Государь указал: не верить язычным молкам, если тюремные сидельцы, спустя долгое время, станут оговаривать кого-нибудь, на кого прежде ничего не говорили. В 1637 году приказано было, чтоб воеводы по городам не сажали в одну тюрьму с уголовными преступниками людей, судящихся по гражданским искам, потому что «от того татям и разбойникам и оговорным людям чинится теснота и голод, и от тесноты и от духу помирают»; людей, судящихся по гражданским искам, велено держать за приставами. В том же году запрещено казнить смертью беременных женщин, потому что «рожденное от преступницы не виновато»; а казнить, когда после рождения минет шесть недель. Смутное время имело то гибельное следствие, что приучило русских людей к обманам, подстановкам самозванцев, заставило их во всем сомневаться, во всем видеть обман и подстановку. Указывали русскому человеку: вот царевич! А уже у него готово было возражение: «Да настоящий ли это царевич?» Разумеется, не нужно было обращать внимание на такие сомнения, которые должны были пройти вместе с изглажением из памяти печальных явлений Смутного времени. Но до такого взгляда возвыситься не умели, и русский человек дорого должен был платиться за привычку сомневаться. Тем с большим уважением должен вспомнить историк о лице, которое поднялось выше современников в этом случае. Буйный монах Хутынского монастыря, Тимофей Брюханов, подал донос на архимандрита своего Феодорита в непригожих речах, митрополит Аффоний хотел затушить вздорное дело, но не успел; Феодорита и некоторых других взяли к допросу, пытали накрепко и огнем жгли, не допытались и не дожглись ни до чего, и несмотря на то, митрополиту торжественно в Софийском соборе при всем народе сделан был строгий выговор за неисполнение святительской обязанности. Относительно мер общественной безопасности сделаны были следующие распоряжения: в 1622 году черных сотен сотские и черных слобод старосты подали челобитную: с 1613 по 1622 год было с нас на земском дворе тридцать человек ярыжных, да три лошади; а в нынешнем 1622 году взяли с нас к тридцати человекам в прибавку сорок пять человек ярыжных; даем мы этим ярыжным, да на три лошади в месяц по 60 рублей денег; но кроме этих денег с нас же берут на земский двор, для всякой пожарной рухляди, паруса, крюки, трубы медные, топоры, заступы, кирки, пешни, бочки и ведра.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Серафимов Царице; Радуйся, Архангелов Владычице. Радуйся, прибежище верных и избавление; Радуйся, достоянию Твоему помощь и защищение. Радуйся, о всем мире христианстем к Богу Ходатаице; Радуйся, благ всяческих Всеблагая Подательнице. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая. Кондак 3 Сила Вышняго восхити от Индии Фому, за некое изволение Божие не прилучшуся ему в пречестное успение Богоматере, и предпостави живоприемному Ея гробу, иже, Преставльшуюся приник видети, уразуме вознесенную на Небеса с телом и, веровав, о сем возопи: Аллилуиа. Икос 3 Имея в себе помышление ученик, яко Божиим смотрением бе ему не обрестися ко провождению Богоматере с прочими вкупе, обрадован быв о безсмертнем Ея Успении, сия вопияше к Ней: Радуйся, восприемлемая от земли дланьма Сына Твоего; Радуйся, ко превышним возшедшая наслаждатися славы Его. Радуйся, провождаемая от всех чиноначалий ангельских в Горняя; Радуйся, подъемлемая Херувимы в Небесная и поднебесная. Радуйся, в Небесных вратех от старейших Сил велелепно песньми возносимая; Радуйся, от всех Небесных граждан окружаемая и блажимая. Радуйся, Небо земное, к Горнему селению возвышенное; Радуйся, Престоле Господень, от земли вознесенный в Царствие Небесное. Радуйся, предстательство наше и крепкое заступление; Радуйся, грешником Споручнице во спасение. Радуйся, Христианом Царице и по Бозе Надеждо Небеснаго Царствия; Радуйся, Мати Живота и по Господе нам упование жизни вечныя. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая. Кондак 4 Бурю внутрь имея помышлений неверных евреин Аффоний и зря Богоносными Апостолы Богоматере Пречестное Тело всечестне ко гробу несенное, ко опровержению устремися; внезапу же, егда со ослеплением очию руце его отъяте ко одру прилеплене висясте, верою Матерь Божию исповедаше, вопия Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше таинницы и самовидцы Слова Ангелов, поющих превышними песньми при погребении Богоприятнаго тела Божия Матере, и честь подати хотяще Богоугодную, потщашася согласно пети, глаголюще: Радуйся, благовестие приемшая о прошествии Твоем в Горнее Царствие; Радуйся, от

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4301...

Когда добродетельный Аффоний сменил посох новгородского митрополита на посох старца хутынской обители, царь в 1648 г. избрал Никона на место Аффония в митрополита Новгороду. Необычайная власть предоставлена была царем новому митрополиту в епархии. Никон получил право входить в темницы и по своему усмотрению разрешать узников. В отдаленных лопских погостах царь предоставил было собирать пошлины митрополита олонецкому воеводе; Никон писал, что светские власти олонецкие не только оставляют у себя большую часть доходов софийского дома, но за деньги разрешают браки близких родственников, и царь (в декабре 1649 г.) разрешил митрополиту посылать туда своих доверенных лиц. Во время страшного голода новгородского Никон особенно оправдал доверенность к нему царя. Митрополит на свой счет устроил четыре богадельни и каждый день кормил на своем дворе бедный народ. Еще величественнее явился Никон во время бунта, вспыхнувшего в тот же голод. В Пскове разъяренная чернь умертвила воевод и с трудом могла быть усмирена оружием, а в Новгороде Никон укрыл князя Хилкова в своих палатах и вышел к бунтующему народу; удары посыпались на Никона: одни бросали в него каменья, другие били палками, и он замертво оставлен на площади. Едва дышащий, поднят он служителями своими; но отправился совершать литургию с крестным ходом в той части города, где свирепствовал бунт; после литургии Никон не убоялся и еще раз явиться к мятежникам, вошел в самую избу, где собрались они. Твердость пастыря на сей раз поразила самых свирепых; они притихли, прекратили убийства, но еще не переставали действовать против правительства; заградив путь к столице, ссылались со шведами, чтобы предать им город. Никон успел уведомить царя об опасности и указал, какие нужно предпринять меры против злоумышленников; сам предал бунтующих анафеме. Буря утихла, укрощенная твёрдостью Никона; народ обратился к нему за разрешением духовным; царь предоставил суд над виновными митрополиту, и митрополит судил, как пастырь справедливый. Это было в 1650 г. С сего времени любовь царя к Никону увеличилась; он часто вызывал его в Москву для советов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кондак 3 Сила Вышняго восхити от Индии Фому, за некое изволение Божие не прилучшуся ему в пречестное успение Богоматере, и предпостави живоприемному Ея гробу, иже, преставльшуюся приник видети, уразуме воз­несенную на Небеса с телом и, веровав, о сем возопи: Аллилуиа. Икос 3 Имея в себе помышление, ученик, яко Божиим смотрением бе ему не обрестися ко провождению Богоматере с прочими вкупе, обрадован быв о безсмертнем Ея Успении, сия вопияше к Ней: Радуйся, восприемлемая от земли дланьма Сына Твоего; радуйся, ко превышним возшедшая наслаждатися славы Его. Радуйся, провождаемая от всех чиноначалий ангельских в Горняя; радуйся, подъемлемая херувимы в Небесная и поднебесная. Радуйся, в Небесных вратех от старейших сил велелепно песньми возносимая; радуйся, от всех небесных граждан окружаемая и блажимая. Радуйся, Небо земное, к Горнему селению возвышенное; радуйся, Престоле Господень, от земли вознесенный в Царствие Небесное. Радуйся, предстательство наше и крепкое заступление; радуйся, грешником Споручнице во спасение. Радуйся, Христианом Царице и по Бозе Надеждо Небеснаго Царствия; радуйся, Мати Живота и по Господе нам упование Жизни вечныя. Радуйся, Обрадо­ванная, во Успении Твоем нас не оставляющая. Кондак 4 Бурю внутрь имея Аффоний помышлений неверных и зря Богоносными апостолы Богоматере Пречестное Тело всечестне ко гробу несенное, ко опровержению устремися; внезапу же, егда со ослеплением очию руце Его отъяте ко одру прилеплене висясте, верою Матерь Божию исповедаше, вопия Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше таинницы и самовидцы Слова ангелов, поющих превышними песньми при погребении Богоприятнаго тела Божия Матере, и честь подати хотяще Богоугодную, потщашася согласно пети, глаголюще: Радуйся, благовестие приемшая о прешествии Твоем в Горнее Царствие; радуйся, от благовестившего Гавриила приемшая радостнаго рая вравие. Радуйся, пречестное херувимское множество просветившая; радуйся, преславное серафимское естество возрадовавшая. Радуйся, от патриархов прообразованная; радуйся, от пророков предвозвещенная. Радуйся, злую дерзость Аффониеву скоро отмстившая; радуйся, исцеление томужде подавшая. Радуйся, обратившая в веру Аффониево неверие; Радуйся, верное того приемшая исповедание. Радуйся, возводящая к небеси любовь и веру к Тебе имущих; Радуйся, спасающая верою имя Твое призывающих. Радуйся, Обрадо­ванная, во Успении Твоем нас не оставляющая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В. Что касается внешней формы и стиля, то различия, существующее между трактатом и письмами преп. Нила, кажется нам вполне естественными, потому что стиль всегда соответствует предмету повествования. Темами писем, адресованных разным лицам, всегда становятся случайные вопросы, которые не находят в них столь широкого и полного освещения, как в трактате, где мысли высказываются более последовательно, обретая размах и цельность. К тому же, упомянутое К. Хойсси различие в стиле можно в то же время объяснить и тем, что преп. Нил написал трактат в молодости, тогда как письма относятся к гораздо более позднему времени его жизни. Таким образом, аргументация К. Хойсси недостаточна для того, чтобы опровергнуть авторство преп. Нила, и потому мы считаем, вместе с Ceillier-oм, Дегенхартом и др., что трактат «Peristeria» принадлежит перу преп. Нила. 2. Слово о молитве 63 Это сочинение состоит из предисловия и 153 небольших глав. Из предисловия видно, что преп. Нил написал его по просьбе одного друга, неоднократно утешавшего и приободрявшего его в скорбях и, по всей видимости, бывшего наместником некоего монастыря, так как преп. Нил в конце предисловия обращается к нему со своим желанием «попросить братию», чтобы она помолилась о нем, «немощном». Ф. Дегенхарт утверждает, что это был игумен Аффоний, который, будучи другом преп. Нила, часто с ним переписывался 64 . Все предисловие заключает в себе истолкование числа 153, которое преп. Нил взял из евангельского повествования ( Ин.21:11 ). Сложное и неясное символическое объяснение цифр 100, 28 и 25 напоминает предложенное Пифагором учение о числах, с которым, по-видимому, преп. Нил был хорошо знаком. Что же касается самого трактата о молитве, то он является одним из лучших аскетических трудов преп. Нила. В этих кратких главах он выразил свой богатый личный духовный опыт и глубокое понимание тайны человеческой души. Исходя из того, что молитва – это «беседа ума с Богом», преп. Нил обращается с поучениями к монахам, где объясняет то душевное состояние, в котором находится молящийся. Каждый, кто хочет молиться Богу, должен, в первую очередь, освободиться от страстных помыслов, печали и злопамятства, ибо «злопамятство сгущает тьму в уме молящегося и омрачает его молитву».

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Такие увещания в немногих словах предложил я вам, возлюбленные, зная, что вы сами в себе имеете терпение. Вы же воздавайте мне и находящемуся со мной брату нашему Николаю, который приветствует вас, священными молитвами, чтобы мы спаслись. Примечания 1. Написано в 818 году. 2. Картерий - твердый, терпеливый. 3. Аффоний - обильный, богатый. 4. Агапий - любящий, любимый. Послание 59(118). К монахиням Если следует мне, смиренному, что-нибудь делать, то именно увещевать вас словом и ободрять убеждениями, вас, поистине Господних сестер и матерей, как сказала Сама Истина (Мф.12:49). Ибо вы претерпеваете ради Христа и лишение духовной матери, и разлуку друг с другом, и лишение священной обители, и содержание под стражей, и еще прежде потерпели бичевания за исповедание истины. Но что скажу я, чтобы достойно восхвалить вас? Целой общине одной обители в числе тридцати человек, в настоящее время, когда уклонились от истины и начальники, и подчиненные, и монахи, и монахини, отвергнув слово Господне из страха смерти, хотя и остались немногие верные, быть столь единодушной и принять на себя подвиг ради Христа, - это можно уподобить древним временам. Это подобно сорока святым мученикам или подражанию каким-либо другим блаженным подвижникам. Как блаженны вы, соревнующие одна другой пламенной ревностью и вообще поощряющие друг друга на поприще исповедания! Зрелище, достойное ангельского лика, мученического сонма, благоугодное Богу, ради Которого и эти страдания! Поэтому, дочери вышнего Иерусалима, ветви истинного винограда, неложные ученицы Слова, возрадуемся богоприлично, возблагодарим Христа, укрепившего вас для перенесения прежних бедствий, потом приготовимся и к будущим. К чему же именно? Хотя бы опять бичи, хотя бы узы, хотя бы огонь, хотя бы меч, отнюдь не станем уклоняться, но будем готовы переносить все со Христом. Ибо это будет возможно для нас, так как Он сказал: все возможно верующему (Мк.9:23). Видите ли, как это достохвально? А потом какие нас ожидают будущие воздаяния, царство небесное, радость неизреченная?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1201...

Друг мира становится непременно, может быть незаметно для себя, злейшим врагом Бога и своего спасения. Любовь к миру вкрадывается в душу как вор, пользующийся мраком ночи – нерадением и невниманием к себе. Любовь к миру способна совершать величайшие беззакония, величайшие злодеяния. Ужасный пример этого видим в иудейском духовенстве, современном земной жизни Богочеловека. Оно впало в любовь к миру: заразилось расположением к почестям, к славе, к похвалам человеческим; оно пристрастилось к сребролюбию и любви к имению; оно впало в сластолюбие и разврат; оно предалось грабительствам и всякого рода неправдам, а для того чтобы сохранить свое положение в народе, оно облеклось в личину строжайшего богоугождения, самого мелочного исполнения обрядовых постановлений и преданий старцев. Что было следствием любви к миру? Решительное отчуждение от Бога, перешедшее в ослепленную и исступленную ненависть к Богу. Иудейское духовенство противостояло с ожесточением Богочеловеку, когда Он явил Себя миру; оно противостояло Ему, имея полное убеждение в Его Божественности, как это засвидетельствовал Никодим, один из членов верховного иудейского собора – Синедриона ( Ин. 3, 2 ). Иудейское духовенство решилось на богоубийство и совершило его, зная точно, что оно действует против Мессии, и в омрачении своем высказывая это сознание в тех насмешках, которыми оно осыпало спасительную для мира Жертву на её Жертвеннике – Кресте. «Других спасал, а Себя Самого не может спасти» ( Мф. 27, 42 ), – говорили архиереи, книжники, старцы и фарисеи, не замечая того, что они произносят осуждение самих себя: они сознаются, что предали на распятие Того и поносят Того, Кто чудесным образом, Божественной силой и властью спасал других. (Что иудейский Синедрион совершил богоубийство при совершенном понимании дела, это засвидетельствовал и обратившийся в христианство иудейский священник Аффоний, современный Христу и Богоматери. Четии-Минеи. 15 августа, повествование об Успении Пресвятой Богородицы). Иудейское духовенство едва услышало весть о рождении Богочеловека, как возненавидело Его, приняло меры, чтобы избавиться от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Среди иргизских рукописей в описании 1828 г. отмечены лицевые «Свиток о совершении литургии, 6932 году» и сочинения Космы Индикоплова . В мон-рях хранились многочисленные списки старообрядческих полемических трудов: «Поморских ответов» , «Дьяконовых ответов» , «Собрания инока Никодима о несогласии старопечатных с новопечатными книгами и о прочем», «Ответов Ивана Пешехонова перекрещенцам», «Сочинений против молокан» и трактата «Об обливании». Полемическими рукописями был богат прежде всего Верхне-Спасо-Преображенский мон-рь, поскольку его насельники (Сергий (Юршев), Феофилакт, Аффоний (Кочуев)) были активными участниками полемики. Ряд сочинений был создан на Иргизе в 30-х гг. XIX в. в связи с переводом И. м. в единоверие. Б-ки И. м. включали большое число певческих рукописей (собранных преимущественно в кон. XVIII - 1-й трети XIX в.), в к-рых нашел отражение иргизский вариант знаменного распева, известный на Урале и в Поволжье. В рукописях И. м. нашли отражение светские интересы насельников: в Верхне-Спасо-Преображенском мон-ре хранились выписки из «Московских ведомостей» за 1817, 1821, 1822 гг., систематизированные по темам (церковная, политическая, научная, хозяйственная жизнь) и по хронологии. Источниками пополнения б-к служили переписка книг и вклады. В иргизские б-ки поступали рукописи из таких книгописных центров, как Гуслица, Керженец , Чернораменские скиты, что прослежено по владельческим и вкладным записям. В синодиках И. м. названы нек-рые вкладчики книг: диак. Герасим, подголовщик левого клироса С. Т. Забелин, иером. Нижне-Воскресенского мон-ря Платон. По мнению Починской, старообрядческие книжные собрания, в т. ч. б-ки И. м., в значительной степени пополнялись также за счет продукции типографий в городах близ зап. границ России (Гродно, Вильно, Супрасль, Почаев, Клинцы, Варшава), работавших в 70-80-х гг. XVIII в. по заказам старообрядцев. После обращения И. м. в единоверие б-ки в обителях сохранились и даже получали новые пожертвования: свое книжное собрание (не менее 12 книг и рукописей) передал Верхне-Спасо-Преображенскому мон-рю его последний настоятель-старообрядец Силуян. Часть книг оказалась рассеянной среди старообрядцев, часть поступила в распоряжение саратовского миссионерского братства Св. Креста. Перевод И. м. в единоверие активизировал старообрядческое книгописание в Поволжье и Приуралье.

http://pravenc.ru/text/673915.html

Один из палачей Аффоний всенародно просил прощения у святых мучеников за причиненные им страдания и мужественно пошел на казнь за Христа. Вельможа Елпидифор и мать царя также исповедали веру в Единого Истинного Бога. Царь, видя, как растет число христиан и как мучения святых Акиндина, Пигасия и Анемподиста укрепляют христианскую веру, объявил народу, что святым мученикам Акиндину и Пигасию, Анемподисту и с ними Елпидифору будут отрублены головы, но тела их могут быть взяты христианами для погребения. Когда святых мучеников вели за городские стены к месту казни, огромная толпа сопровождала их, прославляя Христа. По приказу царя, воины уничтожили всех христиан (до 7000), шедших в процессии. Вместе с другими был убит и Елпидифор. Акиндин, Пигасий, Анемподист вместе с матерью царя были сожжены на следующий день. Христиане, тайно пришедшие ночью к месту казни святых, нашли неповрежденные огнем тела святых мучеников и с честью погребли их. В тойже день Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, нарицаемыя «Шуйския» НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: Стихиры на 8, глас 1: Придите ныне, вернии,/в пении и песнех духовных воспоим,/благодаряще Матерь Божию,/дивнаго ради прославления Ея иконы Шуйския,/в ней бо от лет древних/нам Всемилостивая источник чудес преизобилен/во здравие телес и спасение душ наших. С чинми священными днесь,/вси роди верных, духовно да взыграем,/всечестное совершающе празднество Богоматере/и прославляюще дары благодатныя,/яже молитвами Владычицы/богатно подает рабом Своим,/с верою к лику Ея прибегающим,/рождейся от Нея Человеколюбец Христос/и Спас душ наших. Глас 2: Како Тя, от Самаго святых Святейшаго прославленную,/воспоим, Богородице, недостойнии и многим грехом повиннии,/несть бо красна песнь во устех грешничих,/но мы, любовию и усердием побеждаеми,/припадающе, вопием Ти:/Сама испроси нам у Сына Твоего и Бога нашего/росу благодати во омытие беззаконий наших,/да очищенными душами и устнами/блажим Тя, Всепетая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Несмотря на столь ярко выраженную внешне православность российского общества, нельзя не заметить, что значительная часть верующих принадлежала к Православию в силу их номинальной принадлежности к Церкви. Многие из них были, скорее, причастниками обрядовой стороны жизни Церкви и того бытового уклада, который соответствовал православной культуре, нежели подлинно верующими, в строгом значении этого слова. Ведь быть верующим – это, как минимум, знать вероучение, воспринимать его через веру, иметь непоколебимую убежденность в его истинности. Между тем с вероучением они были знакомы слабо, его истинность признавали, но не осмысленно. Большинство представителей Русской Церкви обладало лишь элементарными религиозными познаниями. Как монашествующие, так и миряне (вне зависимости от их социального статуса и благосостояния) имели возможность приобретать первичные богословские знания, участвуя в храмовых богослужениях. Такого уровня знания они могли черпать, внимательно вслушиваясь в чтения Писаний, пастырские проповеди и наставления, песнопения, исследуя символику священнодействий, содержание фресок и икон. При многих российских храмах функционировали приходские школы 11 . Но и они, как правило, были ограничены в образовательных возможностях, и потому обеспечивали лишь минимальными катехизическими знаниями, знакомили с правилами чтения, письма и богослужебного пения. Богословские школы, равно как и богословские книги, не считая церковно-богослужебных, были редкостью. Таким образом, можно согласиться с оценкой историка, что «храм для народа был главным, почти единственным училищем» 12 .   Отдельные, особо обеспеченные в материальном отношении монастыри имели собственные книгохранилища с довольно объёмными, по меркам того времени, книжными фондами. В той исторической обстановке они играли роль своего рода библиотечно-образовательных центров, чем благоприятствовали просвещению, однако не массовому. Претендовать на роль передовых научно-образовательных учреждений, способных удовлетворить нуждам Церкви в решении масштабных просветительских и научных задач они не могли. В большинстве случаев размах научно-образовательной деятельности российских монастырей ограничивался внутренними контурами их монастырских оград. Да и таких монастырей, где начальство ратовало хотя бы за образованность  подчиненных им братий, было не много. Далеко не в каждой монашеской обители обнаруживались такие традиции, правила и порядки, которые вообще бы отвечали возвышенным требованиям, прилагавшимся к монастырям. В монастыри проникал дух обмирщения. «Во всех монастырях, – сетовал в этой связи митрополит Новгородский Аффоний, – добрые старцы перевелись, а которые и есть, и те бражничают, а грамоте не умеют» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010