свидетельствуют обнаруженные письменные принадлежности в погребении II в. на территории Светицховели. Археологические находки из Большой М. подтверждают, что в М. значительно были развиты земледелие, виноградарство, производство стекла, златокузнечество. Высоким уровнем отличалось зодчество. Заслуживает внимания упоминание мцхетских главного художника и зодчего Аврелия Ахолиса и старшего зодчего Ахилла в 2 греч. эпиграфических памятниках IV-V вв., обнаруженных на территории М. ( Каухчишвили. 2004. С. 230, 256). Многочисленные римские, парфянские и сасанидские монеты, а также богатые изделия свидетельствуют о тесных контактах Картли и ее столицы с внешним миром. Принятие христианства гос. религией Картли коренным образом изменило облик М. Средоточием столицы стал собор Светицховели, воздвигнутый на месте захоронения Хитона Господня. В М. хранилась еще одна из величайших святынь христ. мира - епанча прор. Илии. Строительство первых церквей в М. связано с местами деятельности св. Нины. Царь св. Мириан построил «Нижнюю церковь» (Светицховели) и назвал ее «Святая святых»; также с участием «многочисленного народа» из камня он построил «Верхнюю церковь» (Самтавро) «в ежевичной куще Нины» (Обращение Грузии//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 159-160; То же. 1989. С. 57). С важными евангельскими местами связана топонимика окрестностей М. Так, на берегу Куры, где были крещены грузины, сохранилась пещера с развалинами церкви, называемой Бетлеми (т. е. Вифлеем). На правом берегу Куры, напротив М., с юж. стороны возвышается гора Табори (т. е. Фавор), на ней находилась ц. Преображения Господня, построенная в ознаменование крушения идолов св. Ниной. К северу от М., напротив Табори, находится гора Елеони (Елеонская, т. е. связанная с Вознесением Господним). На расстоянии 8-9 км к юго-востоку от М. находится мон-рь Бетаниа (т. е. Вифания). Река Арагви, омывающая М. с северо-востока, осмыслялась как иерусалимский ручей Кедрон, к-рый протекал в Гефсиманском саду: на левом берегу Арагви, напротив М., стоит высокая гора Голгофа, склон которой, обращенный к М., называется Гефсиманией.

http://pravenc.ru/text/2564522.html

Итак, имея указание моей воли, всем, желающим вступить в Церковь , давай невозбранный вход. Если же узнаю, что кому-либо, желающему принадлежать к Церкви, возбранил или преградил ты вход в нее, то немедленно пошлю, кто бы, по моему повелению, низложил и удалил тебя с места. 60) Поскольку же царя убеждал я письмами в том, что у христоборной ереси не может быть никакого общения с Вселенской Церковью, то Евсевий, извлекая уже из сего тот случай, о каком сделано было соглашение с мелетианами, пишет к ним и убеждает их выдумать повод, чтобы как вымышляли они против Петра, Ахилла и Александра, так вымыслили и разгласили что-нибудь и против меня. Итак, искав много и ничего не нашедши, напоследок по воле евсевиан слагают и выдумывают первое обвинение, представленное Исионом, Евдемоном и Каллиником о льняных стихарях, будто бы я дал правило египтянам и с них первых стал сего требовать. Но там нашлись мои пресвитеры, царь их выслушал, – и обвинители осуждены. Пресвитеры же эти были: Апис и Макарий. Царь пишет, осуждая Исиона, а мне повелевает явиться к нему; писано же Царем следующее 2 . Евсевий, узнав это, убеждает моих обвинителей дожидаться, и, как скоро пришел я снова, обвиняют они Макария в сокрушении чаши, а на меня возводят не какую-либо простую, но самую важную клевету – будто бы я, действуя против Царя, послал ящик с золотом какому-то Филомену. Царь и об этом выслушал меня в Псаммафии. Они, по обычаю осужденные, отринуты. При возвращении моем царь пишет к народу следующее: Констаниин Великий, Август, всем верным Вселенской Церкви в Александрии. 61) Приветствую вас, возлюбленные братия, призывая высочайшим свидетелем воли моей Бога и Единородного Зиждителя нашего закона, Который владычествует над жизнью всех и ненавидит разномыслие. Что же еще сказать мне? То ли, что нахожусь в добром здоровье? Но большею крепостью здоровья мог бы я наслаждаться, если бы вы взаимно любили друг друга, отложив ту ненависть, по которой, увлекаясь треволнениями состязающихся, оставили мы пристань любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Об увеличении числа христиан говорят и рассказы святого Иринея о гностике Марке и его учениках. Святому Иринею приходилось заботиться о «многих», обольщенных гностиками «в ронских странах». Обольщаемые были из числа богатых, «щеголеватых» женщин, одевающихся в багряницу. Это были, видимо, богатые гречанки и римлянки, которых было немало в таком торговом городе, как Лион. И хотя обольщенных было «много», но они составляли относительно небольшую часть паствы святого Иринея. Рассказ о них идет в спокойном тоне, который был бы мало вероятен, если бы совращенные составляли значительную часть паствы Лионского пастыря.    Забота святого Иринея простиралась, по преданию, и за пределы Лиона и Виенны — в глубь Галлии — в Безотон (?), Валенсию и, может быть, еще в другие места. Касательно Безотона известно по Мученическим актам святого пресвитера Фереола и диакона Феруция, о Валенсии — от пресвитера Феликса и диаконов Фортуната и Ахилла. Это были ученики святого Иринея — просветители этих частей Галлии. Подтверждают это и надписи того времени (Гиршфельд).    Евсевий читал Послания святого Иринея по вопросу о праздновании Пасхи. Они написаны были «от Галльских общин, над которыми епископствовал святой Ириней». Это выражение одни понимают так, что святой Ириней в 90-х годах II века был епископом уже нескольких епархий (городов-приходов), другие — как свидетельство, что святой Ириней был старший епископ среди нескольких Галльских епархий с епископами. Но как ни понимать эти слова Евсевия, они говорят о значительном увеличении числа христиан Галлии.    Но не в этом было главное значение святого Иринея. Его деятельность далеко выходила за пределы Галльской Церкви. Его труды носили печать вселенскую. Святой Ириней был «человек мира» и не имел навыка писать — нужда сделала его полемистом и писателем. То, что он писал, было ответом Церкви на коренные затруднения века. Его книги: «Обличения и опровержения лжеименного звания» (или кратко: «Против ересей»), «Доказательство Апостольской проповеди» (недавно лишь найденная после многих веков утраты) и другие сочинения, дошедшие лишь в отрывках, имеют значение для всей Церкви и на все века, хотя писаны были по частным поводам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сам биограф указывает образчики элементов своего книжного образования, ссылаясь и на житие митрополита Алексия в Степенной, и на книгу о Тройском пленении, называя Омира и Овидия, Еркула и Ахилла В этом книжном образовании боярского сына объяснение литературного мастерства и широкого риторического размаха, обнаруженных им в похвале святому, и особенно в предисловии, где он, начав с Адама, изложил очерк хода искупления человечества и начало христианского просвещения России, прибавив, кстати, новгородскую легенду о жезле апостола Андрея. Но этим и ограничилась дальнейшая обработка жития в новой редакции 316 . Выше было указано, что источником, по которому Тучков описал жизнь Михаила, служила редакция пророчеств, которую мы считаем первой по времени литературной обработкой жития, Тучков не только не расширил фактического содержания этой редакции новыми чертами, но не исчерпал и того, что давала она; напротив, сокращая рассказ ее в своем переложении, он впал в неточности и ошибки, причина которых или в невнимательном чтении источника, или в особенных соображениях редактора 317 . Встречаем у Тучкова одну новую черту, впрочем не имеющую значения исторического факта Уже по древнейшей редакции жития в пророчестве Михаила о падении Новгорода заметна примесь народной легенды. У Тучкова эта легенда является в более развитом виде: предсказанию, выслушанному посадником Немиром в 1470 году, здесь предшествует пророчество о том же, высказанное Михаилом архиепископу Евфимию еще в 1440 году, по случаю рождения у великого князя сына Ивана, будущего разорителя обычаев вольного Новгорода Другой, более простой по изложению вариант этой новой легенды сохранился в одном летописном сборнике, составленном в конце XVI века 318 . По простоте и живости рассказа он напоминает первую редакцию жития Михаила и, может быть, заимствован летописью отсюда, хотя его нет в немногих сохранившихся списках этой редакции. Благодаря рассмотренным особенностям труда Тучкова историк едва ли может воспользоваться в нем чем-нибудь фактическим, кроме 4 посмертных чудес, которые прибавлены здесь к одному, известному по первой редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

За все это время Кесарион видимо имел значение кафедрального собора Александрии. – Весьма замечательною церковью в Александрии была и церковь св. Иоанна Крестителя – бывший языческий храм Сераписа, отличавшийся красотою и обширностью. Когда этот храм в 391 году был отнят у язычников христианами, архиепископ Феофил обратил его в христианскую церковь. Постройки были окончены уже при Аркадии (395–406 гг.) и новая церковь получила название Аркадиевской. Она состояла из главного храма (εκκλησια) и малого (ματυιον). В эгот мартирион 27 мая 398 года перенесены были мощи св. Иоанна Крестителя и с течением времени прежнее название храма было забыто и его стали называть церковью св. Иоанна. Вероятию около того же года перенесены были в этот мартирион и мощи пророка Елисея, остававшиеся здесь, кажется, до 11 мая 464 года. Уже в первой половине V века при церкви св. Иоанна существовала библиотека, основанная, быть может, для того чтобы поддержать научную славу этого места 9 . Ряд построек, возведенных в 465–467 гг. около храма св. Иоанна говорит о его возвышающемся значении. Около 480 года Иоанн Талайя (впоследствии архиепископ александрийский) называется пресвитером и экономом честного храма св. Предтечи и Крестителя Иоанна. Пелузиум. Город Пелузиум, по легендарным сказаниям, был выстроен Пелеем, отцом Ахилла, когда, в наказание за убиение брата Фоки, раздраженные фурии изгнали его из отечества. Город находился очень недалеко от Александрии, при восточном устье Нила, среди болотистой пустынной местности, окружавшей его со всех сторон. Но, тем не менее, расположенный при устье Нила, окруженный крепкими стенами, город Пелузиум был одним из лучших городов Египта. Евреи называли его Син, что значит ключ, почитая этот город для себя ключом ко всему Египту. В окружающих Пелузиум пустынях было много отшельников, проводивших подвижническую жизнь. Здесь в первой половине V века проводил подвижническую жизнь св. Исидор Пелусиот , родом александриец, замечательный в истории церкви и по своим подвигам и по своим ученым богословским трудам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Перлом филаретовских фирм был «Чин Святителя Илариона», который на деле был крупнейшим вербовочным центром в горячие точки (Карабах, Абхазию, Чечню). Он был учрежден Филаретом для патриотической «миссионерско-просветительской деятельности» в Украине и за рубежом в 1993 году. В 1994 году СБУ арестовала 156 парней из Киевской и Черкасской областей, прибывших с Карабахской войны. Они ожидали зарплаты (2,7 млн. долл.) от азербайджанских спецслужб за работу, но филаретовцы деньги зажали. Азербайджанцы приехали «разбираться», перепуганные филаретовцы сдали всех наемников в СБУ. Стрелочников посадили, учредитель выполз сухим из воды, а боевики остались под его рукой для украинских дел. Таким образом, Филарет задолго до нынешних олигархов под национал-патриотическими лозунгами обзавелся своими отрядами погромщиков для отжима, захватов и удержания чужой собственности. Они захватили Владимирский собор, резиденцию киевских митрополитов на Пушкинской, провели погром в Лавре, захватили десятки храмов на Волыни, Ровенщине и в других областях. Боевики использовались властью и Филаретом и для устрашения ослушников. Помнится, Феодосиевский монастырь (напротив Лавры) возвратился с покаянием в лоно УПЦ: принесли Блаженнейшему Владимиру учредительные документы, прошения, принесли покаяние, лаврский архимандрит отец Ахилла освятил храм и здания. Я тогда настоятельно советовал священноначалию нанять хоть какую-то охрану, от меня отмахнулись: все по закону, мы живем в свободной демократической правовой державе и т.д. И что же? Через два дня боевики с мордобоем захватили монастырь, устроили погром, вышвырнули монахов. На Печерске, в центре Киева! А кравчуковская власть еще и пригрозила Блаженнейшему Митрополиту: так будет со всеми, кого посмеете принять, еще и Лавру захватим. Так что возвращаться в спасительное лоно Церкви Христовой у нас не так-то и просто. Мафия своих не отпускает. Филаретовский львовский «митрополит» Андрей Горак был насильно затянут в раскол и всегда хотел из него сбежать. За пару лет до смерти решился окончательно, договорился о рассмотрении своего вопроса на Священном Синоде УПЦ, в назначенное время приехал в Киев, утром вышел из гостиницы – и пропал. Прямо, как Хармс! Оказывается, СБУ отследила, подкараулила, запихала в воронок, отвезла «куда надо» для вправки мозгов, а оттуда - во Львов. Не дали человеку даже индивидуально покаяться, обрекая на геенну огненную. Мафия безжалостна.

http://radonezh.ru/2018/07/19/kto-kryshu...

«Их то нечестия осадок заимствовали, явившиеся ныне у нас, изнесущники и их то тайной отраслью должны быть почитаемы Арий, Ахилла и собор прочих лукавствующих». (Феод. I, 4). Можно ли сомневаться в правдивости этого свидетельства Александра, касательно зависимости арианства от школы антиохийской, представляемой Лукианом – не думаем. Конечно, то правда, что древние писатели, рассуждавшие о происхождении ересей, часто делали очень поспешные выводы о генезисе ересей, часто сближали какую-нибудь новую ересь с древней, уже осужденной от Церкви, – в тех видах, чтобы вселить отвращение к ней в сердцах прочих христиан. Но об Александре мы не имеем права так думать. Свидетельство Александра, как мы видели выше, подтверждали сами еретики (Арий), а потому, слова Александра получают значение исторического факта. Последующие писатели также держались того же воззрения о происхождении арианства из-под влияния антиохийской школы. Таков был историк V века Филосторгий. Правда, Филосторгий был писателем арианского направления, но от этого его свидетельство не теряет своей цены, напротив, еще выигрывает в ценности. Арианам лучше могло быть известно, откуда ведут они свое учение, чем кому-либо другому. Тем больше следует доверять Филосторгию, что это согласуется с показаниями и самого Ария и православных писателей древности, да и не может быть заподозрено в тенденциозности. Что, в самом деле, ариане могли приобрести от того, что раскрывали мысль о связи своего учения с школой антиохийской и Лукианом, в частности, – право, ничего, в особенности, в то время, когда жил Филосторгий и когда все главные счеты были уже давно покончены у православных с арианами? А, между тем, Филосторгий очень обстоятельно отмечает, что главнейшие представители арианства были учениками Лукиана, значит вышли из антиохийской школы. Такими он считает ближайших соратников Ария: Евсевия Никомидийского, Мариса Халкидонского, Феогниса Никейского, Леонтия Антиохийского, Антония Тарсийского, Астерия софиста и других (кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

27 Nasrallah. Histoire... P. 122–123. Примечательно, что судьба обоих святых тесно связана с Сирией: Симеон подвизался близ Антиохии, на горе, получившей название Дивной, отчего и сам он называется Дивногорцем; а Феодор был сослан императором-иконоборцем Феофилом в ссылку в Апамею, где и скончался. Поэтому имеются основания предполагать, что составление (или переработка) этих житий велось во время пребывания Никифора Урана в Сирии, тем более что со времени смерти преподобного Феодора еще мог ли сохраняться достоверные воспоминания, а монастырь святого Симеона, хотя его основатель и умер четыре века назад, в то время являлся центром литературной деятельности мелькитов. 28       Реконструкцию этой схемы см.: Лопарев X. М. Греческие жития святых VIII и IX вв.: Опыт научной классификации памятников агиографии с обзором их с точки зрения исторической и историко-литературной. Пг., 1914. С. 16–36. Подробнее см.: Моисеева С. А. «Житие антиохийского патриарха Христофора» и византийская агиография//Вестник ПСТГУ. 2006. Вып. III. 2. С. 169–180. В настоящей публикации мы ограничимся лишь некоторыми соображениями, возникшими уже после выхода в свет данной статьи. 34 Bibliotheca hagiographica graeca/Ed. Fr. Halkin. Bruxelles, 1957 3 . N 665– 666. Произведение испытало влияние греческих позднеантичных романов «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия и «Эфиопика» Гелиодора. В переводе на церковнославянский язык житие было широко распространено на Руси (списки с кон. XIV в.). См. о нем: Коробейникова Л. Н. О сюжетосложе- нии «Жития Галактиона и Епистимии» (к проблеме типологии переводных византийских житий)//Герменевтика древнерусской литературы. М., 2004. Сб. 11. С. 321–350; Она же. История текста «Жития Галактиона и Епистимии»: Предварительные наблюдения//Там же. С. 351–366. 35 La vie d’Etienne le Jeune par Etienne le Diacre/Introd., ed., trad. M.-F. Auzepy. Aldershot, 1997. (Birmingham Byzantine and Ottoman Monographs; 3). Его анализ см.: Каждан А. П. История византийской литературы (650–850)/В сотрудничестве с Ли Ф. Шерри и X. Ангелиди; пер. с англ.: А. А. Белозерова и др. СПб., 2002. С. 239–258.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Книга Исхода описывает постоянное маловерие, малодушие и колебания людей. То нет воды, то не хватает пищи, то кажется, что все люди погибают в этих диких, бесплодных, безжизненных местах. Но, наконец, они достигают Синайской горы. Голая, подобная лунному ландшафту, скалистая гора. Она колеблется! И громы над ней, и молнии! Описано нечто, подобное извержению вулкана. Советский астроном и историк Николай Морозов считал, что там действительно было извержение вулкана, и люди приняли его за явление Бога. Но в таком случае когда погибли Помпея и Геркуланум, должна была родиться еще одна религия, так же и во многих других случаях. Но почему–то ничего такого не произошло. Бог говорит Моисею: «Поднимись ко Мне; но народ не должен восходить». Моисей поднимается на гору, на ее уступы. Что там происходило, мы не знаем. Это, конечно, закрыто для нас. Мистиков всех времен как магнитом притягивало к этой тайне. Ибо сказано, что «Моисей вошел во мрак, туда, где Бог». Образ Божественного мрака присутствует и у Мейстера Экхарта, у Григория Паламы, и у многих других мистиков. Григорий Нисский, философ и писатель IV века, автор книги «Жизнь Моисея», особенно внимательно останавливается на этом священном «мраке». Мы никогда не сможем узнать, что происходило на этой горе. Это остается тайной. Но Моисей возвращается оттуда с заповедями, заповедями для людей, которые еще вчера были рабами! Какие же это заповеди? Что он принес? Какие–то особые ритуалы, сложные обычаи, причудливые и странные знаки и церемонии? Ведь так было на всем Востоке, да и на Западе: древняя Энеида в то время была полна всем этим. Не забывайте, что описываемые события хронологически происходили одновременно с Троянской войной, во времена Ахилла и Гектора. Так вот, Моисей приносит две каменных доски, на которых начертаны десять «слов» («слов» значит «речений»). Именно поэтому в научный обиход вошел термин «Декалог» — заповеди Моисея являются декалогом, по–церковнославянски «десятословием». Конечно, вы все о них слышали или знаете.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

917 Беляев Д. Ф.Новый список древнего устава Конст. церквей (Визан. врем. III, 1896) – «в воскресение в 9 часов дня упали стены города и значительная часть домов, особенно же около Троадисиевых портиков до Бронзового тетрапила, вследствие чего царь, совершая со всем народом крестный ход, говорил: “Избави нас, Господи, от праведного гнева Твоего " » (с. 455). – В Пасхальной Хронике относительно землетрясения 26 января (помещенного под 450 годом) сделано указание на те же самые местности. 919 Marc. Com.s. а. 433; Chron. Pasch. 582. – Бани Ахилла находились в ближайшем соседстве с банями Зевксиппа. 924 Priscifrg. 14. – К Зенону, в бытность его магистром армии на Востоке, обращался Феодорит со словами утешения в каком-то семейном бедствии. Он же поздравлял его и с достижением консульства в 448 г. Theodoreti Ер. 65 и 73 (P. G. 83, 1236, 1244). 927 Таков отзыв о Феодосии в труде: Терновский Ф. А. Грековосточная церковь в период Вселенских соборов. Киев, 1883. С. 151 –153; Гидулянов П. В. Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских соборов. Ярославль, 1908. С. 596. В том же тоне оговорился и великий Моммзен в случайной заметке в статье об Аэции: «Da starb durch einen man wagt kaum zu sagen durch einen ungiicklichen Fall vom Pferde Kaiser Theodosius» (Hermes, 36,527). Там же Моммзен делает ни на чем не основанное утверждение, будто Феодосий дал свое соизволение на брак Гонории с Аттилой. Ни один источник этого не знает. 928 В хронике Марцеллина упомянуто лишь об одном бунте в армии. Он случился в 420 году на Востоке, и жертвою его пал командир по имени Максимин (Chron. min. II 74), а под 418 годом помещено загадочное известие о гибели в Палестине комита Плинты. 929 Эта идея много раз высказана в переписке по поводу несогласий и борьбы на Соборе в Эфесе 431 г. 930 Император Феодосий остался в памяти позднейших поколений в ореоле аскета на троне, и эта его слава вызвала впоследствии возникновение повести о нем для благочестивого назидания, которая перешла и в нашу литературу в виде перевода. См ..Лопарев X. М. Повесть об императоре Феодосии II//Виз. врем. 5,1898.73–90. Возникновение этой повести исследователь приурочивает ко времени не раньше XII века. Славу каллиграфа Феодосий хранит и доселе: синайские монахи показывали в 1881 г. проф. Н. П. Кондакову Евангелие, писанное золотом с миниатюрами, о котором они заявляли, что – это труд Феодосия. См.: Кондаков Н. П. Путешествие на Синай. Одесса, 1882. 104, 230.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010