монах Пахомий Предисловие составителя Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам ( Мф.18:7 ). Надлежит быть и разно- мыслям между вами, дабы открылись между вами искусные ( 1Кор.11:19 ) В настоящее время последователи Булатовича, Афонские изгнанники, при содействии левой печати рассеивают среди православного русского народа ложные сообщения и неправильные толки по поводу недавно происшедших на Св. Афонской горе печальных событий. Чтобы предохранить православных от извращения истины излагаем в сем очерке правдивую историю происшедшей смуты. Здесь же, на основании решения Вселенского Патриарха Германа и Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода, разбирается и критикуется самое учение «имябожцев». Вначале последователей нового учения называли «имяславцами»; сами же себя они величали «исповедниками имени Божия». Это неправильно и может повести к неопределенным понятиям, ибо имя Божие славят все православные христиане, и в 134-ом псалме (ст.1) поется: «Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа». Последователей нового учения нужно называть «имябожцами», так как сущной основой их учения является, что «Имя – есть Сам Бог». Таковое наименование «имябожцев» усвояет им и Святейший Синод в своем определении от 27 августа 1913 г. за 7644 (см. Цер. Вед. 35, 1913 г.). Основой сего правдивого изложения истории пролетевшей над непоколебимым Афоном сей печальной смуты, послужили личные наблюдения, рассказы, тщательно проверенные, очевидцев и различные письменные и печатные материалы, ссылки на которые указываются в самом тексте. Монах Пахомий-афонец. Св. г. Афон, Ноября 1 дня 1913 г. История Афонской смуты или «Имябожеской» ереси Господу Богу и Царице Небесной благодарение за избавление Святого Афона от посрамления Первоначальный основатель ереси На Снятой Афонской горе расположен русский монастырь в честь Св. вел. Пантелеймона. В числе братства монастыря в восьмидесятых годах прошлого столетия проживал некий монах Иларион, который перешел затем в основанный пантелеймоновцами Новоафонский Симоно-Канонитский монастырь. Не ужившись здесь, и, как говорят, без благословения игумена, о. Иларион оставил и сию обитель и поселился отшельником в горах Кавказских.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ist...

Н.С. Посадский Акт русских насельников Святой Афонской Горы Мы, четырех с половиной тысячное население русских подданных иноков на Святой Афонской Горе, глубоко возмущенные действиями Антония Булатовича и его сподвижников, составляем настоящий акт, удостоверяющий как действия Булатовича, так и всеобщее наше нежелание на будущее время иметь общение с бывшими нашими заблудшими собратиями, согласно нашим горячим просьбам удаленных с Афона пришедшим нам на помощь русским правительством. Сей акт составляется и подписывается от лица всех русско-подданных иноков нашими настоятелями и старшей братией. Мы утверждаем, что, оставаясь верными Православной Церкви, Государю Императору и установленным от Него правительственным властям, никогда не разделяли и не разделяем заблуждений Антония Булатовича и его сподвижников. Что все просим не возвращать к нам, на чистый Афон, даже и раскаявшихся бывших наших собратий: ибо, как зараженная и отсеченная рука не может пристать к живому телу, так и они не могут вновь слиться с афонским монашеством. Утверждаем, что мы много от них потерпели. Наши души и сердца, настрадавшиеся в течение устроенной ими смуты, и до сих пор болеют, – и в особенности теперь, когда мы видим, что русская пресса близко приняла интересы Антония Булатовича и его сподвижников, нисколько не интересуясь спросить нас – большинства оставшихся верными Церкви и долгу совести. Мы подтверждаем, что Антоний Булатович, возмутитель нашей исторической чистоты и нашего спокойствия, явился на Афон рясофорным иноком из Никифоровского подворья в Петрограде и смиренно поселился в русском ските св. ап. Андрея Первозванного. Войдя в доверие сперва к архимандриту Иосифу, постригшего его в схиму, а по смерти его к нынешнему игумену архимандриту о. Иерониму, рукоположившему его в иеродиаконы и иеромонахи, Антоний Булатович, заметив искренность и простоту русского монашества на Афоне, задумал использовать ее в своих личных видах. Когда на Афоне появилась книга схимонаха Илариона «На горах Кавказа», в которой сочинитель трактовал вопросы, рассуждение о которых канонически воспрещено простому монашеству, Антоний Булатович воспользовался ею, дал свое особое толкование, подобрал партию в скиту и единомышленников в монастыре и стал приводить свои планы в исполнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афон учит верности Богу. Интервью Митрополита Саратовского Лонгина Афон учит верности Богу. Интервью Митрополита Саратовского Лонгина   Афон — единственное в мире монашеское государство, которому более тысячи лет, и где Игуменией является Сама Пресвятая Богородица. Сюда стремятся миллионы паломников со всего мира, и никто не уезжает таким же, как приехал… Все это делает паломничество на Святую Гору одним из главных событий в жизни человека. Мы попросили рассказать о своих впечатлениях о паломничестве на Афон Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина. — Владыка, недавно Вы и священники нашей епархии побывали на Афоне, совершили там несколько богослужений… — Да, я давно посещаю Афон. Впервые я был там в 1989 году, когда еще существовал Советский Союз, и лишь очень небольшое количество паломников из нашей страны могли туда попасть. С тех пор я достаточно часто посещаю Святую Гору один или с кем-то из духовенства. Для меня это действительно сад Божией Матери, почти райское место на земле, которое помогает каждому верующему человеку утверждаться в том образе жизни, который он избрал. И мне лично он помогает ощущать себя не только архиереем, но и монахом, который когда-то пришел в монастырь, чтобы спасти свою душу. — Наверное, трудно найти человека, который ничего не знал бы об истории Святой Горы. И все же давайте напомним нашим читателям, как появилась эта уникальная монашеская республика? Как она управляется сегодня? — История Святой Горы начинается с глубокой древности. Уже в VII веке, то есть более 1300 лет тому назад, там жили монахи. Афон —это полуостров, в крайней точке которого возвышается Афонская гора. В длину он составляет чуть больше шестидесяти километров, в ширину — от одиннадцати до девятнадцати километров. Сегодня эта территория поделена между двадцатью основными монастырями. Она является частью Греческой Республики, но самоуправляемой, автономной. Управляется она по специальным законам, в основе которых лежит Лозаннский договор 1923 года, обусловивший особый статус Святой Горы. Центральный орган управления Афона — Священный Кинот, или Протат. В него входят представители этих двадцати монастырей. В церковно-каноническом отношении Святая Гора подчиняется Вселенскому Патриарху.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2948

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонский старец Гавриил: об Апокалипсисе, антихристе, ИНН и паспортах Афонский старец Гавриил: об Апокалипсисе, антихристе, ИНН и паспортах     Афонский старец Гавриил рассуждает на самые болезненные темы. Старец отталкивается от толкования Апокалипсиса и приходит к поучениям прп. Паисия Святогорца.   Рассуждения старца представляют большой интерес именно как глубинные ориентиры в христианстве. Какие ориентиры монахи выбирают в современной жизни? Как  выделить важное и второстепенное? Именно эти нелегкие вопросы послужили причиной для беседы со старцем.   + Комментарии Всего комментариев: 29 2020/01/09, 03:08:22 Дорогие друзья. Если, как вы пишите, афонские игумены просят украинцев предъявлять им заграпаспорта(а они сей, ас все биометрических, или с биометрических визами) , а при этом твердят что электронный паспорт это печать антихриста - то не разделяются ли их взгляды внутри них самих?!!!! Андрей 2019/06/05, 21:02:40 ИГУМЕНЫ МОНАСТЫРЕЙ АФОНА ПРОСЯТ УКРАИНСКИХ ПАЛОМНИКОВ ПОДТВЕРЖДАТЬ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Киев, 4 июня 2019 г. Отныне все паломники из Украины, которые отправляются на Святую Гору Афон, должны иметь при себе, кроме обычных в таких поездках документов (загранпаспорта и диамонитириона), еще и справку, свидетельствующую об их принадлежности к Украинской Православной Церкви. Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. Справка с указанием срока пребывания паломника на Афоне должна быть оформлена на бланке епархиального управления, подписана епархиальным архиереем и заверена печатью. Соответствующий циркуляр Киевской Митрополии был отправлен всем епархиальным преосвященным УПЦ 3 июня 2019 года. «Канцелярия Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви доводит до вашего сведения благословение Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, согласно которому в ответ на просьбу игуменов Святой Горы Афон, клирики, монахи и миряне Украинской Православной Церкви, которые будут совершать паломничество на Святую Гору Афон, обязательно должны иметь справку о принадлежности к Украинской Православной Церкви», – сказано в документе, подписанном управляющим делами УПЦ митрополитом Бориспольским и Броварским Антонием.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=3039

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Иеромонах Мелхиседек Устав Святой Горы Иеромонах Мелхиседек Устав Святой Горы За более чем тысячелетнюю историю монашества на Святой Горе сменилось семь уставов, регламентирующих внутренний распорядок жизни, управление Афонскими монастырями и связи с внешним миром. Первый Типикон был выработан в 970 году при прп. Афанасии Афонском и закрепил равноправие разных форм монашеского жития, как киновийной, так и отшельнической. Все приходящие на Святую Гору с желанием постричься в монашество должны искать себе руководителя, «дабы отнюдь не помещаться вне духовного приюта». Постриг разрешалось совершать не ранее чем через год, «доколе не навыкнут в монашеском житии, соблюдая монашеский канон, и доколе не докажут непоколебимой твердости своего намерения». Строжайше запрещалось принимать «юношей безбородых и евнухов, приходящих на гору для пострижения». Никому из братии не разрешалось самовольно «сходить с Горы, вступать в сочадство или побратимство с мирянами», а также вести с ними торговлю. Только ради какой-либо неизбежной нужды дозволялось обменять вино, которое делали иноки, на необходимые товары. Статьи первого Афонского Устава говорят о том, что из среды влиятельных игуменов избирался Прот, ведавший главным образом духовными делами, и эконом, обязанный ежегодно в праздник Успения Богородицы «давать Собранию отчет в порученной ему экономии». Изменения, вносимые в последующие уставы, касались главным образом административных и экономических аспектов. Основные правила монашеской жизни оставались неизменными в течение веков. Второй Типикон 1046 года утвердил ежегодные сборы насельников Святой Горы в Карее на соборный праздник Успения Пресвятой Богородицы. В третьем Уставе 1384 года были определены границы монастырей, территория, подчиненная Проту, установлен порядок надзора Константинопольского Патриарха за жизнью Афона. XV век - сложный период в истории афонского монашества. С ослаблением, а позже и падением Византии многие монастыри лишились поддержки извне и средств к существованию. Поэтому по Уставу 1406 года монахи получили право на владение имуществом и даже ценностями, что вступало в противоречие с самой сутью иноческого жития как отречения от всего земного. Когда в 1574 году на Афоне вновь стало вводиться общежительное начало, монахи, привыкшие к самочинию, покинули обители. В Великой Лавре осталось пять насельников, а многие монастыри совсем обезлюдели. И все же в 1783 году в шестом Уставе Святой Горы были закреплены общежительные принципы монашеской жизни, как более благодатные и спасительные для иноков. В то же время на Афоне утвердилось коллегиальное управление, место Прота занял Священный Кинот, избираемый из представителей двадцати главных монастырей. В 1810 году был принят последний VII Типикон, положения которого действительны и сегодня.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1430

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Отрада и Утешение Икона  Отрада и Утешение       Икона Новодевичьего монастыря   Это Афонская икона, а в России - есть список, большой предалтарный образ " Ватопедской " Богоматери находится во вновь открытом Афонском храме Новодевичьего монастыря. Икона написана афонскими мастерами в недавнем времени. Она является списком со знаменитого чудотворного образа Ватопедского монастыря. Икона " Отрада и Утешения " представляет поясное изображение Богоматери. На Ее левой руке, как на престоле восседает Богомладенец – Великий Архиерей. Фигура Христа - величественна и монументальна. В левой руке Он держит свиток, а правая – воздета, но остановлена десницей Богоматери. Лик Марии склонился к воздетой руке Божественного Сына, Она как бы припадает к ней устами.       " Ватопедская " икона     " Ватопедская " икона принадлежит к наиболее распространенному в Византии типу - " Одигитрия " , который восходит к древнему Константинопольскому образу, почитавшемуся в монастыре Одегон.   Само название " Одигитрия " (греч. – путеводительница) связывают как с чудесами прозрения слепых у образа, так и с происхождением иконы из монастыря Одегон.   Перевод можно объяснить догматическим содержанием образа, выраженным жестом руки Марии, указывающий на Христа как истинный путь спасения, чему соответствуют слова русской службы: " радуйся Богородице Одигитрие, всех и всегда наставляющи верных шествовати ко всякому пути спасительному " . Иконы Богоматери " Одигитрии " служили прообразом грядущих страданий Христа, поскольку Он представляется на них в виде Спаса Эммануила – емкого символа воплощения и искупительной жертвы Господа.       Предание Афона     Вероятно, первоначально Богоматерь на " Ватопедской " иконе была изображена именно в традиционном типе " Одигитрии " , до того момента, когда в 807 году при на падении на Ватопедский монастырь разбойников произошло чудо от иконы, о котором повествует сказание.   Игумен монастыря во время прочтения утреннего правила услышал от иконы Богоматери голос: " Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на монастырские стены и разгоните разбойников " . Настоятель в ужасе заметил, что лики Богоматери и Христа ожили. Младенец сказал: " Нет, Мати моя, пусть они будут наказаны. "

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&iid=971

Павел Недосекин Документы Русского Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне Документ 1. Летопись обители. 1917–1927 Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Помянух дни древния и поучахся в них. 2 Кор. 1917 год Год начался при необычайных для Афона обстоятельствах: 6 января в 6-м часу дня на Святой Горе высадился франко-русский отряд. При тихой, ясной, тёплой погоде к монастырю подошли в сопровождении миноносца два парохода под французским флагом, которые и высадили на берег небольшой франко-русский отряд; ещё ранее высадились такие же отряды в Зографе и Ватопеде. Всего на Афоне оказалось до 200 человек; из них половина русских солдат 52 , другие – французы, преимущественно колониальных войск (негры, сенегальцы). Никакой торжественной встречи отряду оказано не было, так как никто не знал о цели их прибытия. В тот же день послали мулов в Зограф для перевозки русских солдат в наш монастырь. 7 января. Погода резко изменилась: подул холодный восточный ветер с сильным дождём и снегом. С большим трудом добрались солдаты из Зографа в наш монастырь (причём около 2 часов не могли перейти разлившийся поток около огорода и всё время мокли на дожде, пока не догадались поднять доски и лодку, при помощи которых они и добрались до обители). Так как солдаты подходили небольшими партиями в несколько человек, лил дождь и дело затянулось до вечерни, официальная встреча опять не состоялась. Для солдат отвели помещение в паломнических номерах, а для офицеров – в верхней гостинице (но они скоро тоже перешли в Преображенский корпус, где им дали номера – лучшие паломнические). В обители французы установили радиотелеграфную станцию. Начались сношения с Солунью. Начальник отряда капитан французского генерального штаба – господин Жидаль. Так совершился исторический момент занятия Святой Горы союзными войсками. Цель отряда – гарантировать свой флот от подводных немецких лодок, находивших себе добрый приём среди греков. 12 января. В обитель приехали андреевский игумен архимандрит Иероним и представитель братства келлий для отдания визита начальнику отряда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел Недосекин О письме афонских монастырей канцлеру Германии За истёкшие годы после второй Мировой войны уже неоднократно поднимался вопрос о позиции афонских монастырей в период германской оккупации Святой Горы. В Греции этот вопрос начал широко обсуждаться общественностью сразу после вывода германских войск и приобрёл ярко выраженную антиславянскую направленность. Собственно, это было продолжение политики греческих властей по эллинизации Афона 34 . «После Второй мировой войны, – писал в 1963 году Вселенскому Патриарху Афинагору игумен Русского Пантелеимоновского монастыря архимандрит Илиан, – министерство иностранных дел Греции создало для нас новые, почти губительные трудности, целью которых является препятствие приезду новых монахов. Это действие вступает в совершенное противоречие с последним международным актом, то есть с Конвенцией о меньшинствах в Лозаннском договоре, которая гарантирует нам все привилегии и права, которые мы имели издавна. Таким образом, настоящая цель этого является не что, как уничтожение нашего святого монастыря, которая достигается путём необновления нашей со временем исчезающей братии» 35 . После войны некоторые монахи славянских монастырей были обвинены в сотрудничестве с оккупантами. Так, 25 сентября 1947 года было сфабриковано судебное дело (протокол 394/25–9–47), которым осуждался на два года антипросоп Русского Свято-Пантелеимоновского монастыря монах Василий (Кривошеин) . Ему инкриминировали подписание (в числе прочих антипросопов) письма канцлеру Германии Адольфу Гитлеру. Вместе с Василием со Святой Горы было выдворено несколько других монахов-славян. Позднее, уже в начале 1960-х годов, сам архиепископ Василий писал: «В греческой печати вновь возобновились нападки на русское монашество на Афоне. Это всё перепевы старого: русские не имеют никаких прав на Пантелеимоновский монастырь, русские монахи хотят захватить Афон, они – органы панславизма, чуждый и вредный элемент и так далее» 36 . И хотя монах Василий вплоть до 1955 года боролся за восстановление справедливости, за снятие с себя ложных обвинений 37 , до самой его смерти в 1985 году он не получил удовлетворительного ответа от греческих властей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел Недосекин Переписка Русского Пантелеимоновского монастыря со Священным Кинотом, Вселенским Патриархом и другими лицами и организациями Документ 3. Письмо игумена архимандрита Мисаила антипросопу иеромонаху Пимену. 12.09.1922 Возлюбленный о Господе отец Пимен, мир Вам и спасение от Господа! Из письма Вашего от 2-го сего сентября мы осведомились касательно сделанного Вам от Священного Кинота словесного поручения о представлении от нашего монастыря сведений по нижезначащимся вопросам, в ответ на которое уведомляем Вас и отечески благословляем почтительнейше довести до сведения Священного Кинота следующее: Вопросы Священного Кинота Объяснение монастыря Почему: 1) Монастырь не принимает монахов-греков и не рукополагает из своих отцов греков для совершения греческого богослужения? Монастырём нашим за последнее время, даже в текущем 1922 году, были приняты в число братии греки: монах Симеон из Симонопетрского монастыря, монах Филарет и послушники: Христо, Симеон и Ираклий; также принимались и в прежние годы. Что же касается рукоположения, то этот вопрос чисто духовный, а потому только духовно и может быть объяснён кому следует. По поводу сего здесь могу сказать только то, что церковное богослужение у нас не страдает для греческого братства и их спасение не умаляется. Не назначает их на монастырские послушания, считая их как не имеющих прав и сторонних? Всем братиям нашим грекам определено послушание клиросное, а некоторым екклесиаршеское и трапезное; на другие же послушания они не назначаются потому, чтобы имели возможность и без обременения исполнять церковное чтение и пение на всех богослужениях. Вовсе не заботится отечески о них, лишая их настоящего (правильного) монастырского содержания и одежды? Наше возможное попечение распростирается безразлично как на русских, так равно и на греков. В продовольствии же и в снабжении одеждой, правда, имеется в братии некоторая разница. Так как по случаю крайней нужды часть русского братства, даже и священнослужители, несут трудные послушания, как то рубку леса, дров, обработку виноградников и полей, перевозку тяжестей на мулах и быках и всякие чёрные хозяйственные трудные работы с разрешением вина и елея тогда, когда в обительской трапезе бывает пост. Они снабжаются и одеждой вне очереди, дабы покрыть их крайнюю наготу. Братья греки от этих работ совершенно освобождены, а потому они равно вместе с прочими русскими всегда находятся в монастыре и довольствуются общей обительской трапезой; также по отношению довольства одеждой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Скит Ксилургу (Древодел)   Ксилургу (Древодел)               Ксилургу (Древодел) - Скит Успения Богородицы (Панагия Ксирургу) - общежительный скит, принадлежит Пантелеимонову монастырю. Он находится на восточной стороне Святой Горы на расстоянии одного часа пути от Кареи. По преданию, это - древнейшая русская обитель в мире, основанная в X веке дружинниками просветительницы Руси, Святой равноапостольной княгини Ольги, принявшей крещение в Константинополе. Однако, точные исторические сведения об основателе Ксилургийской обители не сохранились. Одни предполагают, что это были греки, другие - что славяне. То обстоятельство, что старейшими насельниками Афона были греки, а славянские племена явились туда позднее, в XI веке, по-видимому, говорит в пользу греческого происхождения основателя обители.   Но если принять во внимание другое обстоятельство, а именно: почему именно в этой обители первоначально поселились русские и почему она была уступлена им во владение, - то не менее достоверным окажется и второе предположение - о славянском происхождении скита. - Не удивляйтесь этим словам, это написали греки, греками никогда не понять, что климат Ксилургу - это фактически Московская область..www.isihazm.ru. Посвящен скит Успению Богородицы и в обиходе назывался просто «Богородица». С момента, заселения Пантелеймоновского монастыря в 1169 году Ксилургу приобрел статус скита. Ксилургу известен в истории Святой Горы знаменитым актом 1143 года - описью его имущества при передаче Протатом новоизбранному игумену Христофору. Переходя из Богородичной обители в новую, более обширную Пантелеимонову, отцы-ксилургийцы просили афонских старцев оставить за ними и прежнюю обитель ради того, как они говорили, «что в ней мы постриглись и много потрудились и издержались над ее охранением и устроением и что в ней скончались родители и сродники наши». Протат пошел им навстречу и в 1169 году ксилургийцы получили свой старый монастырь в полную собственность.

http://isihazm.ru/1/?id=370&c_pid=1

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010