http://isihazm.ru/1/?id=494&c_pid=5

226 Ашот Багратуни – с 855 г. правитель Армении. В 885–891 гг. – царь. Основатель Багратидского армянского царства (885–1045). 228 «В сей год разрушился от землетрясения город Двин»... – согласно армянским историографам Ованесу Драсханакертци и Товме Арцруни, во время землетрясения 893 г. средневековая столица Армении город Двин был разрушен до основания и превратился в груду развалин, погибло более 70 000 человек (см. Ованес Драсханакертци. История Армении, с. 162–163) 230 Согласно Степаносу Орбеляну, отца Маштоца звали Григор (см. История Сюннкского края, с. 173). 231 Егвард – в древности поселок в Айраратской провинции, в области Арагацотн. Впервые упоминается как вотчина армянского католикоса Мовсеса II (VI в.). Ныне селение с тем же названием в Наирийском районе Армении. 232 Монастырь св. Теодороса, или Сурб Зоравор, был построен в конце VII в. Григором Мамиконяном. Замечательный памятник архитектуры, есть и поныне. 234 Согласно Степаносу Орбеляну, учителем Маштоца был не Теодорос, а настоятель монастыря Макенеац вардапет Степанос; «[Отец] отдал его в ученики к св. отцу [монастыря] Макенис Степаносу» (История Сюникского края, с. 173). 235 Область Гехаркуни, или, правильнее, Гехакуни, – соответствует современным районам Камо и Мартуни Республики Армения. 236 Мариам Сюнеци – княгиня Сюника, дочь царя Ашота I. Со своими сыновьями поселилась на Севане. Во время похода Юсуфа бежала и, преследуемая его отрядами, в 911 г. скончалась по дороге в Гардман (см. Степанос Орбелян. История Сюникского края, с. 169–174). 237 Князь Васак – сын Григора Сюпана, правителя Сюника и Сисакана (см. Степанос Орбелян, там же). 239 Василий – речь идет о византийском императоре Василии I (867–886), основателе Македонской династии. 242 Имеется несколько изданий этих редакций жития Григора Нарекаци. См.: Г. Овсепян. Памятные записи рукописей, с. 143–146, 66, с. 141–144, 65; Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений. Подготовка текста, предисловие и комментарии П. М. Хачатряна и А. А. Казиняна. Ереван, 1985, с. 170, 172–173.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010