Опасаясь за единоверцев, Флора вернулась домой и заявила брату, что она не намерена отрекаться от Христа. Сначала брат пытался воздействовать на нее убеждениями, но затем осознал, что «никакие его усилия не достигают цели, и даже наоборот, увидев, что старается напрасно, он притащил ее к судье». Флора утверждала, что с детства исповедовала христианство и, т. о., никогда не была мусульманкой, но брат обвинил неких христиан, якобы убедивших ее отступить от ислама: «Вот моя сестра… которая вместе со мной усердно исполняла требования закона и неуклонно следовала обычаям нашей веры. Но христиане своими постоянными уговорами побудили ее отвергнуть нашего пророка и отречься от обычаев, обманом заставили ее поверить, что Христос - это Бог» ( Eulogius. Memoriale sanctorum. II 8. 7). Кади велел подвергнуть Флору бичеванию и передать брату для перевоспитания. Однако мусульмане не смогли заставить девушку отказаться от христ. веры: оправившись от ран, при первой возможности она снова сбежала из дома. Знакомые христиане предоставили ей укрытие, а затем отправили в сел. Оссария близ г. Тукци (ныне Мартос, пров. Хаэн). В это время с ней познакомился св. Евлогий, на к-рого стойкость и благочестие девушки произвели глубокое впечатление. Позднее Флора решила вернуться в Кордову, вновь предстать перед кади и принять мученическую смерть. В ц. св. Ацискла она встретила мон. Марию, также желавшую умереть за Христа. Они вместе отправились к судье, исповедали христ. веру и были заключены в тюрьму, где провели долгое время. Когда в тюрьму заключили и св. Евлогия, ему удалось побеседовать с Флорой и Марией, к-рые из-за тягот заключения утратили твердость духа. В написанном для девушек соч. «Мученическое свидетельство» св. Евлогий убеждал их в правильности избранного пути, напоминал о вечной награде и о том, что все христиане ждут от них мужественного исповедания веры. После повторной встречи с судьей девушек, не отказавшихся от своей веры, обезглавили на городской площади (24 нояб. 851). Головы мучениц похоронили в ц.

http://pravenc.ru/text/2057238.html

св. Ацискла, а тело Марии перенесли в мон-рь Кутеклара (останки Флоры христианам получить не удалось). 29 нояб. св. Евлогий был освобожден, как он полагал, благодаря заступничеству мучениц перед Богом. Арест св. Евлогия был вызван реакцией мусульм. властей и мосарабской элиты на движение К. м. Согласно Павлу Альвару, в нояб. 851 г. церковные власти попытались взять положение под контроль. По требованию еп. Реккафреда (вероятно, митрополита Гиспалиса), которого поддержали недостойные христиане, св. Евлогия и др. «неблагонадежных» священников во главе с епископом Кордовы бросили в тюрьму ( Albarus. Vita Eulogi. 4; Idem. Indiculus luminosus. 19). Выйдя на свободу, Евлогий перестал совершать мессу, чтобы не быть причастным к неправедным действиям церковных иерархов. В 852 г. по настоянию эмира в Кордове состоялся церковный Собор; его участники отказались одобрить действия мучеников и представителей духовенства, которые их поддерживали. 13 янв. 852 г. были казнены пресв. Гумесинд и мон. Сервус Деи. Гумесинда, происходившего из Толета, в детстве родители привезли в Кордову и отдали в школу при ц. Трех святых; закончив обучение, он стал диаконом, затем пресвитером, служил в сельской церкви близ Кордовы. При этой церкви жили «затворники», пресв. Павел и мон. Сервус Деи, к-рый вместе с Гумесиндом отправился в город, исповедовал Христа и был казнен. Мучеников похоронили в ц. св. Христофора. Более подробно Евлогий повествует о подвиге мучеников Георгия, Аврелия, Феликса, Сабиготоны и Лилиозы, погибших 27 июля 852 г. Аврелий, рожденный в браке мусульманина и христианки, рано лишился родителей. Несмотря на то что тетя воспитала его в традициях ислама, он исповедовал христ. веру и женился на Сабиготоне (Сабигото; Евлогий также называет ее Наталией). Сабиготона была дочерью «язычников», но ее мать вступила во 2-й брак с тайным христианином, к-рый крестил падчерицу. Феликс, родственник Аврелия, некогда обратился в ислам, но затем пожалел об этом и тайно исповедовал христианство со своей женой Лилиозой.

http://pravenc.ru/text/2057238.html

Они жили так без перемен, но Господь распорядился, чтобы достойнейший дьякон Валабонс с блаженным священником Петром и с другими исповедниками, как уже было рассказано выше, получили мученический венец. И тот, кто был младшим по возрасту, раньше сестры удостаивается мученичества. Итак, служительница Христа лишилась братского утешения, в то время как еще до сотворения мира предназначенная для мученичества, она всегда находилась под безграничной братской опекой. И, так как она была слабым созданием и сильно нуждалась в присмотре брата, чей жребий в скором будущем она должна была разделить, в каком-то сне святой мученик предупреждает какую-то верующую, что сестра Мария перестанет его оплакивать, так как скоро придет к нему на небеса. С этого дня сердце девушки загорается любовью к мученичеству, и, невыносимо скорбя о смерти брата, просвещенная божественным образом, она с невыносимым пылом желает мученичества. Итак, однажды, как я думаю, по зову Господа, она покинула монастырь и отправилась на площадь, чтобы, как и прочие мученики, уже наслаждающиеся небесной наградой, и эта девушка, исповедуя Христа и отвергая противника святой веры, получила мученический венец. Когда по пути туда она, желая помолиться Господу, вошла в церковь святого мученика Ацискла, то встретила там святую Флору, молящуюся мученикам, которая и сама, ибо Христос говорил о Себе: «Я снова иду на распятие», горя обновленным стремлением к битве, с готовностью пришла из места своего укрытия, чтобы найти пальмовую ветвь за некогда начатое мученичество. Поприветствовав друг друга целованием, они проверяют свою решимость. И когда из общего признания стало ясно, что их желания совпадают, при том, что Христос говорил: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф.18:20 ), они сразу же соединяются нерушимым договором любви: ни в коем случае они не откажутся друг от друга, в случае вмешательства судьбы не уклонятся, не разбегутся в случае даже самых жестоких угроз с чьей-либо стороны, выдвигаемых для их смерти за исповедование истины, пока одна не соединится на небесах со Христом, а другая с братом Валабонсом. И с таким намерением они появились перед судьями, и святейшая Флора, как я полагаю, первой обратилась к ним с твердыми словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1006 Их тела были брошены в реку, но с Божьей помощью через несколько дней были вынесены на берег. О месте упокоения святого священника нет никаких сведений, а прочие святые были благочестиво похоронены в известных местах. Блаженный Петр погребен в монастыре Пинна Меллариа, a Людовик достойно покоится в селе италийской провинции Пальма, где протекает река Сингилия. Глава XIV. О мученике Витесинде В то время некто Витесинд, человек в расцвете лет, из провинции Эгабренсис Кабра, недавно из-за преследований предавший святую веру и присоединившийся к поклонникам нового культа, отказался участвовать в кощунстве, потому что поступил так или по слабости плоти, или по наущению дьявола. Он был казнен сразу же, как только признался в этом, в вышеуказанном году. 1007 Глава XV. Мученичество священника Илии и монахов Павла и Исидора Уже пожилой священник Илия из провинции Лузитания с молодыми монахами Павлом и Исидором были казнены по указанию начальства в 15 календы мая 894 года. 1008 Их тела, повешенные на крестах, спустя некоторое время были утоплены в заливе в провинции Бетика. Глава XVI. О мученике монахе Аргимире Был некий Аргимир, исповедник, муж в расцвете лет из города Эгабренсис Кабра, которого эмир однажды назначил цензором Кордубы. Когда, удалившись от дел, он стал вести спокойную монашескую жизнь, какие-то язычники хитростью или из ненависти обвинили его перед судьей в насмешках над их пророком и в исповедовании божественности Сына Божия, и что он говорил, что нет никого, могущественнее Его, и называл [отца ереси] творцом суетного мира и вождем погибших. Судья немедленно своей властью заключил слугу Господа в тюрьму. Приказав привести его к себе через несколько дней и безуспешно пытаясь подкупить его своими льстивыми доводами и кощунственными словами, он живым повесил на дыбу стойкого в святом исповедании воина Христова и казнил, пронзив мечом, в четвертые календы июля 894 года. 1009 Через какое-то время его тело было снято с дыбы по велению судьи, и благодаря усилиям одного верующего перенесено в базилику святого Ацискла, где после совершения достойного богослужения похоронено рядом с могилой этого мученика и святого Перфекта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петром и мирянином Людовиком, братом мч. Павла и родственником св. Евлогия. Вместе они были осуждены на смерть; тела мучеников бросили в реку, но христианам удалось обнаружить останки Петра и Людовика (Петра похоронили в Пинна-Мелларии, а Людовика - в сел. Пальма близ Италики (совр. пров. Севилья)). В том же 855 г. (точная дата неизвестна) пострадал Витесинд, происходивший из Эгабры (ныне Кабра, пров. Кордова); согласно сведениям св. Евлогия, он был новообращенным мусульманином, но вернулся в христианство и за это был осужден на смерть. Старец пресв. Илия из Лузитании и юные монахи Павел и Исидор погибли 17 апр. 856 г. (св. Евлогий не сообщает подробностей их мученичества). Знатный мосараб Аргимир, уроженец Эгабры, переехал в Кордову и был назначен судьей христ. общины. Впосл. он отказался от должности и удалился в монастырь. Когда его обвинили в хуле на мусульм. пророка Мухаммада, Аргимир отверг предложение принять ислам, исповедал Христа и был осужден на смерть (28 июня 856); его похоронили в ц. св. Ацискла, рядом с мч. Перфектом. Св. Рудерик. 1646–1655 гг. Худож. Б. Э. Мурильо (Дрезденская картинная галерея) Св. Рудерик. 1646–1655 гг. Худож. Б. Э. Мурильо (Дрезденская картинная галерея) Престарелая мон. Аурея (Аура) из обители Кутеклара была казнена по обвинению в вероотступничестве 19 июля 856 г. Отец Ауреи, мусульманин из Гиспалиса, по-видимому, рано умер, и вдова воспитала дочь в христ. вере. Впосл. Артемия, мать Ауреи, стала монахиней и возглавила обитель Кутеклара; ее сыновья Иоанн и Адульф - первые К. м., о к-рых сохранились сведения. Когда в Кордову прибыли родственники покойного мужа Артемии, они обнаружили, что Аурея - христианка, и донесли об этом судье. На допросе Аурея заявила, что готова соблюдать обычаи ислама, но втайне продолжала исповедовать христианство. Кордовский кади, родственник Ауреи по отцовской линии, знал об этом, но скрывал ее отступничество от ислама. Однако Аурея укоряла себя за то, что не проявила твердости в исповедании Христа, и решила принять мученическую смерть.

http://pravenc.ru/text/2057238.html

«Я та самая дочь язычника, преданная Христу, которую вы недавно жестоко наказали плетьми, чтобы я отреклась от Hero. До сих пор по слабости плоти я, беглянка, скрывалась то тут, то там. а теперь, рассчитывая на заступничество моего Бога, я без страха пришла к вам в преторий, и с твердостью, с которой прежде истинно признавала Христа Богом, свидетельствую, что преступный основоположник вашего учения является лжепророком, развратником, магом и злодеем». Затем благоговейная дева Мария сказала, осененная небесной благодатью: «И я, судья, имея некогда брата из числа тех великих исповедников, которые погибли, порицая вашего пророка, также смело заявляю, что Христос – истинный Бог, а ваши обычаи и законы – выдумки сатаны». Жестокий судья, охваченный неистовой яростью и разозлившись на эти страшные слова, кричит на девушек, угрожает, громко обвиняет, пугая грязной темницей и обществом развратников. Темница принимает Христовых невест скорее для охранения, чем для мучения. Они, с самого детства отличаясь стыдливой красотой, были сильны действием святости и сверкали особой благодатью добродетелей. Святые девы, находясь некоторое время в заключении, соблюдают пост, молятся и избавляются от этого тюремного ужаса, исполняя небесные песнопения. Тогда мы, выведенные из пещеры, в то время, как они были брошены в тюрьму, при содействии Бога пишем книгу «Свидетельство о мученичестве» для рассказа о них, и посвятили ее им, благодаря чьим-то убеждениям уже практически получившим награду за подготовку и осуществление начатых подвигов, присоединяя в конце сочинения молитву, соответствующую их сражению и всей Церкви. Итак, они, восхваляющие Бога и Пресвятую Деву, после третьего предупреждения были приведены на площадь для казни. Я умолчу о расследовании судьи, сообщенном им или вместе, или только блаженнейшей Флоре, как мы уже рассказывали. И умалчивая о чем-то из соображений краткости, чтобы затянувшийся рассказ не заставил читающих скучать, [скажем только, что] драгоценная смерть девушек соответствующим образом заканчивает сочинение. Быстро приведенные к месту казни, они перекрестились, и после блаженной Флоры обезглавленной падает святая Мария. Их тела были оставлены на растерзание собакам и птицам, а на следующий день брошены в реку. Господь устроил так, что останки святой девы и мученицы Марии были погребены в монастыре Хутклара, откуда она отправилась на мученичество. В каком месте Господь упокоил тело блаженнейшей девы и мученицы Флоры, точно неизвестно. Их главы похоронены в базилике святого мученика Ацискла, охраняющего христиан благодатным присутствием своих мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весь потолок, богато украшенный, Пол резными выложен плитами, Скажешь, луг под ногами раскинулся, Алые розы цветут повсюду.      200 Рвите ж пурпуровые фиалки! Крокусы пламенные сбирайте! Много растет их зимой плодовитой. Теплый лед полям не преграда, Чтоб корзины цветами наполнить.      205 Эти дары с листвою свежей Ей принесите, девы и юноши! Я же свои сплету вязеницы, Стих написав дактилическим метром, Пусть и неброский, но все же праздничный.      210 Так почитать подобает останки, Здесь, на останках, алтарь воздвигнут, Дева ж сидит у ног Господних, Взор устремив к своему народу, И благосклонно внимает песне.      215 IV. Гимн в честь восемнадцати святых мучеников Цезаравгустанских 142 Мучеников мощи в одной гробнице 143 Дважды девяти почивают с миром. Дивным этим чудом владеет город Цезаравгуста. 144 Ангельский собор населяет кров сей,      5 И, дары Христу вознося на лоне, Крепко дом стоит, не страшась крушенья Хрупкого мира, Дня, когда Господь наш грядет на землю, Чтоб судить судом племена земные,      10 Облаком одетый и потрясая Огненной дланью. И тогда Христу поспешит навстречу, Драгоценный дар свой неся любовно, Каждый град и каждая весь, лелея,      15 Кто что имеет. Карфаген тогда африканский мощи Принесет твои, Киприан речистый, 145 Кордуба – Ацискла с Зоэллом; с ними Трех увенчанных. 146       20 Ты же диадему с тремя камнями, Принесешь Христу, Тарракон 147 преславный, Родина святых. Диадема эта – Дар Фруктуоза. Он же в ней сияет срединным камнем,      25 По бокам сверкают еще двойные Яхонты, и пламя дрожащим светом В них полыхает. Малая Герунда свой дар богатый – Феликса святого представит мощи.                                     30 Наша Калагурра – двоих питомцев Высокочтимых 148 . Бархинон поднимется с Кукуфатом, А Нарбон похвалится славой Павла. Арелат могущественный – тобою,                                     35 Верный Генезий. Лузитанский град, 149 меж иных цветущий, Пепел принесет досточтимой девы, 150 На алтарь возложит его, как будто В руки Христовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В июне-июле 851 г. в Кордове несколько человек приняли добровольное мученичество. 5 июня был казнен юноша Санкций (Санчо), уроженец королевства франков, захваченный в плен мусульманами и служивший в страже эмира. 7 июня погибли 6 христиан - Петр, Валабонс, Сабиниан, Вистремунд, Хабенций и Иеремия. По свидетельству св. Евлогия, Петр происходил из г. Астиги (ныне Эсиха, пров. Севилья), учился в мон-ре Кутеклара и стал пресвитером; вместе с ним в Кутекларе получил образование диак. Валабонс. Отец Валабонса, христианин, вопреки закону женился на мусульманке, которую он обратил в христианство. Опасаясь наказания, супруги покинули родные места и поселились в сел. Фрониан в горной местности близ Кордовы. После смерти жены муж отдал сына Валабонса и дочь Марию на воспитание в мон-ри, а сам вел аскетический образ жизни. Сабиниан, уроженец Фрониана, и Вистремунд, происходивший из Астиги, жили в монастыре св. Зоила, расположенном в дикой и глухой местности, где селились отшельники и аскеты. Монахи Хабенций и Иеремия были уроженцами Кордовы; Хабенций жил в монастыре св. Христофора, а старец Иеремия, родственник мч. Исаака,- в Табаносе, на строительство к-рого пожертвовал все свое имущество. Тела мучеников сожгли, а прах бросили в реку. Казнь диак. Сисенанда состоялась 16 июля 851 г. Сисенанд родился в г. Пакс (ныне Бежа, Португалия), учился в Кордове при ц. св. Ацискла. Через несколько дней, 20 июля, мученическую смерть принял диак. Павел, родственник св. Евлогия, получивший образование в школе при ц. св. Зоила. Вдохновленный примером Павла, мон. Теодемир, уроженец Кармоны, также исповедал Христа и был казнен (обоих мучеников похоронили в ц. св. Зоила). Казни христиан происходили не только в столице, но и в др. городах Кордовского эмирата. В «Памятной книге святых» повествуется о сестрах Нунилоне и Алодии, принявших смерть за веру 22 окт. 851 г. в Боске (вероятно, ныне Уэска). Сведения об их мученичестве св. Евлогий получил от Венерия, еп. Комплута (ныне Алькала-де-Энарес). Отец мучениц Нунилоны и Алодии был мусульманин, мать - христианка (т.

http://pravenc.ru/text/2057238.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРДОВСКИЕ МУЧЕНИКИ [Испан. Mártires de Córdoba], христиане, казненные в IX-X вв. в г. Кордова (Испания), столице мусульм. гос-ва Андалус, в т. ч. 48 христиан, пострадавших между 850 и 859 гг. в ходе т. н. движения мучеников (movimiento martirial), описанного и во многом вдохновленного св. Евлогием Кордовским († 859). Многие из К. м. сознательно нарушали законы гос-ва Андалус, чтобы принять смерть ради Христа: они публично отвергали ислам, выступали с проповедью христ. веры, непочтительно отзывались об исламе и о мусульм. пророке Мухаммаде . В соответствии с нормами мусульм. права эти преступления карались смертью. В IX в. кордовская община мосарабов (испан. христиан, живших под мусульм. господством), по-видимому, была крупнейшей в Андалусе. После араб. завоевания Пиренейского п-ова (711-714) христиане, получившие статус зиммиев , платили особый налог, джизью , и были ограничены в правах. Зиммиям запрещалось порицать Коран, ислам и Мухаммада, помогать отступникам от ислама. Эти запреты подчеркивали неполноправное положение иноверцев в мусульм. гос-ве. Мосарабы обладали автономией: кордовской христ. общиной руководили подконтрольные мусульм. властям чиновники - комит (comes) и его помощники, судья (censor) и сборщик податей (exceptor), а также викарий (заместитель комита) и претор (начальник полиции). В городе находилась епископская кафедра, действовал ряд церквей: внутри городских стен были церкви св. Киприана и Девы Марии, в пригородах - базилики мучеников Ацискла и Зоила и Трех святых, мон-рь Кутеклара и др. храмы и мон-ри. В горах к северу от Кордовы находились небольшие мон-ри, возникшие в VIII-IX вв. и сыгравшие важную роль в движении К. м., самые известные - муж. мон-рь Спасителя, или Пинна-Меллария (Пиннамеллар, Пеньямелария; примерно в 5 км от Кордовы), и «смешанный» мон-рь Табанос (примерно в 10 км от города) ( Arce Sainz. 1992). Многие мученики жили в этих мон-рях и поддерживали тесные отношения с их насельниками, учились в школах, которые существовали при некоторых церквах и монашеских обителях. Источники

http://pravenc.ru/text/2057238.html

Мон. Георгий, отказавшись от намерения отправиться в королевство франков, потребовал, чтобы его тоже арестовали, но стражники не стали этого делать, т. к. монах не совершил ничего противозаконного. Тогда Георгий стал во всеуслышание оскорблять ислам и его последователей и был схвачен. После 4-дневного пребывания в тюрьме, во время к-рого христианам было видение - лестница, поднимавшаяся на небо, где их ждал Христос,- они вновь предстали перед судом. Кади предложил отпустить Георгия, если он обещает впредь не оскорблять пророка, но монах назвал Мухаммада «учеником сатаны» и слугой антихриста. Когда все 5 мучеников исповедали Христа, их осудили на смерть. Рассказ о подвиге мучеников приведен не только в «Памятной книге святых» ( Eulogius. Memoriale sanctorum. II 10), но и в Мученичестве Георгия, Аврелия и Наталии, к-рое, по-видимому, св. Евлогий написал для франк. монахов. В Мученичестве, адресованном христианам, не знакомым с исламом и с положением мосарабов в Андалусе, св. Евлогий изображал мусульман как кровожадных язычников, а ислам - как ересь, вдохновленную диаволом, и секту последователей сатаны. Правление эмира Мухаммада I (852-886) началось в относительно спокойной обстановке, но к лету 853 г. положение снова осложнилось. В Кордову, чтобы учиться в одной из церковных школ, прибыл Фандила, уроженец г. Акци (ныне Гуадикс, пров. Гранада); он жил в Табаносе, а впосл. стал пресвитером в мон-ре Пинна-Меллария. Явившись к судье, он исповедал Христа и заявил, что ислам - ложное и безнравственное учение (Фандила был казнен 13 июня 853). 14 июня состоялась казнь 3 мучеников. Пресв. Анастасий, по-видимому уроженец Кордовы, учился при ц. св. Ацискла и затем жил в мон-рях. Мон. Феликс, по происхождению бербер, род. в Комплуте (ныне Алькала-де-Энарес), по неизвестным причинам оказался в Астурии, где принял христианство и стал монахом, а позднее прибыл в Кордову. Когда весть о казни монахов достигла Табаноса, юная мон. Дигна, давно стремившаяся к мученическому подвигу, явилась к судье, выступила с хулой в адрес мусульм.

http://pravenc.ru/text/2057238.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010