08.11.1891 12.11.1894 ДОНСКАЯ 12.11.1894 16.09.1908 Афанасий Пауссиус-Кондоиди Грек ВОЛОГОДСКАЯ 09.10.1726 17.09.1735 ВЛАДИМИРСКАЯ 17.09.1735 10.10.1737 Афанасий Переяславец ВСЕРОССИЙСКАЯ 05.03.1564 16.05.1566 Афанасий Протопопов ЧИГИРИНСКАЯ 29.07.1823 13.10.1826 НИЖЕГОРОДСКАЯ 13.10.1826 24.01.1832 ТОБОЛЬСКАЯ 24.01.1832 21.09.1842 Афанасий (Александр), кн. Лузина ЛУЦКАЯ 25.11.1650 в/у ХОЛМСКАЯ (в 1630–1640-е гг.) КОВРОВСКАЯ 14(27)06.1921 02(15)01.1927 22.08.(04.09)1934) Афанасий Соколов ТОМСКАЯ 25.06.1841 24.12.1853 ИРКУТСКАЯ 24.12.1853 03.11.1856 КАЗАНСКАЯ 03.11.1856 09.11.1866 Афанасий Телятев (Телятинский, Телятьев) ДМИТРОВСКАЯ 10.03.1821 05.08.1824 ТАМБОВСКАЯ 05.08.1824 05.04.1829 ДОНСКАЯ 05.04.1829 17.10.1842 Афанасий Терлецкий ПОЛОЦКАЯ Афанасий Шумлянский ЛУЦКАЯ 08.05.1687 Аффоний НОВГОРОДСКАЯ 08.03.1635 07.01.1649 Боголеп Адамов ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 25.01.1719 15.01.1726 Боголеп Анцух МУКАЧЕВСКАЯ 27.10(09.11)1963 23.01(05.02)1965 ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 23.01(05.02)1965 12(25)05.1965 КИРОВОГРАДСКАЯ 12(25)05.1965 23.09(06.10)1977 Борис Вик НЕЖИНСКАЯ 20.03(02.04)1944 04.1945 в/у ЧЕРНИГОВСКАЯ ЧЕРНИГОВСКАЯ 04.1945 31.12.1946 13.01.1947) САРАТОВСКАЯ 31.12.1946 13.01.1947) 09(22)02.1949 ОРЕНБУРГСКАЯ 09(22)02.1949 13(26)09.1950 БЕРЛИНСКАЯ 13(26)09.1950 02(15)10.1954 в/у ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ 13(26)10.1951 02(15)10.1954 в/у ЯРОСЛАВСКАЯ 18(31)07.1954 29.10(11.11)1954 АМЕРИКАНСКАЯ 02(15)10.1954 03(16)06.1962 в/у ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ 29.10(11.11)1954 12(25)04.1956 ОДЕССКАЯ 12(25)04.1956 03(16)04.1965 в/у ЛУГАНСКАЯ 12(25)04.1956 03(16)04.1965 в/у КИРОВОГРАДСКАЯ 03(16)11.1962 Сщмч. Борис Воскобойников КИНЕШЕМСКАЯ 23.02(07.03)1936 18.06(01.07)1936 в/у ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 23.02(07.03)1936 18.06(01.07)1936 ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 18.06(01.07)1936 09(23)04.1937 Борис Лентовский КРАСНОСЛОБОДСКАЯ в/у ПЕНЗЕНСКАЯ ПЕНЗЕНСКАЯ, обн. Борис Плотников КИНГИСЕППСКАЯ 09.05.1899 20.01.1901 Борис Рукин МОЖАЙСКАЯ 02(15)11.1923 09(22)12.1925 в/у ВЛАДИМИРСКАЯ 26.01(08.02)1924 25.03(07.04)1924 МОЖАЙСКАЯ, григ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но, между прочим, он допросом своим дал ему добрый свой совет и отеческое наставление. Он спросил гильдийца: неужели вашей церкви правила не позволяют иметь своего святителя и почему вы сим важным предметом не обеспечите себя однажды навсегда? В таком случав я уверен, что Его Императорское Величество на убеждение вашей просьбы можно склонить». Вслед за сим Геронтий прибавляет, что будто бы сам император Николай пред кончиною благодарил Бенкендорфа за эту его заботу о раскольниках: «О чем послежде сам (Его Величество) при самых последних минутах кончины своей, свидетельствовал… Он не забыл упомянуть и его сиятельство графа господина Бенкендорфа, рече благодарю и покойного Бенкендорфа, он умел управлять не точию империей, но и самим мною, он и к самым ненавистным мною моим врагам умел мене примиряти». Само собою разумеется, что император Николай, упоминая (не в этих, конечно, выражениях) о Бенкендорфе, никак не мог иметь в виду попечены сего последнего о раскольниках, за которые, если бы знал о них, конечно, не воздал бы ему благодарности: настоящее замечание Геронтия любопытно, собственно, как образчик той беззастенчивости, с какой раскольники готовы каждый удобный и неудобный случай истолковать в свою пользу. Онуфрий, бывший епископ Браиловский и наместник белокриницкой митрополии, человек близкий и Павлу и Геронтию, в заметке, составленной им еще до поступления в единоверие, также рассказывает: «Старейшины общества московского Рогожского кладбища отправили депутацию в Петербурге хлопотать, чтобы было дозволено на место умерших или выбывших принимать священников. Московские депутаты – Аффоний Кузьмин со товарищи были приняты Сергеем Григорьевичем Громовым. И московские просили Громова, чтобы доложил господину министру Бенкендорфу. Громов, как почетный гражданин, имевший по другим предметам с Бенкендорфом сближение, доступил, требовал совета. Он заявил невозможным доложить государю о предмете москвитян, отзывался невозможным доступить монарха: но если бы (сказал) у вас был где-нибудь епископ за границей, то могли бы доложить государю дозволить вам на иностранных правах».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

поставлен бысть В. Новуграду и В. Лукам преосвященный Аффоний, митрополит, в царствующем граде Москве, во святей соборной и апостольской церкви Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии честнаго и славнаго Ея Успения, рукою великого господина, святейшего Иоасафа, патриарха Московскаго и всея Русии; а взят преосвященный митрополит Аффоний в митрополиты из пречестныя обители святых праведных страстотерпец князей Русских Бориса и Глеба из Переславля Залесскаго со игуменства; а в В. Новград приехал преосвященный Аффоний митрополит того же 7143 (1635) г., марта в 22-й день, в праздник Входа во Иерусалим, на память священномученика Василия Анкирския церкви». Новгородской паствой Аффоний управлял 14 лет. По жизни был строгий инок, смиренный и благочестивый. Имя его, как святителя богоугодного, поныне с глубоким благоговением воспоминается после имен Новгородских святителей, просиявших святостью жизни. Но существование его как митрополита мало было заметно в свое время и таким же остается в истории, так как о жизни и трудах его в памятниках письменности сохранились весьма скудные сведения и те, большей частью, отрывочные, о которых мы здесь и упомянем. В 1639 г. митрополит Аффоний написал небольшое сочинение о духовной силе и благодати. Поводом к написанию сего сочинения послужило то обстоятельство, что вопрос о прилоге «и огнем» в известной молитве на Богоявление, хотя уже решен был собором в начале патриаршества Филарета, но еще не переставал волновать общество и в бытность Аффония на святительской кафедре. Поэтому он счел нужным «поспешением» самого патриарха Иоасафа написать небольшое сочинение «О духовной силе и благодати, невидимо подаваемой свыше действием Святаго Духа в крещении и в день пятидесятный». Здесь автор по преимуществу старался оправдать и защитить решение Московского собора и восточных патриархов об исключении из молитвы слова «и огнем». В этом же 1689 г. митрополит Аффоний, заботясь об устройстве разоренных шведами монастырей, доносил царю Михаилу Феодоровичу, что «монастырь Николы чудотворца на Липне стоит пуст без пения, а каменное строение из давних лет валится розно, а построить того монастыря некому»; и вместе с тем просил, чтобы позволено было ему устроить монастырь и собрать настоятеля с братиею, а прежний оброк, платимый монастырем за рыбные ловли, сложить и употребить на свечи, ладан, вино церковное и просфоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Событие 10 июля 1658 года в Московском Успенском соборе смутило всех присутствовавших в нем; не менее того оно встревожило и царя, когда ему доложили, что патриарх Никон оставляет святительский престол. Событие это грустно само по себе, но оно очень печально по своим последствиям, так как патриарший престол со времени удаления Никона в Воскресенский монастырь оставался вдовствующим в продолжении восьми с половиною лет, и в это время последовало открытое отделение раскола от православной церкви 1 . Но прежде, чем говорить об этом грустном событии, нужно, хотя в кратких чертах, проследить предыдущее время, в которое Никон, быстро возвышаясь, достиг патриаршего сана. Царь Алексей Михайлович обратил внимание на Никона, когда он, будучи еще игуменом Кожеезерской пустыни, явился в Москву за сбором подаяний на нужды своего монастыря 2 . В это время Никон имел нисколько случаев видеться с царем, и Алексей Михайлович заметил в нем особые умственные способности, глубокое знание священного писания и строгую аскетическую жизнь 3 . Эти качества и выдвинули Никона; его беседа была приятна царю и Алексей Михайлович пожелал приблизить его к себе. Вследствие этого Никон был оставлен в Москве и посвящен в архимандрита Новоспасского монастыря. Здесь он снискал к себе особую милость и любовь царя; это выразилось в желании Алексея Михайловича, чтобы Никон в каждую пятницу приезжал к нему во дворец к заутрени; после церковной службы царь уделял некоторое время для беседы с Никоном. Это обстоятельство скоро сделалось известным в Москве и к Никону стали многие обращаться с челобитными по своим делам, прося его ходатайства пред царем, и Алексей Михайлович был так милостив к Никону, что все челобитные, через него подаваемые, решал, не выходя из церкви 4 . Три года, которые провел Никон в Москве, управляя Спасским монастырем и находясь в частых беседах с царем, открыли ему путь к занятию кафедры Новгородского митрополита. В 1648 году, когда престарелый митрополит Новгородский Аффоний просил, за слабостью сил своих, отпустить его на покой, Алексей Михайлович избрал преемником ему Никона, которого шесть лет назад Аффоний посвящал в игумена Кожеезерской пустыни. Прибыв в Новгород, Никон посетил преосвященного Аффония в Хутынском монастыре, желая принять от него благословение на пастырскую деятельность в сане святителя; но Аффоний требовал, чтобы прежде Никон благословил его, и когда у них продолжался об этом спор, то Аффоний обратился к Никону, пророчески назвав его патриархом: «благослови мя, патриарше Никоне!» «Ни, отче святый, – возражал Никон, – аз грешный митрополит, а не патриарх». – «Будешь патриарх, благослови мя», – говорил Аффоний. Тогда Никон принужден был уступить требованию своего предместника и благословил его, а Аффоний благословил Никона 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Аффоний, святитель, митрополит Новгородский и Великолуцкий († 1653, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) В 1634 году был игуменом Борисоглебского монастыря в Переславль-Залесском. 8 марта 1635 года хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан митрополита. Митрополит Аффоний начал свою архипастырскую деятельность вскоре после Смутного времени, когда процветали доносы, когда любое событие и действие брались под сомнение, а люди не доверяли друг другу. Митрополит Аффоний в этом вопросе поднялся выше своих современников, он стремился в какой-то мере разрядить атмосферу недоверия. Когда монах Хутынского монастыря Тимофей (Брюханов) подал донос на своего архимандрита Феодорита, обвиняя его в «непригожих речах», митрополит Аффоний не придал этой жалобе большого значения и даже намеревался совершенно прекратить это вздорное дело, но не успел. Феодорита допрашивали и пытали, но ничего от него не добились. Несмотря на это, митрополиту Аффонию в Софийском соборе при всем народе был сделан строгий выговор за неисполнение святительской обязанности. 7 января 1649 года в глубокой старости, потеряв зрение, святитель ушел на покой и жил в Хутынском монастыре, где его посетил митрополит Никон. Прозорливый старец предсказал тогда митрополиту Никону, что он будет патриархом. Скончался 6 апреля 1653 года. Погребен в Новгороде через 11 недель после кончины под Мартириевой папертью Софийского собора. Летописец отмечал, что в Новгороде в то время стояла жестокая жара, а в день перенесения мощей святителя Аффония из монастыря в Новгород разразился проливной дождь. Над гробом митрополита Аффония новгородцы часто служили панихиды, почитая его как святого. Мощи святителя Аффония покоились на месте его погребения в Софийском соборе. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 2. – С. 1368. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1406. Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно-чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902, вып. 8. – С. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Аффоний Кузмин от имени поповцев дал противной стороне двенадцать вопросов (я сам их видел), о церкви, о таинствах, об Илии и Енохе, об антихристе. В числе этих двенадцати вопросов был также следующий: како беси веруют? Зачем бы казалось предлагать такой вопрос? Но он предложен был не без цели; этим вопросом Аффоний Кузмин надеялся жестоко уязвить беспоповцев. О таинствах беспоповцы должны были дать обычный свой ответ: веруем, что таинства должны совершаться в церкви, но по времени, за нужду, наша Церковь их не имеет; и на вопрос о вере бесовской, как полагал Аффоний, должны ответить согласно апостолу Иакову, что беси веруют, яко един есть Бог , и трепещут, но делами веры не показуют (послание Иаковле зач. 53); отсюда Аффоний предполагал вывести уподобление веры беспоповцев с верою бесовской: как беси веруют в Бога, но делами веры своей не показуют, так и беспоповцы во все таинства церковные веруют, но делами сей веры не показуют, – таинств не имеют и не совершают. Таким образом Аффоний и прочие с ним вполне были уверены, что беспоповцам нельзя будет уклониться, чтобы не признать свою веру подобной вере бесовской. Беспоповцы хорошо поняли цель данного им вопроса о бесах, и если бы вопрос этот им предложен был Церковью, имущей вечную, непрерывную, законную иерархию, им действительно избежать такого страшного уподобления было бы невозможно; но так как поповцы, осуждавшие их за неимение таинств, и сами подлежат такому же осуждению, ибо и сами не имеют тайны рукоположения, или поставления священства, чрез которое прочие все тайны совершаются, и пользуются краденым священством 8 не имущим на себе епископского благословения, и посему незаконно священнодействующим: то и отвечать поповцам на лукавый вопрос о бесах они не слишком затруднились; даже обратили его против них же самих. О вере бесовской они говорить не стали, а повели речь о хитрости и лукавстве бесов, о том, как беси, желая прельстить кого-либо, превращаются во ангелов света, сами тьма суще, – и в этом отношении совершенно уподобили им поповцев, особенно же их беглых попов: ибо и поповцы прельщают себя и других, показуясь якобы имущими все таинства, лишени суще оных, а беглые их попы в Номоканоне, на листе 57, и горше бесов быти поведуются.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Он совершенно отказался от плодов лозных, не употребляет ни вина, ни простых ягод, ни молока, потому что так увещевал жить великий Публий. По правилу Публия, Григорий употребление масла допускал только во время Пятидесятницы. Преподобный Аффоний Преподобный Аффоний родом был сириец. Из того, что на него непосредственно по кончине преп. Публия возложено было управление отделением сирийцев и что он представлял собою, по словам бл. Феодорита, живое подобие его жизни, видно, что Аффоний в обители же Публия и полагал начало своего подвижничества и усовершался под руководством его в нравственно-духовной жизни. Неудивительно поэтому, что преп. Аффоний явил в себе, подобно Феотекну 1-му, одушевленный памятник и отпечаток подвигов и нравственных качеств преп. Публия и был истинно великим аввою. Целых сорок лет руководил он иноками сирийцами неусыпно заботясь о их спасении, наставляя их словом, назидая примером своей жизни, ободряя и утешая. Как муж обладавший истинными качествами мудрого правителя, он был удостоен святительского сана, будучи возведен на архиерейскую кафедру одного города. Но и здесь он продолжал вести строго подвижническую жизнь. Он, говорит бл. Феодорит, и в это время не переменил ни отшельнической власяницы, ни хитона, сделанного из козьей шерсти, и пищу употреблял такую же, какую и прежде, чем получил предстоятельство. Однако ж, и восприняв на себя новое служение, он отнюдь не менее заботился и о том стаде, часто бывал там, то прекращал ссоры, то подавал утешение опечаленным чем-нибудь, о иногда предлагал братии благочестивое наставление. Между тем сам своими руками делал все: починивал худое платье, очищал чечевицу, полол бобы, и все другое тому подобное делал. Таким образом украшенный первосвященническим достоинством и преуспевший в добродетели, он с приобретением вошел в небесную пристань. Кир Кир или Кирр 51 лежал в верховьях реки Хала и расположен был на самой этой реке. Находясь в стороне от главных путей сообщения, он был не многолюден и беден. Но христианство в нем и его округе процветало.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святители взяли сначала три жребия, положили их в драгоценную панагию, которую носили прежние патриархи, поставили панагию в киоте на пелене пред чудотворною иконою Владимирской Богоматери и начали молебствие. По окончании молебна старейший из архиереев, Новгородский митрополит Аффоний, велел Ростовскому митрополиту Варлааму вынуть один из трех находившихся в панагии жребиев и держать в руках, а два остальные отложить. Потом положили в ту же панагию другие три жребия из шести, присланных царем, поставили ее пред тою же чудотворною иконою на пелене, вновь совершили молебствие, и из панагии вынут был еще один жребий митрополитом Сарским Серапионом, а два остальные отложены. Наконец, в ту же панагию положили два прежде вынутых из нее жребия и поставили ее пред чудотворною иконою Богоматери. По окончании третьего молебствия один из этих двух жребиев вынул архиепископ Суздальский Серапион и поднес митрополиту Аффонию и всему собору. Аффоний, не распечатывая жребия, отдал его князю Львову для доставления государю. Царь распечатал жребий пред всем своим царским синклитом и объявил, что «благоволи Бог и Пречистая Богородица быти патриархом Иосифу, архимандриту Симонова монастыря», и тотчас же послал князя Львова в соборную церковь возвестить о том самому архимандриту Иосифу пред всем освященным собором. Такое необычайное избрание Иосифа на патриаршество совершилось 20 марта 1642 г. На следующий день под председательством Аффония происходило наречение, а 27 марта – и самое посвящение Иосифа в патриарха в присутствии царя. В 1643 г. Аффоний возвел в сан игумена Белозерской Кожеозерской пустыни инока Никона, впоследствии знаменитого патриарха. Никон первоначально подвизался на Анзерском острове, где провел около четырех лет, а оттуда для уединенных подвигов переселился в Кожеозерскую пустынь. Здешняя братия, видя суровые иноческие подвиги Никона, избрала его себе настоятелем. Достойно замечания, что Аффоний, возводя Никона в сан игумена, тогда же пророчески предрек ему, что он будет преемником его на кафедре Новгородской.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В нач. 1649 г. в Москву прибыл за милостыней Иерусалимский патриарх Паисий . Н. неоднократно встречался с ним, Паисий просил у царя разрешения для Н. приходить к нему на беседы «без запрещения» ( Лобачёв. 2003. С. 83). 11 марта 1649 г. патриархи Московский Иосиф и Иерусалимский Паисий совершили хиротонию Н. во митрополита Новгородского и Великолуцкого. Особенность поставления Н. состояла в том, что Новгородская кафедра в 1649 г. не была вакантной, с 1635 г. ее занимал митр. Аффоний († 1652). В янв. 1649 г. митр. Аффоний в Москве бил «челом, чтоб государь пожаловал отпустить его в келлию, занеже ему, святителю, сущу в древней старости» (ПСРЛ. Т. 3. С. 189). Просьбу удовлетворили, и свт. Аффоний удалился на покой в Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь . Патриарх Паисий подтвердил правомерность поставления Н. Однако на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. Крутицкий митр. Питирим упрекал Н. в том, что тот был возведен на место живого митр. Аффония. Н. ответил, что «тот Аффоний митрополит был без ума» (цит. по: Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 353). Н. перестроил в Новгороде митрополичий двор, планировал обновление Софийского собора, на средства домовой митрополичьей казны в соборе были устроены новые царские врата. Н. начал активную деятельность по духовному просвещению и борьбе с церковными нестроениями в Новгороде. Он много внимания уделял благотворительности: учредил 4 богадельни, ежедневно кормил нищих, раздавал милостыню, посещал заключенных в тюрьмах. По разрешению царя митрополит мог освободить осужденного из тюрьмы после рассмотрения его вины и принятия покаяния. Н. начал произносить проповеди, что было редкостью в Русской Церкви того времени, и скоро приобрел славу выдающегося проповедника. Тексты проповедей не сохранились, однако исследователи отмечают, что окружные грамоты Н. времени его Патриаршества по стилистике близки к устным проповедям. Наиболее известными выступлениями Н. более позднего времени стали проповеди 4 марта 1655 г. и 24 февр. 1656 г. в кремлевском Успенском соборе в защиту троеперстия .

http://pravenc.ru/text/2566254.html

В 1645 г. Новгородский владыка Аффоний присутствовал при венчании на царство шестнадцатилетнего юноши Алексея Михайловича. В этом же году юный царь подтвердил митрополиту Аффонию право самому ему «ведать и судить своих архиерейских людей и дьяков, и детей боярских, и крестьян, и всяких домовых служебников во всяких исцовых исках». Это право, при тогдашнем ограничении духовной власти, составляло особенную царскую милость, которою пользовались очень немногие святители. В 1648 г. пожалованы были Аффонию от царя два дворцовых села. В январе 7-го дня 1649 г. (лета 7157) Аффоний, по повелению царя Алексея Михайловича, был вызван в Москву. В бытность свою здесь он «бил челом великому государю царю, чтоб государь пожаловал отпустил его в келию, занеже ему святителю сущу в древней старости». Просьба была уважена: царь пожаловал, отпустил его с Москвы и в келью. По прибытии в В. Новгород митрополит Аффоний «февраля в 21-й день удалился на покой в обитель Всемилостиваго Спаса великаго чудотворца Варлаама. И бысть в В. Новеграде во святительстве 14 лет без дву недель, а в обители Всемилостиваго Спаса и чудотворца Варлаама, как сведен с митрополии, был три лета без полутора месяца, ту и преставися 6-го апреля в лето 7160 (1652)». Келейные молитвенные подвиги святителя Аффония остаются неизвестными миру, но о них лучше всего свидетельствует дар прозорливости, который дан был ему от Бога при жизни. Так, когда он возводил Никона в сан игумена Кожеозерской пустыни, то тогда же, за несколько еще лет, предсказал ему, что тот будет преемником его на Новгородской святительской кафедре. А потом он же предсказал Никону и возведение его на патриарший престол всея России. Сохранилось сказание, что когда Никон, прибыв в Новгород, в сане святителя поехал в Хутынский монастырь к проживавшему там на покое своему предместнику, митрополиту Аффонию, мужу святой жизни, но по старости и беспамятству добровольно оставившему свою кафедру, и начал просить у него себе благословения, то Аффоний отвечал: «Ты меня благослови».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010