Когда в Египте свирепствовали гонения Галерия, епископ Ликопольский Мелитий, по свидетельству Епифания Кипрского, выступил с критикой слишком снисходительного, как ему представлялось, отношения епископа Александрийского Петра к принятию в общение падших. Разногласия в конце концов вылились в разрыв общения и в поставление Мелитием и его сторонниками епископов на те кафедры, которые заняты были архиереями, признававшими своим кириархом святого Петра. Впрочем, существует и иная версия относительно причины раскола, фактически противоположная той, которая изложена у Епифания. Сократ Схоластик в своей «Церковной истории» писал, что Мелитий был низложен «за то, что во время гонения отрекся от веры и принес жертву» . Сторонники Петра называли свою Церковь кафолической, а мелитиане свою – мученической. Мученическая кончина выпала, однако, на долю предстоятеля кафолической Церкви Петра. Известно, что, когда кафедру священномученика Петра в 312 году занял, после кратковременного пребывания на ней Ахилла, святой Александр, Мелитий и его сторонники склонялись уже к примирению с кафоликами. Императору Константину пришлось иметь дело с расколом в Египте лишь начиная с 324 года, когда после низложения Лициния Египет перешел под его управление. «В это время, – по словам блаженного Феодорита, – бразды Римской Церкви держал Сильвестр» . Он занял ее в 314 году. «В Антиохии, – пишет тот же древний историк Церкви, – по смерти тирана, когда в Церквях наступил мир, власть правительственную принял Виталий и построил в Палее церковь, разрушенную гонителями, а следовавший за ним предстоятель Филогоний довершил эту постройку и во время Ликиния показал ревность по благочестию» . Время предстоятельства святого Филогония – с 318 по 322 год. Его преемник Павлин занимал Антиохийскую кафедру в течение одного года, и в 323 году на нее был поставлен святой Евстафий. «Церковь Иерусалимская, после Ермона, была вверена Макарию, мужу, вполне достойному своего имени и украшенному различными добродетелями» .

http://pravoslavie.ru/44877.html

Св. Геракл 231–246. Св. Дионисий 246–265. Св. Максим 265–282. Св. Феона 282–300. Св. Петр I 300–311. Св. Ахилла 311–312. Св. Александр 312–326. Св. Афанасий 326–373. Современные ему епископы арианские: Пист. Григорий 341–349. Григорий 355–361. Петр II правосл. 373–380. Лукий арианин 373–378. Тимофей I 380–385. Феофил 385–412. Св. Кирилл I 412–444. Диоскор монофизит 444–451. Св. Протерий 451–457. Тимофей Элур монофиз. 457–477. Тимофей II Салофакиол 460–482. Петр Монг монофиз. 477–490. Иоанн Талайя 482. Вдовство православной церкви 483–539. Яковитские патриархи и монофизиты: Афанасий II 490–496. Иоанн I Мела 497–507. Иоанн II Никиот 507–516. Диоскор II 516–518. Тимофей II 518–536. Феодосий 536–538. Православные: Павел 539–542. Зоил, после монофизит, 542–551. Аполлинарий 551–567. Иоанн I 568–577. Св. Евлогий 579–607. Феодор 607–609. Св. Иоанн 11 милостивый 609–620. Георгий 621–630. Кир монофелит 630–640. Петр ионофелит 640–654. Вдовство церкви 654–727. Косма 727, и после 767. Полициан, † 801. Евстафий 801–805. Христофор 805–836. Софроний I 836–859. Михаил I или Хаил 859–872. Михаил II 872–903. Христодул 906–933. Евтихий 933–940. Софроний II. Исаак. Иов. Илия около 964–976. Арсений до 1015. Феофил или Георгий в 1019 г. Леонтий. Александр ок. 1059. Иоанн III. Савва в конце XI в. Феодосий в конце XI в. Кирилл II. Евлогий II 1118. Софроний III 1166. Афтер. Илий 1180. Марк в 1195. Николай I в 1210–1223. Григорий I ок. 1230–1243. Николай II 1243–1270. Афавасий III с 1270–1308. Григорий II после 1308. Григорий III ок. 1354. Нифонт 1367. Mapk III . Николай III. Григорий IV. Филофей 1439 и 1450. Афанасий. Mapk IV . Филофей 1523. Григорий V. Иоаким 1529–1566. Силвестр 1566–1590. Мелетий Пигас 1590–1601. Кирилл Лукарис 1602–1621. Герасим Спарталиот 1621–1636. Митрофан Критопул 1636–1638. Николай, иначе Никифор Кляронзан, 1638–1643. Иоанникий 1643–1653 и после. Паисий 1663–1665. Иоаким 1 1665–1667. Паисий опять 1668–1676. Парфений отказался в 1685, † в 1689. Герасим II Палиота 1689–1710.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

в Уставе, в 28 гл. о храмах. (См. Подол. .В., 1897, 5). 257 Память некоторым из них празднуется в другое время, а иные воспоминаются только в настоящий день. 258 В службе этого дня поименно называются следующие свв. мужи и жены: Аввакир (пр. Египетский, VI в.), Аврамий (затворник, 29 окт.), Авксентий (14 февр.), Агапит (или ученики пр. Саввы Освященного, или наставники пр. Евфросинии Александрийской), Агафон (2 марта), Акакий (7 июля), Алоний (пр. Египетский, V в.), Антоний (17 янв.), его ученики: Иосиф, Нисферон, Питирун (настоятель одной из Фиваидских обителей), Пиор и Сармат (убитый в 357 г. Сарацинами), и его современники Евлогий (пр. Фиваидский, странноприимный), Аммун (4 окт.), Аммонафа (Египетский пустынножитель, в Пелузии), Анур (5 июня), Анина (18 марта), Антиох (преподобный, из обители св. Саввы Освященного, писатель Пандекты, скончавшийся ок. 335 г.), Арис (пр. Египетский), Арсений (8 мая) и его ученики: Аммон и Даниил(знаменитый словом и делом), Аполлос (или Аполлоний , 31 мар.), Ахилла (пр. Скитский, V в.), Афанасий (2 мая и 5 июля), Амвросий (7 дек.), Александр (патр. 30 авг. и 12 дек.), Антипатр (еп. Аравийского г. Бостр, в V в., писавшей против последователей Оригена ), Амфилохий (23 нояб.), Аттик (патр. Цареградский 406–425 г.), Анатолий (3 июл.), Вавила (преподобный из Тарса Киликийского, современник Иоанна Мосха ), Вассиан (10 окт.), Венедикт (10 мар.), Вениамин (пр. Нитрийский, скончавшийся в 392 г.), Виссарион (6 июня), Василий (1 янв.), Виталий (22 апр.), Витимий (пр. Египетский, современник пр. Макария Египетского ), Гай (преподобный, мудрый угодник Христов), Геласий (пр. Палестинский, современник ΙV Всел. соб.), Герман (12 мая), Герасим (4 мар.), Григорий (10 и 25 янв. и 17 нояб.), Геннадий (31 авг.), Давид (26 июня), Далмат (3 авг.), Даниил (11 дек.), Дий (19 июля), Дометий (8 мар.), Далматой (или Матой, Келликийский, пресвитер V в.), Дионисий (5 окт.), Диадох (епископ Фотики в Эпире, учитель Церкви V в.), Евлавий (или Евлалий, еп. Кесарии Каппадокийкой, IV в.), Евсевий (22 июня), Евстафий (21 фев.), Евфимий (20 янв.) и его наставник Пасарион (епископ, основатель одной из Иерусалимских обителей в 1-й половине V в.), Елладий (отшельник Келлийский в Египте), Ерид (или Серид, основатель Палестинской обители близ Газы в VΙ в.), Ефрем (Сирин, 28 янв.), Епифаний (12 мая), Еннат (всепетый), Захария (5 дек.), Зоил (пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Иногда «гробницей» называли погребальные галереи или приделы на их восточных окончаниях: похороненный в 1239 г. в Успенском соборе во Владимире князь Юрий Всеволодович был положен, как свидетельствует летописец, «в гроб камен в святой Богородици в гробници, идеже лежит Всеволод, отець его» 1332 . Между тем, гробница Юрия Всеволодовича расположена у входа в придел, которым оканчивается с востока южная галерея Успенского собора, тогда как его отец, князь Всеволод Большое Гнездо, был похоронен в подобном приделе в конце северной галереи (эти приделы имеют прямоугольные очертания, но в восточной части их в толще стены устроены апсидки) 1333 . Это значит, что летописец считал всю галерею одной гробницей.  И все же письменные источники дают нам основание думать, что термины «гробница» и, в большей степени, «божница» применимы к отдельным приделам, причем как внутри храма, так и в составе галерей, а также к отдельным объемам, примыкавшим к массивам кафедральных или монастырских соборов. Наиболее ранние погребальные приделы были открыты у церкви Ирины в Киеве, сооруженной в середине XI в. (рис. 6). Храм был открыт во время раскопок 1833–1834 гг., произведенных К. Лохвицким 1334 . Два вытянутых в продольном направлении прямоугольных помещения, в стенах которых располагались погребения в каменных гробах, были снабжены полукруглыми апсидками и располагались по сторонам основного алтаря церкви. М. К. Каргер считал план храма, открытого Лохвицким, фантазией, но, на наш взгляд, придумать форму приделов и захоронения в них и в наосе невозможно. Вероятнее всего, эта форма все же подлинная. Само устройство в восточной части храма двух отдельных помещений с погребениями восходит, по всей видимости, к константинопольской церкви Апостолов, по сторонам алтаря которой располагались две усыпальницы византийских императоров 1335 . По сторонам алтарной апсиды базилики св. Ахилла на озере Преспа тоже расположены два бесстолпных придела (типа «компактный вписанный крест») с погребениями, одно из которых определено как погребение болгарского царя Самуила (976–1014) 1336 . Очень похожи на приделы киевской церкви Ирины капеллы, примыкавшие по бокам к северной церкви Константина Липса в Коснтантинополе (начало X в.) 1337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В составленном им в 306 г. «Слове о по­каянии» святитель предлагает разные сроки отлучения от при­частия для раскаявшихся грешников в зависимости от обстоя­тельств их падения. Отрывки из этого его «Слова» впоследствии были включены в канонические сборники, составив основу по­каянной церковной дисциплины, применительно к падшим чрез отречение от Христа. Священомученик Петр занимал Александрийскую кафедру с 300 г. Его преемником стал Ахилла. Антиохийскую Церковь в эти же годы (с. 299 по 311) возглавлял Тиран, а Иерусалимскую с 303 по 313 Ермон. На первенствующей Римской кафедре в эту пору сменяли друг друга Маркеллин, скончавшийся в 304 г., свя­той Маркелл и в 310 Евсевий, которого в свою очередь сменил Мелхиад, доживший до дарования Церкви свободы. Между тем, жизнь первого августа, и по суждениям многих современников и историков, главного подстрекателя гонений, приближалась к концу. Его предсмертную болезнь так описал Ев­севий: «Виновник всего зла был наказан. Постигла его Божия ка­ра: началось с телесной болезни, а завершилась она душевной. Вдруг на тайных членах его появился нарыв, затем в глубине об­разовалась фистулообразная язва, от которой началось неисце­лимое разъедание его внутренностей. Внутри кишели несметные черви, и невыносимый смрад шел от его тела. Еще до болезни стал он от обжорства грузным и ожиревшим; невыносимым и страш­ным зрелищем была эта разлагающаяся масса жира. Те врачи, которые вообще не могли вынести это страшное и нестерпимое зловоние, были убиты; других, которые ничем не могли помочь этой раздувшейся глыбе и отчаялись спасти ее, безжалостно каз­нили» (Евсевий, цит. изд., с. 314–315). 11. Прекращение гонений и конец эпохи Пока Галерий готовился к отшествию в иной мир, гоните­ли сбавили обороты, наконец, и на востоке империи. Вероятно, именно в это время вышел указ, содержание которого излагает Евсевий, не датируя его и не называя императора, которому он принадлежит. Лишь гипотетически его можно усваивать Максимину Дазе. По этому указу, упорствующим в своем исповедании христианам повелевалось «вырывать глаза и увечить одну ногу» (Евсевий, цит. изд., с. 305), причем преподносилось это как «ме­ра человеколюбия» (Евсевий, цит. изд., с. 305). Говоря об испол­нении указа, Евсевий замечает: «Невозможно пересчитать лю­дей, у которых... выбивали мечом правый глаз, а затем прижигали глазницу, и у которых левая нога от прижиганий суставов пере­ставала действовать. После этого их отправляли в провинцию на медные рудники – не столько для работы, конечно, сколько для изнурения и мучения» (Евсевий, цит. изд., с. 305).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

• Это монахи: Антоний, Аммун, Арсений, Амон, Агафон, Ахилла и Амон, Анув и Алон, Аммонаф и Анфим, Афре и Акакий, Авксентий, Авраамий, Афродисий, Афинодор, Аммоний, Анина, Антиох, Агапит, Афанасий Великий , Висарион Великий, Иов Новый, твердый Вениамин, Светильник Виталий, Вавила, Ве- недикт, пастырь Вассиан, Василий, Геласий – царь страстей, Герасим, Гер- ман, Гаий, Давид фессалонитский, Даниил, Дий и Далмат, Дометиан и Доме- тий, Евфимий, Елладий, Ефрем, Евлогий, Зосима, Захария, Зинон, Зоил, Ве- ликий Исайя, Илия, Феодор Ферминский, Еннат, Феодул, Феона, Феодосий, Феоктист, Фалассий, Феодор Великий, Иоанн, Антоний, Евфимий Великий, Павел и Арсений, Феоктист, Евпраксия дева, Божественный Иларион, Вели- кий Иустин, Иеракс, Ивистион со Иосифом, Иеремий, Карион, Коприй, Ка- стор, Кассиан, Лаврентий, Логгин, Лот, Леонтий, Максим, Маркиан, Марк, Макарий Великий , Мартиниан, Малх, Маркелл, Милл, Нил, Навкратий, Ни- кон, Нафанаил, Нисферон, Ксенофонт, Порсисий, Онуфрий, Пимен, Памво, Пуплий Всеславный, Пиннуфрий, Павнутий, Пиор, Патермуфий, Павел Пре- простый, Пахомий, Паламон сострадалец, Божественный Петроний, Пасари- он, Равул, Руф, Сисой, Ерид и Силуан, Симеон столпник, Савва Освященный, Серапион, Силван, Сармат, Тимофей, Тифой, Иперехий, Фармуфий, Фока, Харитон, Херимон, Псой, Ор Премудрый. • Это жены: Вриена, Феврония, Фомаида, Платонида, Мелания, Евпраксия со двумя Феодорами и Анастасиями, Мария Египетская, Ефросина, Феодула, Феодотия, Иулитта, Исидора, Марина, Матрона, Сигклитика, Сара, Иустина, Пелагея, Таисия. В пятую неделю Великого поста особо вспоминается св. Мария Египетская: «…Якоже и еже прежде блудница, постническим подвигом подвизася: отнюдуже и немощное отвергши, доблественно сопротивоста на диавола». 252 Будучи блудницей, Мария Египетская при помощи поста смогла преодолеть свои немощи и противостать диаволу. • Это святители, священноначальники и священномученики: Василий Великий , Афанасий, Григорий Богослов , Иоанн Златоглаголивый, Кирилл Богомудрый, Исихий Богослов, Мелетий, Григорий Нисский , Епифаний, Амфилохий, Митрофан, Нектарий, Аттик, Геннадий, Анатолий, Евсесий, Николай священноисповедник, Софроний, Евлавий, Диадох , Евстафий, Амвросий, Александр, Федим, Спиридон Богоносный, Антипатр, Палладий, Иероним и Герман, Дионисий, Клим многострадальный, Флавиан, Павел Великий, Михаил Синадский, Тарасий, Никифор, Феодор, Феофан, Петр, Игнатий, Поликарп и Киприан.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ввиду этого не представляется возможным определить точное количество написанных Александром посланий. До настоящего времени сохранились следующие: 1) Блж. Феодорит в своей «Церковной истории» (I, 3 ) сообщает текст послания Александра к Александру, епископу Византийскому (правильнее, к Фессалоникскому) 1070 ; вероятно, это послание представляет собой список окружного послания Александра к епископам Церквей вне пределов Египта. В послании Александр сообщает, что Арий и Ахилла отлучены от церковного общения за свое безбожное учение, которое стоит в непримиримом противоречии с апостольскими догматами Церкви, излагает и опровергает это учение, изображает беспорядки, произведенные Арием и его последователями в Александрии; извещает о том, что еретики обратились к защите других епископов и нашли ее у некоторых, в то время как другие – многочисленные епископы, частью даже отдаленные, но особенно из малоазийских провинций, письменно уведомили его о своем полном согласии с ним. Копии посланий таких епископов приложены к окружному посланию, и епископ, к которому направлено последнее, приглашается, в свою очередь, к подобному же изъявлению согласия. Это послание имеет чрезвычайно важное значение для начальной истории арианства и для характеристики богословских воззрений православной стороны александрийской Церкви. 2) Сохранившиеся только на сирийском языке извлечения «из окружного свитка», который написал архиепископ Александр «о правой вере к боголюбезным епископам, сущим во вселенной» 1071 . До нас дошел этот список «окружного свитка», который отправлен был к Мелитию, епископу Севастопольскому (в Понте) и «прочим епископам кафолической Церкви». Отрывок содержит кроме заголовка только начало изложения веры и заканчивается указанием на то, что к свитку приложены были полученные уже подписи о согласии, расположенные по провинциям. Как по текстам Священного Писания, так и по существенным мыслям это послание совпадает с посланием к Александру Византийскому. Но из этого, конечно, нельзя сделать бесспорного вывода, что оно тождественно с последним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Увидев, что я очень даже оценил шутку, он улыбнулся одними глазами и тут же ушёл в себя, как будто и не было ничего им только что сказано. В другой раз, на Рождество Христово, когда монастырский хор пропел одну из праздничных стихир, возвещая, что Господь «пришёл спасти Адама первозданного», отец Алексий с улыбкой заметил, что в одном Андреевском приходе хор спел: «…пришёл спасти Андрея Первозванного» – и, по своему обыкновению, сразу отошёл в сторону. После праздничной Рождественской службы, когда всё монастырское духовенство разоблачалось в алтаре и перед уходом ещё раз поздравляло друг друга с Рождеством, отец Алексий прочитал нам вот такой стишок: Днесь Христос родился, А Ирод-царь взбесился. Я вас поздравляю И вам того желаю. Все рассмеялись, а кто-то из священников спросил: – Батюшка, это вы сами сочинили? – Ну уж нет, сам бы я до такого не додумался, – рассмеялся отец Алексий. – Это диакон Ахилла из «Соборян» постарался. – И добавил с учительной ноткой: – Лескова читать надо. Мне стало стыдно, потому что в те годы Лескова я почти не знал, а поколение отца Алексия, из тех, конечно, кто был близок к Церкви, выросло отчасти, как я убедился позже, на Лескове. В распорядке дня у отца Алексия было заведено после утренней службы и трапезы идти на монастырское кладбище, к могиле своей матушки. А поскольку мой путь от дома к монастырю и обратно проходил около кладбища, то я что ни день встречался с отцом Алексием на небольшом отрезке пути от монастыря до кладбища. Отец Алексий знал много церковных поговорок и присловий, и, если, например, я интересовался его здоровьем, то он обычно отвечал так: «Дело идёт не к Петрову, а к Покрову». Ответы отца Алексия подчас были для меня неожиданными. К примеру, часто паломники, увидев в монастырской ограде священника, спешили взять у него благословение: кто просто так, без конкретной цели, а кто-то и по конкретному поводу, например, сходить на источник. Обычно священники благословляли на источник без лишних слов и шли себе по своим делам. И вот одна паломница подходит к отцу Алексию и с придыханием говорит ему: «Батюшка, благословите меня на источник». А отец Алексий ей в ответ с улыбкой: «А я источником не заведую» – и прошёл мимо озадаченной паломницы. Наверняка отец Алексий своим видом старца из глубокой старины привлекал паломников, и они часто бежали к нему, едва его завидев. Однажды отец Алексий зашёл в алтарь, тяжело дыша. Я понял, что он опять отбивался от паломников, потому что, проходя мимо отца Гермогена, сказал ему усталым голосом: «Народ ездит по монастырям в поисках какого-нибудь диковинного батюшки».

http://pravoslavie.ru/139687.html

придал им тем большее значение, что и сам лично, как мы видели, был оскорблен Мелетием в своих архиепископских правах. К этому присоединилось принципиальное разногласие между ними по вопросу о падших 446 . Сам небезупречный относительно стойкости в вере, по примеру Киприана, сравнительно легко смотрел на этот грех . Напротив, Мелетий, подобно Новациану, стоял на прежней ригористической точке зрения 447 . Ария в это время мы видим уже на стороне Петра. Последний оценил его ученые знания и ревность по вере и сделал его дьяконом Александрийской церкви. На Пасху 306 г. Петр собрал для расследования дела Мелетия Александрийский собор 448 . Последний отнесся к нему в высшей степени строго. Он не только отлучил Мелетия с его приверженцами от церкви, но даже не признал их крещения 449 . Так возникла мелетианская схизма. Подобно навацианам и донатистам они образовали особую общину, «чистых христиан» 450 и отделились от католической церкви 451 . Это возмутило Ария. Он вторично отделился от Петра я опять перешел на сторону гонимой партии 452 . В это время фанатизм Максимина Дазы дал новую силу гонению христиан. Толерантный эдикт Галерия был лишь малой паузой. Борцам Александрийского собора 306 года не посчастливилось. Петр Александрийский 25 ноября 311 года снискал венец мученика, а Мелетий со своими сторонниками попал в ссылку в Фаинские рудники в Арабии. Здесь некоторые из них были замучены (Пелей и Нил) 453 , но Мелетий остался жив и вскоре был освобожден. После этого он вернулся в Александрию и стал во главе своей «церкви мучеников» 454 . Между тем, сияние святости, окружившее покойного Петра, оказало необыкновенно сильное действие на Ария. Он сознал свою вину и был принят в общество преемником Петра Ахиллой и удостоен степени пресвитера 455 , – знак, что новый епископ, если и не одобрял, то и не ставил ему в вину прежнее его поведение 456 . Также и община разделяла это воззрение. Грехи Ария были позабыты. В 312 г. умер Ахилла 457 . Главными кандидатами выступили Александр, Арий 458 и, по-видимому, Коллуф, находившийся в близких отношениях с партией мелетиан 459 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Истинное, собственное и преимущественное Его сыновство Павел выразил, когда сказал о Боге: «иже своего Сына не пощади, но за нас», т. е. за сынов не по естеству, «предал есть его»(Римл. 7:32), где сыном своим или собственным он назвал Его в отличие от сынов несобственных. Да и в Евангелии читается: «сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих» (Мф. 3:17). А в псалмах Спаситель говорит: «Господь рече ко мне: Сын мой еси ты» (Псал. 2:7; Евр. 1:5), и, этими словами выражая сыновство истинное, показывает, что, кроме Его, нет других истинных и естественных сынов Божиих. Притом, что значит и следующие слова: «из чрева прежде денницы родих тя?» (Псал. 119:3). Не ясно ли указывается ими на естественное сыновство Отчего рождения, которое Он получил не за чистоту нравов и усовершенствование себя в добродетели, а по особенности естества? Отсюда единородный Сын Отчий имеет сыновство непреложное, между тем как сыновство разумных тварей, которое они получают и по естеству, и по чистоте нравов и дару Божию, в слове Божием почитается изменяемым: «видевше, говорит оно, сынове Божий дщери человечи, пояша себе жены», и проч. (Быт. 6:2). Мы знаем также, что Бог изрек через Исайю: «сыны родих и возвысих, тииже отвергошася мене» (Ис. 1:2). Многое мог бы я сказать вам, возлюбленные, но оставляю, считая излишним делать подробные напоминания учителям, которые мыслят одинаково со мною. Вы сами научены от Бога и знаете, что вновь восставшее против церковного благочестия учение первоначально принадлежало Евио–ну и Артеме и есть подражание ереси Павла Самосатского (9), который был епископом в Антиохии, соборным судом всех во вселенной епископов отлучен от Церкви и которого преемник Лукиан в продолжение многих лет не имел общения с тремя епископами. Их–то нечестия осадок заимствовали явившиеся ныне у нас изнесущники, и их–то тайною отраслию должны быть почитаемы — Арий, Ахилла и собор прочих лукавствующих. Я не знаю, как это произошло, что рукоположенные в Сирии три епископа приняли их образ мыслей и тем самым еще более разожгли их к худшему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010