А мне, богомольцу твоему, еще немало время, чаю, в пути промешкается. А о брате нашем, паче же отце преосвященном, Аффонии вельми добро твое благоволение. Аз и брат мой – единое. А савинское дело и я чол К и, будучи Савинском я л , богомолец твой, казначея того тебе, государю, не хвалил. А грамоту твою 17 , государеву, что вместе з боярином по указу твоему, государеву, чол, и статейной 18 список чол, и, чтучи его, все плакал со удивлением многим, како сотворилося то смотрение Божие. И твою, государеву, премногую любовь и по смерти отцу нашему по-премногу благодарю, и покланяюсь твоим щедротам, яко Богу и царю ныне и во вся дни живота своего. Писано, отехав от моря рекою Онегою семьдесят верст, в Турчасове, лета 7160 (1652)-го июня в м день. Примечания Л. 19 «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»... – Лк. 2: 14 . ...по образу блудницы, иже слезами умы нозе Исусу. – В Евангелии от Луки есть рассказ о том, как в доме фарисея Симона некая женщина, грешница, облобызала ноги Христа, отерла их волосами головы своей и помазала миром, символически приготовив Иисуса к смерти. По евангельскому преданию, Христос простил ей грехи – Лк. 7:36 – 50 . ...всемирного отца нашего, святейшаго Иосифа патриарха... и нетленная преселити... – Патриарх Иосиф скончался 15 апреля 1652 г. Ход болезни патриарха, его кончина и погребение подробно описаны царем Алексеем Михайловичем в одном из трех писем к митрополиту Никону, составленных в конце мая 1652 г. – ДАИ 4, 75 – 87 Кротов 1989, 149 – 178. Л. 20...о отце преосвященном, Аффонии митрополите... – В первом из трех писем митрополиту Никону (от 25 мая 1652 г.) Алексей Михайлович подробно рассказал о погребении бывшего новгородского митрополита Аффония. Документы сохранили свидетельства о встречах Никона и Аффония. Новгородский митрополит Аффоний поставил иеромонаха Никона игуменом Кожеозерской пустыни – Шушерин 1997, 30. Весной 1649 г. сразу после поставления в новгородского митрополита Никон посетил Аффония, проживавшего на покое в Спасском Хутынском монастыре – БАН, собр. текущих поступл., оп. 2, л. 69. По свидетельству И. Шушерина, Никон просил у Аффония благословения. Однако тот, сам приняв благословение от новопоставленного новгородского митрополита, назвал Никона патриархом – Шушерин 1997, 32 – 33. Митрополит Аффоний скончался 6 апреля 1652 г. Погребение же его состоялось поздней весной, «а до погребения стоял» – Тихомиров 1979, 291 – 292.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФФОНИЙ († 6 апр. 1652), свт. (пам. 10 февр., 6 апр., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), митр. Новгородский и Великолуцкий. 8 марта 1635 г. Патриарх Иоасаф I поставил А. в митрополита Новгородского из игуменов переславль-залесского во имя мучеников Бориса и Глеба мон-ря . Новый владыка прибыл в Новгород 22 марта 1635 г. и был встречен множеством народа «со кресты на Ильине улицы у церкви Богородицы Знамения», в к-рой и отслужил молебен. В 1639 г. А. попросил разрешения у царя Михаила Феодоровича воссоздать разрушенный шведами Липенский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь . Царь повелел возобновить мон-рь и дал грамоту на безоброчное владение прежними угодьями. В 1639 г. А. по благословению Патриарха Иоасафа написал соч. «О духовной силе благодати, невидимо подаваемой свыше действием Святого Духа в Крещении и в день Пятидесятный», в к-ром обосновал решение Московского Собора 1619 г., одобренное вост. Патриархами, об исключении из чина Великого освящения воды в день Богоявления слов «и огнем». 30 авг. 1641 г. святитель вместе с настоятелями 3 новгородских мон-рей и соборным духовенством освидетельствовал мощи прп. Александра Свирского , 5 дек. 1643 г. возглавил торжественное перенесение мощей из Никольской ц. Александрова Свирского мон-ря в Преображенскую ц. этой обители, где переложил их в новую серебряную раку, присланную царем. В 1645 г. в Новгороде на память ап. Карпа в Воскресенской ц. в Словенском конце сама собой загорелась свеча перед местным образом Спаса Всемилостивого. В день Сошествия Св. Духа на апостолов А. совершил крестный ход в новгородский Духов мон-рь, а в четверг той же седмицы - крестный ход в Воскресенскую ц., где служил водосвятный молебен и литургию. 20 марта 1642 г. А. принимал участие в избрании Патриарха Иосифа . В 1643 г. Новгородский владыка возвел в сан игумена Кожеезерского в честь Богоявления Господня мон-ря иером. Никона (впосл. Патриарх Московский). В 1645 г. А. присутствовал при венчании на царство Алексея Михайловича . В том же году царь подтвердил право А. «ведать и судить своих архиерейских людей, и дьяков, и детей боярских, и крестьян, и всяких домовых служебников во всяких исцовых искех». 16 янв. 1648 г. святитель послал на Двину и в Холмогоры богомольную грамоту по случаю бракосочетания царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской.

http://pravenc.ru/text/77150.html

По окончании молебна старший из архиереев — Новгородский митрополит Аффоний велел Ростовскому митрополиту Варлааму вынуть один из трех находившихся в панагии жребиев и держать в руках, а два остальные отложить. Потом положили в ту же панагию другие три жребия из шести присланных царем, поставили ее пред тою же чудотворною иконою на пелене, вновь совершили молебствие, и из панагии вынут еще один жребий митрополитом Сарским Серапионом, а два остальные отложены. Наконец в ту же панагию положили два прежде вынутые из нее жребия и поставили ее пред чудотворною иконою Богоматери. По окончании третьего молебствия один из этих двух жребиев вынул архиепископ Суздальский Серапион и поднес митрополиту Аффонию и всему Собору. Аффоний, не распечатывая жребия, отдал его князю Львову для доставления государю. Царь распечатал жребий пред всем своим царским синклитом и объявил, что «благоволи Бог и Пречистая Богородица быти патриархом Иосифу, архимандриту Симонова монастыря», и тотчас же послал князя Львова в соборную церковь возвестить о том самому архимандриту Иосифу пред всем освященным Собором. Такое необычайное избрание Иосифа на патриаршество совершилось 20 марта 1642 г. На следующий день происходило наречение, а 27 марта и самое посвящение Иосифа в патриарха в присутствии государя. В день посвящения по обычаю у государя был обед, на который были приглашены патриарх и прочие духовные власти. Но как замечено в современном описании всей этой церемонии, когда новый патриарх прибыл в царские палаты и благословил встретившего его государя, государь «в руку и в клобук патриарха не целовал»; когда велел государь патриарху сесть за своим царским столом, то патриарх «сел от государя с сажень или мало больши». Из-за стола патриарх скоро поднялся, чтобы совершить обычное шествие на осляти для благословения Москвы, и снова возвратился к царской трапезе, по окончании которой государь пожаловал его своими подарками. На другой день патриарх продолжал свое шествие на осляти по Москве, на третий — был у государя, поднес ему свои дары и окончил шествие на осляти по Москве.

http://sedmitza.ru/lib/text/436131/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава I. Патриарх Никон до оставления им кафедры: время управления его Церковию К оглавлению Когда скончался патриарх Иосиф (15 апреля 1652 г.), все в Москве могли догадываться, что преемником его на патриаршей кафедре будет не кто другой, как Новгородский митрополит Никон , который и при жизни Иосифа был главным советником царя Алексея Михайловича в делах церковных и возвышался над всеми сколько своими личными достоинствами, столько же или даже более неограниченною доверенностию и любовию к нему государя. Никону пророчили патриаршество еще в то время, лишь только он сделался митрополитом. Сохранилось сказание, что когда он, прибыв в Новгород, поехал в Хутынский монастырь к проживавшему там на покое своему предместнику, митрополиту Аффонию, мужу святой жизни, но по старости и беспамятству добровольно оставившему свою кафедру, и начал просить у него себе благословения, то Аффоний отвечал: «Ты меня благослови» — и после долгого препирательства между ними об этом сказал наконец: «Благослови меня, патриарше». Никон заметил: «Нет, отче святый, я грешный митрополит, а не патриарх...» «Будешь патриархом и благослови меня»,— пояснил свою мысль Аффоний и действительно первый принял благословение от Никона, а затем благословил его . Для подобного предсказания о патриаршестве Никона было уже тогда достаточно оснований. Но случилось так, что после кончины патриарха Иосифа довольно долго Никона не было в Москве: он путешествовал в Соловецкий монастырь, чтобы перенести оттуда в столицу мощи святителя Филиппа . И нашлись люди, которые хотели воспользоваться отсутствием Никона и не допустить его до патриаршего престола. Известный протопоп Юрьевца Повольского Аввакум рассказывает в своей автобиографии, что духовник государев, тоже лицо, имевшее великую силу у Алексея Михайловича, протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев целую седмицу постился «с братиею» и молился Богу о даровании России нового патриарха.

http://sedmitza.ru/lib/text/436167/

Святые Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист скончались в раскаленной печи. Акиндин молод, с остроконечною бородою, Пигасий стар, с круглою бородою, Аффоний и Елпидифор юные, с бородами едва показавшимися, Анемподист без бороды. 3. Святые Акепсим, Иосиф, Аифал, скончались в различных мучениях. Акепсим юн, Иосиф стар, Аифал с едва показавшеюся бородою. 4. Святые Никандр и Ермий , старцы, скончались, быв пронзены гвоздями в головы и сердца и положены в гроб. 5. Святые Галактион и Епистимия были усечены мечом. Он молод, с бородою, едва показавшеюся. 6. Святой Павел Исповедник во время совершения литургии был удавлен арианами его же омофором. Он молод, с короткою раздвоенною бородою. 9. Святые Онисифор и Порфирий, юные, скончались, быв влекомы конями. 10. Святой Орест, с проседью, скончался, быв пронзен гвоздями в ноги и влеком конем, к которому его привязали цепями. 11. Святые Мина, Виктор и Викентий скончались в разных муках. Мина – старец с круглою бородою, Виктор и Викентий молоды. 13. Святые Антонин, Никифор, Зевина, Герман были усечены мечом, а Марафо был сожжен. Антоний стар, а прочие – молоды. 14. Святой апостол Филипп скончался, быв пронзен в лодыжки и повешен на дереве вниз головою. 15. Святые Гурий и Самон молодые, с едва показавшимися бородами, были обезглавлены, а Авив юный, без бороды, был сожжен. 16. Святой апостол Матфей, прикованный к земле за руки и ноги, был сожжен. 17. Святой Лазарь живописец, плешивый старец с длинною бородою, скончался после того, как сожгли ему руки раскаленным железом. 18. Святой Платон, юный, без бороды, был усечен мечом. 19. Святой Варлаам с остроконечною бородою, скончался, держа на ладони огонь с курившимся ладаном. 20. Святой Дасий юный, без бороды, был усечен мечом. 22. Святые Валериан, Тивуртий и Кикилия, юные, были усечены мечом. 23. Святой Сисиний, старец, скончался от того, что ему влили уксус в ноздри. 24. Святая Екатерина. 25. Святой Климент, старец с длинною бородою, был брошен в море с якорем на шее. 27. Святой Иаков, молодой, с раздвоенною бородою, скончался, когда ему отсекли пальцы, руки и ноги и отрубили голову. 28.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Послушаем, что говорит Церковь про апостолов и ангелов: – Опрята (-я) лик апостольский Богоприятное тело Твое, со страхом зряще (тропарь 9-й песни 1-го канона). – Жену Тя мершвенну, но паче естества и Матерь Божию видевше… ужасно (с ужасом) прикасахуся руками (убирая, «опрятывая» Тело) к Тебе, славою облистающей, яко Богоприятное селение видяще (тропарь 3-й песни 1-го канона). Насколько страшно было прикоснуться к Ней недостойными руками, ясно показывает случай с евреем Аффонием: когда апостолы благоговейно, со страхом несли Ее пречистое тело, фанатик еврей, возмущавшийся (даже, вероятно, искренно) самою мыслью о «Матери Бога», решил опрокинуть гроб и выбросить тело Ее… Евреи даже «СЫНА БОЖИЯ» не могли вместить, за что и распяли Господа Христа! – «Каких еще нам доказательств! – говорит Каиафа, раздирая свои одежды. – Он себя Сыном Божиим творит!» И Христу изрекается смертный приговор: «повинен смерти!» (см.: Мф. 26, 65 – 66 ). Подобное, вероятно, переживая и Аффоний. Но Христос оградил Свой «одушевленный кивот», как некогда оградил «ковчег» неодушевленный, когда еврей Оза, даже по причине побуждения поддержать накренившийся воз с ковчегом, неосторожно коснулся его плечом, – и мгновенно умер (см.: 2Цар. 6, 7 ). Здесь же ангел Божий незримым мечом отсекает дерзкие руки Аффония. Именно об этом событии говорит следующий же тропарь: в то время как апостольские руки касались тела Пречистой с трепетом (скажу по-русски): – «Суд Божий постиг» через «усечение» досадительныя (оскорбившие) руки дерзкаго. Бог этим сохранил честь одушевленному кивоту, исполненному славою Божества, ибо «в нем Слово стало плотью» (тропарь 3-й песни 1-го канона). Та же мысль выражена и в другом месте: Ты, Богородице, вошла в славу; потому – воздаде (воздай) беззаконныя Господь, лесть бо (кощунство) сотвориша (-ли) честному телу Твоему (седален по 1-й кафизме 19 авг.). Если так чувствовали себя апостолы, если благоговейно предстояше апостольский собор (стихира на стиховне на вечерне 19 авг.), то как же должны бы чувствовать себя мы?!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

рукоположен с 26.05.1434 (избран с 13.11.1429) 11.03.1458 Иона, архиепископ, свт. рукоположен с февраля 1459 05.11.1470 Феофил, архиепископ, свт. рукоположен с 15.12.1471 по 24.01.1480 (избран 15.11.1470) заточён в Чудов монастырь, в июле 1482 отрёкся от кафедры; 26.10.1482 Сергий, архиепископ рукоположен с 04.09.1483 по 24.06.1484 удалился в Хутынский монастырь и принял схиму; 9.04.1495 Геннадий (Гонзов), архиепископ, свт. рукоположен с 12.12.1484 по 26.06.1504 вынужденно отрёкся от кафедры; 04.12.1504 Серапион, архиепископ, свт. рукоположен с 15.01.1506 по 1509 лишён кафедры и сослан в Андроников монастырь, в 1512 удалился в Троице-Сергиев монастырь; 16.03.1516 Междуархиерейство семнадцать лет Макарий, архиепископ, свт. рукоположен с 04.03.1526 по 16 (19).03.1542 митрополит Московский и всея Руси Феодосии, архиепископ рукоположен с 18.06.1542 по май 1551 удалён на покой в Иосифо-Волоцкий монастырь; 26.02.1563 Серапион (Курцов), архиепископ рукоположен с 14.06.1551 29.10.1552 Пимен (Чёрный), архиепископ, свт. рукоположен с 20.11.1552 по февраль 1570 лишён кафедры; 25.09.1571 Леонид, архиепископ рукоположен с 04.12.1571 по октябрь 1575 лишён кафедры; 20.10.1575 (убит в Новинском монастыре) Александр (Бердов), архиепископ рукоположен с 12.09.1576 по 30.01.1589 переименован и возведён в сан митрополит Новгородского и Великолуцкого Новгородская и Великолуцкая С 26 января 1589 года Имена Сведения Александр (Бердов), митрополит бывший архиепископ Новгородский и Псковский с 30.01.1589 02.06.1591 Варлаам (Белковский), митрополит рукоположен с 20.02.1592 15.04.1601 Исидор, митрополит рукоположен с 06.02.1603 (1604) 10.04.1619 Макарий, митрополит бывший архиепископ Вологодский и Великопермский с 22.07.1619 12.09.1626 Киприан (Старорусенков), митрополит бывший митрополитСарский и Подонский с 20.10.1626 17.12.1634 Аффоний, митрополит, свт. рукоположен с 08.03.1635 по 07.01.1649 удалился на покой в Хутынский монастырь; 06.04.1653 Никон, митрополит рукоположен с 11.03.1649 по 25.07.1652

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

совершается и такое великое таинство, как таинство Тела и Крови Христовых. Наконец, отметим то, что почти во всех тех местах, где у Аффония упоминается о действии Духа, Духом или от Духа, мы на полях находим следующие заметки чересчур ревнивого критика: «се не огнь» (л. 148 об.), т. е. действует, «а не во огнь» (л. 150), т. е. креститься заповедуется во имя Отца и Сына и св. Духа, а не во огнь; «не огнём» (л. 151) совершается крещение, а водою и Духом; а по поводу слов Спасителя, вписанных в сочинение Аффония: «еже слышасте от Мене, Иоанн убо крестит водою, вы же имате креститеся Духом святым, Наседка замечает: «и для чего огнь прибавливаешь» (л 151 об.). Так как спор, «об огни» уже потерял свой прежний интерес, то незначительное столкновение Наседки с Аффонием осталось не замеченным. Хотя о сочинении Аффония и сказано, что оно было подано царю Михаилу Федоровичу, но для какой цели – неизвестно. Может быть даже, Аффоний имел смелое намерение восстановить слово и огнем в служебниках, И потому подал свое сочинение прямо царю. Что же касается замечаний Наседки, то кажется, что он, делая их, вовсе не имел в виду, что они дойдут по адресу составителя сочинения. Это дело Наседки было частным де6лом любознательности русского книжника. Если бы Наседка желал выступить в качестве открытого полемиста против Аффония, то конечно он написал бы ответ или разбор на сочинение митрополита обстоятельный, а не ограничился бы бессвязными заметками. Такова история слова и огнем, в исключении которого состояла главная справа Троицких исправителей. – Что касается прочих исправлений, сделанных Дионисием с сотрудниками в потребнике и других книгах, то многие из них были приняты патр. Филаретом и внесены во вновь печатавшиеся при нем книги, но некоторые не были приняты. Конечные славословия молитв исправлены были почти все – согласно указанию Дионисия, кроме молитв – заамвонной, на день Богоявления, на очищение церкви от язычников и молитвы Господней. Впрочем, в «Диаконовых ответах» Андрей Денисов указывает еще две молитвы, которые в новопечатных книгах в концах их напечатаны несогласно с указанием преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

543 Рук. М. Син. Биб. 822, л. 156 об. Противоречие здесь состоит в том, что Аффоний привел в подтверждение своих мыслей такую песнь канона, в которой выражение «крестить огнем» употребляется въ смысле будущего геенского мучения, тогда как по Аффонию, этого не должно бы быть: если крещение огнем означает благодатное крещение, то это же самое выражение не может обозначать еще геенское мучение. 551 Некоторые поправки, сделанные в книгах при патр.Филарете согласно с исправлением Дионисия, указаны г.Казанским (в Чт.Общ.ист. и др.Рос. 1848,VIII, стр.20–21),– и мы здесь не повторяем всех их. Вспомним здесь кстати, что о потребниках, изданных при патр.Филарете, делал отзыв еп.Вятский Александр.Известно, что этот Александр предлагал Московскому собору владык несколько вопросов относительно неправильностей в книге потребник. Он говорил,что книга эта много « в речах перебита, и чины и написания несходны и ум имущим, паче же простейшим смущению виновна, с прежними бо нашими книгами в царствующем граде Москве тиснением печатным изданными, отнюдь несогласна и превратов исполнена " (Onuc.Pyk.Mock.Cuh.Бuб.II,3 Александр предлагал 21 вопрос, из коих первые четыре касались неправильностей потребников Филаретовских, напечатанных в 1623 и 1630 годах. В вопросе 4-м Александр Вятский, между прочим, говорит6 «в крещении – в киевском (служебнике) знаменает иерей воду крестообразно зажженою свечею трижды, в новом нет», «в киевском – Ты убо человеколюбче царю иерей глаголет трижды и дуновением воду благословляет трижды, в новом Ты убо…. однажды, а дуновением благословляет – нет». (Henep.Cбop.Mock.Cuh.Бuб.,V, л.80 об.). 553 Ивановский . Крит. разбор учета неприемлющих священства старообрядцев о церкви и таинствах. стр. 17. 555 Справедливость требует сказать, что книги, напечатанные при патр. Филарете не лучше и не хуже книг, напечатанных и при других патриархах до Никона. 557 Горский. Ист. опис. Троиц. Лавры, стр. 158. Тут напечата вся грамота на имя Елевферия. (стр. 158–165). Грамота эта отпечатана также в Ист. Рос. Иер. т. 2 стр. 100–112.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Ансерме Э. (18831969) – швейцарский дирижер Антокольский Марк Матвеевич (18431902) – скульптор Антоний (Булатович Александр Ксаверьевич, 18701919) – иеросхимонах, религиозный публицист, путешественник Антоний (Вадковский Александр Васильевич , 18461912) – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Кузнецов Александр Петрович, род. 1945) – иеромонах, насельник Троице-Сергиевой Лавры, иподиакон патриарха Пимена (1980-е), звонарь, архимандрит Антоний (Флоренсов Михаил Симеонович, 18471918) – епископ Вологодский, духовник П.А. Флоренского Антоний (Хиби Амвросий, 1892после 1935) – инок, затем иеромонах Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского монастыря (начало XX в.) Антонин (Капустин Андрей Иванович, 18171894) – архимандрит, настоятель Иерусалимской миссии, исследователь церковной археологии, археограф Антония (Калантырь Анна, ум. 1978) – монахиня Уссурийского монастыря Рождества Богородицы (XX в.) Апушкина (Хализева) Елена Константиновна (ум. 1974) – сотрудница П.А. Флоренского (Всесоюзный электротехнический институт) Аристарх (Налетов (Израилев) Аристарх Александрович, 18171901) – протоиерей, знаток церковного звона Арьякс Гуго Янович (ум. после 1933) – школьный преподаватель физики в Загорске, сотрудник П.А. Флоренского (Всесоюзный электротехнический институт) Арсений– иеромонах Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, фотограф (начало XX в.) Арсений (Сушко Арсений Николаевич, ок. 18851914) – регент Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского монастыря (начало XX в.) Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич, 18621936) – архиепископ, митрополит Ташкентский (с 1935) Архангельский Александр Андреевич (18461924) – композитор, регент, хоровой дирижер Асафьев Борис Владимирович (Игорь Глебов, 18841949) – музыковед Афанасий (Сахаров, 18871962) – епископ Ковровский, священно-исповедник Аффоний (Вишняков Александр Григорьевич, 18701938) – иеродиакон, иконописец, художник Ахматова (Горенко) Анна Андреевна (18891966) – поэт Б Бавыкин Николай – композитор (конец XVIIhaчaлo XVIII в.)

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010