В 1164 г., при Альмохадах, большинство мосарабов Гранады было истреблено во время погрома. К сер. XIII в. христ. население оставалось лишь в немногих городах Андалуса (напр., в Мурсии). Скальная мосарабская церковь в Бобастро. Кон. IX — нач. X в. Скальная мосарабская церковь в Бобастро. Кон. IX — нач. X в. Об устройстве церковного управления на территории мусульм. И. известно мало. Вероятно, главную роль играли епископы крупнейших городов, в которых существовали влиятельные мосарабские общины,- Севильи, Кордовы, Гранады, Толедо, Мурсии и др. На Соборах, как общих, так и провинциальных, решались важные церковные вопросы. Всеобщим, вероятно, был Собор в Кордове в 839 г. (CSMA. 1973. T. 1. P. 135-141), на к-ром присутствовали епископы Толедо, Севильи, Мериды, Кордовы, Гуадикса, Эсихи, Кабры, Малаги и Эльвиры. Собор осудил полупелагианство . К провинциальным можно относить Кордовские Соборы 852 г. (решался вопрос о добровольных мучениках), 861 г. (осуждение ереси донатизма ) и 862 г. (избрание нового епископа); об участниках Соборов ничего не известно. В городах с многочисленным христианским населением (Толедо, Кордова, Сарагоса, Мерида, Валенсия, Малага) продолжали действовать храмы и мон-ри. В Кордовском еп-стве находилось не менее 20 церквей и монашеских обителей, большая часть к-рых располагалась в сельской местности. По сочинениям Евлогия Кордовского и др. авторов IX в., а также по упоминаниям в Кордовском календаре 961 г., составленном Эльвирским еп. Ибн Зиядом (Рецемундом), известны находившиеся в Кордове и ее пригородах (аррабалях) церкви св. Киприана, Трех святых (мучеников Фавста, Ианнуария и Марциала), а также базилики святых Ацискла и Зоила. При мн. христ. храмах действовали школы (обучение следовало вестгот. традиции), скриптории и б-ки. В источниках упоминается, что нек-рые мон-ри были основаны жителями Кордовы уже после мусульм. завоевания, в 1-й пол. IX в. Как правило, это были семейные обители, построенные на средства христиан, к-рые решили посвятить себя служению Богу. Немногочисленные насельники таких мон-рей жили по собственным «уставным правилам». Вероятно, эти уставы создавались под влиянием предшествующей монастырской традиции (в т. ч. творений епископов Исидора Гиспальского, Леандра Гиспальского и проч.).

http://pravenc.ru/text/674995.html

составление и перевод А.А. Бурова Святые Анастасий, Феликс и Дигна, мученики Кордовские († 853, память 14 июня) Святой Феликс родился в Алкала (Alcala) в берберской семье. Сначала он стал монахом в Астуриасе (Asturias), но присоединился к монастырю в Табаносе (Tabanos). Святой Анастасий был диаконом в храме св. Ацискла (Acisclus), что в Кордове, но затем также стал монахом в монастыре Табанос. Дигна также принадлежала к тамошней обители. Все три мученика, ставшие первыми мучениками Кордовскими, были обезглавлены по приказу халифа. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Они вошли вместе. Когда они достигли башни, апа Виктор повернулся к человеку и сказал ему: «Мой брат, да помолимся мы!». Апа Виктор сказал: «Становись первый, потому что ты старше меня». Сказал человек, то есть Иисус, апе Виктору: «Становись первый». Сказал апа Виктор: «Да не будет мне так, потому что я молод по возрасту». Сказал человек, то есть Иисус: «Прости меня, я стану». И Иисус простер свои руки вместе с апой Виктором. Случилось же, когда они уже помолились, что апа Виктор подошел и приветствовал его. Он сказал человеку: «Что ты сделал, что избежал гонений, которые происходят?». Иисус сказал ему: «Мой брат, меня также взяли в судилище и распяли. ....... «Да благословит тебя мой Господь Иисус, потому что твое лицо источает радость. Садись, мой брат, чтобы я насытился твоим видом, потому что вот уже много дней я не видел людей. Сообщи мне, откуда ты. Может быть, ты житель моего города?» Иисус сказал ему: «Я житель города Антиохии». Апа Виктор сказал ему: «Стало быть, ты знаешь моего отца и мою мать?» Иисус сказал ему: «Твой отец – Роман, а твоя мать – Марфа». Апа Виктор сказал ему: «Есть ли смятения снаружи 522 и теперь?». Человек сказал: «...». Помолился апа Виктор: «Мой Господь Иисус Христос, умилосердись над всеми твоими созданиями и укрепи все эти изволения, которые в мире, и да славится Твое святое имя отныне и во веки веков. Аминь». Человек сказал апе Виктору: «Сколько времени (прошло) с тех пор, как ты пришел сюда?» Апа Виктор сказал: «Вот уже месяц и шесть дней». Человек, то есть Иисус, сказал: «Мой брат, разве тебя оставил страх, что ты живешь в этом пустынном месте один, и где ты добываешь хлеб и воду? И ты ... я сел и устрашился, а моя душа смутилась во мне. Если ты преподнесешь мне фунт золота, (говоря): «Проведи одну ночь в этом месте, я не смогу сделать это из страха перед пустыней». Ответил апа Виктор: «Мой брат, я достоин того, чтобы оставаться в этой пустыне, потому что я – грешник. Горе мне, если я достигну другого места. (Как) написано в Писании, во время, когда Господь сядет в долине Иосафатовой, ангелы, и архангелы, и все святые, и ....

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Двадцатого числа пармуте был выслан блаженный апа Виктор и доставлен на юг в десять дней четырьмя воинами, причем ошейник был на его шее, цепь на руках и оковы на ногах. Он был изнурен от страданий. Воины, когда достигли Антиноэ, причалили корабль к берегу. Они обнаружили в день тот, что игемон уехал на юг. Они отвязали парус, поплыли на юг и догнали комита, в то время как он пристал к острову в середине реки, потому что не было ветра. Воины же вывели апу Виктора из трюма корабля. Он провел двенадцать дней без еды и питья. Они передали его Евтихиану дуку и дали ему анафору, согласно тому как велел комит Ракоте. Апа Виктор сказал в своем сердце: «Что еще этот беззаконный сделает мне, кроме того, что есть в моем теле (т. е. что он властен только терзать его тело)?». Тогда он (т. е. комит) приказал, чтобы причалили к берегу и установили судилище в месте том. Когда же настал вечер, было приготовлено судилище. Апа Виктор провел всю ночь внизу, в трюме корабля, благословляя Бога и говоря: «Ты благословен, Царь веков всех, Отец Вседержитель, и Твой единородный Сын Иисус Христос, наш Господь, Тот, Который спасает меня во всяком месте, в которое я взят. Да станешь Ты со мной снова и да будешь со мной перед этим беззаконным». Тогда приказал Евтихиан, чтобы привели его на берег, и сказал ему: «Ты – Виктор, маг? Теперь же ты колдуешь каким образом, покажи мне, пока я не посрамил тебя и ты не умер». Ответил апа Виктор и сказал дуку: «Я не маг и не рожден для этого, но я раб Иисуса Христа, Того, Который спасает меня во всех моих муках»). Евтихиан сказал ему: «Где оружия твоего воинствования?» 518 Апа Виктор сказал: «Я же не воин, и дня, когда мой отец сделал меня воином, я не признаю. И со дня, когда я стал воином, мое сердце ни на день не давало мне покоя». Евтихиан сказал ему: «Почему ты не принес жертвы с самого начала, чтобы не идти на все эти страдания? Вот нет людей в этом месте, так что не увидят тебя таким образом (т. е. приносящим жертву)». Ответил апа Виктор: «Я ведь не боялся толпы и не принес жертвы, нет, но Бог небесный, Отец нашего Господа Иисуса Христа – Тот, Кого я боюсь, и Он – Тот, Кому я служу».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Решимость оставить мир созревала. К началу 1910 года она настолько созрела, что Виктор Викторович решил осмотреть некоторые монастыри, где он мог бы совершать иноческий подвиг. 28 февраля он посетил Сергиеву пустынь, расположенную недалеко от Петербурга. Обстановка тамошняя не удовлетворила его. Многолюдство и богатство в обители смутили Виктора, и он окончательно отвергнул это место для своего подвига 32 . 9 марта Виктор посетил своего неведомого старца. Старец, водимый духом Божиим, сказал ему: «Виктор! Готовься к уходу в монастырь. Помни, «кто любит отца или матерь более, нежели МЕНЯ, не достоин МЕНЯ... И кто не берет креста своего и следует за МНОЮ, тот не достоин МЕНЯ. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради МЕНЯ сбережет ее» ( Мф. 10:37–39 ). С этого дня кончай все мирское, все мирские слова и дела и собирайся в монастырь. На два года в затвор» 33 . С трепетом в душе вышел Виктор от старца. Он почувствовал, что наступила пора выполнить волю Божию. Тревожные думы не оставляли его почти всю ночь. Утром он пошел к ранней литургии в церковь Свято-Троицкого подворья, куда любил ходить молиться. Слушает Евангелие и не верит своему слуху. Те же самые слова, которые сказаны были ему вчера старцем, доносятся до его уха: «Кто любит отца или матерь более, нежели МЕНЯ, не достоин МЕНЯ»... «Что это, простое ли совпадение или откровение ему воли Божией» – подумал Виктор. Он склонился к последнему. Да, это действительно была воля Божия о нем. Время отшествия из мира наступило. Божественный глас ясно призывал его к этому. «Иду, Господи!» – повиновался Виктор Божественному зову и вечером поспешил к своему духовнику о. Аарону, лаврскому регенту 34 . Последнему он рассказал о своей решимости и просил его указать ему монастырь, куда он мог бы удалиться. – Иди в Зосимовскую Пустынь, что недалеко от Москвы, к старцу Алексию 35 , – посоветовал Виктору о. Аарон. – Прости, отче, – возразил Виктор, – туда идти я не могу, не расположено мое сердце. Пугает меня многолюдство, чем отличается Зосимова Пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Я – Тот, Который погасил пламя огня под тобой. Я – Тот, Который погасил печь бани под тобой. Это Я дал тебе все эти силы, Я – Тот, Кто находится с тобой в этой пустыне. Я – Иисус, твой Царь. Истинно говорю тебе, о Виктор, что ты будешь со Мной вечно. Ты проведешь целый год в этой пустыне и на следующий год умрешь в этой крепости. Тебе снимут голову у (букв, «вне») крепости. Ты примешь страдания во имя Мое. Я снова приду и дам тебе силу, так что ты посрамишь дука. Не печалься же, что ты в этой пустыне. Я не удалюсь от тебя, и Мои ангелы будут бдить над тобой. Проведи в печали немного дней в этом мире, о Виктор. Я знаю, что ты принял страдания во имя Мое. Твое имя прославится, и о страданиях, которые ты принял, Я заставлю все народы земли услышать и изумиться. И всякое место, которое было местопребыванием твоего тела в течение твоей жизни, Я заставлю назвать твоим именем. И Я заставлю народы и всех великих почтенных (людей) прийти в твое место ...» Тотчас апа Виктор встал и поклонился в ноги Иисусу, говоря: «Кто я, чтобы Ты говорил со мной так?». После этого Он простился с ним и взошел на небеса, и ангелы пели перед Ним славу. Апа Виктор же был в крепости один, воздавая славу Богу днем и ночью. Иисус сжалился над апой Виктором и населил крепость множеством воинов. И апа Виктор радовался . . . Блаженный же апа Виктор удвоил свои молитвы, которые он творил. Третье мучение апы Виктора, которое он претерпел в ссылке. Случилось после ссылки блаженного апы Виктора в крепость следующее. Дук Себастиан прибыл на юг, чтобы посетить крепость. Астерий же, ее начальник, повергся перед дуком, и он вручил ему анафору, чтобы представили ему блаженного апу Виктора . . . Воины схватили блаженного апу Виктора в то время, как он находился в башне и ел бобы. Благородный же апа Виктор выбросил бобы из окна башни на гору, говоря: «Мой Господь Иисус Христос, да превратишь Ты бобы в камни, чтобы не нашли их эти нечестивые и не съели, и чтобы они не разрушились на этой горе до скончания века и стали знамением всем поколениям».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Зимбачевский Виктор 29 октября 2017, 19:27 Наталия, спасибо. Нужно будет посмотреть толкование этих слов Спасителя Отцами. Но, все же, замечу, что речь Христа была обращена к религиозным людям, т.к., в то время безрелигиозных, атеистов, практически не было. Проповедь Христа была обращена к верующим. И, скорее всего, притча о Камне указывала на возможность спасения только по вере в Иисуса Христа, отметая как языческие религии, так и иудейскую, со всеми ее сектами. А у Фримана речь идет о неверующих, которых он почему-то называет христианами. С уважением... Артём Шидловский 29 октября 2017, 18:52 " Нет проблемы «неверующих христиан». Это оксюморон. Это бред. А если таковой проблемы нет – не нужно и этажи городить. С уважением Виктор. " Как по мне, так у вас высокое самомнение. Вот что говорит Христос по этому поводу: От Матфея гл. 7 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Наталия С. 29 октября 2017, 14:49 Виктор, благодарю за комментарий, однако позвольте немного возразить. В Евангелии все же есть достаточно примеров того, о чем автор написал в статье. Так, есть притча Христова о доме, построенном на камне и доме, построенном на песке. Есть слова Спасителя о том, что не всякий, говорящий «Господи, Господи» исполняет волю Отца Небесного. Автор, по моему, как раз пытается рассказать о том, как человек, пребывая в подобных состояниях заблуждения, выстраивает картину мира. Это полезно знать всем, кто старается лучше узнать и понять других людей (бывает, это просто необходимо!). Что же касается трудности восприятия текста, то она связана скорее всего с тем, что статья не оригинал, а перевод. Татьяна 28 октября 2017, 22:54 По моему Виктор высказался уважительно, по существу и в формате сайта. Зимбачевский Виктор 28 октября 2017, 21:41 Я извинился за то, что, возможно, обидел кого излишней резкостью. Но, не подумал, что раздражу людей еще чем другим. Простите меня, Александр, простите меня все, кому еще что не понравится. Я не хочу препираться ни с кем. Я изложил свою точку зрения. Автор изложил свою. И я не богословствую, Вы ошибаетесь. А на Вашу реплику отвечу словами Христа: " Если я сказал худо - покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь меня? " И, прошу Вас - это не приглашение к словесной брани. Еще раз простите. С уважением..

http://pravoslavie.ru/107530.html

На это Севастиан сказал ему: — О, Виктор! все мы хорошо знаем, какие бедствия ожидают тебя, мать и брата твоего. После этих слов лицо Севастиана вдруг разгорелось, и он упал на землю от острой и жестокой боли в глазах своих, при чем совершенно потерял способность говорить. Бывшие при этом слуги, подхватив его, положили на ложе, и он пролежал три дня, не сказав ни одного слова. По прошествии же трех дней он закричал громким голосом и сказал: — Один христианский Бог есть Бог истинный, одна христианская вера есть вера истинная и одно есть крещение, — крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа. Нет другой истинной веры, кроме веры христианской. Вошедши к Севастиану, Виктор спросил его: — Отчего так неожиданно произошла в тебе такая перемена? — Любезнейший Виктор, — отвечал Севастиан, — меня призывает к Себе Христос твой. Виктор тотчас же наставил его в вере, и он принял святое крещение. Выходя из купели, он внезапно прозрел и прославил Бога. Бывшие при этом слуги, увидев это дивное чудо, устремились, как бы и им подобно Севастиану не подвергнуться из за своего неверия такой же болезни, и тоже крестились. Вскоре после сего до Нерона дошел слух о том, что Виктор, начальник над войсками в Атталии и правитель этого города, Севастиан, исповедуют веру Петра и Павла и всех привлекают к себе, убеждая следовать их проповеди, а также о том, что то же самое делают и посланные в Карфаген Апостолами мать Виктора Фотина и сын ее Иосия. Узнав об этом, император воспылал гневом и послал в Атталию воинов с тем, чтобы они привели к нему на суд находившихся в этом городе христиан, мужчин и женщин. В это время атталийским христианам явился Христос и сказал им: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28). Я буду с вами, и Нерон будет побежден, а также и те, кто находятся при нем». Виктору же Он сказал: — С этого дня Фотин [ 5 ] будет имя тебе, так как многие, тобою просвещенные, обратятся ко Мне. Укрепил Христос на предстоящие страдания и Севастиана такими словами: — Блажен тот, кто совершит свой подвиг до конца [ 6 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

На это Севастиан сказал ему: — О, Виктор! все мы хорошо знаем, какие бедствия ожидают тебя, мать и брата твоего. После этих слов лицо Севастиана вдруг разгорелось, и он упал на землю от острой и жестокой боли в глазах своих, при чем совершенно потерял способность говорить. Бывшие при этом слуги, подхватив его, положили на ложе, и он пролежал три дня, не сказав ни одного слова. По прошествии же трех дней он закричал громким голосом и сказал: — Один христианский Бог есть Бог истинный, одна христианская вера есть вера истинная и одно есть крещение, — крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа. Нет другой истинной веры, кроме веры христианской. Вошедши к Севастиану, Виктор спросил его: — Отчего так неожиданно произошла в тебе такая перемена? — Любезнейший Виктор, — отвечал Севастиан, — меня призывает к Себе Христос твой. Виктор тотчас же наставил его в вере, и он принял святое крещение. Выходя из купели, он внезапно прозрел и прославил Бога. Бывшие при этом слуги, увидев это дивное чудо, устремились, как бы и им подобно Севастиану не подвергнуться из за своего неверия такой же болезни, и тоже крестились. Вскоре после сего до Нерона дошел слух о том, что Виктор, начальник над войсками в Атталии и правитель этого города, Севастиан, исповедуют веру Петра и Павла и всех привлекают к себе, убеждая следовать их проповеди, а также о том, что то же самое делают и посланные в Карфаген Апостолами мать Виктора Фотина и сын ее Иосия. Узнав об этом, император воспылал гневом и послал в Атталию воинов с тем, чтобы они привели к нему на суд находившихся в этом городе христиан, мужчин и женщин. В это время атталийским христианам явился Христос и сказал им: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28). Я буду с вами, и Нерон будет побежден, а также и те, кто находятся при нем». Виктору же Он сказал: — С этого дня Фотин будет имя тебе, так как многие, тобою просвещенные, обратятся ко Мне. Укрепил Христос на предстоящие страдания и Севастиана такими словами: — Блажен тот, кто совершит свой подвиг до конца Господь сказал эти слова и взошел на небо.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

На это Севастиан сказал ему: – О, Виктор! все мы хорошо знаем, какие бедствия ожидают тебя, мать и брата твоего. После этих слов лицо Севастиана вдруг разгорелось, и он упал на землю от острой и жестокой боли в глазах своих, причем совершенно потерял способность говорить. Бывшие при этом слуги, подхватив его, положили на ложе, и он пролежал три дня, не сказав ни одного слова. По прошествии же трех дней он закричал громким голосом и сказал: – Один христианский Бог есть Бог истинный, одна христианская вера есть вера истинная и одно есть крещение, – крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа. Нет другой истинной веры, кроме веры христианской. Вошедши к Севастиану, Виктор спросил его: – Отчего так неожиданно произошла в тебе такая перемена? – Любезнейший Виктор, – отвечал Севастиан, – меня призывает к Себе Христос твой. Виктор тотчас же наставил его в вере, и он принял святое крещение. Выходя из купели, он внезапно прозрел и прославил Бога. Бывшие при этом слуги, увидев это дивное чудо, устрашились, как бы и им подобно Севастиану не подвергнуться из-за своего неверия такой же болезни, и тоже крестились. Вскоре после сего до Нерона дошел слух о том, что Виктор, начальник над войсками в Атталии и правитель этого города, Севастиан, исповедуют веру Петра и Павла и всех привлекают к себе, убеждая следовать их проповеди, а также о том, что то же самое делают и посланные в Карфаген Апостолами мать Виктора Фотина и сын ее Иосия. Узнав об этом, император воспылал гневом и послал в Атталию воинов с тем, чтобы они привели к нему на суд находившихся в этом городе христиан, мужчин и женщин. В это время атталийским христианам явился Христос и сказал им: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Матф.11:28 ). Я буду с вами, и Нерон будет побежден, а также и те, кто находятся при нем». Виктору же Он сказал: – С этого дня Фотин 2057 будет имя тебе, так как многие, тобою просвещенные, обратятся ко Мне. Укрепил Христос на предстоящие страдания и Севастиана такими словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010