Михаил Максимович получил прекрасное образование: он окончил Полтавский кадетский корпус и юридический факультет Харьковского университета. В пору учебы в университете Михаил участвовал в ежегодных крестных ходах из Харькова в Куряжский монастырь с чудотворной Елецкой иконой Божией Матери. Вспомним: в детские свои года он был непременным участником крестных ходов в Святогорье. С началом революционного лихолетья семья Максимовичей перебралась на родину предков — в Югославию. Здесь в 1921 году Михаил поступил на богословский факультет Университета имени святого Саввы Сербского. Максимовичам тогда пришлось сполна изведать лишений. Стремясь хоть немного облегчить участь самых дорогих своих людей, Михаил устроился на работу — стал продавцом газет. Мемуаристы Николай и Мария Зёрновы запечатлели в своей книге «За рубежом» облик Михаила Максимовича той поры: «…Небольшого роста, с одутловатыми щеками и красными губами, он производил впечатление большой, в себе сосредоточенной силы. Он мало общался с другими студентами. Он очень бедствовал, зарабатывал на жизнь продажей газет. Белград в те годы покрывался непролазной грязью во время дождей. Максимович носил тяжелую меховую шубу и старые русские сапоги. Обычно он вваливался в аудиторию с запозданием, густо покрытый уличной грязью, вынимал не спеша из-за пазухи засаленную тетрадку и огрызок карандаша и начинал записывать лекцию своим крупным почерком. Вскоре он засыпал, но как только просыпался, сразу возобновлял свои писания. Многие из нас любопытствовали узнать, что за записи получались у Максимовича, но никто не решался попросить его дать нам их прочитать. Этот необычайный студент стал самым необычайным епископом Зарубежной Церкви». С начала 1920-х годов в Сербии находился Синод и Высшее русское церковное управление за границей. Глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий) хорошо знал Михаила Максимовича еще по Харькову, будучи правящим архиереем Харьковской и Ахтырской епархии, а теперь вот и по университетскому семинару (сами студенты называли его Братством преподобного Серафима). В 1924 году владыка Антоний посвятил Михаила в чтецы, а вскоре, зная склонность молодого человека к исследовательской работе, высокие патриотические чувства, благословил его на подготовку доклада о происхождении закона о престолонаследии в России; при этом поставил цель: показать, насколько данный закон соответствует духу русского народа и вытекает из его истории. Вот как писал об этом впоследствии сам владыка Иоанн: «Получив благословение от владыки митрополита и имея горячее желание точно осветить вопрос, я приступил к работе в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, 9 января 1925 года, и закончил таковую в канун праздника Успения Богородицы — храмового дня для московского Успенского собора и Киево-Печерской Лавры, имевших величайшее значение в истории русского народа».

http://pravoslavie.ru/sm/060519101735.ht...

В Урюпинске прошли торжества по случаю 190-летия явления Урюпинской иконы Богородицы и пятилетия образования епархии 24 июня 2017 г. 17:10 21 июня 2017 года, в день празднования явления Урюпинской иконы Божией Матери, в Покровском кафедральном соборе г. Урюпинска (Волгоградская область) состоялась праздничная Божественная литургия. Богослужение возглавили епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий , епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей , епископ Калачевский и Палласовский Иоанн в сослужении духовенства Волгоградской митрополии , Балашовской и Московской епархий. Песнопения исполнили хор Покровского собора под управлением И. Свиридовой и хор учащихся воскресной школы при Покровском кафедральном соборе г. Урюпинска под управлением Д. Бизиной. На малом входе владыка Елисей удостоил ряд клириков Урюпинской епархии Патриарших и архиерейских наград. За богослужением молились настоятельница Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря г. Серафимович игумения Георгия (Боровик), настоятельница Гусевского женского монастыря в честь Ахтырской иконы Богородицы игумения Серафима (Каштанова), сестры обителей, многочисленные паломники. По сугубой ектении архипастырь вознес молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес секретарь Волгоградской митрополии протоиерей Вячеслав Жебелев. После Литургии состоялось награждение победителей первого епархиального конкурса чтецов на церковнославянском языке. В полдень из Покровского собора стартовал крестный ход по улицам города с чудотворной Урюпинской иконой Божией Матери. На месте разрушенного Вознесенского собора г. Урюпинска архипастыри совершили молебное пение Божией Матери. По традиции все молящиеся прошли под чудотворным образом. Праздник продолжился в Урюпинском городском центре культуры. По случаю празднования пятилетия образования Урюпинской епархии состоялось награждение духовенства, работников епархиального управления и приходов, а также представителей светской власти епархиальными медалями и архиерейскими грамотами. В завершение состоялся праздничный концерт, сообщает сайт епархии . Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

В 6-ть часов началась всенощная служба с литией и величанием; на левом клиросе пели ученики духовного училища довольно стройно. На следующий день, 31 числа, в субботу перед Пятьдесятницею, совершена была мною в Соборе литургия. В этот день после литургии с 1844 г. ежегодно совершается крестный ход с чудотворною Ахтырской иконой Божией Матери 263 из Ахтырского Покровского собора в Ахтырский Троицкий монастырь, отстоящий в 4-х верстах от города. Я проводил крестный ход до градской Успенской церкви, а отсюда в экипаже проехал в монастырь. В городе Ахтырке 6-ть церквей; из них особенного внимания заслуживает Соборная Покровская. Храм этот начат постройкой, по повелению благочестивой Императрицы Елисаветы Петровны, в 1753 г. на месте явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Ахтырскою. План для него сочинен был знаменитым Архитектором XVIII столетия, графом Растрелли. Архитектура храма величественная; иконостас весьма высокий и благолепный; престол в главном алтаре необыкновенно больших размеров, обложен со всех сторон бронзовыми досками, с рельефными сребропозлащенными по ним священными изображениями. Один и очень важный недостаток в этом замечательном храме: алтарь не поднят ни на одну даже ступень над уровнем церковного пола. В соборе, кроме некоторых ценных утварей, достойна внимания золотая риза на чудотворной иконе Божией Матери, богато украшенная бриллиантами и другими драгоценными камнями, ценою в 32,000 рублей серебром. Причт соборный состоит из Настоятеля, 2 священников, 2 диаконов и 4 псаломщиков. Настоятель протоиерей Андрей Попов 264 – кандидат X курса (1841 г.) Киевской Дух. Академии – человек добрый и кроткий, но не всегда внимательный к своим обязанностям. Протоиерей (на священнической вакансии) В. Лопатин из студентов Семинарии, очень способный и дельный, но, к сожалению, не всегда трезвый. Протоиерей (на священнической вакансии) И. Клементьев 265 , он же и Смотритель духовного училища, старший кандидат XV курса (1851 г.) Киевской Дух. Академии. Соборный Староста – купец Ив. Тим. Расторгуев весьма ревностный исполнитель своих обязанностей и любитель церковного пения; он и при мне читал шестопсалмие и часы.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

На списках К. К. и. в память об украшении ее Петром I окладом с короной над главой Божией Матери всегда есть изображение высокой короны, наподобие царской, обычно рокайльного рисунка. На щеке Божией Матери часто изображалась истекшая слеза. Поля, как правило, имеют вид лепной рамы с барочными картушами по углам. Наиболее ранним из известных является список К. К. и. 1-й трети XVIII в. (прописан) (Макариевский кафедральный собор, Полтава). Список 2-й пол. XVIII в. (ГЭ) происходит из киевского Выдубицкого мон-ря ( Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. ХХ в. с надписями, подписями и датами: Кат. выст./ГЭ. Л., 1990. Кат. 69. С. 29. Ил. на с. 109). На нижнем поле иконы есть надпись: «Uзoбpaжehie Имра Чдотворной Ikohu Npecmi Бгоматере Каплн[овской] вившейс год cehmбpi 11 дн». Икона была вложена игуменией киевского Флоровского монастыря Пульхерией (1806-1812; в миру кнг. Шаховская) об упокоении кн. Петра Шаховского. По сторонам иконы (30,5×26,5 см) на отдельных досках, вставленных в киот, находятся изображения их небесных покровителей - прп. Петра Афонского и царицы св. Пульхерии. Списки К. К. и. обычно южнорус. происхождения, особенно распространены на Украине (нек-рые из них см., напр., в Историко-художественном музее в с. Пархомовка Краснокутского р-на). На Украине написан образ сер.- 2-й пол. XVIII в. (31,2×26 см), находящийся в Спасо-Преображенской ц. г. Ахтырка. В Полтаве почитается К. К. и. из Троицкой ц. Крестовоздвиженского монастыря, видимо рубежа XVIII и XIX вв. (прописана) (Каплуновская икона… 2009. Ил. на с. 13). Икона в серебряном позолоченном окладе 1803 г. (дар Марфы Лисенковой в благодарность за исцеление) почиталась в с. Козляничи (Сосницкий р-н Черниговской обл.) ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тамбов, 1878. Вып. 1. С. 23-24). На ее полях были изображены чудеса, совершившиеся в Каплуновке. Чудотворной считалась К. К. и. в слободе Козеевка (ныне с. Козиевка Краснокутского р-на). Списки 2-й пол. XVIII в. известны в частных собраниях. На Украине имели хождение небольшие металлические нагрудные образки с изображением К. К. и. (Историко-художественный музей в с. Пархомовка Краснокутского р-на). Иногда они были 2-сторонние: с К. К. и.- на одной и с Ахтырской иконой - на др. стороне (Каталог Екатеринославского обл. музея им. А. Н. Поля: Археология и этнография. Екатеринослав, 1905. Ч. 12: Древности церковные (из запорожских церквей Екатеринославской губ.). С. 93). К. К. и. воспроизводилась в хромолитографиях.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Недавно в Вознесенском приделе впервые почти что за 100 лет прозвучали молитвы. Здесь отслужили литургию. О том, какое благоухание в то утро распространялось по церкви, в Козельске до сих пор рассказывают с счастливыми глазами. В общем, этот тот случай, когда лучше один раз увидеть внутренним взором, чем услышать или прочитать. Ведь слов, как мы знаем, таких не придумано. И Слава Богу, что не придумано. «Чудеса здесь на каждом шагу» А вот о чудесах поговорить можем. Их в возрождающемся из пепла монастыре предостаточно. – Чудеса-то! Да они на каждом шагу, – как и свойственно монахам, старшая сестра женской общины говорит об этом спокойно: мол, это только для вас, мирян, это все в диковинку, а мы тут с этим живем. Чудеса в Вознесенском храме связаны с его главной святыней – да и не только с его, ведь это святыня всего православного мира – с Ахтырской иконой Божией Матери. Вот она. Отроковица, со смирением принявшая все, что ждет Ее саму и Ее Сына. – Вот такая интересная икона, пример для нас в этой жизни. Чтоб мы тоже не скорбели, а принимали как от рук Божиих любое испытание, которое Он уготовил, – размышляет матушка, пока я прикладываюсь к образу. Она много готова рассказать об этой иконе. Но журналистская душа требует историй, чудес! Матушка покорно соглашается вернуться к заявленной теме: – Вот одно такое чудо расскажу. Это было в прошлом году, как раз после памяти Ахтырской иконы Божией Матери (память празднуется 2/15 июля – Ред .), числа 19 июля. У нас еще на аналое икона чудотворная наша стояла. Мы утром молимся, и вдруг заходит мужчина: «Где у вас Ахтырская Божия Матерь?» Я даже испугалась. Думаю: «Что случилось?» Показываю ему – вот. Он как припал к этой иконе, как начал рыдать горькими слезами. Рыдал, как младенец, я даже немножко удивилась. Мужчина припал к иконе и начал рыдать горькими слезами А потом рассказал, что работает главным инженером на одной из фабрик Калуги. «Я, – говорит, – три раза видел во сне Ахтырскую Божию Матерь. Она приходила и говорила: “Езжай в Козельск, приложись к иконе Ахтырской Божией Матери, помолись ей”. Я все думаю: “Какой Козельск, зачем мне туда ехать!”». И когда уже третий раз Она явилась инженеру и очень строго сказала, он испугался и приехал сюда.

http://pravoslavie.ru/141671.html

Храм Рождества Богородицы, где хранилась чудотворная икона, старанием государя и многих почитателей иконы, особенно получивших от нее помощь, преображался и украшался. Строительство каменного храма начиналось еще во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, распорядившейся об этом. Построение храма происходило под особенным наблюдением Святейшего Синода, который выдавал от себя книгу для сбора подаяний. Ахтырский протоиерей Максим Яновский определен был в попечители построения храма. Огромный главный купол с двадцатью окнами был окружен четырьмя малыми куполами. Храм был так велик, что в нем свободно находились до 2000 человек. Кроме главного престола, два придельные: южный – во имя митрополита Петра; северный – во имя преподобного Иеремии и праведной Елисаветы; а прежде был еще престол во имя святителя Николая в верхней галерее, которая позже была уничтожена по ветхости. Впоследствии на чудотворную икону была возложена золотая риза с драгоценными камнями – дар благодарности Матроны Гамалеевой, принесенный в 1804 году; а риза царская возложена на копию чудотворной иконы, стоявшую в храме за левым клиросом. Размеры храма были так велики, что, по воспоминаниям жителей, в годы Великой Отечественной войны в храм въехал, развернулся и выехал немецкий танк. В советское время в 1929 году храм был закрыт и, к сожалению, после Великой Отечественной войны разобран. Много чудес сотворено было по молитвам Каплуновскому образу Богородицы. Каждый год после жатвы каплуновское духовенство ездило с чудотворной иконой по храмам Харьковской губернии, в Полтаву, Сумы, и тысячи верующих шли к иконе, молились с благоговением и надеждой на поддержку и помощь Божией Матери, и вера их не посрамлялась. Каплуновскую икону Божией Матери как споспешницу Полтавского сражения особо чтили в день этой великой победы – 27 июня, который в прошлые века ежегодно торжественно отмечался крестными ходами, торжественными службами и панихидами воинам-героям, положившим жизнь свою за Отечество. В этот день панихиды по воинам служились во многих храмах России: так Отечество ценило подвиг своих воинов.

http://pravoslavie.ru/31123.html

Да как было и не быть в этом уверенными, когда в довершение всех шамординских построек старец задумал воздвигнуть в общине огромный каменный храм, к сооружению которого и было приступлено в 1889 году. Все эти сложные и разнообразные хозяйственные и духовные начинания и заботы и побудили старца, как полагают некоторые, переместиться в Шамордино для личного распоряжения на месте. Как бы то ни было, нужно, однако, думать, что и самый переезд старца в Шамордино, и его продолжительное пребывание здесь зависели не столько от воли самого старца, сколько от «особенного промышления Божия», как говорил старец. Есть основание думать, что старец, уезжая из скита, предчувствовал, что он уже не возвратится в него обратно. В предыдущие годы, уезжая летом в Шамордино, он всегда брал туда с собою своего старшего келейника иеромонаха Иосифа; теперь же он оставил о. Иосифа в скиту, как бы предуказывая его будущее назначение, а с собою взял своего младшего келейника о. Исаию. Был и еще замечательный случай. Незадолго до отъезда о. Амвросия из скита ему была прислана большая, прекрасно написанная икона «Споручница грешных», которая и была помещена в келлии о. Иосифа, смежной со старцевой. Уезжая в последний раз в Шамордино, старец велел о. Иосифу поместить эту икону над своим изголовьем и затеплить пред нею неугасимую лампаду, что и было исполнено о. Иосифом по отъезде старца. Таким образом, покидая скит, о. Амвросий как бы поручал его, а с ним и всю Оптинскую обитель Матери Божией! Еще одно обстоятельство. В самый день отъезда, поручив братии служить напутственный молебен пред Казанской иконою Божией Матери в соборе, о. Амвросий послал одну из своих духовных дочерей в Козельск отслужить и там путевой о нем молебен пред чудотворной Ахтырской иконой Божией Матери, чего прежде также не делалось. Настало, наконец, 2-е число июля, и старец выехал из скита, направляясь на Шамординскую дачу – Руднево 66 . В день отъезда старца погода была самая благоприятная. День стоял ясный и теплый. Проводы были многолюдные.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Храм окончен в 1768 г., длина его 24 сажени, ширина 14 сажень, вышина 30 саженей. Он освящен в 1768 г. Порфирием, епископом белгородским, и назван соборным вместо ахтырского Успенского. В нем три престола: главный во имя Покрова Богоматери, южный в честь Ахтырской иконы Божией Матери, северный во имя праведных Захария и Елисаветы – ангела благочестивой императрицы, которая в своем высочайшем повелении сама изволила наименовать себя храмоздательницей нового Покровского храма. Одним из чудесных событий, усиливших благочестивое усердие императрицы к построению нового храма и способствовавших к украшению его разными благотворениями, было дивное событие с баронессой Фон-Вейдель и ее детьми. В 1748 г. вдова Елисавета Богдановна, урожденная Пассекова, искренно православная и набожная, по дороге в Петербург сильно занемогла в Ахтырке; озабоченная участью юных детей своих, она усердно молилась в храме пред чудотворной иконой об исцелении ее болезни. Во сне является ей Божия Матерь (это было 2 мая и объявляет, что через 5 дней оставит она эту жизнь, почему должна готовиться к смерти, а имение раздать нищим. Больная напомнила Божией Матери о детях (это были две малолетние дочери), которых она должна оставить в малолетстве и без пропитания; на это был следующий ответ: «О детях твоих не заботься, Я буду для них попечительницей». И повторено приказание раздать имение, дабы совершались молитвы. Больная объявила о виденном своему духовнику и другим лицам и через 5 дней действительно умерла . Вскоре после смерти матери обе малолетние ее дочери неожиданно были потребованы к высочайшему двору и там воспитанные впоследствии выданы были в замужество, одна – за графа Чернышева, а другая – за графа Панина. Эти две графини, до самой смерти своей сохраняя живое, благоговейное воспоминание о чудесном устроении судьбы их, делали важные пожертвования для Покровского храма. Графиня Анна Родионовна Чернышева а) построила вблизи Покровского каменный храм во имя Рождества Христова с жилыми по обеим сторонам комнатами, где она потом нередко проживала по месяцам и хотела провести последние дни свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1962 году Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским), по ходатайству митрополита Орловского и Брянского Антония (Кротевича), Ахтырскому храму был присвоен статус кафедрального собора. В 1986 году в нем были произведены большие реставрационные работы: стены и потолок расписаны художником Федором Гладковым на библейские сюжеты; пол выложен мраморными плитками; центральный иконостас, высотой около 14 метров, украшен резьбой и позолотой. Был осуществлен и большой наружный ремонт здания: восстановлены изначальные формы куполов и шпиля колокольни, произведены работы по восстановлению кирпичной кладки барабанов четверика. Главки храма, купол и шпиль колокольни с крестами были покрыты листовой медью и позолочены. В июне 2008 года по благословению Преосвященнейшего епископа Орловского и Ливенского Иеронима Кафедральным собором епархии определено было быть Смоленскому собору. Однако за Ахтырским собором по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II также закреплен статус Кафедрального собора. В июне 2009 года, по благословению Архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеимона, кафедра Орловско-Ливенской епархии вновь перенесена в Ахтырский собор. Святыни [ править править код ] Ахтырская икона Божией Матери [ править править код ] Ахтырскую икону Пресвятой Богородицы невозможно спутать с какой-либо другой иконой. На ней мы видим поясное изображение Богородицы, молитвенно сложившей руки перед Крестом с распятым Господом Иисусом Христом. Иконография образа сложилась от указующих на Нее ветхозаветных пророчеств и предсказаний об Ее особой " уготованности " , " очищенности " от " чрева матери " , переложенные сирийским богословом IVb. Ефремом Сириным . Задолго до рождения Христа Ей было дано видение о том, что Она станет Матерью Сына Божия, который пострадает за грехи людские. И Она жила всю дальнейшую жизнь, зная об этой судьбе Своего Сына. Жила без ропота, полностью доверяя и повинуясь воле Божией. " Се Раба Господня " . Это предзнаменование легло в основу иконографии данного образа, в котором воплощена идея великого начала и, одновременно, предречен великий конец - " альфа и омега " , - у порога которого стояла юная Дева Мария. В древности по сторонам престола - священного средоточия любого храма, соединившего представление о смерти Христа и Его царственной славе, - на особых подставках ставили выносную икону Богоматери и деревянный крест с Распятием. Непосредственное присутствие образа Богородицы у трапезы, где совершается пресуществление Святых Даров в Тело и Кровь Христа, - имело глубокий смысл, постоянно напоминая об истине воплощения Бога и предстательства перед Ним Его Матери, просящей за весь род человеческий. Десница Тихона Задонского [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_А...

Сохранились воспоминания об этом событии жительницы с. Тюнина А. С. Числовой: «Была я девчонкой еще, играли мы с ребятами неподалеку от кладбища. Смотрим, подвода подъехала. А на ней - двое мужиков и что-то такое, попонками покрытое. Домоткаными такими попонками, их уж теперь не делают. Вот мужики слезли с подводы и начали могилу копать. Оказалось, покойников привезли. Мы поближе подошли, интересно было ребятишкам - всех в гробах хоронят, а этих - в попонки завернутыми. И что точно помню - не только кости там были, а и тела, только высохшие совсем, желтые такие. Положили их в могилку небрежно. Даже солому, что в подводе подстелена была, туда покидали. Было это году в 1930. Не позже...» (История Задонской обители/Сост.: Е. Дудкин. Задонск, 1999. С. 123). С 1937 г. мощи свт. Тихона находились в располагавшемся в Богоявленской ц. антирелиг. музее г. Орла. В период нем. оккупации города в Богоявленском храме совершались богослужения, мощи были открыты для поклонения верующим. Во время боевых действий по освобождению Орла святыню удалось сохранить. В 1947 г. мощи были открыто выставлены в Богоявленском кафедральном соборе Орла, 2 июля 1959 г. освидетельствованы по благословению архиеп. Орловского и Брянского Иеронима (Захарова) . Акт освидетельствования опровергал итоги «разоблачительного вскрытия» 1919 г. С началом новых гонений 27 сент. 1960 г. мощи вновь оказались в запасниках Орловского краеведческого музея, «в ящичке под номером 18302/121». Документ о передаче мощей был подписан зав. фондами музея Л. Д. Тихомировой и настоятелем Богоявленского собора прот. И. И. Базилевичем. 18 июня 1988 г. мощи были перенесены в орловский кафедральный собор в честь Ахтырской иконы Божией Матери, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II - в З. м. 26 авг. 1991 г. С 1998 г. в этот день ежегодно совершается празднование второго обретения мощей свт. Тихона Задонского. До 2006 г. святыня почивала в специально устроенной раке, украшенной чеканной латунью, под балдахином и ростовой «мерной» иконой свт.

http://pravenc.ru/text/182467.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010