В мон-ре Никита пробыл до 1624 г., по настоянию семьи вернулся домой и женился, в 1625 г. был рукоположен во иерея к храму в Лыскове или в с. Кирикове (окраина Лыскова). Спустя год по ходатайству московских купцов, пораженных начитанностью свящ. Никиты, он был переведен в Москву. Трое детей свящ. Никиты умерли в раннем возрасте, после чего он решил принять постриг и уговорил жену стать монахиней в московском во имя преподобного Алексия, человека Божия, женском монастыре , дав за нее вклад. Ок. 1636 г. свящ. Никита принял постриг с именем Никон в Анзерском Елеазаровом во имя Святой Троицы скиту . В скиту Н. вел аскетичный образ жизни, «вдаде себе великому посту и воздержанию», ежедневно совершал по тысяче поклонов, мало спал ( Шушерин. 1871. С. 6), переписывал книги. Н. стал близок к настоятелю скита - прп. Елеазару (Севрюкову ; † 1656). В Житии прп. Елеазара сообщается, что тому было видение Н. в святительских одеждах. Н. ездил с прп. Елеазаром в Москву для сбора средств на строительство в скиту каменного храма в честь иконы Божией Матери «Знамение». Несогласие в отношении собранных средств и хода строительства стало причиной размолвки между прп. Елеазаром и Н., ок. 1639 г. покинувшим Анзерский о-в. (С. В. Лобачёв считает, что рассказ о конфликте Н. и Елеазара является поздним сюжетом - Лобачёв. 2003. С. 61.) Впосл., став Новгородским митрополитом, затем патриархом, Н. оказывал помощь насельникам Анзерского скита, увеличил выделяемое им содержание, делал в скит вклады. Во время бегства с Анзерского о-ва Н. и его спутник попали в бурю на Белом м. и едва не утонули. Они выбрались на пустынный Кий-остров близ устья р. Онеги, где Н. в благодарность за спасение поставил крест. «Кончина патриарха Никона на реке Которосли в Ярославле». Ок. 1892 г. Гравюра Пястушкевича по рис. Н. Д. Дмитриева-Оренбургского «Кончина патриарха Никона на реке Которосли в Ярославле». Ок. 1892 г. Гравюра Пястушкевича по рис. Н. Д. Дмитриева-Оренбургского Н. продолжил иноческую жизнь в Кожеезерском (Кожеозерском) в честь Богоявления монастыре (в Каргопольском у.). Весной 1640 г. он получил благословение удалиться на пустынный остров на оз. Коже (Кожозеро), где построил келью и стал жить по чину Анзерского скита. Среди насельников Кожеезерского мон-ря был известен мон. Боголеп - в миру Борис Васильевич Львов, брат дьяка Посольского приказа Григория Львова. Вероятно, Боголеп, пользуясь своими связями, оказывал поддержку Н. В 1643 г. Новгородский митр. св. Аффоний поставил Н. игуменом Кожеезерского мон-ря . За 3 года настоятельства Н. мон-рю были даны 6 царских жалованных грамот на оброчные земли, рыбные ловли, соляные варницы, поступали вклады от видных московских бояр - Б. И. Морозова, Н. И. Романова, кн. А. М. Львова и др.

http://pravenc.ru/text/2566254.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Аффоний (Афоний), митрополит Новгородский (+ 1652) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 6 апр. в день преставления,в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых, 10 февр. и 4 окт. вместе с Собором Новгородских святителей Жизнь святителя Аффония малоизвестна, на Новгородской кафедре он был предместником знаменитого Никона, впоследствии Патриарха. До назначения на эту кафедру св. подвижник был игуменом Борисоглебского Переяславского монастыря. 8 марта 1635 г. хиротонисан в сан митрополита Новгородского и Великолукского, 7 января 1649 г., по старости и слабости зрения, отказался от управления епархией и жил на покое в Хутынском монастыре, где и преставился 6 апреля 1652 г. Тело его погребено в Новгородском Софийском соборе, в Мартириевой паперти (см. 10 февр.— Собор новг. святителей). Этот благочестивый святитель чтится за святого, и изображение его находится на стене собора. • Борисоглебский монастырь в Переславле-Залесском упразднен в царствование Екатерины II. Будущий святитель подвизался в Ростово-Ярославской земле, ныне это место — в Переяславском р-не Ярославской обл. • Хутынский Варлаамов монастырь — один из древнейших монастырей, основан в XII в., расположен на правом берегу р. Волхов около Новгорода. • После свт. Аффония Новгородскую кафедру занял митрополит Никон, будущий Патриарх, вдохновитель и организатор исправления церковных книг, послужившего причиной старообрядческого раскола. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437060/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @1878@ Подпись к иллюстрации: Мч. Аффоний Размер файла: 51.04 Кб Кто разместил: Харин, Илья Николаевич Дата размещения 17.09.2008 20:45:47 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/1878.html

151 А. э. 3. 202; 4. 53 А. и. 3. 84 Опис. Троице-Серг. лавры. 172–173 Опис. Савв.-Сторож. мон. 103–114 Опис. Солов. мон. 3. 226 а о прочих названных монастырях см. по указат. в Истор. росс. иерарх. и у Строев. в Списк. иерарх. и настоятелей О настольной грамоте патр. Филарета троице-сергиевскому настоятелю архим. Нектарию от 23 июня 1633 г.— Бычков. Опис. рукоп. импер. Публичн. библ. 2. 226 152 А. э. 3. 331; 4. 37, 322, 325, 328 Дополн. А. и. 2. 64 Иванов. Опис. Госуд. архива старых дел. С. 302 153 Олеарий, в Чтен. М. истор. общ. 1868. 3. Отд. 4. 111, 113; 4. Отд. 4. 332, 345, 350 Забелин. Материалы для истор. русск. иконописи, во Временн. 7. Отд. 2. 5–12 иером. Арсения Истор. свед. об иконопис. в Троиц.-Серг. лавре, в Сборнике на 1873 г., изд. Общ. древне-русск. искуства. Отд. 1. ¤ . 154 Древн. росс. вивлиоф. 4. 363–390 Выходы госуд. 30, 43, 155, 203 Чтен. М. истор. общ. 1861. 1. Отд. 3. 8, 33 Олеарий, в Чтен. М. истор. общ. 1868. 3. Отд. 4. 90 155 А. и. 4. 1 Олеарий в Чтен. М. истор. общ. 1868. 4. Отд. 4. 351 156 Древн. росс. вивлиоф. 3. 155, 178 Также Новгородский митрополит Аффоний не был погребен одиннадцать недель, пока не прибыл для погребения его архиепископ Псковский Макарий (Собр. русск. лет. 3. 189 157 Выходы государей. С. 9 Древн. росс. вивлиоф. 11. 2–10 Чтен. М. истор. общ. 1861. 1. Отд. 3. 28 158 Олеарий, в Чтен. М. истор. общ. 1868. 3. Отд. 4. 165 159 А. и. 3. 137 А. э. 3. 176, 197; 4. 18 Собр. госуд. грам. 3. 133 Уложение. Гл. 25. Ст. 16 160 Олеарий, в Чтен. М. истор. общ. 1868. 3. Отд. 4. 168–188 161 А. э. 3. 177, 226 162 А. и. 3. 92. Ст. 8, 10; 4. 25 А. э. 3. 35 Иванов. Опис. Госуд. архива старых дел. С. 296 163 Рукоп. Моск. Синод. библиот. 173. Л. 148–162 по Опис. 2. 3. С. 356–357 164 Рукоп. той же библ. 279. Л. 248–467 по Опис. 2. 3. Л. 374 165 Списки жития Макария Унженского — в рукоп. Троице-Серг. лавры. 679. Л. 595 и 694. Л. 340 Житие Кирилла Новоезер.— там же. 696. Л. 75 а Слово на открытие мощей его — в Чтен. М. истор. общ. 1864. 3. Отд. 5. 1–11 О житии Анны Кашинской — Бычков. Опис. рукоп. сборн. импер. Публ. библиот. 1. С. 147

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

22 марта 1416 (избран 11 авг. 1415) - 15 июня 1421), Феодосий (избран 1 сент. 1421; не хиротонисан, 29 авг. 1423 смещен с кафедры; † 29/30 сент. 1425), Евфимий I Брадатый (сент. 1424 (избран в сент. 1423) - 1 нояб. 1429); архиепископы Новгородские и Псковские: свт. Евфимий II Вяжицкий (весна 1434 (26 мая (?); избран 13 нояб. 1429) - 10(12) марта 1458), свт. Иона Отенский (в миру Иоанн; 1 февр. 1459 (избран 19 марта 1458) - 8 (5?) нояб. 1470), Феофил (15 дек. 1471 (избран 15 нояб. 1470) - 1482; арестован в 1480 по повелению вел. кн. Иоанна III, отрекся от архиепископства; † 1482), Сергий (в миру Симеон; 4 сент. 1483 - 26(27) июня 1484; смещен с кафедры по причине болезни), свт. Геннадий (Гонзов; 12 дек. 1484-1504; смещен с кафедры по повелению вел. кн. Иоанна III; † 4 дек. 1505), свт. Серапион (янв. 1506 - янв. 1509; смещен с кафедры по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича; † 1516); в 1509-1526 гг. Новгородская и Псковская кафедра оставалась вакантной; архиеп. свт. Макарий (4(5) марта 1526 - 16 марта 1542; избран митрополитом Московским и всея Руси; † 31 дек. 1563), архиеп. Феодосий (18 июня 1542 - май 1551; сведен с кафедры по повелению царя Иоанна IV Васильевича Грозного; † 26 февр. 1563), архиеп. свт. Серапион (Курцев, Курцов; 14 июня 1551 - 29 окт. 1552), архиеп. свт. Пимен Чёрный (20 нояб. 1552 - февр. 1570; смещен с кафедры по повелению Иоанна IV; † 25 сент. 1571), архиеп. Леонид (4 дек. 1571 - окт. 1575; смещен с кафедры по повелению Иоанна IV; † 20 окт. 1575); архиеп. Александр (Бердов; 12 сент. 1576 - 26 июня 1591; с 26 янв. 1589 - митрополит Новгородский и Великолуцкий), митрополиты Новгородские и Великолуцкие: Варлаам (Белковский; 20 февр. 1592 - 15 апр. 1601), Исидор (6 февр. 1603 - 10 апр. 1619), Макарий (23 июля 1619 - 12 сент. 1626), Киприан (Старорусенков; 20 окт. 1626 - 17 дек. 1634), свт. Аффоний (8 марта 1635 - 7 янв. 1649), Никон (Минов; 11 марта 1649 - 25 июля 1652; впосл. патриарх), Макарий (8 авг. 1652 - 14 нояб. 1662), Питирим (6 авг. 1664 - 7 июля 1672; впосл.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

250 Акт. Археор. Комм. Т. I. N 71. стр. 88. Велико-Новг. кафедра в Истор. значении. Спб. 1851 года, стр. 38. 253 Здесь хранились некогда и сокровища пр. Антония Римлянина до построения им, церкви, как видно из жития его. 254 Так напр. в 1364 году на возобновление новг. Кремля взято из полатей св. Софии денег Моисеева копления (Новг. III лет. под 6872 год.); 1386 году заплачено в. к. Димитрию Иоановичу, в поход его под Новгород, 3000 рублей (Новг. IV лет. под 6894 год.), а на другой год поставлен город Порхов (там же под 6895 год.); в 1391 году после ужасного пожара в Новгороде, Граждане получили из скопления владыки Алексия 5000 серебра (Новг. IV лет. под 6899 год.), и потом еще 5000 серебра (Новг. III лет. под 6899 год.), на возобновление погоревших пяти концов. 255 Именно, в 1428 году арх. Евфимий заплатил литовскому князю Витовту, при нашествии его на Порхов, 5000 серебра и за освобождение пленных 1000 рублей (Новг. I и II лет. под 6936 год.); в 1441 году в. к. Василию Васильевичу подарено от Новгорода 8000 руб. сер., и в 1456 году, еще 5000 руб. сер. (Новг. I лет. 6949 и II лет. под 6964 год.). 256 Список с грамоты начала XVII века консист. архиве старых дел. А о подлинной в грамоте 1641 года сказано: «была другая харатейная грамота, и тое грамоту немецкие люди, как были в Новегороде, у Софейского попа Никифора отняли и сожгли, а попа Никифора убили до смерти.» Акт. Арх. Эксп. Т. III стр. 452. 257 А о сборах с Шелонской пятины просил в 1641 году митроп. Аффоний. Акт. Арх. Экспед. Т. III стр. 453. Что касается до вотчин, земель, сенных покосов и рыбных ловель, то оне хотя, собственно, принадлежали не (Соф. собору, а владыкам новгородским и их дому; впрочем, были как бы общими для дома и собора, и потому назывались софийскими дворовыми. Из этих доходов накоплялась софийская домовая казна, находившаяся в распоряжении новг. владык. 259 Список с грамоты в рукоп. описании Соф. собора 1808 года, д. 123 и 124. Руги за 10 служб панихидных. грамотою положено Соф. причту 10 руб. и 30 алт.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

29.10 Преподобный Авраамий Затворник и блаженная Мария (3 6 0), блудница – Ж2, 602–617; ПЦК; Э. РМ, ПМВ без Марии. Нет П, П-1. Ноябрь 2.11 Мученики Акиндин, Пигасий, Анемподист, Елпидифор , приближенный и Аффоний , « один из мучителей» (солдат?) – (ок. 341–345) – Ж3, 45–48; РМ, 192; РМ, 192; П (без Аффония); П-1, 113 об.–114; ПМВ – «и другие»); ПЦК; Э (без Аффония и Елпидифора). 4.11 Преподобный Иоанникий Великий (846), отступник-иконоборец – Ж3, 55–56; РМ, 193; П, 266; П-1, 115 об.–116 (без эпизода отступничества); также в Э; ПМВ, 555; ПЦК. Мученик Порфирий (270–275), гонитель-лицедей – РМ, 193; ПМВ, 555; Э (без жития). Нет Ж3, П, П-1, ПЦК. 6.11 Преподобный Варлаам Керетский (XVI в.), убийца – местночтимый, Жд1, 289–295; РС, 608–609; Э (без рассказа об убийстве). Нет ПЦК. 14.11 Благоверные царь Юстиниан и царица Феодора (548), «большая – Ж3, 411; П, 273; П-1, 133; РМ, 202; ПМВ, 556; ПЦК, Э. 16.11 Апостол и евангелист Матфей (60), мытарь – Ж3, 435–443; П, 269; П-1, 135 об.; РМ, 203; ПМВ, 556; ПЦК; Э. Преподобный Фульвиан , князь Ефиопский, во святом крещении Матфей (I), гонитель-епарх – Ж3, 439–442; ПЦК и Э (праведный Фульвиан). Нет РМ, ПМВ и П-1. 19.11 Преподобные Варлаам, Иоасаф, царевич Индийский и отец его Авенир – царь , гонитель (IV в.) – Ж3, 407–532; П-1, 139 об.–141; ПЦК; Э. Нет РМ, П. Декабрь 10.12 Мученики Мина, Ермоген , судья-гонитель и Евграф (ок. 313) – Ж 2, 263–286; РМ, 220–221; П-1, 178 об.; ПМВ, 559; ПЦК; Э. Нет П. 11.12 Мученик Акепсий , – Ж4, 325; П, 261; П-1, 180 об.–181 (Анфала); ПМВ, 559 (Аифал и Апс); ПЦК; Э. Нет РМ. 14.12 Мученики Каллиник , гонитель-жрец (249–251), Аполлоний , отступник, Филимон , гонитель-лицедей, Ариан , гонитель-епарх и прочие с ними (в том числе гонитель-воин Феотих) (286–267) – Ж4, 405–418; РМ, 223 (Филимон, Аполлоний и Ариан отдельно); П 273 (без Ариана и Феотиха); П-1, 185; ПМВ, 559 (без Феотиха); ПЦК; Э. 15.12 Преподобный Пард Отшельник (VI в.), детоубийца – Ж4, 434–435; П, 279; П-1, 185 об.–186; ПМВ, 559; ПЦК; Э. Нет РМ.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

При дальнейшем изложении книги Есфирь мы укажем аналогии в истории Ксеркса и другим поступкам Агасвероша. Из истории Ксеркса, наконец, удобно изъясняются некоторые события книги Есфирь, напр. 180 дневное собрание в Сузах князей и сатрапов ( Есф. 1, 4 ), аналогичное описываемым у Геродота продолжительным совещаниям Ксеркса с сатрапами о походе в Грецию 9 ; четырехлетний промежуток времени с отвержения царицы Астини до избрания Есфири ( Есф. 1, 3 и 2, 16), соответствующий времени похода Ксеркса в Грецию 10 , и многое другое. На указанных основаниях и мы присоединяемся к общепринятому ныне мнению и будем отождествлять Агасвероша книги Есфирь с Ксерксом 11 . Агасверош, повествует писатель книги Есфирь, царствовалнад ста двадцатью семью областями от Индии до Эфиопии (1, 1). Указанное историком разделение персидского царства на 127 провинций стоит в согласии со свидетельством пророка Даниила о введенном Дарием Мидянином разделении мидо-персидского царства на сто двадцать провинций или областей ( Дан. 6, 1 ). По рассказу Геродота, Дарий Гистасп разделил персидское царство на 20 сатрапий 12 . На стенах построек Ксеркса в Персепольском дворце изображены представители этих 20 сатрапий с дарами Ксерксу, причем от каждой сатрапии показаны шесть начальников и общее их количество, следовательно, определено в 120 человек 13 . Это число, как видно, соответствует свидетельствам Даниила и книги Есфирь. Так как сатрапии, по Геродоту, вмещали в себе много разных племен, то, вероятно, частнее по населению они разделялись на более мелкие округи, соответствовавшие показаниям библейских писателей и рисунков персепольского дворца. Определение общих границ персидского царства: от Индии до Эфиопии – ясно напоминает технический термин греческих историков в определении границ владений Дария и Ксеркса. Может быть в соответствие своему географическому положению в пределах персидского царства, как представители двух противоположных границ его, индийцы и эфиопы занимали соседственное положение в войсках Ксеркса 14 . Именами индийцев и эфиопов определяет и сам Дарий Гистасп границы своих владений в своей надгробной надписи в Накш-и-Рустэм 15 . В то время царь Артаксеркс сел на царский престол свой в Сузах, престольном городе ( Есф. 1, 2 ). Наименование города Суз престольным городом персидского царя Агасвероша соответствует свидетельству древних историков и других памятников о столичном городе Персии Сузах. Все главнейшие события царствования Ксеркса обдумывались в Сузах. До похода и после похода в Грецию, Ксеркс жил в Сузах. В Сузах Ксеркс вступил и на престол 16 . В третий год своего царствования он сделал пир для всех князей своих и для служащих при нем, для главных начальников войска персидского и мидийского, и для правителей областей своих, показывая великое богатство царства своего и отличный блеск величия своего, в течение многих дней, ста восьмидесяти дней ( Есф. 1, 3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

(3) После того, как все это в известное время совершилось с Навуходоносором именно так, как открыл нам блаженный Даниил в своем видении и как согласно с ним рассказал сам царь, — и после того, как власть была отнята в лице Валтасара, когда этот последний за совершенные им дела был убит ночью, — а царство принял ‚Дарий Мидянин, будучи шестидесяти двух лет (5:31), пророк справедливо указывает на другого выходящего [из моря] зверя — медведя, имея ввиду обозначить в данном случае царство Персидское. И три, говорит он, ребра в устах его. Тремя ребрами он называет те три народа, которыми владел это зверь, — то были Мидяне, Ассирийцы и Вавилоняне. Ему было сказано: «встань, ешь мяса много!». И действительно, Персы, восставшие в то время, опустошили и разрушили всю страну, обратив множество людей в рабство. В самом деле, как раз подобным зверю медведю, этому нечистому и кровожадному животному, растерзывающему свою добычу когтями и клыками, оказалось тогда Персидское царство, которое владычествовало в продолжение двухсот тридцати лет. Впрочем, некоторые историки полагали, что оно господствовало двести сорок пять лет до царствования Дария, которого Александр Македонский покорил на седьмом году [своего царствования] и, таким образом, превратил царство Персидское в царство Эллинское. Так об этом говорит и Даниил: видел: и вот другой зверь, как барс; над ним четыре птичьих крыла, в четыре головы были у зверя. Именем барса пророк очевидно обозначает царство Эллинское, которым владел Александр Македонский. Уподобил же он Эллинов барсу потому, что они были остры умом, изворотливы в мыслях и жестоки сердцем, словом, точь-в-точь как и этот зверь красивый на вид, но коварный и кровожадный. Над ним, говорит [Даниил], четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя. Этим указывается на то, что после того, как царство Александра возвысилось, возросло и стало известным всему миру, оно распалось на четыре отдельных владычества. И действительно, в конце своей жизни царь Александр разделил свое царство между четырьмя друзьями, своими родственниками: Селевком, Деметрием, Птолемеем и Филиппом, и все они возложили на свои головы короны, как об этом говорит Даниил согласно тому, что написано в Первой книге Маккавейской (1:8—9).

http://azbyka.ru/apokalipsis/tolkovanie-...

8 Иер.29:8–10 (ПНМ): «Так говорит Иегова воинств, Бог Израиля: „Не позволяйте пророкам, которые среди вас, и своим гадателям обманывать вас и не слушайте снов, которые им снятся, потому что Иегова говорит: „Они пророчествуют вам ложь моим именем. Я не посылал их“». «Так говорит Иегова: „Когда вы проведёте в Вавилоне семьдесят лет, я обращу на вас внимание и исполню доброе слово, которое сказал о вас, – я верну вас на это место“». 9 Дан.9:1–2 (ПНМ): «В первый год Дария, сына Ахашвероша из рода мидян, который был поставлен царём над царством халдеев; в первый год его царствования я, Даниил, определил по книгам число лет, в течение которых, по слову Иеговы к пророку Иеремии, Иерусалим должен оставаться опустошённым,– а именно семьдесят лет». Дан.5:26–31 (ПНМ): «И вот истолкование этого слова: МЕНЕ – Бог сосчитал дни твоего царства и положил ему конец. ТЕКЕЛ – ты взвешен на весах и найден слишком лёгким. ПЕРЕС – твоё царство разделено и отдано мидянам и персам». Тогда Валтасар повелел, и Даниила одели в пурпур, ему на шею повесили золотое ожерелье, и провозгласили, что он станет третьим правителем в царстве. В ту же самую ночь Валтасар, халдейский царь, был убит, и Дарий мидянин принял царство, когда ему было около шестидесяти двух лет». 10 2 Летопись 36:20–23 (ПНМ): «А тех, кто уцелел от меча, он увёл в Вавилон, и они были слугами ему и его сыновьям до начала персидского владычества. Так исполнилось слово Иеговы, сказанное через Иеремию, и земля наверстала свои субботы. Все дни запустения она соблюдала субботу, пока не прошло семьдесят лет. В первом году царствования персидского царя Кира для исполнения слова Иеговы, сказанного через Иеремию, Иегова возбудил дух персидского царя Кира, и тот велел объявить по всему своему царству, устно и письменно, следующее: «Так говорит Кир, царь Персии: „Иегова, Бог небес, отдал мне все царства земли и велел мне построить ему дом в Иерусалиме, что в Иуде. Пусть с каждым из вас, кто принадлежит к его народу, будет его Бог Иегова. Пусть он идёт“».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010