Богослужебные принадлежности храмов Константинополя и Афона и костюм белого и черного духовенства на Востоке Источник О переходе священников с прихода на приход. – Бого­служебные принадлежности храмов Константинополя и Афона и костюм белого и черного духовенства на востоке. – Какой способ освящения семян перед посевом весною пришелся по душе поселянам? – Как статье: «Сельский пастырь в роли мирского судьи». – Вопрос из пастырской практики. Церковно-богослужебные принадлежности христианского во­стока имеют весьма немного особенностей сравнительно с теми же принадлежностями в наших храмах. Мантия епископская ( μανδας, µ ανδη) на востоке – темно-лилового цвета с золотыми источниками, сделанными из газа. Патриаршеская мания отличается от архиерейской лишь тем, что на скрижалях её всегда изображается икона Благовещения. Игумены и архимандриты афонских монастырей носят мантию наших архиереев, но с изображениями на скрижалях или Богоматери, или святого, в честь коего устроена обитель или даже праздника, в который надевается мантия. Черная мантия 1 , какую обыкновенно носят у нас архимандриты или игумены, употребляется на Афоне только во время Великого поста. Посох архиерейский ( βδος), или патерисса, патерица ( πατερζα, πατερσσα), употребляется на востоке епископами и архимандритами. Архиерейские жезлы состоят из палки с гори­зонтально на нее положенною небольшою поперечиною, которая иногда заменяется двумя змеевидными главами, взаимно назад обращенными. Сулок или два небольшие один в другой вложенные платка, по краям обшитые позументом и стягиваемые шнуром на жезле близ поперечины для того, чтобы обвернуть верхнюю часть жезла и сделать через это более удобным его для употребления, не составляет необходимой принадлежности архиерейской патерицы на востоке. Весьма часто в руках епи­скопа мы видели посох без сулка, украшенный лишь шипками или яблоками и змеевидною рукояткою, увенчанною крестом. На Афоне в Руссике патерицы употребляются металлические и костяные, украшенные художественною резьбою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Фото священника Игоря Палкина ЖМП 6 июнь 2016 /  15 мая 2017 г. 12:59 Точка отсчета ФЕВРАЛЬ 1016 ГОДА - ХРОНОЛОГИЧЕСКИ ПЕРВАЯ ДОСТОВЕРНАЯ ДАТА ПРИСУТСТВИЯ РУССКИХ НА СВЯТОЙ ГОРЕ Русский монастырь Святого Пантелеимона на Святой горе Афон переживает период юбилеев. В конце прошлой осени, точнее 9(22) октября, отмечалось 100-летие ныне здравствующего игумена монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), человека необыкновенной судьбы и настоящего подвижника. В истекшем же году праздновалось 200-летие освящения соборного храма (по афонской традиции «кафоликона») русского монастыря во имя Святого Пантелеимона. Наконец, в нынешнем году отмечается 1000-летие начала русского Афона. Несомненная датировка В истории монашества Афона, и прежде всего русского Пантелеимонова монастыря, есть важная, точная и непреложная дата — «февраль 14-го индикта» как хронологически первое документально верифицированное упоминание «обители Рос(а)», игумен которой Герасим собственноручно подписал документ с указанием своего развернутого титула. Грамота из архива Святогорской лавры Святого Афанасия (Акт. Лавр. I.19: P. 155.37–38) сохранилась в подлиннике и издана в 1970 году Полем Лемерлем с коллегами в парижской серии «Архивы Афона» 1 по этому оригиналу с приложением альбома фотографий (Табл. XIV) 2 . Подлинный документ представляет собой гарантийное подтверждение (σφλεια) игумена обители Святого Илии Николая, который, судя по тексту, намерен обосноваться в монастыре Предтечи το τζιιωννη, где игуменом являлся Симеон, чтобы исполнять свои обязанности (игумена) по управлению (обителью) — временно, на один год. Акт подписан свидетелями — игуменами афонских монастырей, среди которых и «пресвитер и игумен обители Рос(а)» Герасим. По наблюдению специалистов-кодикологов (ученых, изучающих рукописные книги) уверенная и четкая подпись Герасима свидетельствует, что это грамотный человек, возможно, неплохо, по византийским критериям, образованный 3 . Датировка акта основана как на данных палеографического и кодикологического анализа, определяющего начало XI века как время издания документа, так и на материалах просопографии (специальной исторической дисциплины, изучающей биографии исторических лиц, относящихся к определенной эпохе или местности, имевших общие политические, социальные или этнические черты, занимавших определенную должность). «14-й индикт» в начале XI века приходится на 1016 или 1031 год, но вторая дата не может быть верифицирована: по крайней мере уже в 1030 году в Русском монастыре игуменом был Феодул, чья аутентичная подпись скрепляет купчую на приобретение принадлежавшей Димитрию Халкею кельи (этот документ — древнейший датированный подлинный акт архива Русского монастыря (Акт. Росс. 1)).

http://e-vestnik.ru/history/tochka_otsch...

XI. Поездка в монастырь Свято-Павловский и мои занятия в нём. (1845 год) Местность Его. Тут древле почитаем был Аполлон, покровитель юности. – Основатель монастыря Павел Ксиропотамский. Судьба сей обители. – Редкости в библиотеке её, именно: Апостол, перевода ресавского, и слова Киевского Митрополита Григория Цамблака. – Архив. Святыни: Животворящее древо, Крест (будто бы) Константина Великого , Образ Богоматери 829–842 гг., Икона её под названием Нисиотисса. Складни с многими живописными образками. Число монахов. Имения монастыря и доходы его. – Характеристика игумена Софрония. Октября 8. Понедельник Готов. Еду. Поехал, – но не по опасному морю, а по безопасному, хотя и трудному, сухопутью, дабы разглядеть местности Афона и наметить их на карте. Меня, как Митрофанушка в известной комедии, повели извозчики, и свели по крутоярью к морю в Дафну. Тут пристань весьма глубока, но для судов не надёжна. На Приморском краю её стоят карантин и таможня. Мы проехали мимо их и остановились у первого потока, который в дождливое время клубится тут, как жемчужный водопад, остановились, чтобы осмотреть развалины монастыря св. Николая, иже в Дафне, который существовал ранее 730 года по Р.Х. 1 Развалины эти едва видны среди выросшего на них кустарника и разного былия. По ним я не составил никакого определённого понятия об этой малой обители, древнейшей на Афоне, и продолжал свой путь, прилагая к нему свой ум по наставлению пророка. Мул подо мною идёт самою твёрдою поступью по безлесной горе, подвигаясь выше и выше к хребту Афона: а я сижу на нём, замечаю лучшие места и черчу карту. Вот направо от дороги, гораздо ниже её и ближе к морю, между первым и вторым сухопотоком видна масличная рощица, а близь неё между вторым и третьим сухопотоком зеленеют виноградники на местности, называемой Карвáсара. Вот тропа моя взвилась до гребня горы, от которого сбегают к морю ещё два сухопотока, и тут же понизилась, и потом разлеглась почти ровно. В начале ровного поворота её к Симонопетрскому монастырю виден святой верх Афона. Здесь я вдоволь налюбовался неописанным величием его, и, вообразив на нём статую Зевеса, произнёс стихи Пиндара из четвёртой оды его:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

     В воскресенье 3 июля, в день празднования Всех святых Афонских и всех Русских святых (так совпало в этом году), в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне почтили память выдающегося Русского дипломата и государственного деятеля графа Николая Павловича Игнатьева. Будучи в период с 1864 по 1877 гг. послом Российской Империи в Константинополе, Николай Павлович Игнатьев оставил о себе самую добрую и светлую память в братстве Пантелеимонова монастыря. Имя «болярина Николая» и его супруги «болярыни Екатерины» на вечные времена внесены в поминальный синодик и неизменного, до сего дня поминаются на всех заупокойных богослужениях в обители. Не будет преувеличением сказать, что благодаря незаурядным дипломатическим способностям графа Игнатьева современное Российское государство и вся полнота Русской Православной Церкви имеют возможность отмечать знаменательную дату 1000-летнего присутствия Русского монашества на Святой Горе Афон. Заслуги графа Н.П. Игнатьева перед Русским Афоном Во второй половине XIX века Афона оказался в поле геополитических претензий Великобритании. Англичане стремились к вытеснению с Афона, с помощью тонких интриг, иноков негреческих национальностей, и в первую очередь – подданных Российской Империи, каковыми являлись Русские и Грузины. Давление было настолько сильным, что Русское братство Пантелеимонова монастыря готово было даже к выселению с Афона и возращению в пределы Российской Империи, для чего на Кавказе создавался Ново-Афонский монастырь. Но Промысл Божий воздвиг защитника интересов Русского монашества на Афоне в лице графа Игнатьева. Ему удалось убедить Константинопольскую Патриархию с одной стороны и Священный Кинот Афон с другой в необходимости поддержать Русское братство, вопреки внешнему давлению. В результате Пантелеимонову монастырю был возвращен статус Русского, и был утвержден в должности Игумена выдающийся русский подвижник и духоносный старец схиархимандрит Макарий (Сушкин). Заслуги Игнатьева перед Россией Н.П. Игнатьев послужил Отечеству в качестве посланника в Пекине (1859–1860), посла в Константинополе (1864–1877), министра внутренних дел (1881–1882). Граф Игнатьев дослужил до звания генерал-адьютанта (1878). В начале 1856 года он участвовал в составе российской делегации в Парижской мирной конференции. Первым заметным шагом Игнатьева на дипломатическом поприще стало дело о разграничении земель в Бессарабии, рассматривавшееся на конференции: Австрия, поддерживаемая Англией, желала воспользоваться недосмотром наших дипломатов и по возможности отдалить Россию от Дуная и Прута, включив в отходящее к Молдавии пространство Болград, Комрад и как можно более болгарских колоний.

http://pravoslavie.ru/95213.html

История Афона Древняя история Афона Монах Моисей Святогорец (Маврикис) (Греция, Афон). Святые посредники во взаимоотношениях Святой Горы и России Известно, что Святая Гора оказала значительное влияние на духовную жизнь России через своих святых. Первым в ряду этих святых был при. Антоний Киевский († l073 г.). Еще юношей он прибыл на Св. Гору, где принял монашеский постриг. Его Старец, после того как наставил его и посвятил в тайны иноческого подвига, по откровению свыше сказал ему: «Чадо, по воле Божией ты должен вернуться на Русь, чтобы передать благословение Горы Афонской и привести к Богу множество спасающихся, дабы рассеялось духовное семя и в тех пределах – ты ведь и сам желаешь, чтобы скорее возникли там училища добродетели...» 472 Подчинившись, он отправился на Русь, однако вскоре ему пришлось вернуться на Афон. Но его Старец, предвидя пользу, которую ему могло бы принести пребывание на Руси, вновь отсылает его на родину со словами: «Отправляйся снова на Русь ради спасения многих душ». «Да будет посвящено это место начатку благословения Св. Горы Афона, и молитва моего Старца, постригшего меня и пославшего сюда, да пребудет со мной и с теми, кто последует за мной» 473 ... Придя в Киев, Антоний поселился в пещере, выкопанной ранее Илларионом (священником Спасской церкви, что стояла в близлежащем княжеском селе Берестове), который в 1051 г. был назначен киевским митрополитом. О подвижнической жизни Антония узнали люди и приходили к нему за благословением, приносили необходимое для жизни, а некоторые просились в его пещеру на поселение. Вскоре вокруг Антония сплотились 12 единомышленников, которые расширили пещеры, обустроили кельи и построили в одной из них храм. Вскоре подземная обитель уже не вмещала братию, и тогда появились первые надземные постройки – церковь Рождества Божией Матери и кельи. Так, игуменом Феодосием, по благословению Антония, была основана знаменитая Киево-Печерская Лавра, посвященная Богородице и ставшая матерью русского монашества 474 . Антоний же удалился в затвор, ушел в пустынные места, где прожил почти 40 лет, а монахов, ранее селившихся поблизости от него, он отдал в послушание монаху Варлааму. В обители воссияло множество святых 475 , что благотворно повлияло на русское благочестие. Чудотворец Антоний упокоился в той же пещере, где проходил его монашеский подвиг. Его житие написал прп. Нестор Летописец († 1114 г.) 476 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Свята Гора Афон: Иосиф Волоцкий и Нил Сорский   Свята Гора Афон: Иосиф Волоцкий и Нил Сорский           Интересно, что на Афоне всегда существовали богатые и бедные монастыри. Это были две различные точки зрения или даже две традиции. Одна восходила к прп. Афанасию Афонскому, а вторая – к прп. Петру Афонскому и Павлу Ксиропотамскому. Монастыри-хозяйственники, следующие традиции, восходящей к прп. Афанасию Афонскому, быстро росли, приобретали монашеское экономическое могущество и авторитет. Монастыри-нестяжатели не заботились о стяжаниях имуществ, но и авторитета не теряли. Обе традиции сосуществовали в мире, уважая мнение друг друга.   Впрочем, до настоящего времени на Афоне, по большому счету, все жили бедно.   Последнее время на Афоне мы наблюдаем живую дискуссию стяжателей и нестяжателей. Эта проблематика для Афона не является новой, но никогда не выходила на уровень столь серьезного противостояния. Тем не менее, весьма интересно, что бсуждение постепенно входит в русло забытых в России споров... Мы имеем в виду известное противостояние: Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.   В полемике монастыри Святой Горы разделились. И вот, разные монастыри заняли различные позиции: одни поддерживают хозяственную деятельность – другие выступают против. Например, монастырь Симонопетра, известный размахом своей хозяйственной деятельности за пределами Афона, Ватопед, выступают на стороне прп. Иосифа Волоцкого,  а Дохиар и Костамонит, где игумены выстраивают не внешнее, а внуреннее, высказались с точки зрения близкой к Нилу Сорскому.   Можно сказать, что настоящая ситуация копирует события в России эпохи русского собора 1503 года. Часть монастырей высказывается против чересчур обширной хозяйственной деятельности, тогда как другая  часть монастырей изыскивает богословское обоснование монашеского экономического могущества.   Один монастырь-хозяйственник издал книгу, содержащую рассуждения, которые сводятся к следующей мысли: богатство монастырей не имеет никакого отношения к нищете их монахов. Это разные вещи, и их нужно разделять. Так, монастырь может иметь общирные владения, большие деньги на банковском счете, а монахи его, тем не менее, – нищие, потому что это не их личное имущество.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=54

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Афонской («Экономисса») Празднование 5/18 июля Кондак 1 Избранней от сложения мира Пресвятей Деве Марии Богородице, яко воистину плотию рождшей Иисуса Христа, Спаса и Бога нашего, Владычице всея вселенныя, зело возлюбившей род преподобных Христа и вземшей под Свой державный покров их святыя обители, похвальная приносим пения. Ты же, о всечестная наша Мати Игумение, храни и спасай нас от всех врагов видимых и невидимых, да зовем Ти: Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей всечестная Игумение. Икос 1 Ангели плотию суще вси преподобнии отцы и матери, юноши и девы, от века просиявшии во святых, православно шествоваху в небесная селения под сиянием Честнаго и Животворящаго Креста Христова на земном поприще, во юдоли плача и скорбей, под державным покровительством Матере Христа Бога нашего, всечестнейшия Игумении православнаго монашескаго жития, Еяже милостивому заступлению радостно взываем сице: Радуйся, всечестнейшая наша Мати Игумение; радуйся, надеждо нашего спасения. Радуйся, Святыя Горы Афонския хранительнице; радуйся, тамо живущих иноков Спасительнице. Радуйся, веселие и славо Христовых подвижников; радуйся, отрадо Божественная святых пустынников. Радуйся, яко Тобою вси святии спасаются; радуйся, яко вся вселенная Тобою украшается. Радуйся, мира видимаго и невидимаго о Бозе Владычице; радуйся, в селения рая небесная Руководительнице. Радуйся, благое начало и славный конец всех святых жития; радуйся, святыя радости Божественная струя. Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей всечестная Игумение. Кондак 2 Видя скорбный путь спасения для всех преподобных Своих, Господь наш Иисус Христос благоволи Матери Своей, Всепречистей Деве Марии Богородице, да прострет Она Свой божественный покров игуменства над всеми святыми обительми Святыя Афонския Горы и всея вселенныя православнаго монашескаго спасения, да вси спасающиися в преподобии и святости, верою видяще сие, взывают непрестанно Спасителю Богу: Аллилуиа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Старец Кодрат (1859-1940 13 февраля), игумен монастыря Каракалл   Старец Кодрат игумен монастыря Каракалл     Старец Кодрат (1859-1940 13 февраля)     Старец Кодрат был игуменом монастыря Каракалл. 26 лет его игуменских трудов были временем духовного подъема Каракалла, одного из великих и древнейших монастырей Афона. При его жизни поговоркой стала фраза: «Кто побывал на Святой Горе и не взошел на вершину Афона, и не видел отца Кодрата, тот ничего не видел». Рассказывая о том, каким игуменом был отец Кодрат, архимандрит Херувим говорит о беде современного монашества – формальном отношении к игуменству, главенстве административных функций, тогда как «игумен должен быть отцом, врачем и наставником».   По его мнению, это «настоящая беда для монашества, удар изнутри, отход от священного пути, предназначенного опытом духоносных отцов». Старец Кодрат был настоящим пастырем своему стаду, он был наделен пастырским даром. После того как был поставлен игуменом, продолжал трудиться на общих послушаниях вместе  с братией, полагая, что игумен должен быть образцом трудолюбия и служения. Чада могли прийти к нему в любое время без предупреждения для разрешения вопросов или получения благословения. Он стал игуменом для того, чтобы служить братии, уподобляясь самому Христу. «Сознание ответственности своего положения игумена, защитника вверенных ему душ, даже во сне заставляло сердце его бодрствовать». «Отец Кодрат был на страже день и ночь. Он весь был глаза и уши, потому что весь был любовь… к духовным своим детям. Эта любовь не давала ему покоя, но заставляла постоянно заботиться о них – об их послушаниях, молитве, о духовном росте каждого». При отце Кодрате Каракалл был из первых в Афонском сообществе монастырей по строгости и суровости уклада и вообще жизни духовной. Без разрешения игумена братии не разрешалось иметь собственных вещей. Он учил монахов нестяжанию – одной из основ монашества. Не хотел чтобы в монастыре были газеты, которые приводят монахов в смятение, доносят в монашескую гавань штормовые волны мира.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=991

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней То, о чём думаешь утром, сделай вечером, а то, о чём думаешь вечером, сделай утром Игумен Григорий Дохиар. То, о чём думаешь утром, сделай вечером, а то, о чём думаешь вечером, сделай утром Публикуем рассказы о Святой Горе архимандрита Григория Зумиса, игумена афонского монастыря Дохиар. Мы исправили перевод, который далек от совершенства. Назовем эти воспоминания " Дохиарский патерик " , потому что это так и есть, настоящий патерик, или точнее, Герондикон. Эти рассказы учебник подлинной афонской духовности. - Святая Гора Афон   Мы следим за тем, что происходит в Церкви, и от того, что мы слышим, у нас болит сердце  Ефрем Катунакский. Стань для старца всем, даже его плевательницей и ночным горшком Ефрем Катунакский. Дорогие мои детки, бо­гослов тот, кто беседует с Богом   Игумен Григорий Дохиар. Воспоминание о Паросе Игумен афонского монастыря Дохиар архимандрит Григорий. Хоть мошна пуста, да душа чиста Житие ст арца Иерофея с Афона Григорий, игумен афонского монастыря Дохиар, Моя мать Лонговарда      Седой директор нашей сельской школы говорил: «То, о чём думаешь утром, сделай вечером, а то, о чём думаешь вечером, сделай утром». Я всегда соблюдал этот завет моего учителя. Впрочем, мне часто приходилось раскаиваться и плакать горше, чем апостол Пётр. Несмотря на то что Бог предупреждал меня разными знаками не раз и не два, я всё равно исполнял своё решение, после чего неизменно приходило разочарование и скорбь. Во всех моих неудачах виноват я сам. Я часто предвидел печальные последствия, но всё равно настаивал на исполнении своего решения. Поистине, я сам себя ослеплял. Впрочем, у меня были и такие решения, о которых я никогда не жалел и которые, я уверен, были от Бога. Одним из них было решение, принятое мною в детстве, когда мне было двенадцать лет: я решил оставить родной остров и отправиться учиться на Патмос, несмотря на то, что мой отец был категорически против этого. Тогда, в 1955 году, этот святой остров ещё не был местом,привлекающим туристов. На нём ещё оставалось многое из прежнего духовного наследия. У монахов не было ни радиоприёмников, ни магнитофонов, ни видеоплееров, ни автомобилей, ни мобильных телефонов. Они были нищими, держались подальше от так называемой культуры Западаи были более привержены к Востоку — матери всех культур. Лишь раз в неделю на остров приходил корабль и привозил афинские газеты, корреспонденцию и товары для магазинов. В руках у монахов всегда были жития святых и другие церковные книги. Чётки и книга были их единственным

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=181...

Глава пятая. Всенощное бдение на Афоне Единственным местом на Православном Востоке, где до сего времени совершается чин агрипнии в течение всей ночи, как указывает Иерусалимский устав, является Афон. Монашество на Афоне появилось около 680 года, когда этот полуостров, представлявший собой выморочную государственную землю, был передан императором Константином Погона-том константинопольскому патриарху для заселения монахами, бежавшими из разных мест империи вследствие погромов арабов-магометан 464 . Прибывающие на Афон монахи, как правило, жили одиночно в шалашах-келиях или в домах с небольшим числом обитателей. Уклад жизни их, таким образом, весьма приближался к укладу палестинских келиотов 465 . Насколько авторитетным на Афоне считался келиотский уклад жизни монахов даже с появлением здесь общежительных монастырей, в частности лавры преп. Афанасия (X век), получившей от последнего общежительный устав – Диатипосис, написанный по образцу Ипотипосиса преподобного Феодора Студита , это видно из того, что киево-печерский игумен Досифей в XIII веке заимствовал для русских монахов устав келейного правила с Афона 466 , а несколько позднее митрополит Киприан (1390– 1406) редактировал Псалтирь под знаком афонских порядков келейного совершения суточного богослужения 467 . Прямым следствием келиотского быта афонского монашества было постепенное отклонение афонских уставов, возникших на основе Диатипосиса преп. Афанасия, от студийских обычаев в сторону иерусалимских 468  и, наконец, появление на Афоне Иерусалимского устава. В 1190 году его вводит в Хиландарской обители преп. Савва Сербский 469 . Сохранившиеся в большом количестве в монастырских библиотеках Афона и относящиеся по времени своего появления к XIII и XIV столетиям списки Иерусалимского устава 470  свидетельствуют о широком его распространении в это время на Афоне. Принадлежа по своему содержанию к иеру-салимо-константинопольской редакции, они лишены в части порядка отправления всенощного бдения тех особенностей, какие присущи были этому чину в период действия его в Палестине и в тяготевших к последней монастырях, например Синайском, Антиохийском преп. Симеона Дивногорца. Иерусалимский устав вошел в употребление на Афоне в период повсеместного распространения его на Православном Востоке 471 , когда в нем исчезли местные богослужебные особенности упомянутых монастырей и когда их место заняли порядки, создавшиеся под влиянием богослужебной практики Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010