Поэтому сегодня мои слова благодарности и к Верховному главнокомандующему, и к министру обороны, и ко всем Вооруженным силам, к строителям, архитекторам, художникам — всем, кто возвел этот величественный храм-памятник в честь великих свершений нашего народа. Но храм не может быть только памятником — он является свидетельством веры тех, кто его строил, и в нем содержится надежда на то, что будущие поколения подхватят духовную эстафету поколений предыдущих, сохранят Отечество от врагов внешних и внутренних, сохранят веру православную как духовную основу жизни народа. Я хотел бы в этот день преподнести для сего святого храма замечательную икону, а поскольку эта икона совершенно особенная, хотел бы зачитать исторический текст: «Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери, споспешница Полтавской победы. Чудотворная икона Божией Матери Каплуновская была привезена государем императором Петром I в лагерь русской армии под Полтавой в начале июня 1709 года. Русские воины, как и сам царь, усердно молились ей накануне сражения. Икону носили по всему военному лагерю и благословляли ею коленопреклоненных воинов. Царь Петр в эти труднейшие минуты своей жизни с особенным благоговением, выслушав молебен перед святой иконой, три раза лобызал ее, прося у Богоматери заступления за свое находившееся в великой опасности царство. Во дни торжеств в декабре 1709 года Каплуновская Божия Матерь была в Москве. Царь-победитель богато одарил икону и отпустил ее хранителя иерея Петра Ивановича Уманова домой, в Каплуновку, село, приписанное к Ахтырскому полку. Долгое время пожертвования приходящих к чудотворной иконе шли на пособия бедным, Ахтырскому и Сумскому монастырям, а также на содержание духовных школ Белгородской епархии. Поток богомольцев и страждущих, приходивших к чудотворной иконе, был очень велик. Она и сама приходила к людям во время ежегодного крестного хода, охватывавшего южную часть Руси. В царствование и по указу императрицы Екатерины Великой в 1770-х годах доходы от Каплуновской церкви были обращены на постройку нового каменного храма, вполне достойного чудотворной Каплуновской иконы. Здание строилось до 1798 года, когда, наконец, было освящено. Но храм, как и тысячи других храмов, несмотря на великую замечательную историю, был закрыт в декабре 1929 года и вскоре разрушен».

http://pravoslavie.ru/131856.html

Клементьев 2641 , он же и Смотритель духовного училища, старший кандидат ΧV курса (1851 г.) Киевской д. Академии. Соборный Староста-купец Ив. Тим. Расторгуев весьма ревностный исполнитель своих обязанностей и любитель церковного пения; он и при мне читал шестопсалмие и часы. За соборною оградой находится духовное училище, которое также было мною посещено. Я, в сопровождении смотрителя, Протоиерея Клементьева, и прочих наставников, прошел по всем классам и произвел испытание по всем почти предметам. Ответы учеников не по всем предметам были удовлетворительны. Ахтырский Троицкий монастырь, куда совершается из Ахтырского собора крестный ход, занимает живописное местоположение на высокой конусообразной горе, с трех сторон омываемой рекой Ворсклой. —140— 1875 г. Первоначальное основание этого монастыря относится к половине XVII века. В 1654 г. прибыл сюда из-за Днепра, вследствие гонений со стороны иезуитов, игумен Троицкого монастыря Иоанникий со всей своей братией в числе 40 человек, с церковной утварью, с книгами, ризами и даже колоколами. Первый храм, деревянный, был построен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы; почему и монастырь назван был Благовещенским. Но в 1724 г., вместо деревянного храма, воздвигнут был Царским духовником – уроженцем Ахтырского уезда, протоиереем Т. В. Надаржинским 2642 , храм каменный во имя св. Троицы, и с этого времени монастырь, по благословению епископа Белгородского Епифания 2643 , стал называться Троицким. В 1787 г., в числе многих других украинских обителей, упразднен был и Ахтырский Троицкий монастырь, а храмы, за исключением Троицкого, и каменная ограда были разобраны, и кирпич продан был по 50 коп. за тысячу. Но в 1835 г. православные жители г. Ахтырки и некоторые из усердных помещиков Ахтырского уезда возымели благочестивое намерение воссоздать разрушенную обитель. После семилетней переписки, наконец, 30 ноября 1842 г. последовало Высочайшее соизволение на возобновление монастыря в виде общежития. Утром 3-го июля 1843 г. из Ахтырки начался крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери в монастырь, где, по прибытии крестного хода, совершена была Преосвященным Епископом Иннокентием литургия и благодарственный молебен в присутствии высших губернских и уездных властей и многочисленных богомольцев; вслед затем заложено было каменное здание для теплого храма и помещений братии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чудотворная икона Божией Матери Каплуновская была привезена государем императором Петром I в лагерь русской армии под Полтавой в начале июня 1709 года. Русские воины, как и сам царь, усердно молились ей накануне сражения. Икону носили по всему военному лагерю и благословляли ею коленопреклоненных воинов. Царь Петр в эти труднейшие минуты своей жизни с особенным благоговением, выслушав молебен перед святой иконой, три раза лобызал ее, прося у Богоматери заступления за свое находившееся в великой опасности царство. Во дни торжеств в декабре 1709 года Каплуновская Божия Матерь была в Москве. Царь-победитель богато одарил икону и отпустил ее хранителя иерея Петра Ивановича Уманова домой, в Каплуновку, село, приписанное к Ахтырскому полку. Долгое время пожертвования приходящих к чудотворной иконе шли на пособия бедным, Ахтырскому и Сумскому монастырям, а также на содержание духовных школ Белгородской епархии. Поток богомольцев и страждущих, приходивших к чудотворной иконе, был очень велик. Она и сама приходила к людям во время ежегодного крестного хода, охватывавшего южную часть Руси. В царствование и по указу императрицы Екатерины Великой в 1770-х годах доходы от Каплуновской церкви были обращены на постройку нового каменного храма, вполне достойного чудотворной Каплуновской иконы. Здание строилось до 1798 года, когда, наконец, было освящено. Но храм, как и тысячи других храмов, несмотря на великую замечательную историю, был закрыт в декабре 1929 года и вскоре разрушен " . Но на этом не закончилась история иконы — она не была уничтожена, как, к счастью, не закончилась история Церкви Русской и веры православной на Руси. И сегодня Каплуновская икона, свидетельница Полтавской победы, вручается министру обороны России Сергею Кужугетовичу Шойгу для постоянно размещения здесь, в этом величественном храме Воскресения Христова Вооруженных сил России. С праздником поздравляю всех!» Также в дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал икону Святой Троицы — личную икону, которая находилась в келье Его Святейшества.

http://patriarchia.ru/db/text/5650651.ht...

К статье об игумене Марке. Весною 1868 года игумен Марк был тяжко болен воспалением легких. В ночь на 26 мая, когда болезнь достигла высшего напряжения, он увидел в тонком сне, что в келью его входит св. Вмч. Георгий и Свят. Николай. Они подняли его и как бы на струе воздушной перенесли к Козельску и поставили в долине на холме близ города. Вдали особенно виднелись Никольская, Георгиевская и Вознесенская колокольня этой последней. Святые обратили внимание большое на эту колокольню, около которой он увидел стоящую на воздухе небольшую икону Божией Матери. — Видишь ли ты эту св. икону? — спросил св. Георгий и прибавил: — Это Ахтырская икона Божией Матери. Хочешь быть здоров, отслужи перед нею молебен Богоматери. В это мгновение икона эта стала выделяться как бы на половину здания все яснее; испуская лучи утренней зари, она осветила всю северную часть города. Пригнувшись в священном трепете, о. Марк почувствовал облегчение. Был отслужен молебен перед Ахтырской иконой Божией Матери, что в Оптинском Казанском храме. Больной стал быстро поправляться, стал даже бывать на свежем воздухе. Но вдруг болезнь с новой силой возобновилась. Были сочтены часы жизни больного. Тут он вспомнил, что не позаботился отыскать указанную ему икону. Сейчас же принялись за розыски. Двое мещан отправились отыскивать ее по храмам Козельска. Во всех трех, виденных во сне, и на колокольне искали вместе со священником и сторожем и не нашли. Когда уже сходили с колокольни, священник, точно движимый к тому незримой силой, сунул руку под балку, при самом входе с лестницы чердака на колокольню, и вынул оттуда икону — то и была Ахтырская икона Божией Матери. На другой день перед нею в церкви был отслужен молебен, а на следующий ее принесли к больному. Он признал в ней виденную во сне и вслед быстро поправился. Сбоку под этой статьей мои отметки: «Это и есть тот самый господин, который описан у меня в заметках под 4 марта 1909 г. и помянут в сегодняшней беседе с Николаем». Ниже еще отметка: «1914 год. На петербургских улицах — главным образом на Невском — Смольянинов стал появляться уже в образе некоего «пророка», босой, с непокрытой головой, продающий брошюры своего изготовления о пришествии Христа и наступлении в 1932-1933 году Царства Божия на земле в жидовско-мессианском духе. Говорят, имеет успех».

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Крестный ход с Ахтырской иконой Божией Матери по Каме В 1768-м году на пожертвования Императрицы на месте явления иконы вместо простой сельской церкви был построен величественный Покровский собор, в котором икона находилась вплоть до её похищения в 1903-м году. Затем образ оказался в Харбине и был приобретён С.А. Степановым. В 1950-м году сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где передал её Комитету Русской Православной молодёжи как благословение. В июле 2010 года Президент РФ Д.А. Медведев передал чудотворный образ Божией Матери, незадолго до этого приобретенный на аукционе, в Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга. – Ахтырский образ напоминает нам о том, что Матерь Божия претерпела те же муки, что и Спаситель, – пояснил во время богослужения в обители отец Димитрий Ерин. – По слову старца Симеона, Ее душа была пронзена тем же орудием, что и плоть Спасителя. На иконе изображена совсем юная Богородица рядом с Распятием. Муки, которые Она претерпела, наделили Ее даром ходатайствовать за наши души и спасать их. Образ, чудом спасенный от поругания Вот с одним из случаев такого ходатайства и связана история чудотворного образа в селе Алексеевском Казанской губернии. До разорения храма в местном ряду центрального иконостаса, рядом с царскими вратами, находилась Ахтырская икона Божией Матери, богато украшенная серебряной ризой и золотом. Сельчане не знали даты написания образа, но зато широко была известна чудесная история, произошедшая в 1816-м году. Степан Григорьевич Богомолов, один из старожилов села, рассказал об этом так: «Когда мне было 17 лет, я жил в Рыбной Слободе в работниках. Рядом жила бедная вдова Бакирова с единственным сыном моих же лет – Алексеем. Скоро мы с ним познакомились и сделались товарищами. Вдруг товарищ мой, Алексей Бакиров, захворал, и так сильно, что у него отнялись ноги, и он лежал без движения с полгода». Чудотворная Ахтырская икона Божией Матери Обретение иконы в доме старообрядцев. Клеймо чудотворного образа

http://pravoslavie.ru/154815.html

«Но не отчаивайтесь, возлюбленные, в милосердии Божием, велики наши грехи, велико бедствие, нам угрожающее, но безмерно больше милосердие Божие к кающимся. Вспомните Давида, Ниневитян. Воздвигнем же руце наши горе, прострем вопль свой на небо! Боже милосердный! Боже благоутробный! Согрешихом, беззаконовахом, неправдовахом пред Тобою, но не предаждь нас до конца, не погуби нас с беззаконьями нашими! Призри не на нас грешных, но на вопль наших младенцев, на стенание невинных, на землю, казнимую только грех ради наших!» От сильного волнения души и от плача народного я не мог говорить более. Чрез несколько минут, когда все немного поуспокоились, я благословил начало молебна ко Пресвятой Богородице пред иконой Её, именуемой Ахтырской. Надобно было видеть, с каким усердием молился народ, в особенности когда я, преклонив колена, стал читать заклинания Святого Мученика Трифона против зловредных насекомых. За плачем народным слова мои постоянно прерывались. Но и дивно же было милосердие Божие к плачущим! Как бы гонимая некоей невидимой силой, саранча еще во время чтения молитв, с необыкновенным шумом поднялась со своих мест и в несметных, непроницаемых массах, заслонивших самые лучи солнца, устремилась на северо-запад, вон из селения и из полей Белокуракинских, не сделав нигде и никому, кроме поломанных деревьев, ни малейшего вреда. Удаление её мы тем более признали за особенный знак милосердия Божия, что это случилось в 7 часу утра, утра прохладного, в какое время, по замечанию знатоков, она не поднимается со своих мест. В радости мы провожали её до конца слободы на расстоянии 4 верст с крестным ходом и святой водой. Движимый благодарностью и усердием к Заступнице скорбящих, народ единодушно принял мое предложение – распространить не вместительный храм и к двум престолам прибавить третий, во имя Ахтырской Божией Матери. Об этом событии народ, без ведома моего, чрез окружного начальника, довел до сведения Палаты Государственного Имуществ и епархиального начальства. Таково влияние служб церковных и проповедей!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Кафедральный Ахтырский собор Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь была поострена и освящена в 1775 году. Вскоре она уже не вмещала всех прихожан. В 1876 году храм расширили и устроили еще один придел в честь святого великомученика Никиты. Содержание История [ править править код ] История Ахтырского храма, ныне кафедрального собора г.Орла, уходит в глубь веков. Еще в начале XVI века по преданию на его месте стояла Пятницкая церковь, по имени которой и получила позднее свое название Пятницкая слобода - прилегающая к церкви местность. Рядом с храмом находился погост, а чуть выше - небольшая торговая площадь, где жители окрестных сел и деревень вели торги. В начале XVII века, в Смутные времена, слобода,как и крепость Орел, была сожжена, эти места пришли в запустение. С восстановлением крепости и возрождением города Орла вновь образовалась и Пятницкая казачья слобода. В переписной книге посадских дворов за 1678 год упоминается уже Никитская церковь, построенная на месте прежнего храма на Пятницком погосте. Было и особое служение у этого храма: на Пятницком погосте стоял, кроме це ркви, дом, куда в течение зимы сносили трупы замерзших, утонувших, погибших от голода нищих и оставляли там до весны, а в четверг на 7-ой неделе после Пасхи туда сходился народ и священники совершали над умершими общее отпевание, а затем их хоронили в общей могиле. Шли годы, к началу XVIII века границы России продвинулись далеко на юг, и Орел из пограничного оборонного пункта стал превращаться в благоустроенный, крупный город. К концу века Никитский храм значительно обветшал, его разобрали и встал вопрос о строительстве нового храма. Осуществилось это дело при следующих обстоятельствах. В 1773 году торговавший лошадьми в г. Ахтырке (Харьковская губерния) орловский купец Константин Семенович Пастухов получил исцеление от многолетней болезни по молитве перед чудотворной Ахтырской иконой Божией Матери, прославившейся в то время многочисленными чудесами и почитаемой по всей России. Для нее был построен величественный каменный собор в Ахтырке. Вернувшись в Орел, Константин Семенович обратился к епархиальному начальству за благословением на постройку каменного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери на Пятницком погосте. Разрешение было получено, и в том же году приступили к строительству.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_А...

Указом Императора Николая I от 31 октября 1842 г. - упраздненный Ахтырский Троицкий монастырь был восстановлен со статусом пустынножительного «...с приютом для 25 душ из вдовых священников и диаконов». Первым настоятелем вновь открывшейся обители стал келейник Преосвященного Мелетия иеромонах Сергий (впоследствии архимандрит). Так, после более чем полувекового, перерыва 15 января 1843 г. игумен Сергий с братией совершил первое богослужение в Троицком соборе. К тому времени на Ахтырской горе, кроме упомянутого собора, сохранилась колокольня с трапезной и ветхий домик, в котором жил церковный сторож. А в начале весны 1843 г. на горе уже был выстроен деревянный дом для настоятеля и насельников монастыря, внизу горы - гостиница для богомольцев-паломников. И уже 3 июля того же года, на следующий день явления Чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери, монастырь был торжественно открыт. Божественную литургию после крестного хода с иконой из Ахтырского Покровского собора, совершил Харьковский епископ Иннокентий (Борисов). На это празднество прибыл Харьковский губернатор С. Н. Муханов, губернский Предводитель дворянства князь А. В. Голицын с супругой Софьей Алексеевной (правнучкой о. Тимофея Надаржинского). Голицыны вручили обители ценные бумаги на 15 тыс. руб. (с процентами). При этом событии были и другие представители местной знати, которые также жертвовали на монастырь деньги и свои земли. Настоятель монастыря игумен Сергий восстановил обитель и каменную ограду в «600 сажень», за которой были открыты три гостиницы, церковно-приходская школа, а в августе 1884 г. - больница (5 палат и 12 кроватей), столовая и покойницкая. В соборном храме был возобновлен иконостас. Особо почитаемой святыней в Троицком соборе была упоминаемая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», которая в 1891 г. Священным Синодом была признана чудотворной. На иконе была богатая риза весом «в 1 пуд и 131/г фунтов, в 2 986 руб. серебром и вылощенный киот, в 423 руб. серебром». Сохранились в храме и серебряные потиры и дароносицы работы русских мастеров. В каменном братском корпусе в 1850 г. был возведен теплый большой храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освященный в праздник Святого Духа Филаретом (Гумилевским), епископом Харьковским и Ахтырским, а также три деревянные постройки, одна из которых - церковь в честь Преподобного Сергия Радонежского (1845 г.). Последователем архимандрита Сергия был архимандрит Евстратий (в конце XIX - начале XX в.в. Ахтырским монастырем управляли архимандриты).

http://sobory.ru/article/?object=37596

Орёл. Кафедральный собор Ахтырской иконы Божией Матери. Никитская церковь Собор. Действует.   Престолы: Ахтырской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1773 и 1786. Трапезная перестроена к 1803, расширена в 1870. Колокольня - 1819-1823. Архитектор:И.П. Лутохин (реконструкция 1870 г.) Ссылки:     Адрес: Россия, Орловская область, г. Орёл, ул. 5-го Августа, д. 18 Координаты: 52.96042, 36.08633 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь построена в 1773-1786 годах орловским купцом К.С. Пастуховым на месте деревянной Никитской церкви, существовавшей с XVII века в Пятницкой слободе под Орлом. Первоначально была кладбищенской, а в 1786 году кладбище было перенесено, а церковь стала приходской. В 1819-1823 годах рядом с церковью была построена колокольня, а в 1870 году по проекту архитектора И.П. Лутохина колокольня соединена с храмом трапезной. В 1875 году церковь обнесена оградой. Приход церкви в начале XX века насчитывал 273 двора с количеством прихожан более 1300 человек. Закрыта церковь в 1938 году, использовалась под хозяйственные нужды. Вновь стала действующей с 1942 года во время немецкой оккупации города. 5 августа 1943 года на ее колокольне был водружен один из первых красных флагов в честь освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. В настоящее время - кафедральный собор г. Орла. Официальное название: Ахтырская (Никитская) церковь во имя Ахтырской иконы Божией Матери с пределами во имя великомученика Никития и во имя Казанской иконы Божией Матери.  Церкви и монастыри города Орла: библиогр. справочник/сост. О.Н. Попов, Р.И. Реуцкая, В.Г. Сидоров. - Изд. 2-е, доп. - Орел: Фолиант, 2007. Ахтырский собор. Согласно преданию, еще в XVI веке на месте собора стояла Пятницкая церковь. В 1678 году в переписной книге на этом месте уже упоминается Никитский храм. К концу XVIII века церковь значительно обветшала, ее пришлось разобрать и встал вопрос о строительстве нового храма. В 1773 году торговавший лошадьми в г. Ахтырке (Харьковская губерния) орловский купец Константин Семенович Пастухов получил исцеление от многолетней болезни по молитве перед чудотворной Ахтырской иконой Божией Матери, прославившейся в то время многочисленными чудесами и почитаемой по всей России. Для нее был поострен величественный каменный собор в Ахтырке. Вернувшись в Орел, Константин Семенович обратился к епархиальному начальству за благословением на постройку каменного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери на Пятницком погосте. Разрешение было получено, и в том же году приступили к строительству храма. В 1775 году церковь была поострена и освящена.

http://sobory.ru/article/?object=02338

В перспективе широкого бульвара, как бы замыкая его, возвышается величественная трехкупольная церковь. Строгая, простая и стройная, она, словно гордый своей оснасткой корабль, уходит ввысь своими куполами. И, совершенно не случайно, архитектурная форма церквей, подобный Ахтырскому Покровскому собору, в народе называется «корабель». Ахтырский Покровский собор был заложен 25 апреля 1753 г. в 80 метрах от старой деревянной Покровской церкви, прославившейся новоявленной «чудотворной» иконой Божией Матери, во имя которой по именному указу Елизаветы Петровны возводился новый собор. Составление проекта Покровского собора было поручено мастерской выдающегося русского зодчего Растрелли. Однако, Покровский собор в г. Ахтырке нельзя назвать растреллевской постройкой, поскольку Растрелли, по всей видимости, поручил составление проекта собора одному из своих учеников, который и выполнял эту работу. В пользу такого предположения говорит, прежде всего тот факт, что Растрелли не внес Ахтырский Покровский собор, в составленный им самим список сооружений, возведенных по его проектам. Затем, во всей деловой переписке, связанной с постройкой собора, мы ни разу не встречаем имя Растрелли, а только лишь указание, что собор строится, «по сочиненным при дворе Ея императорского величества абрисы».. Имя же автора проекта Ахтырского Покровского собора нам осталось неизвестным, поскольку чертежи были утеряны и по сей день не найдены. Возможно, что под проектом поставил свою подпись Растрелли, для придания ему законности, не считая, как мы видим, себя автором. Вне зависимости от того, кто является подлинным автором проекта, мы можем отметить его высокие достоинства, о которых можно судить по возведенному сооружению. Архитектура Покровского собора носит на себе отчетливо выраженные следы местных традиций, традиций деревянного народного зодчества, о чем свидетельствуют формы собора, напоминающие трехсрубные деревянные церкви Слобожанщины, расположение трех глав по одной линии, что является характерной и устойчивой традицией деревянных церквей, затем, простота и экономичность художественных средств, почти полное отсутствие декоративных украшений. Автор проекта чутко уловил и правильно понял черты украинской народной архитектуры.

http://sobory.ru/article/?object=04966

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010