Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 30 ноября 1 мин., 22.05.2012 Филиппов пост. Разрешена рыба. Святителя Григория чудотворца, епископа Неокесарийского (ок. 266-270). Преподобного Никона, игумена Радонежского, ученика преподобного Сергия (1426). Мучеников Ацискла и Виктории, Кордубских (IV). Прп. Лазаря иконописца (ок. 857). Мч. Гоброна, во св. Крещении Михаила, и с ним 133-х воинов (914). БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ Утр. - Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9-20. Лит. - Еф., 224 зач., IV, 1-6. Лк., 66 зач., XII, 16-21. Свт.: 1 Кор., 151 зач., XII, 7-11. Мф., 34 зач. (от полу), X, 1, 5-8 . ЦИТАТА ДНЯ Очищай ум твой от гнева, злопамятства, и постыдных мыслей; и тогда сможешь узнать, как Христос будет обитать в тебе. прп. Максим Исповедник РАДИО ВЕРА Рассказы о святых и датах, которые вспоминает Церковь 30 ноября (аудио + текст): свт. Григорий Неокесарийский прп. Никон Радонежский мч. Горбон МАТЕРИАЛ ДНЯ 30 ноября Русская Православная Церковь вспоминает Никона, игумена Радонежского, который был ближайшим учеником и приемником преподобного Сергия.  В этот день мы предлагаем вместе с нами посетить родину святого Никона, а также вспомнить, какое наследие оставил его учитель, преподобный Сергий Радонежский, для будущих поколений и чем оно так дорого для нас. В тени большого города (путешествие в Юрьев-Польской) Наследие Сергия Радонежского Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/calendar-11-30.html

Блаженного же старца Иеремию, по каким-то сведениям, жестоко избили плетьми и почти умершего во время побоев, едва переступающего ногами вытащили наружу. Мученики шли к месту казни словно на пиршество. Первыми были казнены почтеннейшие служители Божьи Петр и Валабонс, а затем все остальные. Это произошло в седьмые иды июня в воскресенье, в указанную выше эру. 968 Их тела, пригвожденные к столбам, через несколько дней были сожжены пламенем, а пепел выброшен в реку. Глава V. О мученике дьяконе Сисенанде Святейший дьякон Сисенанд, родом из города Пакса, прибыл в Кордубу для обучения и там получил достойное воспитание в базилике блаженнейшего Ацискла, где покоится тело этого мученика. Как он сам рассказал друзьям, блаженнейшие Петр и Валабонс призвали его на небо, сами уже приобщившись собранию мучеников. И он тоже отправился на мученичество. Говорят, что, пока он, связанный, находился в тюрьме, то, вдохновленный духом пророчества, он прозорливо предсказал время своей казни. Однажды он готовил ответ на вопрос своего друга и писал ему письмо, но, сочинив три или четыре строчки, исполненный чрезвычайного веселья и одушевленный небесной радостью, он поднялся со своего сидения и при многих свидетелях сказал юноше-почтальону, передавая незаконченное письмо: «Уходи, сын, чтобы тебя не схватила охрана, ибо сила тьмы, желая вытащить меня из оков, теперь приведет меня для казни». После этого пророчества он сам оставался неподвижным, и в это время приходят с криками ликторы и отводят его к месту, где он должен был принять мученическую смерть, нанося ему побои и пощечины. Слуга Господа, приглашенный святыми на небесную трапезу, шел с радостью, уверенный в победном венце. Таким образом, представ перед судьей, с прежним постоянством исповедуя святую веру, юноша принял славную смерть и остался лежать без погребения перед входом во дворец. Это произошло в 17 августовские календы, 969 в четверг, в вышеуказанный год. Его останки, найденные с Божьей помощью какими-то женщинами в каменном бассейне, были перенесены в базилику вышеупомянутого мученика Ацискла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Осий , советник по церковным вопросам св. равноап. имп. Константина Великого. Свидетельств о его деятельности как епископа Кордубы почти нет. Из его письма имп. Констанцию II известно о том, что имп. Максимиан, неоднократно посещавший Кордубу, преследовал христиан; в то время Осий объявил о своей приверженности христ. учению и, т. о., стал исповедником. Достоверных свидетельств о присутствии в Кордубе в V в. вандалов, свевов и вестготов нет, но считается, что Кордуба, как и Гиспалис (ныне Севилья), ок. 426 г. подверглась нападению вандалов, а ок. 440 г.- свевов. Вестготы прибыли в Кордубу в 458-459 гг. в качестве рим. федератов, боровшихся с варварами-завоевателями, и изгнали из города свевов. Более поздние известия о действиях вестготов в Кордубе относятся лишь к 40-м гг. VI в.; вероятно, до этого момента город оставался самоуправляемой общиной, сохранявшей устройство позднеримского периода. По свидетельству Исидора Севильского, знать Кордубы вступила в конфликт с вестгот. кор. Агилой I (549-555), который захватил город и осквернил ц. св. Ацискла, въехав в нее на коне ( Isid. Hisp. Hist. 45). Вскоре жители Кордубы победили Агилу I в сражении, отобрали у него королевские сокровища и заставили бежать в Эмериту (ныне Мерида). Атанагильд (король вестготов в 555-567), соперник Агилы, обратился за помощью к восточнорим. имп. Юстиниану I . Войска императора захватили часть Бетики, в т. ч. Кордубу, и удерживали эти земли до начала правления кор. Леовигильда (568-586). В конфликте Леовигильда с его сыном мч. Эрменегильдом (см. ст. Ерминингельд ) жители Кордубы поддержали мятежного королевича. В 572 г. войска Леовигильда захватили город и подвергли его жестокому разорению. После этого значение Кордубы как экономического и культурного центра снизилось и оставалось таковым до падения Вестготского королевства. В кон. VI - нач. VIII в. в городе чеканили монету (вестготы часто размещали монетные дворы на территориях, близких к зонам военных действий (в данном случае против византийцев), в связи с необходимостью выплачивать деньги войскам). Известны серии монет кордубской чеканки, изготовленных при королях Реккареде I (586-601) (с легендой «Corduba pius»), Свинтиле (621-631), Сисенанде (631-636), Эгике (687-702) и Витице (702-708/9). При вестготах в Кордубе, кроме церковных, др. зданий почти не возводили. В более поздней Хронике Альфонсо III (кон. IX в.) упоминается дворец, построенный по указанию кор. Родерика (710-711), к-рый, судя по фрагментарным археологическим данным, был расположен поблизости от базилики св. Винцентия, в районе совр. епископского дворца.

http://pravenc.ru/text/2057236.html

Он всегда хранил страх Божий и, презирая все земное, в мыслях находился на небе и более стремился освободиться и быть со Христом, чем иметь дело с тленными вещами. Однажды он предстал перед судьей с проповедью Евангелия, осуждая бесстыдного пророка и зловоние преступных собраний нечестивых, и утверждая, что если судья не раскается и не обратится к благочестивой вере, то будет наказан карающим огнем. Тогда Фандилу заковали в кандалы и бросили в темницу к разбойникам, чтобы потом по приговору обезглавить. Судья, не откладывая, доложил об этом событии эмиру, и он, неразумный, воспылал яростью и в некоем оцепенении ужаснулся победоносной смелости, которая не испугалась эмира во всей его славе, столь высокомерного, тщеславного и гордого, и так смело обличила того, кто считал, что он возвышается над всеми. Эмир тотчас потребовал схватить епископа, но тот, будучи предупрежден, спасся бегством. Говорят, что тогда эмир повелел незамедлительно наказать его; он даже приказал по общему волеизъявлению уничтожать всех христиан, а женщин разгонять, нарушив общественный договор, за исключением тех, кто, отказавшись от своих убеждений, обратится к их вере. И если бы это приказание не было проигнорировано решением сатрапов, которые, так как ни один разумный и образованный человек и никто из знатных христиан не совершил ничего подобного, считали, что не нужно уничтожать всех, кого личный вождь не ведет на битву, я думаю, что тогда оно полностью уничтожило бы наше христианство мечом или вероломством. Убив отважного борца мечом, он приказал повесить его на виселице на другом берегу реки. 998 Глава VIII. Подвиги мучеников Анастасия, Феликса и Дигны За Фандилой на другой день последовал священник Анастасий. С детства он изучал разные науки в базилике святого Ацискла Кордубского, в юношеском возрасте служил дьяконом там же, затем уже в зрелом возрасте обратился к монашеской жизнью, к которой уже давно чувствовал влечение, что шло в ущерб его обязанностям, и, наконец, посвятил себя священническому служению. Анастасий стремительно направился во дворец, предстал перед консулами и за справедливые слова против врага истинной веры немедленно был казнен мечом и повешен. Вместе с ним в тот же день за подобные слова был казнен монах Феликс, уроженец города Комплутума, гетул по происхождению, каким-то образом попавший в Астурию, где узнал кафолическую веру и монашескую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Агила начал военные действия против города Кордуба и оскорбил при этом могилу мученика Ацискла. Этот нечестивый поступок был отмщен гибелью его войска и смертью его сына. Скоро против Агилы поднялся претендент Атанагильд и обратился к императору с просьбой о помощи. Либерий получил приказание отправить флот в Испанию. 358 Имперские войска были встречены населением как освободители от ига ариан, и вскоре целый ряд городов побережья признал над собой власть императора. То были Карфаген, Кордуба, Малага, Ассидона. Войска Агилы потерпели поражение близ Гиспалиса (Севилья). Быстрые успехи Либерия побудили готов убить Агилу и признать своим царем Атанагильда (544 г.). Заняв место Агилы, Атанагильд стал из союзника императора его врагом; но ему не удалось подчинить себе городов, воссоединившихся с империей. 359 Очевидно, население старых культурных центров побережья само по собственным интересам крепко стояло за восстановление старой связи с империей. Обладание этими городами упрочило господство империи на всем пространстве Средиземного моря. 360 В 552 году Либерий был сменен Артабаном в командовании в пределах Сицилии и отозван в Константинополь. 361 Остается неизвестным, кто руководил обороной испанского побережья от Атанагильда. Когда армия была уже готова к выступлению, ее задержало вторжение славян из-за Дуная. Славяне дошли до Наисса и хотели направиться в Македонию. 363 Юстиниан приказал Герману повременить с походом в Италию и отразить славян. Но они повернули в Далмацию. Герман их не преследовал и объявил выступление в Салону. Но в это время он заболел и умер (конец 550 г.). Юстиниан предоставил командование Иоанну, племяннику Виталиана, зятю Германа. Армия направилась в Далмацию и стала на зимовку в Салоне. Юстиниан скоро изменил свое решение, запретил Иоанну трогаться из Салоны и передал главное командование евнуху Нарзесу, который действовал в Италии в 538 году. То был человек другого склада, нежели Велизарий. Осторожный и предусмотрительный, Нарзес считал недостаточными те силы, которые были уже собраны Германом, и убедил Юстиниана в необходимости новых значительных кредитов для снаряжения армии, которой предстояло сломить такого противника, каким был Тотила, и отвоевать у него Италию.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Hisp. De eccl. offic. II 13), но он не сохранился. Liber canticorum Поскольку важное место в богослужении И.-м. о. занимали библейские песни , они часто выписывались в порядке литургического года в отдельном сборнике или в приложении к Псалтири. Наиболее важные рукописи: Matrtit. Acad. Hist. Aemil. 64bis, X в. (из мон-ря Сан-Мильян-де-ла-Коголья); Tolet. Archivo de la Parroquia de Santa Eulalia. s. n., XI в.; Lond. Brit. Lib. Add. 30.845. Fol. 173-177, X в. (из аббатства Санто-Доминго-де-Силос). Фрагменты сохранились в Lond. Brit. Lib. Add. 30.844, X в. (вероятно, также из Санто-Доминго-де-Силос). Liber hymnorum представляла собой собрание гимнов оффиция. Образцов Гимнария почти не сохранилось. Помимо Гимнария в составе рукописи Matrit. Bibl. Nac. 10.001 (IX-X или XII-XIII вв.) известны фрагменты рукописи Tolet. Museo de Santa Cruz. 1352-2 (ранее Museo de San Vicente. Fragm. 3), X в. (из приходской ц. святых Иусты и Руфины), и рукописи Matrit. Acad. Hist. 118 (14), XI в. Возможно, появление этого типа книги в И.-м. о. связано с влиянием др. зап. обрядов, хотя репертуар испан. Гимнария оригинальный. Лист Леонского Антифонария. X в. (Léon. Arch. catedral. 8. Fol. 1v) Лист Леонского Антифонария. X в. (Léon. Arch. catedral. 8. Fol. 1v) Antiphonarium содержит все песнопения мессы и праздничных служб оффиция, расположенные в порядке литургического года. В приложении к нему обычно помещаются общие службы святым, вотивные мессы и проч. Единственная полная рукопись - Леонский Антифонарий из мон-ря Сан-Сиприано-дель-Кондадо (León. Arch. Catedr. 8, X в. (в колофоне на вставных листах указан 1066 г.); изд.: [Serrano L., Rojo C., Prado G.], ed. 1928; факсимиле и дипломатическое издание: Brou, Vives, ed. 1953-1959). Начинается с праздника св. Ацискла (17 нояб.) и заканчивается службой De quotidiano dominicale. Сохранились также фрагменты: 4 листа рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 11.695, IX-X вв. (из мон-ря Санто-Доминго-де-Силос); 2 листа рукописи Paris. Nouv. acq. lat. 2199, кон. IX-X в.

http://pravenc.ru/text/674997.html

После этой счастливой победы готы по дурному совету предприняли поход через пролив Кадиса. Они пересекли его ради битвы с воинами, которые захватили город Кеута и уничтожили готов. 570 Сначала готы яростно штурмовали крепость. Однако на следующее воскресенье они отложили оружие, чтобы не осквернять священный день сражением. Использовав эту возможность, противники внезапно атаковали и окружили армию захватчиков, зажав между морем и землей, так что ни один человек не смог избежать последующей бойни. Несколько позже король Теодис встретил смерть, которую заслужил. Он был убит во дворце одним человеком, который долгое время притворялся безумцем, обманывая короля. Искусно изображая сумасшествие, он заколол правителя. Раненый Теодис удержал свою гневную душу: истекая кровью, он заставил своих сторонников дать клятву, что убийцу не казнят, сказав, что это справедливое возмездие за убийство его военачальника. В эру 586 (=548) в двадцать третий год императора Юстиниана, после убийства Теодиса над готами Теодигисл был поставлен, правивший один год. 571 Он публично осквернил семейные узы многих магнатов и решил их убить. Однако его опередила группа заговорщиков из Гиспалиса. Ему перерезали горло посреди праздника, и он умер.  В эру 587 (=549) в двадцать четвертый год императора Юстиниана, после убийства Теодигисла Агила стал королем и правил пять лет. 572 Начав войну против города Кордуба, Агила в знак презрения правой веры осквернил церковь благословенного мученика Ацискла. В разгар борьбы с горожанами Кордубы 573 этот недалекий человек осквернил священное место захоронения Ацискла останками своих врагов и их лошадей. За это святые покарали его. Они отомстили тем, что в этой войне он потерял и сына, убитого вместе со значительной частью армии, и огромные сокровища.  Побежденный Агила бежал в страхе в Мериду. Через некоторое время Атанагильд начал мятеж против него, желая получить власть. Атанагильд окружил войсками армию, которую Агила послал, чтобы встретить противника в Гиспалисе. Готы, видя, что убивают друг друга, и боясь имперской армии, которая могла вторгнуться в Испанию под предлогом помощи, 574 убили Агилу в Мериде и подчинились Атанагильду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мученичество св. Иоанна. Гравюра из кн.: Het bloedig tooneel, of Martelaers spiegel. Amst., 1685. P. 233. Мастер Я. Лёйкен (Б-ка меннонитов, США) В «Памятной книге святых» описание подвигов К. м. начинается с рассказа о пресв. Перфекте, уроженце Кордовы, который был воспитан в мон-ре и учился в школе при ц. св. Ацискла. Однажды некие мусульмане остановили его на улице и попросили объяснить, что христиане думают о Христе и о Мухаммаде. Священник отказался, предупредив, что его слова могут быть восприняты как оскорбление ислама, но мусульмане поклялись сохранить их в тайне. Тогда пресв. Перфект заявил, что Мухаммад - один из лжепророков, чье появление было предсказано в Евангелиях; он соблазнял людей ложными чудесами и учил безнравственности. Мусульмане затаили злобу на священника и через нек-рое время донесли мусульм. судье (кади), что он оскорбил ислам. Сначала Перфект отверг это обвинение, но, проведя в тюрьме неск. месяцев, укрепился духом и решил исповедать Христа, подобно древним мученикам, чтобы принять смерть за веру. В присутствии судьи он повторил обвинения в адрес Мухаммада и был осужден на казнь (18 апр. 850). Перфекта торжественно похоронили в ц. св. Ацискла и вскоре стали почитать как мученика. Св. Евлогий сообщает о чудесных событиях, связанных с его именем, в т. ч. о гибели 2 мусульман, утонувших в реке в день казни мученика, и смерти евнуха Назара, приближенного эмира, к-рую Перфект предсказал незадолго до гибели (по словам Евлогия, евнух был виновником ареста и казни мученика). В отличие от пресв. Перфекта мон. Исаак сознательно нарушил мусульманские законы и, т. о., спровоцировал свой арест. Исаак, происходивший из богатой и знатной христ. семьи, получил араб. образование и был назначен сборщиком податей. Впосл., отказавшись от должности, он вступил в мон-рь Табанос (основателями мон-ря были Иеремия, двоюродный брат Исаака, и его жена Елизавета; монашескую общину возглавлял аббат Мартин, брат Елизаветы). Через 3 года Исаак, явившись к мусульм. судье, заявил о намерении принять ислам и попросил кади рассказать ему об учении Мухаммада. Когда судья начал разъяснять ему основы ислама, монах прервал его и заявил, что Мухаммад был лжепророком и обманщиком, а его последователи, несомненно, обречены на вечные муки. В заключение Исаак посоветовал кади принять христианство. Судья подумал, что монах пьян или лишился рассудка, но тот заявил, что осознает последствия своих действий, готов проповедовать истинную веру и принять мученическую смерть. По докладу судьи эмир Абд ар-Рахман II вынес Исааку смертный приговор (3 июня 851). Обезглавленное тело мученика в назидание христианам пронесли по городу, затем сожгли и бросили прах в реку Гвадалквивир.

http://pravenc.ru/text/2057238.html

Итак, он провел в темнице несколько месяцев, и прошли тридцать дней поста, когда страсть чревоугодия, как было рассказано в первой книге, сильно терзала его. Затем для мученика воссиял тот славный день, который они чтут великим ликованием по обычаю своего лживого закона. Полагая, что в этот день они очень угодят Богу, они, выведя Перфекта из темницы, казнили мечом Христова исповедника, пребывающего в божественной славе и открыто порицающего врага Церкви: «Я бранил и продолжаю осуждать вашего пророка, человека, одержимого бесами, чародея, развратника и лжеца, как я уже говорил и говорю сейчас; я утверждаю, что гнусности вашего учения – это дьявольские козни. И я торжественно заявляю, что вы с вашим предводителем будете вечно мучиться во тьме». Толпа язычников, которая собралась для молитвы 963 на широкий и ровный луг, находящийся по ту строну моста через реку в южной части города, с ликованием устремилась посмотреть на казнь мученика. Видя его уже лежащим перед входом в преторий, обагренного кровью, язычники омочили свои подошвы в крови убитого священника и с еще большей радостью вернулись на луг, чтобы закончить свою святотатственную молитву, полагая, что легче получить желаемое, когда шагам сопутствует кровь смертельного врага. Но вернемся к главному и расскажем о том, что совершила божественная справедливость в самый день его гибели, как мы узнали от заслуживающих доверия людей. Справедливость быстро отмстило за казнь своего воина, потопив некоторых злодеев в речном водовороте. Возвращаясь с места молитвы, где по своему нечестивому обычаю приносили бесполезные обеты, многие брали лодки и плыли по воде, так как быстрее возвращались домой по реке. И одна лодка, перевозившая через реку восемь человек, была перевернута волнами и поглощена бездной. Тогда вплавь с трудом спаслись шестеро, а двое погибли при кораблекрушении, так что не напрасно сказано в Писании: Я, Господь, воздам нечестивым за Твою смерть и богатым за Твое погребение ( Ис.53:9 ). Одного жестокость преследователей поместила на небо, а двоих свирепая речная буря отправила в преисподнюю. Тело святого мученика было благочестиво похоронено епископом и священниками в храме святого Ацискла, рядом с блаженными мощами святого. И то пророчество, по вдохновению произнесенное им о проконсульском евнухе – ключаре Назаре, Божьим изволением исполнилось, как он и предсказывал, находясь в тюрьме. Этот евнух умер до того, как на следующий год наступила пасхальная радость в день их нечестивого. Как некоторые рассказывают, от высокой температуры его внутренности воспалились и вывалились, когда он, перед смертью выпив отравленное лекарство, отправился по естественной надобности для очистки кишечника. Так один христианский поэт, описывая кончину Ария, пошутил, написав, подражая эпическому стилю:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1994. P. 164). К югу от города, на левом берегу Гвадалквивира, возник аррабаль Секунда, населенный преимущественно торговцами и ремесленниками. В 818 г., в правление эмира аль-Хакама I, в нем начался мятеж, вызванный резким повышением налогов. Мятежники угрожали Алькасару, но гвардии эмира удалось оттеснить их на др. берег реки. После 3-дневной расправы над жителями предместья был издан запрет селиться в этом районе. В сев. части города, в р-не совр. прихода Сан-Мигель, существовал евр. квартал (худерия); при раскопках здесь было обнаружено иудейское кладбище. При эмире Абд ар-Рахмане II (822-852) население и территория города значительно увеличились. Эмир провел ряд адм. реформ и организовал двор по образцу багдадского двора халифов, привлек в К. знатоков права, ученых, поэтов. По его указанию расширили Большую мечеть, началось строительство новых мечетей, была организована чеканка серебряных дирхемов с именем эмира. Рост мусульм. населения за счет притока иммигрантов и исламизации местных жителей, падение значимости христ. общины считаются причинами конфликта, вылившегося в движение кордовских мучеников (оно началось при Абд ар-Рахмане II и продолжалось при Мухаммаде I (852-886)). В сочинениях участников этого движения св. Евлогия и Павла Альвара, а позднее аббата Самсона и клирика Леовигильда, содержатся ценные сведения о мосарабах (христианах, находившихся под властью мусульман). Христиане К. селились в разных частях города (в отличие от иудеев, живших в особом квартале). В К. за пределами городских стен и в окрестностях города существовало большое число церквей и мон-рей; среди городских храмов самое важное значение имела ц. св. Киприана, среди пригородных - ц. Трех святых, а также базилики мучеников Ацискла и Зоила, находившиеся близ т. н. аррабаля пергаменщиков (по-видимому, в IX в. этот район был заселен преимущественно христианами; в одном из раскопанных здесь захоронений обнаружен серебряный перстень-печать с именем еп. Самсона). О епископах К. в эпоху мусульм.

http://pravenc.ru/text/2057236.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010