Все следующие после Пятидесятницы седмицы, начинаясь понедельником, оканчиваются воскресением, и в «Указании апостол. и евангел. чтений церковных» седмица после Пятидесятницы имеет обозначение: «1-я», седмица после недели Всех Святых (1-й до Пятидесятнице) – «2-я» и т.д. Недля Всех Святых (1-я по Пятидесятнице). В службе этой недели, сверх обычного прославления воскресения Христова, прославляются лики всех свв. угодников Божьих, просиявших верой в грядущего и пришедшего обетованного Искупителя, а также и подвигами благочестия. В песнях церковных ублажаем: патриархов, праотцев, пророков, апостолов, мучеников, священномучеников, исповедников, святителей, преподобных и праведных отцов и матерей 449 и всех святых, от века благо угодивших. Богу, «прежде же всех» «Госпожу нашу и Владычицу, Богородицу, Марию Приснодеву». Ублажая память их, просим также молитвенного их ходатайства о нас пред Богом. Поскольку «Святым Духом всяка душа живится», т.е., очищается, обновляется и устрояется горе, и поскольку Божественная благодать Святого Духа освятила, совершила первородных братий наших, на небесах написанных, и соделала их достойными молитвенниками нашими пред Богом, то, совершивши празднование преславного сошествия Святого Духа на апостолов и прославивши благодатную силу Его, освящающую души всех верующих, прилично потом прославить и тех святых питомцев благодати Божьей, которые освящены и совершены силой Всесвятого и Животворящего Духа Господа. Этим празднованием восполняется также чествование и прославление и тех угодников Божьих, которыми, по причине многочисленности и неизвестности их, не установлены особые празднования. Ублажая святых и исчисляя чины или лики их, св. Церковь указывает этим нам разнообразные добродетели для подражания им. 450 Тропарь, воскресен, гл. 8. Святым, гл. 4. Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом, кровьми церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти, Христе Боже; людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй и душам нашим велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В последнее же время духоборцы не стали придавать никакого значения книгам Священного Писания. Так они смотрят даже и на канонические евангелия, потому что евангел. Матфей, по их кощунственному выражению, много «намотал», Марк «намарал», а Лука – «лукавил». К Библии они питают нерасположение и вообще к книге и грамоте, которая написана «мертвыми буквами» и есть вещь видимая и тленная. Вот почему уже с начала прошлого столетия духоборы перестали иметь у себя книги Священного Писания и не имели школы. Мы веруем, говорят духоборцы, так, как «отцы наши возвестиша нам» ( Пс. 43:1 ), т. е. вместо Священного Писания они объявляют источником своего вероучения предание, но не церковное или святоотеческое, а свое собственное, которое называется у них животною книгою, живущею в памяти и сердцах духоборцев. Животная книга состоит из духоборческих «псалмов», а «псалмы» эти составлены от отрывочных стихов и слов псалмов Давида, изречений Ветхого и Нового завета, молитв и ирмосов православной Церкви и большею частью собственных духоборческих вымыслов. В виду такого уважения к преданиям «животной книги» и признавая себя проникнутыми внутренним словом от живущего в них Духа Святого, духоборцы считают для себя даже грехом обращаться к «мертвым книгам» Священного Писания и обучаться грамоте. На словах духоборцы утверждают, что они веруют в Бога и даже признают Его троичным в лицах. В своем катихизисе они Богом признают только Первое лицо Пресвятой Троицы; Сын, по их учению, есть только «взыскание слова», Дух Святой – «истинность; в другом месте они называют Сына Божия только «животом», а Святого Духа «покоем» или «упокоем»; в третьем месте Сын у них уже – «разум», а Святой Дух – «воля». Духоборцы, признавая Бога только в человеке, представляют Его себе не самостоятельным существом, лично и самобытно существующим, но и как бы слитно и нераздельно пребывающим с родом избранных, так как без рода этого Он не мог бы ни открыться, ни прославиться. Иисус Христос, по учению духоборцев, не есть истинный Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

В темнице, как видно, Иоанну дозволено было иметь сношение со своими учениками. От них он и мог слышать о делах Христовых. Лк.7:19 . И призвáв двá некая от ученик своих Иоáнн, послá ко Иисýсу, глагóля: ты ли еси грядый, или инóго чáем? Лк.7:20 . Пришéдша же к немý мýжа реста: Иоáнн креститель послá нáс к тебе, глагóля: ты ли еси грядый, или инóго чáем? (Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?) Послал Иоанн спросить Иисуса: Ты ли еси грядый, или иного чаем – (Ты ли Тот, Которому должно придти), т. е. Мессия, которого давно ждут, или ожидать нам другого, а Ты только Предтеча Его? Нет сомнения, что как самое посольство учеников Иоанновых, так и подобный вопрос со стороны Иоанна, нужны были не для него самого, а для учеников. Сам Иоанн знал из откровений Божиих пред крещением и во время крещения Иисуса Христа, что Он есть пришедший Мессия ( Ин.1:31, 34 ); но ученики его еще не знали этого: Иоанн, конечно, учил их, но они не вполне вразумлялись словами его (Злат.). «Они, говорит св. Златоуст, как всякий может приметить, нерасположены были к Иисусу и завидовали Ему, что видно из их слов своему учителю, по Евангелию Иоанна: Тот, Кто был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему (Ин.З:26). Ибо они еще не знали, кто был Христос.» Лк.7:21 . В тóй же чáс исцели мнóги от недýг и рáн и дýх злых, и мнóгим слепым даровá прозрение. (А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.) Этого обстоятельства не указано у евангел. Матфея, а между тем оно объясняет дальнейшие слова Христовы ученикам Предтечи. Лк.7:22 . И отвещáв Иисýс речé има: шéдша возвестита Иоáнну, яже видеста и слышаста: яко слепии прозирáют, хрóмии хóдят, прокажéннии очищáются, глусии слышат, мéртвии востают, нищии благовествýют: (И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, чтó вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют;) Совершением чудес и указанием на них Иисус Христос прямо отвечает на вопрос Иоанна, что Он есть действительно обетованный Мессия; потому что такие дела, и в таком числе, по пророчеству Исаии, может и должен творить один Мессия: се Бог наш...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Климент выдержками из сочинений Васиида и Исидора, как мы видели, доказывает высокое нравственное учение у них и даже констатирует некоторый ригоризм в их этических понятиях. Безнравственное же учение Климент ясно приписывает последователям Василида 1046 и в укор им ссылается на основоположения их праотцев 1047 . _______________________ 17. Хотя особые претензии на оригинальность у Василида оспариваются 1048 , тем не менее это несомненно был выдающийся человек. Он, по-видимому, первый сознал необходимость строгого обоснования древне-христианской традиции; почему ссылается в подтверждение своего учения на Матфея и Главка, толкователя ап. Петра, и составляет – очевидно, опираясь на них – свое евангелие. Ему же предносилась, кажется, мысль об установлении канона свящ. книг и определении подлинности их. При этом, он, напр. не может признать подлинными пастырских посланий. Мало того, он ясно понимает нужду в установлении истинного смысла христианского евангел. предания; поэтому пишет обширные Exegetica. Но главным образом Василид с своим сыном Исидором прославился как моралист. Его изследования о грехе, страданиях, особенно – коренной, многотрудной, или лучше сказать неразрешимой проблемы о зле поражают своею глубиною. Василид, конечно, заблуждается, но важна самая постановка вопроса. Столетие спустя эта же проблема о происхождении зла увлекла такого великого мыслителя, каким был Ориген ; а два века с небольшим после – изследованию той же самой проблемы предавался знаменитый отец церкви. И как известно, и им не удалось счастливо покончить с поднятым вопросом.– Василид был проникнут искреннейшим убеждением об особом избрании и призвании гностиков. Здесь коренится его чувство особой горделивости. Однако это сознание не доставляло ему дикого удовлетворения. Наш русский изследователь 1049 справедливо подмечает в учении Василида «печать своеобразнаго безотраднаго пессимизма“ и стремление к своего рода нирване. По Ипполиту, для Василида весь мир, кроме гностиков, казался страждущим и стенающим в ожидании откровения сынов Божьих – т.е. гностиков. Известный текст апостола Павла о воздыхании твари ( Рим. 8:19 ) в системе Василида Ипполит цитирует три раза. Но и это будущее «откровение“ не принесет по Василиду блаженства миру. Желанный покой всё найдет только в великом неведении. Если древние находили основания считать Василида соучеником Саторнила 1050 , то по некоторым другим пунктам учения (по мнимому совпадению в мыслях с ап. Павлом, по вопросу о древне-христианской традиции и каноне свящ. книг) нужно сближать Василида с Маркионом и считать его предтечею Маркиона или, вернее, старшим современником его. Кердон и Маркион

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

С великой скорбью приходится вспоминать, что монастырь превратился в поле сражения: коридоры были окровавлены, по всему двору видна была кровь, смешанная с водою; в некоторых местах выстланного камнями двора стояли целые лужи крови. Прилагаем здесь список 42 раненых иноков, составленный в лазарете парохода «Херсон». Списка же остальных тяжелораненых у нас нет, так как их оставили в монастыре, и имена их тщательно скрываются. Убитых, говорят, было 4. Список раненых монахов: Нанесённые раны, колотые штыком ружья, монахам: Тихон Селезнев, Пафнутий Кодынец, Мартирий Котленко, Варнава Алышев, и схим. Смарагд Белый. Нанесённые резаные и рубленые раны монахам: Феодор Беньковский, Евгений Уваров, Иов Андрейченко, Куарт Боровик, Адриан Хохлов, Георгий Мысько, Никон Наточий, Андрей Казаков и схим. Исаакий Грязев. Нанесённые раны прикладом ружья монахам: Герасим Кишевский, Игнатий Потатуев, Мелетий Белоусов, Енох Зайцев, Савватий Сальников, Максим Стригин, Гурий Самсонин, Таврион Евдокимов, схим.: Валент Тримасов, Прохор Нуждин и Феоктист Печерский. Контуженные с кровоподтёками в разных местах тела монахам: Авив Харинов, Мина Уваров, Никандр Попов, Августин Ольшин, Палладий Левченко, Афанасий Редник, Палладий Дротиков, Павел Саприкин, Севастиан Киловский, Иамвлих Мальчевский, Мелитон Гаврилов, Иоанн Свистунов, Ваптос Недашковский, Георгий Нарышкин, Евангел Казаченко. Когда отправили избитых монахов на пароход «Херсон», на другой день вся остальная братия собралась на пристани, чтобы и им всем переехать на пароход к своим арестованным монахам. Но когда г. Шебунин увидел, что вся оставшаяся в монастыре братия идёт на пароход вслед за побитыми братиями, стал кричать: «Отцы, что вы делаете? На кого монастырь оставляете?» Братия на это ответила: «Пусть кто хочет живёт... эти уедут, а нас игумен начнёт опять приневоливать к подписи». Тогда консул, обратясь к игумену, сказал: «О. игумен, что вы делаете? Не смейте притеснять! Ни к чему; как молились, так и молитесь, только мирно живите!»

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Но основания, приводимые в подтверждение этих мнений, слишком слабы. 1-е послание заключает в себе ясные указания и намеки если не на самое Евангелие от Иоанна, то на содержание его (ср. 1Иоан. 1, 1 и дал. с Евангел. Иоан. 1, 1 . и дал.); наставления и увещания, изложенные в нем, основываются на истинах, содержащихся в этом Евангелие и сделавшихся из него известными (ср. Иоан. 1–16 ), и все вообще содержание Евангелия может служить для него как бы комментарием. Из этого можно с несомненностью заключать, что 1-е послание было написано после Иоаннова Евангелия 680 . Большое сходство обоих писаний показываете, что между написанием того и другого прошло не особенно много времени; впрочем послание было написано не тотчас после Евангелия; против этого говорит самостоятельность, замечаемая в развитии мыслей послания 681 . На более позднее сравнительно с Евангелием происхождение послания прямо указывает и его историческая связь с посланиями других Апостолов 682 . Уже давно начало угрожать опасностью малоазийским христианским обществам не грубое и плотское иудейство и язычество, но утонченное, спекулятивное и притом многосложное лжеучение 683 , именно то, которое еще в его зародыше имели ввиду Павел в своих пастырских и Иуда и Петр в своих сборных посланиях, а затем и уже в новом его развитии Иоанн в своем Евангелие. Лживый гносис, совершенно исказивший евангельское откровенное учение о блаженстве в единении с Богом, составлял сущность этого лжеучения 684 . К теоретической лжи присоединилось вскоре и практическое заблуждение – именно взгляд на грех , легкомысленный и неосновательный, хотя его и признавали возвышенным и глубоко научным 685 . К этому быть может присоединялся индефферентизм относительно участия или неучастия в идолослужении. Как нежный, но в тоже время исполненный важности и строгости отец, научает и увещавает Иоанн «чадца своя» пребывать и на будущее время в союзе с Иисусом, проповедь о котором они слышали от начала 686 . Писатель 1-го послания не называет себя по имени, и только в начале послания говорит о себе как об очевидце событий жизни Иисусовой (1, 1–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Тут слова Христовы назаретянам имеют следующий смысл: «вы, слыша от Меня, что Я Мессия, можете сказать Мне, чтобы Я среди вас сотворил какое-либо чудо для уверения в истине Моих слов, и таким образом явился бы пред вами истинным Мессиею – (врач вылечи себя), сотворил, например, такие же чудеса, какие Я сотворил в Капернауме.» Что было совершено Господом в Капернауме, евангелист говорит ниже (ст. 31–41). Аминь глаголю вам (истинно говорю) и пр. Т. е. Господь знал, что назаретяне желают видеть от Него чудеса у себя не для того, чтобы уверовать в Него, а так, из любопытства, даже, быть может, и из тщеславия, и не совершил чудес ( Лк.4:25 ), но еще обличил их. Также точно еще однажды Он обличил Фарисеев, требовавших от Него чуда, но не имевших желания веровать в Него ( Мф.16:3, 4 ). Никоторый (никакой) пророк приятен есть (не принимается) во отечествии своем, т. е. обыкновенно не верят в пророческое служение того, кто до времени призвания служению жил и действовал между соотечественниками своими, как простой человек. Но это должно понимать не в смысле полного отрицания, потому что не все же соотечественники не верят, иные и верят. В Свящ. писании нередко употребляется полное отрицание вместо ограничения: таковы наприм. у еванг. Матфея слова Господа: не заботьтесь, что вам ясть и что пить и во что одеться ( Мф.6:25 ). Не собирайте себе сокровищ на земле (19). Таким образом словами: никакой пророк и пр., которыя составляли народную пословицу, выражается, что труднее быть цризнанным за необыкновенного человека на месте рождения и воспитания, чем в других, чужих местах. У евангел. Матфея и Луки прибавлено: и в доме своем. «Присовокупил эти слова, замечает св. Златоуст, как думаю, разумев своих братьев.» Известно, что сначала враждовали против Иисуса Христа и некоторые из братьев. Так, поветствуется в житии ап. Иуды, брата Господня (19 июня), когда Иосиф, которому обручена была Пресв. Богородица, стал делить свою землю между детьми, рожденными от умершей жены; то пожелал дать часть и Господу Иисусу, рожденному преестественно Св. Девою Мариею. Тогда три сына, в том числе и Иуда, не хотели этого, и только четвертый, св. Иаков, принял Его в свою часть. Впоследствии Иуда раскаялся и глубоко уверовал во Христа. В пример того, как пророки не принимаются в отечестве своем, Господь приводит двух великих пророков древности, Илию и Елисея, в очень важное время их жизни, которые иногда совершали чудеса не своим соотечественникам, а чужестранцам, и притом язычникам. (Это указание для Феофила, для которого еванг. Лука писал свое Евангелие, было очень назидательно).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Настоятели часто дарили кресты и вериги И. благотворителям монастыря, первые свидетельства об этом встречаются в документах XVIII в. (ГАЯО. Ростовский фил. Ф. 230. Оп. 1. Д. 3237. Л. 71 об.). В апр. 1779 г. при гробе И. находилось «крестов медных - 15, параманов железных с цепями - 5, пояс железный, палка железная, окованный железом камень, железная цепь при стуле» (Там же. Ф. 245. Оп. 1. Д. 5. Л. 145 об.). В рапорте от 11 марта 1872 г. архим. Евангел (Дилигенский) сообщал, что в мон-ре имеются следующие вериги, по преданию принадлежавшие И.: медный крест, шапочка, связни, или путы, железные, стул из березового комля с железным ужищем длиной 42 аршина, железная палка, железные вериги, камень с железным обручем, кнут с железным хвостом, железное кольцо, железный пояс (Там же. Д. 207. Л. 56). Прихожане с. Кондакова просили о даровании их храму вериг И. «для всегдашнего памятования о нем, и по возможности подражания его житию». 6 июня 1872 г. железный параман, конец цепи с кольцом, конец цепи без кольца, железная палочка, медный крест в ковчеге были торжественно переданы настоятелю церкви в с. Кондаково свящ. Иоанну Мансветову (Там же. Л. 55-62). «Будничный» железный параман с 4 звеньями от вериг был подарен А. Ф. Ковалевскому в благодарность за составление им службы и акафиста святому. К нач. XX в. в Борисоглебском монастыре оставались железные цепи, крест медный, железный параман с бубенчиками, железное кольцо, железный пояс ( Чудинов. 2000. С. 145). Во время ярмарок и в престольные праздники 2 мая и 24 июля (дни памяти святых Бориса и Глеба) жителям Борисоглебской слободы и паломникам позволялось во время молебнов надевать на себя «труды» И. В 1924 г., после упразднения мон-ря, вериги святого были изъяты и переданы в Борисоглебское отделение Ростовского музея. В 1940 г. в экспозиции были выставлены «обруч поясный, обруч шейный, жилетка железная, шейный камень, окован железом, ужище железное» ( Чудинов. 2000. С. 146). В 1954 г., после закрытия Борисоглебского отд-ния Ростовского музея, вериги передали в Ростов. В 1999 г. в Угличском историко-художественном музее обнаружились вериги, к-рые были отождествлены с веригами И., до 1934 г. находившимися в церкви в с. Кондакове. В 1999 г. по просьбе Ярославского и Ростовского архиеп. Михея (Хархарова) вериги были переданы на временное хранение в Борисоглебский монастырь. В янв. 2000 г. В. А. Мансветова, внучка свящ. Иоанна Мансветова, передала в дар обители семейную святыню - крест от вериг преподобного. В XIX в. в мон-ре хранилась одежда И.: «толстая безрукавка из свиного волоса» и «шапочка, сшитая из овчиных лоскутков» ( Амфилохий (Сергиевский-Казанский). 1874. Прил. Л. 1).

http://pravenc.ru/text/673961.html

Читается в четверг 21-й недели по Пятидесятнице. Об этом мнении повествуют и еванг. Матфей ( Мф.14:1, 2 ) и Марк ( Мк.6:14, 16 ), первый кратко, а второй несколько пространнее. Еванг. Матфей и Марк вместе с этим сказанием повествуют и о мученической смерти Иоанна Крестителя от рук Ирода; но евангел. Лука, упомянув о сем кратко ранее ( Лк.3:19, 20 ), нигде более не говорит о том. Лк.9:7 . Слыша же Ирод четвертовлáстник бывáющая от негó вся и недоумевáшеся: Занé глагóлемо бе от неких, яко Иоáнн востá от мéртвых: Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; Ирод четверовластник. (Чит. о нем в объясн. 1 ст. 3 гл.) Бывающая от Него вся (все, что делал Иисус), т. е. проповедывал новое учение и творил многие чудеса. Недоумевашеся (недоумевал), кто же Этот (ст. 9); у еванг. же Мафвея и Марка сказано, что Ирод прямо принимал Иисуса Христа за Иоанна: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых. Епископ Михаил из сопоставления трех сказаний объясняет это разноречие следующим образом: «услышав о необыкновенных делах Господа, Ирод начал говорить, что это – обезглавленный им Креститель воскрес из мертвых и чудодействует (Матф. Мар.). Но узнав, что одни думают, как он, а другие полагают, что это Илия, иные же, что какой-нибудь из древних великих пророков (Мар. Лук.), он пришел в недоумение – кто бы это в самом деле мог быть? Иоанна он обезглавил. И, наконец, решил, что это действительно должен быть Иоанн (Мф. Мр.) Ему представилось, что Иоанн – невинная жертва его безумия из угождения своей жене, – воскрес, чтобы наказать его за преступление. Чтобы рассеять окончательно недоумение, он пожелал видеть Самого Иисуса Христа ( Лук. 9 ст.), конечно, не без страха за себя.» Св. Златоуст относит к суетности и небрежности Ирода то, что он узнает о делах Иисуса Христа, о всем, что делал Иисус (бывающая от Него вся), не в начале, а по прошествии немалого времени. Лк.9:8 . от инех же, яко илиá явися: от других же, яко прорóк един от дрéвних воскрéсе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лонгин муч., с Орент ием и др., 24 июня. Лот праведный с Авраамом , 9 окт., (покрывало, евр.). Лука (тоже, что Лукан, из Лукаши), евангел., ап. из 70, 18 окт. и 22 апр. Лука , диакон вавилонский, муч. кордувский, 30 июля. Лука , диакон, муч. емисский, 29 января. Лука преп., из Тавромены, 5 ноября. Лука , преп. елладский, 7 февр. Лука преп., игумен Спасовой обители реки Глубокой, 7 сент. Лука новый, столпник халкидонский, 11 декабря. Лукиллиан , муч. византийский, 3 июня. Лукина (светлая, лат.), св. жена, с Маркеллом напою, 7 июня. Лукиан (светиый, лат.), муч. белгийский, 3 июня. Лукиан , муч. диррахийский, 7 июля. Лукиан , пресв. антиохийский, муч. никомидийский, 15 окт. Лукиан , муч., с Илиею и друг., 13 сент. Лукиан , муч. кампонийский, 6 июля. Лукиан мучен., тарсянин, 3 июня. Лукий (светящий, лат.), апост. из 70, 10 сент. Лукий , муч. римский, 1 июня. Лукия (светлая, лат.), девица, муч. сиракузская, 13 дек. Лукия , мученица миринейская, 4 июля. Лукия демица, муч. кампанийская, 6 июля. Лупп (волк, лат.), мучен., 23 августа. Лупп , муч. солунский, 26 окт. Любовь , мученица римская, 17 сент. Людмилла , княгиня чешская, сент. Мавра (темная, греч.), муч. фиваидская, 3 мая. Мавра преп., 30 окт. Маврикий (см. ниже Мавр) и 70 воинов мучч., 22 февр. Маврикий , из числа 45 муч. никопольских, 10 июля. Мавр (темный, греч.), муч. римский, 19 марта. Мавр воин, муч. римский, 7 июня. Мавсима , пресвитер сирийский, 23 янв. Магн (великий, лат.), муч. кизический, 29 апреля. Макарий (блаженный, греч.), муч. африканский, 10 апр. Макарий , муч. аназарвский, 5 февраля. Макарий , муч. мелитинский, 6 сентября. Макарий исповедннк, пресв. антиохиский, 19 февраля. Макарий , преп. египетский, 19 января. Макарий , преп. александрийский, 19 янв. Макарий прен., из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 января. Макарий , игумен пеликитской обители, исповедник, 1 апр. Макарий , игумен калязинский, 17 марта и 26 мая. Макарий , преп. желтоводский, 25 июля. Македоний (македонский, длинный, великий μακδνος, греч.), муч. смирнский, 11 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010