Игумен Кирилл (Сахаров): " На Святой горе Афон / Новости на востоке Главная Монах Симеон Афонский Написать икону на Афоне Заказать поминание на Афоне Новости Стихи Тексты Переводы Библиотека Галереи Иконы Афона Поездка на Афон Паломничество Афон Монастыри Афона Что такое Любовь? Богатство? Старец Видео Аудио О проекте Написать письмо Все комментарии Молитва Карта сайта Поиск Скоро 5 мая Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Афон   информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) В НАЧАЛО / НОВОСТИ / ПАЛОМНИЧЕСТВО / ИГУМЕН КИРИЛЛ (САХАРОВ): " НА СВЯТОЙ ГОРЕ АФОН " НА АФОН МЕНЯ ОСОБЕННО НИКОГДА НЕ ТЯНУЛО Игумен Кирилл (Сахаров): " На Святой горе Афон " На Афон меня особенно никогда не тянуло  Кирилл (Сахаров): " На Святой горе Афон "   Этот отчет о путешествии ценен новым свежим взглядом. Но стоит помнить, что он написан старообрядцем. - Афон   Странно, почему-то на Афон меня особенно никогда не тянуло. В начале 80-х, в годы учебы в семинарии, нынешний митрополит Хустский и Виноградовский Марк (Петровцы), а тогда архимандрит, преподаватель семинарии, во внеурочное время рассказывал о посещении Афона, сопровождая рассказ большим количеством слайдов.Игумен Кирилл (Сахаров):  На Святой горе Афон В Даниловом монастыре, вскоре после его открытия, долгое время проживал схиархимандрит Серафим (Томин), нёсший послушание благочинного в Пантелеимоновом монастыре на Афоне.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2510

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь по вертикали Юлия Стихарева о деятельности Института Русского Афона, где открываются потаенные страницы монашеской жизни 09.08.2018 770 Время на чтение 4 минуты Семь лет назад в Москве был создан Институт Русского Афона, уникальное учреждение в своем роде. Главная цель Института – составление полной истории русской обители на Афоне, истории духовных и политических связей этого уголка монашеской республики с Россией и миром в целом. Восстановлены, исследованы биографии, жития, труды и подвиги 50 святых, которые составляют Собор святых Отцов Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. Мы побывали в этом не совсем стандартном научно-исследовательском учреждении, где работа порой длится далеко за полночь, где трансформируются время и пространство. Семейное предание о прадеде – Афонском монахе и одна реликвия – чайная ложечка, положили начало созданию музея и института. Еще к этому прибавилось исследовательская пытливость и любовь к Русскому Афону, тому самому, который не в камнях, не в зданиях, а в людях – тех монахах, которые на протяжении столетий подавали пример, изменяя жизнь по горизонтали в вертикаль. Валерий Иванович Пирогов, директор Института Русского Афона, включает свой айфон и дает всем послушать соловья. Его пение записал и переправил ему в эти дни монах Свято-Пантелеимнова монастыря на Святой Горе Афон. Все радуются трелям из телефона как еще одной весточке откуда-то из радостного и любимого далека. Встретившись, единомышленники стали планомерно, системно исследовать и изучать Русский Афон. За краткий срок им удалось очень многое. Это не только планомерная работа в архивах, но и создание фильмов, разработка иконографии образов Афонских святых, это и открытие во всех аспектах другой и неведомой для нас жизни. Приведем только несколько цифр. 1800 документов до 1735 года разобрано, исследовано, систематизировано сотрудниками Института Русского Афона. Все это разнесено по 68 описям. Еще не сформированы дела. Так что в ближайшие годы лет на 20 работы хватит. Здесь, в Институте Русского Афона, создана своя методология – излагать историю объемно, трехчастно: периодизация – крупные события, которые меняли уклад монастырей, вторая ось – влияние субъектов, и третья - во внимание включены объекты. Одним словом, главной задачей Института Русского Афона стало составление полной истории русских монастырей на Афоне. Здесь вам точно скажут, что в этих древних стенах не было и нет места праздности, на Афоне, несмотря на такое непростое внутреннее устройство и бытие, всегда бурлила кипучая жизнь. К примеру, исследователи столкнулись с перепиской практически всех первых лиц Европы с игуменами монастыря.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/08/09/zh...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Дионисий Колицу - пустынная горлица Афона  Дионисий Колицу - пустынная горлица Афона   Публикуем рассказы о Святой Горе архимандрита Григория Зумиса, игумена афонского монастыря Дохиар. Мы исправили перевод, который далек от совершенства. Назовем эти воспоминания " Дохиарский патерик " , потому что это так и есть, настоящий патерик, или точнее, Герондикон. Эти рассказы учебник подлинной афонской духовности. - Святая Гора Афон   Мы следим за тем, что происходит в Церкви, и от того, что мы слышим, у нас болит сердце  Ефрем Катунакский. Стань для старца всем, даже его плевательницей и ночным горшком Ефрем Катунакский. Дорогие мои детки, бо­гослов тот, кто беседует с Богом   Игумен Григорий Дохиар. Воспоминание о Паросе Игумен афонского монастыря Дохиар архимандрит Григорий. Хоть мошна пуста, да душа чиста Житие ст арца Иерофея с Афона Григорий, игумен афонского монастыря Дохиар, Моя мать Лонговарда     Если южная сторона Святой Горы хвалится подвижниками, которые сдерживают бесов, нападающих на монахов с моря (один старец рассказывал нам: «Когда в нашей каливе звонили колокола, я увидел огромный рой бесов, поднимающихся к нам с берега»), то и на северной её стороне, разбиваемой волнами и не такой живописной, не было недостатка в преподобных мужах и замечательных подвижниках, осуществлявших идеалы монашеской жизни, молитвы которых были щитом, защищающим монахов от бесов с тыла. Старец Амфилохий с Патмоса говорил нам: «Даже если вы будете жить в пустыне, звоните в колокол перед службами, чтобы лукавый, заслышав звон, убегал». Но на Святой Горе мы узнали, что колокольный звон его скорее привлекает: он стремится испортить своими кознями богослужебное собрание. Бог, знающий о его сетях, да избавит нас от них. С отцом Дионисием я познакомился в Ватопеде на празднике святого пояса Закончилась литургия. На монастырском дворе раздавались поздравления и приветствия, иногда, может быть, с прикрытой лестью. Лишь один монах с приятным лицом сидел, скрестив руки, в углу, как человек из другого мира. Мало кто из проходящих кланялся ему и совсем немногие здоровались с ним, целуя руку. Я подошёл к нему. Ещё до начала разговора его улыбающиеся глаза и мозолистые руки ясно сказали мне о том, о чём говорит молчание каждого обитателя монастыря: «Я настоящий монах». Я поцеловал его руку с благоговением, как будто это была рука моего приснопамятного старца, и спросил:

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1811

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Отец Евдоким - последнее дитя Афона. Рассказы о Святой Горе архимандрита Григория Зумис     Отец Евдоким - последнее дитя Афона. Рассказы о Святой Горе архимандрита Григория Зумис   Публикуем рассказы о Святой Горе архимандрита Григория Зумиса, игумена афонского монастыря Дохиар. Мы исправили перевод, который далек от совершенства. Назовем эти воспоминания " Дохиарский патерик " , потому что это так и есть, настоящий патерик, или точнее, Герондикон. Эти рассказы учебник подлинной афонской духовности. - Святая Гора Афон   Мы следим за тем, что происходит в Церкви, и от того, что мы слышим, у нас болит сердце  Ефрем Катунакский. Стань для старца всем, даже его плевательницей и ночным горшком Ефрем Катунакский. Дорогие мои детки, бо­гослов тот, кто беседует с Богом   Игумен Григорий Дохиар. Воспоминание о Паросе Игумен афонского монастыря Дохиар архимандрит Григорий. Хоть мошна пуста, да душа чиста Житие ст арца Иерофея с Афона Григорий, игумен афонского монастыря Дохиар, Моя мать Лонговарда       Чтобы описывать жизнь святого мужа, необходимо самому идти его путём; только так можно будет проследить всю его жизнь: дело для меня совершенно невыполнимое. К тому же, внутренняя жизнь настоящего монаха не видна другим, она скрыта и будет явлена только в Царстве Небесном.     Монах на Афоне , как говорят богословы, есть  пророк, своей жизнью говорящий о последних днях.   Поэтому и на погребении монаха его лицо закрыто покровом, а всё тело — великой схимой, подобно тому, как флагом страны накрывают тела солдат, служивших ей и сражавшихся за неё до смерти. Мы, дети отца Евдокима, познакомились с ним на закате его дней. Мы вместе подвизались, вместе ели на монашеской трапезе, вместе пели в храме. Но кто изгнал его, священника, из алтаря за высокий иконостас? (Я не имею в виду сослужащих, которые, бывает, создают друг для друга проблемы.) Кто слышал немые стоны его души во время искушений? Кто может описать мученичество его совести, как называет монашеский подвиг Афанасий Великий в житии Антония Великого?

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=180...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонский иеромонах Савватий (Севостьянов)«Пути Святой Горы. От Афона до Валаама»     Афонский иеромонах Савватий (Севостьянов)«Пути Святой Горы. От Афона до Валаама»   В выставочном зале Сестрорецка – курортного города на побережье Финского залива, вблизи Санкт-Петербурга – до 21 ноября 2016 года будет открыта выставка фоторабот иеромонаха Валаамского монастыря  Савватия (Севостьянова)  «Пути Святой Горы. От Афона до Валаама». В экспозиции более ста пятидесяти фотографий. Выставка организована по благословению епископа Троицкого Панкратия, игумена Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Она приурочена к 1000-летию присутствия русского монашества на Святой горе Афон и посвящена памяти многих поколений иноков братских обителей. Иеромонах Савватий, в миру Сергей Севостьянов, увлекался фотографией с детства, но выбрал для себя другое поприще: закончил географический факультет МГУ. С фотокамерой Сергей объездил полстраны. Любовь к фотографии, как говорит сам иеромонах, и подтолкнула его к Богу. В 1995 году в одной из поездок на его пути встретился известный старец, и беседа со святым человеком заставила Сергея изменить свою жизнь. А фотография из увлечения стала его монашеским послушанием. На Валаам Сергей не готовился – собирался в Соловецкий монастырь, где его ждали. Неожиданно старец, к которому он пришел за благословением, произнес: «Валаам». Мог ли знать будущий инок, что сто пятьдесят лет назад Валаамский монастырь был одним из первых мест в России, где по достоинству оценили фотоискусство, и одна из первых фотомастерских в России появилась именно здесь? Все снимки отца Савватия сделаны форматными камерами на огромных штативах,  многие аппараты он собрал из разных деталей, найденных в подвалах монастыря, а снимает на серебряных пластинах, как это делали сто-сто пятьдесят лет назад. Фотографии, в основном, монохромные. Именно такие, считает монах, создают особую атмосферу, заставляют сосредоточиться на изображении. Сегодня эти снимки можно встретить в музеях России и Франции, хранятся они и в Международном музее фотографии города Рочестера в США.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2421

С.В. Шумило Содержание Роль Афона в истории культуры и духовности Украины. (вместо предисловия) Малоизвестный запорожский скит «Черный Выр» на Афоне: по материалам украинских архивов Статус Афонских обителей Афонский Зографский монастырь и его связи с Украиной Положение русского монашества на Афоне и основание скита «Черный Выр» в XVIII в. Афонский скит «Черный Выр» и его связи с запорожской сечью Ктиторство запорожских казаков на Афоне Насельники «Черного Выра» и их отношения с прп. Паисием Величковским «Знатный запорожец» на Афоне «Казацкий епископ» Анатолий (Мелесь) и Афон Водным путем «Из Запорожья на Афон» Дикеи и некоторые иноки «Черного Выра» Сохранившиеся описания «Черного Выра» Греческая революция и запустение «Черного Выра» и других обитателей Афона «Малороссийский» Ильинский скит и другие обитатели на Афоне в XIX в. Памятник присутствия запорожских казаков на Афоне Сокращения   К 1000-летию древнерусского монашества на Святой Горе Афон Международный институт афонского наследия в Украине   Роль Афона в истории культуры и духовности Украины 1 . (вместо предисловия) Афон c его многовековым наследием в течение многих столетий играл исключительно важную роль в развитии отечественной духовности и культуры как в эпоху Киевской Руси, так и в период национально-освободительной борьбы украинского народа в XVII в., и в более поздние времена, влияя при этом на самобытность национальных религиозных традиций в Украине. Особенно важным было основание и становление под влиянием Афона Киево-Печерского монастыря, который стал своего рода «рассадником» и центром монашества, духовности, книжности, культуры и просветительства в Киевской Руси. Первое известное письменное упоминание о киеворусском монашестве на Афоне относится к 1016 г. Под этой датой в одном из святогорских документов, которые хранятся в библиотеке Великой Лавры на Афоне, зафиксированы подписи игуменов всех монастырей Святой Горы. Среди них такая надпись: «Герасим монах, милостию Божией пресвитер и игумен обители Роса, свидетельствуя, собственноручно подписал» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане ( к 600-летию преставления святителя ) Свт. Киприан у ног Христа Давние связи Руси со Святой горой, как в первый раз и официально был назван Афон в уставе императора Константина Мономаха 1046 г., имеют прочное начало, заложенное еще прп. Антонием Печерским († 1073), но их особенное развитие пришлось на время управления всероссийской митрополией святителем Киприаном († 1406). Сохранилось известие, датированное не ранее 1379 г., о приходе в Новгород с Афона старцев, вероятно, сопровождавших на Русь митрополита Киприана. В это же время на Афоне подвизается игумен новгородского монастыря на Лисьей горе Иларион. Он принес с Афона список известного сочинения игумена Никона Черногорца «Тактикон», с которого уже в 1397 г. по благословению архиепископа Иоанна «два калугера, Яков да Пимин» делают новый список в новгородском Лисицком монастыре при игумене Варлааме (РНБ, F. п. I. 41). Другой постриженник Лисицкого монастыря - прп. Арсений Коневский († 1447) был принят в 1390 г. игуменом Иоанном на Святой Горе, где подвизался три года. По возвращении в 1393 г. в Новгород он принес икону Богоматери в благословение со Святой Горы, а также общежительный афонский устав, согласно которому была построена жизнь в обители на острове Коневец, расположенном на Ладожском озере. Следует отметить, что в новгородских пределах первые насельники с Афона появляются в середине XIV века, когда к прп. Лазарю Муромскому († 1391), пришедшему на Русь из римской обители Санта Прасседе и основавшему Свято-Успенский Муромский монастырь на Онежском озере, присоединяется его спосник и сподвижник святогорский старец Феодосий. Еще одним оплотом святогорского иноческого предания на Руси в эпоху митрополита Киприана стал в 1389 г. вологодский Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере, куда св. блгв. кн. Димитрий Донской направил настоятелем прибывшего с Афона Дионисия Святогорца, ставшего в 1418 г. архиепископом Ростовским. От него приняли пострижение и благословение Святой Горы прпп. Дионисий Глушицкий († 1437) и Александр Куштский († 1439). Учеником Дионисия Святогорца и прп. Дионисия Глушицкого был прп. Григорий Пельшемский, Вологодский чудотворец († 1442). Афонские традиции в Спасо-Каменном монастыре сохранялись вплоть до старца Паисия Ярославова и его ученика – преп. Нила Сорского.

http://pravoslavie.ru/2577.html

Часть 2. История Русского Афона с древнейших времен до 1917 г. Более тысячи лет существует то, что иногда называют монашеской республикой, обосновавшейся на склонах гористого полуострова в Эгейском море, тянущегося от полуострова Халкидика. Афон, или Святая Гора, включает в себя территории, на которых находятся земли исключительно в монастырской собственности. Сейчас двадцать святогорских монастырей, несколько скитов, множество уединенных молитвенных мест являются уникальным центром православного монашества. Основание первых христианских храмов на Афоне предание относит ко временам Константина I Великоо (285–337), а монастырское строительство началось на Святой Горе не позднее VII в. В это время в Грецию хлынули монахи из разоренных арабскими захватчиками пустынных обителей Египта и Палестины, они актив-но заселяли Афон. Среди них были великие подвижники, такие как прп. Петр Афонский. Формой монашеской жизни тогда были небольшие монастыри – монодрионы, а также отшельнические кельи и пещеры. Но подлинной датой начала Афона как уникального духовного явления, локализованного в определенной географической точке на карте мира, стал 963 г. – время создания прп. Афанасием Афонским древнейшего из больших монастырей Святой Горы – Великой Лавры – первого как по времени возникновения и по величине, так и по месту в афонской иерархии. Последовавшее затем принятие первого Святогорского Устава (Типика) в 971/2 г. по общежительному образцу имело большое влияние на монашескую жизнь не только всего Афона, но и других православных стран.. Преподобный Афанасий Афонский (ок. 925 – ок. 1000), в миру Авраамий, родился в Трапезунде и, рано осиротев, в детстве воспитывался монахиней, после чего был взят ко двору византийского импера-тора. Получив здесь блестящее светское воспитание, он, одна-ко, всей душой стре-мился к монашеству и принял постриг от рук прп. игумена Михаила Малеина, племянник которого, Никифор Фока, впоследствии император, стал его близким другом. Избегая суетного мира и почестей, прп. Афанасий тайно удалился на Афон, где поселился в пещере, до сих пор существующей недалеко от Великой Лавры, однако слава о его аскетических подвигах быстро распространялась. Здесь нашел его полководец Никифор Фока и, пользуясь дружбой, убедил на свои средства построить большой монастырь, в котором хотел сам принять иноческий постриг, что не успел исполнить, будучи призван на императорский престол. Лавра, однако, была отстроена, и прп. Афанасий, хотя и против воли, стал ее первым игуменом, впервые введя на Афоне строгий общежительный устав по образцу древних палестинских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богослужебные принадлежности храмов Константинополя и Афона и костюм белого и черного духовенства на Востоке Источник О переходе священников с прихода на приход. – Бого­служебные принадлежности храмов Константинополя и Афона и костюм белого и черного духовенства на востоке. – Какой способ освящения семян перед посевом весною пришелся по душе поселянам? – Как статье: «Сельский пастырь в роли мирского судьи». – Вопрос из пастырской практики. Церковно-богослужебные принадлежности христианского во­стока имеют весьма немного особенностей сравнительно с теми же принадлежностями в наших храмах. Мантия епископская ( μανδας, µ ανδη) на востоке – темно-лилового цвета с золотыми источниками, сделанными из газа. Патриаршеская мания отличается от архиерейской лишь тем, что на скрижалях её всегда изображается икона Благовещения. Игумены и архимандриты афонских монастырей носят мантию наших архиереев, но с изображениями на скрижалях или Богоматери, или святого, в честь коего устроена обитель или даже праздника, в который надевается мантия. Черная мантия 1 , какую обыкновенно носят у нас архимандриты или игумены, употребляется на Афоне только во время Великого поста. Посох архиерейский ( βδος), или патерисса, патерица ( πατερζα, πατερσσα), употребляется на востоке епископами и архимандритами. Архиерейские жезлы состоят из палки с гори­зонтально на нее положенною небольшою поперечиною, которая иногда заменяется двумя змеевидными главами, взаимно назад обращенными. Сулок или два небольшие один в другой вложенные платка, по краям обшитые позументом и стягиваемые шнуром на жезле близ поперечины для того, чтобы обвернуть верхнюю часть жезла и сделать через это более удобным его для употребления, не составляет необходимой принадлежности архиерейской патерицы на востоке. Весьма часто в руках епи­скопа мы видели посох без сулка, украшенный лишь шипками или яблоками и змеевидною рукояткою, увенчанною крестом. На Афоне в Руссике патерицы употребляются металлические и костяные, украшенные художественною резьбою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Фото священника Игоря Палкина ЖМП 6 июнь 2016 /  15 мая 2017 г. 12:59 Точка отсчета ФЕВРАЛЬ 1016 ГОДА - ХРОНОЛОГИЧЕСКИ ПЕРВАЯ ДОСТОВЕРНАЯ ДАТА ПРИСУТСТВИЯ РУССКИХ НА СВЯТОЙ ГОРЕ Русский монастырь Святого Пантелеимона на Святой горе Афон переживает период юбилеев. В конце прошлой осени, точнее 9(22) октября, отмечалось 100-летие ныне здравствующего игумена монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), человека необыкновенной судьбы и настоящего подвижника. В истекшем же году праздновалось 200-летие освящения соборного храма (по афонской традиции «кафоликона») русского монастыря во имя Святого Пантелеимона. Наконец, в нынешнем году отмечается 1000-летие начала русского Афона. Несомненная датировка В истории монашества Афона, и прежде всего русского Пантелеимонова монастыря, есть важная, точная и непреложная дата — «февраль 14-го индикта» как хронологически первое документально верифицированное упоминание «обители Рос(а)», игумен которой Герасим собственноручно подписал документ с указанием своего развернутого титула. Грамота из архива Святогорской лавры Святого Афанасия (Акт. Лавр. I.19: P. 155.37–38) сохранилась в подлиннике и издана в 1970 году Полем Лемерлем с коллегами в парижской серии «Архивы Афона» 1 по этому оригиналу с приложением альбома фотографий (Табл. XIV) 2 . Подлинный документ представляет собой гарантийное подтверждение (σφλεια) игумена обители Святого Илии Николая, который, судя по тексту, намерен обосноваться в монастыре Предтечи το τζιιωννη, где игуменом являлся Симеон, чтобы исполнять свои обязанности (игумена) по управлению (обителью) — временно, на один год. Акт подписан свидетелями — игуменами афонских монастырей, среди которых и «пресвитер и игумен обители Рос(а)» Герасим. По наблюдению специалистов-кодикологов (ученых, изучающих рукописные книги) уверенная и четкая подпись Герасима свидетельствует, что это грамотный человек, возможно, неплохо, по византийским критериям, образованный 3 . Датировка акта основана как на данных палеографического и кодикологического анализа, определяющего начало XI века как время издания документа, так и на материалах просопографии (специальной исторической дисциплины, изучающей биографии исторических лиц, относящихся к определенной эпохе или местности, имевших общие политические, социальные или этнические черты, занимавших определенную должность). «14-й индикт» в начале XI века приходится на 1016 или 1031 год, но вторая дата не может быть верифицирована: по крайней мере уже в 1030 году в Русском монастыре игуменом был Феодул, чья аутентичная подпись скрепляет купчую на приобретение принадлежавшей Димитрию Халкею кельи (этот документ — древнейший датированный подлинный акт архива Русского монастыря (Акт. Росс. 1)).

http://e-vestnik.ru/history/tochka_otsch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010