В противном случае вряд ли, узнав о поставлении Никона в митрополиты, Патриарх Паисий написал бы государю: «Похваляем благодать, что просвети вас Дух Святый и избрали есте такого честного мужа, преподобного инокосвященника и архимандрита господина Никона… и он есть достоин утверждати Церковь Христову и пасти словесныя овцы Христовы». В 1649 г. по крайней слабости здоровья просил об уходе на покой Новгородский митрополит Аффоний, некогда поставивший Никона во игумена Кожеозерской обители. Единодушным решением царя, его синклита, Патриарха Иосифа, собора архиереев и кружка «ревнителей» на виднейшую в России Новгородскую кафедру был избран архимандрит Никон и 11 марта 1649 г. возведен в сан митрополита. Архиерейскую хиротонию совершил Патриарх Иосиф с митрополитами Варлаамом Ростовским, Серапионом Сарским, архиепископами Маркеллом Вологодским, Моисеем Рязанским, Ионой Тверским и епископом Рафаилом Коломенским 33 . Каждую зиму по вызову царя святитель Никон приезжал в Москву, живя здесь по нескольку месяцев, принимал участие в общецерковных делах. Никон понимал, что должен с великой ответственностью воспользоваться любовью царя во благо Церкви и Родины. В этот период возникло решение перевезти в Успенский собор Кремля мощи трех Московских святителей: первого русского Патриарха Иова – из Старицы, святого Митрополита Филиппа – из Соловецкого монастыря и Патриарха Гермогена – из Чудова монастыря. При этом совершенно особое значение и невиданный характер приобрело перевезение мощей святого Филиппа, за которое взялся сам митрополит Никон. Святитель Филипп, как известно, был убит по приказу царя Ивана Грозного за обличение царских беззаконий и жестокостей. Это было первым и самым серьезным конфликтом между самодержцем и Главой Церкви в России, где проявилось притязание царской власти на безудержное самоуправство и полное отрицание церковного авторитета. Возносимый к вершинам святительской власти, Никон очень серьезно размышлял об отношениях Церкви с самодержавием. Он глубоко почитал Митрополита Филиппа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Известно, что земельные вотчины Л. м. в кон. XV в. располагались в Деревской пятине. В оброчной книге 1495 г. упоминаются 2 деревни в Рамушевском погосте Курского присуда. Они принадлежали обители и до присоединения Новгорода к Москве. Две вотчины в Тухольском погосте (9 и 11 дворов) той же пятины вел. князь Московский выделил из бывших владений новгородских бояр Варварина и Полонского. После 1478 г. была конфискована вотчина в Облучском погосте Шелонской пятины (НПК. Т. 1. Стб. 711-713; Т. 2. Стб. 628; Гневушев. 1915. Т. 1. Ч. 1. Стб. 80, 259). 1 мая 1513 г. вел. кн. Василий III Иоаннович пожаловал игум. Роману с братией несудимую грамоту, которая освобождала Л. м. от подчинения новгородскому владыке и от уплаты в Дом Св. Софии судебных пошлин ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 1. С. 524). В 1572 г. в Л. м. архимандрит и игумены монастырей торжественно встречали вернувшегося из Москвы после 10-недельного отсутствия архиеп. Новгородского и Псковского Леонида (НовгорЛет. С. 113). После введения в 1528 г. Новгородским архиеп. свт. Макарием общежительного устава в Л. м. была построена трапеза. По-видимому, она была деревянной, т. к. в 1553 г., при игум. Давиде, сгорела (НовгорЛет. С. 86). Во 2-й пол. XVI в. строится каменная ц. прп. Сергия Радонежского с трапезной. В кон. XVI в. в обители имелось 3 престола: свт. Николая Чудотворца, свт. Климента, папы Римского (придел Никольской ц.), и прп. Сергия Радонежского при трапезной палате ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 1. С. 524). Опись Новгорода 1617 г. упоминает 2 каменных храма, которые после шведского разорения стояли без кровель, с проломленными стенами. Рыбной ловлей владел дьяк Дома Св. Софии Иван Лутохин (Опись Новгорода 1617 г. С. 119). В 1639 г. митр. Новгородский и Великолуцкий свт. Аффоний доносил царю Михаилу Феодоровичу, что Л. м. «стоит пуст без пения, а построить… некому». Царь разрешил безоброчно использовать рыбные угодья, к-рые принадлежали мон-рю, с тем чтобы восстановить его. Митрополит отдал обитель в распоряжение дьяку Арцыбашеву, но, как оказалось, через 5 лет, несмотря на то что из Софийской казны ему было выдано 97 р., постройки не были возобновлены. В 1646 г. Л. м. перешел в ведение Дома Св. Софии.

http://pravenc.ru/text/2110524.html

АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АФФОНИЙ († 1652), митр. Новгородский и Великолуцкий, свт. (пам. 10 февр., 6 апр.в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИОАНН († после 1214), еп. Ростовский, Суздальский и Владимирский, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)

http://pravenc.ru/text/389121.html

К апрелю почти закончились и запасы церковного вина (осталось лишь 60 бутылок), а купить его было очень сложно. Поэтому Духовный Собор постановил в качестве временной меры купить 100 бутылок виноградного сока и использовать его, смешивая с вином, для заказных служб. Впрочем, в то время подобным образом были вынуждены поступать и почти все приходские церкви Петрограда. В конце февраля 1918 г. из-за финансовых трудностей чуть было не распался Митрополичий хор: малолетние певчие разошлись по домам. Спас его от окончательного распада известный знаток канонического права предприниматель Л.Д. Аксенов, который в середине апреля обратился в Духовный Собор с заявлением: «Проникнутый желанием способствовать благоукрашению церковных служб Лавры восстановлением Мирополичьего хора певчих в обычном его составе (с участием детских голосов), я... изъявляю готовность принять на себя труд по изысканию денежных средств на содержание малолетних певчих в течение года, в сумме до 36000 рублей». При этом Аксенов ставил два условия: возглавлять хор будет «талантливейший дирижер» И.Я. Тернов, а входить в него должно «такое количество мужских голосов, какое необходимо для поддержания на создавшей ему всероссийскую известность высоте». Собор с радостью и благодарностью согласился, и 26 апреля постановил принять обратно в хор 28 малолетних певцов. Воспитателем был назначен иеродиакон Аффоний (Беляченко), а 20 мая Духовный Собор включил Аксенова как «известного ревнителя благочестия церковного пения» в состав комиссии по пересмотру и составлению новых правил для певчих, образованной под председательством архим. Авраамия (Чурилина). Поселили малолетних певцов в освобожденный 16 мая Запасным электротехническим батальоном Певческий корпус. Тяжелые экономические условия не лучшим образом отразились на отношениях насельников с рабочими и служащими обители. Последние образовали 29 декабря 1917 г. Центральный комитет служащих Лавры во главе с И. Настасенковым, после чего монастырские наемные работники зачастую стали подавать заявления о назначении на различные должности в ЦК, с резолюциями которого Духовный Собор, как правило, соглашался.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Недолго Никита пробыл здесь, так как по настоянию родственников он был вынужден оставить монастырь. Похоронив отца, Никита вскоре женился и служил некоторое время псаломщиком, а затем был рукоположен в священный сан. Затем он перебирается в Москву, где супруги после кончины детей принимают решение об уходе в монастыри. Постриг новоначального монаха совершил преподобный Елеазар в Соловецком Троицком Анзерском скиту на далеком и суровом севере, назвав его в честь священномученика Никона, пострадавшего в середине III века (память 23 марта/5 апреля). «Никон же живя тамо, по благословению отца своего начальнаго старца Елиазара, вдаде себе великому посту и воздержанию, бе бо правило его зело велико, яко на кийждо дненощствие при церковном правиле и при кафизмах и канонех, целой Псалтирь прочитал, по тысяче поклонов творяще, сна же зело мало употребляше». Через три года иеромонах Никон перешел в Кожеезерскую обитель, основанную в XVI веке преподобным Серапионом, крещенным казанским мурзой. Здесь он продолжал свои сугубые подвиги, за которые был избран братией монастыря во игумена (1642 – 1646). Возвел его в священный сан святитель, известный своей высокой жизнью, – Аффоний, митрополит Новгородский и Великолуцкий (1635 – 1649, t 1652). По делам монастыря игумену Никону приходилось бывать в Москве. И здесь он «познан бысть от великого самодержца и поставлен Святейшим Иосифом Патриархом Московским и всеа России во архимандрита в Спасов монастырь на Новое». Таким образом, замечательные природные дарования, начитанность и подвижническая суровая жизнь провинциального игумена были замечены и по достоинству оценены в белокаменной, златоглавой и многолюдной Москве. Новоспасский монастырь был знаменит тем, что на его территории располагалась усыпальница рода Романовых и туда часто приезжал молодой царь Алексей Михайлович. Это способствовало сближению государя с даровитым настоятелем. Беседы с архимандритом продолжаются в царском дворце. Архимандрит Никон каждую пятницу стал приезжать к утрени в домовую дворцовую церковь . Постоянно общаясь с царем, Новоспасский настоятель ходатайствует пред ним за обиженных вдов и сирот и «прошением своим от на- сильствующих их избавляйте». Авторитет Новоспасского архимандрита Никона и его почитание начинают расти. Вот почему, когда освободилась древнейшая новгородская кафедра. Собором русских архиереев туда единодушно был избран Новоспасский архимандрит Никон. 11 марта 1649 года Патриарх Иосиф торжественно поставил нового митрополита в Успенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прибыв в Новгород, новый Владыка первым делом поехал в Хутынский монастырь к ушедшему на покой по старости своему предшественнику, митрополиту Аффонию, мужу святой жизни. И когда стал просить его благословения, старец-митрополит возразил: «Ты меня благослови». А затем предрек: «Ты будешь патриархом и благослови меня». Встреча двух великих мужей была знаменательной, поскольку именно митрополит Аффоний возвел в свое время Никона в настоятели Кожеезерского монастыря. Архипастырская деятельность Никона, митрополита Новгородского и Великолуцкого, была наполнена щедрой благотворительностью: он устроял богадельни, питал убогих, сирот, обездоленных. Полюбив с детства Божественную службу, новый владыка часто совершал богослужения в новгородском соборе Святой Софии Премудрости Божией, «обычай же он, преосвященный митрополит, имеяше почасту святую Литургию совершати, а наипаче же во дни недельныя и праздничны» и народа Слову Божию учити, его же для сладостнаго поучения мнози отдальних приходов в соборную церковь к Литургии приходяще, поучения его преславнаго с желанием и сердечною любовию, и сладостнаго пения слышаху, он бо первее повелев в соборной церкви греческое и киевское пение пети». Дружеские отношения митрополита Никона с царем Алексеем Михайловичем, сложившиеся в бытность его Новоспасским архимандритом. поддерживались и в новгородский период. Митрополит нередко бывал в Москве, часто служил в кремлевских храмах. При этом царь всегда предпочитал молиться на богослужениях, совершаемых им. Возможно, в один из таких приездов митрополитом Никоном была высказана скорбь, что не все Российские Первопрестольники покоятся в месте своего служения, то есть в московском кремлевском соборе Успения Пресвятой Богородицы. Так, первый Всероссийский Патриарх Иов, скончавшийся в изгнании (t I9.VI.1607), был погребен в Старицком монастыре. Патриарх Ермоген скончался страдальческой смертью в Чудовом монастыре (t 17.11.1612), где и погребен. Мощи митрополита Московского Филиппа, скончавшегося при Иване Грозном, были в 1592 году перенесены из тверского Отроча монастыря в Соловецкую обитель, где и пребывали. Лобызать их и поклоняться им инок Никон мог, когда начинал свои монашеские подвиги в Соловках. И Божественный промысел судил так, что, став новгородским владыкой, митрополит Никон доставил в Москву честные мощи страдальца – Митрополита Филиппа, в епархиальном ведении которого находился Соловецкий монастырь. Царь вручил митрополиту Никону грамоту для прочтения от своего лица при всем народе пред мощами святителя Филиппа. Грамота была написана в подражание молитвенному посланию, с которым некогда византийский император Феодосий обратился к мощам скончавшегося в изгнании святителя Иоанна Златоуста , когда повелел перенести их из Коман в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самое же подробное перечисление тогдашних народных суеверий и суеверных, а отчасти и безнравственных игр и обычаев находится в грамотах царя Алексея Михайловича к воеводам в Белгород и другие украйные и замосковные города, также и в сибирские (1648); царь строго повелевал запрещать те игры и обычаи, а всякого, кто не станет слушаться, бить батогами . Не много находилось людей даже в среде духовенства, которые любили заниматься чтением книг и обогащали свой ум познаниями, а еще менее таких, которые и сами решались писать сочинения. И потому наша духовная литература в рассматриваемое нами время представляется крайне скудною. Мы уже упоминали о поучении патриарха Иосифа к духовенству, тогда же напечатанном; о службе, составленной Сарским митрополитом Киприаном в честь ризы Господней и также напечатанной; о двух напечатанных тогда Катехизисах, большом и малом, которые оба принесены в Москву из Западной России, и о двух напечатанных сборниках догматического и полемического содержания, «Книге Кирилловой» и «Книге о вере», составленных преимущественно из сочинений западнорусского же происхождения. Теперь можем указать еще немногое. Вопрос о прилоге «и огнем» в известной молитве на Богоявление, решенный Собором еще в начале патриаршествования Филарета Никитича, не переставал волновать умы и впоследствии. По крайней мере митрополит Новгородский Аффоний счел нужным написать в 1639 г. «поспешением» самого патриарха Иоасафа небольшое сочинение «О духовной силе и о благодати, невидимо подаваемой свыше действием Св. Духа в крещении и в день Пятидесятный». Здесь автор старался оправдать и защитить решение Московского Собора и Восточных патриархов об исключении из молитвы слова «и огнем» . Другой вопрос, также решенный патриархом Филаретом на Соборе, о недействительности обливательного крещения и о небходимости крещения чрез троекратное погружение для всех христиан инославных, обращающихся к православию, вновь был возбужден, как мы видели, и подвергся подробнейшему обсуждению во время споров русского духовенства с датским королевичем Вольдемаром и его пастором, и тогда ключарь Иван Наседка по приказанию царскому собрал вместе и изложил в письмени «Возражения», какие он и его товарищи делали против обливательного крещения .

http://sedmitza.ru/lib/text/436134/

Архиепископ Самарский и Сызранский Евсевий как бы подытоживает различные суждения о случившемся: “Свидетелями этого чуда были многие люди. Я узнал об этом в 1957 году во время учебы в семинарии. Сомнений не было никаких: это величайшее чудо! В то время, когда вера подвергалась гонению и поруганию от безбожных властителей, этот случай чудесного проявления силы Божией стал сенсацией. И не только для жителей Самары. Чудо с Зоей стало уроком многим. Ведь относиться к святыне нужно с благоговением. Это урок и безбожникам: ты можешь не верить, но святыню не тронь, иначе последует наказание! Если бы неверующая Зоя не прикасалась к святой иконе, ничего ведь не произошло бы. Подобных чудес совершалось немало: когда нечестивцы касались святыни, они поражались. Аффоний в Иерусалиме при погребении Богородицы хотел опрокинуть Ее гроб, и на виду у всех Ангел Господень отсек ему руки. Известны случаи, когда человек сбрасывал на землю колокол и вместе с колоколом сам летел вниз. Да, в те времена у людей была большая потребность в чуде. Но чудеса являются, когда они нужны для народа, когда Господь определит”. После взятия иконы у Зои отца Димитрия (Тяпочкина) оклеветали и сфабриковали на него новое дело, а Владыку Иеронима освободили от управления Куйбышевской епархией. Вот что в 1989 году рассказал игумен Герман, насельник Оптиной пустыни (в 50е годы он прислуживал в кафедральном соборе Куйбышева). “Чего не видел, о том говорить не буду, а что знаю, то скажу. Улицу оцепили, взяли подписку о неразглашении. Настоятелю собора позвонил уполномоченный и попросил объявить с амвона в ближайшее воскресенье, что никакого чуда нет. Отец настоятель ответил: “Разрешите я поеду посмотрю и расскажу людям то, что видел”. Уполномоченный задумался на минуту и пообещал вскоре перезвонить. Повторный звонок раздался через час и о. настоятелю сказали, что ничего объявлять не надо. Поскольку в народе было много разговоров, даже местные советские газеты не смогли обойти молчанием это чудо и попытались выставить его как “обман попов”.

http://azbyka.ru/fiction/chudesa-nikolay...

Антоний (третий раз) 1229. Спиридон 1230–1249. Далмат 1251–1274. Климент 1276 –1299. Св. Феонтист 1300–1308. Давид 1309–1325. Св. Моисей 1325–1329. Василий Калейка 1331–1352. Св. Моисей (вторично) 1352–1359. Алексий 1360–1388. Иоанн 1389–1415. Симеон (Сампсон) Хутынский 1416–1421. Евфимий Бородатый 1424–1429. Св. Евфимий Вяжицкий 1434–1458. Св. Иона 1459–1470 . Св. Феофил 1471–1482. Сергий 1483–1484. Геннадий Гонзов 1484–1504. Св. Серапион 1506–1509. (Междуархиерейство 17 лет). Макарий I 1526–1542. Феодосий 1542–1551. Серапион Курцев 1551–1552. Пимен Черный 1552–1570. Леонид 1571–1575. Митрополиты Великоновгородские и Великолуцкие (c 1589 г.): Александр 1576–1591. Архп. до 1589. Варлаам Белковский 1592–1601. Исидор 1603–1619. Макарий II 1619–1626. Киприан Старорусенников 1635–1649. Аффоний 1635–1649. Никон Минин 1649–1652. Макарий III 1652–1663. Питирим 1664–1672. Иоаким Савелов 1672–1674. Корнилий 1674–1695. Евфимий 1695–1696. Иов 1697–1716 . Феодосий Яновский 1721–1725. Архп. Феофан Прокопович 1725–1736. Архп. Амвросий Юшкевич 1740–1745. Архп. Стефан Калиновский 1745–1753. Архп. Димитрий Сеченов 1757–1767. Архп. до 1762. Митрополиты Новгородские: Гавриил Петров 1775–1800. Архп. до 1783. (С 1799 до 1800 он именовался „Новгородским и Олонецким“). Амвросий Подобедов 1800–1818. Архп. до 1801. Михаил Десницкий 1818–1821. Серафим Глаголевский 1821–1843. Антоний Рафальский 1843–1848. Никанор Клементьевский 1848–1856. Григорий Постников 1856–1860. Исидор Никольский 1869–1892. Архиепископы Новгородские и Старорусские 35 : Феогност Лебедев II 1892–1900. Гурий Охотин 1900–1910. Арсений Стадницкий 1910. Тихвинское викариатство, учр. в 1907 г. Епископы (в Новгородском Хутынском мон.): Феодосий Феодосиев 1907–1908. Андроник Никольский 1908. Кирилловское викариат., учр. в 1892 г. Епископы (в Кирилло-Белозерском мон.): Антоний Соколов 1892–1893. Назарий Кириллов 1893. Арсений Иващенко 1893–1903. Феодосий Феодосиев 1903–1907. Иоанникий Дьячков 1907. Олонецкая, учр. в 1828 г. Кафедра в Петрозаводске.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Габаново. Габановская Петропавловская пустынь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не позже 1561. Год утраты:Не установлен. Адрес: Республика Карелия, Пряжинский район, ур. Габаново Координаты: 61.57362, 33.27998 Проезд:От дороги Каскеснаволок - Афанасьева сельга, перед подъемом к последней поворот направо, далее 2.5 км лесной дороги с отворотками на лесосеки и в половодье подтопленной. Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Мужская Габанова (Габановская) Петропавловская пустынь располагалась в юго-восточном Приладожье, на берегу Свирской губы Ладожского озера. Она была основана во второй половине XVI века на землях, принадлежавших новгородскому Дому Святой Софии, и существовала до середины 1760-х годов. Место действия: деревня Габановский Маяк в составе Мегрегского сельского поселения Олонецкого района РК. Дата создания: основана во второй половине XVI века. Вероисповедание: православие. Основание монастыря Известные историкам документы не сообщают, кто основал Габанову пустынь, располагавшуюся в юго-восточном Приладожье, на берегу Свирской губы Ладожского озера. Она появилась во второй половине XVI века в той части Рождественского Олонецкого погоста-округа, что принадлежала новгородскому Дому Святой Софии (вотчине новгородских епископов). При архиепископе Пимене в 1561/1562 году ее монахам «на пропитание» были выделены земли «на все четыре стороны по версте». Братскую общину тогда возглавлял старец Иосиф. В 1640 году другой новгородский архиепископ Аффоний откликнулся на просьбу габановского старца Гурия и дополнительно пожаловал «от тое пустыни в пашню и на сенокос и на суки на две версты на все четыре стороны в вечное владенье». Монастырская история В первые десятилетия существования Габанову пустынь окружали поселения крестьян новгородского владыки. При царе Алексее Михайловиче они были отписаны «на государя». В последней четверти XVII века между габановскими монахами, которых тогда возглавлял старец Савватий, и жителями окрестных приладожских деревень возник острый конфликт из-за монастырских земель. В 1681 году чернецы обращались к царю Федору Алексеевичу с просьбой защитить их от произвола государевых крестьян Обжанской волости: «через монастырь подле церкве божии они околние жители мужеский пол и женский ездят, не сходя с лошади, и ходят безчинством, наругаючись нам богомольцам твоим и истесняя нас, и ободную землю называют своею землею».

http://sobory.ru/article/?object=54575

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010