За ежедневными Литургиями Владыке Иоанну прислуживали дети из приюта. Приют находился минут 30 быстрой ходьбы от собора. Когда был дождь, дети приходили в храм босиком и босиком же прислуживали. Владыка Иоанн служил в сандалиях. Он никогда лежа не спал. Он был очень чистоплотный – ежедневно в 4 часа утра принимал холодную ванну, даже зимой. Помню, что Владыка Иоанн особо почитал дни памяти мучеников. Почему то осталось в памяти, что он любил святого мученика Трифона. В 1938 году Владыка Иоанн отбыл на Всезарубежный собор в Югославию и перед отъездом получил многочисленные поручения от паствы. На соборе Владыка Иоанн был секретарем и среди поручений были жалобы на него же, которые он спокойно читал. После Второй мировой войны многие русские эмигранты в Шанхае взяли советские паспорта, в том числе и духовные лица. Начальник миссии, Архиепископ Виктор, принял советский паспорт, а также и старший священнослужитель нашего собора, протопресвитер Михаил Рогожин. Мы с Владыкой Иоанном этому примеру не последовали. Помню, что Владыка Иоанн получил извещение от советского консульства, что в Шанхай прибудет Архиепископ Виктор. Владыка Иоанн созвал все духовенство и на совещании сказал, что не будет встречать Владыку Виктора и мы его поддержали. По прибытию из Пекина в Шанхай, Архиепископ Виктор, в сопровождении 8-ми комсомольцев, направился к собору, где о. Михаил отслужил молебен. Мы наблюдали за происходящим из церковного дома. На следующий день мне пришлось встретиться с Архиепископом Виктором. Он называл нас “Иоанновцами”. Владыка Виктор мне говорит: “Вы все за Владыку Иоанна”. А я отвечаю: “Да, а Вы знаете почему мы за Владыку Иоанна? Если хотите знать, я Вам скажу. Кто выписал Владыку Иоанна? Вы его направили к нам. После приезда Владыки Иоанна, Вы много раз приезжали сюда и обращаясь к Владыке Иоанну говорили – “Владыка, я уважаю Вас, почитаю Вашу высокую жизнь, управляете Вы хорошо. Также продолжайте, а если священнослужители Вас не слушают, бесприказано их наказывайте”. – Владыка, Вы так говорили? Говорил, – отвечает Владыка Виктор. – Поэтому мы его и слушаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Не было бы такого тесного общения с военными, если бы не сугубое попечение митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, который в 2006 году организовал в епархии военный отдел, говорит отец Виктор. С тех пор каждый военный священник ощущает на себе особое внимание владыки. Это очень большая поддержка в деле взаимодействия с военнослужащими. Чудо в горах Среди множества наград протоиерея Виктора Полякова есть медаль «За боевое содружество». Эту редкую для священника и очень почетную награду он получил несколько лет назад. Приказ о награждении подписал сам министр внутренних дел Владимир Колокольцев. Отец Виктор действительно заслужил эту награду. С сотрудниками Министерства он ездил в горячие точки. В 2007 году состоялась поездка на Северный Кавказ. В горах тогда устанавливали походный храм-палатку, и два нижегородских священника служили молебны, исповедовали, причащали. Жизнь и смерть всегда ходят рядом, особенно на войне. Поэтому в горячих точках множество солдат и офицеров принимают крещение, начинают регулярно ходить в церковь. Вот и храм-палатка, где служил отец Виктор Поляков, никогда не пустовал, молебны проходили при полном личном составе. Нам тоже угрожала опасность, вспоминает отец Виктор. Ездили мы тогда вдвоем с отцом Федором Погодиным, и военнослужащие предложили снять облачение и одеться в камуфляжную форму. Потому что боевики могли увидеть священников и подключить снайперов. Но мы с отцом Федором решили, что уж если суждено умереть, то лучше в рясе. Мы ж в подрясниках были, в епитрахили , с собой носили запасные Дары . И, слава Богу, в течение всей поездки подрясники так и не снимали. Тогда еще пост был Рождественский, и мы постились, старались подавать пример военнослужащим. Хотя условия были очень непростые. Только в дороге провели целую неделю. Там, в горах Кавказа, произошло даже маленькое чудо. Однажды на исповедь к отцу Виктору пришли два офицера. Он их исповедал и причастил. Потом эти люди поехали на патрулирование. И вдруг у них заглохла машина. Как не пытались ее завести, ничего не вышло. Офицеры расстроились, что не удается выполнить боевую задачу. А потом оказалось, что дорога была заминирована, и, если бы машина была на ходу, людей этих, возможно, уже не было бы в живых.

http://azbyka.ru/way/protoierej-viktor-p...

После 1917 года о. Филипп служил в церкви села Александровка Алма-Атинской области, после закрытия которой он продолжил свое служение в Троицкой церкви Алма-Аты до тех пор, пока она не стала обновленческой. Не пожелав переходить в раскол, о. Филипп стал проситься к о. Александру в Николаевскую церковь, и о. Александр радушно принял потерявшего приход пастыря. Четвертым священником Николаевской церкви был протоиерей Виктор Поливанов. До 1908 года о. Виктор служил в Покровской церкви Верного. После назначения о. Александра Скальского настоятелем Николаевской церкви о. Виктор был переведен на его место — настоятелем Александро-Мариинской церкви при детском приюте и служил там вплоть до ее закрытия. Следующее место его служения — Вознесенский кафедральный собор, где в 1923 году вместе с настоятелем и прочими клириками он принял обновленчество и до 1928 года был ключарем кафедрального собора. В 1928 году о. Виктор принес покаяние, прекратил общение с обновленцами, и о. Александр взял его в Николаевскую церковь. Прекрасный знаток церковного пения, закончивший в свое время консерваторию вместе со Свешниковым, он был регентом правого хора. Не имея собственного дома, который был передан в ведение ГПУ, о. Виктор жил со своим небольшим семейством, женой и дочерью, в Николаевской церкви, в левой боковой комнате у притвора. Вместе с ними жила бывшая насельница Верненского монастыря инокиня Параскева (Буханцова). К тому времени о. Стефан, о. Александр и матушка Парасковья Кузьминична также лишились собственного дома, в котором прожили долгие годы. Он почему-то тоже приглянулся гепеушникам, и в один день и священники, и матушка оказались на улице без крыши над головой. Николаевская церковь была переполнена вынужденными жильцами, и настоятель ее не имел своего угла. Некоторое время о. Александр и о. Стефан ходили с квартиры на квартиру, пока, наконец, их вместе с Парасковьей Кузьминичной не взяла к себе в дом монахиня Верненского монастыря Ефросиния (Даурцева). 3 апреля 1930 года на Алма-Атинскую кафедру был назначен епископ Герман (Вейнберг). Епископ Герман родился 8 октября 1885 года в дворянской семье. Окончил Петербургский университет и в 1916 году Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 24 ноября 1913 года, будучи в Академии, пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона. 30 апреля 1914 года посвящен во иеромонахи. В 1916—1917 гг. был преподавателем Житомирского училища пастырства о. Иоанна Кронштадтского .

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

Весной 1856 года по инициативе отца Виктора, в связи с необходимостью часто выезжать по монастырским делам, за 328 р. сер. была куплена новая крытая пролетка, так как купленные еще в 1849 году для настоятеля рессорные дрожки к тому времени сильно обветшали и уже не подлежали починке . Летом 1856 года отец Виктор получил разрешение на постройку в монастыре, на монастырский капитал, флигеля для настоятеля и части братии. Кроме того, во флигеле было устроено двухэтажное помещение для бедных странников, состоящее из пяти комнат, выходящих окнами на улицу Сретенку, для ночлега 10 человек. Странноприимница эта была построена по завещанию секунд-майора Афанасия Ахлебаева, который предоставил для этого 10 тыс. руб. сер. . 21 июня 1856 года указом Святейшего Синода «за благопопечение о устроении и улучшении Сретенского монастыря» в домовой церкви преподобного Сергия, игумена Радонежского, что на Троицком подворье , отец Виктор был возведен в сан игумена. 26 августа 1856 года ему был вручен бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте в память войны 1853–1856 годов. 15 ноября того же года отец Виктор по распоряжению епархиального начальства был назначен первым членом Комитета для обревизования по Московской епархии отчетов о приходе и расходе сумм, освобожденных от ревизии Казенной палаты за 1856, 1857 и 1858 годы. Летом 1857 года, по указанию отца Виктора, была починена лестница в 15 ступеней, ведущая с паперти в теплую церковь, которая от времени сильно истерлась и сделалась неудобной для ходьбы . 8 августа 1857 года горел монастырский флигель. Вместо двух сгоревших каменных корпусов были выстроены новые корпуса с постоялым двором при них, как было прежде . В архиве сохранилась «Смета на вновь производимые работы и на поправку существующих стен, обвалившихся и треснувших после пожара, в строениях, принадлежащих Сретенскому монастырю» . Пожар грозил переброситься на соборную церковь монастыря, поэтому «пожарная команда в обилии лила на оную церковь воду, от чего штукатурка во многих местах отпала, находящиеся на стенах изображения святых, писанные масляной краской, повредились и краска на стенах слиняла, а равно глава храма от пламени закоптела и повредилась». Весной следующего 1858 года отец Виктор просил разрешения на поновление пострадавшего храма .

http://pravoslavie.ru/67954.html

Началась беседа. – Вы бываете на Бассейном? – спросила она его. – Мимо прохожу, – ответил Виктор. – В гостинице Континенталь бываете? – Нет. – Я вас знаю, – вдруг сказала она. – Я вас видела три недели тому назад в квартире княгини Мигнецкой, такой же, как и я. Сидели. Говорили. Входите вы в сюртуке, как сейчас сидите. – Я не был никогда у вас в гостинице, – возразил Виктор. – Ну не вы – ваш дух вошел. Я говорю княгине: «вот вошел дух человека, который будет полезен церкви и будет бороться за Христа». Я сейчас собираюсь ехать к княгине. Теперь я скажу ей, что уже познакомилась с вами. Затем ясновидица стала увещевать Виктора оставить спиритизм и взяться за Божие дело. А когда их беседа подходила к концу, и он уже собирался уходить, она вдруг, всматриваясь в него своими блестящими глазами, вскричала: «Не двигайтесь! Не шевелитесь! Сидите спокойно!... Что я вижу? Я вижу перед собой человека, изможденного старика, в монашеской мантии, достаточно потрудившегося за Христа и Церковь Его. Вы будете скоро монахом. – Нет! – протестовал. Виктор, – не собираюсь даже в монастырь. Может быть лет через десять, когда закончу свою работу. Прощаясь, Мария Васильевна добавила: – «Я никого не принимаю. Вас приняла для того, чтобы возвестить вам волю Божию, указать вам новый путь вашей жизни и заставить бросить занятия оккультизмом. Теперь за всеми вопросами вы будете обращаться к моей приятельнице и единомысленнице Марии Адольфовне Карель». Она дала адрес и с миром отпустила юношу. Виктор был поражен ее прозорливостью и в тот же день сразу из дома ясновидицы поспешил на квартиру Карель, известной целительницы магнетизерки, жившей на Измайловской улице. Был канун праздника Михаила Архангела. Марию Адольфовну он встретил у входа квартиры, она собиралась ко всенощной. Принять его она не смогла. Но, приветив, сказала: – «Здравствуйте, молодой человек. Знаю, знаю от кого вы пришли... Ваше имя Михаил. – Мое имя Виктор! – возразил юноша. – Зачем вы спорите, молодой человек? – прервав препирательство, сказала Карель.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Итак, 3/16 сентября митрополит Сергий постановил: «I. Oбpamumь Ижевское викариатство Сарапульской епархии в самостоятельную епархию в составе православных приходов, находящихся в пределах Вотской области и доселе принадлежавших названному викариатству. II. Bnpeдь до назначения на свободную Ижевскую кафедру архиерея, поручить вновь открытую епархию архипастырскому попечению Преосвященного Глазовского Виктора» [xxxii] . Необходимо отметить, что епископ Виктор только в августе был освобожден из внутренней тюрьмы ОГПУ в Москве, где находился под следствием с мая 1926 г. [xxxiii] .  20 августа Особое Совещание Коллегии ОГПУ вынесло решение по следственному делу: лишить Островидова Виктора Александровича права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Вятке и соответствующих губерниях, с прикреплением к определенному месту жительства на три года [xxxiv] . Епископ Виктор выбрал таким местом город Глазов Вотской автономной области. По дороге из Москвы в Глазов владыка Виктор заехал в Нижний Новгород к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию, который дал ему «поручение [xxxv] , руководствовать Вятской епархией вместо епископа Симеона, отозванного в Чебоксары» [xxxvi] . Таким образом, являясь викарным Глазовским архиереем, епископ Виктор имел на правах временного управляющего в своем распоряжении две епархии: с 6/19 августа 1926 г. Вятскую [xxxvii] и с 3/16 сентября того же года Ижевскую. Сарапульский епископ Алексий отреагировал протестом на новое преобразование Ижевского викариатства в самостоятельную епархию. Получив известие об этом, епископ Алексий отправляет митрополиту Сергию телеграмму: «Ижевским благочинным получена от Шишкина из Москвы телеграмма вновь открыта епархия неужели Вы это сделали без отзыва епархиального архиерея» [xxxviii] . Как содержание текста телеграммы, так и наличие в архивном деле нескольких черновиков последней говорят о неожиданности для Сарапульского епископа такого решения Высшей Церковной власти и судорожной на это решение реакции. Получив текст распоряжения митрополита Сергия от 3/16 сентября 1926 года, епископ Алексий 22 сентября «разразился» претенциозно-обвинительным докладом в адрес митрополита. Приведем текст этого доклада.

http://bogoslov.ru/article/1295104

Епископ Виктор сообщил о своем назначении благочинного г. Ижевска следующим письмом от 20 сентября/3 октября 1926 г.: «Благочинному Градских церквей г. Ижевска, Протоиерею Владимиру Ильичу Замятину, а через него и всем пастырям и благочинным Ижевской епископии. Волею Божиею и распоряжением патриаршего местоблюстителя, высокопреосвящен-нейшего Митрополита Сергия от 3/16 Сентября с/г Ижевское Викариатство Сарапульской Епархии обращено в самостоятельную епархию. Временное попечение Ижевской Епископии и возносить впредь при богослужениях в установленном порядке вместо имен епископов Алексия и Стефана мое имя. Мир Божий да будет в сердцах Ваших и благословение Божие да почиет на трудах Ваших. Любящий Вас и всю паству Ижевскую любовию во Христе Виктор Епископ Глазовский» [xlvi] . Будучи обязанным подпиской о невыезде, владыка отказывался от поездки в Ижевск [xlvii] . Однако председатель приходского совета кафедрального Александро-Невского собора Ижевска Шишкин телеграфировал владыке, что все формальности для его приезда улажены [xlviii] . Получив такую информацию, епископ Виктор десятого октября прибывает в Ижевск [xlix] . Прибыв утром воскресного дня, владыка «отслужил в Александровском соборе литургию с благодарственным молебном, затем вечерню с молебном и акафистом Св. Благов. Князю Александру Невскому» [l] . Властями было разрешено пребывание епископа Виктора в Ижевске до 18 октября [li] , поэтому он назначил богослужения со своим участием в Покровской церкви на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) и в Михайловском соборе в воскресенье 17 октября [lii] . Впечатление владыки Виктора о Михайловском соборе настоятель этого храма передает такими его (еп. Виктора) словами: «Как только я увидел этот храм и сразу же дал слово отслужить в нем» [liii] . Но, вопреки ожиданиям, ижевцы не увидели своего нового архиерея ни на Покров, ни в воскресенье 17 октября. Епископ Виктор был вынужден покинуть Ижевск утром 13 октября [liv] . Произошло это в силу следующих обстоятельств.

http://bogoslov.ru/article/1295104

– Кликаешь ты беду, сынок, – Анна замолчала и сидела, поджав губы и глядя в никуда. 11 Утром, придя за хлебом в магазин, Анна повстречала многих односельчан и как-то робко пригласила в гости, на вечер, человек десять. – Витька приехал? – спрашивали ее. – Приехал, – вздыхала Анна, не зная при этом, как себя сейчас вести на людях. Чувство какой-то опасности охватило ее еще вчера, после разговора с сыном, и она пыталась понять: откуда, от кого эта опасность исходит. Она сделала все, как просил Виктор. Она сделала это, потому что не могла переубеждать его или противостоять какому-то его замыслу. Не могла именно сейчас, когда потерянные, как казалось, навсегда, отношения матери и сына восстановились, когда между ними воцарились доверие и теплота. …Вечером, как и предполагалось, в дом к Анне стали подтягиваться приглашенные. Некоторых из них Виктор едва узнавал – когда-то для него, Виктора, они были взрослыми дядями и тетями, сейчас же это были пожилые люди, побитые жизнью, неряшливо одетые, частью спившиеся и, по большому счету, несчастные. Здоровались с Виктором, задавали какие-то вопросы и усаживались за стол. На столе стояла нехитрая деревенская закуска и три бутылки самогона из последнего запаса Анны. Разлили по первой в граненые стаканчики, выпили за приезд Виктора. Виктор выпил самогонки вместе со всеми. Закусил. – Говорят, Вить, ты по научной части хорошо пошел в столице? – Нормально, – ответил Виктор, – не жалуюсь. Хотя всем сейчас трудно, что там говорить, – Виктор поддерживал разговор и незаметно оглядывал всех собравшихся, словно решался на что-то. – А говорят, ты вчера Гену Камня со двора шуганул? Он уже на всю деревню разнес, – едва прошамкала беззубым ртом подвыпившая Галя. – Да шуганул какого-то сморчка. За самогоном приходил. Я ему сказал, что лавочка закрыта и больше не откроется. Анна сидела, опустив глаза и поджав губы. При словах сына она заметила, как все переглянулись недоуменно и стихли. Только Галя, та самая Галя Кутепова, пустившая тридцать лет назад подлую сплетню, ничего не поняла и продолжала:

http://azbyka.ru/fiction/durnaja-derevnj...

Собор в Вашингтоне уникален и своей историей. Протоиерей Виктор Потапов: - Это единственный храм, основанный в Америке святителем Иоанном Шанхайским и Сан-Францисским. 11 сентября 49-го года он приехал в Вашингтон, чтобы хлопотать о своей застрявшей на одном филиппинском острове пастве, их там было 5 тысяч человек. И владыка Иоанн приехал в Вашингтон, ничтоже сумняшеся, выступил перед Конгрессом, и конгресс сделал исключение, пустили паству владыки Иоанна в Америку. Настоятель собора протоиерей Виктор Потапов - возможно, самый известный в России священник Зарубежной Церкви. Много лет на радиостанции «Голос Америки» он вел религиозную передачу на русском языке. Отец Виктор всегда был непримиримым противником Москвы. А теперь он горячий сторонник объединения. Протоиерей Виктор Потапов: - Я вспомнил слова владыки Василия Родзянко, который всегда нам говорил, что нужно причащаться вместе, а потом во всем остальном мы разберемся. И я думаю, что он был прав. Во время пребывания делегации из Москвы на могиле владыки Василия Родзянко была отслужена совместная панихида. Протоиерей Виктор Потапов: - Нет другого человека, который столько сделал для объединения церквей и для России, как человек, который похоронен на этом месте. Приснопамятный владыка Василий. Царствие ему Небесное. Для разных поколений наших соотечественников этот русский храм в столице США стал живой связью с Родиной. И в прежние времена, когда Россия была так далеко, и теперь, когда она ближе. Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Наша программа подошла к концу. Ее электронную версию Вы всегда найдете на нашем сайте «Седмица.ру». Там же Вы узнаете много интересного из религиозной жизни всего мира. Через неделю мы встретимся снова. Я буду отвечать на ваши вопросы. Можно ли в сегодняшней жизни жить по Евангелию? Что отличает евангельские заповеди от общечеловеческих ценностей? Поговорим об этом через неделю. Всего Вам доброго! Храни Вас, Господь! http://www.sedmitza.ru/text/536054.html Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

В Сретенский монастырь переведен 6 сентября 1879 года в возрасте 41 года. Исправлял священнослужение и клиросное послушание. 32. Иеромонах Тихон (Троицкий), Послушник Константин Троицкий. Из духовного звания, сын диакона. Холост. По увольнении из высшего отделения Заиконоспасского духовного училища поступил в Московскую Сенатскую типографию батырщиком 11 января 1858 года. За упразднением типографии оставлен за штатом 1 мая 1869 года. По прошению определен в число братии Сретенского монастыря, вследствие указа из консистории от 31 декабря 1879 года, в возрасте 53 лет. Проходил должность просфорника. В монашество пострижен 13 августа 1885 года, рукоположен в иеродиакона 26 сентября 1886 года. Рукоположен в иеромонаха 1 февраля 1887 года. Исправлял священнослужение и должность свечника. Кончина архимандрита Виктора (июль 1889 г. ) К 1880 году отец Виктор по расстроенному здоровью был уволен на покой и поселился в Донском монастыре, в пользу которого в разное время пожертвовал более 30 тысяч рублей . Будучи на покое, в 1882 году пожертвовал митру и 500 руб. в Лужецкий монастырь на вечное поминовение . Архимандрит Виктор скончался на 91-м году жизни. Отпевание и погребение его было совершено в Донском монастыре 17 июля 1889 года . Заупокойную литургию и отпевание почившего совершал в главном монастырском соборе специально прибывший для этого из Петербурга член Святейшего Синода, управляющий Донским ставропигиальным монастырем, преосвященный епископ Герман с настоятелем Златоустова монастыря архимандритом Афанасием, местным наместником, архимандритом Ипполитом и несколькими иеромонахами, при пении хора синодальных певчих. Похоронен архимандрит Виктор у северо-западного угла левого Феодоровского придела теплой монастырской церкви . За два срока своего пребывания в Сретенском монастыре сперва строителем, потом в должности настоятеля – в общей сложности около 15 лет – архимандрит Виктор произвел в монастыре огромное количество переделок, починок, построек и перестроек. Он вновь отделал и украсил монастырские церкви, возвел на монастырской земле громадный дом, приносящий обители значительный доход . Вновь, вместо старого, построил каменный двухэтажный корпус для помещения в нем 16 келий и многое-многое другое.

http://pravoslavie.ru/67954.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010