Родители же Астиона, слушая слова, каких прежде никогда не слыхали, удивлялись, умилялись и ощущали в сердцах своих некоторую духовную радость и еще сильнее желали знать, куда ушел их любезный сын. Вигилянций тогда повел их сначала в келлию святых мучеников и показал им оставшийся после них святой крест и Евангелие, а потом начал беседовать с ними об учении евангельском и обратил их к вере во Христа. После этого он рассказал им о страдании святых мучеников Епиктета и Астиона, как они за Христа положили жизнь свою, и сводил их на место, где погребены были тела святых. Когда они поплакали там немалое время, он повелел им с вечера стать на молитву и всю ночь молиться вместе с ним Христу Богу. Прошла уже полночь, начинала сиять и денница, как внезапно заблистал пред ними яркий как молния свет и почувствовалось в воздухе чудное благоухание – это явились пред ними в красоте неизреченной святые мученики. Святой Астион, обнявши свою мать, с любовью облобызал ее, говоря: – Хорошо, что ты пришла сюда, ученица Христова и моя мать, Маркеллина! (таково было ее имя). Также и святой Епиктет, обнявши голову отца Астионова, лобызал его говоря: – Радуйся о Господе, возлюбленный брат Александр (таково было имя ему) – ты сподобился быть причтенным к числу верующих и оказался достойным вечного блаженства. Потом оба сказали Вигилянцию: – Радуйся и ты, брат возлюбленный, ибо исполнилось на тебе слово Писания: «Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:20 ). Много и другого утешительного говорили они им и всё это было полно духовной сладости, и потом чрез некоторое время стали невидимы. Родители Астиона пришли в великую радость от бывшего им видения и от сладкой беседы со святыми и излили свои чувства в молитве и благодарили Бога за то, что сподобились видеть в небесной славе сына своего, которого так долго они с печалью в сердце искали. В то время в скифской стране был христианский епископ Евангел. Во время гонения он скрывался, но, узнавши о погибели правителя Латрониана, без страха уже пришел в город Алмирис, чтобы посетить и утвердить в вере христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

По народным сказаниям, о. Воскресенский был человек резонный и строгий, но по временам предавался нетрезвости. Его раздражительная жена Елена Иванова, поссорившись с ним, просила Архиепископа Амвросия уволить мужа от должности благочинного, что и было исполнено в 1829 г. Должность благочинного о. Воскресенский сдал опять Казанскому священнику, а именно, Симеону Чернышеву. В 1845 г. был благочинным свящ. с. Кукмар Иоанн Яхонтов , 18461847 гг. села Красной Горки – Александр Стефанович, села Каймар, а потом гор. Казани – свящ. Гавриил Ф. Мелановский 18471867 г., в 1867 г. свящ. Н. Близновский, 18681870 г. гор. Казани свящ. Симеон Красовский и с 1870 г. – о. Иоанн Флег. Черкасов здесь до выделения 3 округа и назначения благочинных о. Измайлова. О благочинных 2 округа будет сказано в описании села Шапшей. Сослуживцы о. Воскресенского, умершего здесь 6 июня 1839 г.: Трофим Афанасьев – 18051816 г , Терентий Трофимов – 18161827 г. и К.И. Флиоринский – 18271842 г., по рассказам старожилов, деятельный пастырь с мягким характером. В то время, когда о. Воскресенский ради отчетности писал в исповедных ведомостях: «были все, кроме малолетних», о. Флиоринский пытался разобраться в отдельных личностях, был депутатом. В январе 1842 года перемещен в село Кукмор Мамадышского уезда, Гавриил Феод. Тимонов – 18411843 г.; Никанор Семенов. Кордуанский – 18421857 г.; Сергий Никол. Сизанов с 1843 г. А в 1850 г. при закрытии второго штата перемещен в с. Соловцово. Зятья о. Никанора: Евангел Никит. Сосунцов с 1857 г., в 1064 г. 32 лет скончался. Василий Ив. Протодьяконов просвященствовал менее года и тоже умер молодым. Так что в приходе создалось убеждение, что священникам здесь не суждено долго служить. Да и диаконы в это время тоже скоро умирали – один сгорел, а другой утонул. Действительно, только заказчик Данила Семенов, и благочинные о. Воскресенский и бездетный Измайлов, долго жили и здесь положили свои кости. Бросалось в глаза то, что почти все священники соседнего села Потонихи жили долго, в Алатахе – большинство скоро умирало или уходило.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. апостол Иоанн, увидев пред собою «единого от седми ангел имущих седмь фиал» ( Апок. 17, 1 ) «пад пред ногама его поклонихся ему» ( Апок. 19, 10 ). Хотя ангел не принял от Иоанна этого почтения и, по видимому, не одобрил его, сказав: «смотри не делай сего; я сослушил тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово: Богу поклонись» ( Апок. 19, 10 ), – тем не менее однако нельзя согласиться с теми, которые, на основании приведенных слов ангела, признают почитание ангелов предосудитехьным. Нельзя допустить, чтобы ближайший, возлюбленнейший ученик Божественного Учителя, одаренный к тому же духом пророчествия, руководимый Духом Святым, по какой-либо неосмотрительности, почел явившегося ему ангела за Самого Бога; еще невероятнее, чтобы апостол, почитая его за обыкновенного ангела, воздавал ему честь Божескую, сотворенному духу не приличную. Чтобы согласить поступок св. апостола Иоанна с прекословием ангела, всего естественнее предположить, что последний не принял поклонения от первого по своему смирению и уважению к высокому достоинству друга Иисусова. До воплощения Иисуса Христа ангелы беспрекословно позволяли людям чтить себя; но с того времени, как Сын Божий соделался человеком, и все ангелы стали чтить в Нем естество человеческое, они, по своему смирению, не хотели уже как будто принимать почитания от христиан, соделавшихся, чрез искупление Иисуса Христа, сынами Божиими, – а тем более не хотели принимать его от апостолов, так же чистых и святых, как и сами ангелы. Так изъясняет, между прочим, это место св. Амвросий медиоланский . «Искупление, – говорит он, – кровию Христовою доставило верующим то, что они соделались сынами Божиими и сообщниками ангелов. Посему-то не принял от Иоанна почтения ангел, который поклонялся Иисусу Христу-Богочеловеку» (Ad сар. 19 col. 496). Ту же мысль находим и у Григория Богослова . «Ангелы, – говорит он, – ныне уважают, как своих сообщников, тех, на которых прежде взирали, как на недостойных и отверженных. Посему-то ангелы не осудили почтения, возданного им Лотом и Иисусом Навином. Когда же Иоанн поклонился ангелу, то он сему воспротивился». (Бес. 8 на евангел.). Таким образом, здесь, с одной стороны, не предосудительно смирение ангела, который, из уважения в достоинству апостола, не принял его поклонения; с другой стороны, законно и почтение ап. Иоанна, который поклонился ангелу и своим примером ясно показал нам, что должно чтить небесных посланников Божиих. Такое именно понимание некоторым образом оправдывает еще и то обстоятельство, что апостол, несмотря на прещение ангела, в другой раз воздал ему ту же самую честь (Апов. 22, 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Однако уже в XVIII веке Josephus Maria Quercius думал лишить славы Сергия и приписал составление Акафиста Божией Матери Георгию Пизиде, ссылаясь просто на то, что, как в Акафисте, так и в известном стихотворении Пизиды 15 : Ες τν γενομνην φοδον τν βαρβρων κα ες τν ατν στοχαν Богородица называется στρατηγς. Quercius упустил из виду, что в данном стихотворении нет даже простого намека на определение какой-нибудь службы вроде Акафиста. Тем не менее, к мнению столь шаткому примкнули многие из ученых 16 . Наконец в XIX веке преобладают различные мнения. Константин Икономос пишет: «По мнению большинства (кого?) икосы Богородицы составил Аполлинарий Александрийский, живший в IV веке» 17 . Почти тоже самое, только другими словами, повторяет Мануил Гедеон: «По всей вероятности песнопение составлено после смерти Юлиана Отступника» 18 . Он же находит Юлиана, каким-то чудом, даже в самом песнопении. Иоанн Саккелион подтверждает мнение Икономоса без серьезного обоснования 19 . Иннокентий высказывается за Сергия 20 , также и Pitra 21 ; за ним последовали еще и другие: Christ 22 , Bouvy 23 , Параника 24 , Семителос 25 и Dieterich 26 . Амфилохий хочет Романа песнопевца 27 ; тоже самое и Эвморфопул 28 . Ставрос Вутира примыкает к мнению составителя хроники монаха Георгия, что Акафист относится к временам Константина Погоната 29 . Нужно заметить здесь, что Вутире принадлежит остроумное замечание, что в самом песнопении ничто не побуждает нас высказаться за Сергия: оно явно осуждает его монофелитское учение в следующих стихах: «Ибо для этого вышний Бог и явился на земле смиренным человеком» 30 и «неописуемое Слово все было долу, но и горнего отнюдь не оставляло. Устроитель всего желая спасти мир, пришел к нему по собственному обетованию, и, будучи пастырем, как Бог , ради нас явился подобным нам человеком; ибо, признав подобное подобным, он, как Бог, слышит» 31 (Акафист ст. 172–176 и 217–223). Правильность заключения Вутиры дает нам полное основание полагать, что Акафист – произведение действительно гораздо позднейшее времен Сергия. Все-таки положительное решение вопроса ему не удалось. Мнение его о составлении песнопения во времена Погоната 32 , оказавшееся несостоятельным, послужило поводом Крумбахеру считать вопрос об Акафисте пока нерешенным 33 . Поэтому и Евангел Кофиниоти в своем трактате об Акафисте прямо называет неопределенными вопросы, относящиеся ко времени и автору Акафиста 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

Вечером того же дня Святейший Патриарх Кирилл покинул Харбин и отправился в Шанхай. 15 мая в день перенесения мощей святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в здании бывшего собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Споручница грешных» в Шанхае, в котором ныне размещается музей. В числе сослужащего Предстоятелю духовенства находились проживающие на покое в Шанхае старейшие клирики Китайской Автономной Православной Церкви священник Михаил Ван и протодиакон Евангел Лу. На богослужении присутствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Китайской Народной Республике А.И. Денисов, генеральный консул России в Шанхае А.Н. Смородин, генеральный консул Украины в Шанхае С. Бурдыляк, генеральный консул Республики Беларусь в Шанхае В. Варабей, генеральный консул Болгарии в Шанхае И.В. Белева. После богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию по усопшим архипастырям, пастырям, инокам и мирянам Китайской Автономной Православной Церкви. В ходе последующего обмена приветствиями Патриарх Кирилл выразил особую благодарность священнику Михаилу Вану, протодиакону Евангелу Лу и иподиакону Папию Фу, отметив, что, несмотря на возраст, в них чувствуется большая внутренняя сила. Вместе со всем китайским народом они переживали различные перипетии истории и ныне являются свидетелями возрождения Китая и возрождения этого святого храма. Отдельные слова благодарности были произнесены в адрес тех, кто в наши дни продолжает трудиться на благо Китайской Автономной Православной Церкви и на благо укрепления дружбы, взаимодействия и сотрудничества России и Китая: председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, настоятеля храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерея Дионисия Поздняева, настоятеля православной общины святителя Николая Мирликийского в Шанхае протоиерея Алексия Киселевича, а также Чрезвычайного и Полномочного Посла России в КНР А.И. Денисова и всех, кто принял участие в подготовке визита. Во внимание к многолетним трудам по поддержке Православия в Китае Предстоятель Русской Церкви удостоил председателя Координационного совета соотечественников в Китае М.В. Дроздова ордена преподобного Серафима Саровского III степени.

http://e-vestnik.ru/news/vizit_svyateysh...

Эти и дальнейшие предсказания уже относятся не ко времени разрушения Иерусалима, а ко второму пришествию Христову (чит. объясн. 7 ст.). У евангел. Матфея и Марка сказано: солнце померкнет и луна не даст света своего. Это означает изменение законов природы, новое устроение мира соответственно имеющему настать новому порядку в царстве Христовом (Мих.). На земли туга языком от нечаяния (уныние народов и недоумение). Это произойдет от предчувствия чего-то страшного, решительного (Мих). Море восшумит и возмутится. Этим означается не волнение морское, а волнение среди людей, т. е. что бедствия пройдут по земле, как потоп, как грозное море, волнующееся во время бури. ( Ис.8:78 ; Откр.18:15 . Мих.). Лк.21:26 . издыхающим человеком от стрáха и чáяния грядýщих на вселéнную: силы бо небéсныя подвигнутся. (люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,) Издыхающим человеком от страха. Это не значит, что люди будут умирать от страха предстоящих ужасных событий, но – изнывать, томиться в ожидании сего. Силы небесные, т. е. Ангелы, подвигнутся (поколеблются). «Ибо если они удивились и ужаснулись, когда сотворены были звезды ( Иов.38:7 ), уясняет Златоуст; то как им не ужаснуться и не поколебаться гораздо более, когда увидят, что все прообразуется, сослужители их (люди) испытываются, вся вселенная предстоит страшному судилищу и все, от Адама до пришествия Христова существовавшие, должны дать отчет во всех своих действиях». Лк.21:27 . И тогдá ýзрят Сына человеческа грядýща на облацех с силою и слáвою мнóгою. (и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.) Здесь изображается самое второе пришествие Христово для всемирного суда и преобразования всего мира, хотя вместе с тем разумеется и разрушение Иерусалима. Сына Человеческого, Господа Иисуса Христа. (7:34) Судию мира, Грядущего на облаках (облацех), подобно как Он по воскресении вознесся на небо на облаках. С силою и славою многою (великою).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

В 1976-1989 гг. были реставрированы Вознесенский и Смоленский храмы, казначейские палаты с хозяйственными постройками, часть ограды, 1-й этаж гостиницы, проводились раскопки фундаментов настоятельского и поварского корпусов. 26 мая 1989 г. храмы В. м. были переданы Смоленской епархии РПЦ. 20 июня 1990 г. решением Свящ. Синода В. м. был открыт, настоятелем назначен игум. Аркадий (Недосеков). 7 апр. 1991 г. в восстановленном Вознесенском храме состоялось первое богослужение, 11 авг.- освящение. 10 авг. 1994 г. в Смоленском храме прошло первое богослужение, 12 авг. 2001 г.- освящение главного престола. По инициативе игум. Аркадия при мон-ре действовал Центр духовного просвещения. Летом 1991 г. мон-рь посетили представители К-польской Церкви митрополиты Халкидонский Варфоломей , Пергский Евангел , Еленопольский Афанасий, Филадельфийский Мелитон , Пергамский Иоанн . 3 мая 1993 г. В. м. посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . В авг. 1995 г. мон-рь был обращен в женский. К апр. 2005 г. в В. м. проживает ок. 15 насельниц, настоятельница - мон. Лаврентия (Павлюченкова). Отреставрированы Вознесенский храм, в к-ром совершаются регулярные богослужения, казначейские и братские кельи, построен 2-й этаж келейного корпуса, баня и жилой дом-просфорня, заведено подсобное хозяйство. В Вознесенской ц. находятся частицы мощей и чтимый образ свт. Питирима Тамбовского и прп. Герасима, ковчег с частицами мощей старцев Оптинских, а также чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Арх.: РГБ. Ф. 236. 94. Л. 165-220; 301, 600. Л. 142-210 об.; РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 2456. Л. 1-92; ИИМК РАН. Ф. P-III. Арх. 5940. Л. 1-14; ГА Смоленской обл. г. Вязьмы. Ф. 596. Оп. 2. Д. 51. Л. 71 (1922); Управление КГБ Смоленской обл. 26797-е. Л. 97. Ист.: СГГД. Т. 4. 128; Иванов П. И. Описание гос. архива старых дел. М., 1850. С. 347; [Отчеты и описи]//ЧОИДР. 1860. Кн. 3. Отд. 1. С. 142; 1862. Кн. 2. Отд. 1. С. 112; Горчаков М. , свящ. Монастырский приказ (1649-1725). СПб., 1868. Прил. 3; ОДДС. Т. 2.

http://pravenc.ru/text/вяземский во имя ...

Святой с малых лет трудится. Отец его уезжает на заработки в Америку. По причине нищеты, прежде чем ребёнок мог насытиться семейной теплотой, лаской и отеческой любовью, его мать посылает его ещё в семи-восьмилетнем возрасте работать на угольную шахту, а затем в магазины далеко от дома. Жизнь его начинается с противостояния большим трудностям, но маленький Евангел никогда не жалуется на это. Напротив, он благодарит и прославляет Бога. Читая по слогам он знакомится с жизнеописанием святого Иоанна Кущника и в нём зарождается стремление к монашеству. Он не знает что такое монах и что такое монастырь 4 . В его плодородное сердце упало маленькое семя и сразу же проросло, укоренилось и принесло плоды. С 16 лет его наполняла Божественная Благодать и наделила его редкими дарованиями. Одному столь юному человеку были даны столь многие и великие дарования, которые иные подвижники не смогли достичь несмотря на все свои тяжёлые и многолетние подвиги. Большинство детей в таком возрасте живёт в беспечности, руководствуется порывом, находится под защитой и опекой своих родителей. Но юный монах Никита 5 устремился к Свету, к Истине, к Жизни и столь сильно угодил Премудрому Богу, что Он нашёл его зрелым и достойным без вреда восприять ответственность таких редких дарований, всегда к пользе Церкви. Святой ходил только в первый класс начальной школы, но и там не выучил ничего, т. к. учитель его был болен. Самостоятельно, когда пас овец, по слогам научился читать. Ничего более. Он был бедным, неприметным, неграмотным, наивным и стеснительным 6 , как он сам сообщает о себе. Кто бы предполагал, что этот подросток с минимальным уровнем образования станет самым известным, самым умным и самым мудрым из всех? Кто бы предполагал, что учёные умы, которые положили всю жизнь на получение образования и все мудрецы мира сего померкнут рядом с нищим и неграмотным Порфирием? Святой мог вести беседу на специализированные научные темы и на всех языках. Как говорит Апостол Павел: «всё обнажено и открыто перед очами Его» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

И так, по Толстому, «Троицы» нет, – Иисус Христос был простым лишь человеком, – Св. Духа – также нет... Он ни на кого, посему, и никогда и не «сходил»... Ясное дело отсюда, что, с графской точки зрения, не может быть принят параграф «Катихизиса», говорящий: «Священным Писанием» называются «книги, написанные Духом Божиим, чрез освященных от Бога людей, называемых Пророками и Апостолами. Обыкновенно сии книги называются Библией» (см. главу «О Священном Предании и Священном Писании »). Граф, разумеется, и отвергает подобный взгляд на Священное Писание , как неудобоприемлемый..., – а также, с своей стороны, высказывает не мало грубых и оскорбительных вещей (для того, чтоб унизить Библию), каких столь много имеется в его «художественном» запасе, по пути приписывая (по своему обычаю) представителям Церкви все, что только ему вздумалось бы. Духовенство, по уверению Толстого, будто бы «не верит в боговдохновенность всего того писания, которое» оно «называет священным» (Т. «Обращ. к духов.», стр. 43). Почему, однако, граф так думает, это неизвестно, как и в тех случаях, о каких речь была выше неоднократно. Толстому не нравится, что Церковью «Библия признана священной», «писание непогрешимым» (Т. «Что такое религия»...; стр. 18), а между тем-де сколько «нелепостей» в «ветхом» хотя бы «завете в роде сотворения... мира..., помещения всех животных в ковчег» и т. д. (стр. 18–19). Люди-де «признавали священным изложением закона Бога 49 книг и в этих книгах признали всякое слово произведением Бога, святого духа», хотя будто бы в них – «куча мнимых священных истин» (Толст. «Восстан. ада», стр. 9)... Каких? Почему мнимых? Но, конечно, ниже Толстовского достоинства разъяснять это, – и граф, конечно, не трудится разъяснять... Сказав, что в канонических книгах Священного Писания «все – от Духа Святого и всякое слово истинно», «этим» Церковь , по Толстому, «погубила и повредила все то, что она приняла» (Толст. «Соедин. и перев... Евангел.», стр. 10), – так как граф, – видите ли, – находит в слове Божием вещи, ему не нравящиеся, которые следовало бы выбросить и которые-де не могут быть признаны за уместные в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

По древним преданием апостол Андрей проповедовал христианство по западным и северным берегам Черного моря, по Дунаю и вверх по Днепру даже до Киева; евангелист Лука и другие ученики апостола Павла проповедовали по берегам Адриатического моря. Проповедь их должна была коснуться и племен славянских, живших в этих странах между другими племенами. В Паннонии в самые первые века христианской истории было известно несколько епископских кафедр, и во главе их митрополии в Сирмиуме (Среме). У славян, при-дунайских издавна известно было епископство в Томе (ныне местечко Кюстенже). Во времена гонений на христианство от римских императоров-язычников было много мучеников из славян, и между ними несколько епископов. Напр. во времена Диоклитиана пострадали Ириней, епископ сремский и Евсевий кивальский с чтецом Публием из Паннонии (память их 26 марта), Евангел епископ томский с пресвитером Ениктетом (8 июля), у славян при-дунайских, и др. В IV веке, во время гонений на церковь от арианина императора Валента, христиане славянских при-дунайских областей прославились особенною приверженностью к православию (св. мученик Ветран, епископ томский, и его ученый преемник Феотим, к которому с особенным уважением относились самые замечательные его современники- св. Златоуст, блаженный Иероним и церковные историки Созомен и блаж. Феодорит.) В начале V века из южно-славянских епископов славен был своими миссионерскими подвигами св. Никита ремесианский. При всем том одна-коже христианство у южных и западных славянских племен далеко еще не было распространено во всем народе, а держалось только по местам и поэтому было довольно не крепко. В IV и V веках новые варварские народы, устремившиеся с востока на римскую (империю, во многих местах подавили начатки христианства, по крайний мере на время. Так в Паннонии, со времени нашествия гуннов, исчезают следы христианских епископий. В VI веке делаются особенно известны епископские кафедры у славян адриатических в г. Сплете (Спалатто в Далмации), и у славян македонских – в Охриде; из этого последнего города от славянской семьи произошел знаменитый в истории византийской империи император Юстиниан (по-славянски Управда), утвердивший за епископской кафедрой своего отечественного города нрава независимого (автокефального) архиепископства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010