—73— нении по Священному Писанию Ветхого Завета – 2+; Романов Виктор – на устном испытании по введению в круг богословских наук – 2+, и Саригиани Евангел – на устном испытании по введению в круг богословских наук – 2+, на семестровом сочинении по библейской истории – 2½ и на проповеди за I курс – 2½. 4) Четырем из поименованных в п. 3 студентам: Афанасьеву Матфею, Златову Гавриилу, Овчинникову Василию и Романову Виктору, имевшим неудовлетворительные отметки только на устных испытаниях по одному или двум предметам академического курса, дозволено было сдать новые устные испытания по этим предметам при окончании академического курса, а двум иностранцам: сербскому уроженцу иеромонаху Платону и греческому – Евангелу Саригиани, кроме того, – и представить новые семестровые сочинения взамен неудовлетворительных, что ими и было исполнено. На новых устных испытаниях означенные студенты получили следующие баллы: Афанасьев Матвей: по Священному Писанию Ветхого Завета – 4+, по патристике – 4; Златов Гавриил: по педагогике – 4; Овчинников Василий: по психологии – 4, по педагогике – 4; Романов Виктор: по введению в круг богословских наук – 4; Иеромонах Платон: по введению в круг богословских наук – 4, по истории философии – 4, по церковному праву – 4; Саригиани Евангел: по введению в круг богословских наук – 4+. Представленные двумя последними студентами новые семестровые сочинения отмечены баллами: иеромонаха Платона – по общей церковной истории – 3½; Евангела Саригиани – по библейской истории – 4– и проповедь 3+. 5) Поведение за истекший 1900–1901 учебный год у 38-ми студентов отмечено баллом 5, у 9-ти – баллом 5– и у 1-го – баллом 4. 6) Студент Сергей Сахаров не держал, по болезни, устного испытания по пастырскому богословию и представил в Совет Академии прошение о дозволении ему сдать означенное испытание после летних каникул, в августе месяце текущего 1901 года. —74— б) Отзывы преподавателей Академии о кандидатских сочинениях 39 студентов IV курса: 1) Ординарного (профессора Николая Заозерского о сочинении студента Алфеева Аркадия на тему: «Общественное положение епископа и духовенства в Новгороде и во Пскове в период удельновечевой»:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Двадцать шестой день. Поучение 3-е. Св. апостол и евангел. Иоанн Богослов. (Как нам относиться к грехам наших ближних?) I. В день преставления св. славного апостола и евангелиста Иоанна Богослова, учившего более всего о христианской любви и даже на смертном одре не переставшего учить об этой великой добродетели, без которой нет возможности спастись, весьма благовременно будет побеседовать с вами, братия, о том грехе, который чаще всего разрушает христианскую любовь между людьми: мы говорим о грехе презрительного осуждения наших ближних, в случае их нравственных падений. II. А. Рассмотрим прежде всего впечатление, производимое на нас падениями наших братьев, и увидим потом, что нужно делать для их обращения. «Пред вами светское общество», составленное не из тех необразованных, грубых и лишенных с детства всякого нравственного влияния людей, которые встречаются тысячами на улицах. Здесь все люди, получившие хорошее воспитание, способные понимать и восхищаться всем прекрасным, доступные иногда самым великодушным порывам... В этот-то избранный кружок вдруг приносится весть... Это – сообщение, которое, как говорят, каждый должен хранить про себя... О чем же идет дело? Об проступке, падении, позоре, который открывается вскоре... Замечаете ли вы действие, произведенное им? Замечаете ли вы взгляды, блистающие злобной радостью? Слышите ли вы, как дотоле вялый разговор оживляется, перерываясь бурными взрывами, подобно пламени, раздуваемому со стороны? Слышите ли вы эти многочисленные вопросы? Наблюдаете ли вы, с каким живым интересом собираются малейшие подробности об упомянутом падении; следите ли вы за выражением лиц, показывающих, что знают более, чем желают сказать; за вероломными намеками, прикрывающимися ложным соболезнованием? Правда ли все это? Преувеличиваю ли я, утверждая, что легкомыслие и безчинства других суть любимая пища для разговоров во всех сословиях общества, и что, если отнять из этих разговоров клевету, то вы отнимете всю их прелесть, и что будто бы ничто не водушевляет так беседы, как злословие? Нам говорят, братия, что человек добр. Да, я знаю хорошо, что все заботятся о сохранении приличий, и что мы, русские, менее всего нуждаемся в этом напоминании. Но кто не знает, что есть ученое состязание словом, в котором приобретают удивительную сноровку? Кто не знает, что существует тонкое искусство изящно метать отравленную стрелу, искусство смертельно ранить улыбкой, и намекать на все, не утверждая ничего?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Несколько минут юноша находился в темной холодной воде. Она давила его и влекла вниз с неотвратимой силой. Иоанн за что-то схватился и выплыл на поверхность. Во тьме он различил тонущий корабль, который быстро ушел под воду. На воде виднелись барахтающиеся люди. Они боролись за свою жизнь. “Аркадий, милый брат, Аркадий!” – пытался крикнуть Иоанн, но вой ветра заглушил его голос. Липкий ком остановился в горле, горькие слезы хлынули из глаз, отчаянное одиночество охватило юное сердце… “Мама, молись!” – были последние слова Иоанна. И больше никто не мог видеть его, ни его брата Аркадия, ни спутников, плывших на корабле, ни самый корабль… Только черные волны, как горы, ходили по океану. Они шли то рядами, одна за другой, то сталкивались, как две огромные скалы, и тогда раздавался ужасный гром, а к небу летели соленые брызги. Казалось, что поглотив корабль и всех плывших по нем, океан стал еще яростнее и жесточе. Как ненасытный зверь, он ревел на все голоса; метался во все стороны, как неистовый и, видимо, искал себе новой жертвы… Спустя трое суток, утром рано на отлогом берегу одного из островов появились какие-то люди. Их было человек шесть. Они были почти голы, и только повязка на бедрах была единственным их одеянием. Говорили они на незнакомом языке. – Где вы взяли этого мертвеца? – спрашивал старик молодого. – Он жив, отец, и мы его взяли в воде. – Он мертв совсем и нет в нем жизни, – говорил третий. – Постойте, – сказал старик, – он, кажется, жив. – Жив! Жив! – закричали остальные. – Тащите его сюда. Дикари отвязали утопленника от обломка дерева и положили на песок. “Совсем еще юный, – сказал сочувственно один. – Что-то у него на груди привязано”. “Развяжите,” – приказал старший. – Деньги? – Документы? – Сокровища? – гадали туземцы. Ударом кривого ножа ловкий туземец рассек круг веревок и, взяв небольшой сверток, подал старшему. – Крест, – воскликнул тот, рассматривая маленькую книжечку в своих руках. – Евангел, – произнесло несколько удивленных голосов. В это самое время раздался тихий стон. Все бросились к пострадавшему юноше. Он открыл глаза и смотрел на них. “Евангел, Евангел!” – говорил ему старик, показывая маленькую книжечку. Иоанн слабо кивнул головой и заплакал…

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

– Скажи нам, Евангел, в скольких метрах проходят провода ГосЭнерго? – Примерно в пятиста метрах. Там идёт линия электропередач… – Скажи нам, Евангел, в этой местности прежде не было источника воды, чтобы пили пастухи и поили свой скот? – Да, да, Старче… – Там, напротив, наверху, там ведь была скала, которую использовали раньше в качестве наблюдательного пункта? – Да, Старче… Старец неслучайно обратился именно к Евангелу, потому что тот был единственным человеком, хорошо знавшим всю округу, поскольку много лет был пастухом там и посредником. Все присутствовавшие потеряли дар речи от удивления. Я говорил уже Евангелу, что отец Порфирий святой человек, но он не верил мне. В конце он подошёл ко мне и с восхищением сказал: «Да, ты был прав, Дукас. Этому человеку известно всё, он святой!». Поскольку отец Христодул хотел для монастыря избрать место тихое и пустынное, вдали от населённых пунктов, чтобы избежать частых бесцельных визитов людей и искушений, – спросил у Старца: – Есть тут какие-нибудь поселения рядом? – Вон там, наверху, на таком-то расстоянии в лесу находится домик лесника… Вот здесь, где я стою нужно будет пробурить скважину. Здесь есть подземный источник воды. Если пробурите чуть дальше, то потеряете воду. И действительно, при бурении чуть было не сбились за пределы источника. В заключение он благословил территорию монастырского участка. Он попросил, чтобы мы на протяжении пятнадцати минут мысленно помолились все вместе, повторяя простую молитву «Господи, Иисусе Христе, помилуй нас». Старец попросил меня одного задержаться и показал, как в точности должен будет построен монастыре, с видом на Эвбею. Ущерб В одну из суббот 1987 года мне позвонил Старец и попросил приехать, и отвезти его посмотреть один из участков в Каламосе. Я вёл машину, а он меня направлял: «здесь поверни направо» или «поверни налево» и, в конце концов, мы приехали в одну прибрежную местность. Он попросил остановиться и вышел из машины. Пока он осматривал территорию, я сказал ему: – Старче, так это ж мой участок! Я дал его в залог одному подрядчику.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Великий «семейный» святой Беседа с протоиереем Евангелом Кутрасом, клириком храма святителя Спиридона (о. Корфу, Греция) Три года назад поклониться мощам святителя Спиридона Тримифунтского, которые всего на десять дней были принесены в Москву с греческого острова Корфу, пришло более 1 300 000 россиян. В этом году великая святыня – десница святителя Спиридона Тримифунтского – пребывала в Москве в течение трех недель. Протоиерей Евангел Кутрас, клирик храма святителя Спиридона на о. Корфу, входил в состав делегации греческого духовенства, которая сопровождала мощи святителя в Россию. – Отец Евангел, какова цель греческой миссии, с которой приехала ваша делегация в Россию? – Благодатью Святой Троицы, а также по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мы с радостью приезжаем в Россию уже во второй раз, чтобы привезти великую святыню – десницу святителя Спиридона Тримифунтского. Мы не можем назвать это миссией; скорее, мы даем возможность русским людям поклониться святым мощам, ибо, как сказал наш блаженнейший митрополит, наши народы и наши страны связывает очень многое. Мы благодарны за то, что нас приняли с таким гостеприимством. Мы чувствуем любовь русского народа к нам, которая проявилась в таком теплом и радушном приеме. – Россия восприняла христианство от Византии, и потому Россия испытывает к Греции дочерние чувства. А что сегодня связывает Греческую и Русскую Православные Церкви? – Это отрадно, что русские люди уважают и знают свою историю. И мне радостно видеть, что между Греческой и Русской Православными Церквями существует связь любви во Христе, которая объединяет два наших народа. – Десница святителя пребывала в России уже дважды. На ваш взгляд, почему русские люди с особым почитанием относятся к святителю Спиридону Тримифунтскому? – Святитель Спиридон является вселенским святым, его почитают все православные. Однако именно русский народ особенно любит святителя Спиридона. Святые для нас – молитвенники ко Господу, мы прибегаем к ним с нашими проблемами, нашей болью и скорбями, просим их, чтобы они стали предстателями за нас ко Господу. Святой Спиридон Тримифунтский – один из сильнейших молитвенников, имеющий великое дерзновение ко Господу, поэтому с таким благоговением и любовью приходит к нему русский народ. Это искреннее почитание приводит нас в умиление, ведь это значит, что святой Спиридон Тримифунтский связан с русским народом живой верой и любовью.

http://pravoslavie.ru/41859.html

Обстоятельства времени прервали имеющие 250-летние добрые исторические корни отношения между православными России и Китая. Но по истечении тяжелых в истории Китая и российско-китайских отношений времен они постепенно начали восстанавливаться. В 1986 году была открыта для совершения богослужений Покровская церковь г. Харбина, где служил единственный православный священник, получивший государственную регистрацию, — отец Григорий Чжу. В 1994 году состоялся визит делегации Государственного управления по делам религий в Россию совместно с китайским православным священником из Харбина. Епископы Русской Православной Церкви посещали Китай: 1993 год — митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, 1994 год — епископ Дмитровский Иннокентий . В 1996 году харбинский священник отец Григорий Чжу получил антиминс и Святое миро от Патриарха Московского и всея Руси и использовал их при богослужении до своей кончины в 2000 году. Однако стремление православных китайцев иметь храм и полноценную церковную жизнь не исчерпывалось только Харбином. Хочется отметить, что священник Михаил Ли неоднократно пытался добиться разрешения проводить богослужения в Шанхае. Сломленный неудачами, отец Михаил эмигрировал в Австралию и ныне служит в китайском приходе под омофором архиепископа Ново-Зеландского и Сиднейского Илариона . Ни одного действующего китайского православного священнослужителя на территории КНР в настоящий момент нет. В Шанхае проживают находящиеся в преклонных годах священник Михаил Ван и протодиакон Евангел Лу, которые хранят в своем сердце надежду совершить Литургию на китайской земле. По имеющимся данным, сейчас в Китае насчитывается около 15 000 православных верующих. Большей частью они проживают в Пекине, Шанхае, провинции Хейлунцзян, автономных районах Синьцзян и Внутренняя Монголия. После лет культурной революции в Китае восстанавливаются православные храмы — в Синьцзяне (города Урумчи, Инин, Дачэнь), Внутренней Монголии (город Эргуна), провинции Хэйлунцзян (город Харбин). В ряде городов Китая — Шэньяне, Шанхае — сохранившиеся храмовые здания включены в число памятников архитектуры. Однако наряду с этим восстановленные и сохранившиеся храмы нуждаются в богослужении, совершение которых в настоящий момент крайне затруднено, так как в Китае сейчас нет ни одного православного китайского священника. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 февраля 1997 года председателю ОВЦС было поручено решение практических вопросов по урегулированию православной жизни в Китае. Таким образом мы констатируем, что Китай является зоной пастырской ответственности для Русской Православной Церкви до момента восстановления в полноте иерархии Китайской Автономной Православной Церкви. Китай — не территория миссии для Русской Православной Церкви, а каноническая территория автономной Церкви, жизнь которой регулируется канонами вселенского Православия, внутренними определениями Китайской Автономной Церкви и китайским национальным законодательством.

http://patriarchia.ru/db/text/329177.htm...

Одновременно с этим мы, принимая во внимание беспокойство нашего Блаженнейшего брата Патриарха Московского и всея Руси Алексия, в отношении проживающих в Эстонии православных верующих-иммигрантов русского происхождения, поселившихся в стране в тот период, когда Эстония являлась частью бывшего Советского Союза, заявляем о нашем твердом намерении обеспечить им беспрепятственную церковную жизнь в качестве неотъемлемой части автономной Церкви Эстонии под руководством собственного русскоязычного епископа, в надежде, что их каноническое и юридическое положение будет урегулировано в духе любви и мира, с сознанием братского единства всех православных народов. Посему был принят настоящий Патриарший и Синодальный акт, в качестве декларации и подтверждения и в целях неотменного изложения данных церковных решений и постановлений о возобновлении действия Патриаршего и Синодального Томоса 1923 г., составленный и записанный в священном кодексе нашей святой Христовой великой Церкви, а также была снята точная копия акта и отправлена назначенному местоблюстителем православной автономной апостольской Церкви Эстонии Преосвященнейшему архиепископу Карелии и всея Финляндии, нашему возлюбленному брату во Христе Иоанну, для помещения в архивы автономной Церкви Эстонии. Варфоломей Константинопольский утверждает, Иоаким Халкидонский соподтверждает, Иероним Родопольский соподтверждает, Симеон Принцевых островов соподтверждает, Евангел Пергийский соподтверждает, Каллиник Листрийский соподтверждает, Константин Деркийский соподтверждает, Афанасий Гелиопольский и Тирский соподтверждает, Герман Транупольский соподтверждает, Мелитон Филадельфийский соподтверждает. 157 Перевод с греческого языка, оригинальный текст опубликован факсимильно в кн.: The Autonomous Orthodox Church of Estonia... P. 63–65. Документ опубликован в другом переводе в изд.: Журнал Московской Патриархии. 1996. 3. С. 14–16. Читать далее Источник: Православие в Эстонии : исследования и документы : в 2 т./[редакторы : прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец]. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2010./Т. 2: Документы. - 655 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел Иванович Гребенщиков (ок. 1882 г.р.). В 1902 г. окончил регентские классы придворной капеллы. В 1912 г. учитель пения и музыки Тотемской учительской семинарии. С 1913 г. учитель пения Вологодской духовной семинарии и Вологодского учительского института. В 1926 г. регент Иваново-Вознесенского кафедрального собора. В 1928 г. преподаватель школы 2-ой ступени г. Надеждинска Уральской области. В августе 1929 г. переехал в Москву. Издал 15 своих произведений в сборниках Киреева. См. Памятные книжки Вологодской губернии; Запись о браке в Метрической книге Николаевской Сенноплощадской церкви г. Вологды//ГАВО. Ф. 496. Оп. 60. Д. 16. Л. 70 об. (выписка Г.В. Смирновой); М.П. Рахманова. «…Я не служитель религиозного культа, а член профсоюза…» (Дело Драмсоюза)//Искусство музыки: теория и история. 2013. 7. С. 23–46. Евангел Васильевич Яхлаков. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1914) по второму разряду. По окончании семинарии и первое время после революции трудился в Никольске. Осенью 1925 г. жил в Великом Устюге. См. воспоминания В.А. Ильинского//Б.В. Ильинский, В.А. Ильинский. Вологодские семинаристы на перекрестке эпох. Воспоминания и документы. М. 2022. С. 246. Михаил Николаевич Шрамченко (-1919) Вологодский губернатор с 1910 по 1913 г. Был женат вторым браком на Александре Константиновне Рединой. Для сравнения, программа более скромного музыкально-литературного вечера в Псковской семинарии в начале 1908 г.: С.А. Иванов. В Псковской семинарии и не только в ней… (Из семейного архива)//Псков. 2006. 25. С. 242- Владимир Фреллель окончил Никольское духовное училище в 1907 г. В декабре 1910 г. ученик IV класса Вологодской семинарии. ВЕВ. 1910. 14. Василий Сиземский ученик V класса. Константин Каплин ученик III класса. Александр Озерков ученик V класса. Петр Садоков ученик VI класса. Николаи Поповы учились в это время: Лальский в VI классе, Шолгский и Яхреньгский в IV классе, Кобыльский и Подосиновский в III классе. Ученик IV класса. Ученики III класса Ювеналий Кубенский, Вениамин Еремиевский, Геннадий Соболев и, вероятно, Александр Попов или Вохомский, или Гришенский.

http://bogoslov.ru/article/6176541

Ради обучения детей семья Иоанна Папаникиты была вынуждена переехать из своей деревушки в Фивы. Их дом посещали монахи и монахини, и для молодого Евангела, хорошо начитанного в святоотеческих книгах, они стали практическими примерами духовной жизни. Здесь он познакомился со своими будущими старцами – Ефремом и Никифором, земляками, зажегшими в нем огонь желания монашеской жизни. Когда он выразил свое желание стать монахом, Виктория, добрая его мама, увидела во сне некоего почтенного старца (это был преподобный Ефрем Сирин ), сказавшего ей: «Решение, принятое теперь твоим чадом, есть воля Божия, и в этом он преуспеет». Отсюда начинается подготовка к будущему, которое уже не было ни неизвестным, ни трудным для получившего должное воспитание Евангела. Он уже знал, что такое молитва Иисусова, поклоны, пост, а также послушание. Жизнь старца на Афоне, в пустыне Святой Горы, началась 14 сентября 1933 года. Он поступил в братство своих, уже упомянутых выше, земляков Ефрема и Никифора, в котором и провел всю свою жизнь. Со старцем Ефремом молодой послушник Евангел пробыл, впрочем, недолго. После определенного периода пребывания в послушании он был пострижен им в иночество с именем Лонгин. Спустя малое время старец почил, исполненный дней и зрелый возрастом, а место его заступил иеромонах Никифор. В 1935 году молодой старец 2 Никифор при постриге в великую схиму нарек Лонгина Ефремом в честь преподобного Ефрема, которому была посвящена церковка их исихастирия. Благочестие и внимательность молодого монаха в духовной жизни вскоре были оценены его старцем. В следующем году он был рукоположен во иерея и с тех пор известен как отец Ефрем Катунакский . По возрасту отец Ефрем был старше нас, и с нашим преподобным старцем Иосифом Исихастом он познакомился раньше. К нему он прилепился всей душой, не только исполняя его советы, но и, насколько это было возможно, подражая ему. С нами 3 отец Ефрем был не постоянно. Так распорядился всем управляющий Божественный Промысл. Он жил на Катунаках по уставу старца Никифора, следуя традиции местных пустынников.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

—160— вершенно невежественными в исповедуемом ими учении. Спрашивается – к кому же и какое отношение имеет мораль ламаизма. О связи этой морали с культом автор не говорит ничего. Г. Головачев говорит о кровавых жертвах в культе (стр. 400); как согласить это с буддийским состраданием всякой твари? На 244 стр. автор говорит, что музыка и пение суть необходимые элементы ламаитского богослужения; на 261 стр. мы читаем у него, что вступающим в состав ламаитской иерархии запрещается заниматься музыкой, а на 289 стр., что таковые лица обучаются религиозной музыке. Как всё это согласить? Немало недоумений, не разрешаемых автором, вызывает отношение описываемого им ритуала ламаитов к буддийскому. Автор говорит о поклонении Будде, учению и духовенству, но ведь в буддийской формуле стоит не духовенство, а санга=община, церковь . Автор приводит, как ламаитские, и такие притчи, которые существовали в древнейшем буддизме (наприм., о горящем доме; см. 192 стр., сравни Каруса, Евангел. Будды). Но за всем тем из сочинения г. Головачева читатель узнаёт много и ясного, и верного о русском буддизме. Для получения степени кандидата богословия сочинение вполне удовлетворительно“. 12) Инспектора Академии Архимандрита Евдокима о сочинении студента архимандрита Дионисия (Марангудаки) на тему: „ Фотий, патриарх Константинопольский , как пастырь – учитель“: „Внимание учёных давно сосредоточено на изучение литературной и церковно-общественной деятельности великого греческого святителя патриарха Фотия. „На основании этих трудов мы уже знаем Фотия, как богослова-экзегета, как канониста-юриста, как математика, литератора, критика, философа-диалектика, историка, церковного администратора, государственного деятеля, врача, оратора. К сожалению, он мало известен нам, как церковный оратор – проповедник“ (3 стр.). „Это в значительной мере зависело от того, что многие из проповедей п. Фотия до последнего времени были не изданы, оставаясь в различных книгохранилищах Востока и Запада. Сравнительно недавно великий Логофет Константинопольской Патриархии

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010