Гость портала Православие.Ру – протоиерей Петр Перекрестов, ключарь собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, автор множества публикаций о святителе Иоанне Шанхайском. Мои родители Александр Иванович и Лидия Петровна Перекрестовы с монахинией Иулианией (Денисовой) из Минска в Монреале, 2016 год Странствия на чужбине Со стороны отца мои дед, и прадед, и прапрадед – все были либо военными, либо юристами. Прадед жил в Ахтырке и поддерживал крестные ходы с иконой Ахтырской Божией Матери. Дед воевал в Белой армии, покидал Россию через Крым. Папа уже родился в Югославии, в Загребе, учился в русском кадетском корпусе. Бабушка была словенка, они жили на границе с Австрией, и папа знал немецкий язык. Потом Тито поссорился со Сталиным и решил избавиться от русских. Тех, кто симпатизировал коммунистам, отправил в СССР, а белых эмигрантов – на Запад, в другие европейские страны. Такие вот гонения и скитания выпали на долю моих родных. Папа оказался в Триполи, в Италии. После Второй мировой войны в Европе кругом была разруха. Папа уехал в Канаду, окончил университет, стал гидрологом, делал расчеты для строительства дамб. Мама родилась в СССР, казачка. Она всегда была верующим человеком, но ребенком прятала крестик – её детство пришлось на сталинские годы. Её отца забрали в Красную армию, и он пропал без вести в самом начале Великой Отечественной войны. Много лет спустя мы его отпели... Тринадцатилетняя мама с бабушкой и тетей были угнаны немцами в Австрию на принудительные работы. После войны оказались в лагере для беженцев, смогли переехать в Канаду, где моя мама и познакомилась с папой. Так мы с братом и родились в Канаде, в Монреале. Мой брат сейчас игумен, служит в приходском храме. Я учился в семинарии в Джорданвилле. Папа сначала не очень одобрял мое поступление в семинарию, но с годами стал радоваться, что сын служит в соборе, сохраняет русский язык, потому что папа очень любил Россию. И папа стал старостой в маленьком храме, где они с мамой жили.

http://pravoslavie.ru/114020.html

– Как ваши дела? – спрашивает матушка с ходу. – Да мои-то, по сравнению с вашими, вообще прекрасно, – отвечаю прямо. Матушка реагирует тут же. – А вы знаете, где трудно, там хорошо! – и снова эта уверенная улыбка. Так улыбаются люди, которые точно знают, что все будет хорошо. Я снова оглядываюсь по сторонам в поисках хоть чего-то, что давало бы надежду на «хорошо». Но кроме деревянного поклонного креста за грудой камней и аккуратной клумбы с цветами по-прежнему больше ничего не вижу. Матушка же безмятежно продолжает: – Когда меня привез сюда владыка Никита, честно вам говорю, я дар речи потеряла: смотрела на все это такими грустными глазами ( смеется ) – куда же я приехала? «Вот, – думаю я, – и позитиву конец. Значит, все-таки и ей страшно». – Да, и у меня был внутренний страх, – продолжает монахиня, словно разговаривая с моими мыслями, – а владыка мне говорит: «Матушка, идите в храм, приложитесь к Ахтырской иконе Божией Матери. Мы зашли в храм. Прикладываясь к иконе, я будто даже не видела ее. И вдруг слышу внутренний голос: «Неужели ты Меня оставишь?» Это было так явно ощутимо! Я думаю: «Боже Милостивый, что же такое со мной происходит?!» И вы представляете: выхожу на территорию – и вижу цветущий сад. Я его видела, я его ощущала, это было такое чувство благодати! Теперь, когда мы познакомились с хранительницей этого места, пора рассказать его историю. «Божия Матерь послала в Козельск за Своей иконой» Ахтырская икона Божией Матери Удивительно, но даже не все козельчане знают, что возрождающийся Вознесенский монастырь стоит на том самом месте, где был древний город, сожженный войсками Батыя. На уроках истории нам всем рассказывали: один маленький город не сдался врагам, мужественно оборонялся семь недель, много пало за это время и воинов Батыя, и самих горожан, но не сдался Козельск, за что и был сожжен и назван Батыем «злым городом». Так вот, археологи в XXI веке доказали: «злой город» стоял в том числе на том месте, где позднее основали женскую обитель. Более того (это уже малоизвестный факт), раскопки на территории монастыря показали, что здесь еще до рождения монастыря (на рубеже XV и XVI веков) находился храм. То есть место это – намоленное. Да к тому же – на крови. Но кругом – разруха, разруха и снова она.

http://pravoslavie.ru/141671.html

В именах прославляемых икон Богоматери благодарное человечество отразило свои чувства к «теплой Заступнице мира холодного». То радость весны, ибо Дева была действительно весной для человечества, то похвала любви Ее – вот что звучит во многих из наименований святых икон Ее: «Благодатное Небо», «Благоуханный Цвет», «Взыграние», «Взыскание погибших», «Воспитание», «Всех скорбящих Радость», «Милующая», «Живоносный Источник», «Избавительница», «Милостивая», «Млекопитательница», «Нечаянная Радость», «Услышательница», «Неувядаемый Цвет», «Призри на смирение», «Скоропослушница», «Сладкое лобзание», «Спасительница утопающих», «Споручница грешных», «Умиление», «Утоли моя печали», «Целительница», «Утешение в скорбях и печалях». Если бы мы на земле жили жизнью бесплотных, мы бы не имели нужды ни в чем внешнем, и чувства наши не нуждались бы во внешнем выражении. Но человек не есть чистый дух. Он – дух, облеченный в плоть. Он окружен видимыми, осязаемыми вещами, а внутренняя жизнь его выливается во внешних действиях, и чувства его невольно выражаются внешним образом. Вот это свойство душ – возноситься мыслью и сердцем к любимым существам, смотря на их изображение – и дало повод к возникновению почитания святых икон. Забота Богоматери о роде людском избрала иконы как средство постоянного и близкого общения Ее с людьми. Богоматерь знала, как пусто и холодно будет людям без Нее, по уходе Ее из мира. И вот Она решила в изображениях лика Своего оставить христианам залог Своего непрекращающегося общения с ними. Святая Дева дала списать с Себя апостолу Луке, искусному живописцу, несколько изображений Своих и обещала, что с этими изображениями – иконами Ее – пребудет всегда Ее благодать. В иконах Богоматери верующие люди, их писавшие, отразили Пречистую Деву в разные минуты Ее духовной жизни. Вот она со скорбию взирает на крест Своего Сына – «Ахтырская»; вот прижимает нежно обеими руками к щеке головку Младенца – «Касперовская»; вот, держа правой рукой Младенца, левую в скорби прижимает к голове (обычный жест тяжко страдающих людей) – «Утоли моя печали»; вот крепко-крепко обхватила и держит обеими руками протянувшего у Ней на груди Свои руки Младенца, точно боясь, что отнимут Его от Нее: так готова она принять на руки и держать в материнских объятиях всякого человека, которому грозят волны мира – «Взыскание погибших»; вот, как безгранично любящая Мать, Она держит на правой руке Своего Божественного Младенца, Который так крепко, доверчиво приник к щеке Своей Пречистой Матери, обвив Ее шею Своей ручкой – «Владимирская». Сколько ласки, любви во взоре! По преданию первой иконой, которую написал святой апостол и евангелист Лука, была эта икона.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Проста и скромна была Дева Мария при жизни, всегда находясь в тени Своего Сына. В Евангелии о Богородице совсем немного строк. Но зато после Ее слава превзошла всех дев и жен, вместе взятых. Десятки икон явлены и написаны по всему миру. Одни – всемирно известны, другие – почитаемы лишь в определенной местности. Но история каждого образа начинается с проявления Ее материнской любви и заботы людях. Вот, к примеру, Ахтырская икона Божией Матери из поселка Алексеевское республики Татарстан… Крестный ход с Ахтырской иконой Божией Матери по Каме. Фото: tatar-inform.ru Странствия Ахтырского образа – Это главная святыня нашего храма, нашего поселка. Ее удивительная история записана в «Летописи Воскресенского храма села Алексеевского», составленной в 1891-м году, – рассказывает нам Любовь Ивановна Абрамова, прихожанка и приходская сотрудница. Любовь Ивановна долгие годы возглавляла музей родного края в поселке, много сделала для его развития. И потому старина для нее – живая, протягивающая невидимые нити в наше сегодня и дающая надежду на завтра. Алексеевский образ – список с чудотворной иконы, явленной 15 июля 1739 года в селе Ахтырка Харьковской губернии благочестивому служителю Покровской церкви. Во время сенокоса отец Даниил увидел яркий свет от иконы, а затем обрел и образ Богородицы. Потрясенный священник отнес икону домой и, вероятно, через некоторое время позабыл о чуде. Во время сенокоса отец Даниил увидел яркий свет от иконы, а затем обрел и образ Богородицы Так прошло 3 года. Затем Богородица во сне явилась отцу Даниилу и повелела очистить образ, украсив его должным образом. По указанию Божией Матери водой от омовения иконы священник напоил страдавшую от лихорадки дочь. Получили избавление и другие лихорадочные, испившие целительной влаги. Вскоре икону поместили в храме, и здесь она была прославлена новыми чудесами. По приказу Императрицы Елизаветы Петровны трижды назначали расследования, опрашивали людей из разных мест, испытавших проявление благодатной силы. На основании их показаний в 1751-м году Святейший Синод постановил почитать Ахтырскую икону Божией Матери чудотворной.

http://pravoslavie.ru/154815.html

Омовение иконы. Клеймо чудотворного образа Исцеление Алексея. Клеймо чудотворного образа Принесение в дом вдовы. Клеймо чудотворного образа Иконография этого необычного образа восходит к иконам, написанным под влиянием живописи Ренессанса греческими мастерами, осевшими в Италии после падения Константинополя в 1453-м году. – Это была бедная вдова, ей некому было помочь, кроме Господа и Матери Божией. Много молились они с сыном, прося о помощи, – подчеркивает Любовь Ивановна Абрамова. И вот однажды Алексей, проснувшись рано, разбудил мать: «Матушка! Ступай поскорее в село Алексеевское, отыщи там Тишичкина, выпроси у него икону Божией Матери и принеси её сюда, ко мне. Приложусь я к этой иконе и поправлюсь, встану на ноги». С надеждой на чудо страдающая за сына мать пошла в Алексеевское. И действительно нашла крестьянина по фамилии Тишичкин из старообрядческой семьи. – Мать попросила отдать ей ненужную икону. И Тишичкины вспомнили, что есть такая – служит крышкой на ларе с зерном, – продолжает рассказ наш экскурсовод. Очевидно, что икона, написанная под влиянием западным канонов, старообрядцев не интересовала. Крестный ход с иконой 15 июля Образ Божией Матери был сильно испачкан, поэтому Бакирова остановилась у ручья и омыла его. Жители Рыбной Слободы вышли встречать икону Богородицы к Слободскому перевозу, перевезли её и внесли в дом Бакировых. Как только этот стихийный крестный ход подошел к дому, Алексей приподнялся и сел, а когда внесли образ в избу – больной твёрдо встал на ноги. О случившемся в селе чуде рассказали приходскому священнику и попросили его на дому отслужить всенощное бдение и молебен. А наутро внесли икону в храм для всеобщего почитания. Несколько дней сельчане радовались – благодарили Бога и Божию Матерь, служили молебны и получали поддержку и утешение. Однако алексеевцы, услышав о чудесном исцелении, потребовали возвращения Ахтырской иконы Божией Матери. Жители Рыбной Слободы смиренно покорились и с большими почестями проводили образ, о котором мало кто знал и пекся раньше, в обратный путь.

http://pravoslavie.ru/154815.html

   В 1748 году вдова барона Родиона Кондратьевича фон Вейделя (он служил генерал-поручиком и, получив отставку, жил небогато в деревне Харьковской губ.) Елизавета Богдановна, урожденная Пассекова, искренно православная и набожная, по дороге в Петербург сильно занемогла в Ахтырке. Озабоченная участью юных детей своих, она усердно молилась в тамошнем Покровском храме пред чудотворной Ахтырской иконой Пресвятой Богородицы об исцелении. Во сне, на 2 мая, Божия Матерь объявляет ей, что она через пять дней оставит земную жизнь и должна поэтому готовиться к смерти, а имение раздать нищим. Больная упомянула о двух дочерях, которых она покинет в малолетстве и без пропитания. «О детях твоих не заботься, Я буду для них попечительницей», — отвечала Богоматерь и повторила приказание раздать имение, дабы совершались молитвы. Баронесса объявила о бывшем ей видении своему духовнику, равно и другим лицам, и чрез пять дней действительно умерла. Затем вскоре, совершенно неожиданно, обе малолетние ее дочери были потребованы к Высочайшему двору и, там воспитанные, впоследствии выданы в замужество, одна (Анна Родионовна) за графа З.Г. Чернышева, а другая (Марья Родионовна) — за графа П.И. Панина. Этот драгоценный рассказ, помещенный в книге Филарета, архиепископа Черниговского, мы можем несколько восполнить сведениями из рукописной автобиографии покойного архимандрита Ново-иерусалимского монастыря, о. Мельхиседека († 6 января, 1853 г.). «Императрица Елизавета Петровна, — пишет он, — узнав от своих приближенных вельмож о благодатном сновидении баронессы и об оставшихся после нее сиротах, прозванных «дочерьми Богородицы», сказала: «Нельзя Матери Божией, Царице Небесной, видимо быть тем, чем Она благоволила наречь Себя; это должна исполнить земная царица, Ее верная служительница. Итак, я буду им вместо матери!» Когда, по Высочайшему повелению, сироты были из Харьковской губернии привезены в Петербург и представлены во дворец, государыня нежно целовала и прижимала их к своему сердцу, расположила остаться во дворце и дала им отличное воспитание «в страхе Господнем». Обе сестры, со временем, пожалованы фрейлинами. Чернышева пользовалась дружбой великой княгини Екатерины Алексеевны и проводила с нею критическую ночь перед возведением ее высочества на императорский престол.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

По переписным книгам 1748 г. состоявшее в приходе Покровской церкви села Тешилова сельцо Артёмово принадлежало капитану Ивану и прапорщику Андрею Филипповым Пальчиковым. В конце XVIII в. их наследниками были жена Андрея Филипповича – вдова Анна Петровна с детьми Михаилом, Петром, Николаем и Димитрием Андреевичами, а также дети Ивана Филипповича Пальчикова – надворный советник Яков Иванович, секунд-майор Николай Иванович и обер-провиантмейстер Василий Иванович Пальчиковы. В начале 1840-х годов в деревне Артёмово жил поэт Е.А. Баратынский, когда строил новый дом для своей семьи в усадьбе Мураново. После революции барский дом долго служил школой, потом в нём планировали открыть музей Баратынских. В годы перестройки он был разобран на кирпич, включая и фундамент. Теперь это место отдано под застройку. В клировой ведомости за 1849 г. впервые встречаем упоминание о находившейся при сельце Артемове каменной часовне, построенной Пальчиковыми еще в XVIII в., хотя точной датировки по архивным документам не найдено. Богослужение в часовне совершалось в определенные дни сначала причтом Покровской церкви села Тешилова, а затем Ахтырской церкви села Ахтырки. Народное предание гласит, что по реке Сумерь, которая протекала через деревню Артемово, плыла икона. Крестьяне, трудившиеся на поле, вынули эту икону из воды. В честь этого события на месте обретения Страстной иконы Божией Матери была построена часовня. Часовня простояла долгое время. К сожалению, годы гонений не обошли эту святыню стороной. В 1933 г. великая скорбь постигла жителей деревни, когда они увидели, что по инициативе руководства колхоза «Росхмель» часовня была разрушена. Место их общей молитвы было поругано и разорено. В начале 1990-х годов коренная артемовская жительница преклонных лет, Киселева Раиса Ивановна, возгорелась желанием воздвигнуть в своей родной деревне православный храм. Будучи малограмотной, но имея горячую веру, эта женщина приходила в администрацию района, просила, убеждала, доказывала необходимость постройки храма. Ее настойчивые просьбы, усилия и труды не остались тщетными. При поддержке благочинного Пушкинского округа протоиерея Иоанна Монаршека была зарегистрирована община верующих, получили землеотвод под строительство храма. Благодаря помощи районной администрации и Художественно-производственного предприятия «Софрино» началось возведение храма. Церковь строилась из дерева – в стиле старинных русских северных храмов. Около храма построена символическая часовня-столп с иконой святого великомученика Пантелеимона. В храме пребывает крест с частицами мощей более ста подвижников Православной веры.

http://sobory.ru/article/?object=04975

Избрание Патриарха было назначено на 5 ноября 1917 года. В Акте избрания Патриарха Московского Тихона об этом говорится так: «В храме Христа Спасителя в Москве, после совершения часов, перед Божественной литургией, митрополит Киевский и Галицкий Владимир, в нашем присутствии [членов Собора], на особом столике, поставленном во святом алтаре по левую сторону от престола, собственноручно начертал на предварительно нам представленных чистых и одинакового размера жребиях имена трех избранных Священным Собором кандидатов на Патриаршество: архиепископа Харьковского и Ахтырского Антония, архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения и митрополита Московского и Коломенского Тихона… Засим Митрополит Владимир свернул каждый из сих жребиев в трубочку, сложив их поперек, надел на каждый из них резиновое кольцо одинакового размера и вложил в особый ковчежец, где они разместились вполне свободно, встряхнул этот ковчежец, закрыл его и перевязал тесьмою, концы которой запечатал сургучною печатью. Взявши запечатанный ковчежец в руки, митрополит Владимир изнес его из святого алтаря на солею и поставил на особо уготованном тетраподе с левой стороны от Царских врат пред малою Владимирскою иконою Божией Матери… Во время чтения Апостола из Успенского собора была принесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, котрую сопровождал митроплит Тифлисский Платон, и поставлена на солее по левую сторону Царских врат, на том самом тетраподе, на котором находилась малая икона Богоматери и ковчежец с жребиями… По окончании Божественной литургии и после совершения молебного пения Христу Спасителю, Пречистой Богоматери и святителям московским Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Ермогену в назначенное по чину время митрополит Владимир взошел на солею, приблизился к тетраподу, на котором стоял ковчежец с заключенными в нем тремя жребиями, взял его в руки и, встал на середине солеи, так что присутствующим было хорошо видно, что печать и тесьма сохранились неприкосновенными. Приняв в руки ножницы, митрополит Владимир разрезал тесьму и поднял крышку с ковчежца. Старец-затворник Зосимовой пустыни иеромонах Алексий, во время молебна ставший в мантии пред чудотворною иконой Богоматери, принял благословение митрополита, трижды осенил себя крестным знамением, вынул из ковчежца один жребий и вручил его митрополиту Владимиру. Митрополит Владимир предъявил нам жребий и огласил пред лицом епископов, клира и народа имя избранного в Патриархи – митрополита Московского и Коломенского Тихона» т. 2, с. 601–602].

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   Во время тяжелых болезней, по просьбе старца, в его келье служились молебны перед чудотворными иконами Божией Матери, которые приносились по этому случаю из других мест. Так, в 1871 г., когда старец особенно тяжело страдал, из Козельска приносилась чудотворная икона Божией Матери Ахтырская, из Мещевского Георгиевского монастыря — икона «Всех скорбящих Радосте», из села Калуженки — Калуженская. По заказу почитателей старца, на Афоне была написана и доставлена в его келью икона св. великомученика Пантелеймона, молитвы перед которой доставляли ему значительное облегчение. И часто болезнь старца, подолгу беспокоившая его и не уступавшая никаким врачебным средствам, в таких случаях прекращалась. О том, как страдал старец, видно из его слов, которые однажды невольно вырвались у него: «Если я скажу иногда про своё здоровье, то только часть. А если б знали всё, что я чувствую... Иногда так прижмет, что думаю, пришёл конец». Старец терпеливо и со смирением переносил все испытания. Часто от него можно было слышать: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, так потерплю же и я».    Только в молитве о. Амвросий находил утешение и поддержку своим крайне слабым силам. Но сам старец о своей молитве говорил так: «Вот в Глинской пустыни умер один старец, так у него часа три после смерти рука всё перебирала чётки. А я вот грешный и не знаю, когда только их перебирал. Я даже и в монастыре-то, пожалуй, всего только один год прожил». Но как много свидетельств горячей, слёзной молитвы старца Амвросия находим мы в его жизнеописании! Например, когда в его келье отправлялся молебен с акафистом перед чтимой им келейной иконой Богоматери «Достойно есть», он умилённо взирал на благодатный лик Царицы Небесной и все видели, как слезы струились по его исхудалым ланитам. Когда он молился, всё лицо его преображалось, и он погружался в созерцание неизреченной небесной славы. Один раз келейник старца, подходя к нему под благословение в конце утреннего правила, увидел лицо его светящимся. После он по своей простоте спросил старца: «Или вы, батюшка, видели какое видение?!» Отец Амвросий не сказал ему ни слова, только слегка стукнул его по голове рукой (это было знаком особенного старческого благоволения).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3279...

После возобновления мон-ря им управляли архимандриты. В 1887 г. в мон-ре насчитывалось свыше 120 насельников, из них - 70 иноков; в 1908 г.- 67 монахов, 21 указной послушник, 53 чел. на испытании; в 1917 г.- 86 монахов и 34 послушника. В 1887 г. за А. м. числилось 254 дес. земли и 289 дес. леса в Ахтырском у. и 150 дес. в Купянском у.; в 1917 г. земельные владения мон-ря составляли 750 дес. земли. Мон-рю принадлежали лавка в каменном ряду и дом с усадьбой в Ахтырке, а также неск. мельниц в близлежащих селах. Ежегодный доход А. м. составлял 17 616 р. До 1868 г. мон-рь ежегодно получал 171 р. 42 к. штатной суммы - «милостынной дачи», перечисленной от упраздненных мон-рей Курской епархии - хотмыжского Знаменского и Белогорского Николаевского. В обитель поступали денежные пожертвования от благотворителей, самое большое пожертвование (15 тыс. р.) было сделано кнг. С. А. Голицыной, правнучкой прот. Тимофея Надаржинского. В 1922 г. А. м. закрыли, последний настоятель архим. Аристарх с братией были репрессированы. В 2002 г. на территории обители находился испытательный полигон Ахтырского завода «Нефтепроммаш», из построек мон-ря сохранилась полуразрушенная колокольня. 28 мая 2002 г., по благословению еп. Сумского и Ахтырского Иова (Смакоуза), началось возрождение мон-ря. В сент. 2002 г. в колокольне начались реставрационные работы. На первом этаже колокольни устроили храм. 12. янв. 2003 г. еп. Иов совершил освещение престола храма. К 2009 г. весь мон-рь распологался в одной колокольне. Наместник мон-ря - игум. Симеон (Гагатик). Ежегодно, на 3-й день после праздника Троицы, из Покровского кафедрального собора Ахтырки к колокольне бывш. обители совершается крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери. Ист.: 2 ПСЗ. Т. 17. С. 67; ОДДС. 1880. Т. 4. С. 77-78, 360-367; Чудесные исцеления пред иконою Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что в Ахтырском Свято-Троицком мон-ре, с предварительным сказанием об этой иконе и самом мон-ре. Х., 1884; Багалей Д. И. Материалы для истории колонизации и быта степной окраины Московского государства в XVI-XVIII ст. Х., 1886. Т. 1.

http://pravenc.ru/text/77222.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010