А. Кордочкин Испанский пассионарий Испанский пассионарий» – деяния испанских мучеников из сборника, предназначенного для чтения за богослужениями. 214 Со временем, когда в конце XI в. мозарабский обряд был вытеснен римско-галльским, «Пассионарий» оказался в тени, тем не менее и в более поздний период он оставался в кругу монашеского чтения. Ученые считают, что корпус начал формироваться в VI b., многие тексты были написаны значительно позднее событий, которые они описывают. Кастильо Мальдонадо предлагает следующую классификацию испанских деяний: а) деяния, написанные во время гонений кон. III – нач. IV в. (деяния Фруктуоза, Евлогия и Авгурия); б) деяния испано-римского периода (деяния Викентия, Юсты и Руфины, и, возможно, Евлалии Меридской); в) деяния вестготского периода или «цикл Дациана» (деяния Феликса Жиронского, Кукуфата, Евлалии Барселонской, Сарагосских мучеников, Юста и Пастора, Леокадии и Викентия, Сабины и Кристеты). Эти деяния объединяет образ судьи Дациана, а также общая структура повествования; г) деяния, написанные в VIII b. и позже (деяния Фауста, Геннара и Марциала, Виктора Браганского и проч.). 215 Впервые текст «Пассионария» был издан в двухтомном издании в 1953–1955 гг. (в первом томе опубликован латинский текст, а во втором – его исследование). 216 Критическое издание латинского текста, который использовался при подготовке настоящего издания, было издано вместе с испанским переводом в 1995 г. 217 В 1966 г. вышла в свет книга «Почитание святых в римской и вестготской Испании», 218 а в 1999 г. – исчерпывающее исследование «Испано-римские мученики и их почитание в Испании в поздней античности». 219 К этим исследованиям мы рекомендуем обратиться всем, кто хочет глубже изучить вопрос о почитании испано-римских мучеников в древней Испанской Церкви. 220 Мученики Ацискл и Виктория Самое древнее упоминание о мученике Ацискле содержится в поэтическом цикле «Перистефанон» (4.19–20) римского поэта Пруденция (348–после 405). Евлогий Кордубский пишет, что в Кордубе был храм в честь мученика, где были положены его мощи. 221 Первые свидетельства о существовании этого храма относятся к VI в. 222 Древние храмовые надписания указывают лишь имя святого Ацискла: самое раннее из них относится к 630 г., другое, возможно, к 688–693 гг., еще два к вв. 223 «Таррагонский молитвослов» VII–VIII вв. упоминает лишь имя мученика, 224 как и «Леонский антифонарий» 1-й пол. X в. 225

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Была ли Виктория? Имена святых Древней Европы, и в частности Испании, которые упоминаются в списках отца Андрея Филипса или аналогичных списках, составленных в других странах, имеют очень разную степень исторической достоверности. Приведу пример. Несколько лет назад ко мне обратились с просьбой подготовить справку о мученице Виктории, предположительно пострадавшей в Кордобе в начале IV века. Женщин с именем Виктория в России много, а имени в святцах нет. Действительно, в «Испанском Пассионарии» описываются страдания мученика Ацискла и мученицы Виктории. Заключается повествование так: «Дион приказал отрезать язык святой Виктории, так как все еще не было исполнено его приказание. И когда отрезали ее язык, она, схватив отрезанный кусок, бросила ему в лицо и выбила ему глаз, и вскричала громким голосом: “Бесстыдный Дион, пребывающий во мраке, ты возжелал съесть часть моего тела и отрезать мой язык, который благословлял Бога; справедливо ты потерял свой глаз”». Не совсем ясно, как человек, у которого вырван язык, может выкрикивать развернутые фразы. В ответ на просьбу я подготовил справку, где сообщил о том, что на настоящий момент достоверно известно об Ацискле и Виктории. Самое древнее упоминание о мученике Ацискле содержится в поэтическом цикле римского поэта Пруденция «Перистефанон». Евлогий Кордубский пишет, что в Кордобе был храм в честь мученика, где были положены его мощи. Первые свидетельства о существовании этого храма относятся к VI веку. В частности, Исидор Севильский свидетельствует, что Агила, король готов, в 549 году осквернил этот храм, превратив его в стойло. Некоторые ученые полагают, что храм находился там, где сейчас располагается археологический комплекс Серкадилья, обнаруженный в 1991 году при строительстве скоростной железной дороги. Другие полагают, что храм находился у Алькасара, в районе Севильских ворот и современной улицы Сан Басилио, где были проведены раскопки в 1950 ­году. Древние храмовые надписания указывают лишь имя святого Ацискла: самое раннее из упоминаний относится к 630 году, другое, возможно, к 688–693 годам, и еще два — к IX–X векам. «Таррагонский молитвослов» VII–VIII веков упоминает лишь имя мученика, как и «Леонский антифонарий» первой половины X века.

http://e-vestnik.ru/analytics/sobor_svya...

О святой Виктории умалчивают «Мартиролог Иеронима» (основная часть которого относится к VI веку) и более поздний календарь мозарабского епископа Рецемунда (961). Оба документа говорят лишь о почитании святого Ацискла. Имя Виктории вместе с Ацисклом впервые возникает в «Лионском мартирологе» начала IX века. Само повествование о ее кончине в составе «Пасси­онария» относится предположительно к Х веку. Ученые ставят под вопрос достоверность жития Виктории, так как упоминания о ней появляются гораздо позднее и повествование о ее страданиях копирует деяния мученицы Кристины Тирской. Высказываются предположения, что она или является «национализированной» испанцами африканской мученицей, или появилась в повествовании в результате совпадения личного имени Victoria и мученической «победы» (лат. victoria), или же она — одноименная восточная святая, чья память, согласно «Мартирологу Иеронима», праздновалась также 18 ноября. Другими словами, если почитание Ацискла не подлежит сомнению, ученые согласны в том, что фигура Виктории, которая впервые появляется 600 лет спустя после ее кончины, не имеет никаких исторических подтверждений. Тем не менее имя Виктория было включено в наш месяцеслов. По моему убеждению, имя святого может быть включено в святцы лишь тогда, когда мы имеем достоверные свидетельства о его историческом существовании. Также важно иметь подтверждения его почитания в древности. К примеру, в списке святых Древней Испании, составленном архимандритом Димитрием (­Саэзом), клириком Константинопольского Патриархата в Мадриде, немало имен людей, в чьем существовании не приходится сомневаться, но которые никогда не почитались как святые. Даже в списках, составленных самими испанцами в XIX веке, встречаются имена людей (к примеру, короля Вамбы), о почитании которых как святых нет никаких свидетельств.  Вымышленный святой или настоящий? Следует отметить, что, применяя историко-критический метод, не всегда легко поделить святых на исторических персонажей и персонажей средневековых легенд.

http://e-vestnik.ru/analytics/sobor_svya...

5       Завершаются каникулярные дни 1244 10       Совершаются литании перед днем святого Киприана 14 Святого Киприана епископа 16 Святой Евфимии девы и прочих 18 Святой Иустины 20 Святого Леонтия и кончина Метопа (Метопия) аббата 21 Святого Матфея, апостола и евангелиста 22 Святых Агонских мучеников 23 Святого Лета 24 Усекновение [главы] святого Иоанна [Крестителя]; и летнее равноденствие 26       Святого Евсевия, епископа [и] исповедника 29 Освящение [базилики] святого архангела Михаила 1245 30 Кончина святого Иеронима пресвитера Октябрь месяц, дней 31 1        Святых Вириссима, Ма ксимы и Юлии, и святой Верии (?) и исповедников 7 Святых Евтиха (Евтихия) и Юлиана, и святых Сергия и Вакха 8 Святой Пелагии в Антиохии 9 Святого Дионисия епископа и прочих 10  Освящение святого Иоанна [Крестителя], Барагина (Баньос?) . и Афры с прочими 13        Святых Фауста, Януария и Марциала, Кордуба 15 Святого Фоки, епископа и мученика 16 Святого Мелана (Мелания) и Энкауриста, Каурия и Леонта (Леонтия) пресвитера 18       Святого Луки евангелиста 20  ... (выскоблено) 21  Святых дев Нунилы и Элодии (Нунилоны и Алодии) 22 Святых Космы и Дамиана 23  Святых Серванда и Германа, Эмерита 28  Святого Винцентия (Викентия), Сабины и Кристеты 29  Освящение святой Леокадии 30  Святого Марцелла, Тингис 31  Святых Клавдия, Луперка и Викторика (Л.3 об.) Ноябрь месяц, дней 30 1  Перенесение мощей святого Сатурнина, и [день] всех святых 2  Совершаются канонические литании 1246 3      Кончина святого Мартина епископа в Туронах 12  Кончина святого Емилиана пресвитера 13 Святого Мината (Мины) 17  Святого Ацискла и прочих, Кордуба 18 Святого Романа и прочих, Антиохия 20 Святого Криспина епископа, Астига 21 Святого Лонгина, воина и мученика 22 Святой Цецилии девы и прочих, Рим 23 Святого Ютимента епископа и прочих 24 Святой Анастасии 25 Святого Сальвадора 27 Святого Кассиана, Факунда и Примитива 28 Святого Капразия 29 Святого Сатурнина епископа, Толоза 30 Святого Андрея апостола, Патры Декабрь месяц, дней 31

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7. Тогда нечестивейший Дион велел пытать блаженных мучеников, он приказал избить Ацискла палками, а Викторию бить по ступням. Когда это было исполнено, он снова приказал отвести их в темницу, говоря: «Пусть будут взаперти, пока я не придумаю, какому наказанию их подвергнуть». На следующий день, заседая в суде, он велел привести святых Божьих из темницы. Солдаты привели их, а народ, видя, как святых в оковах тащат в преторию, громко восклицал: «Господи Боже, помоги им, ибо у Тебя нашли они прибежище!» Дион приказал привести их на суд и, гневно взглянув на них, велел стоящим рядом с ним слугам затопить печь и бросить туда святых Божьих. 8. Растопили печь, и блаженных мучеников повели на смерть; они шли радостные, подняв глаза к небу, уповая на милосердие Господня. И, приблизившись к печи, они вошли в огонь, осеняя себя святым знаком Христа. Они восхваляли и благословляли Бога, а ангелы Господни, стоящие рядом с ними в огне, пели Господа прекрасными голосами, и эти звуки слушали почти все, стоявшие вблизи. Истопщики сообщили об этом наместнику: «Мы слышали из печи, господин наместник, множество голосов, поющих псалмы и произносящих: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, и в человеках благоволение». 237 9. Услышав это, нечестивый Дион приказал немедля вывести святых Божьих из пылающей огнем печи, и, видя, что не повредил им огонь и не тронул никакую часть их тела, очень удивился и, смутившись, сказал им: «О несчастнейшие, где изучили вы такое колдовское искусство, что огонь не причиняет вам вреда? Оставьте свое колдовство и придите, и поклонитесь, и принесите жертвы богам, чтобы на вас снова снизошла их милость. Вот ты скажи мне, Виктория, на кого уповаете вы, что так упорны в столь великой гордости? Или что вы о себе можете сказать, на что надеетесь?» Святая Виктория говорит ему: «Разве мы не сказали тебе, нечистый дух, изверг и червь, что Отец наш и Господин наш и Спаситель наш – Христос, дающий нам победу, чтобы одолеть тех, кто не познал Его, и ваши нечестивые слова, соблазняющие нас почитать ложных богов?»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О святой Виктории умалчивают «Мартирологий Иеронима» (основная часть которого относится к VI b.) и более поздний календарь мосарабского епископа Рецемунда (961 г.). Оба документа календаря говорят лишь о праздновании святого Ацискла. 226 Впрочем, было высказано предположение, что во втором календаре память святой была обозначена 17 ноября: после слов «в этот день христиане празднуют...» в рукописи лакуна. 227 Имя Виктории, вместе с Ацисклом, впервые возникает в «Лионском мартирологе» нач. IX в. 228 Само повествование о ее кончине в составе «Пассионария» относится предположительно к X в. Ученые ставят под вопрос достоверность Виктории, так как упоминания о ней появляются гораздо позднее и повествование о ее страданиях копирует деяния мученицы Кристины. 229 Высказываются предположения, что она или является «национализированной» испанцами африканской мученицей 230 или появилась в повествовании в результате совпадения личного имени Victoria и мученической победы 231 , или же она – одноименная восточная святая, чья память, согласно «Мартирологию Иеронима», праздновалась также 18 ноября. 232 Согласно другим календарям, день памяти св. Ацискла – 17 ноября. 233 Мощи св. Ацискла пребывали в разных храмах Испании и юга Франции. Во время драматических событий вв. многие святыни в Испании были утеряны. Сейчас часть мощей святого находится в приходском храме каталонского селения Бреда, а также в базилике Сан-Сернин в Тулузе. Особого внимания заслуживает храм Сан-Педро в Кордубе, в котором хранится ковчег с мощами многих мучеников как римской эпохи, так и времени арабского завоевания, включая св. Ацискла. 234 Страдание святых блаженнейших мучеников Ацискла и Виктории 1. Страдание святых блаженнейших мучеников Ацискла и Виктории, которые пострадали в городе Кордуба во время правления Диона на пятнадцатый день декабрьских календ. Благодарим Бога. 2. Когда наместником в городе Кордуба стал Дион, неправедный преследователь рабов Божьих, начались в этом городе гонения на христиан, чтобы они приносили жертвы богам. По всему миру бушевало тогда бешенство язычников, и те, кто презирал поклонение идолам, подвергались мучениям. В городе Кордуба жили богобоязненные и почитающие Бога Ацискл и Виктория, благочестивейшие и святейшие люди, которые с раннего детства почитали Господа. Один из чиновников по имени Урбан, услышав об их святой жизни, доложил нечестивейшему наместнику: «Я нашел людей, презирающих твои указы и утверждающих, что наши боги – это камни и бесполезны тем, кто их почитает». Выслушав его, наместник приказал привести святых к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Недавно в наши святцы было внесено имя святой мученицы Виктории Кордубской, которая, по преданию, пострадала вместе со святым Ацисклом b IV-oм веке. Однако если об Ацискле есть свидетельства IV-oro века, и в его честь в Кордобе был храм (к середине VI-oro века уже оскверненный), то имя Виктории появляется рядом с именем Ацискла лишь b IX-oм веке, а житие и вовсе относится к Х-ому. Таким образом, бóльшая часть ученых с сомнением относятся к историчности Виктории, считая, что она или является «национализированной» испанцами африканской мученицей, или «родилась» в результате совпадения в одном слове личного имени Victoria и мученической победы, или же она — одноименная восточная святая, чья память, согласно «Мартирологию Иеронима», праздновалась также 18 ноября. Что касается святых Евлалии и Леокадии — в их жизни и подвиге не может быть никаких сомнений. Двенадцатилетнюю Евлалию родители спасали от гонений в деревне, но она сама пришла в город и бросила вызов правителю. Гонение на христиан для нее было гонением на Христа, и она с радостью и спокойствием приняла мученическую кончину. Над ее гробницей вскоре строится храм. Ее подвиг описывает Пруденций в Перистефаноне (начало V века), ей посвящает проповедь блаженный Августин, она быстро становится одной из самых почитаемых мучениц в Европе. Святая Леокадия, как и святая Евлалия, приняла мученическую кончину ок. 302 года; она скончалась в заключении. По преданию, на одном из камней она нацарапала крест, и молилась перед ним; этот камень хранится, вместе с ее мощами, в соборе Толедо. Первый храм на месте ее погребения был построен b IV beke; здесь прошли IV, V u VI Толедские соборы. Когда началось нашествие арабов-мусульман, ее мощи были перенесены в Овьедо и положены в специальную часовню, находящуюся под сокровищницей, где хранится судáрь Спасителя. B XI beke они были перевезены в Бельгию, и вернулись в Толедо лишь в 1587 году. Для нас принятие в дар мощей этих святых — знак того, что они не оставляют нас в наших трудах по строительству храма, где им будет возноситься молитва, и где все мы будем радоваться общению с ними.

http://pravmir.ru/prot-andrej-kordochkin...

Файл 21481.jpg:   Размер: 475x681, 0.32 MPix, 288 Kb. Дата: 2013-06-17, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (149) , (4) . Описание: Св.Виктория Кордубская. Из древних латинских мартирологов/Нет в современных месяцесловах Русской Православной Церкви. Время кончины св. Виктории Кордубской (Кордовской) иногда указывается ок. 204 г., при императоре Септимии Севере (193-211), однако более вероятно, что она пострадала в правление императора Диоклетиана, т. е. в 303-305 гг. Св. Виктория была сестрой св. Ацискла (лат. Acisclus). Уроженцы Кордовы или ее окрестностей, Ацискл и Виктория были христианами и вели праведную жизнь. Во в[...] Файл 21705.jpg:   Размер: 429x753, 0.32 MPix, 100 Kb. Дата: 2013-07-08, участник [ marmetil ]. Рейтинг изображения: 2 (171) , (6) . Описание: Виктория Никомидийская (24 октября/6 ноября); В " Полном месяцеслове Востока " (М., 1875-1876; 2-е изд.: Владимир, 1901-1902. Т. 1-2; репринт - 1997) архиепископа Сергия (Спасского)/Нет в современных месяцесловах Русской Православной Церкви. О св. мученице Виктории Никомидийской ничего не известно: не сохранилось сведений о их житии, времени и обстоятельствах их мученичества за веру Христову. Можно предположить, что они пострадали в периоды самых массовых и жестоких гонений на христиан в Римско[...] Файл 21706.jpg:   Размер: 360x648, 0.23 MPix, 78 Kb. Дата: 2013-07-08, участник [ marmetil ]. Рейтинг изображения: 2 (93) , (4) . Описание: Виктория Кулузская (8/21 декабря); В " Полном месяцеслове Востока " (М., 1875-1876; 2-е изд.: Владимир, 1901-1902. Т. 1-2; репринт - 1997) архиепископа Сергия (Спасского)/Нет в современных месяцесловах Русской Православной Церкви. О св. мученице Виктории Кулузской († ок. 484). Она пострадала в числе множества других мучеников в гонение от ариан в Северной Африке при короле вандалов Гунерихе (477-484). Королевство вандалов в Африке со столицей в Карфагене возникло в 439 г. Вандалы были обращен[...] Файл 21707.jpg:   Размер: 432x1046, 0.45 MPix, 174 Kb. Дата: 2013-07-08, участник [ marmetil ].

http://pravicon.com/icon-3256-photo

16. Услышав голос с небес, Дион вновь приказал отрезать язык святой Виктории, так как все еще не было исполнено его первое приказание. И когда отрезали ее язык, она, схватив отрезанный кусок, бросила ему в лицо и выбила ему глаз, и вскричала громким голосом: «Бесстыдный Дион, пребывающий во мраке, ты возжелал съесть часть моего тела и отрезать мой язык, который благословлял Бога?! Справедливо ты потерял свой глаз, ибо это хвала Господа, придя на твое лицо, ослепила твой глаз». Оскорбленный Дион приказал пустить в нее стрелы, и когда две стрелы попали в ее грудь, а одна в бок, тогда она испустила дух, восхваляя Господа. 17. А святого Ацискла он велел обезглавить в амфитеатре. Когда ему отрубили голову, пришла одна христианнейшая женщина по имени Минициана, с самого начала возлюбившая Бога, с почестями взяла тела святых и устроила святому Ацисклу погребение в своем доме, а святой Виктории – в устье реки. Так она устроила с честью тела святых Ацискла и Виктории, и там происходит множество чудес во славу имени Христова. 18. С помощью Господа нашего Иисуса Христа, Которому честь и слава, сила и власть во веки веков. Аминь. Мученики Факунд и Примитив Самое раннее историческое свидетельство почитания этих мучеников – надписание о положении мощей при освящении храма в Аччи ныне – Гуадикс) в 652 г. 238 Храм в их честь был построен в нынешнем Саагуне на предполагаемом месте их мученичества для монахов, спасавшихся от преследований в Кордубе, в 872 г. Сам город вырос вокруг монастыря, испанское название Sahagun происходит от San Facundo. 239 Память святых празднуется 27 ноября. Ныне мощи святых находятся в соборе Саагуна. Страдание святых Факунда и Примитива 1. Страдание святых Факунда и Примитива, претерпевших мучение в месте, которое называется Сеа вдоль дороги, в консульство Аттика и Претестата, на пятый день декабрьских календ. Благодарим Бога. 2. В те времена, когда безумная ярость нечестивых императоров потрясала всю землю, а всех христиан постоянно принуждали к почитанию нечестивых демонов, рассказывают, что по приказу самих императоров в Галисию пришел свирепейший судья, язычник, почитатель идолов, исполнявший обязанность наместника, по имени Аттик. Когда он вошел в город и подчинил всю область своим порядкам, он приказал глашатаям объявить, чтобы все в назначенный день собрались в одном месте для жертвоприношения – он издал такой указ для того, чтобы тех, кто принесет жертвы, одарить великими почестями, а если найдется какой-нибудь христианин или если кто-то пренебрежет жертвоприношением, того подвергнуть наказанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13. Когда они это говорили, огонь вырвался и убил тысячу пятьсот сорок идолопоклонников, а блаженные мученики возлежали на колесах, как будто на ложе, и ангелы пребывали с ними. Видя такие чудеса, нечестивейший Дион приказал снять с колес и привести святых к себе: «Перестаньте! Вы уже показали все свои колдовские искусства. Теперь же придите и принесите жертвы непобедимым богам, которые вас терпят». На это святой Ацискл сказал: «Безумец, неразумный и не боящийся Бога, глазами своими слепыми ты не видишь великие дела Божьи, которые совершил небесный Отец с Единородным и совечным Сыном Своим Иисусом Христом Господом, Который освобождает всех рабов Своих из ваших нечистых рук». 14. Дион, исполнившись гнева, приказал увести святого Ацискла и отрезать груди святой Виктории. Когда это сделали, святая Виктория сказала: «Дион, с каменным сердцем, лишенный всякой добродетели Христовой, ты приказал отрезать мне груди; смотри и узри, что вместо крови течет молоко». Глядя на небо, святая Виктория сказала: «Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, Царь веков, удостоивший меня, чтобы во имя Твое прекратились мучения моего тела; ибо я знаю, что уже настал час, когда Ты велишь мне покинуть этот мир и перейти в славу Твою». Нечестивейший Дион вернул их в темницу, и все женщины пошли к ней, услышав, какое наказание она вытерпела, и принесли вещи, чтобы утешить ее, и нашли ее сидящей и мысленно возносящей хвалы Господу. Пав к ее ногам, они целовали ее стопы, а блаженная Виктория говорила с ними о святом милосердии. Слушая ее, они удивлялись ее терпению, и семь из этих женщин поверили во имя Господа нашего Иисуса Христа. 15. Когда настало утро, нечестивейший Дион приказал вновь привести их. Когда их привели, он сказал святой Виктории: «Время твое, Виктория, уже пришло; подойди и обратись к богам. А если не захочешь, я отниму у тебя душу». Почтенная Виктория сказала: «Нечестивый Дион, отныне не будет тебе покоя ни в этом мире, ни в вечном». Дион, не вытерпев оскорбления, приказал отрезать ей язык. Но блаженная Виктория подняла руки свои к небу и взмолилась: «Господи Боже мой, Создатель всего блага, Который не оставил рабу Свою, взгляни с Твоего святого престола и вели мне погибнуть на этом месте, ибо приблизился час мне упокоиться в Тебе». И когда произнесла это, послышался голос с неба: «Незапятнанные и непорочные, много пострадавшие, придите; открыты вам небеса, и Царство Небесное ожидает вас. Все прославляют и благословляют Отца за вас, ибо многое вы за Меня выдержали, и все праведники ликуют, зная о ваших мучениях». И снова был им голос: «Придите ко Мне, святые Мои, и будете иметь вечные венцы и награду за вашу жертву».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010