После долгого препирательства между ними об этом сказал, наконец: «Благослови меня, патриарше...» Никон заметил: «Нет, отче святый, я грешный митрополит, а не патриарх...» – «Будешь патриархом, и благослови меня», – пояснил свою мысль Аффоний, и, действительно, первый принял благословение от Никона, а затем благословил и его. Предсказание это вскоре же исполнилось. Но особенно открылась богоугодная жизнь святителя Аффония сряду после его кончины. В то время, когда скончался старец Аффоний, митрополита Никона не было в Новгороде; он находился в Соловецком монастыре, куда был послан царем для перенесения в Москву святых мощей митрополита Филиппа. Тело усопшего святителя Аффония было поставлено в Хутынской монастырской церкви под колокольнею и оставалось непогребенным 11 недель – с 6 апреля по июль месяц, пока не прибыл отдать последний долг почившему псковский архиепископ Макарий. В продолжение всего этого времени в Новгороде и его окрестностях стояла страшная засуха. Но, несмотря на сильные жары, иссушившие все ручьи и даже реки, тело усопшего святителя не подверглось тлению. Когда же почивший был перенесен из Хутыня и поставлен в Софийском соборе, то в ночи пролился такой обильный дождь, что реки и ручьи наполнились водою и засохшие поля оживились. «Бысть Аффоний митрополит, – говорит летописец, – не погребен 11-ть недель, для того что, по государеву указу, докамест не приехал псковский архиепископ Макарий, а Никона митрополита в то время в Новгороде не было, для того что, по государеву указу, ездил в Соловки по Филиппа митрополита. Бяше же того лета в Новеграде и во окрестных странах засуха велика; и егда святителя Аффония митрополита привезоша в В. Новград, и поставиша его в соборной церкве Софии Премудрости Божии, и абие тоя нощи бысть дождь велик, яко наполнитися рекам и ручьям, православнии же людие возрадовашася велми и хвалу Богу воздаша. Погребен бысть Аффоний митрополит у Святей Софеи Премудрости Божии в Мартириевской паперти», где и почивают его мощи под спудом. Имя Аффония поныне чтится в Новгороде и нередко над могилою его совершаются панихиды. Память его празднуется 10 февраля; вместе с другими новгородскими святителями, почивающими в Софийском соборе. Тропарь и Кондак общие. Житие преподобного отца нашего Мартирия (в миру Мины) Зеленецкого, Великолукского 1 Память его празднуется месяца марта в 1-й день и месяца ноября в 11-й день

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Главная мысль, которая красной нитью проходит чрез все сочинение Аффония, состоит в том, что духовная сила и благодать, невидимо подаваемая в крещении, являются духовным огнем и очистительное действие сего огня подобно действию огня естественного. Развивая эту мысль, Аффоний обосновывается прежде всего на Григории Богослове , у которого он прямо нашел, что, «духовная сила духовным огнем являема и подаваема свыше действием Св. Духа» 536 . Если-же действительно, благодать крещения невидимо подается духовным огнем, то ясно, что в словах Евангелиста Луки о крещении и огнем нельзя разуметь будущее огненное мучение, а нужно разуметь духовную силу, которую поэтому Евангелист Лука «образом огня (естественного) уясни» 537 . Ясно, что это направлялось против исправителей – против Дионисия и Ивана Наседки, которые, как, мы помним, в своих речах особенно тщательно старались доказать, что под крещением огнем должно разуметь будущее огненное мучение, и в подтверждение этого ссылались на многие места из сочинений Св. отцов. Но насколько последние тщательно доказывали, что это – огнь мучительный, настолько же Аффоний старается установить противоположную мысль, – что огонь, о крещении которым говорит Предтеча в Евангелии от Луки, не мучительный, а «благодейственный». «По первом же и по втором соборе, говорит Аффоний, вселенней учители, Евангельским благовествованиям последствующе, 9 зачала в Евангелии от Луки Крестителем Иоанном во Христове крещении реченный огнь в толковании известивше благодействен суще, а не мучителен», 538 и после этого ссылается на Василия великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста . Первый из них в молитве на третьем часе «от огненныя языки глаголет духовную силу»: подобно и Григорий Богослов «в разделении огненных язык глаголет действие Св. Духа» (в 4 слове в день пятидесятный в 8 стихе) и наконец, И. Златоуст в толковании на Ев. Матфея 6 зач. «огненное крещение глаголет, еже Христос в день пятдесятный на св. апостол во огненных языцех благодать Св. Духа излия» 539 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Василия Великого , будто-бы утверждающего, что под крещением огнем нужно разуметь огнь не мучительный, а благодейственный, то Наседка говорит, что «святии отцы самого деятеля молят, а он како волит, тако и делает» и ссылается на молитву: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа,» в которой испрашивается ниспослание самого Святаго Духа на нас. «Увяз еси, обращается Наседка к Аффонию, в своих сетех и для чего Василиева ученья не держишься, он да и вси святии с ним молятся сице: «Господи, иже Пресвятаго и т. д.» 548 . Последнее замечание Наседки не совсем удачно, но дальнейшее замечание его, что Аффоний вовсе не к делу вводит в свое сочинение рассуждение о неприкосновенном огни Божества Христова, сокрытом во плоти, совершенно справедливо, потому что действительно неприкосновенный огнь Божества Христова (если и допустим верность такого выражения) и духовный огнь, подаваемый в таинствах не сопоставимы между собою. Далее, пользуясь тем, что Аффоний назвал Божество И. Христа огнем, Наседка в том месте сочинения его, где Аффоний, доказывая уместность слова и огнем, ссылается на то, что освящение воды совершается «во образ благодати крещения Господня,» – говорит: «сам писал еси выше, что яко сам Христос – огнь и что-де лишь (лишно-излишно) другий огнь призывати» 549 . Указывает, далее, Наседка на противоречие себе, допущенное Аффонием и состоящее в том, что под «крещением огнем» митрополит разумеет не только благодать крещения, но и огненное мучение, что не совместимо. В этом месте замечание Наседки дов. своеобразно: «ох, увы (говорит он) прорушился еси» (л. 156 об.). Из дальнейших замечаний Наседки стоит еще обратить внимание на то, в котором повторяется общее всем исправителям доказательство неуместности слова и огнем: если это слово нужно в Богоявленском водоосвящении, то «в крещении младенцев в молитвах для чего огнь не написано в освящении воды, а там бы ему достойно быти» (л. 157 об.). Указывая на то, какою-же силою освящаются вода и все иные святыни, Наседка говорит, что они освящаются Духом святым и «именем Господним и крестом»; невидимым действием Духа св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Свидетельство о огне мучительном находится в Евангелии в другом месте, а не в том, на которое указывают исправители. В том же Евангелии от Луки Иоанн же Предтеча о Христе говорит, что у Него лопата в руках, которой он соберет пшеницу в житницу, т. е. устроит праведных в царство небесное, а плевелы, под которыми разумеются грешники, «сожжет огнём негасающим»: «духовный же огнь, прибавляет тут Аффоний не без противоречия себе, на которое потом и указал ему критик его, духовный же огнь, по писанию, и на утрие Рождества Иоанна Крестителя далече от мучительного огня отстоит, яко же в предтечеве каноне в 7 песни стих показует: Христос бы крестивый человеки во огни Святым Духом первие, огнем геенским токмо крестит последиж неверующая ему, их же горького крещения, Крестителю, избави нас» 543 . В конце своего сочинения Аффоний говорит, что на праведном суде будет еще огнь чистительный «на очищение малейших согрешений», а по Григорию Богослову (15-е слово в 17 ст. в толковании) «в день праведнаго суда разделится огнь, и свет его праведницы приимут, жжение ж грешницы». «Мы ж, заключает Аффоний,.... от божественных писаний вмале избравше о духовной силе и о благодати, невидимо подаваемой во спасенном крещении и в пятдесятный день действием пресвятого и животворящего Духа, на украшение соборной и апостольской церкви написахом в славу Пресвятыя Троицы молитвами и поспешением великаго Господина отца нашего святейшаго Иасафа патриарха Московского и всея Русии во спасение верным» 544 . Это сочинение Аффония, как мы упоминали, не осталось без разбора со стороны одного из исправителей; впрочем разбор этот ограничился только некоторыми замечаниями, сделанными на полях» одного из списков этого сочинения. Автором этих замечаний был не иной кто, как Иван Наседка. Это видно из того, что замечания эти весьма сходны, а по местам даже буквально взяты из известных сочинений исправителей, а так как Дионисий и другие известные сотрудники его, кроме Наседки, к тому времени уже покончили свое земное существование, то естественно, что последний и вступился за свое дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Мученики Акиндин и Пигасий. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Святые А., Пигасий, Аффоний, Елпидифор и Анемподист изображались, как правило, вместе; одеяния и жесты традиционны для мучеников: облачены в богато украшенные хитоны и плащи, в руке держат крест. Их облик в памятниках визант. искусства в основном соответствует описанию, приведенному в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., хотя есть и различия: А.- «молод, с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 10. 64), Аффоний - «молод, с раздвоенною бородою» (Ч. 3. § 10. 66), Пигасий часто изображен седовласым, с седой заостренной бородой средней длины, но в «Ерминии» о нем сказано: «молод, с круглою бородою» (Ч. 3. § 10. 65), Елпидифор и Анемподист, согласно тексту «Ерминии», «юные, без бород» (Ч. 3. § 10. 67), но лишь один из них обычно представлен без бороды (чаще Анемподист), др.- всегда с бородой. Их изображения сохранились в храмах Каппадокии: в Нов. Токалы, кон. X в.; в Гёреме 11, X в.; Киличлар-Кушлюк Гёреме, 1-я пол. XI в.; Диреклы-килисе в Белисирма, нач. XI в.; в ц. св. Феодора в Ешильоз, XI в.; а также: в нартексе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в., в ц. Св. Софии в Охриде, 50-е гг. XI в.; на миниатюре в Синаксаре, 3-я четв. XI в. (РНБ. Греч. 373. Л. 1об.); в зап. части наоса кафоликона Успения Богородицы мон-ря Дафни , ок. 1100 г.; на сев. стене нартекса ц. Панагии Араку в Лагудере (Кипр), 1192 г.; в ц. Панагии Олимпиотиссы в Эласоне (Греция), посл. треть XIII в.; в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; в ц. Таксиархов в Кастории (Греция), 1359-1360 гг. Сцена мучения представлена в Минологии Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 155); во фресках трапезной Великой лавры св. Афанасия на Афоне, 1512 г. Единоличные изображения этих святых встречаются редко: А. представлен один в ц. св. Иоанна Крестителя 4) в Гюлю-Дере (Каппадокия), между 913 и 920 гг., в ц. Богородицы на о-ве Наксос (Греция), ок. 1056 г.; А. и Пигасий - в Баллы-килисе в Соганлы (Каппадокия), 1-я пол. X в.; на рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА).

http://pravenc.ru/text/63888.html

554 Уже неоспорим тот факт, что перенесение мошей митрополита Филиппа из соловецкого монастыря в Успенский собор московского Кремля было смоделировано по подобию хорошо известной современникам событий 1652 г. исторической ситуации – перенесения мощей константинопольского патриарха Иоанна Златоуста из Команей, где святитель трагически скончался, в Константинополь. В основу сочинений, посвященных перенесению мощей Филиппа, положено слово Козмы Веститора, в котором описаны обстоятельства перенесения мошей Иоанна Златоуста – Сапожникова 2004, 205 – 208. 555 В статейном списке о кончине патриарха Иосифа Алексей Михайлович вспоминал, как патриарх упрекал государя: «Переменить меня, скинуть меня хотят, а будет, де, и не отставят, и я, де, и сам за сором об отставке стану бить челом»; на что царь возражал: «У меня и отца моего духовнаго, содетель наш Творец видит, ей, ни на уме того не бывало помыслить страшно на такое дело... хотя бы и еретичества держался, и тут мне как одному отставить его без вашего собору» – Бартенев 1856, 175. 556 В 1651 г. патриарх Иосиф сетовал: «Третие бо се лето есть биему от свадник, терпя клеветные раны» – цит. по изд.: Гиббенет 2, 471; см. также: Булычев, Понырко 1993, 100. 557 Шунков 1999, 176 – 184. По мнению М. Г. Кротова, интонация царского повествования в статейном списке, где Алексей Михайлович подробно изложил обстоятельства болезни, смерти и погребения патриарха Иосифа, недоброжелательно ироничная. Царь намеренно описывал физические страдания патриарха, подчеркивая тем самым, что его кончина отличалась от кончины святых угодников, которые принимали смерть без мучений, стойко и спокойно – Кротов 1989,149 – 178. 558 Бывший новгородский митрополит Аффоний скончался в Хутынском монастыре, где он жил на покое, 6 апреля 1652 г.; погребение же его состоялось в июне, «а до погребения стоял» – Тихомиров 1979, 291 – 292. 559 С.В. Лобачев считает, что не случайно после своей кончины новгородский митрополит Аффоний заслужил особого внимания со стороны светских властей. Архимандрит спасского монастыря Никон занял кафедру новгородской митрополии в то время, когда ее владыка Аффоний был еще жив, хотя и пребывал в глубокой старости. Его удаление на покой в Хутынский монастырь было преподнесено современникам события как добровольная отставка Аффония. «Уход» митрополита был организован для особождения места Никону. Чтобы как-то объяснить «добровольный» уход Аффония, церковные власти обратились к авторитетному мнению иерусалимского патриарха Паисия, который в своей грамоте 1649 г. подтвердил правомерность смещения новгородского митрополита – Лобачев 2003, 86 – 87.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

555 Уже неоспорим тот факт, что перенесение мощей митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Успенский собор московского Кремля было смоделировано по подобию хорошо известной современникам событий 1652 г. исторической ситуации – перенесения мощей константинопольского патриарха Иоанна Златоуста из Команей, где святитель трагически скончался, в Константинополь. В основу сочинений, посвящённых перенесению мощей Филиппа, положено Слово Козмы Веститора, в котором описаны обстоятельства перенесения мощей Иоанна Златоуста – Сапожникова 2004, 205–208. 556 В статейном списке о кончине патриарха Иосифа Алексей Михайлович вспоминал, как патриарх упрекал государя: «Переменить меня, скинуть меня хотят, а будет, де, и не отставят, и я, де, и сам за сором об отставке стану бить челом»; на что царь возражал: «У меня и отца моего духовнаго, Содетель наш Творец видит, ей, ни на уме того не бывало помыслить страшно на такое дело... хотя бы и еретичества держался, и тут мне как одному отставить его без вашего собору» – Бартенев 1856, 175. 557 В 1651 г. патриарх Иосиф сетовал: «Третие бо се лето есть биему от свадник, терпя клеветные раны» – цит. по изд.: Гиббенет 2, 471; см. также: Булычёв, Понырко 1993, 100. 558 Шунков 1999, 176–184. По мнению М.Г. Кротова, интонация царского повествования в статейном списке, где Алексей Михайлович подробно изложил обстоятельства болезни, смерти и погребения патриарха Иосифа, недоброжелательно ироничная. Царь намеренно описывал физические страдания патриарха, подчёркивая тем самым, что его кончина отличалась от кончины святых угодников, которые принимали смерть без мучений, стойко и спокойно – Кротов 1989, 149–178. 559 Бывший новгородский митрополит Аффоний скончался в Хутынском монастыре, где он жил на покое, 6 апреля 1652 г.; погребение же его состоялось в июне, «а до погребения стоял» – Тихомиров 1979, 291–292. 560 С.В. Лобачёв считает, что не случайно после своей кончины новгородский митрополит Аффоний заслужил особого внимания со стороны светских властей. Архимандрит Спасского монастыря Никон занял кафедру новгородской митрополии в то время, когда её владыка Аффоний был ещё жив, хотя и пребывал в глубокой старости. Его удаление на покой в Хутынский монастырь было преподнесено современникам события как добровольная отставка Аффония. «Уход» митрополита был организован для освобождения места Никону. Чтобы как-то объяснить «добровольный» уход Аффония, церковные власти обратились к авторитетному мнению иерусалимского патриарха Паисия, который в своей грамоте 1649 г. подтвердил правомерность смещения новгородского митрополита – Лобачёв 2003, 86–87.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Этими словами св. отцов Аффоний хочет доказать, что как в огненных языках, сошедших на апостолов, должно разуметь духовную силу св. Духа, так и в огненном крещении подается благодать же св. Духа. Действие духовного огня проявляется, между прочим, В разумении Христа по естеству Бога, как об этом свидетельствует Григорий Богослов (во 2-м слове 33 стиха в толковании), потому что в 8 песне канона на Богоявление воспевается «во благодати крещения огнь Божества Христова, сокровенный во плоти», а в 9 песне поется, что «Девая спасеся, огнь носящи во чреве и родши светоносна Сына – благодателя в Иерданских струях явленна». Итак, Божество Христово в крещении воспевается неприкосновенным огнем, а так как Божеством своим Христос освятил иорданские воды и сокрушил в водах главы змиевы, то значит в благодати крещения подается духовный огнь, сообщенный воде неприкосновенным огнем Божества Христова 540 . Из всех этих мыслей Аффония само собой вытекало заключение, хотя еще и не высказанное им, что в известной молитве Богоявленского водоосвящения слово: и огнем уместно и даже необходимо. Далее же митрополит обращается к другого рода доказательствам. Известно, что в 7 песни канона воспевается чудо в. Вавилонской пещи. Взявши во внимание это чудо, Аффоний в пользу слова: и огнем делает такое соображение: «аще Божие преславное действие среде огня, иже в Вавилонстей пещи, сохраняя ради благочестивых отроков на всяко лето воспеваемо, како во Евангелии от Луки Крестителем Иоанном во Христове спасенном крещении реченный духовный огнь нашего ради очищения ныне сокрывшем " 541 . Это, повторяет Аффоний ранее высказанную мысль, огнь духовный, а не мучительный. Мучительный огнь от купели небесной отстоит также далеко, как земля от небесной высоты или мучительная вещь от царства небесного. «Духовный же огнь, иже во Христове крещении по Евангелию от Луки, в навечерии Богоявлений Господних на освящении воды како смеем оставити, по писанию же бо освящение воде в навечерие Богоявлений Господних, во образ благодати крещения Господня» 542 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Прибывши в Новгород к пастве своей и совершив первое в архиерейском сане служение в храме Св. Софии, новый митрополит поспешил в Хутынский монастырь принять благословение от маститого своего предшественника. Когда Никон явился к нему, Аффоний первый просил благословения у Никона; долго происходило таким образом между двумя митрополитами прение, никто не хотел благословить первый. Тогда Аффоний сказал: «благослови мя, патриарх». Никон отвечал ему на сие: «ни, отче святый, – я грешный митрополит, а не патриарх». «Будешь патриархом. благослови мя», с уверенностью продолжал прозорливый старец. Тогда Никон благословил его, а за тем уже и Аффоний низвел на него благословение Божие. 4 Между тем царь Алексей Михайлович теперь, с отправлением Никона в Новгород, лишенный возможности наслаждаться беседой своего друга, – скучал, а потому и вел с ним частую дружескую переписку. Но не довольствуясь этим, он каждую зиму вызывал Никона к себе в Москву, где он подолгу гостил у царя, совещаясь с ним о церковных и государственных делах. Возвращаясь к своей пастве пастырь всякий раз привозил ей новые царские милости. Три года и пять месяцев Никон управлял Новгородскою Митрополией, и в это непродолжительно время много пользы он принес ей. Что сделал Никон в это время полезного, увидим далее в своем месте. Избрание Никона в патриархи Всероссийские Апреля 15-го 1652 года скончался московский патриарх Иосиф. Митрополит Никон, находившийся в это время на пути в Соловецкий монастырь для перенесения оттуда в Москву мощей св. митрополита Филиппа, получил от государя письмо, в котором тот писал к нему между прочим: «возвращайся, Господа ради, поскорее к нам избирать на патриаршество, а без тебя отнюдь ни за что не примемся». 5 В начале июля Никон возвратился в Москву с мощами Святителя. Спустя несколько дней после сего в Московском Успенском храме составился собор, в присутствии самого государя и вельмож, для избрания патриарха России. Никон предугадывал, что избрание в патриархи падет на него, но в тоже время он ясно предвидел все труды и опасности, сопряженные с этим высоким служением; а потому, в намерении уклониться от избрания, он отказался присутствовать на соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/kr...

О братья мои, не говорим ли мы Богу каждый день: Святый Боже ? Не называем ли святыми Ангелов? Не нарицаем ли Святой Матерь Божию? А также и пророков, и Апостолов, и мучеников, и праведников? Не именуем ли святым и небо, и Небесное Царствие? Кто, следовательно, может вселиться во царство святое, кроме святых? Если есть у нас надежда на спасение, то есть и упование на святость. О Боже Святый, во святости живущий, и среди святых почивающий, и святых призывающий к Себе и милующий, помоги и нам стать святыми и в словах, и в мыслях, и в делах – во славу Твою и во спасение наше. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 2 ноября 1. Свв. мученики Акиндин, Пигасий, Анемподист, Аффоний, Елпидифор и прочие с ними . Христиане из Персии, пострадали в 341–345 годах, в правление царя Савория (Сапора). Первые трое были царскими придворными [букв.: служителями при дворе. – Ред.], но тайно служили Христу Господу своему. Когда обвинили их и поставили пред царем на суд, тот спросил их, откуда они родом. На это святые мученики ответили: «Отечество наше и жизнь наша – это Пресвятая Троица, единосущная и нераздельная, Отец и Сын и Святый Дух, единый Бог». Царь подверг их бесчеловечным мучениям, но они все доблестно претерпели со псалмопением и молитвой на устах. Во время истязаний и пребывания в темнице неоднократно являлись им Ангелы Божии, а однажды и Сам Господь Иисус Христос как муж «с ликом, сияющим подобно солнцу». Когда один из мучителей, Аффоний, увидел чудо, что кипящий свинец нисколько не повредил мученикам, то уверовал во Христа и воскликнул: «Велик Бог христианский!» За это ему немедленно отрубили голову. Уверовали и многие другие, видевшие сие знамение. Тогда по приказу царя Акиндина, Пигасия и Анемподиста зашили в кожаные мехи и бросили в море. Однако явился из оного святой Аффоний вместе с тремя светлыми Ангелами, вывел мучеников на сушу и освободил их от уз. Елпидифор был царским вельможей. Когда исповедал он себя христианином и упрекнул царя за убийство невинных христиан, царь приговорил его к смерти. И был обезглавлен Елпидифор и вкупе с ним еще 7000 других христиан. А те первые три мученика после всех истязаний были брошены в раскаленную печь (вместе с 28 воинами и с матерью царя, ибо и сии уверовали во Христа) и в этом пламени предали свои праведные души в руки Господа своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010