С.В. Шумило Греческая революция и запустение «Черного Выра» и других обитателей Афона По словам иеросхимонаха Сергия (Веснина), зографские проэстосы рассказывали ему в 1847 г., что малороссияне оставили свой скит «Черный Выр» около 1830 г. в связи с событиями греческой национально-освободительной борьбы 137 . Этот факт подтверждается у еп. Порфирия (Успенского) в его описании посещения Зографского монастыря в 1858 г. 138 , в «Путеводителе по Афону» за 1895 г. 139 , а также – в годовом отчете Свято-Ильинского скита Протату Святой Горы за 1930 г. 140 Следует заметить, что в это же время опустел практически весь Афон. Греческое восстание 1821 г. турки пытались жестоко подавить. Был повешен в Константинополе Вселенский патриарх Герман, а вместе с ним казнен ктитор Русика Скарлат Каллимах. В 1822 г. в греческой Македонии салоникский паша истребил до 5 тысяч мирных жителей, были сожжены многие деревни. В виде исключения, ради спасения жизней тысяч людей, Афон тогда приютил около 8 тысяч женщин и детей и организовал их вывоз в более безопасные области Южной Греции. За поддержку греческого восстания турки мстили афонским монахам. Только в тюрьме города Салоники было казнено 62 святогорских инока. Кроме того, на Афонском полуострове турки разместили военный гарнизон из нескольких тысяч турецких солдат, а святогорских игуменов отправили в Стамбул в качестве заложников. Греческая национально-освободительная борьба длилась более 10 лет. За это время Афон фактически полностью был опустошен. Новые иноки на Святую Гору не поступали, а прежние, в большинстве своем, покинули Афон на время войны. Так, братия основанного прп. Паисием Величковским Свято-Ильинского скита, оставив обитель, разбрелась по разным странам. Скитоначальник обители иеросхимонах Парфений даже вывез к казакам на Кубань (бывшим запорожцам) все скитские святыни – часть Животворящего Креста Господня, мощи, церковные сосуды, ризницу, книги. Когда в 1830 г. был заключен мир с Турцией и о. Парфений вернулся на Афон, то нашел в скиту 8 человек, вернувшихся из Молдавии, которые в годы войны скрывались преимущественно в лесах и неприступных ущельях. Запустение обители было столь велико, что отец Парфений долго не мог найти свой скит: все дороги и тропинки к нему заросли лесом и кустарниками. Разрушенные корпуса обители свидетельствовали о грабеже и нападениях турецких войск и пиратов 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слободской Христорождественский монастырь во время настоятельства игумении Пульхерии был избран Матерью Божией для прославления Своей иконы, получившей название " Утешение в скорбех и печалех " . Первоначально эта икона находилась в русском Андреевском ските на Афоне. В 1863 году в Слободской прибыл с Афона для сбора пожертвований иеромонах Паисий и привез с собой эту икону, которая была поставлена в Христорождественском монастыре. Вскоре, 19 ноября, совершилось великое чудо. 18-летний художник-иконописец Владимир Неволин в детстве онемел и, несмотря на лечение, язык болящего в течение шести лет оставался без движения. Узнав о привезенной с Афона святыне, юноша отслужил пкеред ней молебен и, когда прикладывался к образу, почувствовал, что с ним происходит нечто необычайноу. Дома Владимир неожиданно произнес: " Какой чудный бриллиантовый венец на Божией Матери! " Все окружающие были поражены мгновенным возвращением дара речи. Сам Владимир поспешил в обитель воздать благодарение Богоматери, исповедался у иеромонаха Паисия и причастился Святых Таин. Жители Слободского толпами спешили поклониться чудотворному образу. Вскоре от иконы последовало множество других засвидетельствованных исцелений и чудес. Образ еще более прославился, когда его перенесли в Вятку, где он находился до мая 1864 года. В честь этой иконы в Вятском Преображенском девичьем монастыре в 1883 году был воздвигнут величественный храм (здание сохранилось). Затем образ был перенесен в Санкт-Петербург на подворье Свято-Афонского Андреевского скита, где в его честь также была освящена церковь. После закрытия подворья в 1933 году святыня исчезла. В самом же Слободском исцеленным живописцем Владимиром Неволиным с чудотворного образа был сделан точный список и помещен в Христорождественском монастыре. Всероссийское празднование иконе " Утешение в скорбех и печалех " совершается 19 ноября (2 декабря) и 25 января (7 февраля). Благочестивая игумения Пульхерия незадолго до кончины удалилась на покой. Она тихо скончалась 27 июля 1890 года, оставив по себе память как верная ученица преподобного Серафима Саровского.

http://sobory.ru/article/?object=03204

Закрыть itemscope itemtype="" > Неизвестный текст известного документа (письмо афонских монахов Гитлеру) 25.04.2014 527 Время на чтение 12 минут Грядущему тысячелетнему юбилею русского монашества на Афоне посвящена публикация протоиерея Павла Недосекина, в которой освещается вопрос написания монахами Святой горы письма, адресованного Гитлеру. В дальнейшем под предлогом подписания этого текста некоторые монахи славянских монастырей были обвинены в сотрудничестве с оккупантами и выдворены с горы Афон. С целью разобраться в справедливости обвинений автор описывает, в каких условиях возникло это письмо, а также приводит текст этого документа. За истекшие годы после Второй мировой войны уже неоднократно поднимался вопрос о позиции афонских монастырей в период германской оккупации этого полуострова. В Греции этот вопрос начал широко обсуждаться общественностью сразу после вывода германских войск. При этом он приобрёл ярко выраженную антиславянскую направленность. Собственно, это было продолжение политики греческих властей по эллинизации Афона . «После второй Мировой войны, - писал в 1963 году Вселенскому Патриарху Афинагору игумен Русского Пантелеимонова монастыря Илиан, - министерство иностранных дел Греции создало для нас новые, почти губительные трудности, целью которых является препятствие приезду новых монахов. (...) Это действие вступает в совершенное противоречие с последним международным актом, то есть с Конвенцией о меньшинствах в лозаннском договоре, которая гарантирует нам все привилегии и права, которые мы имели издавна. Таким образом, настоящей целью этого является не что иное, как уничтожение нашего святого монастыря, которая достигается путём необновления нашей со временем исчезающей братии» . После войны некоторые монахи славянских монастырей были обвинены в сотрудничестве с оккупантами. Так, 25 сентября 1947 года было сфабриковано судебное дело (протокол 394/25-9-47), которым осуждался на два года антипросоп Русского Свято-Пантелеимонова монастыря монах Василий (Кривошеин). Ему инкриминировали подписание среди прочих антипросопов письма канцлеру Германии Гитлеру. Вместе с Василием со Святой Горы было выдворено несколько других монахов-славян. Позднее, уже в начале 70-х годов, сам архиепископ Василий писал: «В греческой печати вновь возобновились нападки на русское монашество на Афоне. (...) Это всё перепевы старого: русские не имеют никаких прав на Пантелеимоновский монастырь, русские монахи хотят захватить Афон, они - органы панславизма, чуждый и вредный элемент и так далее» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Афонский старец и духовник русских святогорцев иеросхимонах Иероним (Соломенцов). День памяти - 27 ноября Афонский старец и духовник русских святогорцев иеросхимонах Иероним (Соломенцов). День памяти - 27 ноября 14 (27) ноября 1885 года отошел ко Господу духовный наставник и старец всех русских святогорцев Иероним (Соломенцов). Этот могучий духовный вождь, будучи предызбранным особым благоволением Божией Матери, возглавил по благословению старца Арсения русское братство Свято-Пантелеимонова монастыря. А позже стал общим духовником всех русских иноков на Афоне, киновиотов и пустынников, которых, словно кокошь, собрал под свои крылья молитвами и благословением своего великого старца. Промыслом Божиим он был поставлен на особое и великое служение — воссоздание русского иночества на Святом Афоне, не формально, но с глубоким содержанием, в лучших традициях монашеского благочестия. Он прекрасно справился с этой Богом поставленной пред ним задачей, чем увековечил свое имя как в истории Афона, так и в истории Святой Руси. ----------------------------------------------- В 1840 году в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне отошел ко Господу руководитель русского братства обители иеросхимонах Павел. Игумен Герасим пригласил всех русских на его погребение. Скорбь утраты усугублялась тем, что отец Павел не оставил после себя духовного семени, не имел преемника, который бы унаследовал его духовные дарования и благодать и сплотил бы именем своего почившего старца осиротевшую паству. Да и сами русские отцы не видели в своей среде никого, кто бы мог поднять крест настоятельства. Волей Божией ветвь благочестивейшего отца Павла пресеклась, не имея отрасли, но был жив еще общий всех русских на Афоне отец, вождь и корень — великий духовник и старец иеросхимонах Арсений! И действительно, неожиданно для всех, пустыннолюбивый великий старец появился вдруг на погребении. Он только один, среди общей печали, был весел и беззаботен. На просьбу благословить преемника ответил: «О сем после будем говорить и советоваться. Бог не оставит сию обитель и даст такого мужа, который управит все лучше отца Павла... » Именно об этом муже наше жизнеописание.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=276...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Кто такие афонские сиромахи? Павел Троицкий   Кто такие афонские сиромахи? Павел Троицкий О. Евгений. Афонский сиромах - 2014. Вероятно, кроме о. Евегения, найдутся всего несколько человек, которых можно было бы отнести к сиромахам (о. Иов? и др.). В любом случае, грекам этот подвиг уже непосилен, они всецело увлечены строительством. Евросоюз сделал свое дело. Но русские пока, как могут, отставают традиции Афона в битве с духом времени. - Святая Гора Афон      «Во время голода, когда трудно было доставить пшеницу в Египет, преп. Пахомий дал своему эконому сто златниц и послал его купить ее, где только удастся ему найти ее. Бесполезно перебывавши в разных местах, эконом достиг наконец города Гермута, где встретил чиновника, наблюдающего за общественным продовольствием, который, по слухам, глубоко уважал преп. Пахомия и заведенные им обители, и который вследствие того отпустил эконому пшеницы не только по гораздо уменьшенной цене, но еще в два раза больше, нежели на сколько хватало денег, то есть не на сто златниц, а на двести, говоря, что на следующий год уплатите. Эконом возвратился, очень довольный своей поездкой и удачной покупкой, ожидая, что его расхвалит старец.   Вышло же совсем другое. Преп. Пахомий, узнав, как все сделано, не позволил и зерна одного внести в монастырь из купленной таким образом пшеницы, и заставил эконома продать ее в окрестности по той цене, по какой она куплена, чиновнику возвратить сто златниц, какие он ему задолжал, а на сто златниц купить снова пшеницы по такой же цене, по какой и всем она продается» «Еще мое усердное завещание вам, отцы и братия: врата обители да не затворяются никогда для нищих и убогих и всякого требующего. Сам Господь засвидетельствовал воочию всех нас, воздая обильно Своими щедротами обители за незатворение ею врат и милостыни для всех нуждающихся. Сие наблюдайте неизменно, как было, и не ограничивайте вашей милости и после меня».   Из завещания игумена Пантелеймонова монастыря архимандрита Макария

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=175...

Освобождение архимандрита Ефрема (+ ВИДЕО + ФОТО) Несмотря на усталость от долгой дороги и слабое здоровье (у отца Ефрема тяжелая форма диабета) игумен с причала направляется прямо в храм: провести литургию, день его возвращения в православном календаре пришелся на праздник Похвалы Богородицы. 2 апреля, 2012 Несмотря на усталость от долгой дороги и слабое здоровье (у отца Ефрема тяжелая форма диабета) игумен с причала направляется прямо в храм: провести литургию, день его возвращения в православном календаре пришелся на праздник Похвалы Богородицы. 31 марта монахи Афонского монастыря встречали архимандрита Ефрема. Того самого, которого греческие власти заключили под стражу, за которого поручались иерархи Русской Православной Церкви, и благодаря которому в Россию была доставлена одна из главных христианских святынь — пояс Пресвятой Богородицы. На приветственные гудки монастырского катера сотни верующих у причала отвечают дружным хором песнопений: настоятель Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем возвращается на Афон — позади три месяца, ставшие испытанием для всего православного мира: с декабря прошлого года настоятель древней и почитаемой обители находился под стражей в афинской тюрьме по обвинениям в мошенничестве и отмыванию денег. Несмотря на усталость от долгой дороги и слабое здоровье (у отца Ефрема тяжелая форма диабета) игумен с причала направляется прямо в храм: провести литургию, день его возвращения в православном календаре пришелся на праздник Похвалы Богородицы. «Я ушел 26 декабря, в день Пресвятой Богородицы, и возвращаюсь снова в Ее день. Все это время, находясь в заключении, когда я призывал имя Пресвятой Богородицы, тотчас получал силы, в которых нуждался», — рассказывает настоятель Ватопедского монастыря игумен Ефрем. Про Ватопед и его монахов говорят, что они находятся под «особым» покровительством Богородицы: семь икон с ее ликом, хранящихся в монастыре, считаются среди верующих чудотворными. Здесь же хранится и частица пояса Девы Марии: среди прочих недугов, верят православные, она способа исцелять женское бесплодие, но на территорию Афона женщинам вход строго воспрещен, и в прошлом году впервые за семь веков святыню вывезли за пределы Греции: в Россию, где ей поклонились миллионы верующих. Игумен лично сопровождал ковчег с поясом и по странному совпадению был арестован сразу после возвращения из этой поездки. В истории с освобождением старца Ефрема без чудес, явленных Богородицей, по его собственным словам, тоже не обошлось.

http://pravmir.ru/osvobozhdenie-arximand...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Ватопедское дело, Еврозона, Церковь и деньги     Пояс Богородицы осенил Русь крестом и показал русским самих себя. Оказалось, что желающих приложиться – более 5 млн. человек. Россия всколыхнулась... Как же темной силе остаться без ответа? И вот, появились статьи: - Как!!! Ведь у вас, в России, был Пояс Богородицы, а вы ничего не знаете о Ватопедском скандале? Более того, последнее время на наш портал приходят письма, спрашивающие: правда ли что игумен афонского монастыря Ватопед арестован, после того, как вернул Пояс Богородицы в Грецию.   Отвечаем - нет. Это неправда. Игумену афонского монастыря Ватопед, после того, как он привез Пояс Богородицы в Грецию, предъявлено обвинение по так называемому «Ватопедскому делу». Игумен Ватопеда, а также один монах того же монастыря и председатель суда,  чуть не были арестованы в связи с заведенным на него уголовным делом и отпущены после многочасового подробного допроса. Этот факт расценивается как новое «грязное дело» против Церкви.       Ватопедское дело, Еврозона, Церковь и деньги Ватопедский скандал Ватопедское дело появилось в конце 2008 года, когда в греческих СМИ были опубликованы подробности сделки между государством и монастырем. Как и всякая византийская обитель, Ватопед обладает хранящимися у него грамотами византийских императоров и турецких султанов на собственность. Подобные документы до сих пор признаются греческим государством, которое, однако, само пока не создало собственного земельного кадастра. Обладая древним правом на землю, Ватопедский монастырь на протяжении ряда лет судился с государством за обширный участок леса и озеро на севере страны, и в конце концов суд признал древнюю грамоту подлинной, а вытекающие из нее права — подлежащими реализации. После этого Ватопед заключил договор с государством: только что полученные по суду земли были обменены на здания в центре Афин и туристическую недвижимость неподалеку от Афона, которую можно было бы сдавать в аренду.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=880

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Афонский Дохиарский патерик, Мы следим за тем, что происходит в Церкви, и от того, что мы слышим, у нас болит сердце   Афонский Дохиарский патерик, Мы следим за тем, что происходит в Церкви, и от того, что мы слышим, у нас болит сердце   О сегодняшней ситуации в РПЦ на Афоне говорят следующее. Русский епископат обособляется в касту, как это было и перед революцией. Имеются в виду не конкретные люди, а тенденция, которой приходится следовать большинству. На любую попытку верющего народа как-то вмешаться в церковную жизнь следуют жесточайшие репрессии. В сегодняшей шумихе под обсуждением конкретных грехов стоит попытка вступить с «князьями церкви» в диалог: какой-нибудь, любой, лишь бы образовалась обратная связь, хоть раз услышать ответ...   Как видим, попытка оказалась неудачной. Единственная возможность диалога, которую оставляет каста кзязей Церкви: поднять шумиху в СМИ или действовать через благотворителей (в этом случае диалог возникает мгновенно). Однако оба этих способа тоже будут разрушать Церковь.   В такой ситуации уже не нужно пророчествовать. Приближающаяся катастрофа настолько очевидна и неотвратима, что остается только молиться. Журналисты и публицисты, конечно, действуют как считают нужным. Но в их " правде " , у каждого своей, не может быть подлинной Правды, которая на самом деле у всех одна и общая для всех. Правда всех примиряет, а не разделяет. Мы же напоминаем, что в церковно- политической  борьбе не бывает победителей.   Публикуем рассказы о Святой Горе архимандрита Григория Зумиса, игумена афонского монастыря Дохиар. Назовем эти воспоминания " Дохиарский патерик " , потому что это так и есть, подлинный патерик, или точнее, Герондикон. Эти рассказы учебник подлинной афонской духовности. Советуем обратить внимание на них. - Святая Гора Афон     Игумен Григорий Дохиар. Воспоминание о Паросе Игумен афонского монастыря Дохиар архимандрит Григорий. Хоть мошна пуста, да душа чиста Житие ст арца Иерофея с Афона

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=173...

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о подвижничестве Преподобный и богоносный отец наш Петр Афонский, первый исихаст Святой Горы, поселился в пещере, которая находится под южными предгорьями Афона. Там он проводил поистине ангельское и небесное житие, нагой, босой, претерпевая многочисленные и разнообразные искушения от демонов, в течение пятидесяти трех лет питаясь небесным хлебом 120 . Преподобный Геронтий, основатель скита Святой Анны, прежде был игуменом монастыря Вулевтирион. Жил он в пещере, сначала у моря, а затем, ввиду угрозы пиратских набегов, в труднодоступных скалах, где сегодня стоит церковь святого великомученика Пантелеймона. Рядом с ним в каливах подвизалось множество аскетов, живших в крайнем нестяжании, подвиге, молитве и беспопечительности. Ради утешения братий преподобный помолился, и на месте его подвигов образовался небольшой святой источник. Преемник же его захотел разбить небольшой садик и собирал эту воду для полива. Однако это не было угодно нашей Пречистой Владычице, говорят отцы, источник иссяк, и вода вышла ниже. Потому что Пресвятая Богородица желает, чтобы монахи предавались молитве, свободной от всякой заботы о земном, а не обработке садов. Преподобный Герасим Новый 121 , сначала подвизавшийся на Святой Горе, целых пять лет подвижнически жил в районе Капсалы 122 , питаясь только вареными кабачками без масла, а затем переселился в безмолвное место Омала на остров Кефаллиния 123 , где он устроил свою пустынь и основал тамошнюю обитель. На Святой Горе святой Герасим приобрел духовный капитал, познал мужей добродетельных и святых, пополнил свой монашеский и подвижнический опыт и стал сосудом благодати, непрестанно пребывая в посте и молитве, так что лукавые духи в трепете бежали от него. От пустынной области Капсала он получил и прозвище Капсалис, так что даже демоны кричали: «Ты попалил нас, Капсалис!» Однажды в очень суровую зиму, когда выпало много снега, преподобный и богоносный отец наш Акакий Кавсокаливит развел огонь, чтобы согреться. Но чем ближе он придвигался к теплу, тем больше замерзал. Тогда подвижник понял, что тот чрезвычайный холод, который он ощущал, не был естественным, а происходил от бесовского действия. Святой тотчас погасил огонь и, выйдя из пещеры, в которой жил, обнаженный бросился в снег. Тогда он ощутил в себе такую удивительную силу, что ему казалось, что он находится в бане, а не в снегу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Афонский иеромонах Иосиф: Любой кризис начинается с кризиса в Церкви Монах, живущий в пещере, поможет вам больше, чем обычный человек, который подойдет и поделится с вами деньгами 25 июня, 2015 Монах, живущий в пещере, поможет вам больше, чем обычный человек, который подойдет и поделится с вами деньгами В начале мая в Россию была принесена десница великомученика Георгия Победоносца. В столице, за неделю пребывания десницы в храме на Поклонной горе, святыне поклонились более 70 тысяч человек, а всего по России – свыше 700 тысяч человек. Одним из сопровождавших святыню был иеромонах Иосиф – заместитель игумена монастыря Ксенофонт святой горы Афон, откуда была принесена десница. В интервью «Правмиру» он рассказал о том, как пришел в монастырь, каким должен быть настоящий монах, о традициях монашеской жизни на горе Афон и в монастыре Ксенофонт. – В России отношение к Афону особенное. Мы воспринимаем Святую Гору как место, максимально близкое к идеалу монашества. Чем привлекает людей Святая Гора? – Монашеская жизнь всегда привлекала православных христиан, так как она была примером жизни Христовой. Монахи полностью отдают свою душу Господу, исповедуются, каются в своих грехах и становятся ближе к Господу. Афон имеет тысячелетнюю историю и практику монашеской жизни, и корни русского монашества также исходят из Афона в лице святого Антония. Поэтому и русское монашество, и русский народ тянутся к Афону. По преданию сама Богоматерь посетила Афон. Корабль, на котором Она с апостолами направлялась на остров Кипр, попал в бурю и причалил к Афонской горе. Язычники поверили Ее проповеди и крестились. В первые века Афон находился под владычеством Рима, который преследовал христиан до 313 года, когда император Константин Великий издал указ о даровании христианам права гражданства и свободы вероисповедания. К этому времени христианство на Святой Горе уже было довольно развито. Появились монастыри, расцвело иночество. Существует предание, что в 422 году дочь Феодосия Великого царевна Плакидия посетила Афон, но войти в монастырь Ватопед ей помешал глас, исходивший от иконы Божией Матери. С того времени доступ на Святую Гору лицам женского пола строжайше запрещен. Только два раза нарушался этот запрет: во время турецкого владычества и в ходе гражданской войны в Греции, когда женщины и дети спасались в лесах Святой Горы.

http://pravmir.ru/afonskiy-ieromonah-ios...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010