Особенные же труды и работы прилагал он к увеличению количества приходов и к церковному строительству. Благодаря покровительству Оберпрокурора Св. Синода К. П. Победоносцева он много успел сделать в этом отношении: открыл 22 прихода и устроил более 70 храмов, и кроме того много часовен. В целях еще большего усиления в крае церковно-просветительного влияния он учредил здесь Пюхтицкую и Свято-Троицкую в г. Риге женские общины и Алексеевский монастырь в г. Риге при архиерейском доме, торжественный крестный ход из Псково-Печерского монастыря в г. Ригу и обратно с чудотворной иконой Божией Матери «Умиление», постоянно совершал путешествия по епархии для церковно-религиозных торжеств и для развития в приходах церковно-народного пения открыл в г. Риге «Общество любителей православного церковного пения». Сам ревностный проповедник, он и пастырей возбуждал к учительству и проповедничеству: старался развить в приходах «катехизацию», учреждал библиотеки и внебогослужебные беседы и чтения. Много забот Преосвящ. Арсений положил и на благоустроение местных духовно-учебных заведений. Расширил Иллукстское женское духовное Училище, учредил в г. Риге Епархиальное женское Училище. Он положил основание изданию «Рижских Епархиальных Ведомостей», учредил Историко-Статистический Комитет по описанию церквей епархии и основал в г. Риге Церковно-Археологический Музей. С этой целью, пользуясь епархиальными съездами духовенства и во время своих объездов епархии, он вел обстоятельный архипастырские беседы то с одними благочинными, то с настоятелями монастырей, то с епархиальными Миссионерами. Живым своим воздействием он стремился поднять в них и в руководимом им духовенстве живой пастырский дух и рвение. Уже первые действия были направлены к утверждению в епархии церковного истового благообразия и чинности. По его распоряжению капитально был обновлен кафедральный собор, отремонтировано здание консистории; состав служащих в ней изменен, а содержание их почти удвоено. Приведены были в более благоустроенный вид архиерейские дома – городской и загородный.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

3. Почитание чудотворных икон в Византии было так велико (особенно после эпохи иконоборства), что наряду с храмами, освященными во имя Спасителя, Богородицы, святого или праздника стали основывать церкви в честь чудотворных икон. В Древней Руси икона также нередко становилась «основательницей» храма. В честь большинства чудотворных икон построены монастыри, храмы или, по крайней мере, приделы в храмах или же часовни. По всему лицу земли российской рассеяны богородичные монастыри в честь чудотворных икон: Абалацкий, Ахтырский, Боголюбский, Владимирский, Донской, Знаменский, Иверский, Казанский, Корсунский, Смоленский, Тихвинский, Толгский, Седмиезерный. Этот список можно значительно расширить; кроме того в честь одной иконы нередко воздвигнуто несколько монастырей. Например, в честь чудотворной иконы Знамения Божией Матери в России было перед революцией четыре мужских и три женских монастыря. Или обратимся к храмам. По нашим подсчетам только в Москве на 1998 год в честь чудотворных икон действует 76 церквей. Богослужебная функция. Эта функция иконы проявляется в двух аспектах: 1) икона в богослужении и 2) богослужение как икона. 1. Икона рождается в новозаветной Церкви, в храме, в богослужении, и только в Литургии она получает всю присущую ей духовную глубину и вселенскую полноту, только в ней икона живет живой и двуединой небесно-земной жизнью, только в Литургии она исполняет свое предназначение и свышнее призвание, только в ней она обретает синергийное единство с небесными первообразами и соборное единство с другими церковными образами, другими видами искусства. Часто праздничной иконой становится прославленная чудотворная икона. В данном случае сам праздник и икона праздника совпадают. Все богослужение совершается в честь иконы, покоящейся на специальном аналое. Икона не просто изображает праздник или напоминает о нем, но сама является объектом празднования. И в этом богослужебная функция иконы проявляет себя особенно наглядно. 2. Второй аспект этой функции состоит в том, что само богослужение можно рассматривать как икону, как образ. В Православии иконичны как богослужебные циклы (годовой, седмичный, суточный), так и каждая Литургия и отдельные богослужения. Весь годичный богослужебный цикл – это икона всемирной истории от сотворения мира до Страшного Суда.

http://azbyka.ru/funkcii-ikony-ikona-i-o...

В обители на отца Гавриила возлагались важные послушания казначея, эконома, а также настоятеля Ильинского подворья в Константинополе. Занимаясь послушаниями по благоустройству скита, отец Гавриил не переставал жить напряженной духовной жизнью. Непрестанная молитва, духовная мудрость, отеческое обращение с братией, сердечная приветливость с посторонними людьми, хозяйственная практичность - все эти качества удивительно сочетались в нем. После переселения в 1887 году настоятеля скита иеросхимонаха Товии в Ахтырский монастырь Богу угодно было вверить отцу Гавриилу управление Свято-Ильинским скитом. В 1891 году Константинопольским патриархом Иоакимом III иеромонах Гавриил был возведен в сан архимандрита. Новый настоятель, имея от Бога высокие духовные дарования, искусно управлял жизнью обители. Он учил братию необходимости строгого соблюдения монастырского устава, внутреннего совершенствования. Под влиянием его отеческих наставлений некоторые иноки, кроме исполнения трех обычных монашеских обетов - нестяжания, целомудрия и послушания, брали на себя еще дополнительные обеты, направленные на укрепление духовной воли, возвышение христианского духа. Много потрудился архимандрит Гавриил Афонский для благоустройства и процветания обители, как внутреннего, так и внешнего. Впереди предстояла постройка нового собора, но средств не хватало. По ходатайству настоятеля скита архимандрита Гавриила, по высочайшему соизволению и с благословения Святейшего Синода русскому скиту святого пророка Илии был разрешен сбор подаяний по всей Российской Империи. В конце 1893 года архимандрит Гавриил в сопровождении братии прибыл в Россию со святынями Ильинского скита: чудотворной иконой Божией Матери «Млекопитательницы», частью древа Животворящего Креста Господня и левой стопой от мощей апостола Андрея Первозванного. По благословению митрополитов Палладия Санкт-Петербургского и Сергия Московского, архиепископов и епископов разных губерний России эти святыни были поставлены в храмах столицы и других городов для поклонения благочестивых христиан и сбора посильных пожертвований.

http://isihazm.ru/1/?id=574

В рукописной книге ахтырского Покровского собора записано 324 чудесных исцеления от этой иконы. Последнее из чудес, записанное в этой книге, относится к 1774 году. После сообщения протоиерея Симеона Садовского о бывших чудесах от святой иконы поступило распоряжение от митрополита Антония произвести расследование чудес. На это распоряжение поступило донесение, что бригадир города Ахтырки Лесовицкий и полковой старшина подтвердили о всех бывших исцелениях. Дело затребовал на свое рассмотрение Святейший Синод. По повелению императрицы Елисаветы Петровны от 26 ноября 1744 года было вновь произведено расследование о всех чудесах святой иконы. Наконец в 1751 году, уже после третьего следствия, на котором все, испытавшие на себе проявление благодатной, чудесной силы от святой иконы, подтвердили под присягой истинность прежних своих показаний, Святейший Синод при заключительном постановлении следствия докладывал императрице о сем деле и указом от 22 июня 1751 года предписал: «Святую оную икону почитать за чудотворную и празднование в честь ее совершать 2 июля». Высочайшим повелением императрицы Елисаветы Петровны в Ахтырке был воздвигнут величественный, обширный собор по плану, составленному знаменитым строителем Растрелли, на что императрица из личных своих средств пожертвовала 2000 рублей серебром, сумму в то время немалую. Работы по постройке собора были закончены, и в 1768 году собор был торжественно освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Из многих чудесных исцелений от чудотворной иконы по вере прибегающих к благодатной силе Благословенной Богородицы особенно замечательно по своей исторической достоверности следующее: жена генерала барона Вейделя Елисавета приехала в 1748 году в Ахтырку больная и усердно молилась пред чудотворной иконой Богородицы об исцелении от болезни. В следующую ночь она увидела Божию Матерь во сне и услышала от Нее повеление: «Напрасно ты просишь избавления от болезни. Это для тебя не нужно: ты скоро оставишь земную жизнь. Раздай по церквам и нищим все имение твое, – такая жертва послужит на пользу души твоей». Больная ответила: «Мати Божия! у меня есть дети: если я раздам все мое имение, дети мои останутся в крайней нищете и бедности». Но Царица Небесная сказала: «Не заботься о детях: Я буду всегдашнею покровительницею: а ты через пять дней умрешь, потому готовься к исходу, немедленно раздай имение по церквам и нищим, чтобы творили молитвы о твоем спасении». После сего Матерь Божия стала невидимой.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Подробнее... Населённые пункты [ править править код ] Орёл Святыни Орловской области [ править править код ] Кафедральный Ахтырский собор : свт. Тихон Задонский (десница), «Ахтырская» икона Божией Матери. Богоявленский собор (Орёл) : икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Крестильское кладбище (г. Орёл): чтимая могила блаж. Афанасия Сайко (не канонизирован). Спасо-Преображенский собор (Болхов) : свящ. исп. Георгий Косов (Чекрякский) (ХХ в.) (часть мощей). Монастыри Орловской области [ править править код ] Все монастыри Орловской области Ливенский Марие-Магдалининский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1884 Статус : действ. Адрес: Россия, Орловская область, Должанский район, с. Никольское К монастырю из Москвы: от автовокзала м. Щёлковская на автобусе до г. Ливны, далее рейсовый автобус до с. Никольское. Уточнить информацию в г. Ливны можно в билетной кассе. Они скажут, какой автобус и где выходить. Из Москвы в 20-05 автобус едет через Тулу, Ефремов, Елец и в 5-20 в г. Ливны. Рейсовый автобус уходит в 6 и в 7 утра. Web : http://maria-magdalina.ru/ Женский монастырь, устроенный на средства, завещанные помещицей М. А. Охотниковой, в ее имении. Открыт в 1884, к нач. ХХ в. крупный монастырь с большим хозяйством. Закрыт вскоре после революции, часть построек разобрана. Восстановлен в 1995. Подробнее... Троицкий Оптин женский монастырь [ править править код ] Дата основания : не позже XVI в. Архитектор : 1756-1760: Алисов В. - ремонт Статус : действ. Адрес : Орловская обл., Болховский р-н, г. Болхов, Верхне-монастырская слоб., 1 Мужской монастырь, известный с XVI в. По преданию основан в XV в. раскаявшимся разбойником Оптой. В 1614 разорён поляками, в 1620-х восстановлен. Каменное строительство начато в кон. XVII в. В 1764 на грани закрытия, в XVIII-XIX вв. известен чудотворной Тихвинский иконой Богоматери. Ограда и кельи в основном выстроены в сер. XIX в. Закрыт в 1923, позже большинство зданий сломано, уцелели Троицкий храм, корпус келий и часть ограды. Восстановлен в 2001 как женский.

http://azbyka.ru/palomnik/Орловская_обла...

Высокопреосвященный Владыка глубоко в своем сердце переживал всю трагедию этой войны с врагом-язычником. Всю силу своей любви к родине и страдания о ней он прежде всего выражал в архипастырских своих молитвах и богослужениях и в целом ряде молебнов для разных собраний, сословий и учреждений о даровании побед Российскому воинству. К этим молениям он привлекал даже учащихся детей, как напр. 4 марта 1904 года в Харьковской Благовещенской церкви, куда были собраны на молебен о даровании победы 2000 ч. учащихся городских церковных школ. И во всех этих случаях Владыка произносил глубокотрогательные патриотические слова с призывом усилить теперь свои молитвы за Царя, Христолюбивое воинство и родину о даровании успеха в этой войне с язычником, ибо с нами Бог , и с нами правда, призывая в то же время обновиться духом своим в чувстве покаяния, и сокрушения о грехах своих и облегчать страдания раненных воинов и бедствия осиротевших семейств убитых воинов своими посильными жертвами. Чрезвычайное усердие и истинно-патриотическое воодушевление проявил Святитель при встрече и проводах 12 апреля 1904 года следовавших через г. Харьков героев-моряков погибших кораблей «Варяга» и «Корейца», которых по встрече на вокзале он потом пешком при восторженных народных овациях сопровождал в здания Пушкинского училища, где приветствовал их со слезами задушевным и прекрасным словом, благословив их св. иконами Божией Матери-Озерянской и Ахтырской. Торжественным напутственным молебствием в кафедральном соборе чествовал Святитель адмирала Скрыдлова, отправлявшегося на Дальний Восток командовать флотом, благословив его Озерянской иконой Божией Матери и своим келейным молитвенником. Глубокий момент всенародного горя пережил Архипастырь по поводу падения русской крепости Порт-Артура. Он с облитым кровью сердцем отозвался на это ужасное испытания служением 24 декабря 1904 года торжественной панихиды в кафедральном соборе по воинам, погибших при защите этой твердыни. Панихиду он предварил словом – необычайным по силе скорбного чувства и по пророческому предвидению грядущих благ этой войны: «Святая кровь наших самоотверженных воинов, положивших жизнь свой за веру, Царя и отечество, удобрит языческую землю, и, веруем, воссияет там св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Крестные ходы с молитвой о мире состоялись в епархиях Украинской Православной Церкви 28 июня 2021 г. 13:12 Крестные ходы с молитвой о мире на Украине состоялись в Херсоне, Нежине, Умани, Ахтырке. Участники шествий пронесли по улицам чтимые святыни. Крестный ход с Касперовской иконой Божией Матери прошел в Херсоне  23 июня 2021 года. Чудотворный образ, просиявший на Херсонской земле, прибыл из Одессы на несколько дней для участия в престольном празднике Свято-Духовского кафедрального собора. В молитвенном шествии приняли участие митрополит Херсонский и Таврический Иоанн , митрополит Новокаховский и Генический Филарет , священнослужители Херсонской и Новокаховской епархий, многочисленные верующие. Колонна богомольцев проследовала от Свято-Духова кафедрального собора к храму Всех святых. В завершение шествия Касперовский образ пронесли над головами коленопреклоненных верующих. В Нежине (Черниговская область) состоялся крестный ход с мощами святителя Иоанна, митрополита Тобольского, Черниговского и Нежинского, чудотворца. Молитвенное шествие 23 июня возглавили митрополит Северодонецкий и Старобельский Никодим , митрополит Нежинский и Прилукский Климент , викарий Нежинской епархии епископ Ладанский Феодосий . Архиереи, духовенство и многочисленные миряне прошли по улицам города с молитвой об Украине и ее боголюбивом народе. К сожалению, праздник был омрачен   провокацией  со стороны радикально настроенных лиц, пытавшихся препятствовать движению колонны и богослужению на площади. По окончании шествия митрополит Климент поблагодарил паству за совместную молитву. 22 июня крестным ходом в Умани (Черкасская область) традиционно почтили память новомучеников и исповедников земли Уманской, пострадавших за веру в ХХ веке. После богослужения в Николаевском кафедральном соборе священнослужители и миряне во главе с митрополитом Уманским и Звенигородским Пантелеимоном прошли с церковными песнопениями к районному отделу Национальной полиции Украины, где в начале ХХ века располагалась тюрьма, ставшая местом исповеднического и мученического подвига сотен верующих. У поклонного креста был отслужен молебен и совершена заупокойная лития по христианам, пострадавшим от богоборческой власти. В Ахтырке (Сумская область) крестный ход состоялся 19 июня 2021 года. После молебна в Покровском кафедральном соборе священство и прихожане во главе с благочинным протоиереем Евгением Сопигой прошли в Свято-Троицкий мужской монастырь, воздавая хвалу Божией Матери. Главной святыней шествия стала чудотворная Ахтырская икона Пресвятой Богородицы. В Свято-Троицкой обители паломников встретил митрополит Сумской и Ахтырский Евлогий . Чудотворный образ обнесли вокруг монастыря и установили в храме, после чего было совершено всенощное бдение престольного праздника. «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5824400.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВОМОСКОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Троицкий собор в Новомосковске. 1778–1780 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Троицкий собор в Новомосковске. 1778–1780 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Днепропетровской епархии, существовало в период не позднее нояб. 1928 - нач. 1929 г., возобновлено в 2009 г. Близ Новоселицы (с 1794 Новомосковск, ныне Днепропетровской обл., Украина), на берегу р. Самара, в зданиях упраздненного Самарского Пустынного во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря (ныне монастырь возрожден) в 1791 г. был устроен загородный архиерейский дом Екатеринославских (Новороссийских и Днепровских в 1797-1803) епископов со скитом. В 1915-1917 гг. в праздник свт. Николая Чудотворца, 6 дек., проводился крестный ход из бывш. Самарского Николаевского мон-ря в Новомосковск и в Екатеринослав (в 1797-1802 Новороссийск, в 1926-2016 Днепропетровск, ныне Днепр, Украина) с главной святыней края - местночтимой Самарской чудотворной иконой Пресв. Богородицы (список с Ахтырской иконы Божией Матери ). Образ находился в Никольском храме Самарского загородного архиерейского дома до его упразднения в 1928 г. В докладе патриарху Московскому и всея России свт. Тихону (Беллавину) от управляющего Екатеринославской епархией Бахмутского еп. Иоанникия (Соколовского) от 24 июля 1923 г. сообщалось о том, что в Новомосковске остался верным канонической Церкви только бывш. настоятель храма Толгской иконы Божией Матери свящ. Петр (впосл. Новомосковский еп. Иоасаф (Попов)), лишенный властями прихода; настоятель Троицкого собора прот. Георгий Даценко перешел в обновленчество (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 201. Л. 2-7). Образование Н. в. не позднее нояб. 1928 г. было обусловлено нек-рым облегчением положения Церкви после издания «Декларации» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Временного Синода, когда власти разрешили регистрировать региональные органы церковного управления.

http://pravenc.ru/text/2577843.html

При монастыре имеется церковно-приходская школа и 8 гостиниц для богомольцев. Управление архимандричье. Высочиновский Казанский монастырь в Змеевском уезде. Обитель расположена в с. Высочиновке, в 3 верстах от уездного своего города, и открыта по ходатайству помещика Ковалевского на пожертвованные им средства. Храм в монастыре один, и в нем находится местночтимая Казанская икона Божией Матери, носящая имя Высочиновской. С этой иконой бывает крестный ход в гор. Змеев 27 июня, и икона остается в городском соборе до 7 июля, когда снова ее приносят обратно в обитель. Кроме того, тут же имеется древняя икона Св. Николая Чудотворца, особо почитаемая местным населением. Управляет обителью игумен. Дмитриевский Ряснянский монастырь в Ахтырском уезде. Этот общежительный монастырь находится при селе Рясном, в 12 верстах от станции Курско-Харьково-Севастопольской жел. дороги «Славгород», в 20 верстах от станции той же железной дороги «Краснопавловка» и в 60 верстах от г. Ахтырки. Основана обитель 14 сентября 1867 года на средства местного помещика Константина Хрущова, пожертвовавшего свою усадьбу и 100 тысяч рублей на святое дело создания монастыря, в котором теперь есть три храма: во имя Св. Димитрия Солунского, в честь Преображения Господня и в честь Св. Архистратига Михаила. При обители есть богадельня и церковноприходская школа. Управляет монастырем игумен. Куряжинский Преображенский монастырь в Харьковском уезде. Монастырь находится при селе Куряже, в 8 верстах от Харькова, и служит местопребыванием викарного епископа Сумского. Местность, занимаемая обителью, представляет собой довольно значительную возвышенность, окруженную с трех сторон тенистыми садами и вековыми деревьями, оставшийся от ранее бывших здесь лесов. В 1663 г. полковник Григорий Донец и старец Иоил основали здесь монастырь. Обитель эта просуществовала до 1788 года, когда была закрыта и назначена для покоя всех монашествующих упраздненных обителей этого края. В 1793 году здесь был устроен сначала лазарет, а через три года восстановлен и самый монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   Ревностно принялся настоятель о. Филарет за восстановление обители. Он занимался не только ремонтом построек, но и осуществил ряд конструктивных планов: определил новую планировку обители, предпринял строительство новых храмов, других зданий монастыря. Постепенно увеличивалось число влиятельных благодетелей, в числе которых были помещик Д.С. Бровцын, А.С. Анненков, ахтырский помещик К.Д. Хрущов, щедрая благотворительность которых позволила осуществить многие строительные работы в обители. Но и этих средств было недостаточно для реализации намеченных планов реконструкции монастыря. Тогда игумен Филарет, помолившись с братией перед Чудотворной иконой Божией Матери и испросив благословение у преосвященного Евгения, в 1821 г. отправился с ходатайством в Петербург. 5 июля 1821 г. состоялась его встреча с императором Aлekcahдpoм I, который сам пожелал побеседовать со старцем Филаретом. Встреча состоялась «в тайном кабинете Его Величества. При входе смиренного старца благословенный властитель России встал, по своему замечательному смирению принял благословение от вошедшего и, облобызав десницу его, милостиво расспрашивал о происхождении его, о зданиях Глинской пустыни, качестве ее земли, о числе братий, способах их содержания и об уставе обители .    Монарх благоговел перед духовными старцами, лично знал жизнь ряда обителей, и его интересовало, был ли игумен Филарет в Валаамском монастыре, насколько согласуются правила Глинской обители с валаамскими и др. . Император очень внимательно отнесся к нуждам Глинского монастыря, просившего в докладной записке 300 десятин леса из окружавшего лесного массива, об уплате монастырских долгов до 3000 рублей (ассигнациями), утвердить Устав обители, увеличить штатное число монахов обители с семи до двадцати человек и разрешить иметь столько же послушников, предоставить братии право выбирать из своей среды настоятеля.    Важно отметить, что все просьбы обители были удовлетворены. С радостью благодарил отец Филарет Господа и Божию Матерь, потому что только Им, а не себе приписывал смиренный настоятель успех дела. А когда было получено разрешение и на использование 300 десятин леса, торжество обители было неописуемым. Братия обители в знак благодарности Господу и Его Помазаннику императору Aлekcahдpy I устроили 4 ноября 1823 г. праздник с целодневным звоном. Торжество было столь велико, что даже службы в тот день совершались пасхальные, а по окончании литургии был отслужен благодарственный молебен с многолетием государю и всему царствующему дому. Такое «торжество бысть многим во удивление» — так писал игумен Филарет в своих записках в 1823 г. .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010